Ягдгешвадер 53
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2016 г. ) |
Ягдгешвадер 53 | |
---|---|
![]() | |
Активный | 1939–1945 |
Страна | ![]() |
Ветвь | ‹См. Тфд › ![]() |
Тип | Истребитель |
Роль | Превосходство в воздухе |
Размер | Крыло ВВС |
Псевдоним(а) | Пик Ас («Пиковый туз») |
Помолвки | Западный фронт |
Jagdgeschwader 53 (JG 53) истребитель Люфтваффе мировой — времен войны Второй . Она действовала в Западной Европе и в Средиземноморье . Jagdgeschwader 53 — или, как его лучше называли, «Pik As» (Пиковый туз) Geschwader — был одним из старейших немецких истребительных подразделений Второй мировой войны, его происхождение восходит к 1937 году. JG 53 летал на различных моделях Мессершмитт Bf 109 во время Второй мировой войны.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторжение во Францию; Битва за Британию
[ редактировать ]
Гешвадер начал свои операции во время войны , имея большую часть своего личного состава, опытных бывших Легиона Кондор, пилотов включая Вернера Мёльдерса . 14 мая 1940 года JG 53 одержал около 43 побед за один день. Таким образом, в битве за Францию в мае и июне 1940 года гешвадер набрал большие очки, предъявив около 275 претензий к Армии де л'Эйр и силам Королевских ВВС . Хотя JG 53 заработал себе репутацию во время битвы за Британию , согласно сводке разведки Министерства авиации Королевских ВВС №. 60 сентября рейхсмаршалу Герману Герингу сообщили, что жена майора Ганса-Юргена фон Крамон-Таубаделя была еврейкой. Затем Геринг приказал всей Stabschwarm /JG 53. [ Примечание 1 ] снять со своих самолетов эмблему «Пик Ас» и в качестве наказания заменить ее красной полосой вокруг капота двигателя. Все самолеты Stab./JG 53 были немедленно лишены знаков различия «Пик Ас», а вскоре после этого весь Stab./JG 53 в знак протеста также снял свастику с хвостов своих самолетов. [ 1 ]
Вторжение в Советский Союз
[ редактировать ]В апреле 1941 года гешвадер был переведен на Восточный фронт для проведения операции «Барбаросса» . Под управлением Luftflotte 2 под командованием фельдмаршала Альберта Кессельринга гешвадер, теперь оснащенный Messerschmitt Bf 109F, выполнял операции из Варшавы-Беляни. 31 июля 1941 года JG 53 сбил свой тысячный самолет. За период с 22 июня 1941 г. по 5 декабря 1941 г. JG 53 заявила, что уничтожила 762 советских самолета, потеряв 35 в воздушных боях и два на земле. [ 2 ]
Средиземноморский театр
[ редактировать ]Позже в том же году JG 53 перебазировался на базы на Сицилии для операций против Мальты (хотя с июля по ноябрь 1941 года его подразделения также служили в Нидерландах). III. Группа была на короткое время переведена в Северную Африку в декабре 1941 года, а остальная часть JG 53 в конечном итоге была переведена в Комизо на Сицилии для операций против Мальты, которые закончились в мае 1942 года. Летом 1942 года II./JG 53 действовала из остров Пантеллерия для операций над Мальтой и в качестве миссий по сопровождению атак на британские конвои с припасами .
В мае 1942 года после прекращения немецкого воздушного наступления на британский остров-крепость Мальта перед лицом мощной обороны, поддерживаемой супермаринами «Спитфайры », гешвадер «Пик Ас» был разделен, а его три группы были разбросаны по трем театрам боевых действий. III./JG 53 снова нес службу в Северной Африке, поддерживая запланированное наступление Роммеля на Каир. Stab и II./JG 53, которые остались на Сицилии после окончания «Мальтийского блиц» в мае для службы в центральном Средиземноморье, а I./JG 53 был переброшен на Восточный фронт, где он должен был принять участие. в летнем немецком наступлении на южном участке, направленном на Сталинград и Кавказ .
Сталинградская битва
[ редактировать ]Вместе с JG 3 и JG 52 , а также Stab и II./JG 77 , I./JG 53 был развернут в Luftflotte 4 8-м авиационном корпусе для поддержки операции Blau . За период с мая по сентябрь 1942 г. на Восточном фронте I./JG 53 одержал 918 побед. Потери составили 34 Bf 109, 18 пилотов убиты и девять ранены. [ 3 ]
Во время Сталинградской битвы I./JG 53 столкнулся с упорным сопротивлением советских ВВС и ПВО как в воздухе, так и на земле, а несколько асов подразделения были сбиты, ранены, взяты в плен или убиты.
- 30 июня 1942 года: истребитель Як-1 сбил лейтенанта Иоахима Луи Мессершмитт Bf 109 , который выпрыгнул из самолета и стал военнопленным. На счету Луи тогда было 22 победы. [ 4 ]
- 8 июля 1942 года: Вильгельм Криниус (тогда унтер-офицер , одержавший 12 воздушных побед) был сбит зенитной артиллерией над Воронежем в 08:50. [ 4 ]
- 6 августа 1942 г.: лейтенант Ганс Рериг (летал на Bf 109G-2 W.Nr 13480) вынужден катапультироваться истребителем Як-1 , которым, по всей видимости, пилотировал советский ас Старший лейтенант Михаил Баранов (183 ИАП, 269 ИАД). [ Примечание 2 ] На тот момент на счету Рерига было восемь побед из 75, которые ему приписывались. Впоследствии Баранов сбил Ju 87D-3 Герберта унтер-офицера I. Группа . Освальда (2./StG 2), одну из «Штук» , которую сопровождала [ 5 ]
- 19 августа 1942 года: Bf 109 Вальтера Зеллота был сбит советским истребителем. [ 4 ] вероятно, Як-1, на котором пилотировал будущий ас Борис Михайлович Васильев (929 ИАП). [ 6 ]
- 7 сентября 1942 г.: сопровождая Fw.189A-1 из 4.(H)/10, ас с 10 победами фельдфебель Вильгельм Будке был застигнут врасплох советским асом Як-7Б Амет -ханом Султаном (4 ИАП), и ему пришлось выручить свой Bf 109 G-2 W.Nr. 13680. Товарищ Амет-Хана Иван Степаненко подбил Fw 189, который был поврежден и не подлежит ремонту (65%) и сдан на слом. [ 7 ]
- Ганс Корнац, одержавший 38 побед, 8 сентября 1942 года: ас оберфельдфебель был сбит и ранен в воздушном бою. [ 4 ] вероятно, испанским пилотом Як-1 Хосе Паскуалем Сантамарией (788 ИАП, 102 ИАД ПВО), который в тот день сбил три Bf 109, но также был вынужден катапультироваться и погиб, когда его парашют не раскрылся. [ 8 ]
- Альфред Франке , забивший 60 человек 9 сентября 1942 г.: ас-ас лейтенант (летал на Bf 109, 2./JG 53), был сбит в воздушном бою пилотом Ил-2, пилотом-штурмовиком Павлом С. Виноградовым (694 ИАП, 228 ШАД) и погиб в авария. [ 9 ]
- 10 сентября 1942 г.: над Сталинградом были убиты или ранены три пилота I./JG 53: унтер-офицер Генрих Верле (10 побед, WIA), фельдфебель Франц Хагедорн (37 побед, убит другим штурмовиком Ил-2) и лейтенант Вальтер Зеллот (86 побед). ), который был сбит и убит зенитной артиллерией. [ 10 ]
- 13 сентября 1942 г.: Сопровождая Ju 88, ас, одержавший 11 побед, унтер -офицер Эрвин Мейер (2./JG 53) прыгнул на Як-1 летчицы Раисы Беляевой. Однако он был застигнут врасплох другим Як-1, которым управляла будущая ведущая женщина-ас Лидия Литвяк , и ему пришлось катапультироваться из своего пылающего Bf 109 G-2. Он стал военнопленным. [ 11 ]
Северная Африка
[ редактировать ]
1 ноября 1942 года гауптман «Тутти» Мюллер был назначен группенкоммандером I./JG 53 и возглавил подразделение обратно на Средиземноморский театр военных действий. К ноябрю 1942 года все крыло снова было сосредоточено на Сицилии для наступления на Мальту, но это было неудачное и недолговечное наступление, сорванное защитниками. За время своих операций над Северной Африкой, Сицилией и Мальтой в 1942 году JG 53 заявила, что в общей сложности было сбито 388 самолетов. Гауптман Герхард Михальски набрал 25 очков над Мальтой. После вторжения союзников во французскую Северную Африку в ноябре гешвадер снова обнаружил, что его компоненты разделены.
«Защита Рейха»
[ редактировать ]II./JG 53 была выведена из Италии в октябре 1943 года и была первой эскадрильей подразделения, участвовавшей в операциях по обороне Рейха , дислоцированной недалеко от Вены с октября 1943 года по март 1944 года, а затем переброшенной на юг Западной Германии. Зимой 1943/44 года произошли ожесточенные бои за Италию. [ нужна ссылка ]
II./JG 53 была единственной эскадрильей, участвовавшей в операции союзников «Оверлорд» 6 июня 1944 года. Истребительные части Люфтваффе во Франции понесли катастрофические потери, и II./JG 53 не стала исключением. Всего за один месяц работы эскадрилья сообщила о 42 самолетах, потерянных в результате действий противника, 18 в результате аварий, 20 брошенных и еще 20 по другим причинам; примерно 200% своей оперативной численности.
III./JG 53 также вернулся из Италии в июне 1944 года и после непродолжительного переоборудования принял активное участие в операциях против войск союзников. Когда союзники начали операцию «Маркет Гарден» , оба II. и III./JG53 приняли участие. Новый IV. Группа была добавлена осенью 1944 года.
Позже I./JG53 был переброшен в Румынию для защиты нефтяных месторождений Плоешти , а также участвовал в дальнейших действиях в Венгрии в конце 1944 - начале 1945 года против Красной Армии. Оно отступило в Чехословакию и Австрию и было расформировано в апреле 1945 года. Остальная часть подразделения была расформирована за несколько дней до Дня Победы .
Командиры
[ редактировать ]Коммодор эскадрильи
[ редактировать ]• Оберст Бруно Лёрцер | 15 марта 1937 г. | – | 31 марта 1938 г. [ 12 ] |
• Подполковник Вернер Юнк | 1 апреля 1938 г. | – | 30 сентября 1939 г. [ 12 ] |
• Майор Ганс Кляйн | 1 октября 1939 г. | – | 31 декабря 1939 г. [ 12 ] |
• Майор Ганс-Юрген фон Крамон-Таубадель | 1 января 1940 г. | – | 30 сентября 1940 г. [ 12 ] |
• Полковник Гюнтер Фрайхерр фон Мальцан | 9 октября 1940 г. | – | 4 октября 1943 г. [ 12 ] |
• Майор Фридрих-Карл Мюллер (исполняющий обязанности) | Октябрь 1943 г. [ 12 ] | ||
• Майор Курт Уббен (исполняющий обязанности) | Октябрь 1943 г. | – | ноябрь 1943 г. [ 12 ] |
• Оберст-лейтенант Гельмут Беннеманн | 9 ноября 1943 г. | – | 27 апреля 1945 г. [ 12 ] |
командиры групп
[ редактировать ]I./JG 53
• Капитан Лотар фон Янсон | 1 мая 1939 г. | – | 30 июня 1940 г. [ 12 ] |
• Капитан Альберт Блюменсаат | 1 июля 1940 г. | – | 25 августа 1940 г. [ 12 ] |
• Гауптман Ханс-Карл Майер | 1 сентября 1940 г. | – | 17 октября 1940 г. † [ 12 ] |
• Капитан Ганс-Генрих Брюстеллин | Октябрь 1940 г. | – | 1 мая 1941 г. [ 12 ] |
• Старший лейтенант Вильфрид Бальфанц | 1 июня 1941 г. | – | 24 июня 1941 г. † [ 12 ] |
• Капитан Франц фон Верра | июль 1941 г. | – | 25 октября 1941 г. † [ 12 ] |
• Капитан Игнац Престель (исполняющий обязанности) | август 1941 г. | – | сентябрь 1941 г. [ 12 ] |
• Майор Герберт Камински | 1 ноября 1941 г. | – | 24 июля 1942 г. [ 12 ] |
• Капитан Уолтер Спайс | август 1942 г. | – | Октябрь 1942 г. [ 12 ] |
• Гауптман Фридрих-Карл Мюллер | ноябрь 1942 г. | – | 14 февраля 1944 г. [ 12 ] |
• Майор Юрген Хардер | 15 февраля 1944 г. | – | Январь 1945 г. [ 12 ] |
• Капитан Вольфганг Эрнст (исполняющий обязанности) | Январь 1945 г. | – | февраль 1945 г. [ 12 ] |
• Гауптман Эрих Хартманн (исполняющий обязанности) | февраль 1945 г. | – | 15 февраля 1945 г. [ 12 ] |
• Капитан Хельмут Липферт | 15 февраля 1945 г. | – | 17 апреля 1945 г. [ 12 ] |
II./JG 53
• Майор Хуберт Мерхарт фон Бернегг | 1 мая 1939 г. | – | 19 августа 1939 г. |
• Майор Гюнтер Фрайхерр фон Мальцан | 19 августа 1939 г. | – | 8 октября 1940 г. [ 13 ] |
• Капитан Хайнц Бретнюц | 9 октября 1940 г. | – | 27 июня 1941 г. † [ 13 ] |
• Капитан Уолтер Спайс | июнь 1941 г. | – | июль 1942 г. [ 13 ] |
• Гауптман Герхард Михальски | июль 1942 г. | – | 23 апреля 1944 г. [ 13 ] |
• Гауптман Ханс-Юрген Вестфаль (исполняющий обязанности) | 19 июня 1943 г. | – | июль 1943 г. [ 13 ] |
• Майор Карл-Хайнц Шнелл (исполняющий обязанности) | июль 1943 г. | – | 28 сентября 1943 г. [ 13 ] |
• Майор Юлиус Меймберг | 24 апреля 1944 г. | – | 30 апреля 1945 г. [ 13 ] |
III./JG 53
• Капитан Вернер Мёльдерс | 3 октября 1939 г. | – | 5 июня 1940 г. [ 14 ] |
• Капитан Рольф Пингель (исполняющий обязанности) | июнь 1940 г. | – | 20 июня 1940 г. [ 14 ] |
• Капитан Харро Хардер | июль 1940 г. | – | 12 августа 1940 г. † [ 14 ] |
• Капитан Вольф-Дитрих Вильке | 13 августа 1940 г. | – | 18 мая 1942 г. [ 14 ] |
• Майор Эрих Герлиц | Май 1942 г. | – | Октябрь 1942 г. [ 14 ] |
• Капитан Франц Гетц | Октябрь 1942 г. | – | 17 января 1945 г. [ 14 ] |
• Гауптман Зигфрид Лукенбах | 18 января 1945 г. | – | 2 мая 1945 г. [ 14 ] |
• Капитан Вольфганг Эрнст (исполняющий обязанности) | апрель 1945 г. | – | 2 мая 1945 г. [ 14 ] |
IV./JG 53
• Капитан Ганс Морр | 25 октября 1944 г. | – | 29 октября 1944 г. † [ 15 ] |
• Капитан Фридрих Мюер | Октябрь 1944 г. | – | 2 января 1945 г. † [ 15 ] |
• Гауптман Альфред Хаммер | 9 января 1945 г. | – | 30 апреля 1945 г. [ 15 ] |
Дополнительная группа
- Гауптман Хуберт Крек, ноябрь 1940 г. [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. Организацию Люфтваффе во время Второй мировой войны.
- ^ IAP—Istrebitelny Aviatsionny Polk (Fighter Aviation Regiment—Истребительный Авиационный Полк)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Ягдваффе. Первая фаза битвы за Британию» Э. Момбека, Д. Вадмана и Э. Дж. Крика.
- ^ Бергстрем 2007 , стр. 116.
- ^ Бергстрем и др. 2006 , стр. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прин и др. 2006 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Бергстрем и др. 2006 , стр. 61–62.
- ^ Bykov 2008 , p. 211.
- ^ Бергстрем и др. 2006 , стр. 143.
- ^ Бергстрем и др. 2006 , стр. 143–144.
- ^ Бергстрем и др. 2006 , стр. 146.
- ^ Бергстрем и др. 2006 , стр. 147.
- ^ Гудпастер-Стребе 2007 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Прин 1991 , с. 1653.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прин 1991 , с. 1654.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Прин 1991 , с. 1655.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин 1991 , с. 1656.
- ^ Прин 1991 , с. 1657.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер; Диков Андрей; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2006). Черный Крест / Красная Звезда Воздушная война на Восточном фронте, Том 3, Все для Сталинграда . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9761034-4-8 .
- Бергстрем, Кристер (2007). Барбаросса — Воздушный бой: июль – декабрь 1941 г. Лондон: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-270-2 .
- Bykov, Mijail Yurevich (2008). Асы Великой Отечественной Войны. Самые результативные лётчики 1941-1945 гг. ( Asy Velikoy Otechestvennoy Voyny. Samye rezultativnye liotchiki 1941-45 gg ) (in Russian). Moscow.: Yauza-EKSMO. ISBN 978-5-699-20526-4 .
- Гудпастер-Стребе, Эми (2007). Летая за свою страну: Американские и советские женщины-военные летчики Второй мировой войны . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-275-99434-1 .
- Уильямсон Мюррей, Люфтваффе (Grafton Books, 1985)
- Йохен Прин, Jagdgeschwader 53 - История эскадрильи «Пик Ас» ISBN 0-76430-175-6 (v. 1), ISBN 0-76430-292-2 (v.2), ISBN 0-76430-556-5 (v.3)
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2006). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/II — От летней кампании 1942 г. до разгрома Сталинграда — 1 мая 1942 г. по 3 февраля 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. —Часть 9/II — От летней кампании 1942 года до поражения под Сталинградом — с 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 года ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-77-9 .
- Момбек, Эрик и Роба, Жан-Луи (ноябрь 1997 г.). «С асами JG 52 в Средиземноморье». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (56): 13–17. ISSN 1243-8650 .
- Прин, Йохен (1991). Пиковый туз: История истребительного авиаполка 53 — 3 — Конец в Италии 1944 г., Румынии, Венгрии 1944/45 г., использование при защите Рейха 1943–1945 гг. [ Пиковый туз: История истребительного авиаполка 53 — 3 — Конец в Италии 1944 г., Румыния, Венгрия 1944/45 г., Защита Рейха 1943–1945 гг. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-16-8 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел (2012). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том первый: Северная Африка: июнь 1940 года - январь 1942 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-908117-07-6 .