Jump to content

ИАР-93 Орел

ИАР-93 Орел
ИАР-93
Роль Штурмовик
Перехватчик низкого уровня
Производитель Самолеты Крайова
Дизайнерская группа ИНКАС Румыния
VTI Yugoslavia
Первый полет 31 октября 1974 г.
Введение 1975
Ушедший на пенсию 9 апреля 1998 г.
Основной пользователь Румынские ВВС
Произведено 1975–1992
Количество построенных 88
Варианты Сокол J-22 Орел

Avioane Craiova IAR-93 Vultur ( «Орел» ) — двухдвигательный дозвуковой самолет непосредственной поддержки , штурмовика и тактической разведки с дополнительными возможностями в качестве перехватчика малой высоты . Построенный как одноместный вариант основного удара или боеспособный двухместный вариант для продвинутой летной подготовки и обучения обращению с оружием, он был разработан в 1970-х годах Румынией и Югославией, чтобы стать более независимым от советской техники. Румынские самолеты были построены компанией IRAv. Крайова — как IAR-93, а его югославский аналог от Soko — как Soko J-22 Orao . Для Румынии IAR-93 должен был заменить МиГ-15 и МиГ-17 в роли истребителя-бомбардировщика.

Разработка

[ редактировать ]

20 мая 1971 года Румыния и Югославия подписали правительственные соглашения по программе НИОКР «ЮРом». Руководителями программы были дипл. Доктор инженер Теодор Замфиреску от румынской стороны и полковник Видое Кнежевич от югославской стороны.

Требования предусматривали создание легкого дозвукового самолета для штурмовых атак и тактических разведывательных задач, а также с воздушным боем на малых высотах в качестве второстепенной возможности. Он должен был иметь простую конструкцию с использованием оборудования и авионики местного производства (но совместимый с западными компонентами), прочный (способный работать на траве или поврежденных взлетно-посадочных полосах), простой в обслуживании и надежный. Самолет имел обычную двухмоторную конфигурацию моноплана с высокорасположенным крылом всех летающих поверхностей и стреловидностью . у SOKO В качестве силовой установки был выбран Rolls-Royce Viper, поскольку был опыт лицензионного производства этого двигателя. Первоначально предполагалось, что для двигателей Viper будет разработана форсажная камера , но с этим проектом возникли длительные трудности, а это означало, что ни один из предсерийных самолетов не имел ее, как и ранние серийные образцы. В 1980-х годах обе страны разработали несколько разные версии, чтобы воспользоваться преимуществами двигателей с дожиганием, которые с тех пор стали доступны.

Летные испытания

[ редактировать ]

Румынский одноместный прототип White 001 совершил свой первый полет, продлившийся 21 минуту, 31 октября 1974 года в Бакэу . [ 1 ] (одновременно с югославским прототипом на авиабазе Батайница ). Самолетом пилотировал полковник Георге Станица. 20 сентября 1979 года самолет погиб, когда во время испытательного полета остановились оба двигателя, и пилот катапультировался. Это повлекло за собой модификацию камеры сгорания (включая все уже поставленные самолеты).

18 июля 1975 года самолет был вручен Николае Чаушеску на аэродроме Бакэу .

Прототип DC (двухместный) № 003 совершил первый полет 23 января 1977 года и был потерян 24 ноября 1977 года из-за флаттера хвоста . Левый руль высоты сломался во время горизонтального полета на высоте 500 метров (1600 футов) и скорости 1045 километров в час (649 миль в час). Кресла Martin-Baker Mk RU10J с нулевым катапультированием сработали хорошо, и два летчика-испытателя благополучно катапультировались. После этого события конструкция хвостовой части фюзеляжа была усилена.

Прототип №004 разбился на авиабазе Крайова 20 февраля 1979 года во время демонстрации высшего пилотажа . Пилот, капитан инж. Добре Стан катапультироваться не успел.

23 августа 1979 года три IAR-93 (№001, №002 и №005) были впервые представлены публике в полете во время военного парада, праздновавшего национальный день Румынии в то время .

Варианты

[ редактировать ]
  • IAR-93A : первоначальная серийная версия с турбореактивными двигателями Viper Mk 632-41 без дожигания.
    В 1979 г. поставлено 15 предсерийных самолетов; поступил на вооружение в 1981 г.
    26 построено (предсерийные № 109–119, серия № 150–164) как одноместные и 9 учебно-тренировочных самолетов DC (предсерийные № 005-008, серия № 180–184).
  • IAR-93MB : MB = Motor de Baza (базовый двигатель). Эта версия имела фюзеляж IAR-93B, но использовала бесфорсажный двигатель IAR-93A.
    поставлялся с 1982 г.
    Построено 15 одноместных самолетов (№ 201–215).
  • IAR-93B : усовершенствованная версия с форсажными двигателями Viper Mk 633-47, увеличенным внутренним запасом топлива, модернизированными узлами подвески и переработанным крылом, включая удлиненную переднюю кромку . подфюзеляжные киль, внутренние ограждения крыла и носовые обводки фюзеляжа. Также были удалены
    первый полет совершил в 1985 году; поступил на вооружение в 1987 г.
    27 построены как одноместные (№ 200, № 216–241) и 7 DC (№ 600–606).

Операторы

[ редактировать ]
Румыния

Потерянный самолет

[ редактировать ]

Данные румынской прессы и частично ejection-history.org.uk. [ 2 ]

  • #002, 24 ноября 1977 г. Из-за флаттера сломался левый руль высоты. Оба пилота, полковник Георге Д. Станица и полковник Петру Айлисей, благополучно катапультировались.
  • №003, 20 февраля 1979 года, авиабаза Крайова. Капитан инж. Добре Стан не успел катапультироваться.
  • №001, 20 сентября 1979 г. Оба двигателя остановились. Полковник Илие П. Ботеа благополучно катапультировался.
  • № 113, 8 марта 1983 г. Разбился при посадке из-за ошибки пилота. Майор Ион Г. Тэнасе благополучно катапультировался.
  • #???, 14 августа 1986 г. ГМ Стойка (не подтвержденная или неполная информация)
  • № 602, 25 августа 1992 г. Оба пилота, майор Дэн К. Косачану и капитан. Траян Г. Неаго благополучно катапультировался.
  • №200, 26 ноября 1996 г., Реча-Слатина. Разбился во время испытательного полета. Капитан Командир Матей «Бебе» Константин благополучно катапультировался.
  • № 210, 9 июля 1997 г., авиабаза Крайова. румынского производства Взорвался на взлетно-посадочной полосе во время подготовки к испытаниям кассетных боеприпасов . Погибли 16 наземных сотрудников. Пилот, коммандер. Ион Маркулеску еще не приблизился к самолету и не пострадал. [ 3 ]
  • № 219, 9 апреля 1998 года в Герчештах, недалеко от Крайовы. Переднее шасси не удалось выпустить после испытательного полета. Командир Ион Маркулеску благополучно катапультировался после израсходования топлива, и самолет разбился через несколько километров. Это был последний полет этого типа.

Выход на пенсию

[ редактировать ]
Разобранный ИАР-93 МБ №204

После начала войны в Югославии и введения эмбарго ООН программа IAR-93 завершилась в Румынии в 1992 году, при этом несколько планеров находились на разных стадиях строительства. Около 75 самолетов все еще находились в строю, некоторые из них использовались для испытаний и исследований (№ 200 - первая модель B с форсажными камерами, № 600 (DC) - единственная, оснащенная утком). [ нужна ссылка ]

Последние IAR-93 были отозваны и законсервированы из ВВС Румынии в 1998 году. Уцелевшие планеры хранятся в Девеселу (IAR-93A № 116), Тимишоаре (IAR-93MB № 214) и Крайове (около 60 самолетов), а не в летных. достойные (двигатели и прочее оборудование сняты) и большая часть выставлена ​​на продажу. Судя по всему, 20 из них были списаны до 2006 года, а остальных ждала та же участь в 2007 году. [ нужна ссылка ]

J -22 Orao до сих пор находятся на вооружении ВВС Сербии . завод в Мостаре был разрушен. Последний югославский самолет был поставлен в феврале 1992 года, а вскоре после этого [ нужна ссылка ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
IAR-93 № 205 на выставке в Орэшти (парк Арсенал).

Технические характеристики (ИАР-93Б)

[ редактировать ]
IAR 93 в Музее авиации в Бухаресте

Данные Avioane Craiova SA, [ 1 ] INCAS - IAR 93 SOKO /VTJ - J - ORAO [ 4 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 14,9 м (48 футов 11 дюймов), одноместный
15,38 м (50 футов) двухместный
  • Размах крыльев: 9,3 м (30 футов 6 дюймов)
  • Высота: 4,52 м (14 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 26 м 2 (280 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 3,33
  • Профиль крыла : NACA 65A-008 мод. [ 5 ]
  • Вес пустого: 5750 кг (12677 фунтов)
  • Полная масса: 8400 кг (18519 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 10 900 кг (24 030 фунтов)
  • Максимальный посадочный вес: 9360 кг (20635 фунтов)
  • Запас топлива: 2400 кг (5291 фунт)
  • Силовая установка: 2 двигателя Rolls-Royce Viper Mk 633-47 турбореактивных с форсажной камерой производства Turbomecanica/Orao , тяга 17,79 кН (4000 фунтов силы) каждый всухую, 22,24 кН (5000 фунтов силы) с форсажной камерой

Производительность

  • Максимальная скорость: 1086 км/ч (675 миль в час, 586 узлов) на уровне моря.
  • Максимальная скорость: 0,9 Маха.
  • Крейсерская скорость: 1087 км/ч (675 миль в час, 587 узлов) / M0,88 на высоте 5000 м (16000 футов)
  • Скорость сваливания: 274 км/ч (170 миль в час, 148 узлов)
  • Боевая дальность: 260 км (160 миль, 140 морских миль) ло-ло-ло с четырьмя ракетными установками, 5 минут над целью.
380 км (240 миль; 210 миль) патруль «привет-привет» с тремя сбрасываемыми баками по 500 литров, 45 минут над целью
450 км (280 миль; 240 морских миль) ло-ло-привет с двумя ракетными установками, шестью 100-килограммовыми бомбами и одним сбрасываемым баком емкостью 500 литров, 10 минут над целью
530 км (330 миль; 290 морских миль) хай-хай-хай с четырьмя 250-килограммовыми бомбами и одним сбрасываемым баком емкостью 500 литров, 5 минут над целью
  • Практический потолок: 13 600 м (44 600 футов)
  • пределы g: + 8 - 4,2
  • Скорость набора высоты: 65 м/с (12800 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 419,2 кг/м 2 (85,9 фунтов/кв. футов)
  • Тяга/вес : 0,417
  • Разбег: 800 м (2600 футов)
  • Разбег до 15 м (49 футов): 1150 м (3770 футов)
  • Посадочный пробег: 1050 м (3440 футов)
690 м (2260 футов) с тормозным парашютом
  • Разбег с высоты 15 м (49 футов): 1520 м (4990 футов)
1520 м (4990 футов) с тормозным парашютом

Вооружение

Авионика

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Перейти обратно: а б «История ИАР-93» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 г. Проверено 28 сентября 2009 г.
  2. ^ «Хронологический список румынских потерь и изгнаний» . Архивировано из оригинала 5 января 2009 г. Проверено 17 декабря 2009 г.
  3. ^ «Оружие Орао взрывается» . Полет Глобал . Проверено 22 октября 2023 г.
  4. ^ «INCAS-IAR 93 SOKO/VTJ-J-ORAO» . www.incas.ro Проверено 7 октября 2019 г.
  5. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90de77d900ee4790af6c98759c9403c9__1717679640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/c9/90de77d900ee4790af6c98759c9403c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
IAR-93 Vultur - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)