Jump to content

Сокол J-22 Орел

J-22 Часы
J-22 Orao ВВС Сербии
Роль Штурмовик
Самолет-разведчик
Производитель РЫНОК
Дизайнер ВТИ - Югославия
ИНКАС - Румыния
Первый полет 31 октября 1974 г. [ 1 ]
Введение 1978
Статус Активный
Основные пользователи Сербские ВВС
Югославские ВВС (исторический)
Боснийские ВВС (исторический)
Произведено 1974–1992
Варианты ИАР-93 Орел

Soko J-22 Orao ( сербская кириллица : Орао , букв. « орел ») — югославско - сербский двухмоторный дозвуковой штурмовик и самолет -разведчик . Он был разработан и построен в сотрудничестве с компанией SOKO в Югославии и компанией Avioane Craiova в соседней Румынии и известен в последней как IAR-93 Vultur .

Orao проектировался либо как одноместный вариант основного удара, либо как боеспособный двухместный вариант, причем последний в основном предназначался для выполнения сложных задач по летной подготовке и обучению вооружению. Он был разработан как совместный югославско-румынский проект, известный как YuRom , в 1970-х годах. Первоначальные амбиции по созданию сверхзвукового истребителя были сведены на нет нежеланием Британии разрешить лицензионное производство желаемого двигателя в Восточной Европе. Дальнейшие трудности с установкой форсажной камеры на старый Rolls-Royce Viper также препятствовали разработке и эксплуатации самолетов ранней постройки.

Созданный самолет, впервые совершивший полет в ноябре 1974 года, будет оснащен военно-воздушными силами Румынии и Югославии, а также нескольких государств-преемников Югославии. 22 ноября 1984 года Orao стал первым самолетом югославской конструкции, скорость которого превысила 1 Мах , хотя и при мелком пикировании. В 1990-х годах этот тип участвовал в боевых действиях во время югославских войн , обычно выполняя штурмовые миссии в Хорватии, Боснии и Герцеговине. [ нужна ссылка ] и Косово. По состоянию на июль 2019 года ВВС и ПВО Сербии были единственной организацией, которая все еще эксплуатировала этот тип.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В 1970 году соседние страны Румыния и Югославия начали обсуждение вопроса о совместной разработке нового истребителя штурмовика . [ 1 ] 20 мая 1971 года правительства Румынии и Югославии подписали соглашение о создании YuRom , совместного научно-исследовательского предприятия двух стран. двух стран По словам автора авиации Джона К. Фредриксена, это заявление было логическим продолжением политической политики, поскольку главы , Иосип Броз Тито из Югославии и Николае Чаушеску , исторически стремились избежать чрезмерной зависимости от Советского Союза , предпочитая строить связи и проекты сотрудничества с другими дружественными или нейтральными странами. [ 1 ]

Программу исследований возглавил дипл. Доктор инженер Теодор Занфиреску из Румынии и полковник Видое Кнезевич из Югославии. [ нужна ссылка ] Самолет должен был стать заменой как легковооруженных Soko J-21 Jastreb, так и Republic F-84 Thunderjet , которые тогда находились на Югославской народной армии (ЮНА). вооружении [ нужна ссылка ] Требования предусматривали создание легкого самолета с относительно простой и прочной конструкцией, в котором будет использоваться оборудование и авионика местного производства, способный летать с суровых взлетно-посадочных полос (включая способность работать как с травы, так и с поврежденных взлетно-посадочных полос), а также быть надежным. и прост в обслуживании. [ нужна ссылка ]

В результате получилась конструкция обычного двухмоторного моноплана с высокорасположенным крылом и полностью стреловидными поверхностями полета. [ 1 ] По словам Фредриксена, дизайн подчеркивает простоту и современность. Из-за политической чувствительности и сильного желания не допустить, чтобы одна страна отодвинула на задний план другую, самолет получил два разных названия; в Румынии он был известен как IAR-93 Vultur , а в Югославии - как J-22 Orao. [ 1 ]

Группа конструкторов изначально планировала разработать одномоторный самолет, способный развивать сверхзвуковую скорость, но Соединенное Королевство не выдало лицензию на производство британского двигателя, который выбрали конструкторы; Сообщается, что отказ был вызван тем, что Румыния была членом Варшавского договора, связанного с Советским Союзом . [ нужна ссылка ] Вместо него в качестве силовой установки был выбран менее мощный Rolls-Royce Viper , поскольку Соко уже имел опыт лицензионного производства этого двигателя. [ 1 ] Первоначально предполагалось, что для двигателя Viper будет разработана форсажная камера , но с этим проектом возникли длительные трудности. Из-за этих сложностей ни один из предсерийных самолетов или ранних серийных образцов не был оборудован форсажными камерами; они будут в основном ограничены проведением разведывательных миссий. [ 1 ] В 1980-х годах обе страны разработали несколько разные версии самолета, чтобы воспользоваться преимуществами двигателей с форсажной камерой, которые с тех пор стали доступны. [ 2 ] [ 3 ]

J-22 Orao на выставке в 2012 году

31 октября 1974 года югославский прототип 25002 совершил свой первый полет с авиабазы ​​​​Батайница недалеко от Белграда под управлением майора Владислава Славуевича. [ нужна ссылка ] По политическим причинам этот полет был намеренно приурочен к первому полету прототипа IAR-93 Vultur. [ 1 ] Третий самолет, под номером 25003 , представлявший собой предсерийную двухместную версию, выполнил свой первый полет 4 июля 1977 года. Этот самолет был потерян почти через год, причиной катастрофы назвали возникновение флаттера хвостового оперения . [ нужна ссылка ]

Убыток не повлиял на строительство дальнейших предсерийных самолетов; В течение 1978 года первые партии предсерийных машин были доставлены на авиаиспытательный полигон ВВС в Белграде. [ нужна ссылка ] Последующее серийное производство было налажено на предприятии недалеко от Мостара , (ныне в Боснии и Герцеговине ); этот объект будет заброшен в 1992 году и сильно поврежден во время югославских войн . [ 4 ] Производство никогда не будет возобновлено ни в Югославии, ни в ее государствах-преемниках. [ 1 ]

В октябре 1983 года первый J-22 Orao с форсажной камерой совершил полет в Югославии. [ 5 ] 22 ноября 1984 года самолет Orao № 25101 преодолел звуковой барьер во время мелкого пикирования под углом 25 градусов, пилотируемый летчиком-испытателем Марьяном Еленом, над аэропортом Батайница; [ 6 ] [ 7 ] этот экземпляр сделал J-22 первым самолетом югославской конструкции, скорость которого превышала 1 Маха . [ нужна ссылка ] Самолет не способен преодолевать звуковой барьер в горизонтальном полете, поэтому его относят к дозвуковым самолетам . [ нужна ссылка ]

Изображение J-22 сбоку
Модернизированная кабина J-22.

J-22 Orao — это двухмоторный боевой реактивный самолет, предназначенный для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки (CAS), наземных атак и тактической разведки . Он также имеет ограниченные возможности противовоздушной обороны . Двухместный вариант NJ-22 в первую очередь предназначался для различных учебных целей, в том числе для усовершенствованных программ летной подготовки и обучения вооружению, но также мог использоваться для боевых задач. [ нужна ссылка ]

Orao был оснащен стандартным коммуникационным и навигационным оборудованием, в том числе Honeywell SGP500, созданной навигационной системой с двумя гироскопами . [ 8 ] Он включал в себя систему управления огнем и вооружением, в которой использовался Thomson-CSF VE-120T (HUD) производства проекционный дисплей (который заменил оригинальный гироскопический прицел Ferranti ISIS D-282). [ нужна ссылка ] Что касается защитных датчиков и систем, он был оснащен приемником радиолокационного предупреждения (ПРП) «Искра» СО-1 и возможностью установки до трех отражателей / факельных дозаторов, а также блоком пассивных помех П10-65-13 . Дополнительные модули могут быть установлены опционально, в том числе модуль оптической/ инфракрасной разведки или модуль оптической разведки/помех. [ 8 ]

В 1990-е годы предлагались различные программы модернизации J-22; как сообщается, такие усилия были бы сосредоточены на авионике самолета. [ 4 ] Однако такие амбиции были сильно подорваны демонтажем завода в Мостаре во время югославских войн и крахом коммунистического правительства Румынии. [ 2 ] В конце 2010-х годов Сербия запустила крупную программу модернизации, включающую парки J-22 и NJ-22. [ 9 ] Эта работа, неофициально называемая Orao 2.0 , включала установку Safran системы Sigma 95 от новых систем навигации и прицеливания, в том числе инерциальной навигационной , бортового компьютера и многофункциональных дисплеев в заднюю кабину NJ-22 . Вооружение предназначено для повышения эффективности этого типа в задачах наземного нападения. Более комплексный второй этап заключается в достижении «полной цифровизации» кабины самолета. [ 9 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Одноместный прототип J-22 Orao на выставке в Музее авиации в Белграде. Прототипом этой версии послужил предсерийный двухместный самолет.

Первым подразделением югославских ВВС , получившим J-22, стала 351-я разведывательная авиационная эскадрилья 82-й авиационной бригады, Церкле . [ нужна ссылка ] До войны 1991 года существовало всего три эскадрильи, полностью оснащенные штурмовиками J-22 и учебно-штурмовиками NJ-22, это 238-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья 82-й авиационной бригады; 241-я эскадрилья 98-й авиационной бригады; и 242-я эскадрилья 127-го истребительно-бомбардировочного полка, авиабаза Голубовцы. [ нужна ссылка ] . Также имелось около трех эскадрилий, частично оснащенных J-22. [ нужна ссылка ]

В начале югославских войн в Словении J-22 пролетали, демонстрируя силу, но не сбросили бомб. [ нужна ссылка ] В 1991 году первые наступательные действия J-22 произошли, когда Югославская народная армия (ЮНА) использовала их для нанесения ударов по целям в Хорватии . [ нужна ссылка ]

В результате конфликтов 1990-х годов большая часть самолетов бывших югославских ВВС была переброшена в Союз Сербии и Черногории , а меньшее количество оказалось под контролем других новых государств, созданных в результате распада Югославии. . [ 10 ] ЮНА оставила эскадрилью, оснащенную девятью самолетами Oraos, в боснийско-сербской Республике Сербской , и эти самолеты стали частью новых ВВС Республики Сербской , базирующихся в аэропорту Маховляни недалеко от Баня-Луки. [ 11 ] Летная годность этих самолетов вскоре ухудшилась из-за ограниченного финансирования и воздействия международного эмбарго . [ нужна ссылка ] К июню 2003 года ВВС Республики Сербской располагали семью J-22 Orao. [ 10 ] Эти самолеты в конечном итоге были унаследованы объединенными боснийскими ВВС . К 2008 году все боснийские J-22 были отправлены на хранение, пока страна вела переговоры с соседней Сербией о потенциальной их покупке; как сообщается, Сербия рассматривалась как единственный реальный покупатель этого типа. [ 12 ] Несколько J-22 бывших югославских ВВС также эксплуатировались ВВС Республики Сербская Краина после вывода ЮНА из Хорватии. [ 13 ]

J-22 летит на малой высоте, Кечкемет (Венгрия), 2007 г.

В 1999 году югославские J-22 участвовали в ограниченных боях против Армии освобождения Косово (ОАК), совершив, как сообщается, 36 боевых вылетов. [ 14 ] Один J-22, пилотируемый подполковником Животой Джуричем, был потерян 25 марта 1999 года при невыясненных обстоятельствах, то ли из-за неисправности, ошибки пилота, то ли из-за наземного огня подразделений ОАК. [ 14 ] Кроме того, одиннадцать самолетов были уничтожены на земле, большинство из них на авиабазе Поникве, когда авиаудар НАТО поразил один ангар, в котором, как сообщается, находилось шесть самолетов J-22 и два самолета Микоян-Гуревич МиГ-21 . [ нужна ссылка ]

Сообщается, что к 2019 году ВВС Сербии имели парк из десяти J-22 и NJ-22 Orao; В дополнение к этим годным к полетам образцам, как сообщается, на вооружении находились и другие планеры, в том числе разведывательные варианты IJ и INJ. [ нужна ссылка ] По данным аэрокосмического журнала Flight International , первоначально предполагалось, что срок службы Orao составит около 24 лет; По данным структурных проверок, некоторые планеры находятся в таком хорошем состоянии, что этот прогноз можно фактически удвоить; после капитального ремонта отдельные J-22 могут быть допущены к выполнению еще 1000 часов полета. [ 9 ]

Варианты

[ редактировать ]
IJ-22 Орел 1
26 специализированных самолетов-разведчиков. [ нужна ссылка ] Включает 15 предсерийных самолетов, переоборудованных в разведывательные. [ нужна ссылка ] IJ-22A Orao 1 отличается от J-22B Orao 2 наличием двух турбореактивных двигателей Viper Mk 632-41R, каждый с тягой 17,79 кН в сухом состоянии и снабжением топливом от внутреннего веса 2360 кг, длины 14,90 м, включая зонд для одноместного размещения. модели или 15,38 м, включая зонд для двухместной модели, колесная база 5,40 м для одноместная модель или 5,88 м для двухместной модели, масса пустого снаряжения 5755 кг, нормальная взлетная масса 8500 кг с разведывательной капсулой, максимальная взлетная масса 9500, максимальная горизонтальная скорость «чистая» 1033 км/ч на 8000 м и 1050 км/ч на уровне моря, максимальная скороподъемность на уровне моря 2280 м/ч. минуту, набор высоты 6000 м за 3 минуты 12 секунд, практический потолок 13 500 м. [ нужна ссылка ]
INJ-22А Орао 1
9 учебно-тренировочных самолетов ранних серий, используемых для подготовки летчиков-разведчиков. [ нужна ссылка ]
J-22А, час 1
Югославский эквивалент IAR-93A с турбореактивными двигателями Orao/Turbomecanica (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Viper Mk 632-41R без дожигания каждый с тягой 17,79 кН всухую, но с узлами подвески J-22B с более высоким номиналом. Первый полет состоялся в октябре 1983 года и строился только как одноместный. [ 3 ]
J-22B, час 2
Югославский эквивалент IAR-93B с форсажной камерой, встроенным баком в крыле, большей боевой нагрузкой и разнообразием вооружения, чем у J-22A Orao 1, и ИЛС Thomson-CSF. Построен только в одноместном исполнении. Всего было выпущено 165 самолетов J-22A/B. [ нужна ссылка ] Югославия планировала провести масштабную модернизацию с использованием радара и компьютерной системы навигации и нападения, интегрированной через MIL-STD-1553 цифровую шину данных , но распад Югославии положил конец этим планам. [ нужна ссылка ] До прекращения производства было поставлено всего 57 самолетов. Не все из них соответствовали полному стандарту J-22 Orao 2. Еще 42 самолета были заказаны, но так и не поставлены. [ нужна ссылка ]
NJ-22 Орел
Специализированный двухместный учебный вариант с форсажными двигателями, эксплуатируемый ВВС Югославии. Первый полет состоялся в июле 1986 года, был поставлен 21 самолет, а строительство еще 17 было отменено. [ нужна ссылка ]
Дж-22М1А [ 15 ] Орел
Модернизированный J-22 со стеклянной кабиной, датчиками и внешними камерами.

Операторы

[ редактировать ]
 Сербия

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Босния и Герцеговина
 Югославия

Технические характеристики (J-22)

[ редактировать ]
Трехточечный вид

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг. [ 19 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 13,02 м (42 фута 9 дюймов) (длина фюзеляжа); 14,90 м (48 футов 11 дюймов) (включая носовой зонд)
  • Размах крыльев: 9,30 м (30 футов 6 дюймов)
  • Высота: 4,52 м (14 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 26,00 м 2 (279,9 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 3,33:1
  • Профиль крыла : NACA 65A-008 (модифицированный).
  • Вес пустого: 5500 кг (12125 фунтов)
  • Полный вес: 8170 кг (18012 фунтов) (чистый)
  • Максимальный взлетный вес: 11 080 кг (24 427 фунтов)
  • Запас топлива: 3120 л (820 галлонов США; 690 имп галлонов)
  • Силовая установка: производства Orao/Turbomecanica Rolls-Royce Viper Mk 633-47 2 турбореактивных двигателя , тяга 17,79 кН (4000 фунтов силы) каждый всухую, 22,24 кН (5000 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1130 км/ч (700 миль в час, 610 узлов) на уровне моря; 0,96 Маха на высоте 11 000 м (36 000 футов)
  • Скорость сваливания: 185 км/ч (115 миль в час, 100 узлов) (шасси и закрылки опущены)
  • Боевая дальность: 522 км (324 мили, 282 морских миль) (профиль «привет-привет» с 4 BL755 кассетными бомбами и 1 сбрасываемым баком объемом 1500 л (400 галлонов США; 330 имп галлонов)
  • Перегоночная дальность: 1320 км (820 миль, 710 морских миль) (2 сбрасываемых бака по 500 л (130 галлонов США; 110 имп галлонов))
  • Практический потолок: 15 000 м (49 000 футов)
  • пределы g: -4,2 - +8
  • Скорость набора высоты: 89,0 м/с (17 520 футов/мин)
  • Тяга/вес : 0,45 при максимальной взлетной массе.

Вооружение

  • Орудия: 2 ГШ-23Л. пушки
  • Узлы подвески: 5 (4 подкрыльевые и 1 центральная) с грузоподъемностью 500 кг (1100 фунтов) точек подвески крыла, 800 кг (1800 фунтов) фюзеляжной станции, всего 2800 кг (6200 фунтов), с приспособлениями для перевозки комбинаций:

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Фредриксен 2001, с. 301.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Авиаоне (ранее IAV Крайова)». Flight International , 22 октября 1996 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Чант 2014, с. 468.
  4. ^ Перейти обратно: а б Пенни, Стюарт. «Справочник военных самолетов, часть 2». Flight International , 11 августа 1999 г.
  5. ^ «Справочник военных самолетов [ так в оригинале ]: Avioane». Flight International , 29 сентября 1998 г.
  6. ^ World Air Power Journal, осень/зима 1991 г., стр. 23.
  7. ^ Журнал AERO , № 24. Декабрь 2000 г., Белград, с. 11.
  8. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1993, с. 180.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Сэлинджер, Игорь. «Сербия обрисовывает программу модернизации Орао». Flight International , 3 июля 2019 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Сэлинджер, Игорь. «Балканское возрождение». Flight International , 3 июня 2003 г.
  11. ^ Barrie & Pite Flight International , 24–30 августа 1994 г., с. 54.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Сербия видит избыток боснийских боевиков» . Flightglobal.com. 25 сентября 2008 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
  13. ^ Езерский, Анджей. «Взведенный молот Хорватии». Flight International , 1 февраля 1995 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Герой сербского неба перед своим последним полетом произнес последнюю фразу: командующий Живота Джурич стал первой жертвой НАТО в 1999 году» . Телеграф (Сербия). 26 марта 2018 года . Проверено 28 февраля 2020 г. .
  15. ^ https://tangosix.rs/2023/23/11/nove-informacije-vezane-za-osavremenjavanje-jurisnih-aviona-orao-serijska-modernizacija-obuka-pilota-oprema-i-naoruzanje/ [ только URL ]
  16. ^ Банкович, Живоин (4 октября 2023 г.). «[PARTNER 2023] Милорадович рассказал Tango Six о текущем статусе проекта Orao 2.0: «Модернизированный Orao находится в серийном производстве, определенное количество самолетов уже используется » . Танго Шесть (на сербском языке) . Проверено 6 января 2024 г.
  17. ^ Банкович, Живоин (23 ноября 2023 г.). «Новая информация, касающаяся модернизации штурмовиков Orao: Серийная модернизация, подготовка пилотов, оборудование и вооружение» . Танго Шесть (на сербском языке) . Проверено 6 января 2024 г.
  18. ^ «ВВС мира 2019» . Flightglobal Insight. 2019 . Проверено 29 марта 2019 г.
  19. ^ Ламберт 1993, стр. 179–181.

Библиография

[ редактировать ]
  • Чант, Кристофер. Сборник вооружений и военной техники. Рутледж, 2014. ISBN   1134646682 .
  • Барри, Дуглас и Пайт, Дженни. «Военно-воздушные силы мира» . Flight International , 24–30 августа 1994 г., Том. 146, № 4435. С. 29–64. ISSN   0015-3710 .
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия современных боевых самолетов: разработка и характеристики всех действующих военных самолетов . Нью-Йорк: MetroBooks, 1995. ISBN   1-58663-207-8 .
  • «Брифинг: Джуром Орао/IAR-93: Орел с недостаточной мощностью?». World Air Power Journal , том 7, осень/зима 1991 г., стр. 22–25. ISBN   1-874023-73-5 . ISSN   0959-7050 .
  • Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО, 2001. ISBN   1-57607-364-5 .
  • Ганстон, Билл. Энциклопедия мировой авиации . Лондон: Полумесяц, 1987. ISBN   0-517-49969-X .
  • Ламберт, Марк (ред.). Джейн «Все самолеты мира», 1993–94 гг . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993. ISBN   0-7106-1066-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab772a9176d112904c9e80b56953f599__1718813640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/99/ab772a9176d112904c9e80b56953f599.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soko J-22 Orao - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)