Уолтер Адольф
Уолтер Адольф | |
---|---|
![]() Адольф как гауптман | |
Рожденный | Фонтаны , Королевство Румыния | 11 июня 1913 г.
Умер | 18 сентября 1941 г. Северное море , Остенде , оккупированная немцами Бельгия. | (28 лет)
Причина смерти | Убит в бою |
Похороненный | |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 193?–41 |
Классифицировать | Hauptmannкапитан |
Единица | J/88 , JG 26 |
Команды удержаны | II./ JG 26 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Испанский крест в золоте с мечами Рыцарский крест Железного креста |
Вальтер Адольф (11 июня 1913 — 18 сентября 1941) — немецкий Люфтваффе военный летчик во время Гражданской войны в Испании и ас-истребитель во время Второй мировой войны . На его счету 25 воздушных побед, в том числе одна в Испании, одержанная в 79 боевых вылетах. Все его победы во Второй мировой войне были одержаны на Западном фронте .
Адольф родился в Фантанеле , Румыния , служил в Легионе Кондор одержал свою первую воздушную победу 30 декабря . войны в Испании, где он года время гражданской во 1937 JG 1–1st Fighter Wing), эскадрилья, которая позже была переименована в 8. Staffel of Jagdgeschwader 27 (JG 27–27th Fighter Wing). В октябре 1940 года он был назначен группенкомандером (командиром группы) II. Группа Jagdgeschwader погиб 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк) и получила Рыцарский крест Железного креста 13 ноября 1940 года. 16 сентября 1941 года он в бою с Supermarine Spitfire истребителями из 41-й эскадрильи .
Молодость карьера и
Адольф родился 11 июня 1913 года в Фынтынеле , уезд Бакэу , Румыния . После падения Австро-Венгерской империи в 1918 году он переехал с семьей в Германию. [1] С конца 1937 года до весны 1938 года он служил в составе 1-й стаффеля (1-й эскадрильи) й Jagdgruppe 88- (J/88–88-й истребительной группы) легиона Кондор во время гражданской войны в Испании . [2] [Примечание 1] Адольф прибыл в Испанию в то время, когда J/88 получил в свое распоряжение 14 новых истребителей Messerschmitt Bf 109 B-2. [3] Он заявил об одной победе, [4] Республиканский . истребитель И-15 Поликарпова , 30 декабря 1937 года. Он был награжден Испанским крестом в золоте с мечами ( Spanienkreuz in Gold mit Schwertern ) за службу в гражданской войне в Испании [5]
1 января 1939 года Адольф был назначен Staffelkapitän ) 2. Staffel Jagdgeschwader (командир эскадрильи 130 (JG 130–130th Fighter Wing), эскадрильи I. Gruppe (1-я группа) JG 130 под командованием гауптмана Бернхарда Вольденги . Это подразделение было переименовано 1 мая 1939 года и с тех пор называлось 2. Staffel of Jagdgeschwader 1 (JG 1–1st Fighter Wing). [6] В середине августа 1939 года 2. Штаффелю было приказано перебраться из Иезау, недалеко от современного Багратионовска , в Хайлигенбайль , современное Мамоново, для подготовки к немецкому вторжению в Польшу . [7] [8]
Вторая мировая война [ править ]
Вторая мировая война в Европе началась в пятницу, 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу. 6 сентября I. Gruppe (1-я группа) JG 1 была отозвана и отправлена в Любек-Бланкензее , а затем 15 сентября в Фёрден , где подразделение оставалось до января 1940 года. Там группа летала под защитой истребителей во время « Странной войны ». на границе Германии с Нидерландами. [9] [10] Адольф одержал свою первую воздушную победу во Второй мировой войне 1 октября 1939 года над Оснабрюком . Его противником был самолет Королевских ВВС (RAF) Bristol Blenheim N6281 из 139-й эскадрильи , пилотируемый фланговым офицером AC MacLachlan. [11] [12] [13]
В середине января 1940 года I. Gruppe была направлена на аэродром Гимних, сегодня часть Эрфтштадта , где подразделению было поручено патрулировать западную границу Германии. Там группа постоянно проводила различные летные учения. В конце апреля подразделение получило первый вариант Bf 109 E-4, пришедший на замену Bf 109 E-3. [14]
Битва Франции и Британии [ править ]
Вермахт JG 27–27-й истребительный авиаполк) , начал вторжение во Францию и Нидерланды 10 мая 1940 года. Во время этой кампании I. Gruppe JG 1 была подчинена штабному подразделению Jagdgeschwader 27 ( находившемуся под командованием контроль VIII. Fliegerkorps (8-й воздушный корпус) под командованием генерал-полковника Вольфрама фрайгера фон Рихтгофена . В тот день I. Gruppe совершила боевое воздушное патрулирование в районе Венло – Тирлемон – Льеж , а позже в тот же день в Маастрихт . [15] 12 мая немецкие войска начали переходить мосты через Маас и канал Альберта . С рассветом девять «Бристоль Бленхеймов» , принадлежащих 139-й эскадрилье Королевских ВВС, вылетели из Пливота , чтобы бомбить плацдармы. Они столкнулись с Bf 109 из Stab./JG 51 , а также 2 и 3./JG 27. [16] При защите этих мостов I. Gruppe заявила, что Адольф сбил десять бомбардировщиков, в том числе три бомбардировщика «Бленхейм» из 139-й эскадрильи. [17] [18] 139-я эскадрилья потеряла семь бомбардировщиков без сопровождения. [16] 16 мая I. Gruppe была переброшена на аэродром в Шарлевиле . [17] 6 июня Адольфу приписали две воздушные победы над французскими бомбардировщиками Lioré et Olivier LeO 451 в окрестностях Мондидье , его пятую и последнюю победу во французской кампании. [19]
I. Gruppe перебралась на аэродром в Плюметоте 30 июня 1940 года для боевых действий против британских ВВС. 5 июля Люфтваффе приступило к реорганизации своих истребительных частей. В результате I. Gruppe JG 1 была официально интегрирована в JG 27 как III. Группа , в составе 2-го штаба JG 1, затем стала 8-го штаба JG 27. [20] 19 июля III. Группа сопровождала несколько Junkers Ju 87 пикирующих бомбардировщиков во время миссии Каналкампф на остров Уайт, где они столкнулись с несколькими Hawker Hurricane истребителями . Группа заявила , что было сбито пять «Харрикеров», в том числе один Адольфом. [21] Королевские ВВС атаковали аэродром Керквиль Во второй половине дня 1 августа . В защиту этой атаки I. Gruppe одержала три победы в воздухе, в том числе бомбардировщик «Бленхейм», сбитый «Адольфом» недалеко от Шербура . [22] 7 сентября Люфтваффе начали операцию «Логе» — 65-дневное воздушное наступление на Лондон. В тот день Адольф заявил, что Supermarine Spitfire был уничтожен к югу от Стэнфорда . [23]
Командир группы и смерть [ править ]
Адольф был назначен командиром группы (командиром группы) II Gruppe Jagdgeschwader « Schlageter 26 » (JG 26–26-й истребительный авиаполк) 4 октября 1940 года. [24] JG 26 был назван в честь Альберта Лео Шлагетера , мученика , которого культивировала нацистская партия . [25] 11 октября Адольф одержал свою десятую и одиннадцатую победу в воздухе над двумя истребителями «Спитфайр». Оба «Спитфайра» принадлежали 41-й эскадрилье и были сбиты у берегов Кента недалеко от Мейдстона . Четыре дня спустя он заявил, что ураган разрушен недалеко от Лондона. «Харрикейн» принадлежал либо 46-й , либо 501-й эскадрилье . [26] Его 13-я победа на самолете «Спитфайр » 603-й эскадрильи была одержана 25 октября в воздушном бою возле Мейдстона. [27] Жертва Адольфа, пилот-офицер Людвиг Мартель, летавший на P7350 , потерял сознание, а когда пришел в себя, обнаружил, что летит вверх тормашками с неработающим двигателем, и быстро спрыгнул с парашютом в безопасное место. [28]
Его следующая победа была одержана 1 ноября над «Спитфайром » 74-й эскадрильи , также сбитым недалеко от Мейдстона. [29] 8 ноября Адольфу была приписана его 15-я воздушная победа, одержанная на «Спитфайре» возле Тонбриджа . В тот день II. Gruppe заявила, что четыре «Спитфайра» были сбиты, тогда как британские записи показывают, что два «Харрикейна» были потеряны, а еще двум пришлось совершить вынужденную посадку . [30] 13 ноября 1940 года Адольф был награжден Рыцарским крестом Железного креста в частях за повышение боевых качеств II . [31]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6c/Deutscher_Soldatenfriedhof_Lommel_-_Walter_Adolph.jpg/220px-Deutscher_Soldatenfriedhof_Lommel_-_Walter_Adolph.jpg)
17 июня Королевские ВВС совершили полет на «Цирке» № 13, нацеливаясь на химический завод Etabs Kuhlmann и электростанцию в Шоке . Всего группа № 2 направила 24 бомбардировщика «Бленхейм» в сопровождении истребителей из Норт-Уилда и Биггин-Хилла . JG 26 одержал 15 воздушных побед, включая «Ураган» Адольфа. [32] [Заметка 2] 26 июня Королевские ВВС вылетели на «Цирке» № 24 с целью разбомбить электростанцию в Комине с помощью 28 бомбардировщиков. В тот день Адольф одержал свою 18-ю воздушную победу, сбив «Спитфайр». [34] 1 июля II. Группа начала перебазирование на аэродром Мурселе , где подразделение было ближе к маршрутам «Цирка» Королевских ВВС. Инфраструктура в Мурселе была идеальной для запланированного перехода на новый на тот момент Focke-Wulf Fw 190, который начал поступать в июле. истребитель [35] [36] 6 июля ВВС Великобритании совершили полет еще одного «Цирка». № 35 был нацелен на Лилль и машиностроительную компанию Fives-Lille . Защищая эту атаку, Адольф сбил «Спитфайр» из 74-й эскадрильи. [37] 23 июля JG 26 заявил, что четыре бомбардировщика «Бленхейм» сбиты из 21-й эскадрильи у устья Шельды и Остенде , включая 21-ю воздушную победу Адольфа. [38] 16 августа Адольф одержал 23 и 24 воздушные победы во Второй мировой войне, защищаясь от «Цирка» № 75. В тот день он сбил « Спитфайр » 602-й эскадрильи в 20 километрах (12 милях) к северо-западу от Булони и самолет № 602. 602-я эскадрилья в 8 км (5,0 миль) к северу от Маркизы . [39]
18 сентября 1941 года части JG 26 сопровождали немецкий танкер через Ла-Манш. Танкер подвергся атаке трех бомбардировщиков «Бленхейм» недалеко от побережья недалеко от Бланкенберге. Бомбардировщики сопровождали истребители «Спитфайр» из 41-й эскадрильи и истребители «Харрикейн» из 615-й эскадрильи . Адольф возглавил звено из восьми Fw 190 из II. Группа в защиту танкера. Утверждается, что после нападения на танкер один бомбардировщик «Бленхейм» был сбит немецким пилотом. [40] Адольф, наблюдая за разбившимся бомбардировщиком, был сбит на своем Fw 190 A-1 ( Werknummer 0028 — заводской номер) в 30 км (19 миль) к северо-западу от Остенде. [41] [42] [43] Предполагается, что британский летчик-ас Сирил Бэббидж из 41-й эскадрильи сбил Адольфа. [44] [45] Fw 190 Адольфа был первым в своем роде, потерянным в воздушном бою. [2] [46] Преемником Адольфа на посту командира группы стал капитан Иоахим Мюнхеберг , который принял командование II группой 19 сентября. [47] 12 октября 1941 года его тело было выброшено на берег недалеко от Кнокке , Бельгия, и похоронено на немецком военном кладбище Ломмель . [48]
Краткое описание карьеры [ править ]
воздушной Заявления о победе
Автор Спик сообщает, что на его счету 28 воздушных побед, одержанных в 79 боевых вылетах. [49] Это на три победы больше, чем у авторов Обермайера, [2] Колдуэлл, [39] Прин, Штеммер, Родейке и Бок приписывают ему это. [50] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о более чем 21 заявлении о победе в воздухе, а также еще четырех неподтвержденных заявлениях. В это число входит одно заявление во время гражданской войны в Испании и 20 на Западном фронте Второй мировой войны. [5]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
гражданская война в Испании | |||||||||
– 1-я эскадрилья Jagdgruppe 88 – [5] Гражданская война в Испании - январь 1937 г. - январь 1938 г. | |||||||||
1 | 30 декабря 1937 г. | —
|
И-15 | ||||||
Вторая Мировая Война | |||||||||
– 2-я эскадрилья Jagdgeschwader 1 – [5] «Странная война» - 1 сентября 1939 г. - 9 мая 1940 г. | |||||||||
1 | 1 октября 1939 г. | 14:10 | Бленхейм | Бад-Дрибург [51] | |||||
– 2-я эскадрилья Jagdgeschwader 1 – [5] Битва за Францию - 10 мая - 25 июня 1940 г. | |||||||||
2 | 12 мая 1940 г. | 06:00 | Бленхейм | окрестности Маастрихта [52] | 5? [Заметка 3] | 6 июня 1940 г. | —
|
ЛеО 451 | Мондидье [53] |
3 | 12 мая 1940 г. | 06:07 | Бленхейм | окрестности Маастрихта [52] | 6? [Заметка 3] | 6 июня 1940 г. | —
|
ЛеО 451 | Мондидье [53] |
4 | 12 мая 1940 г. | 10:37 | Бленхейм | окрестности Льежа [52] | |||||
- 8-я эскадрилья Jagdgeschwader 27 - [5] Бои у Ла-Манша и над Англией - 26 июня - 30 сентября 1940 г. | |||||||||
7 | 19 июля 1940 г. | 18:25 | Ураган | у острова Уайт [54] | 9 | 7 сентября 1940 г. | 18:25 | Спитфайр | к югу от Стэнфорда [54] |
8 | 1 августа 1940 г. | 16:45 | Бленхейм | окрестности Шербура [54] | |||||
— Штаб II группы Jagdgeschwader 26 « Шлагетер » — [5] Бои у Ла-Манша и над Англией - 3 октября - 21 июня 1941 г. | |||||||||
10 | 11 октября 1940 г. | 17:38 | Спитфайр | Мейдстон [55] | 14 | 1 ноября 1940 г. | 12:50 | Спитфайр | Мейдстон [55] |
11 | 11 октября 1940 г. | 17:38 | Спитфайр | Мейдстон [55] | 15 | 8 ноября 1940 г. | 14:50 | Спитфайр | Тонбридж [55] |
12 | 15 октября 1940 г. | 14:10 | Ураган | Лондон [55] | 16 | 17 июня 1941 г. | 19:50 | Ураган | Булонь [56] |
13 | 25 октября 1940 г. | 11:04 | Спитфайр | Мейдстон [55] | |||||
— Штаб II группы Jagdgeschwader 26 « Шлагетер » — [5] Бои у Ла-Манша и над Англией - 22 июня - 18 сентября 1941 г. | |||||||||
17 | 22 июня 1941 г. | 16:00 | Спитфайр | Гравелины [57] | 21 | 23 июля 1941 г. | 14:20 | Бленхейм | Остенде [57] |
18 | 26 июня 1941 г. | 11:55 | Спитфайр | Мардик [57] | 22 | 24 июля 1941 г. | 14:55? [Примечание 4] | Спитфайр | 20 км (12 миль) к северо-западу от Гравелина [57] |
19 | 6 июля 1941 г. | 14:45? [Примечание 5] | Спитфайр | Вормхаут [57] окрестности Кале |
23? [Заметка 3] | 16 августа 1941 г. | 09:30? [Примечание 6] | Спитфайр | 20 км (12 миль) к северо-западу от Булони [50] |
20 | 8 июля 1941 г. | 15:30 | Спитфайр | Гравелины [57] | 24? [Заметка 3] | 16 августа 1941 г. | 19:30? [Примечание 7] | Спитфайр | 8 км (5,0 миль) к северу от Маркизы [50] |
Награды [ править ]
- Испанский крест в золоте с мечами [2]
- Почетный кубок Люфтваффе (26 октября 1940 г.) [2] [58]
- Рыцарский крест Железного креста 13 ноября 1940 года в должности капитана и командира группы II./Jagdgeschwader ». 26 «Шлагетер [59] [60]
Примечания [ править ]
- ^ Для объяснения обозначений подразделений Люфтваффе см. Организация Люфтваффе во время Второй мировой войны .
- ↑ По словам Колдуэлла, это был «Цирк» № 14. [33]
- ^ Перейти обратно: а б с д По словам Мэтьюза и Формана, это утверждение не подтверждено. [5]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:56. [5]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:15. [5]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 09:35. [5]
- ↑ По заявлению Мэтьюза и Формана в 19:45. [5]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Диксон 2023 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с д Это Обермайер 1989 , с. 81.
- ^ Браатц 2005 , с. 164.
- ^ Форсайт 2017 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж к л м Мэтьюз и Форман 2014 , с. 8.
- ^ Прин и др. 2000а , с. 94.
- ^ Прин, Родейке и Стеммер 1995 , стр. 2.
- ^ Прин и др. 2000а , с. 89.
- ^ Прин, Родейке и Стеммер 1995 , стр. 25.
- ^ Прин и др. 2001 , с. 33.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 81.
- ^ Прин, Родейке и Стеммер 1995 , стр. 31.
- ^ Уил 2003 , с. 13.
- ^ Прин, Родейке и Стеммер 1995 , стр. 31, 33.
- ^ Прин и др. 2001 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б Прин, Родейке и Стеммер 1995 , с. 54.
- ^ Форсайт 2017 , с. 12.
- ^ Прин, Родейке и Стеммер 1995 , стр. 54, 339.
- ^ Прин, Родейке и Стеммер 1995 , стр. 70.
- ^ Прин, Родейке и Стеммер 1995 , стр. 70, 72, 339.
- ^ Прин, Родейке и Стеммер 1995 , стр. 72, 339.
- ^ Прин, Родейке и Стеммер 1995 , стр. 73, 340.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 80.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 3.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 81–83.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 83–84.
- ^ Бергстрем 2015 , стр. 261.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 85–86.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 86–88.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 87.
- ^ Франкс 2016 , стр. 46, 49.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 136.
- ^ Франкс 2016 , с. 68.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 143.
- ^ Хутон 1999 , с. 112.
- ^ Франкс 2016 , стр. 91, 94.
- ^ Франкс 2016 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Колдуэлл 1996 , с. 166.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 176–177.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 181.
- ^ Прин и др. 2003 , стр. 524, 536.
- ^ Прайс 1977 , с. 32.
- ^ Форман 2005 , с. 103.
- ^ Госс 2018 , с. 174.
- ^ Томас 2016 , с. 45.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 528.
- ^ Госс 2018 , с. 175.
- ^ Спик 1999 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2003 , с. 533.
- ^ Прин и др. 2001 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2000б , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2000б , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2002 , с. 420.
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Прин и др. 2002 , с. 312.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 313.
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Прин и др. 2003 , с. 531.
- ^ Госс 2018 , с. 173.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 114.
- ^ Шерцер 2007 , с. 188.
Библиография [ править ]
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] (2015). Битва за Британию: новый взгляд на эпический конфликт . Оксфорд, Великобритания: Каземат. ISBN 978-1612-00347-4 .
- Браац, Курт [на немецком языке] (2005). Бог или самолет - жизнь и смерть летчика-истребителя Гюнтера Лютцова [ Бог или самолет - жизнь и смерть летчика-истребителя Гюнтера Лютцова ] (на немецком языке). Моосбург, Германия: NeunzweinSechs Verlag. ISBN 978-3-9807935-6-8 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1996). Военный дневник JG 26: Том первый, 1939–1942 гг . Лондон, Великобритания: Грубстрит. ISBN 978-1-898697-52-7 .
- Калл, Брайан; Ландер, Брюс; Вайс, Генрих (1999). Двенадцать дней в мае . Лондон: Издательство Grub Street. ISBN 978-1-902304-12-0 .
- Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1939–1942 гг . Книги «Перо и меч» . ISBN 978-1-52677-864-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Вермахта Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форман, Джон (2005). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе, часть вторая . Уолтон-на-Темзе: Красный коршун. ISBN 978-0-9546201-5-8 .
- Форсайт, Роберт (2017). Jagdgeschwader 1 'Oesau' Aces 1939–45 . Самолет асов. Том. 134. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Bloomsbury . ISBN 978-1-4728-2291-8 .
- Фрэнкс, Норман (2016). Воздушная война истребительного командования 1941 года: цирковые операции британских ВВС и истребительные зачистки против Люфтваффе . Барнсли, Южный Йоркшир: Книги о пере и мече. ISBN 978-1-47384-723-1 .
- Фрэнкс, Норман (2008) [1997]. Потери истребительного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне: Том 1, Оперативные потери самолетов и экипажей 1939–1941 гг . Издательство Мидленд. ISBN 978-1-85780-286-3 .
- Госс, Крис (2018). Рыцари битвы за Британию — экипаж Люфтваффе награжден Рыцарским крестом в 1940 году . Йоркшир, Великобритания: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-52672-651-3 .
- Хутон, скорая помощь (1999). Орел в огне: Падение Люфтваффе . Брокгемптон Пресс . ISBN 978-1-86019-995-0 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2014). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 1 A–F . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-18-9 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон, Великобритания: Близнецы МакВиртер. ISBN 978-0-901928-00-9 .
- Обермайер, Эрнст (1989). истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские крестоносцы на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Прайс, Альфред (1977). Фокке-Вульф 190 на войне . Нью-Йорк: Скрибнер . ISBN 978-0-684-15323-0 . LCCN 77-78704 .
- Прин, Йохен; Родейке, Питер; Стеммер, Герхард (1995). Мессершмитт Bf 109 в бою с III. и IV./Jagdgeschwader 27, 1938–1945 [ Messerschmitt Bf 109 в бою с III. и IV./Jagdgeschwader 27, 1938–1945 ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-30-4 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000a). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 1 — Предвоенный период и действия над Польшей — 1934–1939 .] гг (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-54-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001). Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 год - Часть 2 - «Сидячая война» - 1 сентября 1939 года по 9 мая 1941 года (9 мая 1940 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-59-5 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. Часть 3. Действия в Дании и Норвегии 9.4. по 30 ноября 1940 г. — Поход на Запад, 10 мая. по 25 июня 1940 г. [ Ассоциация летчиков-истребителей немецких люфтваффе с 1934 по 1945 г. Часть 3 - Назначения в Дании и Норвегии, 9 апреля - 30 ноября 1940 г. - Кампания на Западе, 10 мая - 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке). Печать Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/I — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ I — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-63-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 5. Национальная оборона. 10. Май 1940 г. - 31 декабря 1941 г. - Развертывание в Средиземноморье - Октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. - Развертывание на Западе - 22. охотничьи группы — Операция 1941 г. до роспуска в начале 1942 г. Июнь — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные Театр — октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. — Действия на Западе — 22 июня — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные истребительные группы — Действия с 1941 г. до их распада в начале 1942 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-68-7 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 года 1939 года из состава армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Шорс, Кристофер; Форман, Джон; Эренгардт, Крис (1992). Молодые орлы . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-42-7 .
- Спик, Майк (1999). Полный истребитель-ас - все истребители-асы мира, 1914–2000 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 978-1-85367-374-0 .
- Томас, Эндрю (2016). Спитфайры-асы фронта под Ла-Маншем 1941–43 . Самолет асов. Том. 131. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-147281-258-2 .
- Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Самолет асов. Том. 9. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-85532-595-1 .
- Уил, Джон (2003). Jagdgeschwader 27 «Африка» . Авиационные элитные подразделения. Том. 12. Лондон, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-538-9 .
- 1913 рождений
- 1941 смертей
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Персонал Легиона Кондор
- Персонал Люфтваффе погиб во Второй мировой войне
- Авиаторы погибли в результате сбития
- Люди из уезда Бакэу
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста
- Молдавско-немецкий народ
- Захоронения на немецком военном кладбище Ломмель.
- Румынские эмигранты в Германии