Сокол J-21 Ястреб
J-21 Хок | |
---|---|
![]() | |
Роль | Легкий штурмовик |
Производитель | РЫНОК |
Дизайнер | Авиационный технический институт (АТИ) |
Первый полет | 19 июля 1965 г. |
Статус | Вышел в отставку из ВВС Республики Сербской (2006 г.). |
Основной пользователь | Югославские ВВС |
Произведено | 1968–1977 |
Количество построенных | 224 |
Разработано на основе | Соко G-2 Чайка |
Soko J-21 Jastreb (от сербской кириллицы : јастреб , букв. «ястреб»), называемый J-1 Jastreb в некоторых источниках , — югославский одноместный одномоторный легкий штурмовик , разработанный Авиационный технический институт (АТИ) и Военно-технический институт (ВТИ) в Белграде , производство SOKO в Мостаре . Созданный на базе усовершенствованного учебно-тренировочного реактивного самолета и легкого штурмовика G-2 Galeb , он был разработан в одноместной штурмовой и двухместной усовершенствованной летной/ тренировочной версиях.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]J-21 Jastreb был разработан в качестве замены Republic F-84 Thunderjet , который до 1967 года был наиболее часто используемым турбореактивным истребителем-бомбардировщиком ВВС Югославии. На базе G-2 Galeb был создан J-21 Jastreb. -21 Jastreb был разработан как одноместный штурмовик, первый полет которого состоялся 19 июля 1965 года.
Type 1-B , изготовленных по лицензии, Пилоты сидят на катапультных креслах Folland под индивидуальными фонарями, шарнирно закрепленными по правому борту в негерметизированных кабинах. Приборы и органы управления полностью обычные, с ручным управлением и стандартными летными приборами.
Оснащенный одним автомобилем Rolls-Royce Viper Mk531, построенным по лицензии BWB , Jastreb имеет традиционную нагруженную конструкцию обшивки из алюминиевого сплава с небольшим количеством особых функций или вообще без них. Относительно толстая аэродинамическая часть, хотя и ограничивает производительность, обеспечивает место для топливных элементов и убранной основной ходовой части, которая убирается внутрь, что дает Jastreb широкую колею и придает ему отличные характеристики наземной управляемости. Рычажные опоры ходовой части и шины относительно низкого давления позволяют Jastreb работать с неподготовленных полос или аэродромов с неровным покрытием.
По сравнению с Galeb, Jastreb имеет усиленную конструкцию, позволяющую нести больше вооружения, в том числе три 12,7-мм (0,5 дюйма) пулемета Browning AN/M3 , установленных в носовой части самолета. Помимо носовых орудий, «Ястреб» способен нести до 800 кг (1800 фунтов) на подкрыльевых пилонах, двух внутренних пилонах грузоподъемностью 250 кг (550 фунтов) для бомб, ракетных установок и дополнительных баков. , а шесть внешних пилонов могут нести ракеты ВРЗ-157 калибра 127 мм (5,00 дюйма). [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]J-21 поступил на вооружение JRV (ВВС Югославии) 31 декабря 1968 года, и очень немногие из них остались на вооружении.
Первая война в Конго
[ редактировать ]
По некоторым данным, Франция и Югославия поддержали правительство Мобуту во время Первой конголезской войны. [ нужна ссылка ] В частности, Югославия согласилась поставить три самолета J-21 и один G-2 , а также четыре МиГ-21 ПФМ, а три Ми-24 были закуплены у Украины. Все эти самолеты базировались в Гбадолите и управлялись в основном сербскими наемниками . [ 1 ]
Югославский пилот Ратко Турчинович погиб во время пролета на сверхмалой высоте над Гбадолите , задев крылом фонарный столб. Обломки его самолета упали прямо на колонну молодых солдат на параде, в результате чего погибли десятки людей. Сообщается, что несчастный случай произошел из-за алкогольной зависимости Турчиновича. [ 1 ]
Вскоре после аварии югославский персонал был изгнан из ДРК, а Ястребов бросили вместе с Галебами. МиГ-21 и Ми-24, ожидающие сборки российскими или украинскими специалистами в Гбадолите, также были брошены, и их до сих пор можно увидеть на рампе в Гбадолите (2013 г.). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Босния и Герцеговина
[ редактировать ]Шесть самолетов J-21 «Ястреб» ВВС Республики Сербской были атакованы F-16 ВВС США во время операции «Запретить полет» за нарушение запретной для полетов зоны, установленной НАТО, в так называемом инциденте в Баня-Луке . ВВС США заявили, что четыре J-21 были сбиты F-16, а сербы заявили о потере пяти Ястребов. Расхождение, скорее всего, связано с тем, что поврежденный Ястреб разбился недалеко от аэродрома после вылета F-16.
15 ноября во время битвы за Далматинские проливы в 9:28 три самолета J-21 «Ястреб» югославских ВВС пролетели низко над Брачем и Шолтой; Через несколько минут двое, как сообщается, были сбиты зенитной артиллерией. Шесть югославских самолетов были направлены против целей на Браче и Шолте.
Варианты
[ редактировать ]- J-21 Хок
- Одноместный штурмовик-разведчик.
- J-21E Хок
- Экспортный вариант J-1.
- RJ-21 Ястреб
- Одноместный тактический разведывательный самолет.
- RJ-21E Ястреб
- Экспортный вариант RJ-1.
- Нью-Джерси-21
- Двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный самолет/тренажер вооружения/легкий штурмовик.
Бывшие операторы
[ редактировать ]- эксплуатировал 12 J-21 для тренировок и наземных атак,
Самолет на выставке
[ редактировать ]Сербия
[ редактировать ]- Дж-21/РДЖ-21
- Оригинальный прототип и более 31 J-21 находятся в Музее авиации в Белграде . [ 9 ]
Технические характеристики (J-21 Ястреб)
[ редактировать ]
Данные из [ 10 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 10,88 м (35 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 10,56 м (34 фута 8 дюймов)
- Высота: 3,64 м (11 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 19,43 м 2 (209,1 кв. футов)
- Максимальный взлетный вес: 5100 кг (11244 фунта)
- Запас топлива: 440 кг (970 фунтов) внутреннего топлива + 435 кг (959 фунтов) в 2 съемных топливных баках на законцовках крыла по 275 л (60 имп галлонов; 73 галлона США).
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель BMB (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Viper Mk 531 , тяга 13,32 кН (2990 фунтов силы).
- Силовая установка: 2 JATO с тягой 4,45 кН (1000 фунтов силы) каждая. твердотопливные ракеты
Производительность
- Максимальная скорость: 820 км/ч (510 миль в час, 440 узлов)
- Крейсерская скорость: 740 км/ч (460 миль в час, 400 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
- Дальность: 1520 км (940 миль, 820 миль) с наконечниками баков.
- Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
- пределы г: +8 -4
- Скорость набора высоты: 21 м/с (4100 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 3 пулемета Browning AN/M3 калибра 12,7 мм (0,5 ) дюйма
- Узлы подвески: 8 с грузоподъемностью внутренних пилонов (2) по 250 кг (550 фунтов), внешних пилонов (6) по 50 кг (110 фунтов), с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Другой:
- Другой:
- 2 резервуара для напалма по 150 л (33 имп галлона; 40 галлонов США)
- 2 ракетные блоки каждая с 12 ракетами калибра 55 мм (2,17 дюйма) каждая
- Ракеты: 6 ракет ВРЗ-157 127 мм (5,00 дюйма).
- Бомбы:
- 2 бомбы общего назначения по 250 кг (550 фунтов) или
- 2 кассетные бомбы по 150 кг (330 фунтов) или
- 2 кассетные осколочные бомбы по 120 кг (260 фунтов)
Авионика
Прицел К-14С или К-14А
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б Купер, Том; Вайнерт, Пит; Кайзер, Джонатан; Грандолини, Альберт. «Заир/ДР Конго 1980–2001» . acig.org . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ http://airserbia.com/forum/viewtopic.php?t=1561 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Ле контроль» . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ «Ми 24 бис» . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ «Миль МИ 24 Хинд» . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ «Нез поинту» . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ «МИГ 21 бис» . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ «Соко J-21 Ястреб» . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ «Музей ВВС Югославии: Музей ВВС Югославии» . Музей авиации. 12 августа 2009 г.
- ^ J-1 Ястреб (Ястреб) Vojska.net