СНОВА 80
80/81 индийских риалов | |
---|---|
![]() | |
Пара румынских IAR 80-х годов | |
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Авиационная промышленность Румынии (IAR) |
Первый полет | 12 апреля 1939 г. |
Введение | февраль 1941 г. |
Ушедший на пенсию | 1949 1952 г. (ИАР-80ДК) |
Основной пользователь | Королевские ВВС Румынии |
Произведено | 1941–7/1944 |
Количество построенных | 450 [1] |
Разработано на основе | ПЗЛ стр.24 |
IAR 80 — румынский времен Второй мировой войны низкоплан- моноплан , цельнометаллический -монокок истребитель и штурмовик . Когда он впервые поднялся в воздух в 1939 году, его можно было сравнить с современными моделями, используемыми в ВВС самых передовых военных держав, таких как Hawker Hurricane и Bf 109E . [2] Проблемы с производством и отсутствие доступного вооружения задержали поступление IAR 80 на вооружение до 1941 года. Он оставался на передовой до мая 1945 года. [3]
Разработка
[ редактировать ]
Чтобы гарантировать, что Королевские ВВС Румынии ( ARR ) смогут продолжать снабжаться самолетами во время войны, правительство субсидировало создание трех крупных производителей самолетов в 1920-х и 1930-х годах. Первой была Societatea Pentru Exploatări Tehnice (SET), которая была основана в Бухаресте в 1923 году. Следующей была Industria Aeronautică Română (IAR), открывшая филиал в Брашове в 1925 году. Наконец, была Întreprinderea de Construcții Aeronautice Româneşti основана (ICAR). в Бухаресте в 1932 году.
В 1930 году правительство Румынии опубликовало спецификации на новый истребитель. Хотя правительство не ожидало предложений от собственной авиастроительной промышленности, IAR в ответ на тендер изготовила несколько прототипов.
Контракт в итоге выиграл польский PZL P.11 . ARR приобрела 50 модифицированных версий под названием P.11b, все из которых были поставлены в 1934 году. Второй конкурс также велся между более новыми конструкциями IAR 14 и PZL P.24 , и снова конструкция PZL выиграла контракт на поставку. еще 50 самолетов.
Хотя собственные разработки IAR не были запущены в производство, они, тем не менее, выиграли контракты на производство двигателей PZL и Gnome-Rhone 14K по лицензии. В результате этих и других лицензионных контрактов у компании было достаточно денег, чтобы финансировать дизайн-студию, даже если ее разработки так и не были запущены в производство.
Несмотря на поражение от PZL , конструкторская группа IAR под руководством Иона Гросу продолжила работу над проектами истребителей. Он был убежден, что низкоплан IAR 24 представляет собой лучшую конструкцию, чем конструкция PZL с крылом чайки, которую часто называли «польским крылом». Команда еще раз изучила новый истребитель PZL, пытаясь реализовать его лучшие характеристики в новом самолете, и результатом стал IAR 80.
Дизайн
[ редактировать ]
- Описание: Истребитель-моноплан низкоплан с традиционной компоновкой руля.
- Фюзеляж: Фюзеляж имел круглое поперечное сечение, переходящий в яйцевидное за кабиной, где он имел выступ. Компоновка фюзеляжа и капот двигателя были заимствованы из польского PZL P.24. [4]
- Крылья: Крылья имели конусообразную форму с закругленными кончиками, задняя кромка слегка наклонена вперед. Маленькие закрылки шли от фюзеляжа до точки примерно на 1/3 размаха, где начинались элероны и доходили до закругленных законцовок крыла.
- Другие детали: Был установлен куполообразный фонарь , который сдвигался назад и открывался, обеспечивая превосходный обзор, за исключением носа, из-за его заднего положения. Использовалось обычное хвостовое шасси с широко расставленным и убирающимся внутрь основным шасси, с неубирающимся хвостовым полозьем.
Полумонококовое оперение было скопировано непосредственно с PZL P.24. Фюзеляж от двигателя до кабины был новым и состоял из сварной стальной трубчатой рамы, покрытой дюралюминиевыми листами. Крылья были установлены низко и имели ту же конструкцию, что и те, что использовались на ранних IAR 24, конкурировавших с PZL P.24.
По городской легенде , профиль крыла был взят непосредственно у итальянского бомбардировщика Savoia-Marchetti SM.79 , состоявшего в то время на вооружении ARR, так как у конструкторской группы не было времени на исследования секций крыла. В результате профиль был менее благоприятен для более высоких скоростей, но придавал самолету большую маневренность. Это неверно, поскольку контракт на лицензию SM.79B был подписан 1 октября 1938 года, примерно через год после завершения создания прототипа IAR 80. [5]
Интерьер кабины, приборы и прицел были импортированы от иностранных поставщиков. Эта попытка собрать истребитель из различных источников была результатом того, что в последнюю минуту возникла потребность в передовом истребителе. Первые IAR 80 были оснащены прицельными приспособлениями . Начиная с 21-го самолета, они были заменены Goerz GM2 рефлекторными прицелами , которые производились по лицензии компанией Întreprinderea Optică Română как прицелы «Telereflex». [6]
Вот что сказал о IAR 80 майор Люфтваффе , испытавший его в марте 1941 года:
Взлет и посадка очень хорошие. Он на 20–30 км/ч медленнее Bf 109E. Подъем на высоту 5000 метров эквивалентен. В воздушном бою развороты также равнозначны, хотя длинный нос снижает заметность. В пикировании его превосходит Bf 109E, поскольку у него отсутствует автоматический регулятор шага винта. Это истребитель, адекватный современным потребностям. [7]
Прототипы
[ редактировать ]Работа над прототипом IAR 80 началась в конце 1937 года, первоначально с открытой кабиной и двигателем IAR K14-III C32 мощностью 870 л.с. (650 кВт) , который представлял собой лицензированный Gnome-Rhône 14K II Mistral Major. Прототип строился медленно и впервые поднялся в воздух в апреле 1939 года. Испытательные полеты прототипа были впечатляющими; самолет мог развивать скорость 510 км/ч (320 миль в час) на высоте 4000 м (13 000 футов), практический потолок 11 000 м (36 000 футов) с возможностью набора высоты до 5 000 м (16 000 футов) за 6 минут, [8] что было респектабельно в то время, хотя и не дотягивало до современных истребителей Supermarine Spitfire или Messerschmitt Bf 109 . Для сравнения PZL P.24E был почти на 450 кг легче, но с тем же двигателем медленнее более чем на 80 км/ч. IAR 80 также оказался приятным в управлении и маневренным.

На этапе создания прототипа обнаружился ряд мелких проблем, которые были решены в течение следующего года. Для повышения мощности конструкция была обновлена для установки более новой версии C36 мощностью 930 л.с. (690 кВт) K14-III. Однако этот двигатель был немного тяжелее, чем C32, поэтому требовалось растянуть заднюю часть фюзеляжа, чтобы вернуть центр тяжести в правильное положение. Дополнительное пространство в фюзеляже позволило увеличить объем топливных баков до 455 л (100 имп галлонов). Крыло также было увеличено, а хвостовое оперение было изменено с целью устранения распорок.
Побочным эффектом такого крайнего положения назад было то, что у пилота была еще худшая обзорность вперед во время руления, чем у большинства других тягачей. Чтобы несколько решить эту проблему, кресло пилота было немного приподнято и куполообразный фонарь добавлен .
Обновленный прототип прошел конкурентные испытания с Heinkel He 112 , который прибыл в Румынию в качестве начала потенциально крупного заказа. Хотя He 112 был более тяжело вооружен двумя пулеметами и двумя 20-мм пушками, в декабре 1939 года ARR заказало 100 IAR 80, тогда как было принято только 30 He 112. Правительство в Бухаресте заказало еще 100 IAR 80 в августе 1940 года. Дальнейшие заказы на партии по 50 IAR 80 последовали 5 сентября 1941 года и 11 апреля 1942 года, затем еще 100 28 мая 1942 года, за которыми последовали 35 самолетов IAR 81C разработки в августе 1940 года. февраль 1943 г. и еще 15 в январе 1944 г. [8]
СНОВА 80
[ редактировать ]Производство IAR 80 началось немедленно, хотя с вооружением возникли серьезные проблемы. На прототипе были установлены только два бельгийского производства Fabrique Nationale 7,92-мм пулемета , лицензионной модификации Browning .30 калибра . Это вооружение было недостаточно тяжелым по сравнению с современными самолетами, и предполагалось, что серийная модель будет оснащена шестью единицами. Немецкое вторжение в Бельгию в 1940 году приостановило поставки FN, и подходящей замены не было. [9] Производство первых самолетов началось в январе 1940 года, а к 10 июля поднялся в воздух первый IAR 80, а 19 июля - второй. Первые пять самолетов были готовы к поставке в ноябре 1940 года, а первая партия из 20 самолетов была доставлена к середине февраля. К апрелю все 50 первоначально заказанных IAR 80 были доставлены. [6] Поставки вооружения оставались недостаточными, поэтому серийные модели имели только четыре орудия.
Первоначальная партия истребителей была хорошо принята румынскими пилотами, но они сочли самолет недостаточно мощным и огневым. Чтобы решить эту проблему, на самолетах с 21 по 50 экземпляры был установлен двигатель K14-IV C32 мощностью 960 л.с. (720 кВт), но проблему огневой мощи решить в то время не удалось.
СНОВА 80А
[ редактировать ]К апрелю 1941 года румыны прочно вошли в сферу влияния Германии, и в результате немцы предоставили им больше орудий FN. Их быстро установили, и на получившейся модели 80А наконец-то установили первоначальный комплект из шести орудий. Одновременно были добавлены бронестекло на лобовом стекле, броня спинки сиденья и новый прицел, а также новый двигатель К14-1000А мощностью 1025 л.с. (764 кВт). Дополнительная мощность двигателя оказалась больше, чем была рассчитана конструкция фюзеляжа, и ее пришлось усилить дюралюминиевым «поясом» сразу за кабиной в первых самолетах серии 95 А, построенных до того, как фюзеляж можно было модифицировать.
Хотя IAR 80A имел более мощный двигатель, дополнительный вес орудий, боеприпасов и брони немного снизил максимальную скорость до 316 миль в час (509 км/ч). Тем не менее, новая модель явно была шагом вперед, и модель А заменила на конвейере предыдущую модель, начиная с 51-го планера. Восемь из них были завершены к вторжению в Советский Союз 22 июня 1941 года.
Орудий FN по-прежнему не хватало, поэтому в конце 1941 - начале 1942 года орудия снимали с PZL и самолетов наблюдения для использования в IAR.
ИАР 80Б
[ редактировать ]Бои над Советским Союзом показали, что даже шести орудиям FN по-прежнему не хватает мощности, и огневая мощь снова была увеличена: 13,2-мм пулеметы FN, на IAR 80 в новом удлиненном крыле были установлены взятые от румынских SM.79. Результатом стал IAR 80B, в котором также были представлены новые радиостанции - область, в которой самолет раньше был слабым.
Всего было построено 55 самолетов новой конструкции, в том числе 20 планеров, которые изначально планировались как IAR 81A. Таким образом, эти последние 20 могли нести бомбу массой 50 кг (110 фунтов) или сбрасываемый бак емкостью 100 л (22 имп галлона; 26 галлонов США) под каждым крылом. Вся серия была поставлена в период с июня по сентябрь 1942 года.
ИАР 81А
[ редактировать ]Поскольку модель истребителя конвертировалась из серии A в серию B с добавлением 13,2-мм пушек, модель 81 была модернизирована таким же образом, создав IAR 81A. Единственной отличительной чертой между 80B и 81A была центральная бомбодержатель 81, и оба были построены на одной сборочной линии. Первый заказ на 81А был отменен, и вместо этого планеры были переданы в истребительные части как 80В. Попытки получить Ju 87 затянулись, поэтому в мае 1943 года была заказана вторая партия IAR 81A для восполнения потерь. В очередной раз вмешалась судьба, и немцы выпустили Ju 87 на поставку раньше, чем партия успела быть завершена. Как и первая партия, эти 10 планеров были поставлены как истребители.
СНОВА 80С
[ редактировать ]Поставка 13,2-мм орудий была явно ограничена, и в дальнейшей попытке повысить огневую мощь конструкции румыны заключили договор с компанией Ikaria в Германии на поставку 20-мм пушек MG FF/M . Это была лицензионная версия швейцарского Oerlikon FF , который использовался на различных немецких самолетах. Новая пушка также потребовала перепроектирования крыла. Первоначально 60 IAR 81B предназначались как пикирующие бомбардировщики, но они были поставлены без центральной бомбодержателя как истребители и получили обозначение IAR 80C. После того, как первые 10 были построены, были добавлены самоуплотняющиеся баки и улучшенная броня спинок сидений. Первые 10 машин были поставлены в декабре 1942 года, а весь заказ был выполнен к апрелю 1943 года.
СНОВА 81
[ редактировать ]ARR намеревалась на какое-то время заменить свои легкие ударные и пикирующие бомбардировщики , когда в 1941 году началась война. Первую роль должен был выполнять IAR 37 (а позже модели 38 и 39), но планировалось заполнить вторую роль. роль в Юнкерсе Ju 87 . Немцы снова отложили решение, и ARR пришлось искать проект. Модификация существующего IAR 80 в пикирующий бомбардировщик рассматривалась как разумный вариант, более простой, чем проектирование совершенно нового самолета; а также иметь очевидные производственные преимущества.
Результатом стал IAR 81, небольшое изменение по сравнению с моделями IAR 80A, которые тогда производились, с добавлением шарнирной подвески для бомб под центральной линией, позволяющей сбрасывать 225-килограммовую (496 фунтов) бомбу за пределы пропеллера (многие пикирующие бомбардировщики использовали аналогичную систему). система). Доставка заключалась в неглубоком пикировании на высоту от 3000 до 1000 м (от 9800 до 3300 футов) со скоростью около 470 км/ч (290 миль в час). Пилотам самолет не понравился, так как сопротивление бомбовой люльки значительно ухудшало его характеристики.
В середине 1941 года было заказано 50 самолетов, но после того, как было доставлено 40, под каждым крылом были добавлены бомбодержатели по 50 кг (110 фунтов). На стойках крыла также можно было установить подвесные баки емкостью 100 л, что позволяло использовать 81 в качестве истребителей дальнего действия.
ИАР 81С
[ редактировать ]Завершающим этапом военной истории IAR 80-х стал 81C. В этой версии оружие снова изменилось, на этот раз на Mauser MG 151/20 , который заменил MG FF/M на вооружении Германии и только что был выпущен для использования в Румынии. Заказ на 81C был размещен в мае 1942 года, до второго заказа на 81A.
Первый заказ на 100 планеров был доставлен, как и все предыдущие обновления 81-й серии, с удаленной центральной бомбодержателем для использования в качестве истребителей. Дополнительный заказ на 35 самолетов был размещен в феврале 1943 года, а затем еще на 15 в январе 1944 года. Эти самолеты должны были в первую очередь восполнить потери в более ранних моделях, в то время как производство Bf 109G наращивалось.
СНОВА 80М
[ редактировать ]К 1944 году в состав истребительных частей ARR входили образцы моделей 80A, B и C, а также 81, 81C. Чтобы модернизировать более ранние истребители, а также упростить логистику и техническое обслуживание, в середине 1944 года была начата программа модернизации по переводу всех существующих планеров в комплект вооружения 81C, состоящий из двух MG 151/20 и двух FN 7.92. Получившиеся модели A и B самолетов 80 и 81 стали 80M и 81M соответственно, хотя на тот момент пикирующие бомбардировщики не использовались. Неясно, сколько преобразований было завершено.
СНОВА 80DC
[ редактировать ]ИАР-80 оставались на вооружении до 1949 года, когда их заменили Ла-9 и Ил-10 . Те планеры с наименьшим количеством часов были модифицированы путем удаления топливного бака перед кабиной и добавления второго сиденья, в результате чего учебно-тренировочный самолет получил обозначение IAR 80DC. Они использовались недолго, а были заменены Як-11 и Як-18 в конце 1952 года .
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
В IAR осознали, что Mistral Major находился на пределе своего потенциала разработки даже к середине 1941 года, когда модель 1000A достигла той же максимальной мощности, что и оригинальные версии Gnome-Rhône. Продолжающаяся программа по оснащению IAR 80 более мощным двигателем разрабатывалась на протяжении большей части срока службы конструкции, но это оказалось бесплодным начинанием.
Наиболее очевидным выбором в качестве нового двигателя был бы BMW 801, использовавшийся в Focke-Wulf Fw 190 . Этот двигатель производил на целых 600 л.с. (450 кВт) больше мощности, и хотя он был тяжелее, он был примерно такого же размера, как K14. Инженеры IAR подсчитали, что IAR 80 с двигателем BMW будет иметь максимальную скорость не менее 600 км/ч (370 миль в час). Но немцы не смогли поставить двигатель, поскольку каждый экземпляр, сходящий с конвейера, требовался для установки на немецкий планер. О лицензионном производстве также не могло быть и речи, производство двигателей находилось в стадии наращивания, а спрос был настолько велик, что нельзя было сэкономить ни одного комплекта приспособлений.
Весной 1941 года IAR 80 нет. 13 был оснащен двигателем Daimler-Benz DB 601Aa, заимствованным у Bf 109E. Летные испытания были проведены 21 апреля 1941 года, но из-за сильных вибраций летчику едва удалось опустить его на землю. После этого испытательного полета разработка была прекращена, и больше никогда не летал. Другие испытания проводились с двигателем Daimler-Benz DB 605A мощностью 1475 л.с. (1085 кВт; 1455 л.с.), установленным на IAR 81C no. 326 летом 1943 года. Согласно отчетам об испытаниях, летно-технические характеристики самолета были значительно улучшены, однако из-за трудностей с производством двигателя и отсутствия двигателей у немцев в продаже проект не был реализован. [10]
Операционная история
[ редактировать ]
Когда началась операция «Барбаросса» , IAR 80 был оснащен Esc. 41, 59 и 60 Grupul 8 Vânătoare (8-я истребительная группа), входящая в состав Gruparea Aerienă de Luptă (GAL), которым было поручено поддерживать 3-ю и 4-ю румынские армии, развернутые на южном фланге Восточного фронта . [11] 8-я группа была единственным подразделением, выполнявшим чисто истребительную роль, в то время как 5-я и 7-я группы, оснащенные немецкими самолетами (Heinkel He 112 и Messerschmitt Bf 109), использовались в основном в качестве истребителей-бомбардировщиков и сопровождения бомбардировщиков. [12]
22 июня 1941 года, в первый день наступления, патрули IAR 80 получили боевое крещение, одержав единственную воздушную победу (заявленную летчиком сублоктенента Иоаном Михайлеску из Esc 60 Vânătoare , будущим асом) в четырех отдельных воздушных боях. Однако по крайней мере четыре самолета IAR приземлились с боевыми повреждениями, а еще у двух возникли проблемы с двигателем. [13] К концу 1941 года 20 IAR 80/81 были потеряны в боях или в результате аварий. [14] В 1942 году румынская авиационная промышленность достигла своего пика, поэтому Королевские ВВС Румынии можно было перевооружить следующим образом: Esc. 47, 48 и 52 ( Группа 9 Охота ), Esc. 43, 44 и 50 ( Охота группы 3 ) и Esc. 41, 42 и 60 ( 8-я истребительная группа ) получили новые IAR 80A. Эск. 53 также заменила свои «Харрикейны» на IAR 80A, а Grupul 6 Bopi ( бомбардировка с пикирования ) была переоборудована на IAR 81. [15]
В июне 1942 года оперативные истребительные силы IAR на восточном фронте, объединенные в 2-ю флотилию Ванэтоаре , состояли из 8-й группы Ванэтоаре под командованием командира. Подполковник Э. Пырвулеску, в его состав входили Escadrila 41 , Escadrila 42 и Escadrila 60 по 12 IAR 80A каждая. Во время Сталинградской битвы 12 сентября самолеты IAR 80B 8-й истребительной группы (вместе с Bf 109 7-й истребительной группы) заявили, что сбили семь Яков, но потеряли два IAR. [16] Группа 8 перебралась в конце сентября в Карповку , присоединившись к группе 7 , оснащенной Bf 109. [17] 12 и 13 декабря Grupul 6 использовала свои IAR 81 для поддержки немецкой контратаки танковой группы «Гот» военной группы «Дон» из Котельниково в сторону Сталинграда . [18]
Летом 1943 года IAR-80 ARR были переброшены в Румынию для противовоздушной обороны, где они использовались в боях против ВВС США. Атаки USAAF были направлены, в частности, на нефтеперерабатывающие заводы в окрестностях Плоешти . 1 августа 1943 года IAR 80 Consolidated B-24 Liberator впервые столкнулся с тяжелым бомбардировщиком . Всего было 178 B-24 из 9-го полка USAAF, участвовавшего в операции Tidal Wave . IAR 80B из Escadrila 61 и 62 из Grupul 6 Vânătoare , а также IAR 80C из недавно сформированной Escadrila 45 из Grupul 4 Vânătoare , [19] вместе с Bf 109G из Esc. 53 и Bf 110 из румынской эскадрильи ночных истребителей пикировали на низколетящие четырехмоторные бомбардировщики, принадлежащие пяти бомбардировочным группам USAAF (44-й, 93-й, 98-й, 376-й и 389-й). Американцы потеряли – в бою или на обратном пути – 51 бомбардировщик. Только 89 достигли своих баз, из которых только 31 был готов к выполнению миссии на следующий день. Румынские пилоты одержали 25 уверенных и вероятных побед при всего лишь двух поражениях. [15] один IAR 80 B и один Bf 110C. Согласно румынской статистике, подтверждено, что IAR и «Мессершмитты» сбили десять B-24, причем два вероятных. [20]
21 апреля 1944 года IAR 81C 1-й, 2-й и 6-й истребительных групп взлетели на перехват бомбардировщиков B-17 и B-24, нацеленных на сортировочную станцию Бухареста . Атакуя бомбардировщики, румынские истребители на большой высоте вступили в бой с сопровождавшими их истребителями P-51 31- й истребительной группы . В результате воздушного боя ARR потеряла 14 IAR и 11 пилотов погибли, а американцы сообщили о потере 10 самолетов. [21]

10 июня 1944 года IAR 80 приняли участие в крупном воздушном сражении, когда ВВС США атаковали Плоешти с помощью 38 P-38 Lightning из 82-й истребительной группы , несущих по одной бомбе каждый, в сопровождении 39 Lightning из 1-го и 82 FG . [23] IAR 81C из Grupul 6, а также немецкие истребители из I./JG 53 и 2./JG 77 перехватили крупное американское соединение. Румынский пилот Дэн Византи, командир Grupul 6, вспоминал позже:
«Наша молниеносная атака стала для американцев полной неожиданностью. Наша атака была настолько быстрой, что ни одному из 100 (так в оригинале) американских самолетов не удалось произвести ни единого выстрела по нашим самолетам, припаркованным на земле. Все произошло между уровнем земли и примерно 2000 метров (6600 футов), и была полная растерянность. Я был взволнован и горд своими «мельницами», IAR 80, которые благодаря своей необычайной маневренности оставались победоносными в воздухе. Я видел их сумасшедшие прыжки, быстрые крены, Развороты назад и перевернутый полет, всегда с короткими очередями для экономии боеприпасов. Это было невероятное зрелище, но в то же время драма для пилотов «Лайтнинг», которые на такой малой высоте уступали вездесущим, маневренным IAR 80-м. ".
В тот день ВВС США потеряли 22 P-38. [24] из них 9 были сбиты IAR. [25] Румыны одержали 24 победы, потерпев три поражения. [26] Американцы одержали 11 побед. [23]

Американская версия этой битвы существенно противоречит румынской. Пилот-истребитель Герберт «Стаб» Хэтч, принимавший участие в воздушном бою, писал, что его группа из 16 P-38 71-й истребительной эскадрильи столкнулась с проблемой большого соединения румынских истребителей IAR 81C, которые он ошибочно опознал как Focke-Wulf Fw 190. . [24] По словам Хэтча, бой произошел на высоте 300 футов (100 м) и ниже в узкой долине. [24] Хэтч видел, как два IAR 81C упали на землю после обстрела из его орудий, а его коллеги-пилоты подтвердили еще три поражения из его орудий. Три его победы были подтверждены фотокамерой , а две другие — его ведомым, что сделало Хэтча асом за день . [27] Однако превосходящая по численности 71-я истребительная эскадрилья потеряла девять самолетов. Американцы больше никогда не повторяли схему бомбардировки с пикирования P-38 над Румынией. [28] Но в 1944 году самолеты USAAF появились над Румынией в более значительном количестве. Произошло множество воздушных боев, и к моменту последней встречи с ВВС США 3 июля 1944 года пилоты Grupul 6 vânătoare подали 87 подтвержденных и десять неподтвержденных заявлений. [29] Потери среди румынских летчиков-истребителей также быстро росли. В трех группах IAR 80/81 (1-й, 2-й и 6-й) за период менее четырех месяцев, известный как «Американская кампания», в боях погибло по меньшей мере 32 пилота IAR, в том числе 11 асов. Эти потери превысили количество жертв, понесенных за предыдущие два с половиной года боев против Советов. [30] Из-за больших потерь все подразделения IAR 80/81 были выведены из боевых действий против американцев в июле 1944 года, и пилоты IAR начали переоборудоваться в более современные Bf 109G-6. [29]
Выживший самолет
[ редактировать ]После советской оккупации Румынии все оставшиеся IAR 80 были заменены советскими моделями и списаны. Полных оригинальных примеров не сохранилось. Статическая копия IAR 80, восстановленная после войны после падения коммунизма и окрашенная в оригинальные цвета 1941–1944 годов, была показана на авиашоу Михаила Когэлничану недалеко от Констанцы . Реплику IAR 80 можно увидеть в Румынском национальном военном музее в Бухаресте. [31] [32] Еще одну статическую копию IAR 80 можно найти в Национальном музее авиации в несуществующем аэропорту Пипера в Бухаресте, которая была перестроена из частей двухместного учебно-тренировочного самолета IAR 80DC. По состоянию на 2017 год было предпринято несколько попыток создать годную к полетам точную копию IAR-80 на основе существующей заводской документации и восстановленных компонентов. Летающий IAR80 еще предстоит увидеть. [33] С 2020 года ассоциация волонтеров Fly Again разрабатывает годную к полетам копию IAR 80, которая будет называться IAR 80FA (Fly Again) и будет иметь бортовой номер 451, на котором было остановлено первоначальное производство. [34]
В художественной литературе
[ редактировать ]IAR 80 появляется в исторической фантастической книге Восемьдесят полетов не очень-то пилота-истребителя» . Кэтэлин Погачи « [35]
Операторы
[ редактировать ]
- Королевские ВВС Румынии [36]
- 1-я истребительная группа получила самолеты IAR-80C в октябре 1943 года.
- 43-я истребительная эскадрилья
- 63-я истребительная эскадрилья
- 64-я истребительная эскадрилья
- 2-я истребительная группа
- 65-я истребительная эскадрилья
- 66-я истребительная эскадрилья
- 67-я истребительная эскадрилья
- 50-я истребительная эскадрилья
- 3-я истребительная группа получила самолеты IAR-80А в августе 1942 года.
- 41-я истребительная эскадрилья
- 44-я истребительная эскадрилья
- 49-я истребительная эскадрилья базируется в Тыргоре .
- 4-я истребительная группа получила самолеты IAR-80А в июле 1942 года. В начале 1943 года была перевооружена на IAR-80C.
- 45-я истребительная эскадрилья базируется в Четатеа-Альбэ .
- 46-я истребительная эскадрилья базируется в Четатеа-Альбэ.
- 5-я истребительная группа эксплуатировала самолеты IAR-81C.
- 51-я эскадрилья пикирующих бомбардировщиков
- 52-я истребительная эскадрилья
- 53-я истребительная эскадрилья эксплуатировала самолеты IAR-80А. В конце 1942 года
- 6-я истребительная группа начала обучение на самолетах IAR-80 с 27 сентября 1941 года, а в январе 1942 года началось переоборудование в IAR-81.
- 59-я истребительная эскадрилья
- 60-я истребительная эскадрилья
- 61-я эскадрилья пикирующих бомбардировщиков
- 62-я эскадрилья пикирующих бомбардировщиков
- 7-я истребительная группа получила самолеты IAR-81C в октябре 1943 года.
- 56-я истребительная эскадрилья
- 57-я истребительная эскадрилья
- 58-я истребительная эскадрилья
- 8-я истребительная группа получила первые самолеты IAR-80 в феврале 1941 года. В апреле 1943 года была преобразована в 8-ю штурмовую группу и перевооружена на Henschel Hs 129 B.
- 41-я истребительная эскадрилья
- В июле 1941 года 42/52-я истребительная эскадрилья получила первые самолеты IAR-80.
- В сентябре 1941 года 59-я истребительная эскадрилья получила первые шесть самолетов IAR-80.
- 9-я истребительная группа была сформирована в апреле 1942 года и получила самолеты IAR-80А. В апреле 1943 года часть была перевооружена на Bf 109G.
- 47-я истребительная эскадрилья
- 48-я истребительная эскадрилья
- 56-я истребительная эскадрилья
- 1-я истребительная группа получила самолеты IAR-80C в октябре 1943 года.
- Румынские ВВС - Послевоенное время.
Технические характеристики (IAR.81C)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,97 м (29 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Высота: 3600 м (11 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 17 м 2 (180 кв. футов)
- Вес пустого: 2200 кг (4850 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 3030 кг (6680 фунтов)
- Запас топлива: 330 кг (730 фунтов)
- Силовая установка: 1 × IAR K14-IV C32 1000A 14-цилиндровый двухрядный радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 750 кВт (1000 л.с.)
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 510 км/ч (320 миль в час, 280 узлов) 524 км/ч на высоте 5350 м в испытаниях IAR 80 Nr.2 от 16 декабря 1940 г.
- Дальность действия: 730 км (450 миль, 390 миль) только на внутреннем топливе.
- Перегоночная дальность: 1330 км (830 миль, 720 миль) с дополнительными топливными баками.
- Практический потолок: 10 000 м (33 000 футов)
- Время набора высоты: от 4 футов 41 дюйма до 7 футов 00 дюймов до 5000 метров (в зависимости от варианта).
- Нагрузка на крыло: 132,35 кг/м 2 (27,11 фунтов/кв. футов)
Вооружение
- Орудия: 2 × 20-мм (0,787 дюйма) MG 151/20 пушки и 2 × 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета FN-Browning, установленные во внутренней части крыла. [39]
- Бомбы: массой 250 кг (550 фунтов) одна бомба SC250 под фюзеляжем и/или 2 бомбы SC50 массой 50 кг (110 фунтов) под крыльями.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Имел Б-135
- Блох MB.152
- Кёртисс P-36 Хок
- Девуатин D.520
- Фиат Г.50
- Хоукер Ураган
- Хейнкель Хе 112
- Макки MC.200
- МАВАГ Шелл
- Мессершмитт Bf 109
- Митсубиси А6М Ноль
- Накадзима Ки-43
- PZL.50 Ястшиб
- Реджиан Ре.2000
- Рогожарский ИК-3
- Северский П-35
- Вайс Манфред WM-23 Серебряная стрела
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Дэн Антониу (2014). Иллюстрированная история румынского воздухоплавания . п. 156. ИСБН 978-973-0-17209-6 .
- ^ Мерфи, Джастин Д.; МакНис, Мэтью А. (2008). Военные самолеты, 1919–1945: иллюстрированная история их воздействия . Оружие и война (Первое изд.). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-498-1 . Проверено 30 августа 2017 г.
- ^ Антонио 2000, стр. 239–248
- ^ «Легенды о проекте IAR 80 – наследие PZL» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 24.11.2020.
- ^ «Легенды о проекте IAR 80 – крыло бомбардировщика Savoia-Marchetti SM 79B, скопированное в масштабе 1/2?» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 2020-11-28.
- ^ Перейти обратно: а б «Около 80 – Производство» . iar80.org (на румынском языке). 3 апреля 2021 г.
- ^ Сико, Дору. «IAR 80/81 – лучший боец Румынии» . ipmsstockholm.org . IPMSСтокгольм. Архивировано из оригинала 23 марта 2021 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нойлен 2000, с. 90.
- ^ "IAR 80 и 81." Архивировано 12 ноября 2016 г. на сайте Wayback Machine Century-of-Flight.net , 2003 г. Дата обращения: 16 июня 2010 г.
- ^ «Двигатель ИАР 80 – К 14 – сравнение с аналогичными двигателями» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 11 февраля 2022 г.
- ^ Нойлен 2000, стр. 95–96.
- ^ Бернад 2003, с. 12.
- ^ Бернад 2003, с. 14.
- ^ Бернад 2003, с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Нойлен 2000, стр. 99–110.
- ^ Bergström-Dikov-Antipov- 2006, p. 151.
- ^ Нойлен 2000, с. 100.
- ^ Нойлен 2000, с. 102.
- ^ Бернад 2003, с. 34.
- ^ Бернад 2003, стр. 33–35.
- ^ «Черная пятница 80-го года» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 16 февраля 2021 г.
- ^ Антонио 2000, стр. 217
- ^ Перейти обратно: а б Стаут, Джей А. (2003). Крепость Плоешти, Кампания по уничтожению гитлеровской нефти . Пенсильвания, США: Каземат . п. 155 156. ISBN 1-932033-18-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хэтч 2000, стр. 59–67.
- ^ «MACR - Отчеты о пропавшем экипаже - USAAF, 10 июня 1944 г.» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 2022-07-31.
- ^ «Дэн Византи, о 80-м IAR и бою 10 июня 1944 года» . ziare.com (на румынском языке). 9 июня 2009 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «IAR 80 против P 38 - 10 июня 1944 г. - отчеты миссии - USAAF» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 14 июля 2022 г.
- ^ «Миссия № 702 / 10 июня 1944 года / Нефтеперерабатывающий завод Романа Американа, Плоешти, Румыния» . 82ndfightergroup.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 27 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бернад 2003, с. 84.
- ^ Бернад 2003, с. 50.
- ^ «Национальный военный музей короля Фердинанда I » . Aviationmuseum.eu .
- ^ История IAR80, заархивированная 20 апреля 1999 г. в Wayback Machine.
- ^ «ЯР 80 РЕДИВИВУС» . Небесная легенда . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Ассоциация «Лети снова» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 2020-08-29.
- ^ «Восемьдесят полетов не такого уж и большого летчика-истребителя» . Гудриддс . 27 декабря 2023 г.
- ^ «Боевые части, оснащенные ИАР 80/81» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 29 мая 2022 г.
- ^ Антонио, Дэн; Чикош, Джордж (2000). Охотник IAR-80 История неизвестного героя . Бухарест: Издательство Modelism. стр. 33, Приложение 2. ISBN. 973-8101-07-7 .
- ^ Брынзан, Раду (2014). Румынский охотник IAR80 и IAR81 в мельчайших подробностях . Публикации моделей грибов. стр. 171. ISBN 978-83-63678-40-1 .
- ^ Ион Гуджу; Героге Якобеску; Овидиу Ионеску (1974). Румынские авиационные конструкции 1905–1974 (PDF) . стр. 210.
Библиография
[ редактировать ]Атрибуция: Эта статья основана на оригинале, написанном редактором Википедии Мори Марковицем в IAR 80 .
- Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том I (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978.
- Антониу, Дэн и Джордж Сикос. IAR 80: «Le Heros meconnu» . Париж, Франция: TMA Editions, 2008. ISBN 2-915205-08-6 .
- Антониу, Дэн и Джордж Сикос. Истребитель IAR-80: История неизвестного героя (на румынском языке) Бухарест, Румыния: Международное издательство Modelism, 2000.
- Бергстрем, Кристер – Андрей Диков – Влад Антипов Черный Крест Красная Звезда – Воздушная война на Восточном фронте Том 3 – Все для Сталинграда . Гамильтон, Массачусетс, Eagle Editions, 2006. ISBN 0-9761034-4-3 .
- Бернад, Денеш. Румынские асы 2 мировой войны (Самолеты Асов 54) . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing , 2003. ISBN 1-84176-535-X .
- Бернад, Денеш. Румынские ВВС: главное десятилетие, 1938–1947 гг . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc, 1999. ISBN 0-89747-402-3 .
- Крэчунойу, Кристиан и Жан-Луи Роба. Румынское воздухоплавание во Второй мировой войне, 1941–1945 (двуязычный румынский и английский). Бухарест, Румыния: Издательство Modelism International Ltd, 2003. ISBN 973-8101-18-2 .
- Брынзан, Раду. Ванэтор, Румынский охотник, IAR80 и IAR81 в мельчайших подробностях , Публикации моделей грибов, 2014 г. ISBN 978-83-63678-40-1 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Издательство), 1961. ISBN 0-356-01447-9 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «IAR 80... Элегантный румын». Air International , том 38:5, май 1990 г.
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Полигенетический румын». Air International , том 11:1, июль 1976 г.
- Хэтч, Герберт. Туз и его ангел: Мемуары летчика-истребителя времен Второй мировой войны . Нэшвилл, Теннесси: Издательская компания Turner, 2000. ISBN 1-56311-574-3 .
- Конарский, Мариуш и Зенон Пико. IAR-80/81 (на польском языке). Гдыня, Польша: Hawk Publications, 1991.
- Кутта, Тимоти Дж. «IAR 80: Самолет-истребитель коренных народов Румынии». Журнал «Вторая мировая война» , май 1996 г.
- Нойлен, Ганс Вернер. В небе Европы. Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press, 2000. ISBN 1-86126-799-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брынзан, Раду. IAR 80 и IAR 81: Планер, системы и оборудование . Авиационный справочник № 3. Бедфорд, Великобритания: SAM Publications, 2011. ISBN 978-1-906959-19-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 80 IAR на Historynet.com
- IAR 80 на worldwar2.ro
- История IAR80
- Дору Сико, «Камуфляж и маркировка: IAR 80/81 - лучший боец Румынии». Архивировано 7 августа 2008 г. в Wayback Machine (с иллюстрацией Богдана Патраску), январь – февраль 2005 г., журнал IPMSStockholm.org.
- Дэн Антониу и Джордж Сикос, «Руководство для моделистов по вариантам IAR 80/81». Архивировано 9 мая 2008 г. в Wayback Machine , март – апрель 2005 г., журнал IPMSStockholm.org.
- Солянка из Румынии: История IAR 80 и 81 , Джейсон Лонг, Вторая мировая война (журнал)
- "IAR80 ПЕРЕРАБОТАННЫЙ"