Jump to content

Легкий истребитель

General Dynamics YF-16 и Northrop YF-17 были конкурирующими разработками в программе легкого истребителя США .

Легкий истребитель или легкий истребитель - это самолет-истребитель, находящийся в нижней части практического диапазона веса, стоимости и сложности, в котором используются истребители. [1] [2] Легкий или легкий истребитель сохраняет тщательно отобранные конкурентоспособные характеристики, чтобы обеспечить экономичную конструкцию и характеристики. [3] [4]

Хорошо спроектированный легкий истребитель способен соответствовать или превосходить самолет более тяжелого типа во многих миссиях. [5] [ не удалось пройти проверку ] [6] [7] [8] и за меньшую стоимость. [9] Поэтому легкий класс может быть стратегически ценным. [10]

преимущественно класса «воздух-земля» В попытках повысить эту эффективность и снизить стоимость некоторые производители в последние годы приняли термин «легкий истребитель» для обозначения легких штурмовиков , некоторые из которых представляют собой модифицированные учебно-тренировочные самолеты. [11] Эти более дешевые легкие штурмовики стали известны как легкие боевые самолеты (LCA), и иногда считается, что они включают в себя несколько многоцелевых легких истребителей.

С 1926 года концепция легкого истребителя стала постоянным направлением разработки истребительной авиации, при этом некоторые известные конструкции начали широко использоваться.

Цели дизайна

[ редактировать ]

Ключевой целью проектирования легких/легких истребителей является удовлетворение стандартных требований к эффективности истребителей класса «воздух-воздух» при минимальных затратах. Этими критериями (в порядке значимости) являются способность использовать элемент внезапности, иметь численное превосходство в воздухе, обладать превосходной маневренностью и обладать адекватной эффективностью систем вооружения. [12] [13] [14] [15] [16] Легкие истребители обычно достигают преимущества внезапности перед более крупными самолетами за счет меньших визуальных и радиолокационных заметностей, что важно, поскольку в большинстве случаев поражения в воздухе элемент неожиданности является доминирующим. [17] [18] [19] Их сравнительно более низкая стоимость и более высокая надежность также позволяют использовать большее количество устройств в расчете на бюджет. [20] Наконец, хотя одномоторный легкий истребитель обычно несет лишь половину вооружения тяжелого двухмоторного истребителя, его преимущества внезапности и маневренности часто позволяют ему получить позиционное преимущество, чтобы лучше использовать это оружие.

Потребность в дешевых и, следовательно, небольших истребителях впервые возникла в период между Первой и Второй мировыми войнами. Примеры включают несколько конструкций перехватчиков Королевских ВВС межвоенного периода и французский самолет «Жокей» непосредственно перед Второй мировой войной. Ни один из этих очень легких истребителей не добился успеха во Второй мировой войне, поскольку их характеристики были слишком ограничены. Подобно сегодняшнему значению легкого истребителя, во время Второй мировой войны термин «малый истребитель» использовался для описания одномоторного самолета с конкурентоспособными характеристиками, дальностью полета и вооружением, но без лишнего веса и стоимости. [21]

Эффективность

[ редактировать ]

Современный взгляд на легкие/легкие истребители – это мощное оружие, предназначенное для удовлетворения основных критериев эффективности боя в воздухе: [12] [13] [14] [15] [16] которые в порядке важности:

1. Превосходство в элементе неожиданности , чтобы узнать противника раньше, чем он узнает о вас. В прошлых боях преимущество внезапности в основном основывалось на небольших визуальных и радиолокационных признаках, а также на хорошей видимости из кабины. Внезапность является значительным преимуществом, поскольку исторически примерно в 80% случаев поражения в воздухе жертва не знала о нападающем до тех пор, пока не стало слишком поздно. [17] [22]

Как бывший редактор Topgun Journal, автор за шесть лет опросил сотни пилотов, какое единственное преимущество они хотели бы иметь, а именно: ракеты большей дальности, больше орудий, лучшую маневренность и т. д. Пилоты все сказали: «Первое наблюдение».

Джеймс Стивенсон, Парадокс Пентагона. [23]

Небольшие истребители типа F-5 с площадью в плане около 300 квадратных футов (28 м2). 2 ) или F-16 площадью около 400 квадратных футов (37 м 2 ), по сравнению с примерно 1050 квадратными футами (98 м²). 2 ) для Ф-15, [24] имеют гораздо более низкий визуальный профиль. Небольшой истребитель обычно невидим для пилотов противника на расстоянии примерно 4 миль (6,4 км), тогда как более крупный истребитель, такой как F-15, виден примерно на расстоянии 7 миль (11 км). [25] Это нелинейное преимущество легкого истребителя перед тяжелым истребителем. Кроме того, визуальное обнаружение более мелких целей занимает больше времени, даже если они видны. [26] Эти два фактора вместе дают пилоту легкого истребителя гораздо больше статистических шансов первым увидеть тяжелый истребитель и произвести решающий первый выстрел. [27] Как только маленький истребитель видит противника и поворачивается к нему, его очень маленькая лобовая площадь уменьшает максимальную дальность визуального обнаружения примерно до 2–2,5 миль (3,2–4,0 км). [18] [28]

Учитывая аналогичную технологию, меньшие истребители обычно имеют около двух третей дальности действия радара против той же цели, что и тяжелые истребители. [а] Однако нельзя рассчитывать на то, что это даст большому истребителю выигрышное преимущество, поскольку более крупные истребители с типичной площадью поперечного сечения радара около 10 квадратных метров (110 квадратных футов) обнаруживаются данным радаром на расстоянии примерно на 50% большем, чем 2 до 3 квадратных метров (от 22 до 32 квадратных футов) поперечного сечения легкого истребителя. [29] Это примерно уравновешивает эти компромиссы и иногда может оказаться в пользу легкого истребителя. Например, спереди F-15 фактически имеет площадь поперечного сечения радара около 20 квадратных метров (220 квадратных футов), [30] и, как правило, терпел поражение от противостоящих сил F-16 не только в рукопашных боях, но и в обширных испытаниях за пределами видимости (BVR). [6] [31] Кроме того, радары бортовых истребителей ограничены: они охватывают только фронт и далеки от совершенства в обнаружении самолетов противника. Хотя радар широко использовался Соединенными Штатами во время войны во Вьетнаме, только 18% истребителей Северного Вьетнама были впервые обнаружены радаром и только 3% - радаром истребителей. [32] Остальные 82% были приобретены визуально. [33]

Современная тенденция к самолетам-невидимкам — это попытка максимизировать внезапность в эпоху, когда ракеты за пределами видимости (BVR) становятся более эффективными, чем довольно низкая эффективность BVR, которую имели в прошлом. [34]

2. Численное превосходство в воздухе , предполагающее необходимость меньшей стоимости закупок, меньшей стоимости обслуживания и большей надежности. Даже не принимая во внимание иногда превосходящие боевые возможности более легких самолетов, основанные на внезапности и маневренности, чисто количественный вопрос более низкой стоимости и более высокой надежности (более высокой скорости вылета) также имеет тенденцию отдавать предпочтение легким истребителям. Основной результат законов Ланчестера , или модели залпового боя , заключается в том, что большее количество менее сложных подразделений будет стремиться к успеху над меньшим количеством более совершенных; наносимый урон зависит от квадрата количества стреляющих юнитов, в то время как качество этих юнитов оказывает лишь линейное влияние на результат. Эта нелинейная зависимость благоприятствует легкому и легкому истребителю. [35]

Кроме того, поскольку возможности пилота на самом деле являются главным фактором при максимизации общей эффективности системы пилот-самолет, [б] более низкие затраты на приобретение и эксплуатацию легких истребителей позволяют проводить больше тренировок, тем самым обеспечивая более эффективных пилотов. [36] Например, по состоянию на 2013 год общие эксплуатационные расходы тяжелого F-15C составляют 41 900 долларов США в час, а стоимость легкого F-16C - 22 500 долларов США в час. [37]

3. Превосходная маневренность , которая в маневренном бою позволяет занять превосходную позицию для ведения огня и поражения. [38] [39] [14] [40] [41] Это функция достижения меньшей нагрузки на крыло, более высокого соотношения тяги к весу и превосходной аэродинамики. [42] [43] [44] Иногда в просторечии это описывается как «обертывание минимально возможного корпуса вокруг самого мощного доступного двигателя». [40] Профессиональный анализ истребителей 4-го поколения показывает, что среди более тяжелых истребителей только F-15 в целом может конкурировать с более легкими истребителями, а его маневренные характеристики превосходят несколько более легких истребителей, таких как F-16. [45] [46] Легкие истребители не имеют присущих им аэродинамических преимуществ в скорости и дальности полета, но, если они спроектированы как можно более простыми, они, как правило, имеют меньшую нагрузку на крыло и более высокую тяговооруженность. [47] Кроме того, истребители меньшего размера имеют меньшую инерцию, что позволяет быстрее реагировать на маневры в бою. [48]

4. Эффективность систем вооружения . [49] [50] [51] В этой области легкий истребитель может оказаться в невыгодном положении, поскольку боевая нагрузка одномоторного легкого истребителя обычно составляет около половины боевой нагрузки двухмоторного тяжелого истребителя. Однако современные одномоторные легкие истребители, такие как General Dynamics F-16 Fighting Falcon и Saab JAS 39 Gripen, класса «воздух-воздух», обычно несут такое же пушечное и ракетное истребительное вооружение что и более тяжелые истребители. Фактический воздушный бой в современную эпоху длится недолго, обычно около двух минут. [52] и поскольку на стрельбу расходуется лишь малая часть этого количества, скромная комплектация оружия, как правило, эффективна. Идеальной боевой нагрузкой современного истребителя считается внутренняя пушка и две-четыре управляемые ракеты. [52] нагрузка, на которую вполне способны современные легкие истребители, сохраняя при этом высокую маневренность. Например, JAS 39 Gripen , несмотря на то, что он является самым легким основным истребителем из ныне выпускаемых, несет боевую нагрузку из 27-мм пушки и до шести ракет класса «воздух-воздух» тех же типов, что и тяжелые истребители. Кроме того, боевой опыт показывает, что «эффективность» систем вооружения определяется не количеством вооружения или «боекомплектом», а способностью совершать убийства за доли секунды, когда они находятся в такой позиции. [14] [53] [54]

Краткое описание концепции

[ редактировать ]

Превосходные технологии часто называют сильным фактором в пользу тяжелого истребителя. Конкретный аргумент, обычно приводимый, заключается в том, что тяжелые истребители имеют превосходную радиолокационную дальность и ракеты BVR большей дальности, которые используют эту дальность. Это преимущество в дальности действия радара является одной из основных причин существования современных тяжелых истребителей, но на сегодняшний день оно не стало существенным преимуществом в истории воздушного боя по нескольким причинам. Основная причина заключалась в том, что выстрелы ракетами BVR на большую дальность часто были непригодными и часто ненадежными, когда их можно было сделать. Вес более крупных ракет также снижает характеристики и дальность, необходимые для того, чтобы занять позицию для стрельбы. Из-за этих факторов в период с 1958 по 1982 год в пяти войнах летчиками-истребителями, участвовавшими в боях воздух-воздух, было произведено 2014 ракетных пусков, но было только четыре поражения за пределами видимости. [55]

Более общий и часто неправильно понимаемый аргумент в пользу большего количества технологий, который исторически считался благоприятствующим тяжелым истребителям, заключается не только в улучшении радара, но и в улучшении системной поддержки пилота-истребителя другими способами. Примеры включают всепогодные возможности, точную электронную навигацию, электронные противодействия, передачу данных для повышения информированности и автоматизацию, позволяющую облегчить рабочую нагрузку пилота и сосредоточить пилота на задачах, важных для боя. [56] Это был веский аргумент, поскольку важнейшим фактором эффективности истребителя всегда был пилот. Цитируя выдающуюся цитату: «На протяжении всей истории воздушного боя несколько выдающихся летчиков-истребителей, обычно менее пяти процентов от общего числа, добились больших результатов за счет своих менее одаренных собратьев. Численный дисбаланс был таков, что большое количество требовалось большое количество лучших бомбардиров. Задача заключалась в том, чтобы превратить каждого летчика-истребителя в аса, и технология казалась самым простым и единственным способом достижения этой цели. Именно эта идея лежала в основе первых двух американских суперистребителей F-14 Tomcat; и F-15 Eagle». [57]

Хотя технологическое преимущество тяжелых истребителей, которые лучше поддерживали пилота, вполне могло быть обоснованным в 1970-х годах (когда F-14 и F-15 впервые поступили на вооружение), это преимущество не сохранилось с течением времени. Улучшения в работе двигателя позволили улучшить грузоподъемность, [с] и с более компактной электроникой легкий истребитель, начиная с 1980-х годов, имел аналогичные технические характеристики, улучшающие пилотирование. [58] [59] [60] Легкий истребитель несет столь же эффективное вооружение, включая ракеты БВР, и имеет аналогичную боевую дальность и живучесть. Современный легкий истребитель обладает этими конкурентоспособными характеристиками, сохраняя при этом классические преимущества внезапности, численности и маневренности. Таким образом, естественные преимущества легких истребителей остались в силе, несмотря на добавление новых технологий в воздушный бой. [59]

Благодаря более низкой стоимости современные легкие истребители оснащают ВВС многих небольших стран. Однако, поскольку бюджеты всех стран имеют ограничения, оптимальный выбор веса, сложности и стоимости истребителей является важным стратегическим вопросом даже для богатых стран. Бюджетное и стратегическое значение легких истребителей иллюстрируется инвестициями в оборону. В качестве примера, когда доступны хорошо справочные данные, хотя многочисленные ссылки на испытания и боевые действия считают, что легкий F-16 так же хорош или лучше для каждого самолета, чем превосходный, но дорогой F-15: [61] [62] размещение и содержание группы легких истребителей на базе F-16 обходится примерно в половину стоимости такого же количества F-15. По данным ВВС США, общая стоимость часа эксплуатации F-16C в загруженном состоянии (по состоянию на 2013 год) составляет ~ 22 500 долларов США в час, а стоимость тяжелого F-15C - 41 900 долларов США в час. [37] Многочисленные авторитетные источники сообщают, что для поддержания квалификации пилота-истребителя требуется от 200 до 400 летных часов в год. [д] [63]

Законы Ланчестера о военном превосходстве предполагают, что любое техническое превосходство тяжелого истребителя в расчете на единицу не всегда приводит к победе в войне. Например, в конце Второй мировой войны значительно превосходящий немецкий реактивный истребитель Messerschmitt Me 262 , которым управляли лучшие пилоты Германии, многие из которых были очень результативными асами с количеством убитых, намного превышающим количество пилотов союзников, в своем относительно небольшом количестве понес тяжелые потери. и не смог принципиально изменить воздушную войну над Германией. [64] Такие вопросы актуальны для будущего военного планирования и развертывания сил. [65]

Межвоенный период

[ редактировать ]
Кодрон C.714

Класс легких истребителей изначально возник из-за беспокойства по поводу растущих размеров и стоимости фронтовых истребителей в 1920-х годах. В конце 1920-х и 1930-х годах легкий истребитель привлек к себе значительное внимание, особенно во Франции. [66]

Одним из первых проектов легких истребителей была программа перехватчиков «Жокей» ВВС Франции в 1926 году. Несколько самолетов, в том числе Nieuport-Delage NiD 48 и Amiot 110 , прошли испытания без особого успеха, поскольку они предлагали мало самолетов, уже находящихся в производстве. [67] В конце 1920-х годов британцы аналогичным образом выпустили спецификацию F.20/27 на скороподъемный дневной перехватчик малой дальности. Монопланы de Havilland DH.77 и Vickers Jockey были среди семи проектов, предложенных для соответствия спецификации, но ни один из них не был запущен в производство, предпочтение было отдано более тяжелому, но быстрому биплану Hawker Fury .

Несмотря на провал своей программы «Жокей», французы вернулись к легким истребителям в 1930-х годах как средство расширения французского парка самолетов и противодействия наращиванию немецких военно-воздушных сил. Основное внимание уделялось легким деревянным истребителям, которые можно было построить быстро, не затрагивая производство других самолетов. В соответствии со спецификацией середины тридцатых годов, требующей фиксированной ходовой части, было создано два прототипа, а в 1936 году пересмотренные требования к убирающемуся шасси привели к созданию трех прототипов. Самым массовым из двух моделей, поступивших в производство, был Caudron C.714 . было построено менее 100 штук Поставки начались в начале 1940 года, но до падения Франции . [68] Несмотря на недостаточную мощность, он по необходимости использовался пилотами польских ВВС, служившими во Франции.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

До и во время Второй мировой войны шли дебаты об оптимальном размере, весе и количестве двигателей для истребителей. [69] [70] В ходе войны наиболее эффективными оказались истребители легкой и средней весовой категории. Правильно спроектированные с конкурентоспособными соотношением мощности и веса и тяго-лобового сопротивления, эти самолеты превзошли тяжелые истребители в бою благодаря большей внезапности и маневренности. [71] [72] [73] Они также были более экономически эффективными, позволяя использовать большее количество войск в качестве боевого преимущества. Некоторые одномоторные истребители (в том числе P-51 Mustang и A6M Zero) также могут соответствовать или превосходить по дальности полета свои тяжелые двухмоторные аналоги. [и]

Германия

[ редактировать ]
Немецкий Bf 109 был вторым по размеру основным истребителем Второй мировой войны и производился в большем количестве, чем любой другой истребитель в истории.

Немецкий Messerschmitt Bf 109 поступил на вооружение в 1937 году как высокоскоростной перехватчик и стал самым производимым истребителем в истории: было построено около 34 000 самолетов. Философия конструкции Bf 109 заключалась в том, чтобы обернуть небольшой планер вокруг мощного двигателя с использованием принципа «облегченной конструкции» Мессершмитта, который был направлен на минимизацию веса и количества отдельных частей самолета. [74] Сосредоточив вес крыла, двигателя и шасси в брандмауэре, конструкцию Bf 109 можно было сделать относительно легкой и простой. [75] Bf 109 был вторым по размеру основным истребителем Второй мировой войны и самым легким на европейском театре военных действий. Версия «E», использованная в битве за Британию, имела вес пустого 2010 кг (4430 фунтов). [76] Более тяжеловооруженная и мощная версия G, использовавшаяся позже в войне, имела вес пустого 2700 кг (6000 фунтов). Для сравнения, его основные противники-истребители [ нужны разъяснения ] весил от 2100 до 5800 кг (от 4600 до 12800 фунтов). [ нужна ссылка ]

Японский A6M2 Zero был самым лёгким основным истребителем Второй мировой войны. Чрезвычайно маневренный и дальнобойный, он добился большого успеха в начале войны, хотя и превзошел его на более поздних этапах.

Самым легким основным истребителем Второй мировой войны был японский военно-морской истребитель Mitsubishi A6M Zero . Поступив на вооружение в 1940 году и оставаясь в эксплуатации на протяжении всей войны, он имел массу пустого 1680 кг (3700 фунтов) для версии A6M2, что было чрезвычайно легким даже по меркам своего времени. Руководитель группы дизайнеров Дзиро Хорикоши задумал сделать его максимально легким и маневренным, воплотив в себе качества самурайского меча . [77] Поскольку японские технологии двигателей отстают от западных, но необходимы для того, чтобы превзойти западные истребители, конструкторы минимизировали вес, чтобы максимизировать дальность полета и маневренность. [78] Это было достигнуто за счет использования легкого вооружения, отсутствия брони и самоуплотняющихся топливных баков. [79] В начале Второй мировой войны «Зеро» считался самым боеспособным палубным истребителем в мире. [80] а чрезвычайно большая дальность действия означала, что «Зеро» мог появляться и наносить удары по местам, куда в противном случае японская авиация не могла бы достичь. В первых боевых действиях «Зеро» заслужил репутацию превосходного истребителя , достигнув соотношения поражений 12 к 1. [81] Однако Япония не смогла продолжать совершенствовать самолет на протяжении всей войны, в первую очередь из-за отстающей технологии двигателей, и к середине 1942 года сочетание новой тактики и внедрения более совершенных самолетов позволило пилотам союзников сражаться с «Зеро» на равных или превосходящих условиях. . [82] Например, более крупный и тяжелый Grumman F6F Hellcat имел превосходящие характеристики по сравнению с Zero во всех аспектах, кроме маневренности. В сочетании с превосходными стандартами подготовки ВМС США подразделения, оснащенные этим типом, достигли большого соотношения побед к поражениям против Зеро и других японских самолетов. [83]

Великобритания

[ редактировать ]
Британский «Спитфайр» был лишь немного крупнее Bf 109 и вполне мог составить ему конкуренцию во время битвы за Британию.

Королевские ВВС вступили во Вторую мировую войну с двумя современными одномоторными истребителями, составлявшими большую часть истребительной силы Королевских ВВС — Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane . Первоначально представленные как бомбардировщики-перехватчики, оба начинали с восьмипулеметным вооружением, но в ходе войны были заменены на пушки.

Spitfire, разработанный Р. Дж. Митчеллом , поступил на вооружение в 1938 году и производился на протяжении всей войны. Пустой вес Spitfire IIA времен Битвы за Британию составлял 2142 кг (4722 фунта), а в более позднем варианте увеличился до 2984 кг (6579 фунтов). Он был очень маневренным и в целом не уступал своим немецким противникам. Большинство «Спитфайров» имели двигатель Rolls-Royce Merlin , но в более поздних вариантах использовался один из самых мощных двигателей войны — Rolls-Royce Griffon . «Спитфайр» производился и совершенствовался на протяжении всей войны, но был сложен в изготовлении и имел ограниченную дальность полета. В остальном его считали выдающимся бойцом.

Hawker Hurricane сыграл важную роль в битве за Британию , но его характеристики уступали Spitfire, и во время войны он был снят с передовой службы в качестве истребителя и использовался для наземных атак. Производство прекратилось в середине 1944 года. Hurricane IIC весил пустым 2605 кг (5743 фунта).

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Р-51 считается лучшим поршневым истребителем Второй мировой войны. С такими подвесными баками, как показано здесь, относительно легкий P-51 мог осуществлять сопровождение бомбардировщиков на большие расстояния.

Накануне войны авиакорпус армии США заключил контракт на поставку нескольких «очень легких» истребителей на базе двигателя Ranger V-770 — перевернутого двигателя V12 с воздушным охлаждением, развивавшего мощность до 700 л.с. Двумя прототипами были Bell XP-77 (вес пустого 2855 фунтов (1295 кг)) и Douglas XP-48 (вес пустого 2655 фунтов (1204 кг)). Проблемы с двигателем и производительностью, а также отсутствие необходимости привели к отмене обеих программ. Однако их конкретно определяли как «легкие» или «очень легкие» истребители. [84]

Вместо этого США разработали ряд стандартных истребителей-преследователей, наиболее эффективным из которых является относительно легкий североамериканский P-51 Mustang . P-51 был более экономичным и стоил меньше за уничтожение в воздухе, чем любой другой американский самолет. [85] [86] [87]

ВМС США , также по результатам боевых действий осознав преимущества легкого веса, [88] заказал более легкую версию Grumman F6F Hellcat , которая при массе пустого 9 238 фунтов (4 190 кг) имела ограниченную маневренность и скороподъемность. Планируемая замена Grumman F8F Bearcat использовала тот же двигатель, но с уменьшенной до 7070 фунтов (3210 кг) пустой массой и имела отличные характеристики. Он был запущен в производство слишком поздно, чтобы участвовать в боевых действиях во Второй мировой войне. После войны ею были укомплектованы 24 истребительные эскадрильи ВМФ и меньшее количество морской пехоты. Автор ВМФ Джеймс Перри Стивенсон назвал Bearcat «типичным легким истребителем». [89]

Советский Як-3 , поступивший на вооружение в 1944 году, представлял собой попытку создать самый маленький и легкий истребитель на базе двигателя В-12 Климов М-107 мощностью 1600 л.с. (1200 кВт). [80] Поскольку этот двигатель не был доступен вовремя, был заменен Климов М-105 мощностью 1300 л.с. (970 кВт) , в результате чего масса пустого двигателя составила 2100 кг (4600 фунтов). Несмотря на уменьшенную мощность, Як-3 имел максимальную скорость 655 км/ч (407 миль в час). Як-3 мог обойти немецкие Bf 109 и Fw 190. Немецким пилотам было приказано избегать воздушных боев с Як-3 на бреющем полете.

Советский Як-9 также был легким истребителем, первоначально использовавшим двигатель М-105. При весе пустого 2350 кг (5180 фунтов) он входил в число самых легких основных истребителей Второй мировой войны. Являясь развитием Як-7 , он вступил в бой в конце 1942 года и был самым массовым истребителем Советского Союза: было построено 16 769 самолетов. На малых высотах Як-9 был быстрее и маневреннее Bf 109. Однако его вооружение из одной пушки и одного пулемета было относительно легким.

Ранний реактивный век

[ редактировать ]
Первым реактивным легким истребителем, принятым на вооружение, стал немецкий Heinkel He 162, выпущенный в 1945 году.
Британский Folland Gnat демонстрирует свои размеры по сравнению с североамериканскими F-86 Sabre на заднем плане, над которыми он доминировал в нескольких конфликтах.

Люфтваффе Heinkel He 162 Volksjäger 1945 года представлял собой целенаправленную попытку создать недорогой реактивный истребитель без материалов, которых в конце войны не хватало. Это был недорогой аварийный истребитель , один из нескольких проектов программы аварийных истребителей с использованием ракет или реактивных самолетов, который мог быть построен неквалифицированным трудом и которым могли управлять неопытные пилоты для защиты Третьего рейха. При пустом весе 1660 кг (3660 фунтов) он был очень легким даже для того времени. He 162A оснащался двигателем BMW 003 . [90] При максимальной скорости 790 км/ч (490 миль в час) при нормальной тяге на уровне моря и 840 км/ч (520 миль в час) на высоте 6000 м (20 000 футов) он был примерно на 130 км/ч (81 миль в час) быстрее, чем Истребители союзников имели запас топлива не более чем на 30 минут. Летчики-испытатели сообщили, что это прекрасный в управлении и концептуально хорошо спроектированный самолет, и считали, что его проблемой является поспешность доставки, а не какие-либо фундаментальные недостатки конструкции. Официально он так и не поступил на вооружение и не имел возможности управлять им хорошо обученными пилотами по хорошо продуманному оперативному плану. В части было доставлено всего 120 единиц, и до окончания войны в ходе экспериментальной эксплуатации он совершил лишь несколько побед.

После Второй мировой войны конструкция истребителей перешла в эпоху реактивных самолетов, и многие реактивные истребители следовали успешной формуле Второй мировой войны - высокоэффективным, в основном одномоторным конструкциям. Яркими ранними примерами являются британский Folland Gnat середины 50-х годов , американский North American F-86 Sabre , [91] [92] Northrop F-5 и советский Микоян МиГ-15 .

Микоян -Гуревич МиГ-15 — советский реактивный истребитель, разработанный вскоре после Второй мировой войны. Он весил 3630 кг (8000 фунтов) пустого и был одним из первых успешных реактивных истребителей, использовавших стреловидное крыло для достижения высоких околозвуковых скоростей. Впервые он участвовал в гражданской войне в Китае. В боях во время Корейской войны он превзошел дневные истребители с прямым крылом. Было произведено около 18 000 экземпляров.

North American F-86 Sabre , трансзвуковой реактивный истребитель, выпускавшийся с 1949 года, был первым в США истребителем со стреловидным крылом . При массе пустого 5000 кг (11000 фунтов) он был почти на 40 процентов тяжелее МиГ-15, но легкий по сравнению с сегодняшними истребителями. F-86 имел куполообразный фонарь, небольшой размер, умеренную стоимость, высокую маневренность и вооружение из шести пулеметов калибра 0,50 дюйма (13 мм). Он мог поворачиваться быстрее, чем любой современный истребитель. [93] Он участвовал в воздушных боях с МиГ-15 во время Корейской войны . Считавшийся (вместе с МиГ-15) одним из лучших истребителей Корейской войны, это был самый производимый западный реактивный истребитель, общий объем производства которого составил 9860 единиц. [94] До 1994 года он продолжал использоваться в качестве фронтового истребителя в многочисленных ВВС.

Folland Gnat был британским частным проектом легкого истребителя и был продуктом теорий «Тедди» Петтера о конструкции истребителя. [95] Хотя он был принят только в Великобритании в качестве тренера, [ф] Gnat успешно служил истребителем ВВС Индии и находился на вооружении с 1959 по 1979 год. Индия произвела его улучшенную модификацию, HAL Ajeet . При весе пустого 2177 кг (4799 фунтов) это был самый легкий самолет. [г] успешный реактивный истребитель после Второй мировой войны, хотя и за счет меньшей дальности полета по сравнению с другими истребителями. Считается, что «Комар» сбил семь пакистанских F-86 в войне 1965 года . [96] за потерю двух Gnat, сбитых истребителями PAF. Во время индо-пакистанской войны 1971 года «Индийские комары» без потерь сбили несколько пакистанских F-86. [97] «Комар» добился успеха против мощного F-86, которым управляли хорошо обученные пакистанские пилоты. [98] [97] потому что его меньший размер обеспечивал превосходный уровень внезапности и большую маневренность в воздушном бою.

Люфтваффе Фиат G.91

В начале 1950-х годов конкурс НАТО NBMR-1 на дешевый «легкий тактический ударный истребитель», способный нести обычное или тактическое ядерное оружие и действовать с рассредоточенных аэродромов с минимальной наземной поддержкой, привел к появлению таких проектов, как французские SNCASE Baroudeur , Breguet Taon. [99] и Dassault Étendard VI , итальянские Aeritalia G.91 и Aerfer Ariete . Среди других конкурентов был Northrop F-5A. Британцы предпочли продолжить производство Hawker Hunter , а французы решили работать независимо от конкурентов. Италия производила Fiat G.91 во время конкурса, и в 1957 году он был выбран в качестве стандартного ударного истребителя НАТО. [100] При весе пустого самолета 3100 кг (6800 фунтов) он был очень легким для реактивного истребителя. G.91 поступил на вооружение ВВС Италии в 1961 году, Западной Германии Люфтваффе — в 1962 году, а позднее — ВВС Португалии . Он находился в производстве 19 лет, производство прекратилось в 1977 году, было построено 756 самолетов. [101]

Официальное представление ВВС США первого самолета Northrop F-5E Tiger II .

В середине 1950-х годов стало понятно, что стоимость истребителей выросла до, возможно, неприемлемого уровня, и некоторые компании попытались обратить эту тенденцию вспять и перейти к более тяжелым и дорогим истребителям. Выдающимся результатом стал самолет Northrop F-5 со скоростью от 1,3 до 1,6 Маха и массой 4335 кг (9557 фунтов) . [102] Меньший, более дешевый и простой, чем современный F-4 Phantom, F-5 имел отличные характеристики и пользовался популярностью на экспортном рынке. Это был, пожалуй, самый эффективный истребитель американского производства в 1960-х и начале 1970-х годов, с высокой скорострельностью, низким уровнем аварийности, высокой маневренностью и эффективным вооружением в виде 20-мм пушек и ракет с тепловым наведением. [103] Хотя Соединенные Штаты никогда не закупали F-5 для основной службы, они приняли его в качестве «агрессора» противоборствующих сил (ОПФОР) для иной учебной роли из-за его небольшого размера и сходства по характеристикам с советским МиГ-21. Он также участвовал в крупномасштабных испытаниях эффективности самолетов и ракет. В ходе обширных 9-месячных испытаний AIMVAL/ACEVAL на авиабазе Неллис в 1977 году F-5 «Red Force» оказался весьма эффективным против значительно более крупных военно-морских истребителей F-14 Tomcat и одноместных истребителей F-15 Eagle, входивших в состав «Blue». Сила". Эти современные самолеты примерно в пять-десять раз дороже различных версий F-5. Конечным результатом стало то, что F-5 сразился с более современными истребителями и превратился в эффективный самолет для рисования самолетов. [104] В непосредственном бою против аналогичного МиГ-21 (хорошо зарекомендовавшего себя против американских истребителей во Вьетнаме) F-5, как известно, одержал 13 побед при 4 поражениях. [105] По всему миру было продано чуть менее 1000 F-5A Freedom Fighter и еще 1400 обновленной версии F-5E Tiger II. По состоянию на 2016 год F-5 остается на вооружении многих стран, некоторые из которых предприняли обширные программы модернизации, чтобы модернизировать его возможности с помощью цифровой авионики и ракет с радиолокационным наведением. [106]

Легкий средневес Saab 35 Draken представлял собой истребитель второго и третьего поколений со скоростью 2 Маха, производившийся с 1955 по 1974 год и находившийся на вооружении 45 лет, с массой пустого самолета от 6 577 кг (14 500) до 7 440 кг (16 400 фунтов). Это был одномоторный истребитель с двойным треугольным крылом. Его круто стреловидное внутреннее треугольное крыло позволяло развивать высокую крейсерскую скорость. Двойная дельта с более мелкой рейкой на внешнем крыле улучшила маневренность. Он был спроектирован так, чтобы быть достаточно дешевым для небольших стран и достаточно простым, чтобы его обслуживали механики-срочники. Его высокое ускорение, легкая нагрузка на крыло и исключительная маневренность позволили ему стать отличным истребителем воздушных судов. Однако он имел слишком сложную систему управления огнем. [107] Он оставался на вооружении до 2005 года.

Легкий сверхзвуковой МиГ-21 оказался опасным противником более тяжелых американских истребителей во время войны во Вьетнаме.

Французский Dassault Mirage III — еще один истребитель конца 2-го и начала 3-го поколения с треугольным крылом, развивающим скорость 2 Маха. В соответствии с требованиями Франции к легкому всепогодному перехватчику, он находится на вооружении с 1961 года. [108] При массе пустого 7076 кг (15 600 фунтов) в версии «E» с дополнительными возможностями штурмовой атаки Mirage III является легким истребителем по современным стандартам (хотя в два раза тяжелее первоначального Mirage I). [108] ). Его маневренность, скромная стоимость, надежность и вооружение 30-мм пушками и ракетами с тепловым наведением оказались эффективными. Он служил ВВС Франции и экспортировался во многие страны. Он очень хорошо показал себя Израилю в Шестидневной войне 1967 года и войне Судного дня 1973 года. [109] Однако аргентинские Mirage III уступили британским Sea Harrier во время Фолклендской войны 1982 года. [110]

Похожий по размерам на F-5 российский МиГ-21 Микояна-Гуревича поступил на вооружение в 1959 году, производился до 1985 года и широко используется до сих пор. МиГ-21 от позднего поколения 2 до поколения 3, развивающий скорость 2 Маха, имеет массу пустого 4535 кг (9998 фунтов) и обслуживает почти 60 стран. Во время войны во Вьетнаме они сбили от 37 до 104 американских «Фантомов», а в ответ «Фантомы» сбили от 54 до 66 МиГ-21. [111] В декабре 1966 года летчики МиГ-21 921-го полка без потерь сбили 14 F-105. [112] Его слабые стороны включают плохую видимость и относительно небольшую дальность действия, но в остальном он оказался способным истребителем.

Знаки различия пилотов F-8

Американский Vought F-8 Crusader, использовавшийся во Вьетнаме, весил 8 000 кг (18 000 фунтов) по сравнению с 13 750 кг (30 310 фунтов) F-4 Phantom. Это был простой сверхзвуковой одномоторный истребитель с пушкой и тепловым самонаведением, находившийся на передовой службе с 1957 по 1976 год. У него не было никакого радара, кроме простого дальномерного радара. США утверждают, что Crusader (до 1968 года) сбивал шесть самолетов противника на каждую потерю, по сравнению с 2,4 на каждый потерянный Phantom. [113] Три F-8 сбиты в воздухе [час] все были потеряны в результате артиллерийского огня МиГ-17.

Первые несколько десятилетий эры реактивных истребителей показали боевую историю, аналогичную в общих чертах истории винтовых истребителей Второй мировой войны. Пока более легкие истребители имеют достаточную удельную мощность и совершенный планер и управляются пилотами одинаковой квалификации, они имеют тенденцию доминировать над более тяжелыми истребителями, используя внезапность, численность и маневренность. Однако в раннюю эпоху реактивных истребителей в стратегии проектирования все же появилось одно существенное отличие. Во время Второй мировой войны на конструкцию истребителей сильно повлияло стремление к более высоким скоростям, которые были бы полезны в бою, чтобы сблизиться с противником или уйти. Эта тенденция была инстинктивно продолжена в некоторых реактивных истребителях в третьем поколении (F-4 со скоростью 2,23 Маха) и в четвертом поколении (F-14 со скоростью 2,35 Маха и F-15 со скоростью 2,5 Маха и более). Аэродинамические требования для работы на таких скоростях значительно увеличивают сложность, вес и стоимость планера. [114] Но эти скорости класса 2 Маха и выше не имеют никакой пользы в бою. [115] Боевые скорости никогда не превышают 1,7 Маха и редко 1,2 по двум причинам. Во-первых, это требует широкого использования форсажной камеры, которая обычно увеличивает расход топлива примерно в три или даже четыре раза. [116] и быстро уменьшает радиус действия. Во-вторых, скорости даже выше 0,7–1 Маха (в зависимости от обстоятельств) настолько расширяют радиус разворота в маневренном бою, что истребитель отбрасывается слишком широко, чтобы обеспечить слежение за противником. Скорость достигла предела своей практической боевой ценности, так что оптимальная конструкция истребителя требовала понимания штрафов, которые налагал бесконечный поиск более высокой скорости, а иногда и сознательного решения не принимать эти штрафы. [114]

Сверхзвуковая эра

[ редактировать ]
General Dynamics/Lockheed F-16 является образцом современного усовершенствованного легкого реактивного истребителя и находится на вооружении многих стран.

Когда сверхзвуковые характеристики, двигатели с форсажной камерой и современное ракетное вооружение стали нормой, на вооружение поступили советский Микоян МиГ-21 , французский Mirage III и шведский Saab Draken . В следующее поколение легких истребителей вошли американский F-16 Fighting Falcon , шведский JAS 39 Gripen , индийский HAL Tejas , корейский FA-50 , японский Mitsubishi F-2 , китайский Chengdu J-10 и пакистанский CAC/PAC JF-17 Thunder . Высокая практическая и бюджетная эффективность современных легких истребителей для выполнения многих задач является причиной того, что ВВС США приняли на вооружение как F-15 Eagle , так и F-16 в стратегии «высокий/низкий» одновременно выдающегося, но дорогого тяжелого истребителя и более низкой стоимости. но и выдающийся истребитель легкого веса. [117] Инвестиции в поддержание конкурентоспособных современных легких истребителей ВВС составляют примерно от 90 до 130 миллионов долларов (доллары 2013 года) на самолет в течение 20-летнего срока службы, что составляет примерно половину стоимости тяжелых истребителей. [ нужна ссылка ] поэтому понимание компромиссов конструкции истребителей и их боевой эффективности имеет стратегическое значение на национальном уровне.

В 1960-х и 1970-х годах базирующаяся в США « Истребительная мафия » под руководством полковников Джона Бойда , Эвереста «Рич» Риччоне и аналитика Пьера Спрея выступала за производство легкого истребителя 4-го поколения. [118] Несмотря на тяжелые потери истребителей во Вьетнамской войне, большинство высокопоставленных руководителей ВВС США по-прежнему выступали против концепции легких истребителей. [119] После долгих споров компания General Dynamics разработала успешный F-16. Его конкурент, Northrop YF-17 , привел к появлению успешного истребителя McDonnell Douglas F/A-18 Hornet Navy как более дешевой альтернативы F-14. F-16 продемонстрировал отличные боевые характеристики в воздухе, отчасти благодаря электродистанционной системе управления, которая улучшила маневренность. [59] Когда F-16 не был отягощен тяжелым вооружением класса «воздух-земля», он имел самую большую дальность полета среди всех американских истребителей того времени. [120] Позже F-16 и F/A-18 значительно увеличили вес и стали многоцелевыми истребителями с мощными возможностями класса «воздух-земля», что подтолкнуло их к категории современных истребителей «среднего веса».

Советский аналог F-16 и F/A-18, МиГ-29 , первоначально был частью программы «Перспективный легкий фронтовой истребитель» (LPFI, или «Усовершенствованный легкий тактический истребитель»). [121]

Northrop F-20 Tigershark представлял собой модернизацию F-5, предназначенную для экспортного рынка, но проиграл F-16 и так и не поступил в производство.

В 1980-х годах разработанный в частном порядке F-5G, позже переименованный в Northrop F-20 Tigershark , был призван исправить недостатки устаревшего F-5, сохранив при этом небольшой размер и низкую стоимость. Его пустой вес составлял 6000 кг (13000 фунтов). Его двигатель General Electric F404 производил на 60 процентов больше мощности, чем F-5, и у него была более высокая скороподъемность и ускорение, лучшая обзорность из кабины и более современный радар. Чак Йегер , летчик-испытатель и первый человек, преодолевший звуковой барьер, назвал F-20 «лучшим истребителем» середины 1980-х годов. [122] Несмотря на свою высокую производительность и экономичность, [ нужна ссылка ] F-20 проиграл в продажах за рубежом по сравнению с аналогичным по характеристикам и более дорогим F-16, который закупался в больших количествах ВВС США и считался пользующимся большей поддержкой. [123] Tigershark был отменен из-за отсутствия продаж.

HAL Tejas - самый легкий истребитель среди ныне выпускаемых легких истребителей.

HAL Tejas имеет массу пустого 6500 кг (14 300 фунтов) и является самым легким истребителем среди ныне выпускаемых легких истребителей. Введенный в ограниченную эксплуатацию в 2014 году, к январю 2020 года было поставлено 16 самолетов по спецификации IOC. Это был самый дешевый истребитель с конкурентоспособными возможностями воздух-воздух, производившийся на тот момент, при эквивалентной стоимости в 27 миллионов долларов США. Заказано 83 самолета Tejas MK1A и запланировано еще 100, что делает его самым легким самолетом поколения 4.5 в производстве. [124] [125] Конструкция аналогична Mirage III и JAS 39 Gripen и представляет собой легкий бесхвостый одномоторный истребитель с треугольным крылом, способный атаковать наземные цели.

Французский Dassault Mirage 2000 был разработан для ВВС Франции ( Armée de l'Air ) в конце 1970-х годов как легкий одномоторный истребитель. Созданный на базе Mirage III , он поступил на вооружение в 1982 году и с тех пор превратился в многоцелевой самолет. [126] В более тяжелом многоцелевом варианте его масса пустого составляет 7400 кг (16300 фунтов). построено более 600 [127] и он служил в ВВС девяти стран.

КАИ ФА-50

Южнокорейский KAI T-50 Golden Eagle , разработанный Lockheed Martin совместно с Korea Aerospace Industries , создан на базе многоцелевого истребителя F-16 . [128] [129] Его последний вариант, FA-50 Fighting Eagle , предназначен как легкий истребитель и учебно-тренировочный самолет. Он использует тот же планер, что и усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Т-50, представленный в августе 2002 года. [130] В настоящее время он находится на вооружении ВВС Южной Кореи и ВВС Филиппин . [131] [132]

CAC/PAC JF-17 Гром

Легкий истребитель CAC /PAC JF-17 Thunder был разработан совместно китайской авиастроительной корпорацией Чэнду и пакистанским авиационным комплексом Пакистана в начале 2000-х годов. [133] он был принят в состав ВВС Пакистана в феврале 2010 года. [134] В Пакистан было поставлено не менее 66 самолетов. В 2018 году планируется представить еще больше самолетов. По состоянию на конец 2015 года двухместный вариант проходил летные испытания.

Универсальный «Грипен» — второй самый легкий реактивный истребитель, выпускаемый в настоящее время, и отличается усовершенствованной аэродинамикой типа «утка-дельта».

JAS 39 Gripen — одномоторный лёгкий истребитель производства шведской аэрокосмической компании Saab . При весе пустого самолета 6800 кг (15 000 фунтов) это второй самый легкий истребитель, производимый по состоянию на 2016 год. Хотя в первую очередь это истребитель завоевания превосходства в воздухе, эта конструкция также обладает эффективными возможностями поражения воздуха-земли. Его треугольное крыло обеспечивает высокий крейсерский и сверхкрейсерский режим (более 1 Маха без использования форсажной камеры), низкую нагрузку на крыло и высокую маневренность. Он может работать с коротких взлетно-посадочных полос и участков дорог длиной 800 м (870 ярдов), может обслуживаться механиками средней подготовки и имеет высокую частоту боевых вылетов. Среди западных истребителей 4-го поколения «Грипен» имеет самые низкие эксплуатационные расходы — около 4700 долларов за час полета (по состоянию на 2012 год). Самые низкие эксплуатационные расходы среди рассматриваемых выше истребителей текущего модельного ряда у HAL Tejas , составляющие около 4000 долларов. [135] Среди западных истребителей следующим по стоимости эксплуатации является истребитель F-16, стоимость которого составляет около 7000 долларов за час полета. [136] [я] Gripen имеет с ослабленной стабильностью электродистанционное управление полетом для максимальной маневренности, максимальную скорость 2 Маха, 27-мм пушку, ракеты с тепловым наведением и ракеты с радиолокационным наведением.

[ редактировать ]

Вопрос о том, где истребитель находится лучше всего на кривой веса, стоимости и сложности, по-прежнему остается спорным. [137] [138] [139] Технология «стелс» (конструкция планера и двигателя, значительно снижающая радиолокационные и тепловые заметности) призвана подчеркнуть наиболее важную особенность эффективности истребителя — элемент внезапности. [140] Пока что он использовался только на более тяжелых и дорогих истребителях, в частности на F-22 Raptor и F-35 Lightning II . Эти истребители не только малозаметны, но также обладают преимуществами в области информации или боевой осведомленности благодаря радарам с активной решеткой с электронным сканированием (AESA), а также передаче данных для внешнего определения позиции противника и статуса дружественных сил. Их сочетание почти невидимости для обычных радаров противника , превосходной боевой осведомленности, сетевых возможностей и надежных ракет за пределами визуального диапазона (BVR) позволяет им проникать глубоко в петлю OODA и уничтожать истребители противника еще до того, как их пилоты даже осознают угрозу.

Истребительные дроны (см. « Беспилотные боевые летательные аппараты ») находятся в стадии разработки и основаны на тех же принципах тактической и экономической эффективности, что и легкие истребители. [141] [142] Их предполагаемые преимущества включают не только стоимость и количество, но и тот факт, что их программный «пилот» не требует многих лет обучения и всегда имеет одинаковую пиковую эффективность для каждого самолета (в отличие от случая с пилотом-человеком, где лучшие 5% пилотов исторически совершили около 50% всех убийств [143] ), не ограничен физиологически и не имеет жизни, которую можно потерять, если самолет будет потерян в бою. [144] Хотя существует культурное сопротивление замене пилотов-истребителей. [145] а также опасения по поводу того, что решения о жизни и смерти будут доверять программному обеспечению роботов, ожидается, что такие дроны-истребители в конечном итоге будут внедрены. [146] [147]

Библиография

[ редактировать ]
  • Альгрен, Ян; Линнер, Андерс; Вигерт, Ларс (2002), Грипен, первый истребитель четвертого поколения , ВВС Швеции и Saab Aerospace, ISBN  91-972803-8-0
  • Бертон, Джеймс (1993), Войны Пентагона: реформаторы бросают вызов старой гвардии , Naval Institute Press, ISBN  978-1-61251-369-0
  • Корам, Роберт (2002), Бойд: летчик-истребитель, изменивший искусство войны , Литтл, Браун и компания, ISBN  0-316-88146-5
  • Кросс, Рой ; Скарборо, Джеральд; в сотрудничестве с Эбертом, Гансом (1976), Messerschmitt Bf 109, Версии BE , Классические самолеты, их история и способы их моделирования, Патрик Стивенс, ISBN  0-85059-106-6
  • Кросс, Рой (1962), Карманная книга истребителей , Jarrold and Sons, Ltd.
  • Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга бойцов . Годалминг, Великобритания: Salamander Books. ISBN  1-85833-777-1 .
  • Ганстон, Билл; Спик, Майк (1983), Modern Air Combat , Crescent Books, ISBN  91-972803-8-0
  • Хаммонд, Грант Т. (2001), Разум войны: Джон Бойд и американская безопасность , Smithsonian Institution Press, ISBN  1-56098-941-6
  • Хюнеке, Клаус (1987), Конструкция современного боевого самолета , Airlife Publishing Limited, ISBN  0-517-412659
  • Ли, Джон (1942), Факты и заблуждения о истребителях , Уильям Морроу и компания
  • Людвиг, Пол (2003), Разработка дальнего истребителя сопровождения P-51 Mustang , Classic Publications, ISBN  1-903223-14-8
  • Шоу, Роберт (1985), Боевой истребитель: тактика и маневрирование , Naval Institute Press, ISBN  0-87021-059-9
  • Сингер, PW (2009), Wired for War: революция робототехники и конфликты в XXI веке , издательская группа Penguin, ISBN  978-1-440-68597-2
  • Спик, Майк (1995), Создан для убийства: Реактивный истребитель - разработка и опыт , Airlife, ISBN  1-85310-121-4
  • Спик, Майк (2000), Современные бойцы Брасси , Pegasus Publishing Limited, ISBN  1-57488-247-3
  • Спрей, Пьер (1982), «Сравнение эффективности истребителей воздух-воздух: от F-86 до F-18» (PDF) , Контракт Министерства обороны США MDA 903-81-C-0312.
  • Стивенсон, Джеймс (1993), Парадокс Пентагона: развитие F-18 Hornet , Naval Institute Press, ISBN  1-55750-775-9
  • Стимсон, Джордж (1983), Введение в бортовой радар , Hughes Aircraft Company
  • Стюарт, Уильям (1978), Пример использования Northrop F-5 в проектировании самолетов , Northrop Corp.
  • Томсон, Стив (2008), Маневры воздушного боя: техника и история воздушного боя для моделирования полета , Ian Allan Publishing, ISBN  978-1-903223-98-7
  • Вагнер, Раймонд (2000), Дизайнер Мустанга: Эдгар Шмуед и P-51 , Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Технические причины умеренного увеличения дальности действия радара тяжелого истребителя по сравнению с радаром легкого истребителя с аналогичной технологией изложены в Stimson, 1983, стр. 163–190. В целом дальность действия современных бортовых радаров значительно превышает возможность идентифицировать цели как враждебные для соблюдения правил ведения боя и произвести стрельбу ракетой БВР.
  2. ^ «В каждой войне несколько превосходных пилотов побеждают в воздушном бою. Крошечная горстка таких пилотов доминировала на каждом поле боя в воздухе со времен Первой мировой войны: примерно 10 процентов всех пилотов («ястребов») набирают очки. От 60 до 80 процентов потерь в воздушных боях; остальные 90 процентов пилотов («голуби») являются пищей для ястребов противостоящей стороны. Различия в технических характеристиках истребителей противника меркнут по сравнению с этим». Пьер Спрей, «Оценка оружия: отличаем хорошее от плохого», Лабиринт Пентагона: 10 коротких эссе, которые помогут вам пройти через него, 2011, Центр обороны, http://pogoarchives.org/labyrinth/09-sprey-w- обложки.pdf
  3. ^ Соотношение тяги двигателя к массе реактивных двигателей со временем значительно улучшилось. General Electric J47 1950-х годов весил 2554 фунта и имел тягу 2,34. Турбореактивный двигатель General Electric J79 1960-х годов весил 3850 фунтов и имел соотношение тяги к массе 4,63. Современный ТРДД General Electric F414-400 весит 2445 фунтов, но обеспечивает тягу 9,0. Эти огромные улучшения позволяют значительно увеличить нагрузку на авионику и вооружение на более поздних легких истребителях.
  4. ^ Национальная гвардия США сообщает через http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/f-16-life.htm , что ей требуется 247 часов в год для минимально необходимой квалификации пилотов F-16C, при этом средняя продолжительность вылета 1,2 часа. Спрей п. 64 сообщает о 30 боевых вылетах в месяц или почти 400 часах в год для высокой боевой выучки. Манес сообщает об от 231 до 321 часов налета в год для различных подразделений ВВС США и Национальной гвардии.
  5. ^ Дальность действия P-51 и Zero по сравнению с лучшими тяжелыми истребителями дальнего действия с заряженным вооружением следующая: 1. Р-38: 1300 миль. 2. Я 410: 1400 миль. 3. Р-51: 1650 миль. 4. А6М Зеро: 2010 миль.
  6. ^ Тренажер представлял собой двухместный самолет с крылом большего размера. Это был первый самолет демонстрационного отряда «Красные стрелы».
  7. ^ Это всего лишь половина веса других успешных легких реактивных истребителей, таких как F-5.
  8. Всего во Вьетнамской войне было потеряно 170 F-8, примерно половина из-за наземных пожаров и половина из-за аварий. Ссылка: Хобсон, Крис. Потери в воздухе Вьетнама, ВВС США, USN, USMC, Потери самолетов в Юго-Восточной Азии, 1961–1973 гг ., Стр. 269–271. Специализированное издательство, 2001. ISBN   1-85780-115-6 , Крестоносец в действии
  9. ^ В этой ссылке Джейн учитываются только почасовые затраты на топливо, техническое обслуживание аэродрома и персонал. Он не учитывает первоначальные затраты на разработку, затраты на приобретение единицы продукции и программы крупных обновлений. Если все затраты будут учтены и амортизированы, общая стоимость одного летного часа увеличится примерно в три раза. Например, по данным ВВС США по состоянию на 2013 год, общая стоимость F-16C составляла 22 500 долларов в час вместо 7 000 долларов в час, указанных Jane's в их исследовании. См. http://nation.time.com/2013/04/02/costly-flight-hours/ , чтобы узнать почасовую стоимость эксплуатации самолетов ВВС США при полной загрузке по данным ВВС США.
  1. ^ Уильям Стюарт, Пример использования Northrop F-5 в конструкции самолетов , 1978. Страница 7: « Это стало философией Northrop при разработке легких истребителей и учебно-тренировочных самолетов T-38 и F-5».
  2. ^ Т. Уэст Хаббард, Истребительная мафия: Вьетнам, истребитель и будущее ВВС , 2014. Место разжигания 1116: «Первые летные испытания оказались чрезвычайно успешными, поскольку оба [F-16 и F-18] легкие истребители легко превзошли F-4, точно так же, как это сделали МиГи во Вьетнаме».
  3. ^ Стюарт, 1978, с. 7.
  4. ^ Джеймс Стивенсон, Парадокс Пентагона , Naval Institute Press, 1993. Страница 62: « Истребители, такие как P-51, F8F Bearcat и F-16, являются примерами истребителей, которые легче своих современников, дешевле и имеют Более высокие характеристики, поскольку истребители меньшего веса могут иметь повышенные характеристики, могут стоить меньше и могут создавать большую силу, эти три преимущества воплощены в термине «легкий истребитель » .
  5. ^ Рогоуэй, Тайлер (3 февраля 2015 г.). «Как победить в воздушном бою: истории пилота, летавшего на F-16 и МиГах» . Проверено 27 июня 2016 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Команды F-16 доминируют в соревнованиях ВВС США по воздуху» . Новостная лента по связям с общественностью. 25 октября 1994 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
  7. ^ Спрей, стр. 143–145 и стр. 47–49.
  8. ^ Хаммонд, стр. 97–100.
  9. ^ Спрей, стр. 63–65.
  10. ^ Хаммонд, стр. 98–100 и стр. 107–109.
  11. ^ «Отечественные легкие штурмовики должны появиться в 2013 году» . Koreatimes.co.kr. 30 декабря 2008 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
  12. ^ Jump up to: а б Стивенсон, стр. 33–50.
  13. ^ Jump up to: а б Спрей, стр. 48–87.
  14. ^ Jump up to: а б с д Хаммонд, с. 36.
  15. ^ Jump up to: а б Спик, 1995, стр. 45–46.
  16. ^ Jump up to: а б Ганстон и Спик, 1983, стр. 186–193.
  17. ^ Jump up to: а б Спрей, 1982, с. 48.
  18. ^ Jump up to: а б Ганстон и Спик, 1983, с. 188.
  19. ^ Стивенсон, 1993, с. 33.
  20. ^ Хюнеке, с. 31
  21. ^ Ли, стр. 30–35.
  22. ^ Ганстон и Спик, 1983, с. 187.
  23. ^ Джеймс Стивенсон, «Парадокс Пентагона», Naval Institute Press, 1993, стр. 33.
  24. ^ Спрей, 1982, стр. 88–89.
  25. ^ Хигби, подполковник Патрик (март 2005 г.), Обещание и реальность: бой за пределами визуального диапазона (BVR) «воздух-воздух» (PDF) , Военно-воздушный колледж, база ВВС Максвелл, стр. 5
  26. ^ Снайдер, Гарри и др., «Обнаружение целей воздух-воздух: факторы и средства улучшения», Политехнический университет Вирджинии, июль 1979 г., подготовлено для Школы аэрокосмической медицины ВВС США, стр. 15 (стр. 18, как указано в Adobe), http://oai.dtic.mil/oai/oai?verb=getRecord&metadataPrefix=html&identifier=ADA087848. Архивировано 7 октября 2016 г. на Wayback Machine.
  27. ^ Стивенсон, стр. 22–36.
  28. ^ Шаллхорн и др., «Визуальный поиск в воздушном бою», Лаборатория аэрокосмических медицинских исследований ВМФ и Школа вооружения военно-морских истребителей (TopGun), октябрь 1991 г., стр. 6, http://oai.dtic.mil/oai/oai?verb=getRecord&metadataPrefix=html&identifier=ADA241347 . Архивировано 7 октября 2016 г. на Wayback Machine.
  29. ^ Спрей, 1982, с. 60.
  30. ^ Спрей, с. 93.
  31. ^ Спрей с. 149.
  32. ^ Стивенсон, с. 130.
  33. ^ Стивенсон, 1993, с. 35.
  34. ^ Хигби, подполковник Патрик (30 марта 2005 г.), Обещание и реальность: бой за пределами визуального диапазона (BVR) «воздух-воздух» (PDF) , Военно-воздушный колледж, база ВВС Максвелл, стр. 11
  35. ^ Хюнеке, с. 31.
  36. ^ Спрей, с. 17.
  37. ^ Jump up to: а б См . http://nation.time.com/2013/04/02/costly-flight-hours/, чтобы узнать почасовую стоимость эксплуатации самолетов ВВС США по данным ВВС США.
  38. ^ Стивенсон, стр. 43–47.
  39. ^ Спрей, с. 49,52, с. 67–75.
  40. ^ Jump up to: а б Спик, 1995, с. 46.
  41. ^ Ганстон и Спик, 1983, стр. 190–191.
  42. ^ Стивенсон, с. 28.
  43. ^ Бертон, адреса Kindle 333–370.
  44. ^ Спик, 1995, с. 47–48.
  45. ^ Бертон, адреса Kindle 468–481.
  46. ^ Спрей, стр. 98–107, с. 109, 131, с. 147–149.
  47. ^ Спрей, стр. 150–151.
  48. ^ Спрей, с. 156.
  49. ^ Спрей, 1982, стр. 48–54.
  50. ^ Хаммонд, с. 36
  51. ^ Стивенсон, стр. 33–49.
  52. ^ Jump up to: а б Хюнеке, с. 26.
  53. ^ Стивенсон, с. 47.
  54. ^ Спрей, с. 52.
  55. ^ Бертон, Глава 1, Kindle, локация 471.
  56. ^ Стивенсон, 1993, стр. 120–121, 126–128.
  57. ^ Спик, Майк, «Создан для убийства», 1995, стр. 32.
  58. ^ Альгрен, Линнер и Вигерт, 2002, стр. 22-40, с. 94–105.
  59. ^ Jump up to: а б с Хиллакер, Гарри (весна 2004 г.), «Технологии и реактивный истребитель F-16 Fighting Falcon» , The Bridge , Национальная инженерная академия.
  60. ^ Спик, 2000, стр. 30–41.
  61. ^ Спрей, 1982, с. 149.
  62. ^ Lockheed Forth Worth Company (пресс-релиз) http://www.thefreelibrary.com/F-16+TEAMS+DOMINATE+USAF+AIR-TO-AIR+COMPETITION-a015848749 , по состоянию на 27 июня 2016 г.
  63. ^ Брайан Мейнс, майор ВВС США, диссертация магистра «Расширение структуры сил ВВС США F-16», Воздушный командно-штабной колледж, 2001, стр. 17, можно загрузить с http://www.globalsecurity.org/military/library/report/2001/01-079.pdf.
  64. ^ Спрей, 1982, с. 23–25.
  65. ^ Корпорация Rand, «Воздушный бой, прошлое, настоящее и будущее», 2009 г., доступно по адресу https://www.defenseindustrydaily.com/files/2008_RAND_Pacific_View_Air_Combat_Briefing.pdf.
  66. ^ Грин и Суонборо (1994), стр. 19: «Французская мода тридцатых годов на легкие истребители.
  67. ^ Грин и Суонборо (1994), стр.439.
  68. ^ Грин и Суонборо (1994), стр. 18, 19, 30, 71-2, 111-2.
  69. ^ Стивенсон, 1993, стр. 62–72.
  70. ^ Вагнер, 1990, стр. 2–23.
  71. ^ Спрей, 1982, стр. 159–160.
  72. ^ Галланд, «Первый и последний», с. 43 и с. 190.
  73. ^ Андерсен, Кларенс, «Летать и сражаться: Мемуары тройного туза», с. 112, iBooks и Simon & Schuester, 1990, ISBN   0-7434-7972-6 .
  74. ^ «Лучшие истребители Второй мировой войны» . Проверено 1 июля 2016 г.
  75. ^ Кросс и Скарборо, 1976, стр. 56–66.
  76. ^ Кросс, 1962, "Карманный справочник по истребителям", с. 93.
  77. ^ Микеш, Роберт. «Зеро: история боя и развития легендарного японского истребителя Mitsubishi A6M Zero Fighter». Издательство МБИ, 1994, с. 15.
  78. ^ Микеш, 1994, стр. 17–21.
  79. ^ Микеш, 1994, с. 19.
  80. ^ Jump up to: а б Хоукс, Чак. «Лучшие истребители Второй мировой войны» . chuckhawks.com. Проверено 30 июня 2016 г.
  81. ^ Томпсон со Смитом 2008, с. 231.
  82. ^ Мерски, Питер Б. (командир USNR), Время асов: пилоты морской пехоты на Соломоновых островах, 1942–1944 , Серия памятных эпизодов морской пехоты во время Второй мировой войны, Отдел истории и музеев, Морская пехота США, стр. 7–10 , извлечено 18 январь 2007 г.
  83. ^ Янг, Эдвард М. (2014). F6F Hellcat против A6M Зеро-сен: Тихоокеанский театр военных действий, 1943–44 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 71–73. ISBN  9781782008132 .
  84. ^ Нортон, Билл. Проекты экспериментальных и прототипных самолетов США: истребители 1939–1945 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2008. ISBN   978-1-58007-109-3 .
  85. ^ Пол Людвиг, «Разработка дальнего истребителя сопровождения P-51», стр. 34.
  86. ^ Рэй Вагнер, «Конструктор Мустанга», стр. 139-146, с. 196.
  87. ^ «Истребители, такие как P-51, F8F Bearcat и F-16, являются примерами истребителей, которые легче своих современников, дешевле и имеют более высокие характеристики. Поскольку истребители меньшего веса могут иметь повышенные характеристики, могут стоить меньше и может создать большую силу, эти три преимущества воплощены в термине «легкий истребитель». Джеймс Стивенсон, «Парадокс Пентагона», Naval Institute Press, 1993, стр. 62.
  88. ^ Стивенсон, 1993, с. 70 конкретно и стр. 68–72 в целом.
  89. ^ Стивенсон, 1993, с. 70.
  90. ^ Кристофер, Джон. Гонка за гитлеровскими X-самолетами (The Mill, Глостершир: History Press, 2013), стр. 145.
  91. ^ Спрей, стр. 88–89
  92. ^ Хаммонд, стр. 36
  93. ^ Спрей, 1982, с. 104.
  94. ^ Винчестер 2006, с. 184.
  95. ^ "Мысли о комаре", рейс 3 апреля 1953 г.
  96. ^ Ракшак, Бхарат. «Боевые убийства ВВС Индии, Индо-Пакистанская война, 1965 год». Архивировано 5 ноября 2006 г. в Wayback Machine History. Проверено 4 ноября 2010 г.
  97. ^ Jump up to: а б Спрей, 1982, с. 137.
  98. ^ Чак Йегер и Лео Янош, Йегер: Автобиография , стр. 311, Книги Бантама, 1985, ISBN   9780553050936 .
  99. ^ "Военные самолеты мира", рейс 20 июня 1958 г., стр. 853.
  100. NMBR-1 , получено 19 сентября 2014 г.
  101. ^ Анжелуччи Матрикарди 1980, с. 272.
  102. ^ Вагнер, с. 195. Глава 9 этой книги посвящена F-5.
  103. ^ Спрей, стр. 143, 145
  104. ^ Стивенсон, Джеймс, «Парадокс Пентагона», Naval Institute Press, 1993, стр. 41.
  105. ^ «Ирано-иракская война стала свидетелем смертельной битвы американских F-5E и советских МиГ-21» . 21 декабря 2019 г.
  106. ^ Например, в статье «The National Interest» по адресу https://news.yahoo.com/no-f-35-future-why-143000348.html . подробную информацию о модернизации F-5 см.
  107. ^ Спрей, с. 147.
  108. ^ Jump up to: а б Стивенс, Джеймс Хэй (22 апреля 1960 г.), «Мираж» , рейс : 558–562.
  109. ^ Спрей, стр. 134–135 и стр. 143.
  110. ^ Дилди, Дуглас К.; Калькатерра, Пол (2017). Sea Harrier FRS 1 против Mirage III/Dagger: Южная Атлантика, 1982 год . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 100-1 72–74. ISBN  9781472818898 .
  111. ^ «МиГ-21 против Фантома», http://survincity.com/2013/01/mig-21-against-the-phantom/. Архивировано 29 ноября 2014 г. на Wayback Machine.
  112. ^ «Вьетнамские асы – пилоты МиГ-17 и МиГ-21» . Acepilots.com . Проверено 9 августа 2013 г.
  113. ^ Стивенсон, 1993, с. 89.
  114. ^ Jump up to: а б Хаммонд, 2001, с. 78.
  115. ^ Стюарт, 1978, стр. 65–79.
  116. ^ Технические характеристики военного турбореактивного двигателя / турбовентилятора jet-engine.net
  117. ^ Хаммонд, 2001, с. 100.
  118. ^ Хаммонд, 2001. Глава 5 посвящена F-15, а глава 6 - F-16.
  119. ^ Корам, стр. 290–292.
  120. ^ Корам, 2002, стр. 260–261.
  121. ^ Гордон стр. 8-9-9
  122. ^ Йегер, Чак и Лео Янош. Йегер , Bantam Books, 1985, стр. 248–249.
  123. ^ Хаммонд, 2001, с. 99.
  124. ^ Мэтьюз, Нилам. «HAL борется с затратами на рабочую силу и спорами» . Международные авиационные новости . Проверено 31 января 2020 г.
  125. ^ Агентство авиационного развития http://www.tejas.gov.in/ , получено 20 сентября 2014 г.
  126. ^ «Дассо Мираж 2000 и 4000» . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 19 мая 2012 г.
  127. ^ Гебель, Грег. «Дассо Мираж 2000 и 4000» . Airvectors.net, 1 января 2015 г. Архивировано 28 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
  128. ^ «Отечественные легкие штурмовики должны появиться в 2013 году» . Koreatimes.co.kr. 30 декабря 2008 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
  129. ^ «Корейская аэрокосмическая промышленность Т-50 Золотой орел» . Aeroflight.co.uk . Проверено 9 февраля 2015 г.
  130. ^ Джон Пайк (3 июля 1997 г.). «Тренажер коренных народов КТХ-2» . Globalsecurity.org . Проверено 9 февраля 2015 г.
  131. ^ «Южная Корея заказала прототипы легких ударных истребителей KAI F/A-50» . Полет Глобал. 7 января 2009 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
  132. ^ «ВВС к следующему году развернут 20 легких штурмовиков ТА-50» . Новости Йонхап. 2 июня 2011 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
  133. ^ Соби, Брендан (29 июля 2003 г.). «Чэнду отменяет летные испытания Супер-7» . Флайтглобал .
  134. ^ «Ассошиэйтед Пресс Пакистана – Первая эскадрилья JF-17 Thunder принята в состав ВВС» . App.com.pk. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
  135. ^ «Часовая стоимость эксплуатации» истребителей ВВС Индии» . 17 мая 2021 г.
  136. ^ Саураб Джоши (4 июля 2012 г.). «Эксплуатационные затраты Грипена самые низкие из всех западных истребителей: Джейн» . stratpost.com . СтратПост . Проверено 22 сентября 2014 г.
  137. ^ Рогоуэй, Тайлер (29 июня 2015 г.). «F-35 не может победить самолет, который он заменяет, в воздушном бою: отчет» . Проверено 7 июля 2016 г.
  138. ^ Коэн, Закари (16 июля 2015 г.). «F-35: стоит ли он своих денег?» . CNN . Проверено 7 июля 2016 г.
  139. ^ «Минимально эффективно, чрезвычайно дорого» . Новости США. 18 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 7 июля 2016 г.
  140. ^ Спик, 2000, с. 116.
  141. ^ «Новый дрон ВМФ сможет сражаться с другими самолетами | автор: War Is Boring | War Is Boring | Medium» . 30 декабря 2013 г.
  142. ^ Маджумдар, Дэйв (2 июля 2013 г.). «Это легкий истребитель будущего?» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
  143. ^ Спрей, 1982, с. 42.
  144. ^ Сингер, 2009 г., локации Kindle 1287–1330.
  145. ^ Сингер, 2009 г., адреса Kindle 4912–4932.
  146. ^ «Можем ли мы доверять роботам?» и «Хотим ли мы, чтобы роботы-воины решали, кому жить, а кому умереть?», Институт инженеров по электротехнике и электронике, IEEE Spectrum, май 2016 г.
  147. ^ Сингер, 2009 г., адреса Kindle 7922–7929.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35082c176346d96f42606ba3de3920f8__1714574940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/f8/35082c176346d96f42606ba3de3920f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Light fighter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)