ИАР-93 Орел
ИАР-93 Орел | |
---|---|
ИАР-93 | |
Роль | Штурмовик Перехватчик низкого уровня |
Производитель | Самолеты Крайова |
Дизайнерская группа | ИНКАС Румыния VTI Yugoslavia |
Первый полет | 31 октября 1974 г. |
Введение | 1975 |
Ушедший на пенсию | 9 апреля 1998 г. |
Основной пользователь | Румынские ВВС |
Произведено | 1975–1992 |
Количество построенных | 88 |
Варианты | Сокол J-22 Орел |
Avioane Craiova IAR-93 Vultur ( «Орел» ) — двухдвигательный дозвуковой самолет непосредственной поддержки , штурмовика и тактической разведки с дополнительными возможностями в качестве перехватчика малой высоты . Построенный как одноместный вариант основного удара или боеспособный двухместный вариант для продвинутой летной подготовки и обучения обращению с оружием, он был разработан в 1970-х годах Румынией и Югославией, чтобы стать более независимым от советской техники. Румынские самолеты были построены компанией IRAv. Крайова — как IAR-93, а его югославский аналог от Soko — как Soko J-22 Orao . Для Румынии IAR-93 должен был заменить МиГ-15 и МиГ-17 в роли истребителя-бомбардировщика.
Разработка
[ редактировать ]20 мая 1971 года Румыния и Югославия подписали правительственные соглашения по программе НИОКР «ЮРом». Руководителями программы были дипл. Доктор инженер Теодор Замфиреску от румынской стороны и полковник Видое Кнежевич от югославской стороны.
Требования предусматривали создание легкого дозвукового самолета для штурмовых атак и тактических разведывательных задач, а также с воздушным боем на малых высотах в качестве второстепенной возможности. Он должен был иметь простую конструкцию с использованием оборудования и авионики местного производства (но совместимый с западными компонентами), прочный (способный работать на траве или поврежденных взлетно-посадочных полосах), простой в обслуживании и надежный. Самолет имел обычную двухмоторную конфигурацию моноплана с высокорасположенным крылом всех летающих поверхностей и стреловидностью . у SOKO В качестве силовой установки был выбран Rolls-Royce Viper, поскольку был опыт лицензионного производства этого двигателя. Первоначально предполагалось, что для двигателей Viper будет разработана форсажная камера , но с этим проектом возникли длительные трудности, а это означало, что ни один из предсерийных самолетов не имел ее, как и ранние серийные образцы. В 1980-х годах обе страны разработали несколько разные версии, чтобы воспользоваться преимуществами двигателей с дожиганием, которые с тех пор стали доступны.
Летные испытания
[ редактировать ]Румынский одноместный прототип White 001 совершил свой первый полет, продлившийся 21 минуту, 31 октября 1974 года в Бакэу . [ 1 ] (одновременно с югославским прототипом на авиабазе Батайница ). Самолетом пилотировал полковник Георге Станица. 20 сентября 1979 года самолет погиб, когда во время испытательного полета остановились оба двигателя, и пилот катапультировался. Это повлекло за собой модификацию камеры сгорания (включая все уже поставленные самолеты).
18 июля 1975 года самолет был вручен Николае Чаушеску на аэродроме Бакэу .
Прототип DC (двухместный) № 003 совершил первый полет 23 января 1977 года и был потерян 24 ноября 1977 года из-за флаттера хвоста . Левый руль высоты сломался во время горизонтального полета на высоте 500 метров (1600 футов) и скорости 1045 километров в час (649 миль в час). Кресла Martin-Baker Mk RU10J с нулевым катапультированием сработали хорошо, и два летчика-испытателя благополучно катапультировались. После этого события конструкция хвостовой части фюзеляжа была усилена.
Прототип №004 разбился на авиабазе Крайова 20 февраля 1979 года во время демонстрации высшего пилотажа . Пилот, капитан инж. Добре Стан катапультироваться не успел.
23 августа 1979 года три IAR-93 (№001, №002 и №005) были впервые представлены публике в полете во время военного парада, праздновавшего национальный день Румынии в то время .
Варианты
[ редактировать ]- IAR-93A : первоначальная серийная версия с турбореактивными двигателями Viper Mk 632-41 без дожигания.
В 1979 г. поставлено 15 предсерийных самолетов; поступил на вооружение в 1981 г.
26 построено (предсерийные № 109–119, серия № 150–164) как одноместные и 9 учебно-тренировочных самолетов DC (предсерийные № 005-008, серия № 180–184). - IAR-93MB : MB = Motor de Baza (базовый двигатель). Эта версия имела фюзеляж IAR-93B, но использовала бесфорсажный двигатель IAR-93A.
поставлялся с 1982 г.
Построено 15 одноместных самолетов (№ 201–215). - IAR-93B : усовершенствованная версия с форсажными двигателями Viper Mk 633-47, увеличенным внутренним запасом топлива, модернизированными узлами подвески и переработанным крылом, включая удлиненную переднюю кромку . подфюзеляжные киль, внутренние ограждения крыла и носовые обводки фюзеляжа. Также были удалены
первый полет совершил в 1985 году; поступил на вооружение в 1987 г.
27 построены как одноместные (№ 200, № 216–241) и 7 DC (№ 600–606).
Операторы
[ редактировать ]- Румыния
- ВВС Румынии ( 67-й истребительно-бомбардировочный полк и 49-й истребительно-бомбардировочный полк из Крайовы и Янки соответственно)
Потерянный самолет
[ редактировать ]Данные румынской прессы и частично ejection-history.org.uk. [ 2 ]
- #002, 24 ноября 1977 г. Из-за флаттера сломался левый руль высоты. Оба пилота, полковник Георге Д. Станица и полковник Петру Айлисей, благополучно катапультировались.
- №003, 20 февраля 1979 года, авиабаза Крайова. Капитан инж. Добре Стан не успел катапультироваться.
- №001, 20 сентября 1979 г. Оба двигателя остановились. Полковник Илие П. Ботеа благополучно катапультировался.
- № 113, 8 марта 1983 г. Разбился при посадке из-за ошибки пилота. Майор Ион Г. Тэнасе благополучно катапультировался.
- #???, 14 августа 1986 г. ГМ Стойка (не подтвержденная или неполная информация)
- № 602, 25 августа 1992 г. Оба пилота, майор Дэн К. Косачану и капитан. Траян Г. Неаго благополучно катапультировался.
- №200, 26 ноября 1996 г., Реча-Слатина. Разбился во время испытательного полета. Капитан Командир Матей «Бебе» Константин благополучно катапультировался.
- № 210, 9 июля 1997 г., авиабаза Крайова. румынского производства Взорвался на взлетно-посадочной полосе во время подготовки к испытаниям кассетных боеприпасов . Погибли 16 наземных сотрудников. Пилот, коммандер. Ион Маркулеску еще не приблизился к самолету и не пострадал. [ 3 ]
- № 219, 9 апреля 1998 года в Герчештах, недалеко от Крайовы. Переднее шасси не удалось выпустить после испытательного полета. Командир Ион Маркулеску благополучно катапультировался после израсходования топлива, и самолет разбился через несколько километров. Это был последний полет этого типа.
Выход на пенсию
[ редактировать ]После начала войны в Югославии и введения эмбарго ООН программа IAR-93 завершилась в Румынии в 1992 году, при этом несколько планеров находились на разных стадиях строительства. Около 75 самолетов все еще находились в строю, некоторые из них использовались для испытаний и исследований (№ 200 - первая модель B с форсажными камерами, № 600 (DC) - единственная, оснащенная утком). [ нужна ссылка ]
Последние IAR-93 были отозваны и законсервированы из ВВС Румынии в 1998 году. Уцелевшие планеры хранятся в Девеселу (IAR-93A № 116), Тимишоаре (IAR-93MB № 214) и Крайове (около 60 самолетов), а не в летных. достойные (двигатели и прочее оборудование сняты) и большая часть выставлена на продажу. Судя по всему, 20 из них были списаны до 2006 года, а остальных ждала та же участь в 2007 году. [ нужна ссылка ]
J -22 Orao до сих пор находятся на вооружении ВВС Сербии . завод в Мостаре был разрушен. Последний югославский самолет был поставлен в феврале 1992 года, а вскоре после этого [ нужна ссылка ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- № 002 (прототип DC) Музей авиации, Бухарест (44°28'39,7" с.ш. 26°06'41,8" в.д.)
- # 109 (A) Анри Коанды Школьный двор , Перишор , Долж
- № 112 (A) Музей авиации, Бухарест (44°28'39,8" с.ш. 26°06'42,2" в.д.)
- № 114 (A) Музей авиации, Бухарест (44°28'38,9" с.ш. 26°06'40,9" в.д.)
- № 153 (A) в Национальном военном музее , Бухарест (44 ° 26'25,3 "N 26 ° 04'36,4" E)
- № 157 (А) подарен ВВС Румынии Музею авиации в Кошице , Словакия , 23 октября 2006 г.
- № 159 (A) в Бухаресте, у ворот INCAS/Института Комоти (место рождения IAR 93 и IAR 99) (44°26'03,5"N 26°00'21,3"E)
- № 182 (A) Музей авиации, Бухарест (44°28'38,5" с.ш. 26°06'39,7" в.д.)
- № 201 (MB) в Тимишоаре, по дороге в Реситу (45°43'8,27" с.ш.; 21°11'58,77" в.д.)
- № 205 (МБ), № 207, № 208 (август 2022 г.) в Орэшти , в парке Арсенал (45 ° 50'02,7 "N 23 ° 09'52,7" E)
- № 206 (МБ) и Военно-исторический парк Пивка, Пивка , Словения.
- #207 (MB) в Тимишоаре (45°44'4,65" с.ш.; 21°15'49,65" в.д.)
- #215 (MB) Колонешты , Олт (44°38'01.3"N 24°40'41.2"E)
- #216 (MB) Бэлэбэнешть , Галац (46°05'22.1"N 27°43'04.6"E)
- #223 (B) Гагу, Даскалу, (44°36'43.4"N 26°15'36.1"E)
- # 229 (B) Вэдени, Брэила (45°21'46,572" с.ш. 27°56'22,716" в.д.)
- № 232 (Б) во дворе Военно-технической академии , Бухарест.
- №600 (DC) во дворе Военно-воздушной академии , Брашов.
- №613 (MB) перед международным аэропортом Крайова (44°18'46,2"N 23°53'5,05"E)
- #??? перед механическим факультетом им. Георгия Асаки , Яссы
Технические характеристики (ИАР-93Б)
[ редактировать ]Данные Avioane Craiova SA, [ 1 ] INCAS - IAR 93 SOKO /VTJ - J - ORAO [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 14,9 м (48 футов 11 дюймов), одноместный
- 15,38 м (50 футов) двухместный
- Размах крыльев: 9,3 м (30 футов 6 дюймов)
- Высота: 4,52 м (14 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 26 м 2 (280 кв. футов)
- Соотношение сторон : 3,33
- Профиль крыла : NACA 65A-008 мод. [ 5 ]
- Вес пустого: 5750 кг (12677 фунтов)
- Полная масса: 8400 кг (18519 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 10 900 кг (24 030 фунтов)
- Максимальный посадочный вес: 9360 кг (20635 фунтов)
- Запас топлива: 2400 кг (5291 фунт)
- Силовая установка: 2 двигателя Rolls-Royce Viper Mk 633-47 турбореактивных с форсажной камерой производства Turbomecanica/Orao , тяга 17,79 кН (4000 фунтов силы) каждый всухую, 22,24 кН (5000 фунтов силы) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 1086 км/ч (675 миль в час, 586 узлов) на уровне моря.
- Максимальная скорость: 0,9 Маха.
- Крейсерская скорость: 1087 км/ч (675 миль в час, 587 узлов) / M0,88 на высоте 5000 м (16000 футов)
- Скорость сваливания: 274 км/ч (170 миль в час, 148 узлов)
- Боевая дальность: 260 км (160 миль, 140 морских миль) ло-ло-ло с четырьмя ракетными установками, 5 минут над целью.
- 380 км (240 миль; 210 миль) патруль «привет-привет» с тремя сбрасываемыми баками по 500 литров, 45 минут над целью
- 450 км (280 миль; 240 морских миль) ло-ло-привет с двумя ракетными установками, шестью 100-килограммовыми бомбами и одним сбрасываемым баком емкостью 500 литров, 10 минут над целью
- 530 км (330 миль; 290 морских миль) хай-хай-хай с четырьмя 250-килограммовыми бомбами и одним сбрасываемым баком емкостью 500 литров, 5 минут над целью
- Практический потолок: 13 600 м (44 600 футов)
- пределы g: + 8 - 4,2
- Скорость набора высоты: 65 м/с (12800 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 419,2 кг/м 2 (85,9 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,417
- Разбег: 800 м (2600 футов)
- Разбег до 15 м (49 футов): 1150 м (3770 футов)
- Посадочный пробег: 1050 м (3440 футов)
- 690 м (2260 футов) с тормозным парашютом
- Разбег с высоты 15 м (49 футов): 1520 м (4990 футов)
- 1520 м (4990 футов) с тормозным парашютом
Вооружение
- Орудия: 2 × 23-мм Грязева-Шипунова ГШ-23 автопушки в нижней передней части фюзеляжа, под воздухозаборниками двигателей, боекомплектом по 200 снарядов на ствол; оружейная камера и GEC-Marconi D282. гироскопический прицел Установлены
- Узлы подвески: до 2500 кг (5511 фунтов) на 5 пилонах.
- Ракеты:
- Ракеты:
- Бомбы:
Авионика
- Радиосвязь «воздух-воздух» и «воздух-земля» ОВЧ/УВЧ (мощность передачи 20 Вт)
- гироскопический блок (двухгироскопическая платформа Honeywell SGP500 в ORAO)
- радиовысотомер
- АПД
- радиокомпас и приемник маркеров
- IFF (только IAR-93B)
- GEC-Marconi Трехосная система повышения устойчивости , включающая базовый автопилот крена/удержания высоты и аварийное устройство на уровне крыльев.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «История ИАР-93» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 г. Проверено 28 сентября 2009 г.
- ^ «Хронологический список румынских потерь и изгнаний» . Архивировано из оригинала 5 января 2009 г. Проверено 17 декабря 2009 г.
- ^ «Оружие Орао взрывается» . Полет Глобал . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «INCAS-IAR 93 SOKO/VTJ-J-ORAO» . www.incas.ro Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальный институт аэрокосмических исследований «Эли Карафоли»
- Фотографии IAR-93 на сайте Airliners.net
- Больше фотографий на сайте aeroflight.co.uk.
- Списанный самолет в 322 Центре авиационного обслуживания, Крайова
- Фильм на YouTube
- ИАР самолет
- Международный штурмовик 1970-х годов
- Румынский штурмовик 1970-х годов.
- Румынский военный самолет-разведчик 1970-х годов.
- Румынский военный учебно-тренировочный самолет 1970-х годов.
- Отношения Румынии и Сербии
- Твинджеты
- Высокоплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1974 году.
- Отношения Румынии и Югославии