Операционная напольная плита
Операционная напольная плита | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы при Арденнах , Вторая мировая война. | |||||||
![]() Fw 190D-9 из 10./JG 54 Grünherz (пилот лейтенант Тео Нибель), сбитый куропаткой, влетевшей в носовой радиатор недалеко от Брюсселя 1 января 1945 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
![]() ![]() ![]() | II. Ягдкорпс 3. Охотничий отдел 5. Охотничий отдел | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
См. Последствия и жертвы. | См. Последствия и жертвы. |
Операция Bodenplatte ( [ˈboːdn̩ˌplatə] ; «Опорная плита»), начатая 1 января 1945 года, была попыткой Люфтваффе нанести ущерб военно-воздушным силам союзников в Нидерландах во время Второй мировой войны . Целью Боденплатте было добиться превосходства в воздухе во время застойной стадии Арденнской битвы, чтобы немецкая армия и силы Ваффен-СС могли возобновить наступление. Операция была запланирована на 16 декабря 1944 года, но неоднократно откладывалась из-за плохой погоды до Нового года, первого дня, который оказался подходящим. В результате было уничтожено почти 500 самолетов союзников. [8]
Секретность операции была настолько строгой, что не все немецкие сухопутные и военно-морские силы были проинформированы об операции, а некоторые подразделения понесли потери от дружественного огня . Британская радиоразведка зафиксировала передвижение и наращивание немецких военно-воздушных сил в регионе, но не осознавала, что операция неизбежна.
Операция имела некоторый неожиданный и тактический успех, но в конечном итоге провалилась. Большое количество самолетов союзников было уничтожено на земле, но заменено в течение недели. Потери экипажей союзников были довольно небольшими, поскольку большая часть потерь союзников пришлась на приземлившиеся самолеты. Однако немцы потеряли много пилотов, которых было нелегко заменить. [6]
Люфтваффе Анализ после боя показывает, что только 11 из 34 воздушных боевых групп совершили атаки вовремя и внезапно. [6] В ходе операции не удалось добиться превосходства в воздухе, даже временно, в то время как немецкие сухопутные войска продолжали подвергаться воздушным атакам союзников. Боденплатте была последней крупномасштабной стратегической наступательной операцией, проведенной Люфтваффе во время войны. [9] [10]
Предыстория [ править ]

Армии западных союзников поддерживались союзными военно-воздушными силами во время их продвижения по Западной Европе в 1944 году. Королевские военно-воздушные силы (RAF) и их Вторые тактические воздушные силы под командованием маршала авиации Артура Конингема перебросили Группу № 2. RAF , группа № 83 RAF , группа № 84 RAF и группа № 85 RAF в континентальную Европу для обеспечения постоянной непосредственной поддержки с воздуха . Королевские ВВС преследовали немецкие воздушные, морские и наземные силы, нанося удары по опорным пунктам и перекрывая их пути снабжения, в то время как разведывательные подразделения информировали союзников о передвижениях Германии. Имея превосходство союзников в воздухе , немецкая армия не могла действовать эффективно. Люфтваффе также столкнулись с трудностями в обеспечении эффективного прикрытия с воздуха немецкой армии. Хотя производство немецких самолетов достигло пика в 1944 году, Люфтваффе катастрофически не хватало пилотов и топлива, а также не хватало опытных боевых руководителей. [11]
Сухопутные бои переместились к реке Рейн , к востоку от которой располагался центр Германии. Была освобождена большая часть Франции, а также бельгийские города Брюссель и Антверпен . Хотя операция Market Garden провалилась в 1944 году, к 1945 году союзники захватили большую часть южных Нидерландов и устье реки Шельды . По мере продвижения сухопутных войск по Европе тактическая авиация союзников переместилась на новые базы на континенте, чтобы продолжать оказывать непосредственную поддержку. Единственным ограничивающим фактором для союзников была погода. С наступлением зимы дождь и грязь превратили аэродромы в трясину, поэтому крупномасштабные воздушные и наземные операции были остановлены. [12]
Ситуация вполне могла бы продолжаться до тех пор, пока не наступила весенняя оттепель, если бы немецкое командование (Oberkommando der Wehrmacht ) не начало битву на Арденнах 16 декабря 1944 года. Это сухопутное наступление было призвано улучшить немецкие военные позиции путем захвата Антверпена и отделения британских сил. Армия из сил армии США . Часть планирования немецкой наземной операции требовала проведения атаки под прикрытием плохой зимней погоды, из-за которой главный актив союзников, тактические воздушные силы, оставался на земле. Поначалу это удалось, но погода также по большей части остановила действия Люфтваффе. Тем не менее 16 декабря Люфтваффе все же удалось поднять в воздух 500 самолетов — больше, чем было достигнуто за долгое время. Этот первый день был первоначально запланированной датой нанесения удара по аэродромам союзников под названием «Операция Боденплатте». [13] Однако погода оказалась особенно плохой, и работы были прекращены. [14]
Наступление принесло внезапность и большой первоначальный успех. Чтобы противостоять атаке с воздуха, ВВС США (USAAF) передали оперативное управление своим XXIX Тактическим авиационным командованием и частью своих Девятых воздушных сил под командованием генерал-майора Хойта Ванденберга британским ВВС и Артуру Конингему. 23 декабря Вторые тактические воздушные силы британских ВВС оказали американским войскам столь необходимую поддержку и помогли предотвратить захват немцами Мальмеди и Бастони . В результате у немцев осталось только логистическое узкое место в Сент-Вите для поддержки своих операций. Немецкая атака захлебнулась. [14]
В декабре Люфтваффе далеко не отсутствовало на фронте. Он совершил несколько тысяч самолето-пролетов над театром. Его столкновения с Королевскими ВВС и ВВС США означали тяжелые потери в технике и пилотах. За восемь дней боевых действий с 17 по 27 декабря 1944 года было потеряно 644 истребителя и 227 повреждено. В результате 322 пилота были убиты, 23 взяты в плен и 133 ранены. За три дня боевых действий 23–25 декабря было уничтожено 363 истребителя. Никто из Geschwaderkommodoren не ожидал каких-либо крупномасштабных воздушных операций к концу месяца. [15]
План [ править ]
В сентябре 1944 года Адольф Гитлер решил исправить ухудшающееся положение Германии, начав наступление на Западе. 16 сентября Гитлер поручил генерал-лейтенанту Вернеру Крайпе — начальнику Генерального штаба Люфтваффе — подготовить необходимую авиацию для наступления. 21 октября Крайпе приказал воздушному флоту, защищавшему Великий Германский рейх ( Luftflotte Reich ), передать семь Jagdgeschwader и Schlachtgeschwader Воздушному командованию Запада ( Luftwaffencommando West ) для будущего наступления. [16]
14 ноября Герман Геринг — главнокомандующий Люфтваффе — приказал 2-й и 3 -й ягддивизиям подготовить свои части к крупномасштабной штурмовой операции в Арденнах. Приготовления должны были завершиться к 27 ноября. Наступление должно было быть осуществлено в первый день наступления. [17]
Генерал-майор Дитрих Пельц должен был спланировать операцию, будучи назначенным главнокомандующим II. Флигеркорпс 8 декабря. Люфтваффенкоманда «Запад» приказала всем подразделениям, кроме Jagdgeschwader 300 и 301 , присутствовать на главном совещании по планированию во Фламмерсфельде 5 декабря. 14 декабря Пельц официально инициировал план нанесения крупного удара по союзникам в северо-западной Европе. Пельц не был летчиком-истребителем ; его боевой послужной список был пилотом пикирующего бомбардировщика на Юнкерсе Ju 87 Stuka . Его опыт в Польше , во Франции и во время первых кампаний на Восточном фронте превратил его в выдающегося специалиста по наземным атакам , что сделало его идеальным кандидатом для планирования Боденплатте . [18]
15 декабря этот план был разработан с помощью Jagd-Geschwaderkommodore Люфтваффе , среди которых были Готхард Хандрик ( Jagdabschnittsführer Mittelrhein ; руководитель истребительного сектора Средний Рейн), Вальтер Грабманн и Карл Хентшель, командиры 3-й и 5-й Jagddivision соответственно. Первоначально планировалось, что он будет поддерживать битву при Арденнах, наступление немецкой армии, которое началось 16 декабря 1944 года. Однако та же самая плохая погода, которая помешала RAF и USAAF поддержать свои собственные сухопутные силы, также помешала Люфтваффе провести операцию. . Таким образом, он был запущен только 1 января 1945 года. К этому времени немецкая армия потеряла темп из-за сопротивления союзников и прояснения погоды, что позволило союзным военно-воздушным силам действовать. Немецкая армия попыталась возобновить атаку, начав операцию «Северный ветер» ( Unternehmen Nordwind ). Люфтваффе должны были поддержать это наступление через Боденплатте . [18]
План Боденплатте предусматривал внезапное нападение на 17 авиабаз союзников в Бельгии, Нидерландах и Франции. [18] Целью было уничтожить или вывести из строя как можно больше самолетов, ангаров и взлетно-посадочных полос союзников. Все истребители и истребители-бомбардировщики гешвадеров (полков), занятых в настоящее время противовоздушной обороной на Западном фронте, были передислоцированы. Дополнительные ночных истребителей подразделения ( Nachjagdgeschwader ) и средних бомбардировщиков подразделения ( Kampfgeschwader ) действовали в качестве следопытов. Сами ударные соединения в основном представляли собой одномоторные истребители Мессершмитт Bf 109 и Фокке-Вульф Fw 190 . [2]
Однако по ошибке планировщики установили траектории полета, которые привели к тому, что многие подразделения прошли над некоторыми из наиболее хорошо защищенных районов на континенте, а именно над стартовыми площадками Фау-2 вокруг Гааги . Эти объекты защищались большим количеством немецких подразделений зенитной артиллерии (зенитной артиллерии). На рубеже 1944/45 года авиационное командование Запада располагало 267 тяжелыми и 277 средними и легкими зенитными батареями, а в дополнение к этому Кригсмарине вдоль голландского побережья располагалось 100 зенитных батарей . Большинство из них находилось в секторе 16-й зенитной дивизии со станцией управления в Дутинхеме , в 15 милях (24 км) к северо-востоку от Арнема . [19] Некоторые подразделения ПВО были предупреждены о воздушной операции, но не были в курсе событий, связанных с изменением расписания и плана полетов немецких соединений. В результате четверть немецких истребительных частей потеряла самолеты от дружественного огня еще до начала атаки. [9]
После пяти лет войны и сильного истощения многие пилоты Люфтваффе оказались неопытными и плохо обученными, им не хватало меткости и летных навыков. Ощущалась нехватка опытных инструкторов, и многие учебные подразделения были вынуждены проводить операции на передовой, чтобы поддержать передовые Jagdgeschwader . [20] Запасы авиационного топлива также были дорогими, что ограничивало продолжительность обучения. Истребители дальнего действия союзников усугубили ситуацию, сбив множество учебных самолетов. К концу 1944 года не существовало безопасных районов, где можно было бы обучать пилотов без возможности нападения с воздуха. В результате образовался « порочный круг »: плохо подготовленные пилоты быстро терялись в боях или в авариях, а необходимость их замены оказывала еще большее давление на систему подготовки. [21] Персонал союзников, ставший свидетелем атак, отметил плохую цель обстреливающего самолета, и многие самолеты Люфтваффе, сбитые зенитным огнем союзников, были пойманы, потому что летели слишком медленно и слишком высоко. [22]
План предусматривал строгое радиомолчание и секретность, чтобы сохранить внезапность. Карты также были завершены лишь наполовину, на них были указаны только объекты противника и не указаны траектории полета, чтобы документ не попал в руки союзников, что позволило бы им отслеживать местонахождение немецких истребительных баз. Большинству командиров также было отказано в разрешении инструктировать своих пилотов за несколько мгновений до взлета. Это создало оперативную путаницу. Командиры изложили лишь самую суть плана. Когда операция уже началась, многие немецкие летчики еще не понимали, в чем суть операции и что именно от них требуется. [2] [23] Они были убеждены, что это всего лишь разведка боем на фронте, и на этом основании были рады следовать за командирами своих звеньев. [2]
Цели и боевой порядок [ править ]
Неясно, были ли все перечисленные ниже действия намеренно преследованы. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Гримберген, Нокке и Опховен стали мишенью по ошибке. [24] как хищ. [25] Всего верховное командование люфтваффе (ОКЛ) задействовало 1035 самолетов. [26] из нескольких Jagdgeschwader (JG — истребительные крылья), Kampfgeschwader (KG — бомбардировочные крылья), Nachtjagdgeschwader (NJG — крылья ночных истребителей) и Schlachtgeschwader (SG — штурмовые крылья); из них 38,5% составляли Bf 109, 38,5% Fw 190A и 23% Fw 190D. [27]
Ниже приведен немецкий целевой список: [28]
Цель | Целевой код (союзник) | Союзные ВВС | Целевые типы основных самолетов | ВВС боевое крыло |
---|---|---|---|---|
Антверпен — Дёрне | Б.70 | РАФ | Хоукер Тайфун / Супермарин Спитфайр / Североамериканский Мустанг | JG 77 "Герц Ас" Bf 109G-14 и К-4 |
Аш | Y-29 | USAAF | Республика P-47D Thunderbolt /P-51D Mustang | JG 11 Fw 190А-8 |
Брюссель — Эвере | Б.56 | СШААФ / РАФ | Supermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LF | JG 26 «Шлагетер» и JG 54 «Грюнхерц» Fw 190Д-9 и Д-12 |
Гримберген | Б.60 | USAAF | Боинг B-17G Flying Fortress / P-51 Mustang [29] | JG 26 «Шлагетер» и JG 54 «Грюнхерц» |
Брюссель— Мельсбрук | Б.58 | РАФ / РКАФ | Североамериканский B-25G Митчелл [29] | JG 27 «Африка» и JG 54 «Грюнхерц» Бф 109К-4 |
Эйндховен | Б.78 | РАФ / РКАФ | Hawker Typhoon Mk.IIb/Supermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LF | JG 3 «Удет» Fw 190A-8 и Fw 190D-9 |
Гент / Синт-Денийс-Вестрем | Б.61 | RAF / Польское крыло «ВВС Польши» | Супермарины Spitfire Mk.V и Mk.IX | JG 1 «Века» Fw 190А-8 |
Гильзе и Риджен | Б.77 | РАФ | Supermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LF/P-51D Mustang | KG 51 «Эдельвейс» и JG 3 «Удет» Ме 262А-1 и Fw 190D-9 |
хриплый | Б.88 | РКАФ | Supermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LF | JG 6 «Хорст Вессель» Fw 190G-1 |
Щека | А-89 | USAAF | Локхид P-38J Молния | JG 4 ( Штурмовая группа ) Fw 190A-8/R8 |
Мальдегем | Б.65 | РАФ/РНЗАФ/РАФ | Supermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LF [29] | JG 1 «Века» Fw 190А-8/R2 и /R4 |
Мец — Фрескати | А-90 | СШААФ / РАФ | P-47D Тандерболт | JG 53 «Пик Ас» Bf 109G-14 и Bf 109К-4 |
Опховен | Y-32 | РАФ | Supermarine Spitfire Mk.V и Mk.IX LF | JG 4 ( Штурмовая группа ) Fw 190A-8/R8 |
Синт-Трейден | А-92 | USAAF | P-47D Тандерболт | SG 4 и JG 2 «Рихтгофен» |
Волкель | Б.80 | РАФ | Hawker Typhoon Mk.IIb/ Hawker Tempest | JG 6 «Хорст Вессель» Fw 190G-1 |
Венсдрехт | Б.79 | РАФ | Супермарин Spitfire Mk.IX LF | JG 77 "Герц Ас" Bf 109G-14 и К-4 |
Урсель | Б.67 | USAAF / РАФ | de Havilland Mosquito F Mk.XV/ Avro Lancaster B.IV /B-17G (небольшое количество) [30] | JG 1 «Века» Fw 190А-8 |
Кодовые имена [ править ]
После рейдов операции «Боденплатте» союзники извлекли несколько бортовых журналов разбившихся немецких самолетов. В некоторых из них запись « Auftrag Hermann 1.1.1945, Zeit: 9.20 Uhr » была переведена как «Операция «Германн» начнется 1 января 1945 года в 9:20 утра». Это заставило союзников поверить, что сама операция была названа «Германн» в честь Германа Геринга. [31] Для атаки было использовано еще пять различных кодов:
- Варус : указывает на то, что операция уже началась и что она состоится в течение 24 часов после Варуса . отдачи приказа [17]
- Тевтоник : Полномочия инструктировать пилотов и организовать вооружение и готовность самолетов на краю аэродрома. [17]
- Германн : Указывая точную дату и время нападения. [17]
- Доротея : Это указывает на задержку атаки. [17]
- Spätlese («поздний сбор урожая»): отмена атаки после того, как формирования поднялись в воздух. [17]
Разведка союзников [ править ]
Разведке союзников не удалось обнаружить намерения Германии. В стенограммах «Ультры» было лишь несколько указаний на то, что происходило по ту сторону фронта. 4 декабря 1944 года II Ягдкорп приказал накопить запасы навигационных средств, таких как сигнальные ракеты «золотой дождь» и дымовые шашки . Разведка союзников не сделала письменных замечаний по этому сообщению. Они также проигнорировали сообщения группам Junkers Ju 88 об использовании сигнальных ракет при руководстве формированиями. Разведка пришла к выводу, что эти инструкции были разработаны для наземной миссии поддержки, а не для операции по перехвату. Это было разумно, но никаких указаний на возможные наземные цели не было. [15]
20 декабря было перехвачено сообщение 3-й ягддивизии, подтверждающее, что места аварийной посадки во время «специального мероприятия» остались неизменными. Это было явным признаком того, что что-то не так, но разведка союзников не прокомментировала это. Он также проигнорировал дополнительные сообщения о том, что практикуются низкоуровневые атаки. [15] К 16 декабря разведка союзников отслеживала перестановки соединений немецкой армии и люфтваффе напротив удерживаемого американцами фронта в Арденнах. Однако ничего серьезного не подозревалось. [32]
Битва [ править ]
Мальдегем, Урсель и Сен-Денийс Вестрем [ править ]
Единицы | I., II., III./JG 1 |
Самолет | 71 |
Самолет потерян | 29 |
Поврежденный | неизвестный |
Пилоты убиты или взяты в плен | 25 |
Jagdgeschwader 1 (JG 1) отвечал за атаку на аэродромы Урзель и Мальдегем. оберст-лейтенант Герберт Ильефельд возглавил Гешвадер . Формирование было смешанным; Stab. ( штаб- звено или Stabschwarm , прикрепленный к каждому гешвадеру ), I. и II./JG 1 управляли Fw 190, в то время как III./JG 1 летал на Bf 109. I./JG 1 потерял четырех человек из своего числа в результате Дружественный зенитный огонь. Трое из четырех пилотов погибли. [33]
Атаки на Мальдегем и Урсель начались в 08:30. И I., и II./JG 1 вступили в ожесточенные воздушные бои. III./JG 1 потерял над целью только один самолет (и не от огня противника). [34] I./JG потерял еще один Fw 190 от дружественного зенитного огня, направляясь к Урселю. I./JG 1 потерял еще как минимум два Fw 190 в результате дружественного зенитного огня. [35] Потери могли бы быть более тяжелыми, если бы британская система ПВО с аэродрома Мальдегем не была переброшена в декабре. [36]
Стаб. и I./JG 1 потеряли 13 Fw 190 и девять пилотов пропали без вести; пятеро были убиты и четверо взяты в плен. Таким образом, показатели потерь личного состава и техники составили 39 и 56% соответственно. III./JG 1 потерял всего три Bf 109, один пилот погиб и двое взяты в плен. I./JG 1 заявил о 30 британских или новозеландских «Спитфайрах» на земле и двух сбитых над Мальдегемом. В Мальдегеме было уничтожено 16 самолетов, а в Урселе — только шесть. Заявления I./JG 1 на самом деле больше соответствовали общим потерям Великобритании и Новой Зеландии как в Мальдегеме, так и в Урселе. 131-е крыло RAF / Польское крыло потеряло 13 «Спитфайров» плюс два поврежденных и не подлежащих ремонту, всего потеряно 15 самолетов. [37] В Урселе было уничтожено шесть самолетов, в том числе B-17, два «Ланкастера» и «Москито». I. и III./JG 1 потеряли в общей сложности 16 самолетов и 12 пилотов. [38]
II./JG 1 атаковал аэродром Сен-Денийс-Вестрем. Из 36 взлетевших II./JG 1 Fw 190 17 были сбиты, то есть ошеломляющие потери — 47%. Среди погибших пилотов было несколько опытных летчиков. Взамен немцы сбили два «Спитфайра» и семь совершили вынужденную посадку . В Сен-Денийс-Вестреме на земле было уничтожено 18 «Спитфайров». [39] [40]
Всего JG 1 потерял 25 пилотов и 29 самолетов. Это возвращение около 60 самолетов противника (54 на земле) нельзя считать полным успехом, хотя ущерб в Сен-Дениес-Вестреме и Мальдегеме был значительным. [41] Подтверждено, что только девять истребителей, потерянных JG 1, были сбиты в бою со «Спитфайрами». Возможно, еще трое были сбиты «Спитфайрами» или, возможно, огнем с земли. [42] Два «Спитфайра» были сбиты и уничтожены, еще два повреждены. [43] По одному летчику каждой эскадрильи (308-й и 317-й) погиб. Общие потери «Спитфайров» составили около 32 человек. [40]
Синт-Трейден [ править ]
Единицы | I., II., III./JG 2 и SG 4 |
Самолет | 144 |
Самолет потерян | 46 |
Поврежденный | 12 |
Пилоты убиты или взяты в плен | 23 |
Schlachtgeschwader 4 и Jagdgeschwader 2 (SG 4 и JG 2) должны были нанести удар по аэродрому Синт-Трейден . JG 2 командовал Курт Бюлиген . Наземные бригады I./JG 2 подготовили 35 из 46 Fw 190, 29 из которых были Fw 190D. Только 33 пилота были готовы к работе, поэтому группа сообщила, что готовы только 33 Fw 190. II./JG 2 мог выставить на вооружение 20 из 29 Bf 109. Stab./JG 2 имел в своем распоряжении три Fw 190, готовых к выполнению задания. Неясно, принимал ли Бюлиген участие в миссии. III./JG 2 ( Зигфрид Лемке ) сообщил о наличии 40 Fw 190 в рабочем состоянии, из них 34 Fw 190D. Однако из 43 летчиков отряда только 28 были годны к боевым действиям, а в составе соединения было всего 28 истребителей. Всего на 31 декабря было готово 84 самолета, в том числе 28 Fw 190D-9. [44]
ИК 4 возглавил Альфред Друшель . В ее составе было 152 машины, из которых только 60 были в рабочем состоянии, однако 129 пилотов были годны к действию. В составе Stab./SG 4 было три Fw 190 и два пилота. В составе I./SG 4 находился 21 Fw 190 и 27 готовых пилотов. II./SG 4 сообщил о готовности 27 Fw 190, но численность пилотов неизвестна. III./SG 4 сообщил о 24 Fw 190, но на передовых аэродромах имелось только 16. Сила пилота неизвестна. По самым лучшим оценкам, в эксплуатации находится около 60 Fw 190, из которых 55 приняли участие. [45]
В 09:12 JG 2 пересек линию фронта у Мальмеди и был встречен огромным наземным огнем союзников. Весь район хорошо защищался зенитной артиллерией, поскольку этот район был ареной тяжелых боев, но также подвергся атакам ракет Фау-1 и Фау-2. I./JG 2 потерял по меньшей мере семь истребителей только от огня с земли. III./JG 2 потерял 10 истребителей. Возможные семь Bf 109 из II./JG 2 также были потеряны в результате огня с земли. JG 2 по ошибке атаковал аэродромы Аш и Опховен. [46]
Миссия JG 2 закончилась катастрофой. I./JG 2 потерял 18 Fw 190 и еще шесть были повреждены огнем с земли и авиацией противника. Это составляло 73% их силы. Из 15 пропавших без вести пилотов шестеро остались в плену. II./JG 2 потерял пять Bf 109 и три были повреждены, коэффициент потерь составил 40%. Потери пилотов составили трое пропавших без вести, один убитый и один раненый. III./JG 2 потерял 19 Fw 190 и три были повреждены, уровень потерь составил 79%. Девять пилотов погибли, двое были ранены и четверо взяты в плен. [47] Потери JG 2, по данным другого источника, составили 40% ее состава. Потери пилотов составили 24 убитых или пропавших без вести, 10 взятых в плен и четверо раненых. [48] Другой источник утверждает, что потери пилотов составили 23 человека убитыми или пропавшими без вести. [49]
Миссия SG 4 также закончилась катастрофой. На этапе сборки они пересекли траекторию полета JG 11, и строй был разбит. Некоторые пилоты в замешательстве присоединились к JG 11. Не сумев восстановить строй, I. и II./SG 4 решили отправиться домой. Гешвадеркоммодор Друшель продолжил полет с пятью другими пилотами из III./SG 4 , которые потеряли связь со своей группой . Они пересекли фронт возле Хюртгенвальда около 09:10. При этом американские зенитные батареи открыли огонь, уничтожив семь самолетов в течение следующих 30 минут. Только шесть из 50 Fw 190 SG 4 нанесли удар по аэродромам возле Аахена и аэродрому Аш. Из этих шести четверо не вернулись. Сам Друшель пропал без вести. [50]
Фолькель и Хиш [ править ]
Единицы | I., II., III./JG 6 |
Самолет | 78 |
Самолет потерян | 27 |
Поврежденный | 5 |
Пилоты убиты или взяты в плен | 23 |
Целью Jagdgeschwader 6 (JG 6) был Фолькель. I. и III./JG 6 должны были атаковать, а II./JG 6 должен был обеспечивать прикрытие от истребителей союзников. I./JG 6 подготовил 29 из 34 своих Fw 190, а участие приняли 25 истребителей II./JG 6. В целом для операции было предоставлено большинство из 99 Fw 190. III./JG 6 получил приказ атаковать заправочные станции только на аэродроме. В воздух поднялось всего 78 Fw 190. [51]
Находясь на курсе, JG 6 приблизился к аэродрому Хиш, и некоторые из его пилотов предположили, что это аэродром Фолькель . Вряд ли полоса Хеша, построенная в октябре 1944 года, была известна Люфтваффе. 126-е крыло RCAF Там базировалось , которое ранним утром отправило свои 411-ю и 442-ю эскадрильи на разведку, так что большая часть его подразделений находилась в воздухе. Его 401-я эскадрилья готовилась к взлету, когда в 09:15 появился JG 6. Большинство немецких летчиков не заметили аэродрома, сосредоточившись на поддержании строя на малой высоте. 401-я эскадрилья была поднята в воздух . Некоторым немецким истребителям было разрешено вступить в бой, в то время как основные силы продолжали поиски Фолькеля. Stab. и II./JG 6 наткнулись на другую полосу в Хелмонде, где не было самолетов. Несколько немецких пилотов решили, что это Фолькель, и атаковали, потеряв несколько человек из-за огня с земли. [52] II./JG 6 сильно пострадал от «Спитфайров» и «Темпестов», базировавшихся в Хелмонде. В Хише и Хелмонде был нанесен очень небольшой ущерб. [53]
В этом случае всем четырем группам не удалось найти Волкеля, а его Hawker Tempests остался нетронутым. [54] Единственным успехом JG 6 была ошибочная атака I./JG 6 на Эйндховен, в результате которой погибло 33 истребителя и шесть средних бомбардировщиков. Как и Волкель, Хелмонд и Хиш избежали повреждений. В воздушных боях над Хелмондом JG 6 одержал шесть побед. Фактически было сбито только два «Спитфайра» и один сильно поврежден. только еще один истребитель, Hawker Typhoon Был сбит . Stab./JG 6 потерял в плену гешвадеркоммодора Коглера. Из 29 Fw 190 I./JG 6 семь были потеряны и два повреждены; из 25 Fw 190 II./JG 6 восемь были уничтожены и два повреждены; III./JG 6 потерял 12 из 20 Bf 109. В общей сложности JG 6 потерял 43% своей численности, 16 пилотов были убиты или пропали без вести, а семеро взяты в плен. Помимо Коглера погиб еще один командир — группенкомандер Гельмут Кюле. Три штабфелькапитана были потеряны: гауптман Эвальд Трост был взят в плен, гауптман Норберт Кац был убит, а Лотар Герлах объявлен пропавшим без вести и предположительно убит. [55] [56]
-Дёрне Венсдрехт и Антверпен
Единицы | I., II., III./JG 77 |
Самолет | 59 |
Самолет потерян | 11 |
Поврежденный | – |
Пилоты убиты или взяты в плен | 11 |
Аэродром Дёрне должен был быть уничтожен Jagdgeschwader 77 (JG 77). В Антверпене располагался самый крупный контингент союзников из девяти эскадрилий. Он постоянно подвергался атакам крылатых ракет Фау-1 и баллистических ракет Фау-2 СРБМ и имел сильную противовоздушную оборону. [57]
В 08:00 два соединения из 18 Bf 109 I. и III./JG 77 под командованием майора Зигфрида Фрейтага со своими следопытами поднялись в воздух. В то же время в воздух поднялись 23 Bf 109 II./JG 77. В районе Бохольта они соединились с двумя другими группами . Направляясь на юг и еще севернее Антверпена, JG 77 миновал аэродром Венсдрехт . Здесь располагалось 132-е авиакрыло RAF и его пять эскадрилий «Спитфайров»; 331-я эскадрилья RAF , 332-я эскадрилья RAF (норвежская), 66-я эскадрилья RAF и 127-я эскадрилья RAF , а также 322-я эскадрилья RAF (голландская). Некоторые пилоты II./JG 77 либо ошибочно полагали, что это Антверпен, либо считали, что эта возможность слишком хороша, чтобы ее упустить. Сообщается, что два немецких истребителя были сбиты, а один пилот взят в плен. Однако ни одна из жертв JG 77 не соответствует этому описанию. [58]
Основные силы продолжили путь в Антверпен. Около 12–30 немецких истребителей атаковали аэродром с 09:25 до 09:40. Наземная оборона была в боевой готовности, а немецкие соединения атаковали дезорганизованно. 145-е крыло RAF было полностью пропущено, и, учитывая большое количество целей, разрушения были незначительными; всего было уничтожено 12 «Спитфайров». [59]
Всего было уничтожено 14 самолетов союзников и девять повреждено. JG 77 потерял 11 Bf 109 и их пилоты. По данным источников союзников, шестеро были убиты и пятеро взяты в плен. Однако немецкие записи показывают потерю всего 10 пилотов. Четверо числятся захваченными. [60] [61]
Мец-Фрескати [ править ]

Единицы | Стаб., II., III., IV./JG 53 |
Самолет | 80 |
Самолет потерян | 30 |
Поврежденный | 8 |
Пилоты убиты или взяты в плен | 17 |
Jagdgeschwader 53 (JG 53) получила задание провести операцию против аэродрома USAAF на авиабазе Мец-Фрескати . Stab., II., III. и IV./JG 53 были доступны. [62] III./JG 53 должна была уничтожить зенитные установки в районе Меца, в то время как остальные группы выбили аэродромы. [63]
XIX тактическое авиационное командование ВВС США установило сильное присутствие на северо-востоке Франции и оказывало поддержку 3-й армии США . JG 53 должен был вывести из строя его аэродромы. [64] Около 26 Bf 109 взлетели, но были перехвачены 12 P-47 367-й истребительной эскадрильи 358-й истребительной группы. P-47 заявили, что 13 уничтожены, один вероятный и шесть повреждены, потерь нет. По пути домой в 09:20 III./JG 53 были перехвачены 366-й истребительной эскадрильей. В общей сложности III./JG 53 потерял 10 Bf 109 и один был поврежден 358-й истребительной группой. [65] Из 25 принявших участие III./JG 53 Bf 109 11 были сбиты, что составило 40% атакующих сил. 358-я истребительная группа получила награду «За выдающиеся заслуги» за предотвращение атаки на аэродром 362-й истребительной группы. [66]
Хотя III./JG 53 потерпела неудачу, главная атака по сравнению с этим оказалась успешной. Стаб,. II. и IV./JG 53 не столкнулись с трудностями на внешнем участке. Немцы нанесли значительный ущерб припаркованным на поле истребителям USAAF. Когда атака на аэродром Мец завершилась, три JG 53 Gruppen сообщили о потере 20 Bf 109 и семи поврежденных. Это составляло более 50 процентов атакующих 52 бойцов. Около 13 пилотов пропали без вести; трое были убиты, шестеро пропали без вести на сегодняшний день и четверо взяты в плен. Еще трое были ранены. JG 53 уничтожил 27 истребителей USAAF на земле и восемь были повреждены. К этому числу добавляются четыре воздушные победы. Всего в ходе двух операций JG 53 потерял 30 Bf 109 и восемь был поврежден. Общая потеря составила 48%. [67] Потери USAAF составили 22 уничтоженных, 11 поврежденных (все P-47). [68] Однако негативные последствия Боденплатте для JG 53 перевесили любые полученные преимущества. [67]
Ле Кюло и Опховен [ править ]
Единицы | I., II., III./JG 4 |
Самолет | 55–75 |
Самолет потерян | 25–26 |
Поврежденный | ~ 6 |
Пилоты убиты или взяты в плен | 17 |
Аэродром Ле Кюло (позже известный как Бошен) находился в 45 км (28 миль) к северо-востоку от Шарлеруа и был целью Jagdgeschwader 4 (JG 4). Основная полоса (A-89) была известна в местном масштабе как Бовен, а вспомогательное поле, известное как Le Culot East (Y-10), известное местным жителям как Бюретты, находилось неподалеку. Он был известен Люфтваффе, поскольку там действовало несколько его подразделений. [69]
майор гешвадеркоммодора Герхард Михальский Командовал отрядом . Пять пилотов были сбиты огнем с земли. Другой пилот заблудился во время полета и оказался недалеко от Эйндховена, где был сбит и убит. Уменьшившись в численности, 8–10 истребителей IV./JG 4 продолжили путь к цели. Через 10 минут они обнаружили довольно крупный аэродром и атаковали, полагая, что это Ле Кюло. На самом деле это был Синт-Трейден. [70]
Ошибку совершить было легко, Ле Кюло находился неподалеку. В Синт-Трейдене размещались 48-я истребительная группа и 404-я истребительная группа . 492-я истребительная эскадрилья готовилась к взлету в 09:20. JG 4 прибыл на аэродром в 09:15. Несколько выруливающих P-47 были брошены пилотами и обстреляны дотла. [71] Небольшая атака JG 4 принесла значительный ущерб. Общие потери американцев составили 10 уничтоженных и 31 поврежденных. Немцы потеряли восемь истребителей, в том числе семь Bf 109, и три получили повреждения. [72] На аэродроме Ле Кюло повреждений не было. [73]
II.(Sturm)/JG 4 вылетел в Ле-Кюло в 08:08. Заблудившись, они наткнулись на аэродром Аш и заявили, что уничтожен один P-47 и повреждены два двухмоторных самолета, а также уничтожены два поезда и грузовика. Подразделение заявило, что Auster сбит самолет-разведчик . Вероятно, это был Stinson L-1 Vigilant из 125-й эскадрильи связи армии США. Однако практически вся группа из 17 Fw 190 была уничтожена. [74]
I. и III./JG 4 должны были вместе нанести удар по Ле Кюло. Взлетев в 08:20 и направляясь на северо-запад, они насчитывали 35 Bf 109 (девять из III./JG 4). Два Ju 88G-1 из II./NJG 101 возглавляют путь следопытов. Часть I./JG 4 атаковала 125-е крыло RAF Spitfires на аэродроме Опховен . Потери «Спитфайра» неясны. Два P-47 и B-17 были уничтожены. I./JG 4 сообщил о пропаже двух Bf 109, одном поврежденном и одном уничтоженном. Затребованы только ангар, один Р-47 и несколько машин, а зенитная батарея замолчала. Атака «Спитфайров» в Опховене и упомянутых В-17 и двух Р-47 в общее количество не включена. [75] Другой источник предполагает, что два «Спитфайра» были уничтожены и 10 повреждены в Опховене. [76]
По данным одного источника, потери JG 4 составили 25 истребителей из 55 принявших участие. 17 пилотов убиты или пропали без вести, семеро взяты в плен. [77] JG 4 понес потери в 42%. [78] Более поздний источник утверждает, что в общей сложности приняли участие 75 самолетов JG 4, из которых только 12 атаковали наземные цели. Два следопыта Ju 88 были потеряны, а также 26 истребителей, еще шесть повреждены. [79]
ясень [ править ]
Единицы | Стаб. I., II., III./JG 11 |
Самолет | 61 |
Самолет потерян | 28 |
Поврежденный | неизвестный |
Пилоты убиты или взяты в плен | 24 |

Аэродром Аш (обозначение: Y-29) был построен в ноябре 1944 года и служил базой для 352-й истребительной группы 8-й воздушной армии и 366-й истребительной группы 9-й воздушной армии. [80] Jagdgeschwader 11 (JG 11) должен был уничтожить аэродром. В составе I./JG 11 было всего 16 Fw 190 и только шесть годных и действующих пилотов. В нем приняли участие только шесть пилотов I./JG 1 и только четверо пилотов Stab./JG 1. В III./JG 11 было больше самолетов, чем пилотов, поэтому другие штабфельны . их численность составляли [81] Всего 41 Fw 190 из JG 11 принял участие в Боденплатте ; четыре из штаба, шесть из I. группы и 31 из III. Группа . 20 бойцов из II. Группа состояла из Bf 109. [82]
План предусматривал нанесение удара на малой высоте со стороны I. и III./JG 11, в то время как II./JG 11 летал в качестве верхнего прикрытия от истребителей USAAF. Пилотам показали карты и фотографии аэродрома, но не назвали цели до утра в день атаки. [81] После пересечения позиций союзников четыре истребителя были потеряны в результате огня зенитной артиллерии. Курс JG 11 пролегал прямо над Опховеном. Большие соединения JG 11 атаковали, ошибочно полагая, что это был Аш. Другая половина продолжила путь к Ашу. В Опховене размещалось 125-е крыло RAF, всего в 5 км (3,1 мили) к северу от Аша. Около половины, или около 30 Fw 190 и Bf 109, атаковали аэродром. [83] [84]
Аш был примечателен случайностью. В то утро 390-я эскадрилья 366-й истребительной группы совершила два истребительных зачистки, что сыграло решающую роль в провале атаки JG 11. [85] Командир 487-й эскадрильи 352-й истребительной группы Джон Чарльз Мейер предвидел активность немцев и собрал группу из 12 P-51, которые собирались вылететь в боевое патрулирование, когда началась атака. Они взлетели под огнем. [86]
Несколько пилотов в тот день получили статус « Ас ». Ни один P-51 не был потерян; два были повреждены, а один был поврежден на земле. 336-я истребительная группа потеряла один Р-47. [87] 366-й дивизии приписали восемь самолетов противника, а ААА заявила еще семь. Однако переоценка вполне вероятна. Записи Люфтваффе показывают, что JG 11 потерял 28 истребителей. Четыре немецких пилота (двое ранены) вернулись на территорию, контролируемую немцами, четверо попали в плен, а остальные двадцать были убиты. [88] Около 24 из потерянных Bf 109 и Fw 190 были потеряны над линиями противника. [89] немецкие пилоты Гюнтер Шпехт и Хорст-Гюнтер фон Фассонг . Среди погибших немецких пилотов были [90]
О заявлениях JG 11 мало что известно. Согласно одному немецкому документу, было уничтожено 13 истребителей, два двухмоторных и один четырехмоторный самолет. На «аэродроме Глаббек» заявлено о повреждении пяти истребителей — на самом деле это был «Опховен». Также было заявлено о десяти воздушных победах и одной вероятной. Однако потери истребительной группы США указывают на то, что эти заявления чрезмерны. [91]
Американцы заявили, что уничтожено 35 немецких самолетов. [92] Лишь 14 можно с уверенностью считать сбитыми истребителями USAAF, и, возможно, еще двое. Подтверждено, что четверо были сбиты зенитным огнем. Всего потери JG 11 составили 28. [93] [94] Воздушный бой над Ашем длился 45 минут и стал известен как «Легенда об Y-29». [95]
Брюссель-Эвере/Гримберген [ править ]
Единицы | Stab., I., II., III./JG 26 и III./JG 54. |
Самолет | 127 |
Самолет потерян | 40 |
Поврежденный | неизвестный |
Пилоты убиты или взяты в плен | 30 |
Jagdgeschwader 26 (JG 26) и III. Группа Jagdgeschwader ( JG 54 54) должна была нанести удар по Брюсселю-Эвере. По состоянию на конец декабря II./JG 26 имел 39 Fw 190D-9, а III./JG 26 имел 45 Bf 109. [96] Записи о доступных самолетах показывают, что в тот день совершили полет 110 самолетов JG 26; все, кроме 29, были Fw 190, остальные - Bf 109. [82] В составе JG 26 приняли участие 17 Fw 190 из III./JG 54. [45]
Без ведома Люфтваффе аэродром Гримберген был почти полностью заброшен. Аэродром Эвере находился южнее. Это был один из самых густонаселенных аэродромов Бельгии, на котором было множество целей. Основные силы состояли из 60 Spitfire XVI из 127-го крыла RAF . Также присутствовали B-17 и B-24 Восьмой воздушной армии . Всего на поле боя находилось более 100 самолетов. [97]
В 08:13 взлетели первые формирования. Всего участвовало 64 Fw 190D-9. Прежде чем цель была достигнута, около 14 Fw 190D-9 были вынуждены повернуть назад из-за повреждений зенитной артиллерии или механических проблем. Три Fw 190 были потеряны в результате немецкого зенитного огня. В 09:10, когда фронт был достигнут, тяжелые зенитные подразделения союзников начали вступать в бой, и еще пять человек были сбиты. Большая часть огня велась со стороны ПВО британских ВМС, защищавших устье Шельды. Когда формирование пересекло границу Голландии и Бельгии, I./JG 26 и III./JG 54 были перехвачены «Спитфайрами». Пять Fw 190 были сбиты. I./JG 26 уничтожил или повредил несколько самолетов на аэродроме. Защита ПВО заявила о пяти уничтоженных самолетах, а I./JG 26 сообщил о потерях двух Fw 190 от Spitfires. Еще несколько человек потерялись над аэродромом. Другие потери произошли от дружественного огня на обратном пути. [98]
Рейд обернулся катастрофой. В Гримбергене было уничтожено всего шесть машин, из них 21 Fw 190 был потерян и два повреждены. Еще восемь получили незначительные повреждения. Семнадцать пилотов пропали без вести, в том числе восемь взяты в плен. [99]
Только II. и III./JG 26 поразили Эвер. Из этих частей взлетели от 44 до 52 Fw 190. II. и III./JG 26 подбили зенитные башни и уничтожили все горючее: ангары, грузовики, склады топлива и самолеты. [100] 127-е крыло RCAF потеряло один «Спитфайр» в воздухе и 11 на земле; 11 автомобилей были повреждены, одна уничтожена. Всего в Эвере было уничтожено 60–61 самолет союзников. [101] Там располагалось большое количество транспортов, которые привлекли внимание немецких пилотов, что оставило неповрежденными еще много «Спитфайров». Учитывая количество «Спитфайров» на поле, канадское крыло понесло «небольшие» потери. Командир канадского крыла Джонни Джонсон обвинил плохую меткость немецких пилотов в том, что они не смогли добиться дальнейших успехов. [102] [103]
Потери союзников в Эвере указаны как уничтоженные 32 истребителя, 22 двухмоторных самолета и 13 четырехмоторных самолетов, а также повреждены еще девять одномоторных, шесть двухмоторных и один четырехмоторный самолет. В общей сложности потери II./JG 26 включали 13 уничтоженных и два поврежденных Fw 190. Девять его пилотов пропали без вести; пятеро были убиты и четверо взяты в плен. III./JG 26 потерял шесть Bf 109 и четырех пилотов. Только один из них был взят в плен, остальные были убиты. Сумма нанесенного немцами ущерба восполнила потери; забастовка Эвере увенчалась успехом. [102]
Брюссель-Мельсбрук [ править ]

Единицы | I., II., III./JG 27 и IV./JG 54 |
Самолет | 43 |
Самолет потерян | 21 |
Поврежденный | 1 |
Пилоты убиты или взяты в плен | 17 |
Jagdgeschwader 27 и IV./Jagdgeschwader 54 (JG 27 и JG 54) нацелились на аэродром Мельсбрук . На 31 декабря JG 27 мог собрать только следующих действующих пилотов и самолетов: 22 (22) из I., 19 (13) из II., 13 (15) из III и 16 (17) из IV. Группа . [104] [105] [106] Гешвадеркоммадор Вольфганг Шпете перестроил IV./JG 54. В нем был только 21 пилот, и 15 из 23 Fw 190 находились в рабочем состоянии. Всего в воздух поднялись 28 Bf 109 из JG 27 и 15 Fw 190 из JG 54. Семь истребителей были потеряны от вражеской авиации и дружественного зенитного огня, не достигнув цели. [107]
Немцы сильно ударили по Мельсбруку. По словам Эмиля Кладе (командующего III./JG 27), позиции ПВО не были укомплектованы людьми, а самолеты были сгруппированы или построены в ряды, что представляло собой идеальные цели. Атака нанесла значительный ущерб базирующимся там частям и имела большой успех. Разведывательные крылья потеряли целых две эскадрильи машин. 69-я эскадрилья RAF потеряла 11 Vickers Wellingtons и два получили повреждения. 140-я эскадрилья RAF потеряла четыре «Москита», и потери были возмещены в тот же день. [108] По меньшей мере пять «Спитфайров» из 16-й эскадрильи RAF были уничтожены. 271-я эскадрилья RAF потеряла как минимум семь транспортников Харроу «выведенными из строя». Еще 15 самолетов были уничтожены. 139 Wing сообщило, что пять B-25 уничтожены и пять повреждены. Также было уничтожено от 15 до 20 бомбардировщиков USAAF. [109] [110] Другой источник сообщает, что было уничтожено 13 «Веллингтонов», а также пять «Москитов», четыре «Остера» и пять «Авро Ансонов» из 2-й эскадрильи связи тактических ВВС. Три «Спитфайра» также были потеряны и два повреждены. [111] По крайней мере один транспортный корабль британских ВВС «Дуглас Дакота» был уничтожен. [112]
Пилоты JG 27 и JG 54 одержали 85 побед и 40 получили повреждения. Немецкая разведка смогла подтвердить 49. JG 27 понес неприемлемые потери; 17 Bf 109, 11 пилотов убиты, один ранен и трое взяты в плен. IV./JG 54 потерял двоих убитыми и одного пленным. Три Fw 190 были потеряны и один поврежден. [113] [114]
Гильзе- Эйндховен и Риен
Единицы | Стаб. I., III., IV./JG 3 и KG 51 |
Самолет | 81 |
Самолет потерян | 15–16 |
Поврежденный | Неизвестный |
Пилоты убиты или взяты в плен | 15–16 |
Jagdgeschwader 3 (JG 3) и Kampfgeschwader 51 (KG 51) получили задачу ликвидировать подразделения союзников на базе Эйндховен и аэродроме Гильце-Риен . На поле боя находились три разведывательные эскадрильи RCAF, владевшие смесью «Спитфайров» и «Мустангов», а также восемь эскадрилий «Тайфунов» Королевских ВВС и RCAF. [115] Около 22 Bf 109 I./JG 3 поднялись в воздух. [116] а также четыре из Stab./JG 3, 15 из III./JG 3 и 19 Fw 190 из IV./JG 3. [82] около 21 из 30 своих самолетов Messerschmitt Me 262 . KG 51 предоставил в бой [117] ошибочно включен Kampfgeschwader 76 (KG 76) В некоторых исторических источниках в боевой порядок , но KG 76 в миссии участия не принимал. [118]
каждый штаффель Ожидалось, что сделает как минимум три огневых прохода. I./JG 3 взлетел и присоединился к головной группе IV. (Sturm)/JG 3, за ним сзади следует III./JG 3. Bf 109 и Fw 190 гешвадера достигли этого района примерно в 09:20. Гешвадеркоммодор Генрих Бэр возглавил атаку. Некоторые летчики совершили четыре захода, уничтожив огневые точки ПВО, станции хранения топлива и технику. [115] [119] На поле боя находилось около 300 самолетов, а также огромные запасы техники и топлива. В результате атаки возник пожар по всему аэродрому. [120]
JG 3 заявил, что уничтожено 53 одномоторных и 11 двухмоторных самолетов. Также были повреждены пять истребителей и один четырехмоторный бомбардировщик. [121] Было заявлено, что четыре Тайфуна, три Спитфайра, один Темпест и еще один неопознанный самолет были сбиты. [121] Всего, согласно британским данным, JG 3 уничтожила 43 самолета и еще 60 повредила, причем некоторые серьезно. Гешвадер . считал, что уничтожил 116 человек. JG 3 не ушел невредимым I./JG 3 потерял девять своих самолетов и пилотов, то есть 50% потерь. Повреждение возвращающегося самолета группы означало, что все подразделение вышло из строя. [115] RAF AAA сбили пять самолетов. [122] JG 3 потерял в общей сложности 15 из 60 отправленных истребителей, то есть уровень потерь 25%. Около 15 пилотов пропали без вести; девять человек были убиты и пятеро взяты в плен, а еще один пилот числился пропавшим без вести, и его судьба остается неизвестной. [123] Другой источник сообщает, что это 16 пилотов; десять убиты или пропали без вести и шесть взяты в плен. [124]
Ущерб, нанесенный Эйндховену, был значительным и может считаться победой JG 3. Этому также способствовали элементы JG 6, которые ошибочно определили Эйндховен как одну из своих целей. Наибольшие потери понесли разведывательные эскадрильи 39-го канадского авиаполка, у которых было уничтожено или повреждено 24 самолета. Посещающее 124-е крыло Королевских ВВС потеряло 30 самолетов уничтоженными или поврежденными. 143-е крыло RCAF потеряло 29 поврежденных или уничтоженных. [125] Вполне вероятно, что I./JG 3 несет ответственность примерно за 2/3 ущерба. [123] Другой источник сообщает, что 47 самолетов уничтожены и 43 повреждены. [126]
попытки запуска ракет Фау Возможные - 2
По крайней мере, одна ракета Фау-2 на мобильном пусковом трейлере Meillerwagen была замечена поднятой в стартовую позицию пилотом ВВС США 4-й истребительной группы над северным немецким маршрутом атаки недалеко от города Лохем 1 января 1945 года. Возможно, из-за стартового экипажа. увидев американский истребитель, ракета быстро опустилась с почти готового к запуску угла места 85 ° до 30 °. [127]
Результаты рейда [ править ]
О результатах рейда сложно судить, учитывая путаницу в записях о потерях. Вероятно, было уничтожено больше самолетов, чем указано. Американцы не вели должный учет своих потерь, и, похоже, потери 8-й воздушной армии США не были включены в общие потери. Если эти оценки и цифры добавить к потерям, перечисленным в таблице ниже, то, вероятно, верными цифрами будут 232 уничтоженных (143 одномоторных, 74 двухмоторных и 15 четырехмоторных) и 156 поврежденных (139 одномоторных самолетов). , 12 двухмоторных и пять четырехмоторных). Исследование записей отдельных эскадрилий подтверждает уничтожение еще большего количества самолетов USAAF. Это предполагает, что помимо этого общего числа были уничтожены как минимум еще 16 B-17, 14 B-24, восемь P-51 и как минимум два P-47. Всего 290 уничтоженных и 180 поврежденных самолетов кажется более реалистичной суммой, чем консервативные цифры, приведенные USAAF, RAF и RCAF. Включая 15 самолетов союзников, сбитых и 10 поврежденных в воздушных боях, 305 уничтоженных и 190 поврежденных - это общая сумма атак. [128]
Результаты атак перечислены: [129]
практически без повреждений
легкий урон
средний урон
тяжелый урон
Цель | Целевой код (союзник) | Подразделение Люфтваффе (крыло) | Союзные войска | Влияние на союзные эскадрильи (по официальным данным) |
---|---|---|---|---|
Антверпен — Дёрне | Б-70 | ЙГ 77 | Также присутствуют 146-е крыло RAF , 145-е крыло RAF и бомбардировочная группа USAAF. [130] | Подтверждено, что один самолет уничтожен, около 15 повреждены, в том числе три, возможно, уничтожены. [131] [Примечания 2] |
Аш | Y-29 | JG 11 | USAAF 366-я истребительная группа , 352-я истребительная группа . [132] | Один брошенный B-17 уничтожен, три повреждены. [130] |
Брюссель — Эвере | Б-56 | JG 26 и JG 54 | 127-е крыло RCAF , Вторая тактическая эскадрилья связи ВВС и посещающие подразделения 147-й эскадрильи RAF и 271-й эскадрильи RAF . USAAF 361-й истребительной группы и 358-й истребительной группы . Также присутствуют элементы [133] | 34 уничтожено, 29 повреждено. [134] |
Брюссель—Гримберген | Б-60 | JG 26 и JG 54 | Присутствовало всего шесть самолетов. | Все шесть самолетов уничтожены. [29] |
Брюссель—Мельсбрук | Б-58 | JG 27 , JG 54 и JG 4 | 34-е крыло RAF , 139-е крыло RAF , 2-я тактическая эскадрилья связи ВВС RAF и 85-я групповая эскадрилья связи RAF . | 35 уничтожено, 9 серьезно повреждено. [135] |
Эйндховен | Б-78 | ЮГ 3 | 124-е крыло RAF , 143-е крыло RCAF и 39-е крыло RCAF . [136] | 124 и 143 Wings потеряли 26 уничтоженных «Тайфунов» и около 30 поврежденных. [137] 39-е крыло потеряло еще 11 уничтоженных разведывательных «Спитфайров», один из которых был уничтожен в результате столкновения со сбитым Fw 190, [138] и 5 Мустангов Mk.I уничтожены. |
Гент/Синт-Денийс-Вестрем | Б-61 | JG 1 | № 131 (Польское) Крыло РАФ | 16 уничтожено, несколько повреждено. [30] |
Гильзе-Риен | Б-77 | JG 3 и КГ 51 | № 35 разведывательного крыла RAF [132] | Один уничтожен и один поврежден. [133] |
хриплый | Б-88 | ЮГ 6 | 401-я эскадрилья RCAF , 402-я эскадрилья RCAF , 411-я эскадрилья RCAF , 412-я эскадрилья RCAF , 442-я эскадрилья RCAF . [139] | Никаких потерь |
Щека | А-89 | ЮГ 4 | USAAF 36-я истребительная группа , 373-я истребительная группа , 363-я ТРГ [132] | Без повреждений |
Мальдегем | Б-65 | JG 1 | 485-я эскадрилья RNZAF и 349-я (бельгийская) эскадрилья RAF | 13 уничтожено, два повреждены и не подлежат ремонту. [135] |
Мец — Фрескати | А-90 | JG 53 | СШААФ. IX тактическая воздушная армия; 354-я истребительная группа , 362-я истребительная группа , 40-я истребительная группа , 406-я истребительная группа , 425-я истребительная группа , 367-я истребительная группа , 368-я истребительная группа , 361-я истребительная группа . 64-й истребительный авиаполк XII тактических ВВС; 1 эскадрилья ВВС Франции , 50-я истребительная группа , 358-я истребительная группа. | 22 уничтожены, 11 повреждены (все республиканские P-47 Thunderbolts ). [68] |
Опховен | Y-32 | ЮГ 4 | 130-я эскадрилья RAF , 350-я (бельгийская) эскадрилья RAF | Один уничтожен, около шести повреждены. [140] |
Синт-Трейден | А-92 | ИК 2 , ИГ 4 и ИК 4 | ВВС США 48-я истребительная группа и 404-я истребительная группа | 10 уничтожено, 31 повреждено. [140] |
Волкель | Б-80 | ЮГ 6 | 56-я эскадрилья RAF , 486-я эскадрилья RNZAF | Один самолет уничтожен. [140] |
Венсдрехт | Б-79 | ЙГ 77 | № 132 Крыло РАФ | Нет эффекта |
Урсель | Б-67 | JG 1 | USAAF 486-я бомбардировочная группа и 61-я эскадрилья RAF | Три самолета уничтожены. [140] |
Последствия и жертвы [ править ]
Операция достигла тактической внезапности, [141] но это было отменено из-за плохого исполнения из-за низкого мастерства пилота из-за плохой подготовки. [141] Операция не достигла своей цели [2] и эта неудача очень дорого обошлась немецкой авиации. [142] Некоторые подразделения RAF, RCAF и USAAF на принимающей стороне Боденплатте сильно пострадали, другие - не так сильно, но большинство понесло некоторые потери. Однако немцы запустили «Боденплатте» при ряде условий, таких как плохое планирование и низкая квалификация пилотов, что ясно указывало на то, что любое полученное преимущество будет перевешено возможными потерями. [3] Боденплатте ослабил Ягдваффе без всякой надежды на восстановление. [6] [7] Генерал Люфтваффе Адольф Галланд заявил: «Мы пожертвовали всем, что у нас есть». [143]
Люфтваффе потеряли 143 пилота убитыми и пропавшими без вести, 70 были взяты в плен и 21 ранен, в том числе три Geschwaderkommodore , пять Gruppenkommodeure и 14 Staffelkapitäne — самая крупная однодневная потеря для Люфтваффе. [144] Многие из погибших руководителей формирований были опытными ветеранами, что оказывало еще большее давление на оставшихся. [144] Таким образом, Боденплатте имел краткосрочный успех, но долгосрочный провал. Потери союзников вскоре были восполнены, а потерянные самолеты Люфтваффе и особенно пилоты оказались незаменимы. Немецкий историк Герхард Вайнберг писал, что это сделало немцев «более слабыми, чем когда-либо, и неспособными снова предпринять какую-либо крупную атаку». [145]
В оставшиеся 17 недель войны Ягдваффе изо всех сил пытались восстановиться после операции 1 января, чтобы оставаться эффективной силой. В стратегическом плане немецкий историк Вернер Гирбиг писал: «Операция Боденплатте привела к полному поражению». [146] Измученные немецкие части больше не были в состоянии обеспечить эффективную защиту немецкого воздушного пространства во время операций «Грабеж» и «Университет» , переправы союзников через реку Рейн или общего вторжения западных союзников в Германию . Последующие операции в целом были незначительными и не могли бросить вызов господству союзников в воздухе . Единственной службой Люфтваффе, способной совершать прибыльные боевые вылеты, были ночные истребители. [147] За последние шесть недель войны Люфтваффе потеряло убитыми еще 200 пилотов. [148] Гирбиг писал: «Только осенью 1944 года немецкие истребительные войска ступили на жертвенный путь; и именно скандальная операция «Боденплатте» нанесла этим силам смертельный удар и решила их судьбу. То, что произошло с тех пор, не было ничем. больше, чем умирающее мерцание». [7]
Примечания [ править ]
- ↑ Соглашение № 4 от 11 июня 1940 года между Соединенным Королевством и Польшей признало суверенитет ВМС и армии Польши, но в ВВС было отказано. Соглашение №7 отменило это решение в июне 1944 года, и польские ВВС были «вернуты» под полную польскую юрисдикцию (за исключением боевых задач, хотя поляки сохранили право вето ). [1]
- ↑ Другие источники сообщают, что было уничтожено около 10 и еще пять возможных. Еще девять подтвержденных повреждений и еще несколько поврежденных. [130]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пешке 1980 , с. 134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Гирбиг 1975 , с. 73.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрэнкс 1994 , стр. 163–165.
- ^ Zaloga 2004 , p. 61.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 114.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 262.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гирбиг 1975 , с. 12.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 74.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колдуэлл 1991 , стр. 311–312.
- ^ Фрэнкс 1994 , нет страницы (внутренняя обложка).
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 10.
- ^ Фрэнкс 1994 , стр. 10–11.
- ^ Прайс 2001 , с. 113.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрэнкс 1994 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Манро и Пютц 2004 , с. 10.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Манро и Пютц 2004 , с. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фрэнкс 1994 , с. 13.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 75.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 205.
- ^ Узиэль 2011 , с. 52.
- ^ Джонсон 2000 , стр. 294–295.
- ^ Паркер 1998 , с. 375.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 77.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 125.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 76 (приведено в сноске)
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 188.
- ^ Паркер 1998 , стр. 377, 381.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фрэнкс 1994 , с. 198.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрэнкс 1994 , с. 197.
- ^ Джонсон 2000 , с. 291.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , стр. 257–258.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 16–18.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 18–22.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 22–28.
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 75.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 83.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 28.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гирбиг 1975 , с. 85.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 39.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 278.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 290.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 51–52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манро и Пютц 2004 , с. 277.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 54–59.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 62.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 88.
- ^ Паркер 1998 , с. 416.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 63–64.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 123–124.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 125–135.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 137.
- ^ Паркер 1998 , с. 396.
- ^ Уил 1996 , с. 83.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 137–138.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 251.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 253–254.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 254–256.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 108.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 259.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 221.
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 139.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 224–225.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 228–235.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 233.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манро и Пютц 2004 , с. 245.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манро и Пютц 2004 , с. 294.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 94–95.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 96–97.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 98–99.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 104.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 93.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 107–111.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 111–114.
- ^ Фрэнкс 2000 , с. 135.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 95.
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 128.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 117.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 140.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манро и Пютц 2004 , с. 143.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Манро и Пютц 2004 , с. 276.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 146.
- ^ Паркер 1998 , с. 388.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 147.
- ^ Скаттс 1994 , с. 78.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 148.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 281–284.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 162.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 149, 269.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 164–165.
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 136.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 281.
- ^ Паркер 1998 , стр. 385–391.
- ^ Паркер 1998 , с. 391.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 169.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 173–174.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 174–179.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 180.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 187, 190.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 193.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манро и Пютц 2004 , с. 195.
- ^ Паркер 1998 , с. 440.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 200.
- ^ Уил 2003 , с. 116.
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 109.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 201, 205, 206.
- ^ «140-я эскадрилья RAF, май 1941 – май 1945» (PDF) . Дж. Ф. Сьюард, Дж. Шоу . Проверено 8 сентября 2014 г.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 217.
- ^ Уил 2003 , с. 117.
- ^ Фрэнкс 2000 , с. 134.
- ^ «КЛ 2934» . Имперский военный музей . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 219.
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 117.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Прин и Стеммер, 2002 , стр. 348–349.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 75.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 147.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2008 , стр. 243.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 76.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 77.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манро и Пютц 2004 , с. 85.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манро и Пютц 2004 , с. 91.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 92.
- ^ Манро и Пютц 2004 , стр. 86–88.
- ^ Фрэнкс 2000 , стр. 132–134.
- ^ Ордвей и Шарп 1979 , с. 256.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 272.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 78.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Манро и Пютц 2004 , с. 291.
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 193.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Манро и Пютц 2004 , с. 289.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манро и Пютц 2004 , с. 293.
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрэнкс 1994 , с. 196.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 71.
- ^ Фрэнкс 1994 , с. 204.
- ^ Паркер 1998 , с. 402.
- ^ Манро и Пютц 2004 , с. 288.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Манро и Пютц 2004 , с. 295.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонсон 2000 , с. 292.
- ^ Прин и Стеммер 2002 , с. 349.
- ^ Паркер 1998 , с. 486.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манро и Пютц 2004 , стр. 272–273.
- ^ Вайнберг 2005 , с. 769.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 112.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 123.
- ^ Гирбиг 1975 , с. 137.
Библиография [ править ]
- Колдуэлл, Дональд Л. (1991). JG 26: Лучшие стрелки Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books. ISBN 978-0-8041-1050-1 .
- Колдуэлл, Дональд; Мюллер, Ричард (2007). Люфтваффе над Германией: защита Рейха . Издательская компания МБИ. ISBN 978-1-85367-712-0 .
- де Зенг, HL; Стэнки, генеральный директор; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945 гг.; Справочный источник . Том. 1. Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- де Зенг, Генри; Стэнки, Дуглас; Крик, Эдди (2008). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945 гг.; Справочный источник . Том. 2. Суррей: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN 978-1-903223-87-1 .
- Фрэнкс, Норман (1994). Битва на аэродромах: 1 января 1945 года . Лондон: ISBN Grub St. 978-1-898697-15-2 .
- Фрэнкс, Норман (2000). Потери истребительного командования во Второй мировой войне . Оперативные потери, самолеты и экипажи 1944–1945 гг. Включая ПВО Великобритании и 2-й TAF. Том. 3. Мидленд, Лондон. ISBN 978-1-85780-093-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гирбиг, Вернер (1975). Шесть месяцев до забвения: затмение истребительной авиации Люфтваффе на Западном фронте, 1944/45 . Издательство Шиффер . ISBN 978-0-88740-348-4 .
- Джонсон, Дж. Э. (2000) [1956]. Руководитель крыла (пилоты-истребители) . Goodall Publications Ltd. Лондон: ISBN 978-0-907579-87-8 .
- Манро, Джон; Пютц, Рон (2004). Боденплатте: Последняя надежда Люфтваффе — атака на аэродромы союзников, первый день Нового 1945 года . Кроуборо, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-1-902109-40-4 .
- Ордуэй, Фредерик I III ; Шарп, Митчелл Р. (1979). Ракетная команда . Космическая серия Apogee Books 36. Нью-Йорк: Томас Ю. Кроуэлл. ISBN 978-1-894959-00-1 .
- Пешке, Майкл Альфред (октябрь 1980 г.). «Краткий обзор военных соглашений между Польшей и союзниками во время Второй мировой войны». Журнал военной истории . 44 (3): 128–134. ISSN 0899-3718 .
- Паркер, Дэнни С. (1998) [1994]. Чтобы выиграть зимнее небо: воздушная война над Арденнами, 1944–1945 гг . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-938289-35-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Прайс, Альфред (2001). Последний год Люфтваффе: май 1944 – май 1945 . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 978-1-85367-440-2 .
- Прин, Йохен; Стеммер, Герхард (2002). Jagdgeschwader 3 «Удет» во Второй мировой войне: Stab и I./JG 3 в бою с Messerschmitt Bf 109 . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера. ISBN 978-0-7643-1681-4 .
- Скаттс, Джерри (1994). Асы «Мустангов» Восьмой Воздушной Армии . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-85532-447-3 .
- Узиэль, Дэниел (2011). Вооружение Люфтваффе: немецкая авиационная промышленность во Второй мировой войне . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. ISBN 978-0-7864-6521-7 .
- Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-85532-595-1 .
- Уил, Джон (2003). 27-я истребительная эскадрилья «Африка» . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-538-9 .
- Вайнберг, Герхард (2005). Мир в оружии (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61826-7 .
- Залога, Стивен (2004). Битва при Арденнах 1944 года . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-810-6 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Форсайт, Роберт. СП 44; Галландский цирк . Берджесс-Хилл, Западный Суссекс, Великобритания: Classic Publications, 1996. ISBN 0-9526867-0-8
- Форсайт, Роберт и Лорье, Jagdverband 44: Эскадрилья экспертов . Скопа. Оксфорд. 2008. ISBN 978-1-84603-294-3
- Гирбиг, Вернер. Старт на рассвете . Германия: Pietsch-Verlag Paul Pietsch Verlage GmbH + Co, 1997. ISBN 3-613-01292-8
- Уил, Джон. Bf 109 Асы обороны Рейха . Оспри, Оксфорд. 2006. ISBN 1-84176-879-0
Внешние ссылки [ править ]
- Журнал 439-й эскадрильи, 1 января 1945 г.
- Операция «Сила JG 1» во время Unternehmens Bodenplatte
- Чтобы выиграть Зимнее небо Дэнни С. Паркер
- 1945 год в Бельгии.
- 1945 год во Франции
- 1945 год в Нидерландах.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием США.
- Битва при Арденнах
- Конфликты 1945 года
- События января 1945 года в Европе
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Западноевропейском театре военных действий.