Нортроп F-20 Тайгершарк
F-20 Тайгершарк | |
---|---|
Прототип Ф-20 82-0062 | |
Роль | Истребительная авиация |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Нортроп Корпорейшн |
Первый полет | 30 августа 1982 г. |
Статус | Отменено |
Количество построенных | 3 [ 1 ] |
Разработано на основе | Нортроп F-5 |
Northrop F-20 Tigershark (первоначально F-5G ) — прототип лёгкого истребителя , спроектированный и построенный компанией Northrop . Его разработка началась в 1975 году как дальнейшее развитие F-5E Tiger II компании Northrop , отличающееся новым двигателем, который значительно улучшил общие характеристики, и современным комплексом авионики, включая мощный и гибкий радар . По сравнению с F-5E, F-20 был намного быстрее, имел возможность вести полеты за пределами визуального диапазона и имел полный набор режимов «воздух-земля», способный использовать большинство вооружений США. Благодаря этим улучшенным возможностям F-20 стал конкурентоспособным с современными истребителями, такими как General Dynamics F-16 Fighting Falcon , но был намного дешевле в покупке и эксплуатации.
Большая часть разработки F-20 велась в рамках проекта Министерства обороны США (DoD) под названием «FX». FX стремился разработать истребители, способные сражаться с новейшими советскими самолетами, но исключая чувствительные передовые технологии, используемые собственными самолетами ВВС США . Валютный рынок был продуктом военной экспортной политики администрации Картера , целью которой было обеспечение иностранных государств высококачественным оборудованием без риска попадания передовых технологий США в руки Советского Союза. Компания Northrop возлагала большие надежды на F-20 на международном рынке, но изменения в политике после избрания Рональда Рейгана означали, что F-20 пришлось конкурировать за продажи с такими самолетами, как F-16 , новейшая разработка истребителя ВВС США. Программа разработки была прекращена в 1986 году после того, как было построено три прототипа и частично завершен четвертый. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Ф-5
[ редактировать ]Когда Джон Ф. Кеннеди вступил в должность в 1961 году, Министерству обороны США было поручено найти недорогой истребитель, который Соединенные Штаты могли бы предложить своим союзникам посредством Закона о взаимной оборонной помощи . Был изучен ряд проектов, в том числе урезанные версии Lockheed F-104 Starfighter и Vought F-8 Crusader , а также недавно разработанный Northrop N-156F. 23 апреля 1962 года ВВС США (ВВС США) проинформировали министра обороны США о том, что был выбран N-156F под обозначением F-5 и названием «Истребитель свободы». [ 2 ] Будет произведено 847 F-5 различных ранних марок. [ 3 ]
Поскольку МиГ-21 Микояна-Гуревича стал более распространенным, ВВС США инициировали программу Международной истребительной авиации (IFA), чтобы предоставить союзникам эквивалент. ВВС США хотели получить легкий истребитель с характеристиками, конкурентоспособными по сравнению с МиГом, недорогим при закупке в больших количествах и с разумными эксплуатационными расходами для потенциальных стран-заказчиков. Хотя многие компании приступили к разработке, существующий F-5 компании Northrop поставил их на лидирующие позиции. Они представили модернизацию F-5E Tiger II с радаром AN/APQ-153 и другими изменениями, позволяющими AIM-9 Sidewinder запускать ракеты с направляющих законцовок крыла. 20 ноября 1970 года работа Northrop была объявлена победителем IFA. [ 4 ] К моменту окончания производства в 1986 году компания Northrop произвела в общей сложности 1399 самолетов F-5E/F Tiger II. [ 5 ]
F-5G и ограничения экспорта
[ редактировать ]В конце 1970-х годов ВВС Тайваньской Китайской Республики начали поиск истребителя, который соответствовал бы усовершенствованиям, внесенным в ВВС Народно-освободительной армии Китая . В частности, им нужна была платформа, способная запускать AIM-7 Sparrow ракеты большой дальности . В то время США находились в процессе установления связей с Китайской Народной Республикой после знаменитого визита президента Никсона в 1972 году . Китай считал, что поддержка Тайваня со стороны США противоречит их интересам, и Госдепартамент США хотел действовать осторожно. Они заблокировали экспорт всех самолетов, оснащенных AIM-7, даже устаревших ранних моделей McDonnell Douglas F-4 Phantom II . Вместо этого Госдепартамент предложил израильский IAI Kfir ; однако оно было отклонено. [ 6 ] Тайвань уже производил F-5E по лицензии, поэтому Министерство обороны попросило Northrop изучить возможность добавления радара с поддержкой AIM-7 к Tiger II в качестве альтернативы. Эта попытка стала первой из нескольких исследований F-5G. [ 7 ]
Весной 1977 года администрация Джимми Картера объявила о новой политике военного экспорта, которая ограничивала продажи передовых образцов НАТО , Австралии и Японии. [ 8 ] Картер тогда заявил, что США не могут быть «одновременно мировым поборником мира и ведущим мировым поставщиком оружия войны». [ 8 ] Раньше не было последовательной экспортной политики, что усиливало опасения, что новейшие технологии США могут быстро оказаться в руках Советского Союза. [ 8 ]
Было сделано множество исключений; Израиль и Египет могли покупать передовые разработки в соответствии с Кэмп-Дэвидскими соглашениями , Израилю даже было разрешено купить McDonnell Douglas F-15 Eagles , ключевой компонент американской технологии противовоздушной обороны. Иран уже получал Grumman F-14 Tomcat , и это продемонстрировало проблему с расширенным экспортом в феврале 1979 года, когда появились сообщения о том, что Иран продал AIM-54 Phoenix . Советам ракету [ 9 ] Заказ Южной Кореи на F-16 изначально был заблокирован в соответствии с этой политикой, но позже разрешен в контексте укрепления отношений. [ 10 ] Несмотря на исключения, экспортная политика была реализована, охватив многих потенциальных и текущих клиентов. Поскольку F-5G был относительно скромной модернизацией F-5E, F-5G, похоже, имел сильные позиции в продажах, учитывая ограничения, налагаемые на конкурирующие конструкции; тем не менее, президент Картер лично заблокировал продажу F-5G Тайваню. [ 8 ] [ 11 ]
Форекс
[ редактировать ]В 1979 году стали очевидны проблемы с экспортной политикой. Советы продолжали продавать своим клиентам новые конструкции самолетов, ставя союзников США в невыгодное положение. Вопреки отказу США, страны обратились к другим поставщикам современных истребителей, в частности к французскому Dassault Mirage 2000 . [ 12 ] Барри Н. Блехман, помощник директора Агентства по контролю над вооружениями и разоружению , заявил, что сокращение поставок США оружия за границу фактически воодушевило другие страны и увеличило продажи оружия по всему миру. [ 13 ] В то же время существовало значительное давление с целью предоставить Тайваню подходящий самолет. [ 14 ]
Госдепартамент утверждал, что США нужен современный аналог той роли, которую F-5E занимал в 1960-х и 1970-х годах. В свете опасений Картера они предложили разработать для этой роли новый самолет, основанный на технологии, которая не представляла бы угрозы для США. После длительного исследования в январе 1980 года президент Картер разрешил разработку нового экспортного истребителя: FX. [ 8 ] FX должен будет превзойти F-5E; однако он не мог использовать какие-либо передовые системы авионики, которые также использовались в самолетах США. В отличие от программ Закона о взаимной оборонной помощи, которые привели к созданию F-5E, FX будет полностью финансироваться из частных источников. Более того, компании не могли напрямую продавать самолеты; все продажи будут осуществляться Министерством обороны. [ 8 ]
И Northrop, и General Dynamics (GD) отреагировали на требования валютного рынка. F-16/79 компании GD представлял собой вариант F-16A, в котором турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney F100 был заменен турбореактивным двигателем J79 и оснащен модернизированной авионикой; [ 10 ] Northrop ответил F-5G. [ 15 ]
Ф-20
[ редактировать ]Когда в 1981 году к власти пришла администрация Рональда Рейгана , экспортные ограничения, введенные администрацией Картера, постепенно ослаблялись. [ 15 ] Поначалу программа FX продолжалась в обычном режиме, но ряд событий подорвал ценность программы и ограничил потенциальные продажи F-5G. Подписание Совместного коммюнике США и КНР в 1982 году стало крупным соглашением о продаже оружия, которое продолжало блокировать продажу F-5G Тайваню. К этому моменту тайваньцы приступили к реализации собственного проекта легкого истребителя AIDC F-CK-1 Ching-kuo . Подписывая Коммюнике, США давали понять, что Тайвань не получит современных самолетов; соответственно, Цзинго стал основным центром внимания Тайваня. В результате потенциал продаж F-5G остался неопределенным. [ 16 ]
Летом 1982 года заместитель министра обороны Фрэнк Карлуччи направил ВВС меморандум, призывая их искать потенциальных иностранных заказчиков для закупки самолетов FX. [ 17 ] Однако четыре месяца спустя Карлуччи направил тем же службам секретную записку с требованием отказаться от FX и дать зеленый свет экспорту фронтовых истребителей за границу. [ 18 ] В декабре, по настоянию Белого дома, Карлуччи снова изменил свою позицию и поручил ВВС профинансировать небольшое количество F-20 в бюджете 1984 финансового года. [ 19 ]
Будущее валютной программы казалось сомнительным. После соглашения о продаже F-16 Пакистану, [ 20 ] Компания Northrop считала, что F-5G должен соответствовать характеристикам F-16. Это потребует не только повышения производительности двигателя, но и нового сопоставимого комплекта авионики. В компании Northrop увидели, что F-5G по-прежнему рассматривается как «истребитель FX», недорогой вариант для ВВС второго эшелона. Чтобы компенсировать это впечатление, Northrop запросила обозначение «F-20»; ВВС США утвердили его в конце 1982 года, а название Tigershark - в марте 1983 года. [ 8 ] [ 21 ]
Дизайн
[ редактировать ]Основным изменением конструкции между более ранними F-5E и F-20 было использование одного двигателя General Electric F404 , который изначально был разработан для F/A-18 Hornet. [ 22 ] Новый двигатель обеспечивал на 60% большую тягу, чем суммарная мощность двух двигателей General Electric J85 F-5E . [ 23 ] самолета Это позволило улучшить тяговооруженность с 1,0 до 1,13. Новый двигатель обеспечивал скорость более 2,0 Маха, потолок более 55 000 футов (16 800 м), начальную скорость набора высоты 52 800 футов в минуту (16 100 м / мин). [ 2 ] [ 24 ]
Профиль крыла остался таким же, как у F-5E, но имел модифицированные удлинители передней кромки (LEX), что улучшило максимальный коэффициент подъемной силы крыла примерно на 12% при увеличении площади крыла всего на 1,6%. Исходный самолет имел довольно вялый по тангажу, поэтому горизонтальный стабилизатор увеличили в размерах на 30% и новую двухканальную электродистанционную добавили систему управления. Дестабилизация самолета по тангажу и модификация LEX улучшили мгновенную скорость разворота на 7% до 20°/сек. Устойчивая скорость разворота на скорости 0,8 Маха и высоте 15 000 футов (4572 м) выросла до 11,5°/сек, что хорошо сравнимо с 12,8°/сек у F-16. Сверхзвуковая скорость разворота была на 47% выше, чем у F-5E.
В конструкции F-20 также будет более широко использоваться композитные материалы. [ 22 ] Во время его разработки несколько областей, в которых использовался металл, были перепроектированы для использования стекловолокна , а также были внесены многочисленные обновления в различные механические детали. [ 25 ]
Комплекс авионики F-20 был совершенно новым и значительно улучшен по сравнению с предыдущими моделями. » . Многорежимный радар General Electric AN/APG-67 был сердцем набора датчиков и предлагал широкий диапазон режимов «воздух-воздух» и «воздух-земля Электромеханическая навигационная система F-5 была заменена полностью электронной версией на основе кольцевого лазерного гироскопа . В результате время от включения двигателя до взлета было значительно сокращено примерно до 22 секунд, и компания Northrop хвасталась, что у этого самолета было самое короткое время набора высоты среди всех современных самолетов. [ 26 ] Кабина F-5 была полностью переработана: появился большой проекционный дисплей (HUD) и два монохромных многофункциональных дисплея, расположенных высоко на панели управления, а также был добавлен полный пульт управления дроссельной заслонкой. стиковая (HOTAS) система управления. Многие из авионики обещали иметь надежность, превосходящую надежность любого конкурирующего самолета, находившегося в то время в эксплуатации. [ 27 ]
F-20 мог бы использовать большую часть обычного вооружения, находящегося на вооружении США, включая всю номенклатуру бомб серии Mark 80 , AGM-65 Maverick ракеты класса «воздух-земля» , а также AIM-9 Sidewinder и AIM-9. 7 ракет «Спэрроу» класса «воздух-воздух». Как и более ранние F-5, испытательные F-20 были оснащены двумя пушками М39, установленными в носовой части. [ 28 ] Серийные F-20, возможно, заменили две пушки Ford Aerospace Tigerclaw вместо M39; Хотя Tigerclaw был основан на M39, он был легче и имел более высокую скорострельность, чем M39A2. [ 29 ]
Однако у F-20 было несколько проблем, связанных с его небольшими размерами. Низко расположенное крыло означало ограниченный дорожный просвет, а расположение шасси означало , что грузы приходилось располагать к внешним концам крыльев. Вес этой ограниченной точки крепления составляет 1000 фунтов (454 кг). [ 30 ] Одна точка крепления под фюзеляжем могла нести больше: одну бомбу Mk 84 массой 2000 фунтов или до пяти бомб Mk 82 массой 500 фунтов . [ 30 ] Кроме того, хотя профилирование крыла улучшило подъемную силу на больших углах атаки (AoA) при маневрировании, оно не улучшило характеристики крейсерской подъемной силы при нормальном угле атаки. Это не представляло проблемы с ролью истребителя, но значительно снизило его полезную нагрузку и дальность полета по сравнению с аналогичными самолетами, такими как F-16. [ 31 ]
F-20 был значительно дороже F-5E предыдущего поколения. Однако среди современников Teen Series F-20 предлагался как недорогой вариант; С точки зрения затрат в 1983 году было подсчитано, что стоимость разлета F-20 (исходя из закупки 150 единиц) составляла 10,7 миллиона долларов по сравнению с F-16/79 стоимостью 11 миллионов долларов и F-16A в 11 миллионов долларов. 12,4 миллиона долларов. Стоимость жизненного цикла единицы F-20 оценивается на 40–50% ниже, чем у F-16. Другая оценка стоимости F-20 показала, что он дешевле, чем другие разработки, такие как F-15 Eagle стоимостью 30 миллионов долларов. [ 32 ] или F-16 Fighting Falcon за 15 миллионов долларов. [ 33 ] Предполагалось, что F-20 будет потреблять на 53% меньше топлива, требовать на 52% меньше рабочей силы для обслуживания, иметь на 63% меньшие затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание и быть в четыре раза более надежным, чем средние передовые конструкции того времени. [ 28 ] F-20 также предлагал возможность запускать ракеты AIM-7 Sparrow за пределами видимой дальности - возможность, которой в то время не хватало F-16, и которую она не получила до появления версии F-16A/B Block 15 ADF. Февраль 1989 года. [ 34 ]
Операционная история
[ редактировать ]Тестирование
[ редактировать ]30 августа 1982 года оригинальный F-5G, предназначенный только для замены двигателей (серийный номер 82-0062, серийный номер GG1001, зарегистрированный N4416T), совершил свой первый полет, пилотируемый Рассом Скоттом. [ 35 ] За 40-минутный полет прототип поднялся на высоту 40 000 футов (12 000 м) и достиг скорости 1,04 Маха. [ 36 ] GG1001 продемонстрировал выдающуюся надежность; к концу апреля 1983 г. накопилось 240 полетов, включая оценочные полеты с 10 потенциальными странами-заказчиками. [ 35 ] Второй прототип (серийный номер 82-0063, зарегистрированный N3986B, серийный номер GI1001), оснащенный полным комплектом авионики, совершил свой первый полет 26 августа 1983 года. [ 37 ] До прекращения эксплуатации F-20 совершил 1500 полетов; [ 38 ] хотя они летали исключительно в идеальных условиях. [ 39 ] По данным Rand Corporation, «Northrop не применила подход к созданию прототипа F-20… Первый F-20 задумывался как самолет серийного качества…» [ 40 ]
Во время программы испытаний F-20 выпустил AIM-9 Sidewinder, а в феврале 1985 года - AIM-7 Sparrow. В ходе испытаний воздух-земля он выпустил авиационные ракеты со складным оперением AGM-65 Maverick диаметром 2,75 дюйма (70 мм) и сбросил Mk. 82 бомбы и произвели выстрелы из 30-мм (1,18 дюйма) артиллерийской установки (ГПУ-5/А, четырехствольная ГАУ-13/А ) в дополнение к двум внутренним 20-мм (0,79 дюйма) пушкам М39 . [ 41 ] Одной из летных характеристик F-20 была способность летать со скоростью всего 124 км / ч (77 миль в час) при угле атаки 35 °, тогда как F-16 был ограничен 30 °; разгон с 0,9 до 1,2 Маха за 29 секунд (на высоте 9150 м); набор высоты 12 200 м (или 40 000 футов) за 2,3 минуты (включая 55 секунд на старт и 22 секунды на установку ИНС). [ 42 ]
В мае 1983 года компания Northrop подписала Меморандум о соглашении с ВВС, согласно которому ВВС были ответственны за сертификацию характеристик, летной годности F-20 и программу фиксированных цен. Легенда аэрокосмической отрасли Чак Йегер , представитель компании Northrop, назвал этот самолет «великолепным» и был показан в рекламе. [ 26 ] [ 37 ]
В ноябре 1982 года первым заказчиком стал Бахрейн. Южная Корея также изучила местное производство F-20, и в его поддержку были реализованы улучшения. Они включали модернизацию авионики, увеличенный топливный бак и использование композитов из стекловолокна. Изменения были настолько обширными, что для их проверки был построен четвертый прототип. К 1983 году Northrop одновременно участвовала в ряде переговоров по F-20, и его перспективы казались позитивными. [ 43 ]
10 октября 1984 года GG1001 разбился в Южной Корее во время демонстрационного полета, в результате чего погиб пилот Northrop Даррелл Корнелл . Расследование выявило у F-20 механические или конструктивные неисправности; он пришел к выводу, что Корнелл потерял сознание из-за чрезмерных перегрузок . [ 44 ] GI1001 разбился в мае 1985 года в Гуз-Бэй , Лабрадор, в результате чего погиб пилот Northrop Дэйв Барнс. И снова в катастрофе возложили ответственность на G-LOC ; Барнс практиковал свой пилотаж для Парижского авиасалона . [ 45 ]
Битва за продажи
[ редактировать ]В декабре 1981 года президент Рейган, реагируя на советское вторжение в Афганистан , подписал крупный пакет экономической и военной помощи Пакистану, который включал 40 F-16A. [ 20 ] Это предложение соответствовало политике США в отношении Советского Союза и идее « сдерживания » внутри кольца дружественных США стран. Советское вторжение в Афганистан изначально рассматривалось как попытка вырваться из организованной системы сдерживания, поэтому США отдали приоритет быстрому созданию нового уровня обороны. [ 46 ] Однако другие союзники США увидели в этом потенциальный прорыв в валютной политике и стали требовать только «самого лучшего». [ 47 ] [ 48 ]
Такое одобрение все чаще давалось, начиная с 1982 года. [ 49 ] В мае Венесуэла, давно изучавшая проект FX, согласилась купить 18 F-16A и шесть F-16B, заменив парк перехватчиков Mirage III и Mirage 5 . штурмовиков [ 50 ] Швеция решила разработать собственную конструкцию JAS 39 Gripen . [ 51 ] В сентябре 1983 года Турция объявила о планах закупить 132 F-16C и 28 F-16D для замены своих Lockheed F-104G/S Starfighter и Northrop F-5A/B. [ 52 ] Греция, уязвленная тем, что ее давний соперник получил F-16, закупила в ноябре 1984 года 34 F-16C и шесть F-16D, дав твердое обещание соблюдать секретность. [ 53 ]
Затем, в конце 1983 года, правительство США взяло на себя финансовые обязательства помочь Израилю в разработке собственного нового истребителя IAI Lavi . Northrop возражал против этого, поскольку Lavi мог бы стать потенциальным конкурентом F-20 на экспортном рынке; в то время как Northrop пришлось финансировать F-20 в частном порядке, правительство напрямую субсидировало иностранного конкурента. [ 54 ] Поддержка Израиля Конгрессом отклонила жалобы Нортропа, а также жалобы других ветвей власти. [ 55 ]
В то время как другие компании продавали свои самолеты напрямую иностранным ВВС, Госдепартамент мог продавать F-20 только в рамках валютной программы. В соответствии с этой политикой Northrop должна была представлять каждый фрагмент маркетинговых материалов на рассмотрение правительства, что могло занять месяцы. Госдепартамент не был заинтересован в продаже валюты; с ее точки зрения, это был один самолет среди многих, что привело к вялому подходу, [ 56 ] и привело к жалобам со стороны Northrop на то, что правительство недостаточно продвигает F-20. [ 57 ]
Расследование Конгресса
[ редактировать ]Начиная с марта 1984 года Конгресс провел серию слушаний по FX. Уильям Шнайдер-младший , заместитель государственного секретаря по вопросам безопасности, науки и технологий, заявил, что валютная политика может не привести к каким-либо продажам, несмотря на любую государственную поддержку. [ 58 ] Он заявил, что продажа оружия, такого как валюта, является в первую очередь вопросом внешней политики, а во вторую очередь коммерческим предприятием. Томас В. Джонс , генеральный директор Northrop, утверждал, что нет смысла самостоятельно разрабатывать самолеты, если компании будут полагаться на правительство в их продаже. Он предложил отказаться от валютной политики и разрешить продажу F-20 продавцу. [ 58 ] Кроме того, бригадный генерал Томас Бейкер, директор международных программ ВВС США, заявил, что ВВС не занимались активным маркетингом валютных курсов. [ 59 ] Он заметил, что за четыре года США продали 100 истребителей в 29 стран, причем ни один из них не был продан на иностранной валюте. Он также сравнил экспорт самолетов Франции, показав, что существует рынок недорогих истребителей. В заключительных замечаниях комитета Госдепартамент и Министерство обороны были обвинены в риторике и отсутствии поддержки на рынке Форекс. [ 58 ]
В апреле 1984 года, после слушаний в Конгрессе, ВВС США было поручено активно продвигать валютный рынок. В мае и июне 1984 года несколько потенциальных заказчиков были проинформированы о характеристиках и стоимости F-20 и F-16/79. [ 59 ] В конце июня 1984 года ВВС опубликовали внутренний отчет FX. F-20 характеризовался как обладающий выдающимися характеристиками против реальных угроз; и рассматривается как кандидат на требование ВВС об агрессоре. В отчете дополнительно говорилось, что F-20 был профинансирован подрядчиком на общую сумму более 750 миллионов долларов по сравнению с 60 миллионами долларов на F-16/79. Однако в отчете делается вывод, что у компании практически нет рынка для продажи. [ 60 ]
Роли агрессора и воздушной национальной гвардии
[ редактировать ]В 1984 году открылась возможность закупки в США небольшого количества «самолетов-агрессоров» для разнородной боевой подготовки в воздухе . В ноябре 1984 года Конгресс поручил ВВС и ВМФ изучить возможность использования одного типа самолетов для выполнения одинаковых ролей агрессора для обеих служб. [ 61 ] В январе 1985 года ВМС объявили, что выбрали специальную версию F-16. Ходили слухи, что самолет был продан с убытком, чтобы не допустить попадания на рынок F-20 компании Northrop. [ 62 ] [ 63 ]
Еще одним шансом для F-20 стала модернизация ВВС Национальной гвардии (ANG). Northrop утверждала, что быстрое время набора высоты F-20 делает его естественным для этой роли, его более низкая стоимость позволит ANG эксплуатировать большее количество самолетов, и что он поддерживает AIM-7, а F-16 - нет. [ 64 ] Однако требования ВВС имели приоритет в пользу F-16 для этой роли; если бы ANG управляла F-16, они бы еще больше снизили затраты на единицу продукции, сохранили бы общность между ANG и регулярными военно-воздушными силами и лучше оснастили бы подразделения ANG для выполнения боевых задач на передовой. также Бюджетное управление Конгресса оспорило утверждение Northrop о более низких затратах в своем собственном исследовании. 31 октября 1986 года ВВС объявили, что был выбран F-16C, модернизированный для поддержки AIM-7. [ 65 ] [ 66 ] Поскольку несколько стран предложили принять F-20 при условии, что он будет принят в состав ВВС США, этот выбор стал тяжелым ударом для Northrop. [ 67 ]
Отмена
[ редактировать ]После шести лет отсутствия покупателей в конце 1986 года Northrop отменила проект стоимостью 1,2 миллиарда долларов. [ 68 ] [ 69 ] Компания Northrop не хотела протестовать против предполагаемого фаворитизма в отношении F-16, опасаясь потерять поддержку проекта бомбардировщика-невидимки Northrop Grumman B-2 Spirit . [ 70 ] Текущие переговоры с Королевскими ВВС Марокко о поставке 20 F-20 были отменены; [ 41 ] вместе с небольшим заказом из Бахрейна. [ 71 ] Позже из-за попыток продать F-20 в Южную Корею разразился скандал со взяточничеством, что привело к отставке нескольких менеджеров Northrop и объявлению выговора генеральному директору Томасу В. Джонсу , который вышел на пенсию в 1989 году. [ 70 ] [ 72 ] [ 73 ]
В конце 1980-х годов с Индией обсуждалось местное производство F-20. В 1980-х годах был также предпринят шаг по продаже самолета ВВС Пакистана с лицензией на производство самолетов. Его оценивал пакистанский контингент в Соединенных Штатах, а F-20 пилотировал Аббас Мирза, старший летчик-истребитель ВВС Пакистана. [ 74 ] Из компонентов F-20 радар оказался наиболее удачным; Тайвань выбрал его для Цзин-го, Южная Корея также приняла его на KAI Т-50 Golden Eagle учебно-тренировочный самолет . Поскольку перспективы продаж на раннем этапе не были очевидны, GE продала свое подразделение радаров, которое в конечном итоге было приобретено Lockheed Martin . [ 75 ]
Писатель по авиации Стив Пейс писал о F-20 как об «одном из лучших истребителей, которые так и не пошли в производство». [ 76 ] Обсуждая военные закупки, Томас Макнаугер заявил, что конкуренция между F-20 и F-16 привела к снижению цен и обеспечила правительству США «огромную экономию». [ 77 ] Перед отменой контракта Ральф Надер и Уильям Тейлор отметили, что F-20 обычно описывали как «первый боевой самолет США в новейшей истории, финансируемый из частных источников». [ 78 ] В 1986 году Мажер А. Хамид заметил, что F-20 был «логическим выбором» для стран Персидского залива и Саудовской Аравии; однако у него были «небольшие шансы быть выбранным» из-за политических факторов, а также конкуренции со стороны других кандидатов, таких как Mirage 2000 и Panavia Tornado ADV . [ 79 ]
Расположение самолетов
[ редактировать ]- 82-0062 (серийный номер Northrop GG.1001) — разбился на авиабазе Сувон , Южная Корея , 10 октября 1984 года. Пилот погиб. [ 80 ]
- 82-0063 (серийный номер Northrop GI.1001) - разбился в CFB Goose Bay , Канада , 14 мая 1985 года. Пилот погиб. [ 80 ]
- 82-0064 (серийный номер Northrop GI.1002) — Калифорнийский научный центр в Экспозиционном парке , Лос-Анджелес, Калифорния . [ 81 ]
Технические характеристики (Ф-20)
[ редактировать ]Данные Нортроп F-5/F-20/T-38 , [ 24 ] Полная энциклопедия мировой авиации , [ 2 ] Самолеты всего мира Джейн, 1984–85 гг. [ 82 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 47 футов 4 дюйма (14,43 м)
- Размах крыла: 27 футов 11,875 дюйма (8,53123 м) с ракетами на законцовках крыла.
- 26 футов 8 дюймов (8,13 м) в чистоте
- Высота: 13 футов 10,25 дюйма (4,2228 м)
- Профиль крыла : модифицированный NACA 65A004.8. [ 83 ]
- Пустой вес: 11 810 фунтов (5 357 кг)
- Полная масса: 16 015 фунтов (7 264 кг). Боевой буксировщик - 50% топлива 2x AIM-9.
- Максимальный взлетный вес: 27 500 фунтов (12 474 кг)
- Запас топлива: 5050 фунтов (2291 кг) во встроенных баках и баках-дозаторах.
- Силовая установка: 1 турбовентиляторный двигатель General Electric F404-GE-100 с форсажной камерой, тяга 11 000 фунтов силы (49 кН) всухую, 17 000 фунтов силы (76 кН) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 1147 узлов (1320 миль в час, 2124 км/ч)
- Максимальная скорость: 2 Маха
- Дальность: 320 миль (370 миль, 590 км) в задаче завоевания превосходства в воздухе с 2 × AIM-9 и 5-минутным воздушным боем.
- 150 миль (170 миль; 280 км) при непосредственной поддержке с воздуха с 2 × AIM-9 + 7 × Mk 82 + 2 × 330 галлонов США (270 имп гал; 1200 л) сбрасываемых баков
- 300 миль (350 миль; 560 км) в боевом воздушном патрулировании с 2 × AIM-9 + 3 × 330 галлонов США (270 имп галлонов; 1200 л) сбрасываемыми баками, 138 минут на станции + 20 минут резерва
- 550 миль (630 миль; 1020 км) для воспрещения с помощью 2 × AIM-9 + 5 × Mk 82 + 2 × 330 галлонов США (270 имп галлонов; 1200 л) сбрасываемых баков [ 84 ]
- Перегоночная дальность: 2015 миль (2319 миль, 3732 км) с полным внутренним топливом и 3 сбрасываемыми баками по 330 галлонов США (270 имп галлонов; 1200 л).
- Практический потолок: 56 800 футов (17 300 м)
- Боевой потолок: 15 000 футов (4572 м)
- г лимиты: + 9
- Мощность/масса : 1,1
- Устойчивая скорость поворота: 13,2°/с при M0,8 на высоте 15 000 футов (4572 м)
- Разбег: 1425 футов (434 м)
- Разбег при взлете: 3550 футов (1082 м)
- Посадочная длина: 2150 футов (655 м)
Вооружение
- Орудия: 2 20-мм (0,79 дюйма) пушки Pontiac M39A3 в носовой части, по 280 снарядов каждая, и 30-мм артиллерийская установка General Electric, которую можно установить на фюзеляже.
- Узлы подвески: 7 внешних точек подвески грузоподъемностью 8000 фунтов (3600 кг) для бомб, ракет, ракет, артиллерийских блоков и до 3 сбрасываемых баков для увеличенной дальности.
- Ракеты: 2 CRV7 ракетные блоки или
2 ракетные блоки LAU-10 с 4 ракетами Zuni диаметром 5 дюймов (127 мм) каждая или
2 ракетных блока «Матра» по 18 ракет СНЭБ калибра 68 мм в каждом - Ракеты: 2 ракеты AIM-9 Sidewinders на пусковых направляющих законцовок крыла (аналогично F-16 и F/A-18).
До 2 AIM-7 Sparrows или 4 AIM-120 AMRAAM или 4 AIM-9 Sidewinders на подкрыльевых узлах подвески или
4 AGM-65 Maverick ракеты класса «воздух-поверхность» на подкрыльевых узлах подвески [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] - Бомбы: различные боеприпасы класса «воздух-земля», такие как Mark 80 неуправляемые железные бомбы (включая учебные бомбы массой 3 и 14 кг), CBU-24 /49/52/58, бомба M129 Leaflet. кассетные бомбовые боеприпасы
Авионика
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джонсен 2006 , стр. 92–98.
- ^ Jump up to: а б с Дональд 1997, с. 708.
- ^ «Информационный бюллетень: Northrop F-5 Freedom Fighter». Архивировано 12 октября 2012 года в Wayback Machine , Национальный музей ВВС США. Проверено: 28 октября 2012 г.
- ^ Иден, Пол, изд. «Семейство Нортроп F-5». Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- ^ Джонсен 2006 , стр. 90.
- ^ Инбар 2008 , с. 33.
- ^ Финк, Дональд. «Тайвань предложил F-5G с Воробьем». Неделя авиации и космических технологий , 21 августа 1978 г., с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фрей, подполковник Уильям. «F-20, Сага о FX». Архивировано 31 декабря 2016 года в журнале Wayback Machine Air University Review , май – июнь 1986 года.
- ^ "Иранский оружейный концерн". Неделя авиации и космических технологий , 19 февраля 1979 г.
- ^ Jump up to: а б Торнтон 2004 , с. 252.
- ^ Мартин и Шмидт 1987 , с. 13.
- ^ Мартин и Шмидт 1987 , с. 2.
- ^ «Заявления Барри Н. Блехмана в Комитете по международным отношениям Сената Конгресса США, разрешение на оказание помощи в области международной безопасности в 1980 финансовом году». Государственная типография 1979, с. 41.
- ^ Торнтон 2004 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Мартин и Шмидт 1987 , с. 14.
- ^ Шеммер, Бенджамин. «Министерство обороны оказывает давление на покупку и помощь в продаже Northrop F-5G, поскольку его бизнес-перспективы выглядят мрачнее, чем рекламируется». Armed Forces Journal International , сентябрь 1982 г., стр. 98–104.
- ^ Старсяк, М.Х. «Последствия отказа от официальных продаж военного оборудования за рубежом (FMS): процедуры продажи самолетов». Проект ASD-XOR, Министерство ВВС США , 1982, стр. 22–23.
- ^ Барнард, Ричард. «Карлуччи меняет валютную политику для Персидского залива». Неделя обороны , 22 ноября 1982 г., с. 1.
- ^ Барнард, Ричард. «Карлуччи — ВС: «Купите F-20». Неделя обороны , 20 декабря 1982 г., с. 1.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Пушпиндар. «F-16 для Пакистана: реакции и мнения». Asian Defense Journal , сентябрь 1981 г., стр. 41.
- ^ Мартин и Шмидт 1987 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Мартин и Шмидт 1987 , с. 4.
- ^ Мартин и Шмидт 1987 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Джонсен 2006 , стр. 94, 96.
- ^ Андерсон, Дэвид. «Почему F-20 не продается». Популярная механика , март 1986 г., с. 145.
- ^ Jump up to: а б «Почему F-20 не продается». Популярная механика , 163 (3), март 1986 г., с. 145.
- ^ Блинкен 1986, с. 95.
- ^ Jump up to: а б «F-20 Тайгершарк». Федерация американских ученых , 7 июня 1999 г. Дата обращения: 13 августа 2011 г.
- ^ Уильям 2000, с. 78
- ^ Jump up to: а б «Таблица комплектации F-20». Архивировано 10 июля 2011 г. на archive.today , Northrop.
- ^ Юркус, Энтони Ф. (1990), «Реквием по легкому весу: Стратегическая инициатива Northrop F-20», Strategic Management Journal , 11 (1): 59–68, doi : 10.1002/smj.4250110105 , JSTOR 2486557
- ^ "Информационный бюллетень F-15 Eagle". Архивировано 30 июля 2012 года в archive.today Национальном музее ВВС США , март 2008 года. Дата обращения: 6 августа 2008 года.
- ^ "Информационный бюллетень F-16 Fighting Falcon". Архивировано 29 июля 2012 года в archive.today Национальном музее ВВС США , октябрь 2007 года. Дата обращения: 6 августа 2008 года.
- ^ Дэвид Дональд и Джон Лейк, Энциклопедия мировых военных самолетов, 1994.
- ^ Jump up to: а б Дорр 2009 , с. 33.
- ^ Дорр 2009 , с. 33г.
- ^ Jump up to: а б Дорр 2009 , с. 36.
- ^ Мартин и Шмидт 1987 , с. 6.
- ^ Мартин и Шмидт 1987 , с. 25.
- ^ Rand Corporation (отчет), Исследование F-20 Tigershark , 1987, стр. 5.
- ^ Jump up to: а б «Информационные бюллетени: Northrop F-20 Tigershark». Архивировано 2 апреля 2015 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 18 июля 2011 г.
- ^ Скарлато, Нико. «Ф-20». Аэронавтика и оборона , февраль 1988 г., стр. 47–48.
- ^ Ламберт, Марк. «Является ли 1984 год годом тигровой акулы?» Интеравиа , апрель 1984 г., с. 363.
- ^ Дорр 2009 , с. 37.
- ^ Мартин и Шмидт 1987 , с. 16.
- ^ Хартман, Эндрю (2002), « Красный шаблон: политика США в оккупированном Советским Союзом Афганистане», Third World Quarterly , 23 (3): 467–489, doi : 10.1080/01436590220138439 , JSTOR 3993537 , S2CID 153553051
- ^ Койн, Джеймс. «Испытания тигровой акулы». ВВС , январь 1985 г., с. 74.
- ^ Мартин и Шмидт 1987, стр. 14–15.
- ^ Мартин и Шмидт 1987, с. 21.
- ^ «Northrop отказывается от истребителя F-20: «убийство из милосердия» на 1,2 миллиарда долларов». Майами Геральд , 18 ноября 1986 г.
- ^ Уильямс и др. 2002 , с. 72.
- ^ New Statesman , Том 105, 1983, стр. 16.
- ^ «Греция дает обещание купить самолеты F-16». Архивировано 7 ноября 2012 года в Wayback Machine Boston Globe , 14 января 1986 года.
- ^ «Рейган одобряет кредиты Израилю для Лави». Неделя авиации и космических технологий , 28 ноября 1983 г., стр. 27–49.
- ^ Хантер, Джейн. «Внешняя политика Израиля: Южная Африка и Центральная Америка». Саут-Энд Пресс , 1987, с. 45.
- ^ Хили, Мелисса. «Правительство не слишком активно продает Northrop F-20». Неделя обороны , 2 апреля 1984 г., с. 2.
- ^ Педерсон 2002, с. 306.
- ^ Jump up to: а б с Подкомитет Палаты представителей по международной безопасности и научным вопросам, а также по делам Азии и Тихого океана , 1984, стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Козичаров, Евгений. «ВВС США повысят роль экспортных истребителей». Неделя авиации и космических технологий , 9 апреля 1984 г., стр. 20–21.
- ^ «Заявление о политике в отношении валютного рынка». USAF/PRIP , 20 июня 1984 г., стр. 1–9.
- ^ Хили, Мелисса. «Еще один шанс продать «красные» истребители ВМФ». Неделя обороны , 13 ноября 1984 г., с. 10.
- ^ Коул, Стивен. «Конец F-20?» Только для ваших глаз , 21 января 1985 г., с. 3.
- ^ Мартин и Шмидт 1987, стр. 16–17.
- ^ "Гвардейские исследования F-20". Неделя авиации и космических технологий , 26 ноября 1984 г., с. 17.
- ^ «Dynamics побеждает, Northrop проигрывает в области реактивных истребителей; но оба получат шанс спроектировать следующее поколение боевых самолетов США». Архивировано 7 ноября 2012 года в Wayback Machine The New York Times , 1 ноября 1986 года.
- ^ Мартин и Шмидт 1987, стр. 17–18.
- ^ Йенн 1990, с. 153.
- ^ Ёшихаси, Полина. «Новости компании: Northrop отменяет выпуск истребителя F-20». The New York Times , 18 ноября 1986 г., стр. 4, раздел D, столбец 5. Дата обращения: 13 августа 2011 г.
- ^ «Нортроп уходит с F-20». Flight Global, 29 ноября 1986 г. Дата обращения: 12 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Паттилло 2001, с. 340.
- ^ Джонсен 2006 , стр. 97–98.
- ^ «Выговор в Нортропе». «Нью-Йорк Таймс» , 8 марта 1989 г.
- ^ Клинард 1990, с. 126.
- ^ Гангули, Сумит. «Индия и США: они строят новые оборонные связи». Архивировано 25 июля 2012 года в Wayback Machine Christian Science Monitor , 5 января 1987 года.
- ^ "Многорежимный радар АПГ-67". Архивировано 25 мая 2011 года в Wayback Machine Lockheed Martin Maritime Systems and Sensors , B0201-APG-67 (SA) 03/04. Проверено: 6 августа 2008 г.
- ^ Пейс 2003 , с. 89.
- ^ Макногер 1990 , стр. 171–73.
- ^ Надер и Тейлор 1986 , с. 386.
- ^ Хамид 1986 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б «F-20 Tigershark/82-0062». Серийные номера Джо Баугера. Проверено: 10 мая 2013 г.
- ^ "F-20 Tigershark/82-0064." Калифорнийский научный центр . Проверено: 6 августа 2008 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1984). Все самолеты мира 1984–85 (75-е изд.). Лондон: Джейн. п. 463. ИСБН 0-7106-0801-2 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . Селиг . У Иллинойса . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «F-20 Тайгершарк» . Федерация американских ученых. 7 июня 1999 г.
- ^ «F-20 Тайгершарк» . Национальный интерес . 16 января 2024 г.
- ^ «Фильм о продажах Northrop F-20 Tigershark» . Фильм «Перископ». 9 ноября 2015 г.
- ^ «Фильм о продажах самолетов F-20 Tigershark» . Телевидение «Загадочные доказательства». 23 января 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бинкин, Мартин (1986). Военные технологии и кадры обороны . Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса . ISBN 978-0-81570977-0 . OCLC 230837024 .
- Клинар, Маршалл Бэррон (1990). Корпоративная коррупция: злоупотребление властью . Нью-Йорк: Прегер. ISBN 978-0-275-93485-9 . OCLC 20418391 .
- Дональд, Дэвид, изд. (1997), «Семейство Northrop F-5. Northrop F-20A Tigershark», Полная энциклопедия мировых самолетов , Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, ISBN 0-7607-0592-5 .
- Дорр, Роберт Ф. (ноябрь 2009 г.). «Что могло быть: F-20 Tigershark». Самолет . Лондон: Издательство Ian Allan Publishing. стр. 32–38. ISSN 2041-2150 .
- Хамид, Мажер А. (1986). Аравия под угрозой: императивы безопасности стран Персидского залива . Вашингтон, округ Колумбия: Группа по оценке Ближнего Востока. ISBN 0-70994663-5 .
- Инбар, Эфраим (2008), Национальная безопасность Израиля: проблемы и вызовы после войны Судного дня , Лондон: Routledge, ISBN 978-0-415-44955-7 .
- Джонсен, Фредерик А. (2006). Нортроп F-5/F-20/Т-38 . Северный филиал, Миннесота : Specialty Press. ISBN 1-58007-094-9 .
- Мартин, Том; Шмидт, Рэйчел (июнь 1987 г.). Пример использования F-20 Tigershark (PDF) . Корпорация РЭНД . OCLC 831956260 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2012 года.
- Макногер, Томас Л. (1989), Новое оружие, старая политика: путаница в военных закупках Америки , Вашингтон, округ Колумбия: Brookings Institution Press, ISBN 0-8157-5625-9 .
- Надер, Ральф ; Уильям, Тейлор (1986). Большие мальчики: власть и положение в американском бизнесе . Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN 978-0-39453338-4 . OCLC 12803728 .
- Пейс, Стив (2003). X-Planes: расширяя возможности полета . Сент-Пол, Миннесота: MBI Pub. ISBN 978-0-76031584-2 .
- Паттилло, Дональд М. (2001), Раздвигая границы: американская авиационная промышленность , Анн-Арбор, Мичиган : University of Michigan Press, ISBN 0-472-08671-5 .
- Педерсон, Джей П. (2002), Международный справочник по истории компаний , том. 45, Лондон: St. James Press, ISBN. 1-55862-463-5 .
- Торнтон, Ричард С. (2004), Революция Рейгана II: восстановление Западного альянса , Блумингтон, Индиана , США: Trafford Publishing, ISBN 1-4120-1356-9 .
- Уильямс, Мел, изд. (2002). Суперистребители: новое поколение боевых самолетов . Лондон: Издательство AIRtime. ISBN 1-880588-53-6 .
- Йенн, Билл (1993). Худший самолет в мире . Дорсет Пресс. стр. 152–53. ISBN 978-0-88029490-4 . OCLC 610298648 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кросби, Фрэнсис (2002). Истребительная авиация . Лондон: Книги Лоренца. п. 224. ИСБН 0-7548-0990-0 . OCLC 50067188 .
- Дорр, Роберт Ф.; Дональд, Дэвид (1990). Истребители ВВС США: от погонь Первой мировой войны до F-117 . Храм. стр. 218–219. ISBN 9780600550945 . ОСЛК 24741367 .
- Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис. Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Сент-Пол, Миннесота: Specialty Press, 2008. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Пейс, Стив. X-Fighters: экспериментальные и прототипные истребители ВВС США, от XP-59 до YF-23 . Сент-Пол, Миннесота : Motorbooks International, 1991. ISBN 0-87938-540-5 .
- Скаттс, Джерри (1986). Нортроп F-5/F-20 . Лондон: Ян Аллан. ISBN 9780711015760 . OCLC 15806562 .
- Шоу, Робби (1990). F-5, военный самолет для всего мира . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. ISBN 9780879384876 . OCLC 22344704 .
- Уильямс, Энтони Г. Rapid Fire: разработка автоматических пушек, крупнокалиберных пулеметов и боеприпасов к ним для армий, военно-морских сил и военно-воздушных сил . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 2003. ISBN 1-84037-435-7 .