Jump to content

Сокол J-21 Ястреб

(Перенаправлено с J-21 Ястреб )
J-21 Хок
Роль Легкий штурмовик
Производитель РЫНОК
Дизайнер Авиационный технический институт (АТИ)
Первый полет 19 июля 1965 г.
Статус Вышел в отставку из ВВС Республики Сербской (2006 г.).
Основной пользователь Югославские ВВС
Произведено 1968–1977
Количество построенных 224
Разработано на основе Соко G-2 Чайка

Soko J-21 Jastreb (от сербской кириллицы : јастреб , букв. «ястреб»), называемый J-1 Jastreb в некоторых источниках , — югославский одноместный одномоторный легкий штурмовик , разработанный Авиационный технический институт (АТИ) и Военно-технический институт (ВТИ) в Белграде , производство SOKO в Мостаре . Созданный на базе усовершенствованного учебно-тренировочного реактивного самолета и легкого штурмовика G-2 Galeb , он был разработан в одноместной штурмовой и двухместной усовершенствованной летной/ тренировочной версиях.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

J-21 Jastreb был разработан в качестве замены Republic F-84 Thunderjet , который до 1967 года был наиболее часто используемым турбореактивным истребителем-бомбардировщиком ВВС Югославии. На базе G-2 Galeb был создан J-21 Jastreb. -21 Jastreb был разработан как одноместный штурмовик, первый полет которого состоялся 19 июля 1965 года.

Type 1-B , изготовленных по лицензии, Пилоты сидят на катапультных креслах Folland под индивидуальными фонарями, шарнирно закрепленными по правому борту в негерметизированных кабинах. Приборы и органы управления полностью обычные, с ручным управлением и стандартными летными приборами.

Оснащенный одним автомобилем Rolls-Royce Viper Mk531, построенным по лицензии BWB , Jastreb имеет традиционную нагруженную конструкцию обшивки из алюминиевого сплава с небольшим количеством особых функций или вообще без них. Относительно толстая аэродинамическая часть, хотя и ограничивает производительность, обеспечивает место для топливных элементов и убранной основной ходовой части, которая убирается внутрь, что дает Jastreb широкую колею и придает ему отличные характеристики наземной управляемости. Рычажные опоры ходовой части и шины относительно низкого давления позволяют Jastreb работать с неподготовленных полос или аэродромов с неровным покрытием.

По сравнению с Galeb, Jastreb имеет усиленную конструкцию, позволяющую нести больше вооружения, в том числе три 12,7-мм (0,5 дюйма) пулемета Browning AN/M3 , установленных в носовой части самолета. Помимо носовых орудий, «Ястреб» способен нести до 800 кг (1800 фунтов) на подкрыльевых пилонах, двух внутренних пилонах грузоподъемностью 250 кг (550 фунтов) для бомб, ракетных установок и дополнительных баков. , а шесть внешних пилонов могут нести ракеты ВРЗ-157 калибра 127 мм (5,00 дюйма). [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]

J-21 поступил на вооружение JRV (ВВС Югославии) 31 декабря 1968 года, и очень немногие из них остались на вооружении.

Первая война в Конго

[ редактировать ]
Эскиз самолета Ястреб ВВС Заира, на котором летали сербские наемники, в камуфляже ныне несуществующих ВВС Югославии , со стертыми знаками различия, чтобы избежать путаницы.

По некоторым данным, Франция и Югославия поддержали правительство Мобуту во время Первой конголезской войны. [ нужна ссылка ] В частности, Югославия согласилась поставить три самолета J-21 и один G-2 , а также четыре МиГ-21 ПФМ, а три Ми-24 были закуплены у Украины. Все эти самолеты базировались в Гбадолите и управлялись в основном сербскими наемниками . [ 1 ]

Югославский пилот Ратко Турчинович погиб во время пролета на сверхмалой высоте над Гбадолите , задев крылом фонарный столб. Обломки его самолета упали прямо на колонну молодых солдат на параде, в результате чего погибли десятки людей. Сообщается, что несчастный случай произошел из-за алкогольной зависимости Турчиновича. [ 1 ]

Вскоре после аварии югославский персонал был изгнан из ДРК, а Ястребов бросили вместе с Галебами. МиГ-21 и Ми-24, ожидающие сборки российскими или украинскими специалистами в Гбадолите, также были брошены, и их до сих пор можно увидеть на рампе в Гбадолите (2013 г.). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Босния и Герцеговина

[ редактировать ]

Шесть самолетов J-21 «Ястреб» ВВС Республики Сербской были атакованы F-16 ВВС США во время операции «Запретить полет» за нарушение запретной для полетов зоны, установленной НАТО, в так называемом инциденте в Баня-Луке . ВВС США заявили, что четыре J-21 были сбиты F-16, а сербы заявили о потере пяти Ястребов. Расхождение, скорее всего, связано с тем, что поврежденный Ястреб разбился недалеко от аэродрома после вылета F-16.

15 ноября во время битвы за Далматинские проливы в 9:28 три самолета J-21 «Ястреб» югославских ВВС пролетели низко над Брачем и Шолтой; Через несколько минут двое, как сообщается, были сбиты зенитной артиллерией. Шесть югославских самолетов были направлены против целей на Браче и Шолте.

Варианты

[ редактировать ]
J-21 Хок
Одноместный штурмовик-разведчик.
J-21E Хок
Экспортный вариант J-1.
RJ-21 Ястреб
Одноместный тактический разведывательный самолет.
RJ-21E Ястреб
Экспортный вариант RJ-1.
Нью-Джерси-21
Двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный самолет/тренажер вооружения/легкий штурмовик.

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Республика Сербская
  • эксплуатировал 12 J-21 для тренировок и наземных атак,
Ливия Ливийская Джамахирия
 Югославия
 Заир
 Замбия
 Ливия

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Дж-21/РДЖ-21
Оригинальный прототип и более 31 J-21 находятся в Музее авиации в Белграде . [ 9 ]

Технические характеристики (J-21 Ястреб)

[ редактировать ]
Штриховой рисунок J-1 Ястреб

Данные из [ 10 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 10,88 м (35 футов 8 дюймов)
  • Размах крыльев: 10,56 м (34 фута 8 дюймов)
  • Высота: 3,64 м (11 футов 11 дюймов)
  • Площадь крыла: 19,43 м 2 (209,1 кв. футов)
  • Максимальный взлетный вес: 5100 кг (11244 фунта)
  • Запас топлива: 440 кг (970 фунтов) внутреннего топлива + 435 кг (959 фунтов) в 2 съемных топливных баках на законцовках крыла по 275 л (60 имп галлонов; 73 галлона США).
  • Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель BMB (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Viper Mk 531 , тяга 13,32 кН (2990 фунтов силы).
  • Силовая установка: 2 JATO с тягой 4,45 кН (1000 фунтов силы) каждая. твердотопливные ракеты

Производительность

  • Максимальная скорость: 820 км/ч (510 миль в час, 440 узлов)
  • Крейсерская скорость: 740 км/ч (460 миль в час, 400 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
  • Дальность: 1520 км (940 миль, 820 миль) с наконечниками баков.
  • Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
  • пределы г: +8 -4
  • Скорость набора высоты: 21 м/с (4100 футов/мин)

Вооружение

  • Орудия: 3 пулемета Browning AN/M3 калибра 12,7 мм (0,5 ) дюйма
  • Узлы подвески: 8 с грузоподъемностью внутренних пилонов (2) по 250 кг (550 фунтов), внешних пилонов (6) по 50 кг (110 фунтов), с приспособлениями для перевозки комбинаций:
    • Другой:
  • 2 резервуара для напалма по 150 л (33 имп галлона; 40 галлонов США)
  • 2 ракетные блоки каждая с 12 ракетами калибра 55 мм (2,17 дюйма) каждая
  • Ракеты: 6 ракет ВРЗ-157 127 мм (5,00 дюйма).
  • Бомбы:
  • 2 бомбы общего назначения по 250 кг (550 фунтов) или
  • 2 кассетные бомбы по 150 кг (330 фунтов) или
  • 2 кассетные осколочные бомбы по 120 кг (260 фунтов)

Авионика
Прицел К-14С или К-14А

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

  1. ^ Перейти обратно: а б Купер, Том; Вайнерт, Пит; Кайзер, Джонатан; Грандолини, Альберт. «Заир/ДР Конго 1980–2001» . acig.org . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 27 декабря 2015 г.
  2. ^ http://airserbia.com/forum/viewtopic.php?t=1561 [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ «Ле контроль» . Проверено 27 декабря 2015 г.
  4. ^ «Ми 24 бис» . Проверено 27 декабря 2015 г.
  5. ^ «Миль МИ 24 Хинд» . Проверено 27 декабря 2015 г.
  6. ^ «Нез поинту» . Проверено 27 декабря 2015 г.
  7. ^ «МИГ 21 бис» . Проверено 27 декабря 2015 г.
  8. ^ «Соко J-21 Ястреб» . Проверено 27 декабря 2015 г.
  9. ^ «Музей ВВС Югославии: Музей ВВС Югославии» . Музей авиации. 12 августа 2009 г.
  10. ^ J-1 Ястреб (Ястреб) Vojska.net
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f8e3ef54b4fdafeea2ea9dd548cc3410__1725525780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/10/f8e3ef54b4fdafeea2ea9dd548cc3410.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soko J-21 Jastreb - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)