Навес самолета
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |
Фонарь самолета — прозрачное ограждение над кабиной некоторых типов самолетов . Навес самолета обеспечивает контролируемую, а иногда и герметичную среду для пассажиров самолета и обеспечивает большее поле обзора по сравнению с традиционной кабиной экипажа. Форма фонаря представляет собой компромиссный вариант, призванный минимизировать аэродинамическое сопротивление и одновременно обеспечить максимальную видимость для пилотов и других членов экипажа.
История
[ редактировать ]Очень ранние самолеты не имели фонарей. Пилоты подвергались воздействию ветра и непогоды, хотя большая часть полетов выполнялась в хорошую погоду. Во время Первой мировой войны у большинства самолетов не было фонаря, хотя у них часто было небольшое лобовое стекло, чтобы предотвратить попадание струи винта и ветра в лицо пилоту. В 1920-х и 1930-х годах увеличение скорости и высоты самолетов потребовало полностью закрытой кабины, и фонари стали более распространенными.
Ранние навесы были сделаны из многочисленных кусков плоского стекла, удерживаемых на месте рамой и стойками . Мунтины снижали обзорность, что было особенно неудобно для военных самолетов . Кроме того, стеклянные навесы были намного тяжелее акриловых , которые впервые были представлены незадолго до Второй мировой войны . На многих самолетах использовались встроенные фонари, ограничивавшие видимость пилота, на некоторых самолетах, таких как Curtiss P-40 Warhawk, использовались панели заднего обзора, которые не только предназначались для периферийного обзора, но и обеспечивали вентиляцию и циркуляцию воздуха в кабине. Акриловый пузырьковый фонарь использовался на таких самолетах, как Supermarine Spitfire и Westland Whirlwind , что обеспечивало лучший круговой обзор, снижение веса и другие преимущества по сравнению со встроенным фонарем. Он до сих пор используется на большинстве истребителей .
Система катапультного сиденья
[ редактировать ]На многих высокопроизводительных военных самолетах фонарь является неотъемлемой частью системы катапультных кресел . Пилот не может катапультироваться из самолета до тех пор, пока фонарь не перестанет находиться на пути катапультного кресла. В большинстве самолетов, оборудованных катапультными креслами, фонарь взрывается вверх и назад зарядами взрывчатого вещества . затем Относительный ветер сдувает купол с траектории выброса. Однако на некоторых самолетах, таких как McDonnell Douglas AV-8B Harrier II , пилот может быть вынужден катапультироваться при зависании или при движении слишком медленно, чтобы относительный ветер мог сдвинуть фонарь с пути катапультного кресла. . В этой ситуации пилот может удариться о купол при катапультировании. проходит тонкий шнур из пластиковой взрывчатки Чтобы избежать этой возможности, на некоторых самолетах над куполом над головой пилота зигзагом . В случае катапультирования первым срабатывает взрывной шнур, разрушающий купол. Затем катапультное кресло и пилот запускаются через разрушенный фонарь.
Строительство
[ редактировать ]Большинство современных акриловых навесов изготавливаются в вакууме . Лист акрила прикрепляется к охватывающей форме, затем вся сборка нагревается в духовке, пока акрил не станет податливым. Затем из формы удаляют воздух и втягивают в нее акриловый лист, придавая форму навесу. Затем акрил обрезается до нужной формы и прикрепляется к алюминиевой или композитной раме. Некоторые одноразовые навесы изготавливаются аналогичным образом, но, поскольку изготовление формы требует слишком много времени, акрил нагревается и формируется в вакууме до тех пор, пока он не примет форму, которую ищет строитель. Однако этот тип конструкции менее точен, и каждый навес уникален. Если потребуется несколько навесов, почти всегда используется форма.
Открытия
[ редактировать ]Фонари самолетов имеют различные способы открывания:
Скольжение (вперед/назад)
[ редактировать ]- Zenair CH 200 (сдвинуть вперед)
- Vought F7U Cutlass (сдвинуть назад)
Вбок
[ редактировать ]- БАЭ Хок
- EADS Мако/HEAT
- General Dynamics F-111 Aardvark (обе левые и правые стороны)
Навесной вперед (откидывающийся вперед фонарь)
[ редактировать ]Откидной назад (откидывающийся назад фонарь)
[ редактировать ]- Грумман F-14 Томкэт
- Боинг F-15 Игл
- Макдоннелл Дуглас F-4 Фантом II
- Североамериканский А-5 Линчеватель
Вариации
[ редактировать ]Раскладной навес
[ редактировать ]В фонаре-раскладушке используется петля в задней части кабины, а в некоторых примерах - спереди или сбоку. [ 1 ] [ 2 ] Более необычный пример с двумя компонентами с левой и правой секциями, требующими от пилота входа в кабину сзади, можно найти на самолетах Payen PA-22 и Avro Arrow , которые использовали этот метод, последний пример использования катапультных кресел. [ 3 ] [ 4 ]
Стелс-навес
[ редактировать ]Have Glass — кодовое название ряда мер по снижению ЭПР истребителя F-16. Его основным аспектом является добавление слоя оксида индия и олова к золотистому фонарю кабины, который отражает частоты радара. Обычный навес пропускал бы радарные сигналы прямо сквозь них, где они попадали бы на множество краев и углов внутри и сильно отражались бы обратно к источнику радара; вместо этого отражающий слой рассеивает эти сигналы. В целом Have Glass снижает ЭПР F-16 (радиолокационное сечение) на 15 процентов. Золотой оттенок также уменьшает блики солнца и улучшает видимость пилота. [ нужна ссылка ]
Малькольм Худ
[ редактировать ]Malcolm Hood — тип фонаря самолета, первоначально разработанный для Supermarine Spitfire . Его концепция оказалась ценной для других самолетов, таких как North American Aviation P-51B & C Mustang, в качестве элементов модернизации, а также была стандартной для более поздних версий Vought F4U Corsair и в некоторой степени имитировала более поздние модели Люфтваффе Focke-Wulf Fw 190. истребителя . Навес был изготовлен британской компанией R Malcolm & Co , давшей ему название. Вместо того, чтобы занимать прямую линию между каркасами фонаря, капот выпирал наружу. Это давало пилоту лучший обзор сзади.
Выпуклый капот заменил каркасный фонарь Vought Corsair в форме «птичьей клетки» от 689-го серийного F4U-1, чтобы обеспечить лучший круговой обзор. [ 5 ]
Ложный навес
[ редактировать ]В 1970-х годах американский авиационный художник Кейт Феррис изобрел ложный фонарь для рисования на нижней части военного самолета, прямо под передней частью самолета, цель обмана заключалась в том, чтобы замаскировать направление движения самолета. Эта уловка была вдохновлена животными и рыбами, у которых одинаковые отметины на голове и хвосте, поэтому они могут сбивать с толку других существ. Пилоты по-прежнему скептически относятся к этой особенности, утверждая, что если противник находится достаточно близко, чтобы увидеть маркировку, он слишком близко, чтобы ее можно было обмануть. [ нужна ссылка ]
Канада была первым оперативным пользователем, покрасившим CF-18 с фонарем в нижней части самолета.
Синтетический навес
[ редактировать ]Тип фонаря, используемый как часть синтетической кабины , где пилот не будет иметь прямого обзора внешнего мира, а будет иметь доступ к множеству камер. British Aerospace P.125 должен был использовать кабину без стекла , которая повысила бы характеристики малозаметности и блокировала бы потенциальную советскую угрозу ослепляющего лазерного оружия.
Галерея
[ редактировать ]-
Hawker Hurricane со сдвинутым назад каркасным фонарем
-
North American A-5 Vigilante со встроенным фонарем
-
МиГ -29 с нарисованным «фальшфонаром» под передней частью самолета.
-
Примеры «ложного фонаря» у штурмовиков
-
Удлиненный двойной фонарь характерен не только для учебно-тренировочных самолетов.
-
Купол с низким лобовым сопротивлением пилотажного легкого самолета Extra 300 .
-
Катапультирование F-16 во время авиашоу, демонстрирующее купол, оторванный от самолета зарядами взрывчатого вещества.
-
Поднятый фонарь Су-25.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фонарь кабины самолета» . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «раскладушка» . Проверено 11 ноября 2023 г. - через The Free Dictionary.
- ^ Канада, Национальный исследовательский совет правительства Канады (11 ноября 2023 г.). «CF-105. Предлагаемая программа испытаний Sparrow и Canopy в Корнелле и сбросе Sparrow в Оттаве - Цифровое хранилище NRC» . nrc-digital-repository.canada.ca . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Сломанная стрела Авро — Самолеты InFormation.info» . www.aircraftinformation.info . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Геобель, Грег (1 августа 2009 г.). «Воут F4U Корсар» . www.vectorsite.net . Архивировано из оригинала 15 августа 2009 года . Проверено 6 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раскладушка и раздвижной навес
- Навесные системы
- Термоструктурные и материальные соображения при проектировании прозрачных пленок для самолетов F-14.