Jump to content

Отношения Европейского Союза и НАТО

Отношения Европейского Союза и НАТО
Карта с указанием местонахождения Европейского Союза и НАТО

Евросоюз

НАТО
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг встречается с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем в Брюсселе , 29 июня 2023 г.

Европейский Союз (ЕС) и Организация Североатлантического договора организациями, основанными на договорах (НАТО) являются двумя основными западными , по сотрудничеству между государствами-членами, штаб-квартиры которых находятся в Брюсселе , Бельгия. Их природа различна, и они действуют в разных сферах: НАТО является чисто межправительственной организацией, функционирующей как военный союз и служащей реализации статьи 5 Североатлантического договора о коллективной территориальной обороне. С другой стороны, ЕС является частично наднациональным, а частично межправительственным образованием особого рода , напоминающим конфедерацию. [ 1 ] [ 2 ] это влечет за собой более широкую экономическую и политическую интеграцию . В отличие от НАТО, ЕС проводит внешнюю политику собственную общей политики безопасности и обороны (CSDP) , основанную на консенсусе, и государства-члены снабдили его инструментами в области обороны и кризисного управления; Структура .

Членство в ЕС и НАТО различно, и некоторые государства-члены ЕС традиционно нейтральны в вопросах обороны. В ЕС и НАТО входят соответственно 27 и 32 государства-члена, из которых 23 являются членами обоих. Еще четыре члена НАТО являются кандидатами на вступление в ЕС — Албания, Черногория, Северная Македония и Турция, а еще одна, Великобритания, является бывшим членом ЕС . Исландия и Норвегия решили остаться за пределами ЕС, но участвуют в Едином европейском рынке в рамках своего членства в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ). Четыре государства, не входящие в НАТО, являются членами ЕС: Австрия, Кипр, Ирландия и Мальта. Несколько государств-членов ЕС и НАТО ранее были членами Варшавского договора . [ 3 ]

У ЕС есть собственное положение о взаимной обороне в статьях 42(7) и 222 Договора о Европейском Союзе (TEU) и Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) соответственно. намного Однако структура командования и контроля CSDP меньше, чем Структура командования НАТО (NCS), и степень, в которой CSDP должна развиваться, чтобы сформировать полноценную оборонительную структуру ЕС, способную реализовать положение ЕС о взаимной обороне самостоятельно. право – это предмет спора. Соединенное Королевство (Великобритания) возражало против этого, когда оно еще было государством-членом ЕС. По настоянию Великобритании на переговорах, приведших к заключению Лиссабонского договора , в статье 42.2 ДЕС указано, что НАТО должно быть основным форумом для реализации коллективной самообороны для государств-членов ЕС, которые также являются членами НАТО.

2002 г. Соглашение «Берлин плюс» и Совместная декларация 2018 г. [ 4 ] обеспечить сотрудничество между ЕС и НАТО, в том числе то, что ресурсы НКС могут использоваться для проведения миссий ЕС по ОПБО.

2
3
4
Эмблемы бывших и нынешних европейских и трансатлантических структур командования и управления: Western Union Defense Organization (WUDO, l., 1948-1952), ее де-факто НАТО преемник: Верховный штаб в Европе (SHAPE, м., 1952-настоящее время). ) и возможности ЕС по военному планированию и проведению действий (MPCC, с 2017 г. по настоящее время).
2
3
4
Помещения бывших и нынешних европейских и трансатлантических структур командования и контроля: WUDO (слева) в Фонтенбло , Франция, его фактический преемник: SHAPE НАТО (м.) в Монсе , Бельгия, и MPCC ЕС (справа) в Брюссель , Бельгия.

1948–1951: Общие истоки, когда НАТО каннибализирует внутриевропейские инициативы.

[ редактировать ]

Western Union , созданный для реализации Брюссельского договора 1948 года , подписанного Бельгией, Францией, Нидерландами, Люксембургом и Соединенным Королевством, представляет собой предшественника как НАТО, так и оборонного подразделения ЕС — Общей политики безопасности и обороны (CSDP). Организационная структура WUDO по состоянию на ноябрь 1948 года, в которой сплошные и пунктирные линии обозначают линии управления и связи соответственно: [ 5 ]

Консультативный совет
(министры иностранных дел или премьер-министры)
Постоянная комиссия (4 посла в Лондоне
плюс представитель Министерства иностранных дел)
Комитет обороны (министры обороны)
Совет военного снабжения
Комитет начальников штабов (WUCOS)
Финансовый комитет
Генеральной Ассамблеи ООН Специальный комитет Комитет безопасности Военный комитет и сводный штаб WUCOS Комитет главнокомандующих и его председатель
Главнокомандующий Сухопутными войсками Западной Европы Главнокомандующий ВВС Западной Европы (тактические) Флагман Западной Европы


После окончания мировой войны Второй суверенные европейские страны заключили договоры и, таким образом, сотрудничали и гармонизировали политику (или объединили суверенитет ) во все большем количестве областей, в проекте европейской интеграции или строительстве Европы ( французский язык : la Construction) . Европаенна ). Следующий график описывает юридическое создание Европейского Союза (ЕС) — основной основы этого объединения. ЕС унаследовал многие из своих нынешних обязанностей от Европейских сообществ (ЕС), которые были основаны в 1950-х годах в духе Декларации Шумана .

Легенда:
  С: подписываю
  F: вступление в силу
  Т: прекращение
  Е: срок действия
    действительно замена
  Отн. в рамках ЕС/ЕС:
   де-факто внутри
   снаружи
                  Европейский Союз (ЕС) [ Продолжение. ]   
Европейские сообщества (ЕС) (Столп I)
Европейское сообщество по атомной энергии (ЕАЭС или Евратом) [ Продолжение. ]       
/ / / Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС)  
(Распределение компетенций)
    Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)    
            Шенгенские правила Европейское сообщество (ЕС)
'ТРЕВИ' Правосудие и внутренние дела (JHA, уровень II)  
  / Организация Североатлантического договора (НАТО) [ Продолжение. ] Сотрудничество полиции и судебной власти по уголовным делам (PJCC, компонент II )

Англо-французский союз
[ обороны передано НАТО ] Руководство Европейское политическое сотрудничество   (EPC)   Общая внешняя политика и политика безопасности
(ОВПБ, компонент III )
Вестерн Юнион (ВУ) / Западноевропейский союз (ЗЕС) [ Задачи деятельности ЗЕС в 1984 году , определенные после возобновления переданы ЕС , ]
     
Социальные и культурные задачи переданы СЕ ] [ [ Продолжение. ]                
      Совет Европы (СЕ)
Сердечное соглашение
С: 8 апреля 1904 г.
Дюнкеркский договор [ я ]
С: 4 марта 1947 г.
Ф: 8 сентября 1947 г.
Дата: 8 сентября 1997 г.
Брюссельский договор [ я ]
С: 17 марта 1948 г.
Ф: 25 августа 1948 г.
Т: 30 июня 2011 г.
Лондонский и Вашингтонский договоры [ я ]
С: 5 мая/4 апреля 1949 г.
Ф: 3 августа/24 августа 1949 г.
Парижские договоры: ECSC и EDC. [ ii ]
С: 18 апреля 1951 г./27 мая 1952 г.
Ф: 23 июля 1952 г./—
Э: 23 июля 2002 г./—
Римские договоры: ЕЭС и ЕАЭС
С: 25 марта 1957 г.
Ф: 1 января 1958 г.
Соглашение ЗЕС-СЕ [ я ]
С: 21 октября 1959 г.
Ф: 1 января 1960 г.
Брюссельский договор (слияние) [ iii ]
С: 8 апреля 1965 г.
Ф: 1 июля 1967 г.
Отчет Давиньона
С: 27 октября 1970 г.
Единый Европейский Акт (SEA)
С: 17/28 февраля 1986 г.
Ф: 1 июля 1987 г.
Шенгенский договор и конвенция
С: 14 июня 1985 г./19 июня 1990 г.
Ф: 26 марта 1995 г.
Маастрихтский договор [ iv ] [ v ]
С: 7 февраля 1992 г.
Ф: 1 ноября 1993 г.
Амстердамский договор
С: 2 октября 1997 г.
Ф: 1 мая 1999 г.
Ниццкий договор
С: 26 февраля 2001 г.
Ф: 1 февраля 2003 г.
Лиссабонский договор [ мы ]
С: 13 декабря 2007 г.
Ф: 1 декабря 2009 г.

1954: Неспособность создать автономную европейскую опору в НАТО.

[ редактировать ]

Если бы его учредительный договор не получил ратификацию во французском парламенте в 1954 году, Европейское оборонительное сообщество имело бы общеевропейскую армию, разделенную на национальные компоненты, и имело бы общий бюджет, общие вооружения, централизованные военные закупки и институты. EDC имел бы неотъемлемую связь с НАТО, образуя автономную европейскую опору Атлантического альянса.

Диаграмма, показывающая функционирование институтов, предусмотренных Договором о создании Европейского оборонительного сообщества (EDC), передачу вооруженных сил государств-членов (Европейских сил обороны) в распоряжение Сообщества и связь между EDC и Севером. Организация Атлантического договора (НАТО).

1996 – настоящее время: Напряженность и взаимные интересы по мере создания ЕС автономных оборонных структур.

[ редактировать ]

После создания ESDI и декларации Сен-Мало госсекретарь США Мадлен Олбрайт была среди других, кто выразил обеспокоенность тем, что независимая опора европейской безопасности может подорвать НАТО, выдвинув три знаменитых «Д»:

Наша [...] задача — работать вместе над развитием [ESDI] в рамках [НАТО], что Соединенные Штаты решительно поддержали. Мы с энтузиазмом поддерживаем любые подобные меры, которые расширяют возможности Европы. Соединенные Штаты приветствуют более способного европейского партнера с современными и гибкими вооруженными силами, способными тушить пожары на заднем дворе Европы и работать с нами через [НАТО] для защиты наших общих интересов. Ключом к успешной инициативе является сосредоточение внимания на практических военных возможностях. Любая инициатива должна избегать упреждения принятия решений [НАТО] путем отделения ESDI от НАТО, дублирования существующих усилий и дискриминации в отношении стран, не входящих в ЕС. [...]

Восточное расширение

[ редактировать ]

Настоящее сотрудничество

[ редактировать ]
Смена командования на пост Верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе (SACEUR) в Верховном штабе союзных держав в Европе (SHAPE), главном штабе Североатлантического договора Организации Оперативного командования союзных войск (ACO). Главное здание SHAPE также развевается под флагом ЕС , что отражает соглашение «Берлин плюс» .

Соглашение «Берлин плюс» позволяет операции ЕС планировать и проводить на военно-стратегическом и оперативном уровне с использованием ресурсов и возможностей Командной структуры НАТО (NCS). будет создан Оперативный штаб (OHQ) В таком случае в рамках Верховного штаба союзных держав НАТО в Европе (SHAPE) в Монсе, Бельгия, . SHAPE — главный штаб Оперативного командования союзников (ACO).

Когда NCS обеспечивает штаб-квартиру, заместитель Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (DSACEUR) выступает в качестве командующего операцией (OpCdr).

Соглашение «Берлин плюс» требует, чтобы использование активов НАТО ЕС осуществлялось на основе «права преимущественной покупки», то есть НАТО сначала должно отказаться от вмешательства в тот или иной кризис. [ 7 ] [ 8 ] и при условии единогласного одобрения среди государств НАТО, в том числе за пределами ЕС. Например, сомнения Турции в отношении операции «Конкордия» с использованием ресурсов НАТО задержали ее развертывание более чем на пять месяцев. [ 9 ]

(EUMS) Европейской службы внешних действий (EEAS Военный штаб ), расположенный в здании Кортенберг в Брюсселе, имеет постоянную группу связи с НАТО и руководит постоянной ячейкой ЕС в Верховном штабе НАТО в Европе (SHAPE) в Монсе .

Сравнение

[ редактировать ]

Командные структуры

[ редактировать ]

CSDP предполагает коллективную самооборону среди государств-членов. Эта ответственность основана на статье 42.7 ДЕС, которая гласит, что эта ответственность не наносит ущерба конкретному характеру политики безопасности и обороны некоторых государств-членов, ссылаясь на политику нейтралитета. См. «Нейтральная страна §Европейский Союз» обсуждение этого вопроса в разделе . Согласно статье 42.7 «Если государство-член является жертвой вооруженной агрессии на своей территории, другие государства-члены несут по отношению к нему обязательство оказывать помощь и поддержку всеми доступными им средствами в соответствии со статьей 51 Соединенных Штатов». Устав Наций не наносит ущерба конкретному характеру политики безопасности и обороны некоторых государств-членов». Кроме того, в статье 42.2 указывается, что НАТО является основным форумом для осуществления коллективной самообороны для государств-членов ЕС, которые также являются членами НАТО.

В ЕС нет постоянной структуры военного командования. Однако была достигнута договоренность о том, что военные структуры Организации Североатлантического договора (НАТО) могут быть использованы для проведения миссий ЕС по ОПБО в рамках соглашения «Берлин плюс» . Тем не менее, потенциал военного планирования и поведения (MPCC), созданный в 2017 году и подлежащий укреплению в 2020 году, представляет собой первый шаг ЕС в создании постоянного военного штаба. Параллельно с этим недавно созданный Европейский оборонный фонд (EDF) знаменует собой первый случай, когда бюджет ЕС используется для финансирования многонациональных оборонных проектов.

Евросоюз

[ редактировать ]
Расположение альтернативных штаб-квартир для военных операций под руководством ЕС: штаб-квартиры ЕС, штаб-квартиры НАТО и национальные штаб-квартиры, предлагаемые государствами-членами, показаны красными, синими и желтыми метками соответственно.

управляется Структура командования и контроля (C2) ЕС политическими органами, состоящими из представителей государств-членов , и обычно требует единогласных решений. По состоянию на апрель 2019 года: [ 10 ]

Связь:        Советы и рекомендации        Поддержка и мониторинг        Подготовительные работы      
Политический стратегический уровень: [5]
МКС EUCO Pres. ( ЕСКО ) Цепочка подчинения
Координация/поддержка
СатЦен ЦИВКОМ HR/Вице-президент ( FAC )
ИНЦЕН HR/Вице-президент ( PMG ) HR/Вице-президент ( PSC ) [6]

ЦЭУМК ( EUMC )
ЦМПД

ДГЕУМС [3] ( ЭМС )
Военный/гражданский стратегический уровень:


Директор MPCC [3] ( МПЦК )
АОЦ Гражданский OpCdr CPCC [1]
Операционный уровень:
MFCdr [4] ( МФШК ) ХоМ [1]
Тактический уровень:
СС [2] Земля СС [2] Воздух СС [2] Мар Другие CC [2]
Силы Силы Силы Силы


1 В случае, если гражданская миссия CSDP также находится на местах, координируются отношения с отделом гражданского планирования и поведения (CPCC) и его командующим гражданской операцией (Civ OpCdr), а также с подчиненным главой миссии (HoM). как показано.
2 Другие командующие компонентами (CC) и подразделения служб , которые могут быть созданы.
3 MPCC является частью EUMS, а Dir MPCC имеет двойное название DGEUMS. Если MPCC не используется в качестве штаба операции (OHQ), этой цели будет служить либо национальный штаб, предлагаемый государствами-членами, либо структура командования НАТО (NCS). В последнем случае функции командующего операцией (OpCdr) будет выполнять заместитель Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (DSACEUR), а не директор MPCC.
4 Если MPCC не используется в качестве штаба операции (OHQ), MFCdr будет называться командующим силами (FCdr) и будет руководить штабом сил (FHQ), а не MFHQ. В то время как главный штаб будет действовать как на оперативном, так и на тактическом уровне, штаб будет действовать исключительно на оперативном уровне.
5 Политический стратегический уровень не является частью структуры C2 как таковой, а представляет собой политические органы с соответствующими вспомогательными средствами, которые определяют общее направление миссий. Совет ( определяет роль Высокого представителя (HR/VP), который является вице-президентом Европейской комиссии , присутствует на заседаниях Европейского совета , возглавляет Совет по иностранным делам FAC) и может возглавлять Комитет по политике и безопасности (PSC). во времена кризиса. HR/Вице-президент предлагает и реализует решения CSDP.
6 Тот же состав, что и у Комитета постоянных представителей (COREPER) II, который также занимается подготовкой работы FAC, связанной с CSDP.
Местонахождение Командования двух стратегических командований НАТО — НАТО по трансформации (ACT) с подчиненными ему центрами (синие отметки) и Командования операций НАТО (ACO) со штаб-квартирой в Верховном штабе союзных держав в Европе (SHAPE), включая его подчиненные и объединенные командования сил ( красные отметки).

Структура командования НАТО в рамках Североатлантического совета и Военного комитета НАТО разделена на Командование операций НАТО , отвечающее за все военные операции, и Командование НАТО по трансформации, отвечающее за развитие потенциала.

Членство

[ редактировать ]
Карта, показывающая членство Европы в ЕС и НАТО
  только для членов ЕС
  только для членов НАТО
  член обоих
Звездная корона ЕС и роза компаса НАТО окружают оборонную эмблему Бельгии

Членство в ЕС и НАТО различно. В ЕС и НАТО входят соответственно 27 и 32 государства-члена, из которых 23 государства являются членами обоих.

Четыре государства-члена ЕС, не являющиеся членами НАТО ( Австрия , Кипр , Ирландия и Мальта ), занимали позицию нейтралитета во время Холодной войны, которую они сохраняют и с тех пор. Однако все страны, кроме Кипра, являются членами НАТО «Партнерство ради мира» . Кипр – единственное государство-член ЕС, которое не является полноправным членом НАТО и не участвует в программе «Партнерство ради мира». Любой договор, касающийся участия Кипра в НАТО, скорее всего, будет заблокирован Турцией из-за кипрского спора . [ 11 ] Вторжение России в Украину в 2022 году возобновило дебаты вокруг членства в НАТО в нескольких странах: Финляндия и Швеция присоединились к НАТО после десятилетий нейтралитета.

Из 32 стран-членов НАТО 30 являются европейскими государствами. В число семи европейских государств, которые являются членами НАТО, но не членами ЕС, входят четыре государства, подавшие заявки на членство в ЕС (Албания, Черногория, Северная Македония и Турция), а также Великобритания, которая является бывшим членом ЕС . Две другие страны — Исландия и Норвегия — предпочли остаться за пределами ЕС, однако участвовать в едином рынке ЕС .

Несколько государств-членов ЕС ранее были членами Варшавского договора , соперника НАТО .

  Неевропейские страны
  Трансконтинентальные страны
Сравнение двух основных евроатлантических оборонных организаций
   Евросоюз
(в отношении его оборонного направления — Общей политики безопасности и обороны )
 НАТО
Оговорка о взаимной защите Статья 42.7 консолидированной версии Договора о Европейском Союзе :

«Если государство-член является жертвой вооруженной агрессии на своей территории, другие государства-члены несут по отношению к нему обязательство оказывать ему помощь и поддержку всеми доступными им средствами в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций. Это должно не наносить ущерба конкретному характеру политики безопасности и обороны некоторых государств-членов [...]».

Статья 5 Североатлантического договора :

«Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одного или нескольких из них [на их территории] должно рассматриваться как нападение на них всех, и, следовательно, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, в порядке осуществления права индивидуальная или коллективная самооборона, признанная статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь подвергшейся нападению Стороне или Сторонам, немедленно предприняв индивидуально и совместно с другими Сторонами такие действия, которые они сочтут необходимыми, включая использование вооруженные силы, для восстановления и поддержания безопасности Североатлантический регион [...]».

  Политическая стратегическая организация
Самый высокий офис Высокий представитель (HR/Вице-президент) Генеральный секретарь
Главный орган принятия решений Совет по иностранным делам Североатлантический совет
Орган связи Европейская служба внешних действий Международный персонал
Сиденье Здание Кортенберга ( Брюссель , Бельгия) Штаб-квартира НАТО (Брюссель, Бельгия)
  Военно-стратегическая организация
Верховный главнокомандующий Директор отдела военного планирования и проведения Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе
Штаб-квартира Возможности военного планирования и проведения (Брюссель, Бельгия) Верховный штаб союзных держав в Европе ( Монс, Бельгия )
Председатель начальников обороны собрания Председатель Военного комитета Европейского Союза Председатель Военного комитета НАТО
Начальники собрания обороны Военный комитет Европейского Союза Военный комитет НАТО
Консультативный орган Военный штаб Европейского Союза Международный военный штаб
  Членство Постоянное структурированное сотрудничество Членство
Государства-члены как ЕС, так и НАТО
 Бельгия Основатель Основатель Основатель
 Болгария 2007 Основатель 2004
 Хорватия 2013 Основатель 2009
 Чешская Республика 2004 Основатель 1999
 Дания 1973 2023 Основатель
 Эстония 2004 Основатель 2004
 Финляндия 1995 Основатель 2023
 Франция Основатель Основатель Основатель
 Германия Основатель Основатель 1955
 Греция 1981 Основатель 1952
 Венгрия 2004 Основатель 1999
 Италия Основатель Основатель Основатель
 Латвия 2004 Основатель 2004
 Литва 2004 Основатель 2004
 Люксембург Основатель Основатель Основатель
 Нидерланды Основатель Основатель Основатель
 Польша 2004 Основатель 1999
 Португалия 1986 Основатель Основатель
 Румыния 2007 Основатель 2004
 Словакия 2004 Основатель 2004
 Словения 2004 Основатель 2004
 Испания 1986 Основатель 1982
 Швеция 1995 Основатель 2024
Государства-члены ЕС, не входящие в НАТО
 Австрия 1995 Основатель Партнерство ради мира
 Кипр   2004 Основатель Нет
 Ирландия 1973 Основатель Партнерство ради мира
 Мальта 2004 Нет Партнерство ради мира
Государства-члены НАТО, не входящие в ЕС
 Албания Кандидат 2009
 Исландия Нет Основатель
 Черногория Кандидат 2017
 Северная Македония Кандидат 2020
 Норвегия Соглашение с оборонным агентством Основатель
 Турция   Кандидат 1952
 Великобритания Нет Основатель
Европейские страны, не входящие как в ЕС, так и в НАТО
 Андорра   Нет Нет
 Армения   Нет План действий индивидуального партнерства
 Азербайджан   Нет План действий индивидуального партнерства
 Беларусь Нет Партнерство ради мира
 Босния и Герцеговина Кандидат План действий членства
 Грузия   Кандидат Интенсивный диалог
 Казахстан   Нет План действий индивидуального партнерства
 Косово Заявитель / Потенциальный кандидат Нет
 Лихтенштейн   Нет Нет
 Молдавия Кандидат План действий индивидуального партнерства
 Монако   Нет Нет
 Россия   Нет Партнерство ради мира
 Сан-Марино   Нет Нет
 Сербия Кандидат План действий индивидуального партнерства
  Швейцария Соглашение с оборонным агентством Партнерство ради мира
 Украина Кандидат Интенсивный диалог
 Ватикан   Нет Нет
Государства-члены НАТО, расположенные в Северной Америке, которые поэтому не имеют права на членство в ЕС.
 Канада Основатель
 Соединенные Штаты Основатель
Члены НАТО «Партнерство ради мира», находящиеся за пределами Европы, которые, следовательно, не имеют права на членство в ЕС или НАТО.
 Кыргызстан Партнерство ради мира
 Таджикистан Партнерство ради мира
 Туркменистан Партнерство ради мира
 Узбекистан Партнерство ради мира

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кильюнен, Киммо (2004). Европейская конституция в процессе создания. Центр исследований европейской политики. стр. 21–26. ISBN   978-92-9079-493-6 .
  2. ^ Берджесс, Майкл (2000). Федерализм и Европейский союз: построение Европы, 1950–2000 гг. Рутледж. п. 49. ISBN   0-415-22647-3 . «Наш теоретический анализ показывает, что ЕС/ЕС не является ни федерацией, ни конфедерацией в классическом смысле. Но он утверждает, что европейские политические и экономические элиты сформировали и превратили ЕС/ЕС в новую форму международной организации, а именно: , разновидность «новой» конфедерации».
  3. ^ «Портал оборонных данных» . По умолчанию . Проверено 29 июня 2022 г.
  4. ^ Президент Европейского Совета; Президент Европейской Комиссии; Генеральный секретарь Организации Североатлантического договора (10 июля 2018 г.). «Совместная декларация о сотрудничестве ЕС-НАТО» .
  5. ^ «Меморандум Объединенного комитета начальников штабов 1 министру обороны (Форрестолу)» . Кабинет историка . Проверено 14 мая 2020 г.
  6. ^ «Заявление Олбрайт Североатлантическому совету» 08.12.98 . 1997-2001.state.gov .
  7. ^ «Операционный центр ЕС» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2013 г. Проверено 12 октября 2019 г.
  8. ^ The Heritage Foundation , 24 марта 2008 г. [1] Архивировано 17 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
  9. ^ Брэм Боксхорн, Широкая поддержка НАТО в Нидерландах , 21 сентября 2005 г., "Статья" . Архивировано из оригинала 18 февраля 2007 г. Проверено 19 августа 2007 г.
  10. ^ Командование и контроль ЕС , с. 13, Военный штаб
  11. ^ Демпси, Джуди (24 ноября 2010 г.). «Между Евросоюзом и НАТО много стен» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 марта 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b95f8287f84642e4e364819f58a33197__1722942300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/97/b95f8287f84642e4e364819f58a33197.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
European Union–NATO relations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)