Вальдемар Раденер
Вальдемар Раденер | |
---|---|
Рожденный | 24 января 1921 г. Люхтринген |
Умер | 8 января 1957 г. Шонгау | ( 35 лет
Верность | Нацистская Германия (до 1945 г.) Западная Германия |
Услуга/ | ‹См. Тфд › ВВС ( Вермахт ) Немецкие ВВС ( Бундесвер ) |
Лет службы | 1939–1945 1956–1957 |
Классифицировать | Старший лейтенант (Вермахт) Капитан (Бундесвер) |
Единица | ЙГ 26 ДжГ 300 |
Команды | II./JG 26 II./JG 300 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Супруг (а) | Хельга Раденер-Блашке |
Другая работа | индустрия моды |
Вальдемар Раденер [ Примечание 1 ] (24 января 1921 — 8 января 1957) — немецкий Люфтваффе военный летчик и ас-истребитель во время Второй мировой войны . Ему приписывают 37 воздушных побед, все из которых были одержаны на Западном фронте и при защите Рейха .
Раденер родился в Люхтрингене и вырос в Веймарской республике и нацистской Германии . Он поступил на военную службу в Люфтваффе и прошел подготовку на летчика-истребителя. После летной подготовки [ Примечание 2 ] он был отправлен в Jagdgeschwader 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк) в феврале 1943 года. Летая с этим крылом, Раденер одержал свою первую воздушную победу 13 марта 1943 года на Западном фронте над истребителем Королевских ВВС, которого не было. подтвержденный. После того, как он временно возглавил 6-ю эскадрилью (6-ю эскадрилью) JG 26 в конце 1943 года, он был официально назначен командиром эскадрильи 7-й стаффель (7-я эскадрилья) JG 26 в феврале 1944 года. В конце января 1945 года Раденер получил командование II. Группа (2-я группа) JG 26. В конце февраля 1945 года он был переведен в Jagdgeschwader 300 (JG 300–300-й истребительный авиаполк), где командовал II. Группа JG 300. 12 марта он был награжден Рыцарским крестом Железного креста за службу в JG 26. После Второй мировой войны он вступил в ВВС Германии и погиб в авиакатастрофе 8 января 1957 года.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Раденер родился 24 января 1921 года в Люхтригене, современной части Хёкстера , в то время в провинции Вестфалия , Свободном государстве Пруссия в Веймарской республике . [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу, 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу. После летной подготовки 28 февраля 1943 года лейтенант Раденер присоединился к 4-му штабному дивизиону Jagdgeschwader 26 « Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк). [ 4 ] Его эскадрилья, оснащенная самолетами Focke-Wulf Fw 190 A-4, входила в состав II. Группа (2-я группа) JG 26, находившаяся в то время под командованием майора Вильгельма-Фердинанда Галланда и базировавшаяся на аэродроме Витри-ан-Артуа на севере Франции. [ 5 ] Раденер подал свою первую заявку на победу в воздухе 13 марта, которая не была подтверждена. Истребитель Supermarine Spitfire принадлежал либо Королевских ВВС Канады (RCAF) 402-й , либо 403-й эскадрилье и был сбит к востоку от Этапля . [ 6 ] Его первая подтвержденная воздушная победа произошла 3 мая. В тот день он сбил «Спитфайр» Королевских ВВС (RAF) в 20 километрах (12 милях) к западу от залива Сомма . [ 7 ]
14 мая Раденер произвел Herausschuss (разделительный выстрел) по ВВС США (USAAF) бомбардировщику Boeing B-17 Flying Fortress из 351-й бомбардировочной группы к северо-западу от Антверпена . Herausschuss представлял собой серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик , вынужденный отделиться от своего боевого ящика , что обычно засчитывалось как воздушная победа. В данном случае Раденеру не приписали победу в воздухе. [ 8 ] Бомбардировочное командование USAAF VIII выполнило свой первый дневной вылет во время битвы за Рур 22 июня. В защиту этой атаки Раденер заявил, что истребитель сопровождения Republic P-47 Thunderbolt сбит в 10–15 км (6,2–9,3 мили) к северо-западу от Домбурга . [ 9 ] Четыре дня спустя VIII бомбардировочное командование атаковало аэродром Виллакубле . Защищаясь от этой атаки, Раденер сбил P-47 из 56-й истребительной группы в 10 км (6,2 мили) к северо-северо-западу от Ле-Трепора . [ 10 ] 4 июля VIII бомбардировочное командование направило 237 B-17, атаковав различные цели во Франции, включая авиационные заводы в Нанте и Ле-Мане , а также базу подводных лодок в Ла-Паллисе . Эту атакующую группу сопровождали истребители RAF Spitfire, из которых Раденер заявил, что один сбит. Однако это утверждение не подтвердилось. [ 11 ] 30 июля он забил два истребителя USAAF P-47 из 78-й истребительной группы и 56-й истребительной группы недалеко от Арнема и к югу от Веркендама . [ 12 ]
Командир эскадрильи и командир группы
[ редактировать ]17 августа 1943 года во время выполнения задания Швайнфурт-Регенсбург командир группы (командир группы) Галланд погиб в бою . [ 13 ] В результате гауптман Йоханнес Науманн временно получил командование II группой . До этого Науманн возглавлял 6-й штабфель , и Раденер был выбран его преемником на посту Staffelkapitän (командир эскадрильи) Staffel . 9 сентября оберст-лейтенант Йоханнес Зайферт был официально назначен командиром группы , II и Науманн вернулся, чтобы возглавить свой 6-й штабной полк . [ 14 ] После объединения 10. Staffel в JG 26 1 октября 6. Staffel был переименован в 7. Staffel . [ 15 ] бомбардировочное командование USAAF VIII нанесло удар по Людвигсхафену 30 декабря . В тот день Раденер заявил, что его пятый тяжелый бомбардировщик уничтожен. [ 16 ]
11 января 1944 года Раденер сбил истребитель P-47 из 353-й истребительной группы. Это была его 10-я победа в воздухе, и бой состоялся в Бакуме, недалеко от Лингена . [ 17 ] 9 февраля Раденер официально стал штабфель-капитаном 7-го штаба, когда Наумана снова перевели. [ 18 ] 18 февраля 1944 года ВВС Великобритании совершили налет на тюрьму Амьена в оккупированной немцами Франции, получивший название «Операция Иерихон» . Целью рейда было освобождение участников французского Сопротивления и политических заключенных . [ 19 ] Атакующую группу из девятнадцати бомбардировщиков De Havilland Mosquito сопровождали восемь Hawker Typhoon истребителей из 174-й эскадрильи . В 11:35 истребители Люфтваффе были подняты в воздух из Гревилле . Защищаясь от этой атаки, Раденеру приписали уничтожение Тайфуна, сбитого к северу от Амьена. [ 20 ] Его противником был летный офицер Ж. Э. Рено, который совершил вынужденную посадку и попал в плен. [ 21 ]
16 апреля Раденер был награжден Немецким крестом золоте в за 16 воздушных побед. [ 22 ] 11 мая он сбил бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator из 487-й бомбардировочной группы , но затем случайно протаранил второй B-24 на своем Focke-Wulf Fw 190 A-8 ( Werknummer 680120 — заводской номер). Он спасся с легкими травмами, а B-24 вернулся в Англию. [ 23 ] 15 июня Раденер одержал неподтвержденную воздушную победу над истребителем USAAF North American P-51 Mustang из 339-й истребительной группы в бою к востоку от Бонневаля . [ 24 ] Вскоре после этого он был сбит еще одним Р-51 из 339-й истребительной группы. Он выпрыгнул с парашютом, но его парашют не смог полностью раскрыться после того, как он зацепился за его Fw 190 A-8 ( Werknummer 730934) и получил травмы при приземлении, из-за чего он был госпитализирован до конца месяца. Во время выздоровления его временно заменил лейтенант Хайнц-Герхард Фогт на посту командира 7-го штабеля . [ 25 ]
11 сентября Раденер вернулся из отпуска по причине травмы и сохранил за собой командование 7. Staffel JG 26. [ 26 ] Свои последние две воздушные победы он одержал 23 декабря, в результате чего его общее количество достигло 23 воздушных побед. В тот день бомбардировочное командование Королевских ВВС атаковало немецкую транспортную инфраструктуру к востоку от района боевых действий в Арденнах . Защищая эту атаку, Фогт сбил два бомбардировщика Avro Lancaster RCAF из 405-й эскадрильи RAF или 582-й эскадрильи в воздушном бою к западу от Кельна . [ 27 ]
Раденер возглавил свой 7-й штаб во время операции «Боденплатте» 1 января 1945 года, попытки добиться превосходства в воздухе во время застойной стадии битвы при Арденнах. [ 28 ] II. Группа под руководством майора Антона Хакла базировалась в Нордхорне и атаковала аэродром Эвере в Брюсселе . Вместе с III. Группа , которой руководил гауптман Вальтер Крупински , атака на Эвере была единственной успешной миссией. [ 29 ] II. Группа потеряла 13 Fw 190 уничтоженными и два поврежденными. Девять его пилотов пропали без вести; пятеро были убиты и четверо взяты в плен. В то время как III. Группа потеряла шесть Bf 109 и четырех пилотов, один из них попал в плен, остальные погибли. Потери союзников в Эвере указаны как уничтоженные 32 истребителя, 22 двухмоторных самолета и 13 четырехмоторных самолетов, а также повреждены еще девять одномоторных, шесть двухмоторных и один четырехмоторный самолет. [ 30 ]
29 января 1945 года Хакль был назначен Geschwaderkommodore (командиром крыла) Jagdgeschwader 300 (JG 300–300-й истребительный авиаполк). В результате Раденер получил командование II группой JG 26, а командование 7-й группой . Штаффель перешел к лейтенанту Готфриду Дитце. [ 31 ] 22 февраля 1945 года Раденер был переведен на командование II. Группа JG 300 по заказу Хакла. Раденер был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ) 12 марта 1945 года за службу в JG 26. [ 32 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]После Второй мировой войны Раденер присоединился к послевоенному Бундеслюфтваффе . Гауптманн Раденер погиб в результате авиакатастрофы на Канаде и литейном заводе, "AA+637" , произведенном в автомобиле T -6 T-6 Texan 8 января 1957 года недалеко от Пайсенберга . [ 33 ] Он внесен в Мемориал Бундесвера (Мемориал Бундесвера). [ 34 ] Раденер практиковал вращение во время курса повышения квалификации. Он был первым пилотом Бундеслюфтваффе , погибшим в авиакатастрофе. [ 35 ] До прихода в Бундеслюфтваффе Раденер работал в индустрии моды. Он был женат на Хельге Раденер-Блашке , немецкой художнице. Гюнтер Ралль произнес панегирик на его похоронах. [ 36 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам Обермайера, Раденеру на счету 37 воздушных побед, все из которых были одержаны на Западном фронте, включая 17 тяжелых бомбардировщиков. [ 3 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали федеральные архивы Германии и обнаружили записи о 23 воздушных победах, а также еще 15 неподтвержденных заявлений. Все его воздушные победы были одержаны над западными союзниками , включая двенадцать четырехмоторных бомбардировщиков. [ 37 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и - (тире) указывают на неочевидные заявления о победе в воздухе, за которые Раденер не получил должного признания.
Это вместе со звездочкой * указывает на Herausschuss (разделительный выстрел) — серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик, вынужденный отделиться от своего боевого ящика, что засчитывалось как воздушная победа.
Вместе с символом & (амперсанд) это указывает на endgültige Vernichtung (окончательное разрушение) — удар, нанесенный уже поврежденному тяжелому бомбардировщику.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Колдуэллом, Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
— 4-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 38 ] На Западном фронте - 28 февраля - июль 1943 г. | |||||||||
—
|
13 марта 1943 г. | 15:10? [ Примечание 3 ] | Спитфайр | к югу от Бельвилля [ 39 ] к востоку от Этаплея [ 6 ] |
2 | 22 июня 1943 г. | 09:34 | П-47 | 10–15 км (6,2–9,3 миль) к северо-западу от Домбурга. [ 40 ] [ 41 ] |
1 | 3 мая 1943 г. | 06:50 | Спитфайр | 20 км (12 миль) к западу от залива Сомма. [ 39 ] [ 7 ] 35 км (22 мили) к западу от Берк-сюр-Мер |
3 | 26 июня 1943 г. | 19:04 | П-47 | 10 км (6,2 миль) к северо-северо-западу от Ле Трепора [ 40 ] [ 42 ] |
—
|
14 мая 1943 г. | 12:43? [ Примечание 4 ] | Б-17 * | Остенде [ 40 ] [ 40 ] к северо-западу от Антверпена [ 8 ] |
—
|
4 июля 1943 г. | 17:38? [ Примечание 5 ] | Спитфайр | к северу от Амьена [ 40 ] Берк-сюр-Мер [ 11 ] |
— 6-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 38 ] На Западном фронте — июль — 30 сентября 1943 г. | |||||||||
—
|
26 июля 1943 г. | 11:45? [ Примечание 6 ] | Спитфайр | Дюнкерк -Остенде [ 40 ] 15 км (9,3 миль) к юго-востоку от Лилля [ 43 ] |
—
|
27 августа 1943 г. | 19:40 | Спитфайр [ 44 ] | к северо-западу от Дюнкерка [ 45 ] |
4 | 30 июля 1943 г. | 10:20 | П-47 | к западу от Арнема [ 40 ] [ 12 ] | 6 | 3 сентября 1943 г. | 09:58 | П-47 | 3 км (1,9 миль) к северу от Гуйанкура [ 44 ] [ 46 ] |
5 | 30 июля 1943 г. | 10:28 | П-47 | 3 км (1,9 мили) к югу от Веркендама [ 44 ] [ 12 ] | —
|
6 сентября 1943 г. | 12:10 | Б-17* [ 44 ] | к югу от Реймса [ 47 ] |
— 7-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 38 ] На Западном фронте — 1 октября — 31 декабря 1943 г. | |||||||||
—
|
10 октября 1943 г. | 15:35 | Б-17* [ 44 ] | к северо-востоку от Мюнстера [ 48 ] | 7 | 30 декабря 1943 г. | 14:00 | П-47 | 12 км (7,5 миль) к юго-востоку от Бове [ 49 ] [ 50 ] |
—
|
14 октября 1943 г. | 13:35 | Б-17* | к северу от Кобленца [ 44 ] [ 51 ] | 8 | 30 декабря 1943 г. | 14:36 | Б-17* | 32 км (20 миль) к западу-северо-западу от Арраса [ 49 ] [ 50 ] |
— 7-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 37 ] На Западном фронте и в защите Рейха - 1 января - 31 декабря 1944 г. | |||||||||
9 | 5 января 1944 г. | 13:14 | Б-17 | окрестности Миромона [ 52 ] | 14 | 25 февраля 1944 г. | 14:45 | Б-24 * | Нотвайлер — к западу от Бад-Бергцаберна. [ 53 ] |
10 | 11 января 1944 г. | 13:15 | П-47 | Бакум, недалеко от Лингена [ 17 ] | 15 | 25 февраля 1944 г. | 15:20? [ Примечание 7 ] | Б-17& | Вильгартсвизен - Пирмазенс [ 53 ] |
—
|
29 января 1944 г. | 11:25? [ Примечание 8 ] | Б-24* | к северу от Трира [ 55 ] | 16 | 12 апреля 1944 г. | 13:10 | Б-24* | 18 км (11 миль) к северу от Намюра [ 56 ] |
11 | 4 февраля 1944 г. | 12:00 | Б-24 | 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Альберта [ 57 ] | 17 | 24 апреля 1944 г. | 12:22 | Б-17* | к северо-востоку от Сен-Дизье [ 58 ] |
—
|
8 февраля 1944 г. | 11:10 | П-47 | к северу от Лана [ 59 ] | 18 | 27 апреля 1944 г. | 17:42 | П-47 | к юго-западу от Реймса [ 60 ] |
—
|
8 февраля 1944 г. | 11:12 | П-47 | к северу от Лана [ 59 ] | 19 | 29 апреля 1944 г. | 13:35 | Б-17* | 5 км (3,1 мили) к юго-востоку от Рубе [ 60 ] |
—
|
11 февраля 1944 г. | 13:50 | П-38 | к юго-востоку от Валансьена [ 61 ] | 20 | 8 мая 1944 г. | 10:32 | П-47 | 6 км (3,7 миль) к северу от Суассона [ 62 ] |
12 | 18 февраля 1944 г. | 12:05? [ Примечание 9 ] | Тайфун | к северу от Амьена [ 63 ] | 21 | 11 мая 1944 г. | 14:00 | Б-24 | 44 км (27 миль) к западу от Шартра [ 64 ] Базош |
—
|
24 февраля 1944 г. | 12:25 | Б-17* | к северо-западу от Ашеберга [ 65 ] | —
|
15 июня 1944 г. | —
|
П-51 | к востоку от Бонневаля [ 24 ] |
13 | 24 февраля 1944 г. | 14:00 | Б-24 | Аслар , 5 км (3,1 мили) к северо-западу от Вецлара. [ 65 ] | 22 | 23 декабря 1944 г. | 12:57 | Ланкастер | к западу от Кельна [ 66 ] |
—
|
24 февраля 1944 г. | 14:20 | П-51 | к северо-западу от Вецлара-юго-востоку от Бонна [ 65 ] | 23 | 23 декабря 1944 г. | 13:01 | Ланкастер | к северо-западу от Кельна-к северо-северо-западу от Дюрена [ 66 ] |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939 г.) 2-й и 1-й степени. [ 67 ]
- Немецкий крест в золоте, 16 апреля 1944 года в 7./Jagdgeschwader должности лейтенанта 26. [ 68 ]
- Рыцарский крест Железного креста 12 марта 1945 года в звании оберлейтенанта и группенкоммандера II./ Jagdgeschwader 26 "Schlageter". [ 1 ] [ 69 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам Шерцера, позже названного Вальдемаром Раденер-Блашке. [ 1 ]
- ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. [ 2 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 15:33. [ 38 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленным в 13:00. [ 8 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленных в 17:40. [ 11 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленных в 11:25. [ 43 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 15:22. [ 54 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 12:00. [ 38 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 12:10. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шерцер 2007 , с. 610.
- ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
- ^ Jump up to: а б Обермайер 1989 , с. 183.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 33.
- ^ Прин и др. 2010 , стр. 550–551.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Колдуэлл 1998 , с. 58.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 104, 106.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 110–111.
- ^ Jump up to: а б с Колдуэлл 1998 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с Колдуэлл 1998 , с. 130.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 139.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 550.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 547.
- ^ Уил 2011 , стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 199.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 211.
- ^ Нападение на тюрьму Амьена .
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 213–214.
- ^ Шорс и Томас 2004 , с. 74.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 244.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 256, 259.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 280.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 278, 280.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 346.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 390–391.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 408.
- ^ Гирбиг 1997 , с. 199.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 195.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 431.
- ^ Колдуэлл 1991 , с. 337.
- ^ Описание происшествия для AA+637 в Сети авиационной безопасности . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Мемориал Бундесвера .
- ^ Мейер 2010 , с. 1.
- ^ Амадио 2002 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 998–999.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 998.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2010 , с. 554.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2010 , с. 555.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 106.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2010 , с. 556.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 146.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 150.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 152.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2010 , с. 557.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 192.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 167.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 222.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , с. 999.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 205.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 240.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 208.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 250.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 212.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 254.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 214.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б с Колдуэлл 1998 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 391.
- ^ Диксон 2023 , с. 209.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 364.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 283.
Библиография
[ редактировать ]- Амадио, Джилл (2002). Гюнтер Ралль – Мемуары – Ас Люфтваффе и генерал НАТО Плацентия, Калифорния: Tangmere Productions. ISBN 978-0-9715533-0-9 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2003). Граф и Гриславски – Пара тузов . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9721060-4-7 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1991). JG 26: Лучшие стрелки Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books. ISBN 978-0-8041-1050-1 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1998). Военный дневник JG 26: Том второй, 1943–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-898697-86-2 .
- Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1943–1945 гг . Барнсли: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-39903-073-1 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Гирбиг, Вернер (1997). ( Взлет на рассвете на немецком языке). Штутгарт, Германия: Motorbuch Verlag. ISBN 978-3-613-01292-9 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 3 M – R. Уолтон-на-Темзе, Великобритания: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-20-2 .
- Мейер, Харальд (август 2010 г.). « Аварийная ситуация в Бундесвере в период его создания». www.stadt-bobingen.de (на немецком языке). Фюрстенфельдбрук, Германия.
- Манро, Джон; Пютц, Рон (2004). Боденплатте: Последняя надежда Люфтваффе — атака на аэродромы союзников, первый день Нового 1945 года . Кроуборо, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-1-902109-40-4 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2010). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 10/IV. Операции на Западе. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 10/IV - Действия на Западе - с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-92-2 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Шерцерс Милтаер-Верлаг. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Томас, Крис (2004) [1970]. 2-я тактическая воздушная армия: Спартанец в Нормандию с июня 1943 по июнь 1944 года . Том. И. Хершам: Классические публикации (Ян Аллан). ISBN 978-1-903223-40-6 .
- Уил, Джон (2011). Fw 190 Асы обороны Рейха . Самолет асов. Том. 92. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-482-4 .
- «Имена погибших военнослужащих Бундесвера в Мемориале Бундесвера » (PDF) . Бундесвер (на немецком языке) . Проверено 6 апреля 2020 г.
- «Нападение на тюрьму Амьена, 18 февраля 1944 года» . РАФ. 2004. Архивировано из оригинала 1 января 2007 года . Проверено 11 июня 2020 г.
- 1921 рождений
- 1957 смертей
- Авиаторы погибли в авиакатастрофах или инцидентах в Германии
- Пилоты ВВС
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Кавалеры Золотого Немецкого креста
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста
- Пилоты, совершившие воздушный таран
- Пилоты немецких ВВС
- Люди из Хёкстера
- Военнослужащие из провинции Вестфалия
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в 1957 г.
- Военнослужащие из земли Северный Рейн-Вестфалия