Jump to content

Операция «Запретить полет»

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Операция «Запретить полет»
Часть интервенции НАТО в Боснии

F -15C встречает обслуживающий персонал на авиабазе Авиано во время операции «Запретить полет».
Дата 12 апреля 1993 г. - 20 декабря 1995 г.; (2 года, 8 месяцев, 1 неделя и 1 день)
Расположение
Результат В воздушном пространстве Боснии установлена ​​бесполетная зона.
Воюющие стороны
 НАТО
 Объединенные Нации
 Республика Сербская
Командиры и лидеры
Соединенные Штаты Джереми М. Бурда (1993–1994)
Соединенные Штаты Лейтон В. Смит (1994–1995)
Республика Сербская (1992–1995) Радован Караджич
Республика Сербская (1992–1995) Ратко Младич
Жертвы и потери
ИталияФранция 1 Aeritalia G.222 сбит, 8 убито [1] [2]
Франция 1 французский Mirage 2000 разбился в Адриатическом море, пилот спасен [3]
Франция 1 Dassault Étendard IV поврежден [4]
Великобритания 1 BAE Sea Harrier сбитый [5]
Великобритания 1 BAE Sea Harrier разбился в Адриатическом море [6]
Соединенные Штаты 1 F-16 C сбит
Соединенные Штаты 1 F/A-18C Hornet разбился в Адриатическом море, погиб пилот [7] [8]
Соединенные Штаты 2 MQ-1 Predators уничтожены
Соединенные Штаты 1 Sikorsky CH-53E Super Stallion поврежден [9]
Объединенные Нации Сотни военнопленных [10]
Республика Сербская (1992–1995) 5 J-21 Ястребс уничтожены
Республика Сербская (1992–1995) 1 склад боеприпасов уничтожен [11]
Республика Сербская (1992–1995) 2 командных пункта уничтожены [11] [12]
Республика Сербская 1 взлетно-посадочная полоса повреждена [11]
Республика Сербская (1992–1995) Уничтожено 4 СА-6. ракетные площадки [12] [13]
Республика Сербская (1992–1995) Несколько бронемашин уничтожено

Операция «Запретить полет» — операция Организации Североатлантического договора ( НАТО ), которая началась 12 апреля 1993 года с установления Организации Объединенных Наций (ООН) бесполетной зоны над Боснией и Герцеговиной . Позже Организация Объединенных Наций и НАТО расширили задачу операции, включив в нее непосредственную воздушную поддержку войск ООН в Боснии и нанесение принудительных воздушных ударов по целям в Боснии. Двенадцать членов НАТО предоставили свои силы для операции, и к ее завершению 20 декабря 1995 года пилоты НАТО совершили 100 420 боевых вылетов .

Операция сыграла важную роль в формировании боснийской войны и НАТО. Операция включала в себя первое боевое столкновение. [14] в истории НАТО — воздушный бой 28 февраля 1994 года над Баня-Лукой , а в апреле 1994 года авиация НАТО впервые нанесла бомбовый удар по наземным целям в ходе операции возле Горажде . Сотрудничество между ООН и НАТО во время операции также помогло подготовить почву для будущих совместных операций. Хотя Deny Flight помогла наладить отношения между ООН и НАТО, она привела к конфликту между двумя организациями. В частности, значительная напряженность между двумя странами возникла после того, как миротворцы ООН были взяты в заложники в ответ на бомбардировку НАТО.

Операции Deny Flight охватывали более двух лет Боснийской войны и сыграли важную роль в ходе этого конфликта. Операции Deny Flight в бесполетной зоне оказались успешными в предотвращении значительного использования авиации любой стороной конфликта. Кроме того, воздушные удары, нанесенные в ходе операции «Запретить полет», привели к операции «Делиберат Форс» — масштабной бомбардировке НАТО в Боснии, которая сыграла ключевую роль в прекращении войны.

Предыстория и работа Sky Monitor

[ редактировать ]

В октябре 1992 года, в начале боснийской войны , Совет Безопасности ООН принял резолюцию 781 . Эта резолюция запрещала несанкционированные военные полеты в воздушном пространстве Боснии. В соответствии с резолюцией НАТО начала операцию «Небесный монитор», в ходе которой силы НАТО отслеживали нарушения бесполетной зоны, не предпринимая никаких военных действий против нарушителей. К апрелю 1993 года силы НАТО задокументировали более 500 нарушений бесполетной зоны. [15] В ответ на эти «вопиющие» нарушения воздушного пространства Боснии и косвенно на резолюцию 781 Совет Безопасности ООН издал резолюцию 816 . [16]

В то время как Резолюция 781 запрещала только военные полеты, Резолюция 816 запрещала все полеты в воздушном пространстве Боснии, за исключением тех, которые прямо разрешены Центром координации полетов ООН в Загребе . Резолюция также уполномочила государства-члены ООН «принять все необходимые меры... для обеспечения соблюдения» ограничений бесполетной зоны. [16] В ответ на эту резолюцию НАТО начала операцию «Запретить полеты» 12 апреля 1993 года. Первоначально «Запретить полет» предназначался только для обеспечения соблюдения бесполетной зоны; однако несколько членов НАТО [ нужна ссылка ] , включая США [ нужна ссылка ] , стремились найти способы положить конец войне и улучшить положение гражданского населения и надеялись, что военные действия смогут сделать это. США уже предприняли односторонние действия по оказанию помощи гражданскому населению, оказавшемуся в конфликте, путем переброски гуманитарных грузов в Боснию в рамках операции «Обещание предоставить» , и многие официальные лица США выступали за использование военной силы. Эти чиновники стремились расширить воздушные операции США посредством Deny Flight, надеясь, что агрессивная бесполетная зона и возможные воздушные удары положат конец конфликту быстрее. [17] Силы НАТО понесли первую потерю на второй день операции, когда французский Mirage 2000 разбился в Адриатическом море из-за механической неисправности. Пилот благополучно катапультировался. [3]

Обеспечение соблюдения бесполетной зоны

[ редактировать ]
F-15C ВВС США взлетает на вылет по обеспечению соблюдения бесполетной зоны.

После принятия операция «Запретить полет» оказалась относительно успешной в предотвращении полетов самолетов над ограниченным воздушным пространством в Боснии. На этапе мониторинга операции «Небесный монитор» количество несанкционированных полетов самолетов составляло в среднем двадцать в месяц, а во время «Запретить полет» - в среднем три. [18] Во время конфликта в Боснии находилось всего около 32 военных самолетов, причем все они были самолетами бывших югославских ВВС , находившимися под контролем боснийских сербов. Таким образом, НАТО в первую очередь необходимо было предотвратить вторжения в воздушное пространство Боснии со стороны Хорватии и Сербии . [19]

Первое серьезное нарушение бесполетной зоны произошло 28 февраля 1994 года, когда шесть сербских самолетов J-21 Jastreb разбомбили боснийский завод. ВВС США F-16 сбили четыре из шести сербских самолетов над Баня-Лукой . [20] Это сражение стало первым боевым столкновением в рамках операции «Запретить полет» и единственным значительным боевым столкновением в воздухе. Возможно, еще важнее то, что инцидент в Баня-Луке стал также первым боевым столкновением в истории НАТО. [21] Сербы признали потерю пятого самолета в результате инцидента. [22]

В то время как Deny Flight был относительно успешен в прекращении полетов самолетов, силам НАТО было очень трудно остановить полеты вертолетов , что представляло собой более сложную задачу. Все стороны конфликта широко использовали вертолеты в невоенных целях, причем некоторые из этих полетов были санкционированы ООН. операции Согласно правилам , истребителям НАТО было разрешено сбивать только вертолеты, совершившие враждебные действия. В противном случае истребители НАТО отдавали приказ «приземлиться или выйти», то есть посадить самолет или покинуть бесполетную зону. Обычно вертолеты в воздушном пространстве Боснии выполняли этот приказ, приземляясь, но затем снова взлетали после ухода сил НАТО. [23] Ни одна из сторон конфликта не соблюдала запрет на полеты вертолетов, о чем свидетельствует тот факт, что Ратко Младич ответил на BBC вопрос журналиста о нарушении им запрета заявлением: «Командующий вооруженными силами боснийских сербов не ездит на осел». [24]

Обманчивая маркировка на вертолетах еще больше усложнила жизнь пилотам НАТО. Многие из комбатантов раскрасили свои вертолеты так, чтобы они выглядели как вертолеты организаций, которым Загребский центр координации полетов ООН разрешил летать в ограниченном пространстве. Например, армия Республики Сербской часто наносила на свои вертолеты логотип Красного Креста , а хорватские вертолеты имели маркировку, аналогичную маркировке вертолетов ООН, оказывающих гуманитарную помощь . Сомнительная идентичность этих вертолетов стала особенно проблематичной после инцидента «Черный ястреб» в Ираке, поскольку пилоты НАТО стали более неохотно вступать в бой с потенциальными воюющими сторонами без четкой идентификации. Из-за правил ведения боевых действий и трудностей с идентификацией самолетов силы НАТО оказались неспособны остановить большинство несанкционированных полетов вертолетов, в результате чего за время конфликта было зарегистрировано в общей сложности 5711 несанкционированных полетов. [25]

Непосредственная авиационная поддержка и авиаудары

[ редактировать ]

Еще до начала операции «Запретить полет» ряд официальных лиц США лоббировали большую роль военно-воздушных сил НАТО в Боснии. В частности, в рамках Билла Клинтона платформы во время его президентской кампании 1992 года он обещал политику «подъёма и удара» , которая включала использование воздушных ударов по силам боснийских сербов. После начала операции «Запретить полет» официальные лица США, включая президента Клинтона, настаивали на расширении миссии. [26] После того, как 6 мая 1993 года боснийские сербы отвергли план Вэнса-Оуэна , Клинтон и другие официальные лица США усилили эти призывы и обсудили возможность использования крупномасштабных забастовок, чтобы заставить сербов принять его. В конечном итоге ни один такой удар не был одобрен или осуществлен, но американские чиновники стали более восприимчивы к идее использования авиации для принуждения. [23]

В июне 1993 года, отчасти в ответ на давление со стороны Соединенных Штатов, Совет Безопасности принял резолюцию 836 , которая уполномочила силы НАТО оказывать непосредственную воздушную поддержку силам СООНО по запросу. Процедура запроса воздушной поддержки была довольно сложной, поскольку требовала «двойного ключа» одобрения как ООН, так и НАТО. Для одобрения ООН требовался контакт со штаб-квартирой Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке , что делало эффективную координацию практически невозможной, учитывая разницу в часовых поясах. Позднее процесс одобрения ООН был несколько упрощен, когда генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали передал полномочия санкционировать воздушные удары своему специальному представителю в Боснии Ясуши Акаши . [12] Однако даже после этого упрощения «двойной ключ» оставался проблемой, поскольку все запросы сначала приходилось обрабатывать через Центр воздушных операций ООН в Киселяке , а затем передавать всю цепочку командования СООНО Акаши. После того, как Акаши одобрял запрос, он направлял запрос командующим НАТО, которым затем приходилось передавать приказы обратно по своей цепочке командования и координировать свои действия с силами на местах. [27]

Из-за сложной меры авторизации «двойного ключа» НАТО не выполняла свою миссию непосредственной воздушной поддержки в течение нескольких месяцев. Тем не менее, вскоре НАТО приступило к дальнейшему планированию третьей миссии: принудительных воздушных ударов, за которые выступали Соединенные Штаты . Впервые НАТО подготовилось использовать Deny Flight для нанесения воздушных ударов в августе 1993 года в рамках плана по прекращению осады Сараево . После дипломатического вмешательства план не был реализован, но был создан прецедент возможного применения ударов с воздуха. Так, в феврале 1994 года, после взрыва на рынке в Сараево , НАТО предъявило сербам ультиматум: вывести все тяжелое вооружение из запретной зоны вокруг Сараево или подвергнуться бомбардировке. Боснийские сербы выполнили требования НАТО и никаких ударов нанесены не были. [28]

Нападение на Горажде

[ редактировать ]

В апреле 1994 года силы боснийских сербов начали нападение на безопасную зону Горажде ООН . Первоначально министр обороны США Уильям Перри заявил журналистам, что Соединенные Штаты «не вступят в войну, чтобы помешать» сербам захватить Горажде, а другие высокопоставленные чиновники публично преуменьшили возможность нанесения ударов с воздуха. [29] Однако через несколько дней после нападения несколько солдат СООНО были ранены, а один погиб в результате сербского огня. Так, генерал Майкл Роуз запросил у НАТО удары в соответствии с мандатом резолюции 836 СБ ООН. командующий СООНО [30]

10 апреля в ответ на запрос два F-16 ВВС США сбросили 4 бомбы на сербские цели, в том числе на танк и командный пункт. На следующий день два Корпуса морской пехоты США F/A-18C самолета обстреляли дополнительные цели в этом районе. В тот же день генерал Ратко Младич , командующий армией боснийских сербов, позвонил генералу Роузу и пригрозил безопасности его сил, заявив: «Еще одна атака, и я собью самолет – не могу гарантировать безопасность СООНО и буду атаковать СООНО и ваши силы». штаб». [31] Выполняя свою угрозу, с 12 по 14 апреля Младич приказал своим войскам окружить 150 миротворцев СООНО, фактически взяв их в заложники. Затем Младич позвонил генералу Роузу и сказал ему, «что, если НАТО не прекратит свои действия, ни один солдат ООН не уйдет живым». [32] Некоторые из заложников СООНО были выходцами из стран-членов НАТО , в частности из Великобритании и Франции, которые настаивали на немедленном прекращении ударов из-за опасений за безопасность своего персонала. В ответ на обеспокоенность Великобритании и Франции НАТО временно отозвала свои силы, но 15 апреля в ответ на участившиеся нападения сербов в этот район снова была переброшена авиация. [33]

Как и обещал Младич, армия боснийских сербов в районе Горажде попыталась сбить самолет НАТО. 15 апреля 1994 года французский самолет Dassault Étendard IV был сбит огнем с земли во время выполнения разведывательной операции в этом районе. Самолет был поврежден, но благополучно вернулся на свой авианосец « Клемансо» . [12] 16 апреля британский Sea Harrier с авианосца HMS Ark Royal. [34] был вызван силами ООН для нанесения удара по танку. После нескольких неудачных заходов в цель «Си Харриер» был атакован ракетой запускаемой с плеча класса «земля-воздух», боснийскими сербами , и впоследствии был сбит. Пилот катапультировался и был успешно репатриирован. После сбития «Харриера» НАТО не наносило дальнейших ударов по Горажде, и 17 апреля Младич освободил большую часть взятых им заложников. В течение следующих нескольких дней сербы согласились, а затем нарушили несколько соглашений о прекращении огня в районе Горажде. Стремясь обезопасить Горажде и заставить сербов соблюдать соглашения, НАТО и ООН выдвинули 22 апреля ультиматум силам боснийских сербов: прекратить атаки и отвести свои силы или столкнуться с дополнительными воздушными ударами. Сербы выполнили ультиматум, потребовав вывода тяжелых вооружений из 20-километровой (12 миль) зоны и всех сил из 3-километровой (1,9 мили) зоны. Из-за согласия сербов НАТО прекратило свои операции вокруг Горажде. [12]

В феврале 1994 года (когда возникла угроза воздушных ударов) НАТО создало зону отчуждения тяжелых вооружений вокруг Сараево и собрало оружие в ряде мест. 5 августа ВРС изъяло несколько единиц оружия на складе оружия в Иллидже, что является явным нарушением соглашения о зоне отчуждения. Во время захвата сербские силы ранили украинского миротворца СООНО. В ответ на нападение ООН вновь запросила поддержку с воздуха у НАТО. Два американских самолета А-10 неоднократно обстреливали сербские цели, и сербы вернули захваченное оружие на место сбора. [35]

22 сентября СООНО снова запросили воздушную поддержку НАТО в районе Сараево после того, как сербские силы атаковали французский бронетранспортер . В ответ два британских самолета SEPECAT Jaguar нанесли удар по сербскому танку, уничтожив его. [12]

Инцидент в Баня-Луке

[ редактировать ]

28 февраля 1994 года самолет раннего предупреждения НАТО, пролетая над Венгрией, направил два американских F-16 в район к югу от Баня-Луки , где шесть J-21 Jastreb и два J-22 Orao летели обратно на свою базу после бомбардировки Баня-Луки. Военный завод «Братство» в Новом Травнике , что является грубым нарушением запретной для полетов зоны. Четыре сербских самолета были сбиты, а еще один разбился при попытке спастись на бреющем полете. Это ознаменовало первую боевую миссию в истории НАТО. [36]

Нападение на Бихач, взрыв Удбины и заложников

[ редактировать ]
Бихач находится в Боснии и Герцеговине.
Бихач
Бихач
Расположение Бихача в Боснии и Герцеговине

В октябре и ноябре 1994 года, во время осады Бихача , Мусульманско-хорватская федерация начала крупное наступление вокруг города Бихач , на крайнем северо-западе Боснии. Сербы вскоре начали контратаку и в поддержку своих операций нанесли воздушные удары с помощью самолетов, базирующихся на бывшем ЮНА военном аэропорту в Удбине , к югу от Бихача, расположенном в Сербской Краине в Хорватии . Сербская авиация сбросила напалм и кассетные бомбы . Хотя большая часть боеприпасов поступила из старых, ненадежных запасов и не взорвалась, эти атаки были явным нарушением бесполетной зоны и вызовом НАТО. [37] НАТО немедленно начала искать способы реагирования, но ее силам не разрешили проводить операции в воздушном пространстве Хорватии, а из-за близости Бихача к границе сербские самолеты могли атаковать Боснию, а затем вернуться обратно в Хорватию, прежде чем их перехватили. Таким образом, НАТО было бессильно остановить вторжения. [38]

Удбина находится в Хорватии.
Удбина
Удбина
Расположение Удбины в Хорватии

Признавая ситуацию, Совет Безопасности принял резолюцию 958 , которая разрешила самолетам НАТО действовать в Хорватии. 21 ноября НАТО действовало под своим новым руководством, нанеся удар по аэродрому Удбина. Удар, в котором приняли участие 39 самолетов, стал на тот момент крупнейшей боевой операцией в истории НАТО; [11] тем не менее, его раскритиковали как «укол», который не причинил реального ущерба возможностям сербов, а лишь временно отключил взлетно-посадочные полосы. [39] Силы НАТО сознательно воздерживались от атак сербских самолетов на аэродроме, а наносили удары только по взлетно-посадочным полосам и средствам ПВО. [40] После удара по Удбине НАТО продолжила наносить удары в этом районе, а 23 ноября, после того как самолет-разведчик НАТО был освещен радаром зенитно-ракетной системы (ЗРК), самолеты НАТО атаковали объекты ЗРК в Отоке и Двор с AGM-88 HARM противорадиационными ракетами . [39] Сербы отреагировали на эти удары, немедленно захватив 250 заложников СООНО, а к началу декабря - всего 500 человек. Хотя с заложниками обращались довольно хорошо, некоторых из них использовали в качестве живого щита, в том числе троих заставили лежать на взлетной полосе на авиабазе боснийских сербов в Баня-Луке . [41]

После ударов по Отоке и Двору силы боснийских сербов продолжали атаковать самолеты НАТО ракетами класса «земля-воздух», одновременно продвигаясь против анклава Бихач. 24 ноября сербские силы выпустили ракеты с радиолокационным наведением по двум британским самолетам Tornado F3 . На следующий день сербские войска обстреляли два F-16 НАТО. [42] В ответ на растущую угрозу ЗРК и заложников СООНО НАТО 2 декабря приостановила полеты в воздушном пространстве Боснии. [41]

Вскоре после приостановки полетов НАТО бывший президент США Джимми Картер лично договорился о четырехмесячном прекращении огня в Боснии. Несмотря на некоторые нарушения режима прекращения огня, большинство сторон конфликта прислушались к нему. НАТО приказало своим самолетам вернуться в воздух, но из-за уменьшения боевых действий они не участвовали в каких-либо значительных операциях в течение следующих нескольких месяцев. [43] Снижение напряженности в результате прекращения огня Картера и прекращения воздушных операций НАТО также привело к освобождению большей части заложников СООНО в течение следующих нескольких недель. [44] [45] [46]

Расширение воздушной кампании в 1995 г.

[ редактировать ]
EF -111 пролетает над Альпами в поддержку Deny Flight в мае 1995 года.

Хотя 1994 год закончился мирно с подписанием соглашения Картера о прекращении огня, НАТО продолжало планировать новые операции. Представители как НАТО, так и ООН считали, что после истечения срока прекращения огня в марте боевые действия возобновятся. Таким образом, специалисты по планированию Балканского объединенного центра воздушных операций (CAOC) приступили к составлению планов новых воздушных операций. К концу декабря специалисты по планированию разработали план под названием «Меткий глаз», призванный ликвидировать возможности сербских ЗРК, чтобы НАТО могло восстановить неоспоримое превосходство в воздухе . В течение следующих нескольких месяцев планирование «Меткого глаза» постепенно превратилось в план операции «Делиберейт Форс» — массированной бомбардировки сербских объектов, которая в конечном итоге была реализована в августе и сентябре 1995 года. [47]

Бомбардировка Пале и кризис с заложниками

[ редактировать ]

Пока НАТО планировало свою новую стратегию, срок прекращения огня истек, и, как и предполагалось, боевые действия возобновились. По мере того как боевые действия постепенно расширялись, силы боснийских мусульман начали крупномасштабное наступление в районе Сараево. В ответ на нападение боснийские сербы захватили тяжелое вооружение со склада, охраняемого ООН, и начали обстрел целей. [48] В ответ на эти действия командующий ООН генерал-лейтенант Руперт Смит запросил у НАТО воздушные удары. НАТО выполнило эту просьбу 25 и 26 мая 1995 года, разбомбив сербский склад боеприпасов в Пале . [12] Миссию выполнили F-16 ВВС США и As Hornet ВВС Испании, EF-18 вооруженные бомбами с лазерным наведением. [49] Затем сербы захватили 377 заложников СООНО и использовали их в качестве живого щита для различных целей в Боснии, вынудив НАТО прекратить свои удары. [50]

Столкнувшись со вторым кризисом с заложниками, генерал Смит и другие высшие командиры ООН начали менять стратегию. ООН начала перераспределять свои силы в более защищенные места, чтобы их было труднее атаковать или брать в заложники. Что еще более важно, генерал Роуз создал Силы быстрого реагирования ООН, тяжеловооруженное подразделение с более агрессивными правилами ведения боевых действий, предназначенное для принятия наступательных действий в случае необходимости для предотвращения захвата заложников и обеспечения соблюдения мирных соглашений. [51]

Даунинг Скотта О'Грэйди

[ редактировать ]
Капитаны ТО Хантфорд, Скотт О'Грэйди и Боб Райт на пресс-конференции после спасения О'Грэйди

После захвата 377 заложников НАТО не наносило дальнейших воздушных ударов, но продолжило регулярное воздушное патрулирование в поддержку бесполетной зоны. 2 июня 1995 года капитан ВВС США Скотт О'Грэйди был отправлен на обычное патрулирование бесполетной зоны на своем F-16. Во время патрулирования F-16 О'Грэйди был сбит сербским SA-6 зенитно-ракетным комплексом недалеко от Мрконич Града . О'Грэйди благополучно катапультировался, но оказался в ловушке на территории, контролируемой сербами. По мнению многих американских чиновников, он, возможно, стал объектом нападения намеренно, чтобы сербы могли взять в заложники американца. [52]

После того, как О'Грэйди был сбит, напряженность между НАТО и боснийскими сербами резко возросла. Ряд американских командиров призвали к немедленным ответным воздушным ударам; однако сербы все еще удерживали большую часть заложников, захваченных после бомбардировки Пале. Угроза заложникам помешала НАТО действовать более решительно, и сербы освободили 121 заложника сразу после инцидента, пытаясь снизить напряженность. Тем не менее, ситуация оставалась взрывоопасной в течение следующих шести дней, пока О'Грэйди не был спасен 8 июня 3-м батальоном 8-й морской пехоты 2-й дивизии морской пехоты , что положило конец призывам к немедленным наступательным действиям. Вскоре после этого сербы освободили оставшихся заложников. [53] В результате инцидента НАТО приказало, чтобы все дальнейшие вылеты сопровождались самолетами, предназначенными для подавления ПВО противника (SEAD). [54]

11 августа, [55] США MQ-1 Predator БПЛА ВВС был сбит сербским зенитным огнем в том же районе, [56] а другой погиб из-за механической неисправности 14 августа. [55] [57]

Ответ Сребренице

[ редактировать ]

Через месяц после инцидента с О'Грэйди, 6 июля, ВРС начала наступление на безопасную зону ООН Сребреницу . Голландские миротворцы в этом районе рассматривали возможность призыва к воздушным ударам НАТО в ответ на нападение, но отказались от этого, поскольку сербы не использовали тяжелое вооружение, а также из-за страха перед новым кризисом с заложниками. [58] 10 июля, когда боевые действия усилились, голландские войска наконец запросили у НАТО непосредственную воздушную поддержку, но из-за проблем со связью в системе «двойного ключа» запрос не был санкционирован до следующего дня. [59]

11 июля НАТО подготовилась к крупномасштабной миссии в Сребренице с участием 60 самолетов. В 14:30 первая волна штурма, состоящая из двух голландских F-16, разбомбила два сербских танка на окраине города. Рядом с артиллерийским орудием были отправлены два F-16 ВВС США, но они не смогли найти цель. Вскоре после этого войска боснийских сербов захватили в заложники нескольких голландских миротворцев и пригрозили убить их, если НАТО не прекратит свои атаки. Голландский командующий доложил об этом своему правительству, а министр обороны Нидерландов Йорис Вурхуве немедленно позвонил в оперативный центр НАТО и приказал прекратить атаки. [60]

К концу дня Сребреница пала перед силами боснийских сербов, которые начали жестокую кампанию этнических чисток , в результате которой погибло около 8000 человек. После этой трагедии многие наблюдатели обвинили НАТО в неспособности более решительно использовать свою авиацию. Журналист Дэвид Роде позже написал, что «если бы НАТО использовала непосредственную поддержку с воздуха раньше… 7079 пропавших без вести могли бы быть живы сегодня». [61] Ощущение того, что НАТО могла бы предотвратить тысячи смертей, действуя более решительно, привело к усилению планирования операции «Делиберейт Форс». [62]

Лондонская конференция

[ редактировать ]

После событий в Сребренице шестнадцать стран встретились на Лондонской конференции, которая началась 21 июля 1995 года, чтобы рассмотреть новые варианты развития Боснии. По итогам конференции генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали предоставил генералу Бернару Жанвье , военному командующему ООН, полномочия запрашивать авиаудары НАТО без консультации с гражданскими чиновниками ООН. [63] Североатлантический совет , высший политический орган НАТО, и ООН также согласились использовать воздушные удары НАТО в ответ на нападения на любые другие безопасные районы Боснии. Участники конференции также в принципе согласились с применением крупномасштабных воздушных ударов НАТО в ответ на будущие акты сербской агрессии. [64]

Операция «Делиберейт Форс»

[ редактировать ]
F-16C Fighting Falcon ВВС США приземляется во время операции Deliberate Force.

28 августа 1995 года минометный снаряд попал в рынок Сараево , в результате чего погибло 37 человек. Впоследствии Соединенные Штаты обвинили в нападении силы боснийских сербов. [65] Адмирал Лейтон Смит , командующий НАТО , рекомендовал НАТО нанести ответные воздушные удары по сербам в соответствии с планом, разработанным для операции «Делиберейт Форс». [66] 30 августа 1995 года НАТО официально начало операцию «Делиберейт Форс» с крупномасштабными бомбардировками сербских объектов. Эта бомбардировка заменила роль операции «Запретить полет» по воздушным ударам и непосредственной поддержке с воздуха, но «Запретить полет» оставалась активной операцией, по-прежнему обеспечивая соблюдение бесполетной зоны над Боснией. [67]

До 20 сентября 1995 года, когда завершилась операция «Делиберейт Форс», роль «Запретить полет» была минимальной. После приостановки операции Deliberate Force; однако в рамках Deny Flight было проведено еще несколько операций. 4 октября 1995 года самолет Deny Flight выпустил ракеты HARM после того, как был атакован ракетами класса «земля-воздух». 8 октября 1995 года ООН запросила непосредственную поддержку с воздуха возле Тузлы . Из-за плохих погодных условий авиация НАТО не смогла обнаружить свои цели, но 9 октября в заключительном бою «Запретить полет» авиация НАТО вернулась и уничтожила сербский бункер управления и контроля. [12]

Прекращение запрета на полет

[ редактировать ]
Адмирал Лейтон Смит выступает на церемонии передачи полномочий СВС.

После принятия Дейтонских соглашений , мирного соглашения для Боснии, в миссии Deny Flight больше не было необходимости. 15 декабря 1995 года Совет Безопасности ООН официально прекратил действие резолюций, санкционировавших операцию, а 16 декабря Североатлантический совет согласился прекратить операцию «Запретить полет» с 20 декабря. 21 декабря 1995 года НАТО провела официальную церемонию закрытия организации Deny Flight в Виченце. Многие из сил, приписанных к Deny Flight, были переведены в операцию «Решающие усилия» для оказания поддержки новым миротворцам IFOR в Боснии. [12]

Структура сил

[ редактировать ]

На протяжении всей своей операции Deny Flight находился под руководством Союзных сил Южной Европы (AFSOUTH) в Неаполе под командованием главнокомандующего Союзными силами Южной Европы. [12] В начале операции адмирал Джереми Бурда командующим был ; в 1994 году его сменил адмирал Лейтон В. Смит . [18] Смит и Бурда, однако, делегировали повседневные полномочия Военно-воздушным силам союзников в Южной Европе (AIRSOUTH), которыми командовали генерал-лейтенант Джозеф В. Эши (до 1994 года), а затем генерал-лейтенант Майкл Э. Райан . [68] В то время как AIRSOUTH осуществлял повседневное командование, «постановка задач и оперативный контроль» были делегированы командующему 5-й союзной тактической воздушной силой (5ATAF), первоначально генерал-лейтенанту Антонио Розетти. [69] а затем генерал-лейтенант Андреа Форнасерио, оба служили в ВВС Италии. [68]

Чтобы упростить цепочку командования и координировать действия, НАТО создала Объединенный центр воздушных операций (CAOC) в Виченце, Италия, который взял на себя практический повседневный контроль над Deny Flight и подчинялся командиру 5ATAF. Каждая эскадрилья, участвовавшая в операции, направила в САОК офицера связи для обеспечения координации. [18] Первоначальным директором CAOC был генерал-лейтенант ВВС США Джеймс Чемберс. [69] В ноябре 1994 года генерал-майор Хэл Хорнберг . его сменил [70] На практике большинство решений тактического уровня по запрету полетов принималось директором CAOC, и он имел полномочия приказывать пилотам НАТО атаковать нарушителей бесполетной зоны. [69]

Двенадцать стран НАТО предоставили силы для операции «Запретить полет»: Бельгия , Канада , Дания , Франция , Германия , Италия , Нидерланды , Норвегия , Испания , Турция , Великобритания и США . Вместе эти двенадцать государств предоставили в общей сложности 4500 человек личного состава, которые базировались на авиабазах в пяти странах: Франции, Германии, Греции, Италии и Великобритании, а также на авианосцах в регионе. [12] Восемь стран-участниц предоставили в операцию в общей сложности 239 самолетов, из которых почти половина, 108, прибыла из США. [12] В Соединенных Штатах ВМС США и Корпус морской пехоты США , и вместе они совершили 70% всех самолето-вылетов ПВО, совершенных в рамках Deny Flight. наибольшую поддержку операции оказали [18] Американская авиация также нанесла большую часть авиаударов во время конфликта; из 1150 бомб, сброшенных силами НАТО, 88% пришлось на американские самолеты. [18]

Влияние и наследие

[ редактировать ]

Операция Deny Flight длилась 983 дня и включала 100 420 боевых вылетов. [71] осуществляют 4500 человек из 12 стран НАТО. [12] Он включал в себя первое боевое столкновение в истории НАТО, инцидент в Баня-Луке и многие из первых операций НАТО за пределами территории. Таким образом, Deny Flight «представляет собой важный акт, хотя бы в символическом плане, поскольку альянс взял на себя боевую задачу в незащитном качестве и за пределами зоны действия». [72] Помимо этого символического эффекта, «Запретить полет» имел важные последствия для военной политики НАТО, международных отношений и войны в Боснии.

Влияние на военную политику

[ редактировать ]
F/A-18 Корпуса морской пехоты США готовится к миссии в Боснии в декабре 1995 года.

Являясь одним из первых крупных боевых испытаний военно-воздушных сил НАТО, Deny Flight преподнес несколько важных военных уроков. Самое главное, Deny Flight помог доказать эффективность или стимулировать разработку нескольких технологий. Например, в ходе операции F/A-18D Hornet оказался «высокопроизводительной многоцелевой платформой» для Корпуса морской пехоты США . [73] Deny Flight также сыграл важную роль в переходе к высокоточным боеприпасам , поскольку почти 70% боеприпасов, сброшенных НАТО во время конфликта, были высокоточными. [18] против всего 8% во время войны в Персидском заливе. [74] Для Королевского флота Deny Flight привела к переоценке Sea Harrier и ряду его модернизаций. В частности, Королевский флот установил Paveway II на «Харриер» бомбу с лазерным наведением , придав ему высокую точность, а также модернизировал электронику на борту самолета в ответ на необходимость боевых действий в Боснии. [75] Уроки Боснии также побудили Королевские ВВС развернуть Harrier GR7 на борту авианосцев Королевского флота для будущих операций, чтобы обеспечить больший потенциал проецирования наступательных сил. [76]

Четыре самолета НАТО, сбитые в ходе операции «Запретить полет», также вынудили членов НАТО рассмотреть новые меры защиты для своих самолетов, включая повышение скрытности. [18] Deny Flight также продемонстрировала необходимость улучшения связи и интеграции между силами, действующими вместе, и привела к некоторым призывам к технической подготовке персонала ООН для работы с военными системами НАТО. [18] Наконец, правила ведения боевых действий, установленные в рамках «Запретить полет», также сыграли важную роль в формировании правил ведения боевых действий для последующих операций НАТО, помимо войны, включая операцию «Совместные усилия » и даже операции НАТО в Афганистане. [77]

Влияние на атлантические отношения

[ редактировать ]

Операция «Запретить полет» и другие операции НАТО во время боснийской войны привели к значительной напряженности внутри НАТО и в атлантических отношениях . Deny Flight и другие ранние операции «вынудили союзников рассмотреть вопрос о военной ответственности НАТО за территорию за пределами его традиционного оборонительного периметра, и это был вопрос, по которому они были глубоко разделены». [78] Разногласия между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками по поводу того, когда и как использовать авиацию, «сделали дипломатию внутри альянса более проблематичной» в тот период. [79] Многие из этих проблем в отношениях были результатом опасений европейских стран, у которых были силы на местах в СООНО, которые могли быть взяты в заложники. Тот факт, что Соединенные Штаты настаивали на воздушных ударах, не размещая свои силы на территории Боснии, значительно усугубил эту проблему. [80] [81]

Deny Flight также помог определить путь для будущих отношений ООН и НАТО. На протяжении всей операции НАТО «испытывала разочарование от того, что ей подрезали крылья параллельный орган ООН». [82] в то время как официальные лица Организации Объединенных Наций были обеспокоены тем, какое влияние воздушные удары НАТО окажут на воспринимаемый нейтралитет Организации Объединенных Наций. [83] Разочарование в процедуре «двойного ключа» для получения разрешения на действия НАТО также привело к тому, что офицеры НАТО отказались от такой схемы в будущем. Адмирал Лейтон Смит, командующий силами НАТО во время «Запретить полет», выразил это мнение довольно прямо, сказав: «Никогда не имейте еще одного двойного ключа». [84] Эти трудности в переговорах по взаимоотношениям ООН-НАТО во время «Запретить полет» стали основным фактором в решении передать позднее силы НАТО на Балканах под единоличный контроль командной цепочки НАТО. [85] [86] Хотя многие из этих последствий для отношений ООН-НАТО были отрицательными, «Запретить бегство» также имел и положительные последствия. В ходе операции НАТО и ООН обменялись офицерами связи , создав прецедент военного сотрудничества между ними. впервые в своей истории [87] Неудачи в коммуникации и координации во время Deny Flight также породили «стремление к взаимопониманию и общим решениям» между двумя организациями. [88] Это стремление к сотрудничеству имело решающее значение для создания СВС , а затем сотрудничества ООН и НАТО в Боснии и других местах. [88]

Влияние на боснийскую войну

[ редактировать ]

Deny Flight также сыграла значительную роль в формировании войны в Боснии , хотя ее точное влияние обсуждается. В то время как Ричард Холбрук , специальный посланник США в Боснии, признал операцию «Делиберейт Форс» «историческим событием в отношениях после холодной войны» и решающим элементом в прекращении войны в Боснии, [89] фактическое влияние Deny Flight на ход конфликта было более приглушенным. Ни один из авиаударов в Deny Flight не был такого масштаба, как в Deliberate Force, и существенно не изменил баланс сил. Примечательно, однако, что Deny Flight оказался успешным, поскольку «нейтрализовал преимущество сербов в авиации». [90] Deny Flight также проложила путь к операции Deliberate Force. По словам Роберта Хантера , тогдашнего посла США в НАТО , «Запретить полет» сыграл решающую роль в процессе формирования «консенсусной поддержки все более активного использования авиации над Боснией», который в конечном итоге завершился операцией «Делиберейт Форс». [91]

Хотя материальное влияние Deny Flight было минимальным, оно оказало значительное политическое влияние. По словам Майкла Била, с самого начала «предполагаемой целью операции было продемонстрировать решимость ООН и НАТО стабилизировать ситуацию в Боснии, чтобы можно было достичь мирного урегулирования». [23] Учитывая многочисленные нарушения правил Deny Flight со стороны вертолетов и частые сбои в координации между НАТО и ООН, неясно, выполнила ли Deny Flight эту миссию. ограниченные воздушные удары НАТО в рамках кампании Deny Flight «продемонстрировали решимость защитить персонал ООН» и боснийское гражданское население. Тем не менее, по словам Майкла Р. Гордона , главного военного корреспондента The New York Times , Эта решимость в конечном итоге стала ключом к миру. [30]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Судетич, Чак (4 сентября 1992 г.). «Сообщается, что самолет помощи ООН сбит во время миссии в Боснии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 октября 2009 г.
  2. ^ Фиск, Роберт (4 сентября 1992 г.). «ООН опасается, что самолет с гуманитарной помощью был сбит ракетой» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 г. Проверено 5 октября 2009 г.
  3. ^ Jump up to: а б НАТО вводит запретную для полетов зону в Боснии Associated Press , 13 апреля 1993 г.
  4. ^ «ДАССО-АВИАЦИОННАЯ ЭТЕНДАР ИВМ/П/ПМ» .
  5. ^ Кук, Ник (1 марта 2002 г.). «Плюс можно изменить…? Самолеты НАТО по-прежнему особенно уязвимы для атак некоторых видов управляемых ракет» . Интеравиа Бизнес и Технологии. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года.
  6. ^ «Сеть авиационной безопасности» . Фонд безопасности полетов. 14 января 2024 г.
  7. ^ «История катапультирования F-18 Hornet» . Архивировано из оригинала 19 января 2012 г. Проверено 20 июня 2011 г.
  8. ^ «Американский самолет разбился в Адриатике, пилот погиб» . Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 29 апреля 1994 года . Проверено 12 апреля 2023 г.
  9. ^ Эван Томас (19 июня 1995 г.). «Американский герой» . Newsweek . Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года.
  10. Запад разминает мускулы, Караджич предостерегает от действий
  11. ^ Jump up to: а б с д Рипли, Тим (2001). Конфликт на Балканах, 1991–2000 гг . Osprey Publishing, стр. 21–24. ISBN   1-84176-290-3
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Информационный бюллетень AFSOUTH
  13. ^ Воздушная иллюстрация: журнал Воздушной лиги, том 57. Воздушная лига Британской империи, 1995 г.
  14. ^ Конфликт на Балканах: НАТО сбило 4 сербских военных самолета, атакующих Боснию
  15. ^ Бил, стр. 19–20.
  16. ^ Jump up to: а б «Резолюция 816»
  17. ^ Бил, с. 19
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Симмонс
  19. ^ Бил, стр. 21.
  20. ^ Бил, стр. 2–3.
  21. ^ Оуэн, с. 21
  22. ^ Серб официально признал потерю 5 самолетов ( сербский )
  23. ^ Jump up to: а б с Бил, с. 20
  24. ^ "Очень личная война Ратко Младича"
  25. ^ Бил, стр. 19–21.
  26. ^ Сапфиры
  27. ^ Старр (1993)
  28. ^ Бил, с. 22
  29. Гордон (5 апреля 1994 г.)
  30. ^ Jump up to: а б Гордон (11 апреля 1994 г.)
  31. ^ Бург, с. 147
  32. ^ Бил, с. 25
  33. ^ Бакнэм, с. 137
  34. ^ Операция Deny Flight. Архивировано 13 мая 2011 г. в Wayback Machine AFSOUTH. Информационные бюллетени.
  35. ^ Бакнэм, с. 163
  36. ^ Такер, Спенсер (2012). Альманах американской военной истории, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 2180. ИСБН  978-1598845303 .
  37. ^ Бил, с. 28
  38. ^ Судетский
  39. ^ Jump up to: а б Бакнэм, стр. 182–83.
  40. ^ «НАТО, расширяя роль Боснии, наносит удар по сербской базе в Хорватии»
  41. ^ Jump up to: а б Бил, с. 29
  42. ^ Бакнэм, стр. 183–84.
  43. ^ Бил, с. 32
  44. ^ «Сербы освободили 55 канадцев, но возобновили нападение на анклав»
  45. ^ "Лидер боснийских сербов ведет переговоры с Картером, обещает мирные шаги"
  46. ^ «Картер предпринимает мирную инициативу в Боснии»
  47. ^ Бакнэм, стр. 204–205.
  48. ^ Бил, с. 33
  49. ^ Рипли, с. 23
  50. ^ Бакнэм, с. 215
  51. ^ Бакнэм, с. 216
  52. ^ Бакнэм, с. 218
  53. ^ Бакнэм, с. 220
  54. ^ "Обстрел Deny Flight может заставить ВВС США перейти в наступление"
  55. ^ Jump up to: а б Predator/MQ-9 Reaper , июнь 2010 г., с. 16
  56. ^ Майор Роберт К. Нолан II: Беспилотные ВВС?. Научно-исследовательский отделВоздушный командно-штабной колледж, март 1997 г., стр. 6.
  57. ^ «Техасский университет в Арлингтоне» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2012 г. Проверено 16 июня 2010 г.
  58. ^ Бакнэм, стр. 246–247.
  59. ^ Бакнэм, с. 248
  60. ^ Бакнэм, с. 249
  61. ^ Роде, с. 354.
  62. ^ Бакнэм, стр. 250–252.
  63. ^ Бил, с. 34
  64. ^ Бакнэм, с. 253
  65. ^ В результате обстрела в Сараево погибли десятки человек; США призывают НАТО нанести удар по сербам
  66. ^ Дэвис
  67. ^ Бил, с. 36
  68. ^ Jump up to: а б Дэвис, с. 48
  69. ^ Jump up to: а б с Бакнман, с. 63
  70. ^ Бакнэм, с. 198
  71. ^ Союзные командные структуры в новом НАТО, с. 39
  72. ^ Папакосма
  73. ^ Слик
  74. ^ Бут, с. 347
  75. ^ «Разминка суставов: смешанные авиагруппы на борту авианосцев»
  76. ^ "Харриеры RAF могут добавить зубы авианосцам RN"
  77. ^ Спенс
  78. ^ Мур, стр. 28–29.
  79. ^ Фостер, с. 15
  80. ^ Фостер, с. 16
  81. ^ Бург, стр. 149–150
  82. ^ Фостер, с. 17
  83. ^ Аллин, с. 25
  84. ^ Старр (1995)
  85. ^ Аллин, с. 26
  86. ^ Валландер, стр. 719.
  87. ^ Леурдейк
  88. ^ Jump up to: а б Шульте, с. 28
  89. ^ Холбрук, с. 102
  90. ^ Шульте, с. 21
  91. ^ Оуэн

Веб-ресурсы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88f4538269ef7b252ce9f03b50e7d2a1__1720582500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/a1/88f4538269ef7b252ce9f03b50e7d2a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Deny Flight - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)