Микрогосударства и Европейский Союз
В настоящее время все европейские микрогосударства имеют ту или иную форму отношений с Европейским Союзом (ЕС). [1]
Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино и Ватикан остаются за пределами Союза. По численности населения Андорра является крупнейшим из пяти микрогосударств с населением около 85 500 граждан, по оценкам на 2022 год. [2] Две другие небольшие страны, Люксембург и Мальта , являются полноправными членами ЕС, и в обеих проживает более 600 000 и более 500 000 человек соответственно.
Состояние отношений
[ редактировать ]Андорра, Монако, Сан-Марино и Ватикан используют евро в рамках валютных соглашений с ЕС и получили право выпускать ограниченное количество монет евро . Им было разрешено это сделать, поскольку они использовали старые валюты еврозоны или были привязаны к ним. Лихтенштейн, с другой стороны, использует швейцарский франк .
Лихтенштейн является полноправным членом Шенгенского соглашения , Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Дублинского регламента об убежище и подписал соглашение об участии в Решениях Прюма , в то время как Монако имеет открытую границу с Францией , а Шенгенские законы действуют управлялся так, как если бы он был частью Франции. Сан-Марино и Ватикан, оба анклава внутри Италии , имеют открытые границы с Италией и де-факто являются частью Шенгенской зоны . Никакие систематические пограничные проверки между Андоррой и Шенгенской зоной не проводятся. Ни одно микрогосударство не может выдавать шенгенские визы. [ нужна ссылка ] Ни у одного из них нет аэропорта, но у всех есть вертолетные площадки . В Монако есть единственный морской порт; остальные не имеют выхода к морю . В Монако разрешен приезд из-за пределов Шенгенской зоны. [3] [4] но не в Сан-Марино и Ватикане, поскольку там нет пограничного контроля. [4]
Монако является частью таможенной территории ЕС по соглашению с Францией и управляется как часть Франции. Сан-Марино и Андорра находятся в таможенном союзе с блоком. Лихтенштейн, как член ЕЭЗ, входит в состав Единого европейского рынка и применяет определенные законы ЕС . Все микрогосударства также входят в другие организации, такие как Совет Европы (кроме Ватикана) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе .
Исландия и Лихтенштейн являются членами Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) через ЕАСТ . Сан-Марино в прошлом рассматривала возможность вступления в ЕЭЗ. [5] [6] и провела референдум по подаче заявки на членство в ЕС, которая была одобрена ее избирателями; однако для признания результата действительным было подано недостаточно голосов. [7] Исландия ранее была официальным кандидатом на вступление в Евросоюз . Если бы Исландия присоединилась к Союзу, она стала бы самым маленьким государством ЕС по численности населения, но двенадцатым по величине по географическому размеру. Правительство Исландии отозвало заявку на членство в 2015 году. [8]
Будущее отношений
[ редактировать ]Эту статью необходимо обновить . ( март 2021 г. ) |
Андорра, Монако и Сан-Марино заявили о своем желании углубить отношения с ЕС. В ноябре 2012 года, после того как Совет Европейского Союза призвал к оценке отношений ЕС с этими микрогосударствами, которые они назвали «фрагментированными», [9] Европейская комиссия опубликовала отчет, в котором излагаются варианты их дальнейшей интеграции в ЕС. [7] В отличие от Лихтенштейна, который является членом ЕЭП через ЕАСТ и Шенгенское соглашение, отношения с этими тремя государствами основаны на ряде соглашений, охватывающих конкретные вопросы. В отчете рассматриваются четыре альтернативы текущей ситуации: 1) отраслевой подход с отдельными соглашениями с каждым государством, охватывающими всю область политики, 2) всеобъемлющее многостороннее Рамочное соглашение об ассоциации (FAA) с тремя государствами, 3) членство в ЕЭЗ и 4) Членство в ЕС. Комиссия утверждала, что секторальный подход не решает основные проблемы и по-прежнему неоправданно усложняется, в то время как членство в ЕС было отменено в ближайшем будущем, поскольку «институты ЕС в настоящее время не адаптированы к вступлению в ЕС таких небольших стран». Остальные варианты — членство в ЕЭЗ и ФАУ со штатами — оказались жизнеспособными и были рекомендованы Комиссией. В ответ Совет потребовал продолжить переговоры с тремя микрогосударствами о дальнейшей интеграции и подготовить к концу 2013 года отчет с подробным описанием последствий двух жизнеспособных альтернатив и рекомендаций о том, как действовать дальше. [10]
Поскольку членство в ЕЭЗ в настоящее время открыто только для членов ЕАСТ или ЕС, для того, чтобы микрогосударства присоединились к ЕЭЗ, не становясь членами ЕС, требуется согласие существующих государств-членов ЕАСТ. В 2011 году Йонас Гар Стёре , тогдашний министр иностранных дел Норвегии , которая является государством-членом ЕАСТ, заявил, что членство в ЕАСТ/ЕЭЗ для микрогосударств не является подходящим механизмом для их интеграции во внутренний рынок из-за их требований, отличных от требований крупных стран, таких как как Норвегия, и предположили, что для них лучше подойдет упрощенная ассоциация. [11] Эспен Барт Эйде , преемник Стёре, отреагировал на отчет Комиссии в конце 2012 года, задав вопрос, обладают ли микрогосударства достаточными административными возможностями для выполнения обязательств членства в ЕЭЗ. Однако он заявил, что Норвегия открыта для возможности членства в ЕАСТ микрогосударств, если они решат подать заявку, и что страна еще не приняла окончательного решения по этому вопросу. [12] [13] [14] [15] Паскаль Шафхаузер, советник миссии Лихтенштейна при ЕС, заявил, что Лихтенштейн, еще одно государство-член ЕАСТ, готов обсудить членство в ЕЭЗ микрогосударств при условии, что их присоединение не будет препятствовать функционированию организации. Однако он предложил рассмотреть вариант прямого членства в ЕЭП для микрогосударств, не входящих как в ЕАСТ, так и в ЕС. [14]
18 ноября 2013 года Комиссия ЕС опубликовала свой отчет, в котором пришел к выводу, что «участие малых стран в ЕЭЗ в настоящее время не считается жизнеспособным вариантом по политическим и институциональным причинам», но что соглашения об ассоциации были более осуществимый механизм интеграции микрогосударств во внутренний рынок, предпочтительно посредством единого многостороннего соглашения со всеми тремя государствами (Андорра, Монако и Сан-Марино). [16] В декабре 2014 года Совет Европейского Союза одобрил начало переговоров по такому соглашению. [17] и начались они в марте 2015 года. [18] Переговоры планировалось завершить к 2020 году. [19] Посол Андорры в Испании Хауме Гайтан заявил в 2015 году, что он надеется, что соглашение будет включать положения, делающие государства ассоциированными членами Шенгенского соглашения. [20] хотя окончательный текст не включал таких положений. Однако 30 мая 2024 года Совет Европейского Союза санкционировал начало переговоров по отдельным соглашениям между Европейским Союзом и Андоррой и Сан-Марино соответственно, чтобы создать правовую основу для отсутствия пограничного контроля между этими странами и Сан-Марино. Шенгенская зона. [21] [22]
В декабре 2023 года Европейская комиссия объявила о завершении переговоров по новому Соглашению об ассоциации между ЕС и Андоррой и Сан-Марино; [23] переговоры с Монако были приостановлены в сентябре 2023 года из-за споров по поводу финансового регулирования. [24] Комиссия официально выдвинула предложение Совету Евросоюза в апреле 2024 года принять решения, одобряющие подписание и заключение соглашения. [25]
Краткое содержание
[ редактировать ]Уровень интеграции
[ редактировать ]В этой таблице суммированы различные компоненты законов ЕС, применяемых в микрогосударствах. Некоторые территории государств-членов ЕС также имеют особый статус в отношении применяемых законов ЕС, как в случае с некоторыми членами Европейской ассоциации свободной торговли и их суверенными территориями.
Микрогосударства | Соглашение об ассоциации | Еврозона [26] | Шенгенская зона | Единый рынок ЕС | Таможенная территория ЕС [27] | Зона НДС ЕС [28] | Дублинское регулирование | Прюм Решения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Андорра ( отношения ) | Переговоры [18] | Да [Примечание 1] | Открытая граница [Примечание 2] | Нет | Частичный [Примечание 3] | Нет | Нет | Нет |
Лихтенштейн ( отношения ) | Да [Примечание 4] | Нет [Примечание 5] | Да | Да [Примечание 6] | Нет [Примечание 7] | Нет | Да | Соглашение подписано [38] |
Монако ( отношения ) | Переговоры [18] | Да [Примечание 1] | Фактически [Примечание 8] | Частичный [Примечание 9] | Да [Примечание 10] | Да [Примечание 11] [Примечание 12] | Нет | Нет |
Сан-Марино ( отношения ) | Переговоры [18] | Да [Примечание 1] | Открытая граница [Примечание 13] | Нет | Частичный [Примечание 3] | Нет [Примечание 14] [Примечание 15] | Нет | Нет |
Ватикан ( отношения ) | Нет | Да [Примечание 1] | Открытая граница [Примечание 13] | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Валютное соглашение с ЕС о выпуске евро.
- ^ Хотя формально не входит в Шенгенскую зону, де-факто имеет открытую границу с Францией и Испанией . [29] [30] [31]
- ^ Перейти обратно: а б Соглашение о Таможенном союзе , устраняющее барьеры в торговле между страной и ЕС, а также принятие норм ЕС по импорту в отношении третьих стран; однако существуют определенные исключения, и между страной и ЕС по-прежнему применяются стандартные таможенные процедуры. [32] [33] [34] [35] [36]
- ^ Соглашение о Европейской экономической зоне .
- ^ Использует швейцарский франк .
- ^ Государство-член Европейской экономической зоны .
- ^ Таможенный союз со Швейцарией . [37]
- ^ Несмотря на то, что страна не является договаривающейся стороной Шенгенского соглашения , она имеет открытую границу с Францией , и законы Шенгенской зоны применяются так, как если бы она была частью Франции. [33] [39]
- ^ По соглашению с Францией. [40]
- ^ По соглашению с Францией. Часть таможенной территории ЕС, управляемая как часть Франции. [33] [41] [42] [32]
- ^ Также является частью акцизной территории ЕС. [32]
- ^ По соглашению с Францией. В целях налогообложения управляется как часть Франции. [28] [33] [43] [32]
- ^ Перейти обратно: а б Хотя формально она не входит в Шенгенскую зону, де-факто имеет открытую границу с Италией . [33]
- ^ Частично участвует в акцизной территории ЕС. [32]
- ^ По соглашению с Италией. В целях налогообложения управляется как часть Италии. [28] [43]
Сравнение размеров
[ редактировать ]В этой таблице представлено сравнение основных статистических данных микрогосударств с самыми маленькими государствами-членами ЕС.
Микрогосударства | Отношение | Население | Площадь (км 2 ) | ВВП (название) | ИЧР |
---|---|---|---|---|---|
Андорра | Соглашения | 79,877 | 467 | 3,4 миллиарда долларов | 0.845 |
Исландия | ЕЭЗ Государство | 376,248 [44] | 102,775 [45] | 27,7 миллиарда долларов [46] | 0.959 [47] |
Лихтенштейн | Государство ЕЭЗ | 37,340 | 160 | 5,3 миллиарда долларов | 0.908 |
Люксембург | Государства ЕС | 672,050 | 2,586 | 90,532 миллиарда долларов | 0.892 |
Мальта | Государства ЕС | 519,562 | 316 | 17,15 миллиардов долларов | 0.839 |
Монако | Соглашения | 38,300 | 2 | 7,672 миллиарда долларов | н/д |
Сан-Марино | Соглашения | 33,600 | 61 | 1,62 миллиарда долларов | н/д |
Ватикан | Соглашения | 453 | 0.44 | н/д | н/д |
См. также
[ редактировать ]- Европейские микрогосударства
- Международные отношения Европейского Союза
- Потенциальное расширение Европейского Союза
- Особые территории государств-членов и Европейский Союз
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мальта , несмотря на то, что она считается одним из европейских микрогосударств, не выделена на этой карте, поскольку является полноправным членом Европейского Союза. Исландия также исключена из-за ее географического размера.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Батлер, Грэм (2022). «Правовые отношения Европейского Союза с государством-городом Ватикан и Святым Престолом» . Обзор европейских иностранных дел . 27 (2): 263–282. дои : 10.54648/EERR2022022 . S2CID 252274803 .
- Батлер, Грэм (2023). «Правовые отношения Европейского Союза с Княжеством Монако» . Обзор европейских иностранных дел . 28 (3): 259–282. дои : 10.54648/EERR2023021 . S2CID 264153080 .
- Батлер, Грэм (2024). «Правовые отношения Европейского Союза с Республикой Сан-Марино» . Обзор европейских иностранных дел . 29 (3): 247–274. дои : 10.54648/eerr2024012 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отношения ЕС с Княжеством Андорра, Республикой Сан-Марино и Княжеством Монако» (PDF) . Совет Европейского Союза . 14 июня 2011 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ «Андорра» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление. 14 ноября 2022 г. Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ Как по морю, так и на вертолете.
- ^ Перейти обратно: а б «Обновление списка пунктов пересечения границы, упомянутых в статье 2(8) Регламента (ЕС) № 562/2006 Европейского парламента и Совета, устанавливающего Кодекс Сообщества о правилах, регулирующих перемещение людей через границы (Шенгенская зона). Пограничный кодекс) (ОЖ C 316, 28.12.2007)» .
- ^ «Госсекретарь иностранных дел встретился с европейским комиссаром по внешним связям и европейской политике соседства» . 17 июля 2009 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Сан-Мартино примет участие в ЕЭЗ» . 21 июля 2009 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сообщение Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету регионов – Отношения ЕС с Княжеством Андорра, Княжеством Монако и Республикой Сан-Марино – Варианты более тесной интеграции с ЕС» . 2012.
- ↑ Хронология событий — заявка Исландии на членство в ЕС , Министерство иностранных дел Исландии. Архивировано 3 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Заключения Совета об отношениях ЕС со странами ЕАСТ» (PDF) . Совет Европейского Союза . 14 декабря 2010 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Заключения Совета об отношениях ЕС с Княжеством Андорра, Республикой Сан-Марино и Княжеством Монако» (PDF) . Совет Европейского Союза . 20 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2013 г. . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Норвегия говорит нет новым микрогосударствам в ЕЭЗ» . 19 мая 2011 года . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Введение в заседание Европейской комиссии Стортинга» . Министерство иностранных дел Норвегии . 28 января 2013 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Эйде: Лучше уже не будет» . 21 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ольберг Ундхейм, Ева (8 декабря 2012 г.). «Правительство открыто для обсуждения членства микрогосударств в ЕЭЗ» (на норвежском языке) . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Норвегия закрывает двери в Сан-Марино» (PDF) . Сан-Марино Трибьюн. 3 января 2013 г. с. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2014 года . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Отношения ЕС с Княжеством Андорра, Княжеством Монако и Республикой Сан-Марино: варианты их участия во внутреннем рынке» . Европейская комиссия . 18 ноября 2013 года . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Совет принимает мандат на переговоры по соглашениям об ассоциации с Андоррой, Монако и Сан-Марино» (PDF) . Совет Европейского Союза . 16 декабря 2014 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ЗАПИСАННЫЙ HRVP Федерика МОГЕРИНИ проводит церемонию по случаю начала переговоров по соглашению(ям) об ассоциации с Княжеством Андорра, Княжеством Монако и Республикой Сан-Марино» . Европейская комиссия . 18 марта 2015 года . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ "Министр иностранных дел подтверждает, что Латвия готова подписать соглашение об избежании двойного налогообложения с Андоррой" . Министерство иностранных дел Латвии. 24 апреля 2017 года . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ Рубио, Альберто (26 октября 2015 г.). «Через пару лет Андорра сможет присоединиться к Шенгенской зоне » . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ «Решение Совета (ЕС) 2024/1693 от 30 мая 2024 года, разрешающее начало переговоров по соглашению между Европейским Союзом и Княжеством Андорра по некоторым аспектам в области управления границами» . Европейская комиссия . 14 июня 2024 г. Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Решение Совета (ЕС) 2024/1733 от 30 мая 2024 года, разрешающее начало переговоров по соглашению между Европейским Союзом и Республикой Сан-Марино по ряду аспектов в области управления границами» . Европейская комиссия . 20 июня 2024 г. Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Комиссия приветствует завершение переговоров по Соглашению об ассоциации с Андоррой и Сан-Марино» . Европейская комиссия . 12 декабря 2023 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Брентон, Ханна (15 сентября 2023 г.). «ЕС приостанавливает торговые переговоры с Монако после предупреждения финансовых органов» . ПОЛИТИКА . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Комиссия предлагает Совету Соглашение об ассоциации с Андоррой и Сан-Марино» . Европейская комиссия . 26 апреля 2024 г. Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ «Евро вне еврозоны» . Европа (веб-портал) . Проверено 26 февраля 2011 г.
- ^ «Таможенный союз ЕС» . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 19 июня 2015 года . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Налогообложение и Таможенный союз – внутри ЕС» . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
- ^ «Решение Совета (ЕС) 2024/1693 от 30 мая 2024 года, разрешающее начало переговоров по соглашению между Европейским Союзом и Княжеством Андорра по некоторым аспектам в области управления границами» . Европейская комиссия . 14 июня 2024 г. Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Путешествие в Андорру» . Правительство Андорры . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ «Препятствия для доступа Андорры, Монако и Сан-Марино к внутреннему рынку ЕС и сотрудничеству в других областях» . 2012 . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Приложение 1: Обзор стран Европейского Союза» (PDF) . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Препятствия для доступа Андорры, Монако и Сан-Марино к внутреннему рынку ЕС и сотрудничеству в других областях» . 2012 . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ «Часть 2 – Европейское Сообщество и присоединение новых государств-членов» (PDF) . Правительство Соединенного Королевства.
- ^ «Андорра: Таможенный союз и преференциальные соглашения» . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ «Сан-Марино: Таможенный союз и преференциальные соглашения» . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ «Швейцария и Лихтенштейн: декабрь 2000 г.» . Всемирная торговая организация . 6 декабря 2000 г. Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ «Детали договора» . Совет Европейского Союза . Проверено 19 июля 2019 г.
- ^ «Шенгенские достижения – Решение Исполнительного комитета от 23 июня 1998 г. о видах на жительство в Монако» . Официальный журнал Европейского Союза . 22 сентября 2000 г. Проверено 9 сентября 2012 года .
- ^ Отношения ЕС с Княжеством Андорра, Республикой Сан-Марино и Княжеством Монако : «Если Франция примет внутреннее законодательство, транспонирующее директивы ЕС в определенных областях, охватываемых двусторонними соглашениями с Монако, Княжество напрямую применяет французское законодательство в определенных областях»
- ^ «Налогообложение и таможня – Часто задаваемые вопросы» . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 8 июня 2012 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ «Постановление Совета (ЕЭС) № 2913/92 от 12 октября 1992 года, устанавливающее Таможенный кодекс Сообщества» . Официальный журнал Европейского Союза . 19 октября 1992 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ДИРЕКТИВА СОВЕТА 2008/118/EC от 16 декабря 2008 г. об общих правилах акцизного сбора и отмене Директивы 92/12/EEC» . Официальный журнал Европейского Союза . 14 января 2009 года . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ^ «Статистика Исландии: Обзор» . Статистика Исландии . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ «Исландия меньше, чем думали» (на исландском языке). РУВ. 26 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2015 года . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ «Исландия» . Международный валютный фонд.
- ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . Программа развития ООН . 8 сентября 2022 г. Проверено 8 сентября 2022 г.