Сокол J-22 Орел
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2008 г. ) |
J-22 Часы | |
---|---|
J-22 Orao ВВС Сербии | |
Роль | Штурмовик Самолет-разведчик |
Производитель | РЫНОК |
Дизайнер | ВТИ - Югославия ИНКАС - Румыния |
Первый полет | 31 октября 1974 г. [ 1 ] |
Введение | 1978 |
Статус | Активный |
Основные пользователи | Сербские ВВС Югославские ВВС (исторический) Боснийские ВВС (исторический) |
Произведено | 1974–1992 |
Варианты | ИАР-93 Орел |
Soko J-22 Orao ( сербская кириллица : Орао , букв. « орел ») — югославско - сербский двухмоторный дозвуковой штурмовик и самолет -разведчик . Он был разработан и построен в сотрудничестве с компанией SOKO в Югославии и компанией Avioane Craiova в соседней Румынии и известен в последней как IAR-93 Vultur .
Orao проектировался либо как одноместный вариант основного удара, либо как боеспособный двухместный вариант, причем последний в основном предназначался для выполнения сложных задач по летной подготовке и обучению вооружению. Он был разработан как совместный югославско-румынский проект, известный как YuRom , в 1970-х годах. Первоначальные амбиции по созданию сверхзвукового истребителя были сведены на нет нежеланием Британии разрешить лицензионное производство желаемого двигателя в Восточной Европе. Дальнейшие трудности с установкой форсажной камеры на старый Rolls-Royce Viper также препятствовали разработке и эксплуатации самолетов ранней постройки.
Созданный самолет, впервые совершивший полет в ноябре 1974 года, будет оснащен военно-воздушными силами Румынии и Югославии, а также нескольких государств-преемников Югославии. 22 ноября 1984 года Orao стал первым самолетом югославской конструкции, скорость которого превысила 1 Мах , хотя и при мелком пикировании. В 1990-х годах этот тип участвовал в боевых действиях во время югославских войн , обычно выполняя штурмовые миссии в Хорватии, Боснии и Герцеговине. [ нужна ссылка ] и Косово. По состоянию на июль 2019 года ВВС и ПВО Сербии были единственной организацией, которая все еще эксплуатировала этот тип.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1970 году соседние страны Румыния и Югославия начали обсуждение вопроса о совместной разработке нового истребителя штурмовика . [ 1 ] 20 мая 1971 года правительства Румынии и Югославии подписали соглашение о создании YuRom , совместного научно-исследовательского предприятия двух стран. двух стран По словам автора авиации Джона К. Фредриксена, это заявление было логическим продолжением политической политики, поскольку главы , Иосип Броз Тито из Югославии и Николае Чаушеску , исторически стремились избежать чрезмерной зависимости от Советского Союза , предпочитая строить связи и проекты сотрудничества с другими дружественными или нейтральными странами. [ 1 ]
Программу исследований возглавил дипл. Доктор инженер Теодор Занфиреску из Румынии и полковник Видое Кнезевич из Югославии. [ нужна ссылка ] Самолет должен был стать заменой как легковооруженных Soko J-21 Jastreb, так и Republic F-84 Thunderjet , которые тогда находились на Югославской народной армии (ЮНА). вооружении [ нужна ссылка ] Требования предусматривали создание легкого самолета с относительно простой и прочной конструкцией, в котором будет использоваться оборудование и авионика местного производства, способный летать с суровых взлетно-посадочных полос (включая способность работать как с травы, так и с поврежденных взлетно-посадочных полос), а также быть надежным. и прост в обслуживании. [ нужна ссылка ]
В результате получилась конструкция обычного двухмоторного моноплана с высокорасположенным крылом и полностью стреловидными поверхностями полета. [ 1 ] По словам Фредриксена, дизайн подчеркивает простоту и современность. Из-за политической чувствительности и сильного желания не допустить, чтобы одна страна отодвинула на задний план другую, самолет получил два разных названия; в Румынии он был известен как IAR-93 Vultur , а в Югославии - как J-22 Orao. [ 1 ]
Группа конструкторов изначально планировала разработать одномоторный самолет, способный развивать сверхзвуковую скорость, но Соединенное Королевство не выдало лицензию на производство британского двигателя, который выбрали конструкторы; Сообщается, что отказ был вызван тем, что Румыния была членом Варшавского договора, связанного с Советским Союзом . [ нужна ссылка ] Вместо него в качестве силовой установки был выбран менее мощный Rolls-Royce Viper , поскольку Соко уже имел опыт лицензионного производства этого двигателя. [ 1 ] Первоначально предполагалось, что для двигателя Viper будет разработана форсажная камера , но с этим проектом возникли длительные трудности. Из-за этих сложностей ни один из предсерийных самолетов или ранних серийных образцов не был оборудован форсажными камерами; они будут в основном ограничены проведением разведывательных миссий. [ 1 ] В 1980-х годах обе страны разработали несколько разные версии самолета, чтобы воспользоваться преимуществами двигателей с форсажной камерой, которые с тех пор стали доступны. [ 2 ] [ 3 ]
В полет
[ редактировать ]31 октября 1974 года югославский прототип 25002 совершил свой первый полет с авиабазы Батайница недалеко от Белграда под управлением майора Владислава Славуевича. [ нужна ссылка ] По политическим причинам этот полет был намеренно приурочен к первому полету прототипа IAR-93 Vultur. [ 1 ] Третий самолет, под номером 25003 , представлявший собой предсерийную двухместную версию, выполнил свой первый полет 4 июля 1977 года. Этот самолет был потерян почти через год, причиной катастрофы назвали возникновение флаттера хвостового оперения . [ нужна ссылка ]
Убыток не повлиял на строительство дальнейших предсерийных самолетов; В течение 1978 года первые партии предсерийных машин были доставлены на авиаиспытательный полигон ВВС в Белграде. [ нужна ссылка ] Последующее серийное производство было налажено на предприятии недалеко от Мостара , (ныне в Боснии и Герцеговине ); этот объект будет заброшен в 1992 году и сильно поврежден во время югославских войн . [ 4 ] Производство никогда не будет возобновлено ни в Югославии, ни в ее государствах-преемниках. [ 1 ]
В октябре 1983 года первый J-22 Orao с форсажной камерой совершил полет в Югославии. [ 5 ] 22 ноября 1984 года самолет Orao № 25101 преодолел звуковой барьер во время мелкого пикирования под углом 25 градусов, пилотируемый летчиком-испытателем Марьяном Еленом, над аэропортом Батайница; [ 6 ] [ 7 ] этот экземпляр сделал J-22 первым самолетом югославской конструкции, скорость которого превышала 1 Маха . [ нужна ссылка ] Самолет не способен преодолевать звуковой барьер в горизонтальном полете, поэтому его относят к дозвуковым самолетам . [ нужна ссылка ]
Дизайн
[ редактировать ]J-22 Orao — это двухмоторный боевой реактивный самолет, предназначенный для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки (CAS), наземных атак и тактической разведки . Он также имеет ограниченные возможности противовоздушной обороны . Двухместный вариант NJ-22 в первую очередь предназначался для различных учебных целей, в том числе для усовершенствованных программ летной подготовки и обучения вооружению, но также мог использоваться для боевых задач. [ нужна ссылка ]
Orao был оснащен стандартным коммуникационным и навигационным оборудованием, в том числе Honeywell SGP500, созданной навигационной системой с двумя гироскопами . [ 8 ] Он включал в себя систему управления огнем и вооружением, в которой использовался Thomson-CSF VE-120T (HUD) производства проекционный дисплей (который заменил оригинальный гироскопический прицел Ferranti ISIS D-282). [ нужна ссылка ] Что касается защитных датчиков и систем, он был оснащен приемником радиолокационного предупреждения (ПРП) «Искра» СО-1 и возможностью установки до трех отражателей / факельных дозаторов, а также блоком пассивных помех П10-65-13 . Дополнительные модули могут быть установлены опционально, в том числе модуль оптической/ инфракрасной разведки или модуль оптической разведки/помех. [ 8 ]
В 1990-е годы предлагались различные программы модернизации J-22; как сообщается, такие усилия были бы сосредоточены на авионике самолета. [ 4 ] Однако такие амбиции были сильно подорваны демонтажем завода в Мостаре во время югославских войн и крахом коммунистического правительства Румынии. [ 2 ] В конце 2010-х годов Сербия запустила крупную программу модернизации, включающую парки J-22 и NJ-22. [ 9 ] Эта работа, неофициально называемая Orao 2.0 , включала установку Safran системы Sigma 95 от новых систем навигации и прицеливания, в том числе инерциальной навигационной , бортового компьютера и многофункциональных дисплеев в заднюю кабину NJ-22 . Вооружение предназначено для повышения эффективности этого типа в задачах наземного нападения. Более комплексный второй этап заключается в достижении «полной цифровизации» кабины самолета. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первым подразделением югославских ВВС , получившим J-22, стала 351-я разведывательная авиационная эскадрилья 82-й авиационной бригады, Церкле . [ нужна ссылка ] До войны 1991 года существовало всего три эскадрильи, полностью оснащенные штурмовиками J-22 и учебно-штурмовиками NJ-22, это 238-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья 82-й авиационной бригады; 241-я эскадрилья 98-й авиационной бригады; и 242-я эскадрилья 127-го истребительно-бомбардировочного полка, авиабаза Голубовцы. [ нужна ссылка ] . Также имелось около трех эскадрилий, частично оснащенных J-22. [ нужна ссылка ]
В начале югославских войн в Словении J-22 пролетали, демонстрируя силу, но не сбросили бомб. [ нужна ссылка ] В 1991 году первые наступательные действия J-22 произошли, когда Югославская народная армия (ЮНА) использовала их для нанесения ударов по целям в Хорватии . [ нужна ссылка ]
В результате конфликтов 1990-х годов большая часть самолетов бывших югославских ВВС была переброшена в Союз Сербии и Черногории , а меньшее количество оказалось под контролем других новых государств, созданных в результате распада Югославии. . [ 10 ] ЮНА оставила эскадрилью, оснащенную девятью самолетами Oraos, в боснийско-сербской Республике Сербской , и эти самолеты стали частью новых ВВС Республики Сербской , базирующихся в аэропорту Маховляни недалеко от Баня-Луки. [ 11 ] Летная годность этих самолетов вскоре ухудшилась из-за ограниченного финансирования и воздействия международного эмбарго . [ нужна ссылка ] К июню 2003 года ВВС Республики Сербской располагали семью J-22 Orao. [ 10 ] Эти самолеты в конечном итоге были унаследованы объединенными боснийскими ВВС . К 2008 году все боснийские J-22 были отправлены на хранение, пока страна вела переговоры с соседней Сербией о потенциальной их покупке; как сообщается, Сербия рассматривалась как единственный реальный покупатель этого типа. [ 12 ] Несколько J-22 бывших югославских ВВС также эксплуатировались ВВС Республики Сербская Краина после вывода ЮНА из Хорватии. [ 13 ]
В 1999 году югославские J-22 участвовали в ограниченных боях против Армии освобождения Косово (ОАК), совершив, как сообщается, 36 боевых вылетов. [ 14 ] Один J-22, пилотируемый подполковником Животой Джуричем, был потерян 25 марта 1999 года при невыясненных обстоятельствах, то ли из-за неисправности, ошибки пилота, то ли из-за наземного огня подразделений ОАК. [ 14 ] Кроме того, одиннадцать самолетов были уничтожены на земле, большинство из них на авиабазе Поникве, когда авиаудар НАТО поразил один ангар, в котором, как сообщается, находилось шесть самолетов J-22 и два самолета Микоян-Гуревич МиГ-21 . [ нужна ссылка ]
Сообщается, что к 2019 году ВВС Сербии имели парк из десяти J-22 и NJ-22 Orao; В дополнение к этим годным к полетам образцам, как сообщается, на вооружении находились и другие планеры, в том числе разведывательные варианты IJ и INJ. [ нужна ссылка ] По данным аэрокосмического журнала Flight International , первоначально предполагалось, что срок службы Orao составит около 24 лет; По данным структурных проверок, некоторые планеры находятся в таком хорошем состоянии, что этот прогноз можно фактически удвоить; после капитального ремонта отдельные J-22 могут быть допущены к выполнению еще 1000 часов полета. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]- IJ-22 Орел 1
- 26 специализированных самолетов-разведчиков. [ нужна ссылка ] Включает 15 предсерийных самолетов, переоборудованных в разведывательные. [ нужна ссылка ] IJ-22A Orao 1 отличается от J-22B Orao 2 наличием двух турбореактивных двигателей Viper Mk 632-41R, каждый с тягой 17,79 кН в сухом состоянии и снабжением топливом от внутреннего веса 2360 кг, длины 14,90 м, включая зонд для одноместного размещения. модели или 15,38 м, включая зонд для двухместной модели, колесная база 5,40 м для одноместная модель или 5,88 м для двухместной модели, масса пустого снаряжения 5755 кг, нормальная взлетная масса 8500 кг с разведывательной капсулой, максимальная взлетная масса 9500, максимальная горизонтальная скорость «чистая» 1033 км/ч на 8000 м и 1050 км/ч на уровне моря, максимальная скороподъемность на уровне моря 2280 м/ч. минуту, набор высоты 6000 м за 3 минуты 12 секунд, практический потолок 13 500 м. [ нужна ссылка ]
- INJ-22А Орао 1
- 9 учебно-тренировочных самолетов ранних серий, используемых для подготовки летчиков-разведчиков. [ нужна ссылка ]
- J-22А, час 1
- Югославский эквивалент IAR-93A с турбореактивными двигателями Orao/Turbomecanica (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Viper Mk 632-41R без дожигания каждый с тягой 17,79 кН всухую, но с узлами подвески J-22B с более высоким номиналом. Первый полет состоялся в октябре 1983 года и строился только как одноместный. [ 3 ]
- J-22B, час 2
- Югославский эквивалент IAR-93B с форсажной камерой, встроенным баком в крыле, большей боевой нагрузкой и разнообразием вооружения, чем у J-22A Orao 1, и ИЛС Thomson-CSF. Построен только в одноместном исполнении. Всего было выпущено 165 самолетов J-22A/B. [ нужна ссылка ] Югославия планировала провести масштабную модернизацию с использованием радара и компьютерной системы навигации и нападения, интегрированной через MIL-STD-1553 цифровую шину данных , но распад Югославии положил конец этим планам. [ нужна ссылка ] До прекращения производства было поставлено всего 57 самолетов. Не все из них соответствовали полному стандарту J-22 Orao 2. Еще 42 самолета были заказаны, но так и не поставлены. [ нужна ссылка ]
- NJ-22 Орел
- Специализированный двухместный учебный вариант с форсажными двигателями, эксплуатируемый ВВС Югославии. Первый полет состоялся в июле 1986 года, был поставлен 21 самолет, а строительство еще 17 было отменено. [ нужна ссылка ]
- Дж-22М1А [ 15 ] Орел
- Модернизированный J-22 со стеклянной кабиной, датчиками и внешними камерами.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС и ПВО Сербии – 17 на вооружении, из них 4 модернизированы (версия J-22 M1A). [ 16 ] [ 17 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- ВВС и ПВО Боснии и Герцеговины - унаследовали 7 самолетов ВВС Республики Сербской . [ 12 ] По состоянию на 2019 год ни один из них не находится в эксплуатации. [ 18 ]
- Югославские ВВС - самолеты перешли к государствам-правопреемникам после распада Югославии .
Технические характеристики (J-22)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг. [ 19 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 13,02 м (42 фута 9 дюймов) (длина фюзеляжа); 14,90 м (48 футов 11 дюймов) (включая носовой зонд)
- Размах крыльев: 9,30 м (30 футов 6 дюймов)
- Высота: 4,52 м (14 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 26,00 м 2 (279,9 кв. футов)
- Соотношение сторон : 3,33:1
- Профиль крыла : NACA 65A-008 (модифицированный).
- Вес пустого: 5500 кг (12125 фунтов)
- Полный вес: 8170 кг (18012 фунтов) (чистый)
- Максимальный взлетный вес: 11 080 кг (24 427 фунтов)
- Запас топлива: 3120 л (820 галлонов США; 690 имп галлонов)
- Силовая установка: производства Orao/Turbomecanica Rolls-Royce Viper Mk 633-47 2 турбореактивных двигателя , тяга 17,79 кН (4000 фунтов силы) каждый всухую, 22,24 кН (5000 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1130 км/ч (700 миль в час, 610 узлов) на уровне моря; 0,96 Маха на высоте 11 000 м (36 000 футов)
- Скорость сваливания: 185 км/ч (115 миль в час, 100 узлов) (шасси и закрылки опущены)
- Боевая дальность: 522 км (324 мили, 282 морских миль) (профиль «привет-привет» с 4 BL755 кассетными бомбами и 1 сбрасываемым баком объемом 1500 л (400 галлонов США; 330 имп галлонов)
- Перегоночная дальность: 1320 км (820 миль, 710 морских миль) (2 сбрасываемых бака по 500 л (130 галлонов США; 110 имп галлонов))
- Практический потолок: 15 000 м (49 000 футов)
- пределы g: -4,2 - +8
- Скорость набора высоты: 89,0 м/с (17 520 футов/мин)
- Тяга/вес : 0,45 при максимальной взлетной массе.
Вооружение
- Орудия: 2 ГШ-23Л. пушки
- Узлы подвески: 5 (4 подкрыльевые и 1 центральная) с грузоподъемностью 500 кг (1100 фунтов) точек подвески крыла, 800 кг (1800 фунтов) фюзеляжной станции, всего 2800 кг (6200 фунтов), с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: AGM-65 Maverick TV с наведением AGM или Grom-1 AGM (на базе советской Х-23 ).
- Бомбы: свободнопадающие бомбы, BL755. кассетные бомбы
- Другое: Матра Дюрандаль [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Фредриксен 2001, с. 301.
- ^ Перейти обратно: а б «Авиаоне (ранее IAV Крайова)». Flight International , 22 октября 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чант 2014, с. 468.
- ^ Перейти обратно: а б Пенни, Стюарт. «Справочник военных самолетов, часть 2». Flight International , 11 августа 1999 г.
- ^ «Справочник военных самолетов [ так в оригинале ]: Avioane». Flight International , 29 сентября 1998 г.
- ^ World Air Power Journal, осень/зима 1991 г., стр. 23.
- ^ Журнал AERO , № 24. Декабрь 2000 г., Белград, с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1993, с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б с Сэлинджер, Игорь. «Сербия обрисовывает программу модернизации Орао». Flight International , 3 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сэлинджер, Игорь. «Балканское возрождение». Flight International , 3 июня 2003 г.
- ^ Barrie & Pite Flight International , 24–30 августа 1994 г., с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б «Сербия видит избыток боснийских боевиков» . Flightglobal.com. 25 сентября 2008 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Езерский, Анджей. «Взведенный молот Хорватии». Flight International , 1 февраля 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Герой сербского неба перед своим последним полетом произнес последнюю фразу: командующий Живота Джурич стал первой жертвой НАТО в 1999 году» . Телеграф (Сербия). 26 марта 2018 года . Проверено 28 февраля 2020 г. .
- ^ https://tangosix.rs/2023/23/11/nove-informacije-vezane-za-osavremenjavanje-jurisnih-aviona-orao-serijska-modernizacija-obuka-pilota-oprema-i-naoruzanje/ [ только URL ]
- ^ Банкович, Живоин (4 октября 2023 г.). «[PARTNER 2023] Милорадович рассказал Tango Six о текущем статусе проекта Orao 2.0: «Модернизированный Orao находится в серийном производстве, определенное количество самолетов уже используется » . Танго Шесть (на сербском языке) . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Банкович, Живоин (23 ноября 2023 г.). «Новая информация, касающаяся модернизации штурмовиков Orao: Серийная модернизация, подготовка пилотов, оборудование и вооружение» . Танго Шесть (на сербском языке) . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «ВВС мира 2019» . Flightglobal Insight. 2019 . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Ламберт 1993, стр. 179–181.
Библиография
[ редактировать ]- Чант, Кристофер. Сборник вооружений и военной техники. Рутледж, 2014. ISBN 1134646682 .
- Барри, Дуглас и Пайт, Дженни. «Военно-воздушные силы мира» . Flight International , 24–30 августа 1994 г., Том. 146, № 4435. С. 29–64. ISSN 0015-3710 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия современных боевых самолетов: разработка и характеристики всех действующих военных самолетов . Нью-Йорк: MetroBooks, 1995. ISBN 1-58663-207-8 .
- «Брифинг: Джуром Орао/IAR-93: Орел с недостаточной мощностью?». World Air Power Journal , том 7, осень/зима 1991 г., стр. 22–25. ISBN 1-874023-73-5 . ISSN 0959-7050 .
- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО, 2001. ISBN 1-57607-364-5 .
- Ганстон, Билл. Энциклопедия мировой авиации . Лондон: Полумесяц, 1987. ISBN 0-517-49969-X .
- Ламберт, Марк (ред.). Джейн «Все самолеты мира», 1993–94 гг . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993. ISBN 0-7106-1066-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись ВВС Сербии на сайте ВВС мира
- AIRSERBIA - Сербская сеть аэронавигационной информации
- Soko J-22 Orao и Airliners.net
- Фото на ABG (Авиация без границ): Orao NJ-22 в полете, 1980-е годы.