Jump to content

Отношения Франции и НАТО

Отношения Франции и НАТО
Карта с указанием местонахождения НАТО и Франции

НАТО

Франция

Франция является одной из стран-основательниц в 1949 году Североатлантического альянса, возникновению которого она активно способствовала. С тех пор Франция никогда не ставила под сомнение свое членство в Альянсе в его двойном политическом и военном измерениях. Однако он неоднократно оспаривал свои методы работы, особенно в том смысле, что они отводят Соединенным Штатам доминирующую роль.

Под председательством генерала де Голля Франция отстаивала стремление к независимости и видение того, какой должна быть Европа, которые несовместимы с американской гегемонией внутри Североатлантического союза, особенно во всем, что касается ядерного оружия и интеграции вооруженных сил стран-членов в рамках Альянса. единое командование . Де Голль сделал свои выводы, и в 1966 году Франция вышла из объединенной военной организации Альянса. Однако вскоре были подписаны соглашения о сотрудничестве между французскими вооруженными силами и силами НАТО , что несколько ослабило практическое значение этого выхода из НАТО. Это сотрудничество подкрепляло Парижский договор президентов Миттерана и Ширака до 2009 года, когда Николя Саркози восстановил Францию ​​под единым командованием НАТО.

На протяжении всей холодной войны Атлантический альянс играл роль в определении политических позиций западного мира по отношению к Советскому Союзу и странам Варшавского договора . Прежде всего на военном уровне, он определил средства, которые страны-члены должны предоставить, и их доктрины ведения боевых действий. Во время наиболее серьезных кризисов, таких как кризисы в Берлине или на Кубе , а также в последнее время в связи с евроракетами или после террористических атак 11 сентября , Франция продемонстрировала свою атлантистскую солидарность. Однако внешняя политика Франции заставляла ее часто не соглашаться с американскими предложениями, даже если это означало оказаться в изоляции внутри тех самых европейских стран, с которыми она параллельно строила Европейский Союз.

Однако с 1990-х годов разногласия стали менее частыми, и Франция снова стала основным участником политических и военных действий Альянса.

Основание Альянса (1948–1950)

[ редактировать ]

Какая коллективная безопасность для Франции?

[ редактировать ]

В конце Второй мировой войны Франция не могла обеспечить свою безопасность в одиночку; приоритетом было снабжение и реконструкция; Армии были плохо оснащены. Они должны развернуться на слишком обширных территориях, в заморской империи , в оккупационной зоне Германии и в Метрополии. ООН была основана в 1945 году с целью обеспечения коллективной безопасности в глобальном масштабе; на практике полномочия по принятию решений сосредоточены между постоянными членами Совета Безопасности , которые по требованию Сталина имеют право вето на резолюции, поставленные на голосование. По настоянию де Голля Франция является одним из пяти его постоянных членов. После голосования по первым резолюциям стало очевидно, что ООН будет недостаточно для того, чтобы гарантировать безопасность в Европе, где возможности для возникновения напряженности между Советским Союзом и Западом возрастали. Создание международных вооруженных сил под руководством ООН, хотя это и предусмотрено Уставом Организации Объединенных Наций , казалось маловероятным. Учитывая, что ООН не может обеспечить такую ​​коллективную безопасность, Франция обратилась к другим сценариям многосторонней безопасности, в региональном или двустороннем масштабе, как это позволяет Устав ООН. [ Примечание 1 ] [ 1 ]

До 1947 года главной заботой французской дипломатии была защита от любого военного возрождения Германии. [ Примечание 2 ] Когда стало ясно, что Советский Союз представляет реальную угрозу безопасности в Европе, Франция активно участвовала, когда она сама не проявляла инициативу, в создании политических и военных союзов, способных гарантировать ее безопасность. Однако в самой Франции, а также между французами, британцами и американцами было нелегко достичь консенсуса относительно стратегии, которую следует принять:

  • Франция желала расширить политику расчленения Германии, вытекавшую из Ялтинского и Потсдамского соглашений, в то время как англосаксы договорились в 1949–1950 годах о необходимости как с экономической и гуманитарной точки зрения, так и с военной точки зрения вернуть назад Германии – по крайней мере в ее части, оккупированной Западом – полноценное место и возможность участия в ее защите.
  • Хотя необходимость американской помощи никем не оспаривалась, французская политика колебалась между главным образом европейским видением или атлантическим видением безопасности страны. Этот вопрос оставался одной из главных тем французской дипломатии на протяжении всей холодной войны .
  • Если реальный импульс придал европейской идее в годы сразу после войны, то вопросов было много, а мнения во Франции, как и в других странах, по поводу модели (моделей) очень расходились: от простого сотрудничества до создания наднациональных органов, означающих частичный отказ от суверенитета. , посредством режимов работы, вдохновленных федерализмом или основанных на консенсусе между странами-партнерами.

Пятое заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) четырех бывших союзников завершилось в Лондоне 16 декабря 1947 года признанием провала. [ 2 ] Разрыв между Молотовым и тремя западными министрами был полным. В последующие дни Бевин , Бидо и Маршалл попарно совещались, чтобы оценить последствия, особенно с точки зрения европейской безопасности. С конца 1947 года дискуссии шли параллельно на двух уровнях: с одной стороны, французы и британцы вместе работали над проектом союза между европейцами, с другой стороны, три западные державы начали тайно обсуждать создание Атлантического военного союза для защиты Западной Европы.

Брюссельский договор – предварительный шаг

[ редактировать ]

При поддержке США британцы, а также французы 22 января 1948 г. предложили странам Бенилюкса сформировать региональный политический и военный союз. Переговоры привели к подписанию Брюссельского договора 17 марта 1948 года, ставшего основой Western Union. Хотя потенциальная угроза со стороны Германии все еще была среди обсуждавшихся вопросов, в конечном итоге договор был явно заключен с оборонительной целью по отношению к Советскому Союзу, в контексте, который внезапно стал напряженным из-за пражского переворота , в результате которого коммунисты в феврале взял под свой контроль Чехословакию .

Американцев постоянно информировали о переговорах, как официально, так и более тайно, посредством частых прямых контактов между американцами и британцами, на которые французы не были приглашены. Обмены между двумя державами были интенсивными и касались не только вопросов безопасности в Европе, но и в более широком смысле – того, какую Европу строить. Результаты были ограниченными, что заставило Францию ​​с начала 1950-х годов все больше поворачиваться к Западной Германии , возрождение которой было установленным фактом, который она могла только принять. В этом контексте Брюссельский договор был скорее средством сделать приемлемым окончательное заключение действительно действующего альянса на атлантическом уровне, чем шагом в создании европейской обороны.

Франция в основании альянса

[ редактировать ]

Переговоры по Североатлантическому договору

[ редактировать ]

После провала CFM в Лондоне в декабре 1947 года американцы, французы и британцы тайно договорились об идее западного альянса, объединив Соединенные Штаты и страны Западной Европы в своей защите, не упоминая при этом ничего конкретного. Американцы все еще колебались в отношении формы, которую должно принять их конкретное участие в обороне Европы: должно ли оно заключаться только в материальной помощи или должно привести к присутствию американских войск в Европе? Эту идею вскоре выдвинула Франция: 4 марта 1948 года Бидо направил Маршаллу ноту, в которой подчеркивал серьезность положения в Европе и необходимость конкретно определить средства, которые необходимо реализовать для обеспечения безопасности Франции и ее соседей. Маршалл ответил, что разделяет точку зрения Бидо относительно серьезности ситуации в Европе и необходимости быстрого определения соответствующих мер. Однако это обуславливает участие США в защите европейского континента после подписания Брюссельского договора.

Секретные переговоры велись между американцами, британцами и канадцами без участия Франции, а официальной причиной, указанной апостериорно, было проникновение коммунистов во французскую администрацию. Презрение, с которым американская администрация относилась к Франции, которая до сих пор воспринималась как страна, потерпевшая поражение в 1940 году, также объясняет это исключение. Американские руководители осознавали неизбежность прямого участия США в обеспечении безопасности Европы, но общественное мнение должно быть более благосклонно к этому и сначала необходимо изменить закон, чтобы позволить США заключать союзы за пределами Европы. Американский континент в мирное время. Резолюция Ванденберга , принятая 11 июня 1948 г., устранила это препятствие. [ 3 ] Первое условие было выполнено благодаря блокаде Берлина, начатой ​​Советским Союзом в июне 1948 года, что открыло путь к первым официальным переговорам в июле 1948 года между Соединенными Штатами и пятью европейскими странами, подписавшими Брюссельский договор .

Франция хотела, чтобы договор наложил на американцев серьезные обязательства в случае советской агрессии. В этом вопросе он потерпел неудачу: формулировка статьи 5 не включает автоматическое вооруженное вмешательство, а только то, что каждый участник договора «оказывает помощь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, путем немедленного принятия (...) таких действий, которые он считает необходимыми. , включая применение вооруженной силы». С другой стороны, Франция добилась включения французских департаментов Алжира, а Италия присоединилась к Альянсу в обмен на присоединение стран Северной Европы, как этого хотели Соединенные Штаты. Североатлантический договор был подписан 4 апреля 1949 года. Сенат США ратифицировал его 21 июля 1949 года 82 голосами против 13. Национальное собрание Франции ратифицировало его 26 июля, и договор вступил в силу 24 августа 1949 года. [ 4 ]

Зарождающаяся постоянная организация

[ редактировать ]

Договор предусматривал в качестве единственного органа Североатлантический совет , на который была возложена миссия по определению вспомогательных органов, необходимых для функционирования Альянса. Напряженные переговоры велись вокруг создания ограниченного стратегического комитета в составе трех человек: США, Соединенного Королевства и Франции, которого Франция страстно желает получить как уникальную возможность утвердить свое влияние на стратегию Североатлантического союза, определение которой, как она опасалась, в противном случае было бы полностью оставлено на усмотрение Франции. усмотрению англосаксов. Франция получила частичное удовлетворение путем создания «Постоянной группы», ответственной за подготовку военных планов для «Военного комитета» на уровне начальников штабов и «Комитета обороны» на уровне министров. Первое заседание Совета 17 сентября 1949 г. утвердило это управление на трех уровнях. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Развитие деятельности Альянса и создание многочисленных комитетов вскоре выявили необходимость в постоянном гражданском органе. В мае 1950 года Совет учредил Совет заместителей министров иностранных дел, в котором каждая страна-член должна назначить постоянного представителя. Эрве Альфан представлял Францию. [ 8 ]

Первое определение стратегии НАТО

[ редактировать ]

Эти военные власти немедленно начинают определять стратегию НАТО . Задача Франции заключалась в том, чтобы добиться соглашения с американцами о стратегии передовой обороны континентальной Европы в случае советского нападения и избежать принятия стратегии периферийной обороны, в которой англичане – особенно фельдмаршал Монтгомери – и Американцы верили больше, хотя бы из-за огромного превосходства советских сухопутных войск. Первая стратегическая концепция НАТО, одобренная в начале 1950-х годов, в конечном итоге представляла собой приемлемый компромисс, предусматривавший «остановку и как можно скорее отражение наступления противника», без уточнения условий. средства и «быстро приступить к стратегическим бомбардировкам с использованием всех без исключения средств», то есть включая ядерное оружие. [ 9 ] [ 10 ]

Запрос на помощь и американское военное присутствие в Европе

[ редактировать ]

Франция — крупный бенефициар американской военной помощи

[ редактировать ]

Ратификация договора Национальной ассамблеей сопровождается голосованием предложения, которое предлагает правительству использовать все свои полномочия с целью добиться от правительства Соединенных Штатов поставок необходимого вооружения, чтобы дать французским армиям средства эффективного выполнения оборонных обязательств, вытекающих из Атлантического пакта. [ 11 ] 5 апреля 1949 года пять стран, подписавших Брюссельский договор, направили официальный запрос о военной помощи Соединенным Штатам, на который американский руководитель быстро отреагировал положительно и начал получать необходимые средства от Конгресса. 6 октября 1949 года Трумэн подписал Закон о программе взаимной военной помощи . 27 января 1950 года было подписано двустороннее соглашение между Францией и США, а также с семью другими европейскими странами. 8 марта французский авианосец «Диксмуд» принял первую партию самолетов для французской морской авиации. Но переговоры трудны, и, прежде всего, в обмен на предоставленную помощь американцы просят предоставить логистические возможности на французской земле, что поднимает вопросы национального суверенитета. [ 12 ] Франция обеспокоена тем более, что в то же время она ведет войну в Индокитае против коммунистических националистов, и эта война мобилизует большую часть ее военных ресурсов, оставляя лишь несколько сил на европейском театре военных действий.

Корейская война – катализатор военной интеграции

[ редактировать ]

25 июня 1950 года северокорейская армия начинает массированное нападение на Южную Корею. Начало войны , которая продлится три года, приведет к тому, что Соединенные Штаты возьмут на себя масштабные военные обязательства в Корее, а также в Европе, чтобы противостоять этой возможности. советского нападения, которое внезапно стало главной заботой западноевропейских правительств.

Американские войска в Европе (1950–1955)
Год Рабочая сила
1950 120,497
1951 250 601
1952 250 601
1953 380 705
1954 397,029
1955 413 169

Франция направляет американскому правительству два меморандума: один 5 августа, второй 17 августа, в которых подчеркивает важность своих военных усилий и вытекающую из этого необходимость в дополнительной помощи, запрашивает размещение дополнительных американских и британских войск в континентальной Европе и рассматривает возможность размещения большего количества американских и британских войск в континентальной Европе. необходимо реорганизовать Альянс в направлении унификации планов управления и обороны. [ 13 ] Трехсторонняя встреча министров иностранных дел США, Великобритании и Франции 12 сентября 1950 года дает Ачесону возможность выразить точку зрения Соединенных Штатов: его предложения идут в том направлении, которого желает Франция, за исключением одного важного пункта — присоединения Германии к Германии. солдат в западные силы, к чему Франция остается очень враждебной. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

Чрезвычайная ситуация, созданная началом конфликта в Корее, и возникшие в результате реальные опасения, что это было лишь прелюдией к советскому наступлению в Европе, требуют немедленных решений: Совет 26 сентября 1950 г. постановляет создать единые силы для обороны. Западной Европы в рамках НАТО, поставить Парижский договор под прямое руководство верховного главнокомандующего, который, как предполагается, будет американцем. Решение об участии Германии было отложено, а исследование было поручено Комитету обороны. Несмотря на изоляцию, Франция получила период времени, который она могла использовать для формулирования встречных предложений, которые материализовались в проекте европейской армии – Парижском договоре . [ 18 ] На своем следующем заседании в декабре 1950 года Совет назначил Дуайта Эйзенхауэра первым Верховным главнокомандующим силами НАТО в Европе. [ 19 ] Военная организация Брюссельского договора сливается с военной организацией НАТО. [ 20 ] Эйзенхауэр решил разместить свою штаб-квартиру во Франции в Ивелине в Рокенкуре , быстро известную как SHAPE . Созданная Эйзенхауэром структура управления обеспечивает приемлемое участие французских офицеров, поскольку из 21 генерал-офицера высшего командования пять - французы, а в ШАПЭ 25 должностей из 242 отведены французским офицерам. [ 21 ]

Взаимные сомнения и разочарования (1951–1958).

[ редактировать ]

Франция сыграла ведущую роль в создании Альянса, в его эволюции в постоянную и интегрированную военную организацию, а также в реализации американских гарантий безопасности посредством сильного присутствия своих войск в Европе. Но с начала 1950-х годов часто кризисные ситуации, с которыми сталкиваться сменяющим друг друга правительствам Четвертой республики, приходилось были источниками напряженности между Францией и Соединенными Штатами по целому ряду вопросов, влияющих на функционирование, стратегию и средства НАТО. [ 22 ]

Перевооружение Германии и кризис Парижского договора

[ редактировать ]

Вопрос о перевооружении Германии остается очень чувствительным для Франции. Рассматриваются три пути будущего Германии: нейтрализация, атлантизация или европеизация. Первый вариант, сопровождаемый гарантиями безопасности в европейском масштабе и поддерживаемый левыми, — это то, чего Москва пытается добиться во время конференций четырех бывших союзников; но новая неудача на конференции, состоявшейся в Берлине в начале 1954 г., продемонстрировала ее недоступность. В атлантическом решении, предложенном американцами и к которому постепенно присоединяются все страны-члены НАТО, французы видят риск размывания своего влияния внутри Альянса и полного отсутствия контроля над масштабами немецкого перевооружения. Европейское решение — это третий срединный путь, который не демобилизует всех тех, кто продолжает отказываться от какой-либо идеи немецкого перевооружения, но который добивается успехов в значительной части французского политического мира.

Провал предложения Франции о создании европейской армии в рамках НАТО

[ редактировать ]

Выдвинутый в июне 1950 года Жаном Монне , по аналогии с планом Шумана, лежащим в основе ЕОУС , он был представлен Национальному собранию 24 октября 1950 года председателем Совета Рене Плевеном , который предлагает создание Европейской комиссии. Оборонное сообщество (EDC) с наднациональными структурами и с участием Западной Германии (ФРГ). Первоначально эта идея была воспринята Соединенными Штатами как тактика проволочек, но в конце концов была принята на заседаниях Атлантического совета в декабре. Конференция по Парижскому договору открылась в Париже 15 февраля 1951 года. Страны континентальной Европы — участницы Брюссельского и Североатлантического договоров наконец подписали договор, устанавливающий Парижский договор, 27 мая 1952 года. Однако еще предстоит определить отношения между Парижский договор и НАТО. Политические партии во Франции по-прежнему глубоко расходятся во мнениях по этому вопросу, и Франция продолжает требовать все большей помощи от своих союзников, особенно от американцев – в разгар войны в Индокитае – одновременно желая свести к минимуму вклад Германии в защиту Европы. Американцы поддерживают Парижский договор и настаивать на его ратификации французским парламентом. После еще двух лет внешних и внутренних переговоров договор был окончательно отклонен 30 августа 1954 года Национальным собранием. [ 23 ]

Франция принимает решение о вступлении Германии в Альянс

[ редактировать ]

У Франции больше нет другого выбора, кроме как согласиться на вступление ФРГ в Атлантический альянс в обмен на обязательство Великобритании и Америки сохранить свои силы, приписанные к НАТО. Распространение Брюссельского договора на Германию и Италию привело к созданию Западноевропейского союза (ЗЕС), который долгое время действовал не очень активно на практике, но который, начиная с 1984 года, был в основном инициативой Франции, поддержкой создание зачаточной европейской оборонной политики, не интегрированной, но четко сформулированной с НАТО. Атлантический совет 22 октября 1954 одобрил протокол о присоединении ФРГ к статусу оккупации, прекращенному Боннско -Парижскими конвенциями . [ 24 ] [ 25 ] Символически открыв первую страницу в истории отношений между Францией и НАТО, Эрве Альфан был заменен . Парижский договор в тот же день в качестве постоянного представителя Франции в Совете НАТО Морис Кув де Мюрвиль , будущий министр иностранных дел при генерале де Голле . [ 26 ] Ратификация этих соглашений французским парламентом была достигнута не без труда. Декабрь 1954 года положил конец четырехлетнему кризису. [ 23 ]

Реорганизация Альянса в 1951–1952 гг.

[ редактировать ]

Альянс функционирует плохо, на глазах у всех необходима полная реорганизация. Начало размышлениям было дано заседанием Совета в Оттаве в сентябре 1951 года и утверждением новой организации на заседании Совета в Лиссабоне в феврале 1952 года. Жан Монне представлял Францию ​​во Временном комитете, ответственном за формулирование предложений, под председательством американца , А. Гарриман . Достигнута договоренность о необходимости создания постоянных гражданских структур, собранных в одном месте, и предоставления Организации собственного бюджета и правосубъектности. Франция и Великобритания хотят, чтобы сильный Генеральный директор был поставлен во главе всех гражданских организаций и возглавил Совет. Но США навязывают свою точку зрения: создается пост генерального секретаря, ответственного за гражданское функционирование НАТО, но председательство в Совете остается раздельным; с другой стороны, к удовлетворению французов, именно Париж, а не Лондон был выбран в качестве штаб-квартире НАТО , и это решение поддержал, в частности, Эйзенхауэр. Эта реорганизация не наделяет структуру НАТО какой-либо наднациональной властью. Североатлантический совет остается единственным органом, принимающим окончательные решения, и принимает свои решения единогласно. Он заседает на уровне постоянных представителей (имеющих ранг послов), на уровне министров обороны и иностранных дел, а также на уровне глав государств и правительств. В последнем случае сессия носит название саммита НАТО . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Зависимость от США, США идут домой

[ редактировать ]
Карта баз НАТО во Франции до вывода единого военного командования в 1966 году.

Американская военная помощь Франции в рамках НАТО постоянно растет. Эта помощь, продолжавшаяся после Второй мировой войны, достигла пика в 1953–1954 годах. Соединенные Штаты, сами участвовавшие в войне в Корее, поддержали Францию ​​в войне в Индокитае, поставляя все более крупные поставки оборудования и боеприпасов.

В середине 1950-х годов имидж Франции был серьезно подорван среди ее союзников, которые считали ее страной, неспособной проводить внешнюю политику и отношения с НАТО, которые были стабильными и последовательными с течением времени, которые варьировались от министерского кризиса за министерским кризисом, регулярно выдвигает новые требования и ожидает от США все большей помощи без каких-либо компенсаций. С французской стороны также существует большая неприязнь к Соединенным Штатам, которые чаще всего навязывают свои взгляды своим союзникам, иногда, но не всегда в хорошем согласии с Лондоном, во всех важных решениях, затрагивающих внешние интересы французской безопасности, без особого духа партнерства. и который вмешивался во внутреннюю политику Франции, особенно в экономические вопросы, и вмешивался во Вьетнам слишком поздно, слишком мало и неуклюже, чтобы избежать катастрофы Дьенбьенфу весной 1954 года. Антиамериканизм был самым сильным и Летом 1954 года франко-американские отношения были на самом низком уровне. В 1950-х и 1960-х годах примерно в двадцати Базы НАТО во Франции . Большинство французского населения не очень хорошо реагирует на то, что считается или, по крайней мере, ведет себя как квазиоккупационная армия, личный состав которой имеет более высокий уровень жизни, чем французы. ФКП . , которая все же получила значительные баллы на выборах, внесла большой вклад в утверждение этих антиамериканских настроений и популяризировала лозунг «США, идите домой» [ 23 ] [ 31 ] В 1958 году Анри Боньер снял документальный фильм «К вашим услугам» , заказанный Информационным агентством США , направленный на содействие сосуществованию между военными стран НАТО и французскими гражданами. [ 32 ]

Американские военнослужащие во Франции в рамках НАТО [ 33 ]
1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967
802 22,876 22,876 44,950 47,187 55,270 59,615 71,531 50,417 43,933 40,059 40,045 53,074 41,331 33,503 31,049 22,333 1,491

Американская гегемония и Суэцкий кризис

[ редактировать ]

1953 и 1954 годы стали важным поворотным моментом в отношениях Франции с НАТО. В СССР умер Сталин, и новое коллегиальное руководство выразило стремление к мирному сосуществованию, в то время как в Соединенных Штатах Эйзенхауэр ознаменовал начало своего мандата сохранением крайне антикоммунистической позиции и принятием «военной стратегии, ориентированной на ядерное оружие». сдерживание и массированное возмездие, особенно с целью достижения экономии военных расходов. Франция опасается, что эта политика упустит возможность разрядки в Европе и что эта стратегия будет означать отказ от защиты фронта европейского континента и сильный риск его разрушения с помощью ядерного оружия. мало информируют французских военных о ядерных планах из- Американские офицеры, дислоцированные в SHAPE, за опасений проникновения коммунистов в контексте маккартизма и шпионажа.

Но с 1954 года Алжир быстро стал новой и главной заботой французского правительства. Территория Алжира, разделенная на французские департаменты, включена в географический периметр Альянса, чья юрисдикция ограничивается только внешней агрессией. Французы безуспешно пытались убедить своих союзников в том, что Алжир, как и Индокитай, является важным вопросом в борьбе с коммунизмом. Американцы рассматривают Францию ​​как государство, всегда испытывающее искушение проводить колониалистскую политику, против которой они резко выступают, и не желают ставить под угрозу свои отношения со странами Ближнего Востока и третьего мира , помогая Франции в Алжире. Франция отправляет в Алжир войска, взятые из тех, которые она обязалась предоставить командованию НАТО, к большому недовольству штабов союзников .

Суэцкий кризис 1956 года еще раз подчеркнул внутри Альянса глубокие разногласия, которые были у американцев с французами, но также в определенной степени и с европейцами: Соединенные Штаты потребовали немедленного прекращения франко-британской военной операции, начатой ​​без их ведома и использование ООН и НАТО для усиления своего давления. Для того чтобы Парижский договор соответствовал американским требованиям, и на фоне ядерных жестов Хрущева , Франция пришла к выводу, что она должна подчеркнуть свою независимость и продолжить свои усилия в области ядерных исследований. [ 34 ]

Ядеризация стратегии НАТО, а на самом деле Соединенных Штатов, стала в 1957 году более конкретной и более тревожной для Франции: благодаря успешному запуску спутника Советы начали делать свои ядерные возможности заслуживающими доверия. американцы для реализации своей ядерной программы, а американцы не предоставили ядерную помощь французам, но попросили установить тактическое ядерное оружие, над которым они будут контролировать, на французской территории. Французское правительство колебалось по этому вопросу, и никакого решения не было принято, когда де Голль вернулся к власти в мае 1958 года. Это геостратегическое соединение также сильно обеспокоило немцев, что привело к франко-германскому сближению и подписанию впоследствии секретных ядерных соглашений. распространился на Италию. [ 35 ]

Франция и Альянс до конца холодной войны (1958–1989 гг.)

[ редактировать ]

Де Голль: Альянс без интеграции (1958–1969)

[ редактировать ]

Темы дебатов между Францией и Соединенными Штатами относительно Альянса во многом являются продолжением того, чем они были в предыдущие годы. Большая разница в том, что мало-помалу Франция де Голля находит пространство для маневра и может воплотить свою политику в отношении Альянса в четкие позиции и конкретные действия. Политика в отношении Североатлантического союза будет состоять из двух основных этапов: во-первых, идея состоит в том, чтобы найти общий язык по поводу места Франции в руководстве НАТО , во-вторых, если не получить удовлетворения, ориентиром является то, что Франция вновь обретет право полного принятия решений. потенциал в вопросах безопасности, не выходя из Атлантического Альянса. Сразу после своего возвращения к власти де Голль запустил программу создания французских сил ядерного сдерживания, чтобы добиться автономии. Первые французские ядерные испытания состоялись два года спустя, в феврале 1960 года, в Регане ( Алжир ).

Дать Франции место в руководстве НАТО

[ редактировать ]

Вернувшись к власти, де Голль определил свой курс действий по вопросу НАТО. Он заявляет [ Примечание 3 ] что «наше место в организации НАТО должно быть пересмотрено. Американцы имеют подавляющее перевес в организации командования. Мы полностью отстранены от планов, составленных САК (...). ВАСЕР располагает ресурсами, использование которых полностью за пределами нашего решения». [ 36 ] Ядерный вопрос занимает центральное место. Эти высказывания де Голля на самом деле являются частью контекста предложения Эйзенхауэра, сделанного на саммите НАТО в декабре 1957 года, о размещении в Европе в рамках НАТО запаса ядерного оружия и ракет средней дальности (РСДСМ). [ 37 ] который де Голль отказывается принять без того, чтобы Франция вместе с американцами и британцами принимала решения по ядерным вопросам в рамках НАТО. Предлагая размещение ядерного оружия на территории Франции, американцы надеются, что Франция поместит свою ядерную программу в рамки НАТО и откажется от независимого сдерживания. Другая важная причина, по которой де Голль считает, что НАТО не отвечает потребностям безопасности Франции, заключается в том, что угрозы необходимо понимать и управлять ими в глобальном масштабе, а не на региональной основе, начиная с Северной Атлантики, которой ограничено НАТО. Летние кризисы 1958 года на Ближнем и Дальнем Востоке окончательно убедили его в необходимости Парижского договора.

После трех месяцев интенсивных дипломатических обменов и колебаний «де Голль поднимает знамя», по словам Фредерика Бозо , отправив 17 сентября 1958 года конфиденциальный меморандум Эйзенхауэру и Макмиллану , в котором он просил создать трехстороннее управление НАТО, чтобы поставил Францию ​​в равное положение со своими союзниками. Документ открывается диагнозом: «Атлантический альянс был спроектирован и его реализация подготовлена ​​с учетом возможной зоны действия [Северная Атлантика], которая больше не отвечает политическим и стратегическим реалиям. (...). С другой стороны, радиус действия кораблей и самолетов и дальность действия машин делают столь узкую систему устаревшей в военном отношении. Это правда, что первоначально было признано, что атомное оружие (...) останется монополией Соединенных Штатов в течение длительного времени, что может показаться оправданием того, что в глобальном масштабе решения, касающиеся обороны, практически делегировались правительству в Вашингтоне. . (...) ранее признанный факт больше не соответствует действительности. », затем продолжает четкое предложение: «Кажется необходимым [Франции], чтобы на глобальном политическом и стратегическом уровне была создана организация, непосредственной частью которой она является. Эта организация должна была бы, с одной стороны, принимать общие решения по политическим вопросам, затрагивающим глобальную безопасность, а с другой стороны, разрабатывать и, при необходимости, реализовывать стратегические планы действий, особенно в этом отношении. что касается применения ядерного оружия». [ 38 ] [ 39 ]

Реакция очень сильна в Европе, где члены НАТО не ценят эту инициативу, которая выводит их из игры. Ведь если обсуждение изменений, которые необходимо внести в функционирование НАТО, должно происходить, то оно должно проводиться в рамках Североатлантического совета, со всеми его членами. Официальный ответ Эйзенхауэра, поступивший 20 октября 1958 года, представляет собой вежливое увольнение, что не удивляет де Голля. [ 40 ] [ 41 ] Прагматичный де Голль знает, что он пока не может вступить в логику разрыва, поскольку ему необходимо сначала решить алжирский вопрос и еще не обладать атомной бомбой. Он постарается воспользоваться международной напряженностью, чтобы максимально наладить это трехстороннее сотрудничество и таким образом проверить истинные намерения своих атлантических партнеров.

В 1963 году де Голль объяснил Алену Пейрефитту цель своего подхода 1958 года: «Этот меморандум был всего лишь процессом дипломатического давления. Я тогда искал способ выйти из НАТО и вернуть себе свободу, которую Четвертый Республика оттолкнулся. Поэтому я попросил луну». [ 42 ]

Следующие четыре года были отмечены кризисами, из которых для европейцев самым серьезным был берлинский . Именно в разрешении этого кризиса, в котором Франция играет решающую роль, будет реальное сотрудничество между тремя крупнейшими странами Запада; но для де Голля это больше связано с послевоенными соглашениями и обязательствами трех западных союзников защищать Берлин, чем с НАТО, и не предотвращает появление существенных разногласий на нескольких уровнях. моменты во время этого длительного кризиса. По большинству других вопросов де Голль отмечает, что солидарность Запада играет небольшую роль и что американцы мало учитывают интересы Франции. Американцы не хотят такого трипартизма, который поставил бы под угрозу общую сплоченность Североатлантического союза. [ 43 ] Чтобы проиллюстрировать свою решимость, де Голль вывел Средиземноморский флот 11 марта 1959 года из-под командования НАТО. Затем, в 1962 году, он вывел из-под командования НАТО флоты Атлантического океана и Ла-Манша .

Восстановите свою полную способность принимать решения

[ редактировать ]
Ядерное оружие
[ редактировать ]

Ядерный вопрос лежит в основе представлений Голля о положении Франции в мире и ее законной независимости. Американцы не хотят вступать в углубленные дискуссии по ядерной стратегии НАТО, более того, их помощь французской ядерной программе не материализуется, как из-за отсутствия политической воли, так и по юридическим причинам. [ Примечание 4 ] Де Голль и Эйзенхауэр поддерживали тесные отношения в 1959 и 1960 годах; двое мужчин несколько раз встречались и обменивались многочисленными письмами, тон которых всегда был уважительным и даже теплым по форме. По существу, если де Голль весьма ясно излагает свои разногласия по вопросу НАТО, то он не менее ясно напоминает о своей привязанности к западному альянсу, написав, например, в своем письме Эйзенхауэру от 25 мая 1959 г., что «я никогда не имел Парижский договор был более убежден в том, что в нынешней ситуации союз свободных государств абсолютно необходим (... Фа ? Парижский договор с советскими амбициями и силами, в ожидании огромной мощи и империализма ). тоталитарный Китай мог бы стать, (...) Франция, без сомнения, принадлежит к лагерю свободы (и) что, принимая от своего имени меры, которые не «интегрированы» в НАТО, Франция никоим образом не намерена изменить наш союз. ». Однако де Голль постоянно возвращается к этому обвинению, как в своем письме от 6 октября 1959 года, чтобы добиться от американцев согласия, «что развязывание Западом атомной войны в любой точке мира потребует совместного решения Соединенных Штатов». США, Великобритании и Франции». [ 44 ]

По поводу тактического ядерного оружия, которое Эйзенхауэр предлагал хранить во Франции, де Голль отметил, что американцы не пересмотрели свой отказ оставить его Франции в рамках принятого совместно плана применения, и поэтому подтвердил Эйзенхауэру 25 мая 1959 года свой отказ. . Во второй половине 1959 года SACEUR 200 F-100 истребителей-бомбардировщиков , базировавшихся в Туле, Этене передал Англии и ФРГ и Шомоне. Этим первым эффектным решением де Голль демонстрирует не только свою решимость разделить контроль над ядерным оружием НАТО, но и свои сомнения в достоинствах ядерной стратегии НАТО, которая, как он опасается, все больше превращает европейские страны в разрушительное поле ядерной битвы и превращает стратегические обязательства Соединенных Штатов менее автоматические. [ 45 ] [ 46 ]

Всегда прагматичный, де Голль занял иную позицию в отношении французских войск в Германии (FFA) под командованием НАТО. В сентябре 1960 года было подписано соглашение, согласно которому тактические ракеты « Хонест-Джон» и «Найк» были оснащены ядерными боеголовками, которые оставались под американским контролем до принятия решения о их использовании. Аналогичное соглашение было подписано в 1963 году для самолетов 1-го КАТАК, действовавших на территории ФРГ. Обеспокоенный поддержанием связей и возможностей эффективного сотрудничества с союзниками, в 1960 году министр обороны Пьер Мессмер выступил с инициативой создания Ассоциации «Тигровой эскадрильи», переименованной в « Ассоциацию тигров НАТО» , для укрепления связей между авиационными подразделениями НАТО.

Выход из НАТО
[ редактировать ]

9 сентября 1965 года де Голль объявил о подписании Парижского договора, согласно которому «самое позднее в 1969 году подчинение, называемое интеграцией, которое планируется НАТО и которое передает нашу судьбу иностранным властям», прекратится. В 1969 году исполняется двадцатая годовщина Североатлантического договора , заключенного на этот срок. Де Голль ставит под сомнение намерения Франции: денонсация Договора или просто прекращение участия Франции в комплексной военной деятельности НАТО? В своем письме Джонсону от 7 марта 1966 года де Голль подтверждает, что Франция останется членом Альянса, поскольку «Франция измеряет, в какой степени установленная таким образом оборонная солидарность между пятнадцатью свободными народами Запада способствует обеспечению их безопасности и, в в частности, какую важную роль играют в этом отношении Соединенные Штаты Америки. Поэтому Франция планирует впредь оставаться, когда придет время, стороной Договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 года». что «Франция считает, что изменения, произошедшие или находящиеся в процессе осуществления с 1949 года (...), больше не оправдывают, насколько это касается, военных мер, принятых после заключения «союза», и что, следовательно, Франция «предлагает восстановить на своей территории полное осуществление своего суверенитета, в настоящее время подорванного постоянным присутствием союзных военных элементов или привычным использованием ее неба, прекратить свое участие в «интегрированных» командованиях и больше не размещать силы в уничтожение НАТО. Это различие между Альянсом, образованным в соответствии с договором 1949 года, и гражданской и военной организацией, созданной впоследствии, останется основой отношений между Францией и НАТО в течение следующих десятилетий. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]

Для де Голля это действительно был выход из НАТО: «Мы больше не принадлежим ему, так сказать», — признался он в 1964 году Пейрефитту ; Перед тем же собеседником президент стал более откровенным 13 октября 1965 года: «Альянс желателен до тех пор, пока угроза сохраняется на Востоке! Альянс — да, но не НАТО, не военная организация, интегрированная по американскому приказу». ". [ 50 ]

FGDS . (Федерация демократических и социалистических левых сил) в апреле 1966 года безуспешно подала вотум недоверия правительству Помпиду, которого защищал Ги Молле [ 51 ] Морис Фор (из Демократического объединения) затем заявил, что «если бы каждый из наших союзников вел себя так же, как вы, и принимал решения, которые вы только что издали, это означало бы не что иное, как вывод всех американских войск с европейского континента». [ 52 ] [ 53 ] Со своей стороны, Рене Плевен обвиняет исполнительную власть: «Вы обманули нас о своих намерениях, вы не рассказали о них нации». [ 54 ]

Эвакуировать базы НАТО
[ редактировать ]

В 1967 году базы НАТО во Франции , в основном американские, были эвакуированы их обитателями: всего около тридцати баз, а также 27 000 солдат и 37 000 гражданских лиц. Штаб-квартира организации покинула Ивелина и обосновалась в Бельгии . [ 55 ]

Соглашения о сотрудничестве
[ редактировать ]

Реализация выхода Франции из объединенной организации была осуществлена ​​быстро в 1966 году и сопровождалась пересмотром организации НАТО. На самом высоком уровне принятия решений Франция остается полноправным членом Североатлантического совета, но не участвует ни в Комитете оборонного планирования, ни в недавно созданной Группе ядерного планирования. [ 56 ]

Обмен письмами между правительствами Франции и Германии от 21 декабря 1966 г. определяет статус французских войск, дислоцированных в Германии (FFA). [ 57 ] В военной области условия, согласно которым французские войска будут задействованы в случае кризиса или конфликта для внесения своего вклада в защиту Европы, являются предметом нескольких месяцев переговоров, которые завершаются 22 августа 1967 года Айлере. -Лемнитцеровские соглашения. [ 58 ] Эти соглашения значительно ослабили практическое значение вывода французов и позволили уточнить роль ФФА в защите Западной Европы. [ 59 ] [ 60 ] Трубопроводная сеть в Центральной Европе не пострадала от этих событий.

Подтвердить членство Франции в Атлантическом альянсе
[ редактировать ]

Нормализация франко-американских отношений, начавшаяся в 1968 году, была подтверждена с приходом Никсона . Интервенция войск Варшавского договора в Чехословакию , усиливающаяся автономия ФРГ, играющей ведущую роль в политике разрядки с Востоком , и внутренние трудности Франции не благоприятствуют новым переворотам. гениальность, чтобы попытаться навязать трансформацию организационной модели всей Атлантики.

Союзники Франции хорошо адаптируются к французским ударным силам, ставшим конкретной реальностью, и отмечают, что военное сотрудничество, установленное в принципе соглашением Айлере-Лемнитцера, осуществляется на оперативном уровне к удовлетворению всех сторон и даже является предмет определенной огласки со стороны высокопоставленных французских военных.

В последний месяц своего президентства де Голль совершил два действия, которые свидетельствуют о том, что отношения с Соединенными Штатами остаются нематериальной основой внешней политики Франции, причем одно из них носит символический характер: он отправился на похороны Эйзенхауэра в Вашингтон, где он встретился с Никсон снова, другой важный для будущего западного мира, когда он заставил Мишеля Дебре подтвердить возобновление членства Франции в Атлантическом Альянсе. [ 61 ]

Политическое и стратегическое сближение 1970-х и 1980-х годов.

[ редактировать ]

До конца «холодной войны» сменяли друг друга три президента , которые управляли наследием, оставленным де Голлем, не видоизменяя его глубоко, но принимая во внимание взлеты и падения, которые будут чередоваться в отношениях Восток-Запад и развитие ситуации в Европа. Национальная независимость укрепляется, французские силы ядерного сдерживания продолжают развиваться в 1970-х годах, а связь между стратегическими и тактическими ядерными средствами и обычными силами налажена благодаря единству командования французских армий. С другой стороны, в течение этих двух десятилетий Франции пришлось мириться с атлантическим статус-кво, а ее европейские партнеры никоим образом не желали дистанцироваться от Соединенных Штатов, особенно после того, как последовала разрядка 1969–1975 годов. новый этап напряженности в отношениях с Советским Союзом. [ 62 ]

В декабре 1980 года Эдуард Балладюр в колонке, опубликованной в газете «Фигаро» , напомнил два очевидных факта : «Франция является членом Атлантического альянса» и «не является частью НАТО под американским командованием». [ 63 ] По словам Поля-Мари де Ла Горса, несколько месяцев спустя избрание Франсуа Миттерана ознаменовало «атлантический сдвиг» во внешней политике Франции. [ 64 ]

Первый президент- социалист Пятой республики Франсуа Миттеран неоднократно подтверждал свою лояльность Атлантическому альянсу, исключая при этом реинтеграцию Франции в интегрированную военную структуру: «Франция не вышла из Атлантического альянса. Она не вышла из Атлантического оборонительного военного альянса. Оно покинуло объединенное командование НАТО, и поэтому не может быть и речи о возвращении под командование объединенного командования». [ 65 ]

Укрепление сотрудничества

[ редактировать ]

Не имея возможности глубоко его трансформировать, Франция предпочитает укреплять сотрудничество с Атлантическим альянсом. В соответствии с концепцией передовой обороны НАТО, которая заключается в сопротивлении советскому наступлению как можно ближе к восточной границе ФРГ и способом, совместимым с реорганизацией французских армий после окончания войны в Алжире, французские войска станут стратегическим резервом НАТО, условия использования которого будут уточняться по мере укрепления их оперативного потенциала.

Военная мощь Атлантического альянса в Центральной Европе (1988 г.)
Страна Военнослужащие %
Бенилюкс 137,000 12%
Дания 21,000 2%
Франция 267,000 24%
ФРГ 352,000 31%
Великобритания 141,000 12%
США (в Европе) 216,000 19%
ОБЩИЙ 1,134,000 100%

Соглашения, заключенные в июле 1974 года между генералами Валентином и Фербером, расширили сферу сотрудничества Франции и НАТО на весь регион. 1-й армии , оставив при этом Францию ​​одну, чтобы принять решение о задействовании своих сил. Это сотрудничество рассматривается как необходимость с обеих сторон: Франция не может рассчитывать на победу в битве за защиту своей территории в одиночку после того, как битва в Германии проиграна, а НАТО нуждается в стратегическом резерве, который составляет французские силы, особенно с учетом уровня их боеспособности. оборудование, очень низкое до начала 1970-х годов, затем значительно улучшилось. Ядерный вопрос, однако, остается предметом разногласий: французская армия, лишенная тактического ядерного потенциала после вывода войск в 1966 году, вновь обрела его в 1973 году с помощью бомбы АН-52 , доставленной самолетом, а затем в 1974 году с помощью ракет «Плутон» . Доктрина использования этого оружия представляет собой проблему. НАТО принимает стратегическую концепцию гибкого реагирования, целью которой является повышение порога применения ядерного оружия для снижения рисков ядерной эскалации, что подразумевает, что ее обычные силы способны вступать в бой с силами Пакта НАТО. Варшава, по крайней мере, достаточно долго, чтобы быть уверенной в советских намерениях. Франция, напротив, тесно связывает маневр Подразделения ФФА с ранним применением своего тактического ядерного оружия, что представляет собой последнее предупреждение перед применением стратегического компонента сил сдерживания.

Период расслабления закончился в конце 1970-х годов: отношения между Востоком и Западом снова стали напряженными в начале 1980-х годов, особенно из-за вопроса о евроракетах и ​​советского вторжения в Афганистан , что привело к политическому сближению между Францией и ее союзниками. Так было уже в 1958–1962 годах во время Берлинского кризиса . На протяжении всей холодной войны, во времена кризисов, Франция всегда демонстрировала свою атлантическую солидарность. Однако Париж не намерен отменять решения 1966 года, но активизировавшееся в 1980-е годы сотрудничество позволяет, как с точки зрения теории применения французских сил в дополнение к интегрированным силам НАТО только на конкретных уровень благодаря многочисленным совместным учениям, чтобы сделать вклад Франции в НАТО более авторитетным. Составляя примерно 15% объединенных сил НАТО, французские силы являются значительными в количественном отношении, и их качество регулярно улучшается сейчас, когда усилия, предпринимаемые в области ядерной энергетики, могут уменьшиться. Фактически они представляют собой единственный оперативный стратегический резерв на случай внезапного нападения армий Варшавского договора. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]

Переговоры Восток-Запад

[ редактировать ]

В июне 1968 года в Рейкьявике Альянс созвал Варшавский договор для переговоров по взаимному и сбалансированному Парижскому договору о сокращении обычных вооруженных сил в Центральной Европе между НАТО и Варшавским договором . [ Примечание 5 ] Брежнев дает принципиальное соглашение 14 мая 1971 года. Франция выступает против этого, потому что она не хочет межблоковых дискуссий, которые противоречат ее политике независимости и ее видению разрядки в Европе. На практике переговоры начались в 1973 году и продолжались – без Франции – на протяжении 1970-х годов, не добившись результата. [ 69 ]

В середине 1970-х годов Советы начали развертывать ракеты СС-20 , способные поразить любую цель в Европе, гораздо более современные, чем старые модели СС-4 и СС-5, которые они заменяют Парижским договором, тем самым открыв евроракетный кризис. . Обеспокоенность по поводу ядерного оружия на этих театрах военных действий в Европе, согласно Парижскому договору, проявляется в связи с сокращением обычных вооружений. В конце 1977 года Группа ядерного планирования НАТО, в которой Франция не участвовала, начала модернизацию ядерного оружия средней дальности, развернутого НАТО, в рамках своей стратегии гибкого реагирования, которая сама так и не была принята Францией. 12 декабря 1979 года Атлантическим советом совместно с Францией и Комитетом оборонного планирования было принято решение о размещении с 1983 года в Западной Европе новых ракет средней дальности («Першинг-2» и американских крылатых ракет) в случае отказа СССР отозвать свое.

Франсуа Миттеран , избранный 10 мая 1981 года, продолжит идти по пути поддержки Францией решения Альянса, добьется сближения с США и продемонстрирует большую твердость по отношению к Москве, чем его предшественник в Елисейском дворце Валери Жискар-д'Эстен. . [ 70 ] Со своей стороны, Советы заявили о своей готовности к переговорам при условии, что возможное соглашение будет включать в себя ядерные силы Великобритании и Франции. Франсуа Миттеран категорически отвергает такую ​​перспективу, которая могла бы означать постановку французских сил сдерживания под влияние американо-советского соглашения. Франсуа Миттеран резюмирует реальность баланса сил в Европе в знаменитой ныне формуле: «Пацифизм — на Западе, а евроракеты — на Востоке». Я считаю, что это неравные отношения». [ 71 ] [ 72 ] Открытые с октября 1980 года переговоры по РСМД по этому ядерному оружию средней дальности застопорились, и НАТО осуществило первое развертывание « Першингов-II» в Германии в 1983 году, как и планировалось. В ответ Советы положили конец этим переговорам, а также переговорам по обычным вооруженным силам.

Приход Горбачева к власти в марте 1985 года глубоко разрушает отношения Востока и Запада и дает новый импульс переговорам по ядерному и обычному оружию в Европе:

  • В январе 1986 года Горбачев предлагает американцам всеобъемлющую программу ядерного разоружения. [ 73 ] который включает в себя ликвидацию ядерного оружия средней дальности в Европе в соответствии с «нулевым вариантом», за который выступал Рейган, и оставляет британское и французское ядерное оружие за пределами периметра РСМД . С этого момента возобновились серьезные переговоры, которые завершились подписанием ДРСМД в декабре 1987 года.
  • В июне 1986 года Советы и другие государства-участники Варшавского договора предлагают возобновить переговоры по обычным силам в Европе на более амбициозной основе, чем MBFR. В рамках, определенных ОБСЕ , которые устраивают присоединяющуюся к ней Францию, 9 марта 1989 года в Вене открываются переговоры FCE между 23 государствами НАТО и Варшавского договора. Они быстро осуществились: 19 ноября 1990 года в Париже 22 странами НАТО, включая Францию, был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Варшавский договор.

Франция и Альянс с 1990 года по настоящее время

[ редактировать ]

Падение коммунистических режимов в Европе и последовавший за этим распад Советского Союза ознаменовали конец « холодной войны» и тем самым поставили вопрос о будущем Атлантического альянса, призванного обеспечить защиту Европы перед советской угрозой. Варшавский договор был распущен 1 июля 1991 года. Атлантический альянс пошел по другому пути, сумев переопределить свою роль и позже приветствуя страны Центральной и Восточной Европы. Франция принимает эту трансформацию НАТО и поэтапно реинтегрирует свою военную организацию.

Франция поддерживает трансформацию Альянса (1990–1995 гг.)

[ редактировать ]

Саммит НАТО, состоявшийся в Лондоне 5 и 6 июля 1990 года, отметил окончание «холодной войны», воссоединение Германии и необходимость обновления Атлантического альянса. Франсуа Миттеран заявляет, что «Альянс, который замечательно обеспечил нашу безопасность (...), должен сегодня адаптироваться к новой ситуации в Европе. (...) наш Альянс должен сохранять свою сплоченность. Она показала это, подтвердив необходимость присутствия Американские силы в Европе и поддержка членства объединенной Германии в НАТО (...) пришло время установить новые отношения в Европе, где все заинтересованы в безопасности этого континента. адаптируясь, может сыграть очень полезную роль в этой эволюции». [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ]

Новая стратегия НАТО

[ редактировать ]

С распадом Советского Союза в конце 1991 года трансформация Североатлантического союза ускорилась. На саммите в Риме в ноябре 1991 г. [ 77 ] НАТО определила новую стратегическую концепцию и увеличила открытость для стран Центральной Европы, а также попыталась пересмотреть свои отношения с европейскими организациями и повлиять на роль, которую они могли играть. в вопросах безопасности и обороны Европы. Франсуа Миттеран продолжает оказывать поддержку Франции в сохранении Альянса и новом стратегическом определении его роли на том основании, что исчезновение советского блока не означает конец всем опасностям. Миттеран, однако, дистанцируется от осуществления политической роли Альянса, которую он оставляет за каждой страной и за Европейским Союзом (ЕС), который обретает форму благодаря Маастрихтскому договору . [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ]

Европейская оборонная политика и НАТО

[ редактировать ]

Окончание « холодной войны» приводит к вопросам о соответствующей роли США и европейских государств в обеспечении безопасности в Европе. Таким образом, снова поднимается вопрос о повышении роли Европы в ее защите, лежащий в основе политики Галля в 1960-х годах. Итоговая декларация саммита в Риме подтверждает, что «повышение роли и ответственности европейских членов представляет собой важную основу для обновления Альянса», одновременно подтверждая превосходство Альянса, уточняя, что «мы намерены в то же время возникновение и развитие европейской идентичности безопасности и роли Европы в обороне, консолидировать фундаментальную трансатлантическую связь, гарантом которой является Североатлантический союз, и полностью поддерживать стратегическое единство и неделимость безопасности всех союзников». [ 84 ]

Поэтому НАТО принимает к сведению тот факт, что Маастрихтский договор от февраля 1992 года устанавливает общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ), которая включает «все вопросы, касающиеся безопасности Европейского Союза, включая долгосрочное определение общей оборонной политики (ОВПБ). ESDP), что может привести, когда придет время, к общей обороне. Традиционные разногласия между европейскими государствами не позволяют в краткосрочной перспективе реализовать реальную оборонную политику, специфичную для Европейского Союза. Кроме того, положения Маастрихтского соглашения. договор, Западноевропейский Союз (ЗЕС) продолжает выполнять свою роль по определению оборонной политики европейцев, а НАТО остается единственной действующей военной структурой в Европе до тех пор, пока уроки неудачи европейцев в разрешении конфликтов в бывшей Югославии не изменили точки зрения в 1998–1999 годы. [ 85 ] [ 86 ] В июне 1992 года ЗЕС опубликовал « Петерсбергскую декларацию », которая ограничила будущие европейские вмешательства миротворческими миссиями. [ 87 ]

Смертоносные конфликты , разразившиеся в бывшей Югославии в 1991 году, предоставили НАТО возможность впервые провести военные операции в качестве вооруженного подразделения ООН: военные операции, проводившиеся под эгидой ООН с 1992 года, быстро показали пределы возможностей. ЗЕС и ЕС и потребовало все более значительного вмешательства со стороны НАТО. Франция, активно участвующая в этих операциях, в частности потому, что она осуществляет командование СООНО , понимает, что альтернативы использованию ресурсов НАТО нет. Более тесное сотрудничество между НАТО и ЗЕС было установлено на саммите НАТО в январе 1994 года в Брюсселе : во избежание дорогостоящего дублирования ресурсов было решено, что НАТО предоставит свои коллективные ресурсы после консультаций в Североатлантическом совете для операций ЗЕС. осуществляемые европейскими союзниками в рамках их общей внешней политики и политики безопасности, в ситуациях, которые влияют на европейскую безопасность, но не касаются НАТО. [ 88 ] Этот саммит в Брюсселе знаменует собой появление в словаре НАТО термина « европейская идентичность с точки зрения безопасности и обороны », однако без какого-либо пересмотра методов работы НАТО, особенно с учетом того, что Франсуа Миттеран сохраняет до конца своего мандата в мае 1995 года свой отказ рассматривать возможность реинтеграции. Франции в военное командование, несмотря на увеличение количества обменов и сотрудничества между французскими офицерами и офицерами НАТО в операциях в бывшей Югославии. [ 65 ] [ 89 ]

Возвращение Франции в директивные органы НАТО (1995–2008 гг.)

[ редактировать ]

С приходом Жака Ширака на пост президента Франция приближается к НАТО, чтобы иметь возможность влиять на решения, принимаемые изнутри, в частности, для дальнейшей европеизации своих структур принятия решений. Во время заседания Североатлантического совета (CAN) в декабре 1995 года Франция объявила о возвращении начальника штаба вооруженных сил (CEMA) в Военный комитет и министра обороны в Атлантический совет. [ 79 ] но без подчинения французских войск командованию НАТО. [ 90 ] Взамен Франция пыталась получить под свой контроль Южный театр военных действий (AFSOUTH) в период с 1995 по 1997 год, но американцы отказались. [ 91 ] с французской армией С марта по июнь 1999 года Ширак участвовал в бомбардировках НАТО Союзной Республики Югославии , хотя эта операция не была санкционирована ООН. [ 92 ]

Участие Франции в директивных органах и структурах НАТО
Категория Пример Создание 1949–1950 1951–1966 1967–1995 1996–2003 2004–2008 2009–2016
Высокий уровень

органы принятия решений

Североатлантический совет 1949 Ф Ф Ф (1) Ф Ф Ф
Комитет обороны (планы) 1949 Ф Ф Х Х Х РОЖДЕННЫЙ
Группа ядерных планов 1966 РОЖДЕННЫЙ РОЖДЕННЫЙ Х Х Х Х
Военные структуры Военный комитет 1949 Ф Ф Х Ф Ф Ф
Международный военный персонал 1951 РОЖДЕННЫЙ Ф Х Ф Ф Ф
CDT. союзник Европа (ACE) 1951 РОЖДЕННЫЙ Ф Ф Ф РОЖДЕННЫЙ
CDT. Трансформация союзника (ACT) 2003 РОЖДЕННЫЙ Ф Ф
CDT. Союзные операции (ACO) 2003 РОЖДЕННЫЙ Ф Ф
Гражданские конструкции Комитеты, подотчетные Совету директоров 1950 Ф Ф Ф (2) Ф Ф Ф
Международный Секретариат 1951 РОЖДЕННЫЙ Ф Ф Ф Ф Ф
Легенда и примечания

(1) Министр обороны не участвует в заседаниях министров.

(2) Франция продолжает участвовать в большинстве комитетов.

Ф = Полное участие Франции
Ф = Частичное участие Франции
Х = Никакого участия Франции
РОЖДЕННЫЙ = В настоящее время не существует

Трудная европеизация НАТО

[ редактировать ]

Спустя сорок лет после провала Европейского оборонного сообщества Франция пытается создать европейскую оборону в рамках ЗЕС и ЕС. Но партнеры Франции не хотят выходить за рамки консультаций между европейцами, многостороннего строительства определенных вооружений и символических решений, таких как формирование франко-германской бригады.

Симметрично Франция выступает против желаемого Соединенными Штатами расширения Альянса за счет стран, не принадлежащих к Европе. На рижском саммите в 2006 году Жак Ширак заблокировал любой прогресс в этом направлении: «В определенных случаях НАТО связывает определенные страны со своим вкладом в военные операции по взаимному согласию. Именно это происходит в Афганистане. Но никогда не было вопроса о расширении НАТО на Азию, как и в других местах. (...) НАТО может должным образом функционировать только как структура военной обороны между Соединенными Штатами, Канадой и Европой». [ 93 ]

Возвращение Франции в единую военную организацию (2009-)

[ редактировать ]

Николя Саркози делает последний шаг, организуя реинтеграцию Франции в НАТО: подготовленный с 2007 года, окончательно проголосованный парламентом 17 марта 2009 года, он был ратифицирован на саммите НАТО 3 и 4 апреля 2009 года. Франция, однако, это сделала. не присоединяться к Группе ядерных планов, [ 94 ] желая сохранить свою независимость в вопросах ядерного сдерживания.

На практике это решение приводит к размещению нескольких сотен французских солдат в пятнадцати штабах военной структуры НАТО и получению Францией двух ответственных должностей: высшего союзного командования по трансформации НАТО (SACT), базирующегося в Норфолке ( США) и объединенное командование, базирующееся в Лиссабоне, структура, которая имеет полномочия, в частности, над Силами быстрого реагирования (НРФ). Франция вносит значительный вклад в эти силы с точки зрения личного состава и ресурсов.

Вклад Франции в оборону

[ редактировать ]
Основные страны-доноры в бюджет НАТО
Страна Вклад страны

в % от общего бюджета НАТО на

2016 и 2017 годы

% ВВП

(оценка 2016 г.)

Франция 10.6339 1.78
Соединенные Штаты 22.1446 3.61
Великобритания 9.8485 2.21
Германия 14.6500 1.19
Италия 8.4109 1.11
Нидерланды 3.1804 1.17
Канада 6.6092 0.99

Франция занимает 3-е место среди стран, вносящих вклад в общий бюджет НАТО. Взносы 29 стран-членов рассчитываются по формуле распределения затрат, основанной на их валовом национальном доходе. Франция также несет прямые расходы, связанные с операциями НАТО, в которых она решает участвовать. С 2006 года Альянс поставил перед каждой страной-членом долгосрочную цель выделять 2% своего ВВП на оборону. В 2016 году эта цель далека от достижения, поскольку только 5 стран соблюдают этот стандарт. Франция приближается к этой цели, в отличие от многих стран ЕС, от которых она регулярно просит внести больший вклад в защиту Европы и во внешние операции, в которых, по ее мнению, приходится непропорционально большая доля. Уровень военных расходов Соединенных Штатов по-прежнему намного выше, чем у всех крупных промышленно развитых стран Запада, которые сохраняют как свой преобладающий вес в Альянсе, так и требования, чтобы европейцы делали то же самое. больше для их безопасности. [ 95 ] [ 96 ]

Конкретные позиции Франции в атлантических дебатах

[ редактировать ]

Хотя демонстрация единства Североатлантического союза по-прежнему является правилом, Франция более или менее решительно не согласна с некоторыми политиками и оперативными направлениями НАТО. Таким образом, американский проект по созданию противоракетного щита в Европе с самого начала создал проблему для Франции, которая не хочет, чтобы ее ядерное сдерживание конкурировало или релятивизировалось со стороны этой другой системы обороны, в том числе в промышленном и финансовом плане. так как противоракета требует больших вложений. Декларация саммита по трансатлантической безопасности в июле 2016 года в Варшаве , таким образом, осторожно напоминает о «соответствующей комбинации», на которой должна быть основана «система сдерживания и обороны НАТО», а именно «ядерный потенциал, обычные возможности и возможности противоракетной обороны». [ 97 ] [ 98 ]

В ноябре 2019 года президент Франции Эммануэль Макрон заявил в интервью газете The Economist , что НАТО находится в состоянии «смерти мозга». [ 99 ] после турецкой интервенции в северной Сирии , предпринятой вопреки мнению других членов НАТО.

Вклад Франции в военные ресурсы и операции НАТО

[ редактировать ]

Расширение поля вмешательства НАТО за счет новых миссий, выходящих за рамки строгой защиты территории ее членов от заранее определенного советского врага, быстро приводит к переброске ее военных средств за пределы их границ. Это вмешательство НАТО за пределами границ своих государств-членов подтверждает новую роль по поддержанию мира во всем мире, которую НАТО взяла на себя, поскольку затрагиваются интересы ее членов. [ 80 ]

Именно в этой логике после террористических атак 11 сентября 2001 года Североатлантический совет впервые в своей истории применил статью 5 Вашингтонского договора, заявив, что нападение на Соединенные Штаты было нападением, направленным против них. все, включая Францию. [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ]

Напряженность в 2021 году и сомнение в участии Франции

[ редактировать ]

В сентябре 2021 года контракт стоимостью $56 млрд на продажу дизельных подводных лодок от Naval Group был без предупреждения расторгнут Австралией в пользу покупки американских атомных подводных лодок. [ 106 ] Этот эпизод, последовавший за решением Швейцарии купить американские F35 вместо французских Dassault Rafale или Eurofighter Typhoon , возрождает оппозицию части французского политического класса участию страны в командовании организацией. [ 107 ]

Во время предвыборной кампании по президентским выборам в апреле 2022 года вопрос отношений Франции и НАТО затрагивается всеми кандидатами, а вторжение России в Украину уже началось. Четыре кандидата желают остаться в НАТО ( Макрон , Пекресс , Идальго , Жадо ), трое желают покинуть военное командование НАТО ( Ле Пен , Земмур , Дюпон-Эньян) , пятеро желают выйти из НАТО ( Меланшон , Руссель , Путу , Арто , Лассаль) ). [ 108 ]

Участие Франции в основных операциях, проводимых НАТО

[ редактировать ]
Год начала Конец года Операционная зона Название операции Мандат

И

Участие Европейского Союза Участие Франции
1993 1996 Адриатика « Острый страж » №820 №943 Под совместным контролем НАТО и ЗЕС проводится масштабная операция по военно-морской блокаде, в которой участвуют 14 стран, включая Францию.
1993 1995 Босния и Герцеговина « Запретить полет » #816 Операция по запрету пролета, в которой участвует Франция. Mirage 2000 утерян из-за повреждения.
1995 1995 Босния и Герцеговина « Умышленная сила » согласовано с СООНО Массированные бомбардировки позиций боснийских сербов. Франция участвует самолетами (из которых будет потерян Mirage 2000N) и артиллерийскими орудиями.
1996 1996 Босния и Герцеговина ИФОР #1031 После СООНО, развертывание сил численностью 60 000 человек, в том числе около 7500 французских солдат, действующих в рамках операции «Совместные усилия».
1997 2004 Босния и Герцеговина СПС #1088 Поглощение EUFOR Althea СПС сменяют СВС, а ресурсы сокращают численность по Парижскому договору до 32 000 человек.
1999 1999 Косово

( Сербия )

« Союзная сила » Воздушные бомбардировки Сербии, осуществленные НАТО в контексте обретения независимости Косово вопреки желанию Сербии. Франция участвует, выполняя около 3% бомбардировок, выполняемых несколькими сотнями самолетов НАТО.
1999 Косово СДК #1244 С самого начала Франция внесла свой вклад в эти силы, наибольшие контингенты которых предоставлены Германией, Италией и Соединенными Штатами. [ 109 ]
2001 2016 Средиземноморский Активные усилия (ОАЭ)
2001 2003 Северная Македония « Необходимый урожай » «EUFOR Concordia» берет на себя управление Вмешательство НАТО стало результатом запроса Маонии и консультаций с ОБСЕ и ЕС. Франция вносит значительный вклад в оперативную группу численностью около 3500 человек. Меньшие операции «Ренар Ру» и «Союзная гармония» последовали до того, как ЕС взял на себя управление.
2003 2014 Афганистан НИЖЕ #1386 Франция участвует в ISAF на протяжении всего его существования. В 2011–2012 годах, когда ISAF достигли своей максимальной численности - около 130 000 человек, Соединенные Штаты предоставили 90 000 человек, Великобритания - 9 000, Германия - 5 000 и Франция - 4 000 человек. [ 110 ]
2015 Афганистан Решительная поддержка #2189 В 2015 и 2016 годах Франция не предоставила войска для этой операции по обучению и наблюдению за афганской армией, в ходе которой было мобилизовано около 12 000 человек из стран НАТО и стран-партнеров. [ 111 ]
2009 2016 Сомали « Океанский щит » #1814 #1816 « Аталанта » проводила параллельно Военно-морская антипиратская операция у берегов Сомали завершилась в ноябре 2016 года. Франция участвует в аналогичной операции EUNAVFOR Atalanta, продленной в ноябре 2016 года ЕС до 2018 года.
2016 Средиземноморский Морской страж Военно-морская операция, которая следует за Ocean Shield. В 2016 году Франция не вступала там в бой напрямую со своими кораблями.
2011 2011 Ливия « Единый защитник » # 1970

# 1973

Франция посредством операции «Харматтан» является одним из главных игроков в военно-воздушной интервенции в Ливию, координируемой НАТО.

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Статья 51 Устава признает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена Организации Объединенных Наций», а статья 52 гласит, что «ничто в настоящем Уставе не исключает существования региональных соглашений или агентств». для решения вопросов, касающихся поддержания международного мира и безопасности». Эти статьи во многом являются результатом настойчивого требования Франции разрешить эти региональные соглашения.
  2. Франко-советский договор 1944 года и франко-английский Дюнкеркский договор, подписанный в марте 1947 года, следовали той же логике.
  3. Эти слова были произнесены 17 июня 1958 года на встрече главных гражданских и военных лидеров Франции, ответственных за внешнюю и оборонную политику.
  4. ^ Закон МакМахона.
  5. ^ Эти переговоры чаще всего обозначаются аббревиатурой «MBFR».
  1. ^ Рафлик (2013 , стр. 33–47)
  2. ^ Секретарь Маршалл (1947)
  3. ^ Рафлик (2013 , стр. 49–70)
  4. ^ Соту (2010 , стр. 267–316)
  5. ^ Рафлик (2013 , стр. 71–100)
  6. ^ Североатлантический совет (1949)
  7. ^ Североатлантический совет (2009)
  8. ^ Рафлик (2013 , стр. 96–100)
  9. ^ Секретари Постоянной группы (1949)
  10. ^ Рафлик (2013 , стр. 91–92)
  11. ^ Поручите вам. (1949)
  12. ^ НАТО (2001)
  13. ^ Рафлик (2013 , стр. 129–131)
  14. ^ Рафлик (2013 , стр. 130–132)
  15. ^ Государственный департамент США / Управление историка (1950a)
  16. ^ Государственный департамент США / Управление историка (1950b)
  17. ^ Трахтенберг и Герц (nd)
  18. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (1950)
  19. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (2000)
  20. ^ Французская документация (nd)
  21. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (2009)
  22. ^ Бозо (1996 , стр. 21)
  23. ^ Jump up to: а б с Рафлик (2013 , стр. 159–186)
  24. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (nda)
  25. ^ CVCE - Виртуальный центр знаний о Европе (1954)
  26. ^ legifrance.gouv.fr (1954)
  27. ^ НАТО / НАТО (Официальный сайт) (1951a)
  28. ^ Виноградные лозы (1955)
  29. ^ НАТО / НАТО (Официальный сайт) (1951b)
  30. ^ Стойка (2008)
  31. ^ Рафлик (2013 , стр. 189–210)
  32. ^ ГДЕ (без даты)
  33. ^ Кейн (2004)
  34. ^ Рафлик (2013 , стр. 211–235)
  35. ^ Рафлик (2013 , стр. 237–258)
  36. ^ Бозо (1996 , стр. 31–32)
  37. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (1957)
  38. ^ Бозо (1996 , стр. 36–40)
  39. ^ Генерал де Голль (1958)
  40. ^ Библиотека Кеннеди (1961)
  41. ^ Бозо (1996 , стр. 40–43)
  42. ^ Пейрефит (1994)
  43. ^ Бозо (1996 , стр. 45–52)
  44. ^ Государственный департамент США / Офис историка (1959)
  45. ^ Бозо (1996 , стр. 56–58)
  46. ^ Керерве (2011)
  47. ^ де Голль (1966)
  48. ^ CVCE - Виртуальный центр знаний о Европе (1966)
  49. ^ НАТО/ОТАН (Официальный сайт) (ndb)
  50. ^ Пейрефит (1997)
  51. ^ КОГДА (1966)
  52. ^ Национальное собрание (Французская Республика) (1966)
  53. ^ Помпиду (1966)
  54. ^ Дарджент (2019)
  55. ^ Дерво-Десбьен (2018)
  56. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (1966)
  57. ^ Персей (1966)
  58. ^ Бозо (1996 , стр. 185–192)
  59. ^ Бозо (1991 , стр. 93–104)
  60. ^ Бозо (1991 , стр. 109–122)
  61. ^ Бозо (1996 , стр. 193–212)
  62. ^ Бозо (1996 , стр. 213–220)
  63. ^ Балладюр (1980)
  64. ^ Ла Горс и Москетто (2004)
  65. ^ Jump up to: а б Полка (2011)
  66. ^ Бозо (1991 , стр. 123–137)
  67. ^ Бозо (1991 , стр. 139–147)
  68. ^ Дюмулен (2013 , стр. 35–58)
  69. ^ Бозо (1996 , стр. 195)
  70. ^ Бозо (2011)
  71. ^ Институт Франсуа Миттерана (2011)
  72. ^ Жизнь-публика (1983)
  73. ^ Генеральный секретарь Михаил Горбачев (1986)
  74. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (1990)
  75. ^ Лайф-публика (1990)
  76. ^ Миттеран (1990)
  77. ^ Уорнер (1991)
  78. ^ Жизнь-публика (1991)
  79. ^ Jump up to: а б Андреани (1998)
  80. ^ Jump up to: а б Документация на французском языке (без даты)
  81. ^ Дюрандин (2013)
  82. ^ Вайс (2009)
  83. ^ Монгренье (2005)
  84. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (1991)
  85. ^ Соетендорп (2002)
  86. ^ Французская документация (ndb)
  87. ^ Совет министров Западноевропейского Союза (1992)
  88. ^ nato.int (1999)
  89. ^ vie-publique.fr (nd)
  90. ^ Ла Горс (1996)
  91. ^ Килес (1958)
  92. ^ Семо и Хаски (1999)
  93. ^ Жизнь-публика (2006)
  94. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (2019)
  95. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (2024)
  96. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (2016)
  97. ^ Гвиберт (2016a)
  98. ^ Гвиберт (2016b)
  99. ^ РФИ (2019)
  100. ^ Я беру это (2001)
  101. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (1949)
  102. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (2010)
  103. ^ CVCE - Виртуальный центр знаний о Европе (nd)
  104. ^ Ле Потрема (2009)
  105. ^ imagesdefense.gouv.fr (2010)
  106. ^ Мир (2021)
  107. ^ ЛКИ (2021)
  108. ^ Кантье (2022)
  109. ^ НАТО / ОТАН (официальный сайт) (ndc)
  110. ^ НАТО / ОТАН (Официальный сайт) (2011)
  111. ^ nato.int (nd)

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8deded8a0c58b03d85f0930ababd0b71__1725193980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/71/8deded8a0c58b03d85f0930ababd0b71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Relations between France and NATO - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)