Отношения Европейского Союза и НАТО
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
![]() Евросоюз |
![]() НАТО |
---|

Европейский Союз (ЕС) и Организация Североатлантического договора организациями, основанными на договорах (НАТО) являются двумя основными западными , по сотрудничеству между государствами-членами, штаб-квартиры которых находятся в Брюсселе , Бельгия. Их природа различна, и они действуют в разных сферах: НАТО является чисто межправительственной организацией, функционирующей как военный союз и служащей реализации статьи 5 Североатлантического договора о коллективной территориальной обороне. С другой стороны, ЕС является частично наднациональным, а частично межправительственным образованием особого рода , напоминающим конфедерацию. [ 1 ] [ 2 ] это влечет за собой более широкую экономическую и политическую интеграцию . В отличие от НАТО, ЕС проводит внешнюю политику собственную общей политики безопасности и обороны (CSDP) , основанную на консенсусе, и государства-члены снабдили его инструментами в области обороны и кризисного управления; Структура .
Членство в ЕС и НАТО различно, и некоторые государства-члены ЕС традиционно нейтральны в вопросах обороны. В ЕС и НАТО входят соответственно 27 и 32 государства-члена, из которых 23 являются членами обоих. Еще четыре члена НАТО являются кандидатами на вступление в ЕС — Албания, Черногория, Северная Македония и Турция, а еще одна, Великобритания, является бывшим членом ЕС . Исландия и Норвегия решили остаться за пределами ЕС, но участвуют в Едином европейском рынке в рамках своего членства в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ). Четыре государства, не входящие в НАТО, являются членами ЕС: Австрия, Кипр, Ирландия и Мальта. Несколько государств-членов ЕС и НАТО ранее были членами Варшавского договора . [ 3 ]
У ЕС есть собственное положение о взаимной обороне в статьях 42(7) и 222 Договора о Европейском Союзе (TEU) и Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) соответственно. намного Однако структура командования и контроля CSDP меньше, чем Структура командования НАТО (NCS), и степень, в которой CSDP должна развиваться, чтобы сформировать полноценную оборонительную структуру ЕС, способную реализовать положение ЕС о взаимной обороне самостоятельно. право – это предмет спора. Соединенное Королевство (Великобритания) возражало против этого, когда оно еще было государством-членом ЕС. По настоянию Великобритании на переговорах, приведших к заключению Лиссабонского договора , в статье 42.2 ДЕС указано, что НАТО должно быть основным форумом для реализации коллективной самообороны для государств-членов ЕС, которые также являются членами НАТО.
2002 г. Соглашение «Берлин плюс» и Совместная декларация 2018 г. [ 4 ] обеспечить сотрудничество между ЕС и НАТО, в том числе то, что ресурсы НКС могут использоваться для проведения миссий ЕС по ОПБО.
История
[ редактировать ]1948–1951: Общие истоки, когда НАТО каннибализирует внутриевропейские инициативы.
[ редактировать ]Western Union , созданный для реализации Брюссельского договора 1948 года , подписанного Бельгией, Францией, Нидерландами, Люксембургом и Соединенным Королевством, представляет собой предшественника как НАТО, так и оборонного подразделения ЕС — Общей политики безопасности и обороны (CSDP). Организационная структура WUDO по состоянию на ноябрь 1948 года, в которой сплошные и пунктирные линии обозначают линии управления и связи соответственно: [ 5 ]
Консультативный совет (министры иностранных дел или премьер-министры) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Постоянная комиссия (4 посла в Лондоне плюс представитель Министерства иностранных дел) | Комитет обороны (министры обороны) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Совет военного снабжения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Комитет начальников штабов (WUCOS) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовый комитет | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Генеральной Ассамблеи ООН Специальный комитет | Комитет безопасности | Военный комитет и сводный штаб WUCOS | Комитет главнокомандующих и его председатель | ||||||||||||||||||||||||||||||
Главнокомандующий Сухопутными войсками Западной Европы | Главнокомандующий ВВС Западной Европы (тактические) | Флагман Западной Европы | |||||||||||||||||||||||||||||||
После окончания мировой войны Второй суверенные европейские страны заключили договоры и, таким образом, сотрудничали и гармонизировали политику (или объединили суверенитет ) во все большем количестве областей, в проекте европейской интеграции или строительстве Европы ( французский язык : la Construction) . Европаенна ). Следующий график описывает юридическое создание Европейского Союза (ЕС) — основной основы этого объединения. ЕС унаследовал многие из своих нынешних обязанностей от Европейских сообществ (ЕС), которые были основаны в 1950-х годах в духе Декларации Шумана .
1954: Неспособность создать автономную европейскую опору в НАТО.
[ редактировать ]Если бы его учредительный договор не получил ратификацию во французском парламенте в 1954 году, Европейское оборонительное сообщество имело бы общеевропейскую армию, разделенную на национальные компоненты, и имело бы общий бюджет, общие вооружения, централизованные военные закупки и институты. EDC имел бы неотъемлемую связь с НАТО, образуя автономную европейскую опору Атлантического альянса.

1996 – настоящее время: Напряженность и взаимные интересы по мере создания ЕС автономных оборонных структур.
[ редактировать ]После создания ESDI и декларации Сен-Мало госсекретарь США Мадлен Олбрайт была среди других, кто выразил обеспокоенность тем, что независимая опора европейской безопасности может подорвать НАТО, выдвинув три знаменитых «Д»:
Наша [...] задача — работать вместе над развитием [ESDI] в рамках [НАТО], что Соединенные Штаты решительно поддержали. Мы с энтузиазмом поддерживаем любые подобные меры, которые расширяют возможности Европы. Соединенные Штаты приветствуют более способного европейского партнера с современными и гибкими вооруженными силами, способными тушить пожары на заднем дворе Европы и работать с нами через [НАТО] для защиты наших общих интересов. Ключом к успешной инициативе является сосредоточение внимания на практических военных возможностях. Любая инициатива должна избегать упреждения принятия решений [НАТО] путем отделения ESDI от НАТО, дублирования существующих усилий и дискриминации в отношении стран, не входящих в ЕС. [...]
Восточное расширение
[ редактировать ]Настоящее сотрудничество
[ редактировать ]
Соглашение «Берлин плюс» позволяет операции ЕС планировать и проводить на военно-стратегическом и оперативном уровне с использованием ресурсов и возможностей Командной структуры НАТО (NCS). будет создан Оперативный штаб (OHQ) В таком случае в рамках Верховного штаба союзных держав НАТО в Европе (SHAPE) в Монсе, Бельгия, . SHAPE — главный штаб Оперативного командования союзников (ACO).
Когда NCS обеспечивает штаб-квартиру, заместитель Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (DSACEUR) выступает в качестве командующего операцией (OpCdr).
Соглашение «Берлин плюс» требует, чтобы использование активов НАТО ЕС осуществлялось на основе «права преимущественной покупки», то есть НАТО сначала должно отказаться от вмешательства в тот или иной кризис. [ 7 ] [ 8 ] и при условии единогласного одобрения среди государств НАТО, в том числе за пределами ЕС. Например, сомнения Турции в отношении операции «Конкордия» с использованием ресурсов НАТО задержали ее развертывание более чем на пять месяцев. [ 9 ]
(EUMS) Европейской службы внешних действий (EEAS Военный штаб ), расположенный в здании Кортенберг в Брюсселе, имеет постоянную группу связи с НАТО и руководит постоянной ячейкой ЕС в Верховном штабе НАТО в Европе (SHAPE) в Монсе .
Сравнение
[ редактировать ]Командные структуры
[ редактировать ]CSDP предполагает коллективную самооборону среди государств-членов. Эта ответственность основана на статье 42.7 ДЕС, которая гласит, что эта ответственность не наносит ущерба конкретному характеру политики безопасности и обороны некоторых государств-членов, ссылаясь на политику нейтралитета. См. «Нейтральная страна §Европейский Союз» обсуждение этого вопроса в разделе . Согласно статье 42.7 «Если государство-член является жертвой вооруженной агрессии на своей территории, другие государства-члены несут по отношению к нему обязательство оказывать помощь и поддержку всеми доступными им средствами в соответствии со статьей 51 Соединенных Штатов». Устав Наций не наносит ущерба конкретному характеру политики безопасности и обороны некоторых государств-членов». Кроме того, в статье 42.2 указывается, что НАТО является основным форумом для осуществления коллективной самообороны для государств-членов ЕС, которые также являются членами НАТО.
В ЕС нет постоянной структуры военного командования. Однако была достигнута договоренность о том, что военные структуры Организации Североатлантического договора (НАТО) могут быть использованы для проведения миссий ЕС по ОПБО в рамках соглашения «Берлин плюс» . Тем не менее, потенциал военного планирования и поведения (MPCC), созданный в 2017 году и подлежащий укреплению в 2020 году, представляет собой первый шаг ЕС в создании постоянного военного штаба. Параллельно с этим недавно созданный Европейский оборонный фонд (EDF) знаменует собой первый случай, когда бюджет ЕС используется для финансирования многонациональных оборонных проектов.
Евросоюз
[ редактировать ]управляется Структура командования и контроля (C2) ЕС политическими органами, состоящими из представителей государств-членов , и обычно требует единогласных решений. По состоянию на апрель 2019 года: [ 10 ]
- Связь: Советы и рекомендации Поддержка и мониторинг Подготовительные работы
Политический стратегический уровень: [5] | |||||||||||||||||||||||||||||||||
МКС | EUCO Pres. ( ЕСКО ) | Цепочка подчинения | |||||||||||||||||||||||||||||||
Координация/поддержка | |||||||||||||||||||||||||||||||||
СатЦен | ЦИВКОМ | HR/Вице-президент ( FAC ) | |||||||||||||||||||||||||||||||
ИНЦЕН | HR/Вице-президент ( PMG ) | HR/Вице-президент ( PSC ) [6] | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЦЭУМК ( EUMC ) | ||||||||||||||||||||||||||||||
ЦМПД | ![]() ![]() ![]() ![]() ДГЕУМС [3] ( ЭМС ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Военный/гражданский стратегический уровень: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() Директор MPCC [3] ( МПЦК ) | АОЦ | Гражданский OpCdr CPCC [1] | |||||||||||||||||||||||||||||||
Операционный уровень: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
MFCdr [4] ( МФШК ) | ХоМ [1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тактический уровень: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
СС [2] Земля | СС [2] Воздух | СС [2] Мар | Другие CC [2] | ||||||||||||||||||||||||||||||
Силы | Силы | Силы | Силы | ||||||||||||||||||||||||||||||
- 1 В случае, если гражданская миссия CSDP также находится на местах, координируются отношения с отделом гражданского планирования и поведения (CPCC) и его командующим гражданской операцией (Civ OpCdr), а также с подчиненным главой миссии (HoM). как показано.
- 2 Другие командующие компонентами (CC) и подразделения служб , которые могут быть созданы.
- 3 MPCC является частью EUMS, а Dir MPCC имеет двойное название DGEUMS. Если MPCC не используется в качестве штаба операции (OHQ), этой цели будет служить либо национальный штаб, предлагаемый государствами-членами, либо структура командования НАТО (NCS). В последнем случае функции командующего операцией (OpCdr) будет выполнять заместитель Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (DSACEUR), а не директор MPCC.
- 4 Если MPCC не используется в качестве штаба операции (OHQ), MFCdr будет называться командующим силами (FCdr) и будет руководить штабом сил (FHQ), а не MFHQ. В то время как главный штаб будет действовать как на оперативном, так и на тактическом уровне, штаб будет действовать исключительно на оперативном уровне.
- 5 Политический стратегический уровень не является частью структуры C2 как таковой, а представляет собой политические органы с соответствующими вспомогательными средствами, которые определяют общее направление миссий. Совет ( определяет роль Высокого представителя (HR/VP), который является вице-президентом Европейской комиссии , присутствует на заседаниях Европейского совета , возглавляет Совет по иностранным делам FAC) и может возглавлять Комитет по политике и безопасности (PSC). во времена кризиса. HR/Вице-президент предлагает и реализует решения CSDP.
- 6 Тот же состав, что и у Комитета постоянных представителей (COREPER) II, который также занимается подготовкой работы FAC, связанной с CSDP.
НАТО
[ редактировать ]Структура командования НАТО в рамках Североатлантического совета и Военного комитета НАТО разделена на Командование операций НАТО , отвечающее за все военные операции, и Командование НАТО по трансформации, отвечающее за развитие потенциала.
Членство
[ редактировать ]

Членство в ЕС и НАТО различно. В ЕС и НАТО входят соответственно 27 и 32 государства-члена, из которых 23 государства являются членами обоих.
Четыре государства-члена ЕС, не являющиеся членами НАТО ( Австрия , Кипр , Ирландия и Мальта ), занимали позицию нейтралитета во время Холодной войны, которую они сохраняют и с тех пор. Однако все страны, кроме Кипра, являются членами НАТО «Партнерство ради мира» . Кипр – единственное государство-член ЕС, которое не является полноправным членом НАТО и не участвует в программе «Партнерство ради мира». Любой договор, касающийся участия Кипра в НАТО, скорее всего, будет заблокирован Турцией из-за кипрского спора . [ 11 ] Вторжение России в Украину в 2022 году возобновило дебаты вокруг членства в НАТО в нескольких странах: Финляндия и Швеция присоединились к НАТО после десятилетий нейтралитета.
Из 32 стран-членов НАТО 30 являются европейскими государствами. В число семи европейских государств, которые являются членами НАТО, но не членами ЕС, входят четыре государства, подавшие заявки на членство в ЕС (Албания, Черногория, Северная Македония и Турция), а также Великобритания, которая является бывшим членом ЕС . Две другие страны — Исландия и Норвегия — предпочли остаться за пределами ЕС, однако участвовать в едином рынке ЕС .
Несколько государств-членов ЕС ранее были членами Варшавского договора , соперника НАТО .
![]() (в отношении его оборонного направления — Общей политики безопасности и обороны ) |
![]() | ||
---|---|---|---|
Оговорка о взаимной защите | Статья 42.7 консолидированной версии Договора о Европейском Союзе :
«Если государство-член является жертвой вооруженной агрессии на своей территории, другие государства-члены несут по отношению к нему обязательство оказывать ему помощь и поддержку всеми доступными им средствами в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций. Это должно не наносить ущерба конкретному характеру политики безопасности и обороны некоторых государств-членов [...]». |
Статья 5 Североатлантического договора :
«Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одного или нескольких из них [на их территории] должно рассматриваться как нападение на них всех, и, следовательно, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, в порядке осуществления права индивидуальная или коллективная самооборона, признанная статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь подвергшейся нападению Стороне или Сторонам, немедленно предприняв индивидуально и совместно с другими Сторонами такие действия, которые они сочтут необходимыми, включая использование вооруженные силы, для восстановления и поддержания безопасности Североатлантический регион [...]». | |
Политическая стратегическая организация | |||
Самый высокий офис | Высокий представитель (HR/Вице-президент) | Генеральный секретарь | |
Главный орган принятия решений | Совет по иностранным делам | Североатлантический совет | |
Орган связи | Европейская служба внешних действий | Международный персонал | |
Сиденье | Здание Кортенберга ( Брюссель , Бельгия) | ![]() | |
Военно-стратегическая организация | |||
Верховный главнокомандующий | ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Штаб-квартира | ![]() |
![]() | |
Председатель начальников обороны собрания | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Начальники собрания обороны | ![]() |
![]() | |
Консультативный орган | ![]() |
![]() | |
Членство | Постоянное структурированное сотрудничество | Членство | |
Государства-члены как ЕС, так и НАТО | |||
![]() |
Основатель | Основатель | Основатель |
![]() |
2007 | Основатель | 2004 |
![]() |
2013 | Основатель | 2009 |
![]() |
2004 | Основатель | 1999 |
![]() |
1973 | 2023 | Основатель |
![]() |
2004 | Основатель | 2004 |
![]() |
1995 | Основатель | 2023 |
![]() |
Основатель | Основатель | Основатель |
![]() |
Основатель | Основатель | 1955 |
![]() |
1981 | Основатель | 1952 |
![]() |
2004 | Основатель | 1999 |
![]() |
Основатель | Основатель | Основатель |
![]() |
2004 | Основатель | 2004 |
![]() |
2004 | Основатель | 2004 |
![]() |
Основатель | Основатель | Основатель |
![]() |
Основатель | Основатель | Основатель |
![]() |
2004 | Основатель | 1999 |
![]() |
1986 | Основатель | Основатель |
![]() |
2007 | Основатель | 2004 |
![]() |
2004 | Основатель | 2004 |
![]() |
2004 | Основатель | 2004 |
![]() |
1986 | Основатель | 1982 |
![]() |
1995 | Основатель | 2024 |
Государства-члены ЕС, не входящие в НАТО | |||
![]() |
1995 | Основатель | Партнерство ради мира |
![]() |
2004 | Основатель | Нет |
![]() |
1973 | Основатель | Партнерство ради мира |
![]() |
2004 | Нет | Партнерство ради мира |
Государства-члены НАТО, не входящие в ЕС | |||
![]() |
Кандидат | — | 2009 |
![]() |
Нет | — | Основатель |
![]() |
Кандидат | — | 2017 |
![]() |
Кандидат | — | 2020 |
![]() |
Соглашение с оборонным агентством | — | Основатель |
![]() |
Кандидат | — | 1952 |
![]() |
Нет | — | Основатель |
Европейские страны, не входящие как в ЕС, так и в НАТО | |||
![]() |
Нет | — | Нет |
![]() |
Нет | — | План действий индивидуального партнерства |
![]() |
Нет | — | План действий индивидуального партнерства |
![]() |
Нет | — | Партнерство ради мира |
![]() |
Кандидат | — | План действий членства |
![]() |
Кандидат | — | Интенсивный диалог |
![]() |
Нет | — | План действий индивидуального партнерства |
![]() |
Заявитель / Потенциальный кандидат | — | Нет |
![]() |
Нет | — | Нет |
![]() |
Кандидат | — | План действий индивидуального партнерства |
![]() |
Нет | — | Нет |
![]() |
Нет | — | Партнерство ради мира |
![]() |
Нет | — | Нет |
![]() |
Кандидат | — | План действий индивидуального партнерства |
![]() |
Соглашение с оборонным агентством | — | Партнерство ради мира |
![]() |
Кандидат | — | Интенсивный диалог |
![]() |
Нет | — | Нет |
Государства-члены НАТО, расположенные в Северной Америке, которые поэтому не имеют права на членство в ЕС. | |||
![]() |
— | — | Основатель |
![]() |
— | — | Основатель |
Члены НАТО «Партнерство ради мира», находящиеся за пределами Европы, которые, следовательно, не имеют права на членство в ЕС или НАТО. | |||
![]() |
— | — | Партнерство ради мира |
![]() |
— | — | Партнерство ради мира |
![]() |
— | — | Партнерство ради мира |
![]() |
— | — | Партнерство ради мира |
См. также
[ редактировать ]- Миссия США в НАТО
- Международные отношения Европейского Союза
- Международные отношения НАТО
- Отношения США и Европейского Союза
- Отношения Совета Европы и Европейского Союза
- Отношения Канады и Европейского Союза
- Отношения Исландии и Европейского Союза
- Отношения Норвегии и Европейского Союза
- Отношения Турции и Европейского Союза
- Отношения Украины и Европейского Союза
- Отношения Соединенного Королевства и Европейского Союза
- Отношения Австрии и НАТО
- Отношения Кипра и НАТО
- Отношения Ирландии и НАТО
- Отношения Мальты и НАТО
- Отношения Украины и НАТО
- Брексит
- Западноевропейский Союз
- Европейский Союз как потенциальная сверхдержава
- Расширение Европейского Союза
- Расширение НАТО
- Европейская армия
- Нейтральные государства-члены Европейского Союза
- Стратегическая автономия
- Нейтральные и неприсоединившиеся европейские государства
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кильюнен, Киммо (2004). Европейская конституция в процессе создания. Центр исследований европейской политики. стр. 21–26. ISBN 978-92-9079-493-6 .
- ^ Берджесс, Майкл (2000). Федерализм и Европейский союз: построение Европы, 1950–2000 гг. Рутледж. п. 49. ISBN 0-415-22647-3 . «Наш теоретический анализ показывает, что ЕС/ЕС не является ни федерацией, ни конфедерацией в классическом смысле. Но он утверждает, что европейские политические и экономические элиты сформировали и превратили ЕС/ЕС в новую форму международной организации, а именно: , разновидность «новой» конфедерации».
- ^ «Портал оборонных данных» . По умолчанию . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Президент Европейского Совета; Президент Европейской Комиссии; Генеральный секретарь Организации Североатлантического договора (10 июля 2018 г.). «Совместная декларация о сотрудничестве ЕС-НАТО» .
- ^ «Меморандум Объединенного комитета начальников штабов 1 министру обороны (Форрестолу)» . Кабинет историка . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ «Заявление Олбрайт Североатлантическому совету» 08.12.98 . 1997-2001.state.gov .
- ^ «Операционный центр ЕС» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2013 г. Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ The Heritage Foundation , 24 марта 2008 г. [1] Архивировано 17 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Брэм Боксхорн, Широкая поддержка НАТО в Нидерландах , 21 сентября 2005 г., "Статья" . Архивировано из оригинала 18 февраля 2007 г. Проверено 19 августа 2007 г.
- ^ Командование и контроль ЕС , с. 13, Военный штаб
- ^ Демпси, Джуди (24 ноября 2010 г.). «Между Евросоюзом и НАТО много стен» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 марта 2014 г.