Рольф Пингель
Рольф Пингель | |
---|---|
Рожденный | 1 октября 1913 г. Нравиться |
Умер | 4 апреля 2000 г. Ржу не могу | ( 86 лет
Верность | ![]() |
Услуга/ | ‹См. Тфд › ![]() |
Лет службы | 1934–45 |
Классифицировать | Майор (майор) |
Единица | Кондор Легион JG 53 ЙГ 26 |
Команды | III./JG 53 I./JG 26 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Испанский крест в золоте с мечами Рыцарский крест Железного креста |
Рольф Пингель (1 октября 1913 — 4 апреля 2000) — немецкий Люфтваффе военный летчик и ас-истребитель во время Гражданской войны в Испании и Второй мировой войны . Ему приписывают шесть воздушных побед во время гражданской войны в Испании и еще 22 воздушные победы на Западном фронте Второй мировой войны. Совершил около 550 боевых вылетов, в том числе около 200 в Испании.
Пингель родился в Киле и вырос в Веймарской республике . Он поступил на военную службу в Люфтваффе и прошел подготовку на летчика-истребителя. Во время гражданской войны в Испании он пошел добровольцем на службу в Легион Кондор . В Испании он одержал свою первую воздушную победу 5 июня 1937 года. За службу в Испании он был награжден Испанским золотым крестом с мечами. Во время Второй мировой войны Пингель одержал свою первую победу 10 сентября 1939 года в качестве командира эскадрильи 2. Staffel (2-я эскадрилья) Jagdgeschwader 53 (JG 53–53-й истребительный авиаполк). В августе 1940 года Пингель был переведен в Jagdgeschwader 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк), где стал командиром группы. Там он был награжден Рыцарским крестом Железного креста 14 сентября 1940 года. 10 июля 1941 года его Мессершмитт Bf 109 был поврежден в бою, что привело к вынужденной посадке возле церкви Святой Маргариты в Клиффе и был захвачен британским ополчением . Освобожден в 1947 году как военнопленный . Пингель умер 4 апреля 2000 года в Лолларе. , Германия.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Пингель родился 1 октября 1913 года в Киле , в то время в провинции Шлезвиг-Гольштейн , провинции Королевства Пруссия . [ 1 ] В 1935 году он начал летную подготовку на аэродроме Китцинген , а затем был направлен в Jagdfliegerschule в Шляйсхайме . После завершения летной подготовки в марте 1937 года его направили в I. Gruppe (1-ю группу) Jagdgeschwader 134 «Horst Wessel» (JG 134–134-й истребительный авиаполк). [ 2 ]

Во время гражданской войны в Испании Пингель добровольно пошел на службу в Легион Кондор , подразделение, состоящее из добровольцев Люфтваффе и армии , служивших на стороне националистов . Там он был приписан к 2. Staffel (2-й эскадрилье) Jagdgruppe 88 (J/88—88-я истребительная группа) под командованием оберлейтенанта Гюнтера Лютцова . [ 3 ] 2. Staffel была первой эскадрильей, полностью оснащенной новыми на тот момент Мессершмиттами Bf 109 . [ 4 ] 8 июля, во время битвы при Брунете , Пингель возглавил звено трёх самолётов ( «Кетте» ) из 2. Staffel с миссией по сопровождению истребителей бомбардировщиков из Kampfgruppe 88 и самолётов-разведчиков из Aufklärungsgruppe 88. Около Аранхуэса звено встретило пять бомбардировщиков, направлявшихся в Авила . В этом столкновении Пингелю приписывают уничтожение бомбардировщика Туполева СБ-2 . [ 5 ] Через четыре дня ему приписали уничтожение еще одного бомбардировщика СБ-2 и сопровождавшего его истребителя И-16 Поликарпова . [ 6 ] 16 июля возле Фуэнлабрады Пингель сбил еще один истребитель И-16. [ 6 ] Пингелю приписали свою шестую и последнюю воздушную победу в Испании 22 августа во время битвы при Сантандере , завоевав еще один И-16. [ 7 ] Позже 14 апреля 1939 года он был награжден Испанским крестом в золоте с мечами ( Spanienkreuz in Gold mit Schwertern ) за службу в гражданской войне в Испании. [ 8 ]
После своего возвращения из Испании 1 октября 1938 года Пингель был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 2-го ( leichte Jäger ) Staffel Jagdgeschwader (JG 334–334-го истребительного авиаполка) . 334 Эта эскадрилья входила в состав I. Gruppe JG 334 под командованием под командованием майора Ганса-Гюго Витта. Это подразделение было переименовано 1 ноября и тогда называлось 2. Staffel of Jagdgeschwader 133 (JG 133–133-й истребительный авиаполк). 1 апреля 1939 года он был снова переименован и стал 2-м 53 ( штаффелем Jagdgeschwader JG 53–53-й истребительный авиаполк). [ 9 ] В начале 1939 года группа начала замену Bf 109 D-1 на более новые варианты Bf 109 E-1 и E-3, завершив замену к марту. В течение следующих месяцев пилоты тренировали стрельбу с воздуха на аэродроме Вангероге . На момент немецкой мобилизации 26 августа группа базировалась в Висбаден-Эрбенхайме . [ 10 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу, 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу. Все еще базировавшаяся в Висбаден-Эрбенхайме, I. Gruppe патрулировала западногерманскую границу между Триром и Саарбрюккеном во время « Странной войны ». [ 11 ] Пингель одержал свою первую воздушную победу во Второй мировой войне 10 сентября, сбив французский самолет ANF Les Mureaux 113 недалеко от Энсдорфа . 30 сентября ему приписали уничтожение Королевских ВВС (RAF) сражения Фейри к западу от Саарбрюккена. [ 12 ] Битва принадлежала 150-й эскадрилье Передовых ударных авиационных сил, выполнявшей задание в Саарбрюккене. [ 13 ] В конце октября группа была переведена на аэродром в Кирхберге, чтобы освободить место в Висбаден-Эрбенхайме для вновь созданной III группы. Группа JG 53. [ 11 ]
5 июня немецкие войска начали Fall Rot (Case Red), второй этап завоевания Франции. В тот день гауптман Вернер Мёльдерс был подстрелен в бою в окрестностях Компьеня и взят в плен . Пингель был переведен из 2-го штаба и временно принял командование III. Группа . [ 14 ] 11 июня JG 53 поддерживал бои у Эны и под Реймсом , где Пингель сбил два Morane-Saulnier MS406 . истребителя [ 15 ] После перемирия 22 июня 1940 года Мёльдерс вернулся в III. Группу только предстоит передать под командование Jagdgeschwader 51 (JG 51–51-й истребительный авиаполк). Гауптман Харро Хардер был официально назначен группенкомандером (командиром группы) III. Группа и Пингель вернулись, чтобы принять командование 2-м штабелем . [ 16 ]
С Ягдгешвадером 26
[ редактировать ]22 августа главнокомандующий Люфтваффе рейхсмаршал Герман Геринг назначил майора Адольфа Галланда гешвадеркоммодером «Шлагетер» (JG 26–26 (командиром крыла) Jagdgeschwader 26 -й истребительный авиаполк). Геринг был убежден, что неспособность Люфтваффе победить истребительное командование Королевских ВВС была вызвана отсутствием агрессивности со стороны пилотов-истребителей Люфтваффе. В результате Геринг передал все должности гешвадеркоммодора более молодым и успешным людям. [ 17 ] Галланд разделял мнение Геринга, и в качестве первой меры заменил группенкомандора I. Gruppe гауптмана Курта Фишера на Пингеля. [ 18 ]
Пингель одержал свои первые воздушные победы на JG 26 29 августа. С точки зрения заявленных воздушных побед, это была самая успешная миссия I. на Gruppe данный момент: из-за потери одного из своих самолетов Группа заявила о пяти истребителях RAF. На счету Пингеля было два истребителя «Спитфайр», сбитых возле Дандженесса . [ 19 ] 14 сентября два члена JG 26 получили Рыцарский крест Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ), оберлейтенант Иоахим Мюнхеберг и Пингель. В то время для номинации на Рыцарский крест требовалось двадцать воздушных побед. Пингель еще не достиг этой цифры. Колдуэлл предполагает, что Пингель частично получил эту награду за свои лидерские качества. [ 20 ]

28 сентября Пингель сбил самолет Hawker Hurricane 249-й эскадрильи недалеко от Мейдстона , но его Bf 109 E-4 ( Werknummer 3756 - заводской номер) был сильно поврежден, что вынудило Пингеля броситься у английского побережья недалеко от Гастингса и быть спасенным Seenotdienst . (морско-спасательная служба). [ 21 ] [ 22 ] Свою последнюю воздушную победу он одержал 5 ноября 1940 года. В бою с 12-й группы Пингель Даксфордским крылом заявил, что 19-й эскадрильи был сбит «Спитфайр» к востоку от Грейвсенда . [ 23 ]
22 июня 1941 года ВВС Великобритании вылетели на «Цирке» № 18, нацеливаясь на Хазбрук , с шестью бомбардировщиками «Бристоль Бленхейм» в сопровождении «Спитфайров» из 609-й и 611-й эскадрилий . Защищаясь от этой атаки, Пингель одержал свою 20-ю воздушную победу, сбив «Спитфайр» к западу от Дюнкерка . [ 24 ] 10 июля ВВС Великобритании направили три бомбардировщика Short Stirling в составе «Цирка» № 42 в Шок . Люфтваффе направило истребители JG 2 и JG 26 на перехват бомбардировщиков и истребителей сопровождения, но не смогло установить контакт до тех пор, пока ударные силы британских ВВС уже не вернулись в Англию. Пингель, преследуя одного из «Стирлингов», последовал за бомбардировщиком в воздушное пространство Англии, где атаковал бомбардировщик. Он повредил хвостовую часть бомбардировщика, но его Bf 109 F-2 ( Werknummer 12764) был подбит оборонительным огнем бомбардировщика. Затем он подвергся нападению «Спитфайра», в результате чего он совершил вынужденную посадку возле Дувра и церкви Святой Маргариты в Клиффе . [ 25 ] [ 26 ] Был взят в плен отрядом ополчения . Его освободили в 1947 году.
Самолет Пингеля, Bf 109 F-2, был возвращен в летное состояние ВВС Великобритании и получил серийный номер ES906 . Некоторое время он летал для оценочных испытаний, пока 20 октября 1941 года не разбился возле Фаулмера , в результате чего погиб его польский пилот, летный офицер Мариан Дж. Скальски. [ 27 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам Обермайера, Пингель совершил 550 боевых вылетов, 200 из которых во время гражданской войны в Испании. На его счету 28 воздушных побед, шесть в гражданской войне в Испании и еще 22 во Второй мировой войне. [ 1 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 27 заявлениях о победах в воздухе. В это число входят шесть претензий во время гражданской войны в Испании и еще 21 в отношении западных союзников во Второй мировой войне. [ 28 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Колдуэллом, Форсайтом, Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
Гражданская война в Испании | |||||||||
– 2-я Jagdgruppe 88 эскадрилья – [ 8 ] Гражданская война в Испании - июль – декабрь 1938 г. | |||||||||
1? [ Примечание 1 ] | 5 июня 1937 г. | —
|
И-15 [ 29 ] | Святой Юлиан Мюскский | 4 | 12 июля 1937 г. | —
|
И-16 [ 29 ] | |
2 | 8 июля 1937 г. | —
|
СБ-2 [ 29 ] | 5 | 16 июля 1937 г. | —
|
И-16 [ 29 ] | ||
3 | 12 июля 1937 г. | —
|
СБ-2 [ 29 ] | 6 | 22 августа 1937 г. | —
|
И-16 [ 29 ] | ||
Вторая мировая война | |||||||||
– 2-я Jagdgeschwader 53 эскадрилья – [ 8 ] «Странная война» - 1 сентября 1939 г. - 9 мая 1940 г. | |||||||||
1 | 10 сентября 1939 г. | 14:15 | Стены 113 | Энсдорф [ 12 ] | 2 | 30 сентября 1939 г. | 11:50 | Боевой | к западу от Саарбрюккена [ 12 ] |
– 2-я Jagdgeschwader 53 эскадрилья – [ 8 ] Битва за Францию - 10 мая - 5 июня 1940 г. | |||||||||
3 | 14 мая 1940 г. | 11:20? [ Примечание 2 ] | МБ.151 | к югу от Седана [ 30 ] | 5 | 14 мая 1940 г. | 16:30 | Боевой | Затем [ 30 ] |
4 | 14 мая 1940 г. | 11:22 | МБ.151 | к югу от Седана [ 30 ] | 6 | 26 мая 1940 г. | 10:55 | Ураган [ 30 ] | |
– Персонал III. Группа Jagdgeschwader 53 – [ 8 ] Битва за Францию - 5–20 июня 1940 г. | |||||||||
7 | 11 июня 1940 г. | 11:55? [ Примечание 3 ] | МС406 | Реймс - Эперне [ 31 ] | 8 | 11 июня 1940 г. | 12:10 | МС406 | к юго-западу от Эперне [ 31 ] |
– 2-я Jagdgeschwader 53 эскадрилья – [ 8 ] У Ла-Манша и над Англией - 26 июня - 21 августа 1940 г. | |||||||||
9? [ Примечание 4 ] | 15 августа 1940 г. | —
|
Ураган [ 32 ] | 10 | 18 августа 1940 г. | 15:32 | Спитфайр [ 32 ] | ||
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 26 « Шлагетер » – [ 33 ] У Ла-Манша и над Англией - 22 августа 1940 г. - 21 июня 1941 г. | |||||||||
11 | 29 августа 1940 г. | 20:06 | Спитфайр | неопрятность [ 34 ] [ 35 ] | 16 | 28 сентября 1940 г. | 14:40 | Ураган | Мейдстон [ 34 ] [ 22 ] |
12 | 29 августа 1940 г. | 20:07 | Спитфайр | неопрятность [ 34 ] [ 36 ] | 17 | 5 ноября 1940 г. | 17:05 | Спитфайр | к востоку от Грейвсенда [ 37 ] [ 38 ] |
13 | 31 августа 1940 г. | 18:45 | Спитфайр | к югу от Лондона [ 34 ] [ 39 ] | 18 | 16 июня 1941 г. | 16:35 | Бленхейм | к юго-востоку от Булони [ 37 ] [ 40 ] |
14 | 7 сентября 1940 г. | 19:25 | Спитфайр | Тонбридж [ 34 ] [ 41 ] | 19 | 16 июня 1941 г. | 16:52 | Спитфайр | к югу от Дандженесса [ 37 ] [ 40 ] |
15 | 14 сентября 1940 г. | 16:50 | Ураган | к юго-востоку от Мейдстона [ 34 ] [ 20 ] | |||||
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 26 « Шлагетер » – [ 33 ] У Ла-Манша и над Англией - 22 июня - 10 июля 1941 г. | |||||||||
20 | 22 июня 1941 г. | 16:10 | Спитфайр | к западу от Дюнкерка [ 42 ] [ 43 ] | 22 | 2 июля 1941 г. | 12:50 | Спитфайр | к югу от Дюнкерка [ 42 ] [ 44 ] |
21 | 27 июня 1941 г. | 21:43 | Спитфайр | Рубе [ 42 ] [ 45 ] |
Награды
[ редактировать ]- Испанский крест в золоте с мечами (14 апреля 1939 г.) [ 8 ]
- Железный крест (1939 г.) 2-й и 1-й степени. [ 46 ]
- Рыцарский крест Железного креста 14 сентября 1940 года в должности и группы командира I./Jagdgeschwader капитана 26 «Шлагетер». [ 47 ] [ 48 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Обермайер 1989 , с. 180.
- ^ Госс 2018 , с. 96.
- ^ Браатц 2005 , с. 147.
- ^ Форсайт 2011 , с. 56.
- ^ Форсайт 2011 , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б Форсайт 2011 , с. 66.
- ^ Форсайт 2011 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 969.
- ^ Прин и др. 2000 , с. 232.
- ^ Прин и др. 2000 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2001а , с. 361.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2001а , с. 368.
- ^ Прин 1997 , с. 45.
- ^ Прин и др. 2001b , стр. 347, 349–350.
- ^ Прин 1997 , с. 121.
- ^ Прин 1997 , с. 123.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 60.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 61.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 73.
- ^ Прин и др. 2002а , с. 294.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 78.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 85–86.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 139–140.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 149–150.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 521.
- ^ Сондерс 2014 , с. 163.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 969–970.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Форсайт 2011 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2001б , с. 327.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2001б , с. 357.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2002б , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 970.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2002а , с. 291.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 64.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2002а , с. 292.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 86.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 135.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2003 , с. 512.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 140.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 146.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 143.
- ^ Диксон 2023 , с. 28.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 340.
- ^ Шерцер 2007 , с. 596.
Библиография
[ редактировать ]- Браац, Курт [на немецком языке] (2005). Бог или самолет - жизнь и смерть летчика-истребителя Гюнтера Лютцова [ Бог или самолет - жизнь и смерть летчика-истребителя Гюнтера Лютцова ] (на немецком языке). Моосбург, Германия: NeunzweinSechs Verlag. ISBN 978-3-9807935-6-8 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1996). Военный дневник JG 26: Том первый, 1939–1942 гг . Лондон, Великобритания: Грубстрит. ISBN 978-1-898697-52-7 .
- Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1939–1942 гг . Книги «Перо и меч» . ISBN 978-1-52677-864-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2011). Асы Легиона Кондор . Самолет асов. Том. 99. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84908-347-8 .
- Госс, Крис (2018). Рыцари битвы за Британию — экипаж Люфтваффе награжден Рыцарским крестом в 1940 году . Йоркшир, Великобритания: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-52672-651-3 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 3 M – R. Уолтон-на-Темзе, Великобритания: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-20-2 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Прин, Йохен (1997). Jagdgeschwader 53 История эскадрильи «Пик Ас», март 1937 г. — май 1942 г. Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера. ISBN 978-0-7643-0175-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000). ВВС 1934–1945 гг. — Часть 1 — Предвоенный период и действия над Польшей — 1934–1939 гг. ] Истребительные части немецких (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-54-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001a). ВВС Германии с 1934 по 1945 год — Часть 2 — «Сидячая война» — с 1 сентября 1939 года по 9 мая 1941 года Истребительные части (9 мая 1940 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-59-5 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 3. Операции в Дании и Норвегии. 9.4. по 30 ноября 1940 г. — Поход на Запад — 10 мая. по 25 июня 1940 г. [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 г. — Часть 3 — Действия в Дании и Норвегии — с 9 апреля по 30 ноября 1940 г. — Кампания на Западе — с 10 мая по 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке ) . Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002a). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/I — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ I — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-63-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002b). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/II — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ II — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-64-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 5. Национальная оборона. 10. Май 1940 г. - 31 декабря 1941 г. - Развертывание в Средиземноморье - Октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. - Развертывание на Западе - 22. охотничьи группы — Операция 1941 г. до роспуска в начале 1942 г. Июнь — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные Театр — октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. — Действия в Запад — 22 июня — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные истребительные группы — действия с 1941 г. до их распада в начале 1942 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-68-7 .
- Сондерс, Энди (2014). Прибытие орлов: высадка люфтваффе в Великобритании в 1939-1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-909808-39-3 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- 1913 рождений
- 2000 смертей
- Военные из Киля
- Военнослужащие из провинции Шлезвиг-Гольштейн
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста
- Летающие асы Гражданской войны в Испании
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенным Королевством
- Сбитые авиаторы
- Персонал Легиона Кондор