Летающий туз
, Летающий ас ас -истребитель или воздушный ас — это военный летчик , сбивший пять или более самолетов противника в ходе воздушного боя. Точное количество побед в воздухе, необходимое для официальной квалификации аса, варьируется, но обычно считается пять или более.
Понятие « ас » возникло в 1915 году во время Первой мировой войны , одновременно с воздушными боями . Это был пропагандистский термин, призванный создать в тылу культ героя в войне на истощение . Отдельные действия асов широко освещались, и распространялся образ аса как рыцарского рыцаря, напоминающего об ушедшей эпохе. [1] В течение короткого раннего периода, когда бой воздух-воздух только зарождался, исключительно опытный пилот мог определять ход сражения в небе. Однако на протяжении большей части войны образ аса имел мало общего с реальностью воздушной войны, в которой истребители сражались строем, а превосходство в воздухе во многом зависело от относительной доступности ресурсов. [2] Использование термина «ас» для описания этих пилотов началось во время Первой мировой войны, когда французские газеты описали Адольфа Пегу как «Ас» (ас) после того, как он стал первым пилотом, сбившим пять немецких самолетов. Британцы изначально использовали термин «звездные повороты» (термин шоу-бизнеса).
Успехи таких немецких летчиков-асов, как Макс Иммельманн и Освальд Бёльке , и особенно Манфред фон Рихтгофен , самый победоносный летчик-истребитель Первой мировой войны, широко освещались в прессе на благо морального духа гражданского населения, и Pour le Mérite , высшая награда Пруссии. награда за храбрость, стала частью униформы выдающегося немецкого аса. В Luftstreitkräfte Pour le Mérite получил прозвище Der blaue Max /Синий Макс, в честь Макса Иммельмана, который был первым пилотом, получившим эту награду. Первоначально, чтобы получить эту медаль, немецким авиаторам пришлось уничтожить восемь самолетов союзников . [3] По мере развития войны требования к Pour le Mérite повышались. [3] но успешных немецких летчиков-истребителей продолжали провозглашать национальными героями до конца войны.
На долю немногих асов среди боевых авиаторов исторически приходилось большинство побед в воздухе в военной истории. [4]
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]Первая мировая война привела к систематическому использованию настоящих одноместных истребителей, обладающих достаточной скоростью и маневренностью, чтобы ловить и поддерживать контакт с целями в воздухе, в сочетании с вооружением, достаточно мощным для уничтожения целей. Воздушные бои стали заметной особенностью Fokker Scourge во второй половине 1915 года. Это также стало началом давней тенденции в военном деле, которая статистически показала, что примерно пять процентов боевых пилотов составляют большую часть самолетов класса «воздух-воздух». воздушные победы. [4]
Поскольку немецкие истребительные эскадрильи обычно хорошо сражались в пределах немецких линий, было практически возможно установить и поддерживать очень строгие правила официального признания победных заявлений немецких пилотов. Общие победы приписывались либо одному из пилотов, либо подразделению в целом - разрушение самолета должно было быть физически подтверждено путем обнаружения его обломков или необходимо было найти независимого свидетеля разрушения. Победы также засчитывались самолетам, сбитым в пределах немецких позиций, поскольку это обычно приводило к гибели или пленению экипажей противника.
Летчики-истребители союзников воевали в основном в воздушном пространстве, контролируемом Германией. [5] [6] и часто были не в состоянии подтвердить, что явно уничтоженный вражеский самолет действительно разбился, поэтому эти победы часто заявлялись как «сбитые», «вынужденные приземлиться» или «вышедшие из-под контроля» (называемые «вероятными» в последующие войны). Эти победы обычно включались в итоги пилотов и в награды за награды. [7]
Британское высшее командование считало похвалу летчиков-истребителей губительной для столь же отважных бомбардировщиков и экипажей-разведчиков – поэтому британские воздушные службы не публиковали официальную статистику успехов отдельных лиц. Тем не менее, некоторые пилоты прославились благодаря репортажам в прессе. [3] что делает британскую систему признания успешных летчиков-истребителей гораздо более неформальной и несколько непоследовательной. Один пилот, Артур Гулд Ли , описал свой собственный результат в письме жене как «Одиннадцать, пять на счет меня в одиночку, а остальные общие», добавив, что он «далеко от того, чтобы стать асом». [8] Это показывает, что его 46-я эскадрилья RAF учитывала общие убийства, но отдельно от «одиночных» - один из ряда факторов, которые, похоже, различались от подразделения к подразделению. Также очевидно, что Ли считал, что для статуса «аса» необходима цифра выше пяти убийств. Историки авиации считают его асом: два уничтоженных вражеских самолета и пять выведенных из-под контроля, в общей сложности одержав семь побед. [9]
Другие страны-союзники, такие как Франция и Италия, находились где-то посередине между очень строгим немецким подходом и относительно небрежным британским подходом. Обычно они требовали независимых свидетелей уничтожения самолета, что сильно затрудняло подтверждение побед, одержанных на территории противника. [10] Бельгийская система кредитования иногда выходила из-под контроля, что считалось победой. [11]
Воздушная служба армии США приняла французские стандарты оценки побед, за двумя исключениями: летом 1918 года, летая под оперативным контролем англичан, 17-я авиационная эскадрилья и 148-я авиационная эскадрилья использовали британские стандарты. [10] Американские журналисты в переписке со своими газетами решили, что пять побед — это минимум, необходимый для того, чтобы стать асом. [12]
Хотя статус «аса» обычно получали только летчики-истребители, бомбардировщики и разведывательные экипажи с обеих сторон также уничтожали некоторые самолеты противника, обычно защищаясь от атак. Самым ярким примером аса Первой мировой войны, не являющегося пилотом, является Чарльз Джордж Гасс, одержавший 39 признанных воздушных побед. [13]
Между мировыми войнами
[ редактировать ]Между двумя мировыми войнами существовало два театра военных действий, на которых выпускались летающие асы: Гражданская война в Испании и Вторая китайско-японская война .
Испанский . ас Хоакин Гарсиа Морато одержал 40 побед националистов во время гражданской войны в Испании Частью внешнего вмешательства в войну была поставка обеим сторонам иностранных летчиков-добровольцев. Российские и американские асы присоединились к республиканским ВВС, а в состав националистов вошли немцы и итальянцы.
Советская добровольческая группа начала операции во Второй китайско-японской войне еще 2 декабря 1937 года, в результате чего в ее составе было 28 советских асов. [14] « Летающие тигры» были американскими военными летчиками, которые завербовали Саб Розу для помощи китайским националистам . Лето и осень 1941 года они провели в пути в Китай и к боевым вылетам приступили только 20 декабря 1941 года.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны многие военно-воздушные силы переняли британскую практику зачета дробных долей воздушных побед, что приводило к дробям или десятичным значениям, например 11 + 1 / 2 или 26,83. Некоторые командования США также приравнивали уничтоженные на земле самолеты к победам в воздухе. Советы, как и японцы, различали одиночные и групповые убийства, хотя Императорский флот Японии перестал засчитывать индивидуальные победы (в пользу подсчетов эскадрилий) в 1943 году. [ нужна ссылка ]
В советских ВВС находятся лучшие летчики союзников по количеству побед в воздухе: Ивану Кожедубу на счету 66 побед, а Александру Покрышкину - 65 побед. Здесь же претендовали единственные женщины-асы войны: Лидия Литвяк одержала 12 побед, а Екатерина Буданова - 11. [15] Самыми результативными пилотами западных союзников в боях с немецкими Люфтваффе были Джонни Джонсон ( RAF , 38 убийств) и Габби Габрески ( USAF , 28 убийств в воздухе и 3 на земле). [16] На Тихоокеанском театре военных действий Ричард Бонг стал лучшим американским асом-истребителем, совершившим 40 сбитых самолетов. На Средиземноморском театре военных действий Пэт Пэттл совершил не менее 40 сбитых самолетов, в основном против итальянских самолетов, и стал лучшим истребителем-асом Британского Содружества в войне. Сражаясь на разных сторонах, французский пилот Пьер Ле Глоан имел необычную честь сбить четыре немецких, семь итальянских и семь британских самолетов, последний, когда он летел в Виши, Франция, в Сирии . [ нужна ссылка ]
Немецкие Люфтваффе продолжили традицию «один пилот — одно убийство» и теперь называли лучших бомбардиров « Experten» . [Н 1] Некоторые пилоты Люфтваффе добились очень высоких результатов, например, Эрих Хартманн (352 убийства) или Герхард Баркхорн (301 убийство). [18] На счету 107 немецких пилотов более 100 сбитых самолетов. Большинство из них были выиграны у советских ВВС . [19] Самым результативным асом-истребителем против союзных войск Запада был Ханс-Иоахим Марсель (158 убийств). [20] и Хайнц Бэр (208 убийств, из них 124 на западе). Примечательны также Хайнц-Вольфганг Шнауфер , совершивший 121 убийство, самый результативный ас ночных истребителей , и Вернер Мёльдерс , первый пилот, на счету которого более 100 убийств в истории воздушной войны . [16] [21] Высоких результатов добились и пилоты других держав Оси, например, Илмари Юутилайнен ( ВВС Финляндии , 94 сбитых), Константин Кантакузино ( ВВС Румынии , 69 сбитых) или Мато Дуковац ( ВВС Хорватии , 44 сбитых). Самым результативным японским летчиком-истребителем был Тэцузо Ивамото , на счету которого 216 убийств.
Ряд факторов, вероятно, способствовал очень высоким результатам лучших немецких асов. В течение ограниченного периода (особенно во время операции «Барбаросса» ) многие победы Оси были одержаны над устаревшими самолетами и плохо обученными или неопытными пилотами союзников. [22] Кроме того, пилоты Люфтваффе обычно совершали гораздо больше индивидуальных боевых вылетов (иногда более 1000), чем их коллеги из союзников. Более того, они часто продолжали выполнять боевые вылеты до тех пор, пока не были захвачены, выведены из строя или убиты, в то время как успешные пилоты союзников обычно либо продвигались на должности, предполагающие меньше боевых полетов, либо регулярно возвращались на тренировочные базы, чтобы передать свои ценные боевые знания более молодым пилотам. [ нужна ссылка ] Дисбаланс в количестве доступных целей также способствовал очевидно более низкому количеству на стороне союзников, поскольку количество действующих истребителей Люфтваффе обычно было значительно ниже 1500, при этом общее количество самолетов никогда не превышало 5000, а общий объем производства самолетов союзниками почти в три раза больше, чем у другой стороны . Разница в тактике также могла быть фактором; Эрих Хартманн , например, заявил: «Посмотрите, нет ли среди противника отставшего или неуверенного пилота... Сбейте его», [23] это было бы эффективным и относительно малорискованным способом увеличения количества убийств. В то же время в советской «Инструкции по воздушному бою» 1943 года указывалось, что главным приоритетом должен быть командир противника, что было гораздо более рискованной задачей, но в случае успеха она давала наибольшую отдачу.
Асы после Второй мировой войны
[ редактировать ]Корейская война
[ редактировать ]Корейская война 1950–53 годов ознаменовала переход от винтовых самолетов с поршневым двигателем к более современным реактивным самолетам. Таким образом, здесь впервые в мире приняли участие асы в сражении реактивных самолетов. Самым результативным асом войны считается советский летчик Николай Сутягин , на счету которого 22 сбитых самолета.
Вьетнамская война
[ редактировать ]начали Военно-воздушные силы Вьетнама разработку своих современных военно-воздушных сил, которые с 1956 года в основном обучались чехословацкими и советскими инструкторами. [24] Начало крупнейшей кампании непрерывных бомбардировок в истории привело к быстрому развертыванию зарождающихся военно-воздушных сил, и первое столкновение войны произошло в апреле 1965 года у моста Тханьхоа , где относительно устаревшие дозвуковые подразделения МиГ-17 были брошены против технически превосходящих истребителей-истребителей. 105 Thunderchief и F-8 Crusader , повредив 1 F-8 и уничтожив два самолета F-105. [25] МиГ-17, как правило, не имел сложных радаров и ракет и для уничтожения самолетов США полагался на воздушный бой и маневренность. [24] Поскольку американские самолеты значительно превосходили по численности самолеты Северного Вьетнама, страны Варшавского договора и другие страны начали вооружать Северный Вьетнам самолетами МиГ-21 . [24] ВВС приняли стратегию «партизанской войны в небе», используя быстрые удары и бегство по целям США, постоянно летая низко и вынуждая более быстрые, более тяжеловооруженные самолеты США вступать в воздушные бои, где МиГ-17 и МиГ-21 обладал превосходной маневренностью. [26] ВВС США совершили первый воздушный налет на корабли США со времен Второй мировой войны: два аса, в том числе Нгуен Ван Бай, атаковали корабли США во время битвы при Онг Хои в 1972 году. Довольно часто потери американских истребителей в воздухе восстанавливались. отнесли к ракетам класса «земля-воздух» , так как считалось «менее позорным». [27] Тем не менее, к концу войны США подтвердили 249 потерь американских самолетов в воздухе. [28] в то время как цифры по Северному Вьетнаму оспариваются: по заявлениям США, они варьируются от 195 самолетов Северного Вьетнама. [29] до 131 по данным СССР, Северного Вьетнама и союзников. [30]
Американские бои воздух-воздух во время войны во Вьетнаме, как правило, сводились к вторжению истребителей-бомбардировщиков Соединенных Штатов против интегрированных систем ПВО Северного Вьетнама с радиолокационным наведением. Экипажам американских истребителей F-4 Phantom II , F-8 Crusader и F-105 обычно приходилось бороться с ракетами класса «земля-воздух» , зенитной артиллерией и пулеметным огнем, прежде чем истребители противника атаковали их. [ нужна ссылка ] В результате длительного конфликта появилось 22 аса: 17 пилотов Северного Вьетнама, два американских пилота, три американских офицера систем вооружения или WSO (WSO — обозначение ВВС США, один из троих на самом деле был летчиком ВМС США с аналогичной должностью, но с использованием обозначение USN офицера радиолокационного перехвата или RIO). [31]
Арабо-израильская война
[ редактировать ]Серия войн и конфликтов между Израилем и его соседями началась с обретением Израилем независимости в 1948 году и продолжалась более трех десятилетий.
Ирано-иракская война
[ редактировать ]Бриг. Генерал Джалил Занди (1951–2001) был лучшим летчиком-истребителем ВВС Исламской Республики Иран , прослужившим на протяжении всего периода ирано-иракской войны . Его рекорд - восемь подтвержденных и три вероятных. [32] победы над иракскими боевыми самолетами делают его асом и самым успешным пилотом этого конфликта, а также самым успешным Grumman F-14 Tomcat в мире. пилотом [33] [34] [35] [36] [37]
Бриг. Генерал Шахрам Ростами был еще одним иранским асом. Он также был пилотом F-14. На его счету шесть подтвержденных убийств. Среди его побед один МиГ-21 , два МиГ-25 и три Миража F1 . [38]
Полковник Мохаммед Райян был также еще одним летчиком-истребителем, сбившим от 5 до 8 иранских самолетов, в основном F-4 «Фантомы» . во время войны [39]
Индо-Пакистанская война
[ редактировать ]Коммодор авиации Мухаммад Махмуд Алам был лучшим летчиком-истребителем ВВС Пакистана . Во время индо-пакистанской войны 1965 года Алам утверждал, что 7 сентября 1965 года сбил пять самолетов за один вылет, причем четыре были сбиты менее чем за минуту, установив мировой рекорд. Однако эти утверждения широко оспариваются официальными лицами ВВС Индии. [40] [41] [42] [43]
Русско-украинская война
[ редактировать ]По данным Минобороны РФ, в ходе боевых действий на Украине подполковник Илья Сизов "уничтожил 12 украинских самолетов (3 самолета Су-24 , 3 самолета Су-27 , 3 самолета МиГ-29 , 2 Ми-24 вертолета ). , 1 Ми-14 вертолет «Бук-М1» . ) и два зенитно-ракетных комплекса [44]
Кризис Красного моря
[ редактировать ]В феврале 2024 года сообщалось, что капитан Корпуса морской пехоты США Эрл Эрхарт V сбил семь беспилотников хуситов , пилотируя AV-8B Harrier II штурмовик с десантного корабля USS Bataan . [45]
Точность
[ редактировать ]Реалистичная оценка потерь противника важна для разведывательных целей, поэтому большинство военно-воздушных сил прилагают значительные усилия, чтобы обеспечить точность заявлений о победе. Во время Второй мировой войны камера авиационной пушки стала широко использоваться Люфтваффе, а также ВВС Великобритании и ВВС США, отчасти в надежде уменьшить неточные заявления о победе.
В Первую мировую войну были разработаны стандарты подтверждения воздушных побед . Самыми строгими были немецкий и французский, которые требовали как наличия прослеживаемых затонувших кораблей, так и наблюдения независимых наблюдателей. В отличие от этого, британская система также принимала отдельные заявления пилотов и действий, таких как вражеские самолеты, «вышедшие из-под контроля», «сбитые» и «вынужденные приземлиться». [46] Воздушные победы также разделились между разными пилотами. Это привело к огромным претензиям со стороны Великобритании и частично со стороны США. Некоторые военно-воздушные силы, такие как USAAF, также считали победы на земле победами.
Наиболее точные цифры обычно принадлежат авиации, ведущей бой на своей территории, где можно обнаружить и даже идентифицировать множество обломков и где сбитый противник либо убит, либо взят в плен. Именно по этой причине как минимум 76 из 80 самолетов, приписываемых Манфреду фон Рихтгофену, можно отнести к известным британским потерям. [47] - Немецкие Jagdstaffeln действовали в обороне, на своей стороне позиций, отчасти из-за генерала Хью Тренчарда политики наступательного патрулирования .
Во время Второй мировой войны завышенные требования были обычной проблемой. Например, почти 50% побед британских ВВС в битве за Британию статистически не согласуются с зафиксированными немецкими потерями, но по крайней мере некоторые из этих очевидных преувеличений можно сопоставить с известными авариями и экипажами, которые, как известно, находились в британских военнопленных. лагеря. [48] Превышение примерно 2-3 было обычным явлением со всех сторон. [49] [50] [51] [52] а советские завышенные требования иногда были выше. [53] [54] Претензии пилотов Люфтваффе считаются в основном обоснованными и более точными, чем утверждения британской и американской системы. [55] [56]
Приведем крайний пример: в Корейской войне соотношение побед и поражений как американской, так и коммунистической авиации было 10 к 1. [57] [58]
Непилотные асы
[ редактировать ]Хотя асов обычно считают исключительно летчиками-истребителями, некоторые наделяют этим статусом стрелков бомбардировщиков или самолетов-разведчиков , наблюдателей на двухместных истребителях, таких как ранний Bristol F.2b , и штурманов/офицеров по вооружению на реактивных самолетах, таких как Макдоннелл Дуглас F-4 Фантом II . Поскольку пилоты часто работают в команде с разными членами экипажа, наблюдатель или стрелок могут быть асом, а его пилот - нет, и наоборот. Асы-наблюдатели составляют значительное меньшинство во многих списках.
Во время Первой мировой войны наблюдатель Готфрид Эйман из немецкой Luftstreitkräfte совершил 12 убийств. [59] [60] за что был награжден Золотым крестом боевых заслуг . В Королевском летном корпусе наблюдатель Чарльз Джордж Гасс насчитал 39 побед, из которых 5 были фактически подтверждены. [61] Распространение было вызвано щедрой британской системой подтверждения победы в воздухе. [46]
Во время Второй мировой войны ВВС США сержант . Майклу Аруту, хвостовому стрелку Boeing B-17 Flying Fortress, служившему в 379-й бомбардировочной группе , приписывают 19 убийств. [62] [63] и наводчик Consolidated B-24 Liberator Артур Дж. Бенко ( 374-я бомбардировочная эскадрилья ) с 16 сбитыми противниками. Ведущему стрелку бомбардировщика Королевских ВВС Уоллесу Макинтошу приписывают восемь убийств, когда он служил стрелком задней турели на Авро Ланкастерс , в том числе три за один вылет. Летный сержант Ф. Дж. Баркер одержал 12 побед, летая в качестве наводчика на истребителе Boulton Paul Defiant с башней, пилотируемом летным сержантом Э. Р. Торном . [64] [65] С немецкой стороны Эрвин Хентшель, задний стрелок Юнкерса Ju 87 пилота Люфтваффе и аса противотанковой обороны Ганса-Ульриха Руделя , имел 7 подтвержденных побед. На счету экипажа пилота бомбардировщика Отто Кёнке из Kampfgeschwader 3 уничтожено 11 истребителей противника (6 французских, 1 британский, 4 советских).
С появлением более совершенных технологий появилась третья категория асов. Чарльз Б. ДеБелвью стал не только первым офицером систем вооружения ВВС США (WSO), ставшим асом, но и лучшим американским асом войны во Вьетнаме , одержавшим шесть побед. [66] Немногим позади с пятью игроками был его коллега по WSO Джеффри Файнштейн. [67] и офицер радиолокационного перехвата Уильям П. Дрисколл . [68]
Туз за день
[ редактировать ]Первыми военными авиаторами, одержавшими пять или более побед в один и тот же день, каждый из которых стал «асом за день», были пилот Юлиус Ариги и наблюдатель/наводчик Иоганн Лази из австро-венгерских ВВС 22 августа 1916 года. когда они сбили пять итальянских самолетов. [69] Во время Первой мировой войны этот подвиг был повторен еще пять раз. [70] [71] [72]
Стать асом за один день стало относительно распространенным явлением во время Второй мировой войны. В общей сложности 68 пилотами США (43 армейских ВВС , 18 военно-морских сил и семь пилотов морской пехоты этот подвиг был отмечен ), включая легендарного летчика-испытателя Чака Йегера .
В советском наступлении 1944 года на Карельском перешейке финский летчик Ганс Винд сбил 30 советских за 12 дней на своем Bf 109 G самолетов . При этом он трижды получал статус «ас за день».
Во время индо-пакистанской войны 1965 года пакистанский пилот Мухаммад Махмуд Алам утверждал, что 7 сентября 1965 года сбил пять самолетов за один вылет, причем четыре были сбиты менее чем за минуту, установив мировой рекорд. Однако эти утверждения широко оспариваются ВВС Индии . [40] [41] [42] [43]
См. также
[ редактировать ]- Истребительная авиация
- Иракские воздушные победы во время ирано-иракской войны
- Легкий истребитель
- Список тузов тузов
- Список египетских летающих асов
- Список немецких реактивных асов Второй мировой войны
- Список иранских воздушных побед во время ирано-иракской войны
- Список израильских летающих асов
- Список летающих асов Корейской войны
- Список летающих асов Гражданской войны в Испании
- Список сирийских летающих асов
- Список летающих асов войны во Вьетнаме
- Список летающих асов Первой мировой войны
- Список асов Второй мировой войны по странам
- Список летающих асов Второй мировой войны
- Списки летающих асов арабо-израильских войн
- Танковый ас
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Для награждения наградами немцы ввели систему очков, позволяющую уравнивать достижения асов, летающих на Восточном фронте, с асами на других, более требовательных фронтах: один для истребителя, два для двухмоторного бомбардировщика, три для четырехмоторный бомбардировщик; ночные победы засчитывались вдвойне; Комары учитывались вдвойне из-за сложности их уничтожения. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робертсон, стр. 100–103.
- ^ Belich 2001.
- ^ Jump up to: а б с Пейн, Дэвид. «Майор Мик Мэннок, венчурный капиталист: лучший британский летный ас в Великой войне». Архивировано 21 июня 2017 г. в Ассоциации Wayback Machine Western Front Association , 21 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Данниган 2003, с. 149.
- ^ Шорс и др. 1990, с. 6.
- ^ Гуттман 2009, с. 39.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гест, 1990, с. 8.
- ^ Ли 1968, с. 208.
- ^ Шорс и др. 1990, стр. 236–237.
- ^ Jump up to: а б Фрэнкс и Бэйли 1992, с. 6.
- ^ Питерс 1998, стр. 34, 85.
- ^ Фарр 1979, с. 55.
- ^ Фрэнкс и др. 1997, стр. 18–19.
- ^ «Союзные асы войны в Китае и монголо-маньчжурской границе» Wio.ru Дата обращения: 10 октября 2014 г.
- ^ Бергстрем 2007, стр. 83.
- ^ Jump up to: а б Симс, Эдвард Х. (1976). Величайшие асы . Лондон: Издательская группа Random House. п. 17. ISBN 9780345253309 .
- ^ Джонсон 1967, с. 264.
- ^ Митчем, Сэмюэл В. (2007). Орлы Третьего рейха - бойцы Люфтваффе во Второй мировой войне . Книги Стэкпола. п. 217. ИСБН 9780811734059 .
- ^ Мюррей, Уильямсон (1996). Люфтваффе, 1933-45 гг. – Стратегия поражения . Брасси. п. 82. ИСБН 9781574881257 .
- ^ Хитон, Колин Д.; Энн-Мари Льюис (2012). «Звезда Африки» — история Ганса Марселя, аса Люфтваффе, который доминировал в небе Второй мировой войны . Издательская компания МБИ. ISBN 9780760343937 .
- ^ Джексон, Роберт (2003). Воздушные асы Второй мировой войны . Эйрлайф. ISBN 9781840374124 .
- ^ Шорс 1983, стр. 94–95.
- ^ Толивер, Раймонд Ф.; Констебль, Тревор Дж. (1986). Белокурый рыцарь Германии . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-8306-8189-1 .
- ^ Jump up to: а б с Топерцер, Иштван (21 сентября 2017 г.). МиГ-21 Асы Вьетнамской войны . Издательство Блумсбери. ISBN 9781472823571 .
- ^ Топерцер, Иштван (21 сентября 2017 г.). МиГ-21 Асы Вьетнамской войны . Издательство Блумсбери. п. 4. ISBN 9781472823571 .
- ^ Топерчер, Иштван (20 октября 2016 г.). МиГ-17/19 Асы Вьетнамской войны . Издательство Блумсбери. ISBN 9781472812575 .
- ^ E., Gordon (2008). Mikoyan MiG-21 . Dexter, Keith., Komissarov, Dmitriĭ (Dmitriĭ Sergeevich). Hinckley: Midland. ISBN 9781857802573 . OCLC 245555578 .
- ^ «Потери США в воздухе во Вьетнамской войне» . myplace.frontier.com . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Бойн, Уолтер Дж., изд. (2002). Воздушная война: международная энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 679. ИСБН 978-1576073452 . OCLC 49225204 .
- ^ "Kafedra i klinika urologii pervogo sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta im. akad. I. P. Pavlova: vchera, segodnya, zavtra". Urologicheskie Vedomosti . 5 (1): 3. 2015-03-15. doi : 10.17816/uroved513-6 . ISSN 2225-9074 .
- ^ «Тузы». Сафари Кови . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Герберт, Адам (январь 2015 г.). «Классика авиации». Журнал ВВС : 76.
- ^ «Имперские ВВС Ирана: Самураи в небе». IIAF, 22 августа 1980 г. Дата обращения 10 октября 2014 г.
- ^ Купер, Том и Фарзад Бишоп. «Огонь на холмах: иранские и иракские сражения осени 1982 года». ACIG, 9 сентября 2003 г. Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «Как 45-00 побед» . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 г. Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ «Иранские победы в воздухе 1976-1981 гг.» . Архивировано из оригинала 23 марта 2010 г. Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ «Иранские победы в воздухе, 1982-сегодня» . Архивировано из оригинала 23 марта 2010 г. Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ Джон Сэдлер; Рози Сердвилл (2017), Асы-истребители: Рыцари неба , Casemate Publishers, стр. 21, ISBN 9781612004839
- ^ Николь, Дэвид; Купер, Том (2004). Арабские подразделения МиГ-19 и МиГ-21 в бою . Издательство Оспри.
- ^ Jump up to: а б Air Cdre M Кайзер Туфаил . «Классика скоростной стрельбы Алама» . Defencejournal.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 15 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Фрикер, Джон (1979). Битва за Пакистан: воздушная война 1965 года . Я. Аллан. стр. 15–17. ISBN 9780711009295 .
- ^ Jump up to: а б Полмар, Норман; Белл, Дана (2003). Сто лет мировой военной авиации . Издательство Военно-морского института. п. 354 . ISBN 978-1-59114-686-5 .
Мохаммед Махмуд Алам одержал пять побед над Hawker Hunters ВВС Индии, четыре из них менее чем за одну минуту! Алам, завершивший конфликт девятью сбитыми самолетами, стал единственным в истории реактивным самолетом, «отличившимся за день».
- ^ Jump up to: а б О'Нордин, Лон (1985). Воздушная война в ракетный век . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. стр. 84–87 . ISBN 978-0-87474-680-8 .
- ^ «Насколько сложна российская сеть ПВО?» . Ключ.Аэро . ООО «Кей Паблишинг», 18 октября 2022 г.
- ^ «Учитывая семь подтвержденных сбитых дронов хуситов, этот пилот AV-8B USMC Harrier может стать первым американским асом со времен войны во Вьетнаме: познакомьтесь с капитаном морской пехоты США Эрлом Эрхартом V» . 13 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Шорс, Кристофер Ф. (1990). Над окопами: полный список истребителей-асов и частей ВВС Британской империи 1915-1920 годов . Норман Л. Р. Фрэнкс, Рассел Гест. Онтарио: Крепость. ISBN 0-948817-19-4 . OCLC 22113328 .
- ^ Робинсон 1958, стр. 150–155.
- ^ Озеро 2000, с. 122.
- ^ Колдуэлл, Дональд (2012). Дневные бойцы защиты Рейха: путевой дневник, 1942-45 гг . Хавертаун: Frontline Books. ISBN 978-1-78383-415-0 . OCLC 884646530 .
- ^ Бергстрём, Кристер (2007). Барбаросса: воздушный бой июль-декабрь 1941 года . Хершам, Суррей: Мидленд / Ян Аллан. ISBN 978-1-85780-270-2 . OCLC 141238674 .
- ^ Кэмпион, Гарри (2015). Битва за Британию, 1945–1965: Министерство авиации и немногие . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир. ISBN 978-0-230-28454-8 . OCLC 918616186 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кэмпион, Гарри (2009). Хороший бой: пропаганда Битвы за Британию и немногие . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-22880-1 . OCLC 319175944 .
- ^ Тригг, Джонатан (2016). Разгром Люфтваффе: Восточный фронт 1941-45, стратегия катастрофы . Страуд, Глостершир. ISBN 978-1-4456-5186-6 . OCLC 953861893 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Морган, Хью (2014). Советские асы 2 мировой войны . Лондон: Паб Osprey. ISBN 978-1-4728-0057-2 . OCLC 869378852 .
- ^ Толивер, Констебль, Рэймонд Ф., Тревор Дж. (1968). Ужас! Асы-истребители Люфтваффе . Баркер. ISBN 9780213763817 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Каплан, Филип (2007). Асы-истребители Люфтваффе во Второй мировой войне . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-84415-460-9 . OCLC 74525151 .
- ^ «Воздушная война в Корее: статистика воздушной войны в Корее из источников США и СССР». Вио (RU). Проверено: 10 октября 2014 г.
- ^ Шорс 1983, стр. 161–167.
- ^ Имри, Алекс (1971). Иллюстрированная история воздушной службы немецкой армии 1914-1918 гг . Лондон: Аллан. ISBN 0-7110-0200-2 . ОСЛК 213232 .
- ^ Тредвелл, Терри К.; Алан К. Вуд (2003). Немецкие асы-истребители Первой мировой войны . Страуд: Темпус. ISBN 0-7524-2808-Х . OCLC 52531842 .
- ^ Фрэнкс и др. 1997, с. 18.
- ^ «Зал доблести: Майкл Арут». Военные времена . Проверено: 10 октября 2014 г.
- ^ Альберт Э. Кондер (1994). История рядовой воздушной артиллерии, 1917–1991: люди, стоящие за орудиями (ограниченное издание). Падука, Кентукки: Тернер. ISBN 1-56311-167-5 . OCLC 55871021 .
- ^ «Истории летчиков: сержант Ф. Дж. Баркер». Архивировано 19 апреля 2014 г. в лондонском памятнике Wayback Machine Battle of Britain . Проверено: 17 апреля 2014 г.
- ^ Томас 2012, с. 55.
- ^ "Полковник Чарльз ДеБелвью". Архивировано 12 сентября 2009 г. на Wayback Machine официальном веб-сайте ВВС США . Проверено: 22 мая 2010 г.
- ^ "Военные асы ВВС США в Юго-Восточной Азии". Архивировано 20 декабря 2013 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США , 30 марта 2011 г. Проверено: 29 июня 2012 г.
- ^ "USS Constellation (CV 64)". Архивировано 26 сентября 2012 г. в Wayback Machine ВМС США . Проверено: 29 июня 2012 г.
- ^ О'Коннор 1986, стр. 190–91, 272, 324.
- ^ Фрэнкс и др. 1993, с. 70.
- ^ Шорс и др. 1990, стр. 368, 390.
- ^ Фрэнкс и Бейли 1992, с. 161.
Библиография
[ редактировать ]- Белич, Джейми. «Ас, воздушный бой». Ричард Холмс, Чарльз Синглтон и Спенсер Джонс, ред. Оксфордский справочник военной истории . Издательство Оксфордского университета, 2001 г. [онлайн, 2004 г.].
- Бергстрем, Кристер. Барбаросса: Воздушный бой, июль – декабрь 1941 г. Бирмингем, Великобритания: Classic Publications, 2007. ISBN 978-1-85780-270-2 .
- Данниган, Джеймс Ф. Как вести войну: всеобъемлющее руководство по современной войне в двадцать первом веке . Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 2003. ISBN 978-0-06009-012-8 .
- Фарр, Финис. Удача Рикенбакера: американская жизнь. Нью-Йорк: Хоутон Миффлин, 1979. ISBN 978-0-395-27102-5 .
- Фрэнкс, Норман и Фрэнк В. Бейли. Над фронтом: полный отчет об истребителях-асах и подразделениях ВВС США и Франции, 1914–1918 гг . Лондон: Груб-стрит, 1992. ISBN 978-0-948817-54-0 .
- Фрэнкс, Норман , Фрэнк В. Бэйли и Рассел Гест. Над линиями: асы и истребительные части немецкой воздушной службы, военно-морской воздушной службы и корпуса морской пехоты Фландрии, 1914–1918 гг . Лондон: Груб-стрит, 1993. ISBN 978-0-94881-773-1 .
- ———; Гость, Рассел; Алеги, Грегори (1997), Над военными фронтами: британские пилоты-бомбардировщики и асы-наблюдатели, британские асы-наблюдатели на двухместных истребителях, а также бельгийские, итальянские, австро-венгерские и российские асы-истребители, 1914–1918 гг ., Боевые летчики Первой мировой войны, т. 4, Лондон: Груб-стрит, ISBN 978-1-898697-56-5 .
- Галланд, Адольф Первый и последний Лондон, Метуэн, 1955 ( «Первая и последняя Германия», Франц Шнеклут, 1953).
- Голл, Николь-Мелани (2011). «Годвин фон Брумовски (1889–1936): Создание героя австро-венгерской войны во время Первой мировой войны». В Марии Вакуниг; Карло Ружичич-Кесслер (ред.). От промышленной революции до Второй мировой войны в Центрально-Восточной Европе . ЛИТ Верлаг . стр. 139–56. ISBN 978-3643901293 .
- Гутман, Джон. Пушер-асы Первой мировой войны . Лондон: Оспри, 2009. ISBN 978-1-84603-417-6 .
- Хобсон, Крис. Потери авиации Вьетнама, ВВС США, USN, USMC, потери самолетов в Юго-Восточной Азии, 1961–1973 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2001. ISBN 1-85780-115-6 .
- Джонсон, руководитель отделения JE . Лондон: Баллантайн, 1967.
- Лейк, Джон. Битва за Британию . Лондон: Янтарные книги, 2000. ISBN 1-85605-535-3 .
- Ли, Артур Гулд . Никакого парашюта . Лондон: Джарролдс, 1968.
- О'Коннор, Мартин. Воздушные асы Австро-Венгерской империи 1914–1918 гг . Боулдер, Колорадо: Flying Machine Press, 1986. ISBN 978-1-89126-806-9 .
- Питерс, Уолтер М. Над полями Фландрии: полный отчет о бельгийских летчиках-истребителях и их подразделениях во время Великой войны, 1914–1918 гг . Лондон: Груб-стрит, 1998. ISBN 978-1-898697-83-1 .
- Робертсон, Линда Р. (2005). Мечта о цивилизованной войне: летающие асы Первой мировой войны и американское воображение . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 0816642710 , ISBN 978-0816642717
- Робинсон, Брюс (редактор) фон Рихтгофен и Летающий цирк . Летчворт, Великобритания: Харлифорд, 1958.
- Шорс, Кристофер. Воздушные асы . Гринвич, Коннектикут: Bison Books, 1983. ISBN 0-86124-104-5
- ———; Фрэнкс, Норман; Гость, Рассел (1990), Над окопами: полный отчет об асах-истребителях и подразделениях ВВС Британской империи 1915–1920 годов , Лондон: Груб-стрит, ISBN 978-0-948817-19-9 .
- Стенман, Кари и Калеви Кескинен. Финские асы Второй мировой войны (Самолет асов Osprey, номер 23). Лондон: Издательство Osprey. 1998. ISBN 952-5186-24-5 .
- Томас, Эндрю. Дефайант, Бленхейм и Хавок Эйс . Лондон: Osprey Publishing, 2012. ISBN 978-1-84908-666-0 .
- Толивер, Рэймонд Дж. и Тревор Дж. Констебль. Ужас!: Асы-истребители Люфтваффе . Лондон: Bantam Books, 1979. ISBN 978-0-55312-663-1 .
- Топерчер, Иштван. Части МИГ-17 и МИГ-19 времен Вьетнамской войны (боевой самолет Osprey, № 25). Лондон: Оспри, 2001. ISBN 978-1-84176-162-6 .
- ——— (2001), МИГ-21 Части войны во Вьетнаме , Боевые самолеты, Лондон: Оспри, ISBN 978-1-84176-263-0 .