Дженерал Электрик J85
J85 | |
---|---|
Тип | Турбореактивный двигатель |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Дженерал Электрик |
Первый запуск | 1950-е годы |
Основные приложения | Цессна А-37 Стрекоза Canadair CT-114 Репетитор Нортроп F-5 Нортроп Т-38 Коготь |
Варианты | Дженерал Электрик CJ610 |
Развитый в | Дженерал Электрик CF700 |
General Electric J85 — небольшой одновальный турбореактивный двигатель. Военные версии создают тягу до 3500 фунтов- силы (16 кН ) всухую; варианты дожигания могут достигать 5000 фунтов силы (22 кН). Двигатель, в зависимости от дополнительного оборудования и конкретной модели, весит от 300 до 500 фунтов (от 140 до 230 кг). Это один из самых успешных и дольше всех находящихся в эксплуатации военных реактивных двигателей GE: гражданские версии наработали более 16,5 миллионов часов. ВВС США планируют продолжать использовать J85 в самолетах до 2040 года. [1] Гражданские модели, известные как CJ610 , аналогичны, но поставляются без камеры дожигания и идентичны вариантам J85 без дожига, тогда как в модели CF700 добавлен вентилятор, установленный сзади, для повышения экономии топлива .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]J85 изначально был разработан для питания большой ракеты-ловушки McDonnell ADM-20 Quail . «Перепел» был разработан для запуска с самолета B-52 Stratofortress в полете и полета на большие расстояния в строю вместе с самолетом-пускателем, увеличивая количество целей, с которыми сталкиваются SA-2 операторы зенитных ракет на земле. Для этой миссии требовался небольшой двигатель, который, тем не менее, мог обеспечить достаточную мощность, чтобы не отставать от реактивного бомбардировщика. Как и аналогичный Armstrong Siddeley Viper, строящийся в Великобритании, двигатель дрона Quail не нуждался в длительной работе, поэтому его можно было изготовить из некачественных материалов.
Установка на Quail прошла успешно, но, опять же, как и Viper, позже он был построен из материалов обычного качества и впоследствии использовался в качестве двигателя для небольших реактивных самолетов, включая Northrop T-38 Talon , Northrop F-5 , Canadair CT-114 Tutor , и Cessna A-37 Dragonfly легкий штурмовик . Совсем недавно J85 использовались на самолетах Scaled Composites White Knight , носителе космического корабля Scaled Composites SpaceShipOne и проекте Me 262 .
Базовая конструкция двигателя довольно маленькая: около 17,7 дюйма (45 см) в диаметре и 45,4 дюйма (115 см) в длину. Он оснащен восьмиступенчатым осевым компрессором с приводом от двух ступеней турбины и способен создавать сухую тягу до 2100 фунтов силы (9,3 кН) или более с форсажной камерой. При полностью открытой дроссельной заслонке на уровне моря этот двигатель без форсажной камеры потребляет примерно 400 галлонов США (1500 л) топлива в час. На крейсерской высоте и мощности он потребляет примерно 100 галлонов США (380 л) в час.
Было выпущено несколько вариантов.
Самым продвинутым вариантом серии J85 является модель J85-21, разработанная специально для F-5E/F в процессе его разработки. [2]
Конструкция J85-21 заменяет хромоникель-молибденовый сплав нержавеющей стали AM 355, который использовался в предыдущих моделях J85 для роторов и лопаток компрессора, на титановый сплав. Диаметр его впускного отверстия был увеличен с 17,7 дюйма (45 см) до 20,8 дюйма (53 см), и он включал дополнительную ступень перед базовым 8-ступенчатым компрессором, всего 9 ступеней. Его многодисковые роторы были заменены однокатушечным ротором, что увеличило тягу в сухом состоянии до 3600 фунтов -ф (16 кН), а тягу в мокром состоянии до 5000 фунтов- ф (22 кН), одновременно уменьшив механическую сложность и прибавив в весе J85-21. модель. [2]
К моменту окончания производства в 1988 году было построено более 12 000 двигателей J85. [3]
Иранский реверс-инжиниринг
[ редактировать ]Министерство обороны Ирана построило новый двигатель на базе General Electric J85-GE-21B под названием OWJ и представило его на оборонной выставке 22 августа 2016 года. [4] [5] [6] [7]
Двигатель Owj использовался в нескольких иранских продуктах, таких как Kowsar , Saeghe и Azarakhsh истребители Yasin . или учебно-тренировочный самолет [8] [9]
Варианты
[ редактировать ]- J85-GE-1
- Тяга 1900–2100 фунтов силы (8,5–9,3 кН) [2]
- J85-GE-2
- Тяга 2850 фунтов силы (12,7 кН)
- J85-GE-3
- Тяга 2450 фунтов силы (10,9 кН)
- J85-GE-4
- Тяга 2950 фунтов силы (13,1 кН)
- J85-GE-4A
- Тяга 2950 фунтов силы (13,1 кН)
- J85-GE-5
- 2680 фунтов силы (11,9 кН) сухая тяга; Тяга на форсаже 3850 фунтов силы (17,1 кН)
- J85-GE-5A
- 2680 фунтов силы (11,9 кН) сухая тяга; Тяга на форсаже 3850 фунтов силы (17,1 кН)
- J85-GE-7
- Тяга 2450 фунтов силы (10,9 кН)
- J85-GE-12
- Тяга 2400 фунтов силы (11 кН)
- J85-GE-13
- 2720 фунтов силы (12,1 кН), сухая тяга; Тяга на форсаже 4080 фунтов силы (18,1 кН) [10]
- J85-GE-13A
- Лицензия построена для Fiat G.91Y , 2720 фунтов силы (12,1 кН), сухая тяга; Тяга на форсаже 4080 фунтов силы (18,1 кН) [2]
- J85-GE-15
- 2925 фунтов силы (13,01 кН) сухая тяга; 4300 фунтов силы (19 кН) Тяга на форсаже [2]
- J85-КАН-15
- Orenda произвела J85-GE-15 для Canadair CF-116 с сухой тягой 2925 фунтов силы (13,01 кН); 4300 фунтов силы (19 кН) Тяга на форсаже [2]
- J85-GE-17
- Тяга 2850 фунтов силы (12,7 кН) [2]
- J85-GE-17A
- Тяга 2850 фунтов силы (12,7 кН) [11]
- J85-GE-17B
- Тяга 2850 фунтов силы (12,7 кН) [2]
- J85-GE-17C
- Тяга 2850 фунтов силы (12,7 кН)
- J85-GE-19
- 3015 фунтов силы (13,41 кН) сухая тяга
- J85-GE-21A
- 3500 фунтов силы (16 кН) сухая тяга; 5000 фунтов силы (22 кН). Тяга на форсаже [10]
- J85-GE-J1A
- 3500 фунтов силы (16 кН) сухая тяга; 5000 фунтов силы (22 кН) Тяга на форсаже
- J85-GE-J2
- Тяга 2850 фунтов силы (12,7 кН).
- J85-GE-J4
- Тяга 2950 фунтов силы (13,1 кН).
- J85-КАН-40
- Изготовлено компанией Orenda для самолета Canadair CT-114 Tutor , тяга 2650 фунтов силы (11,8 кН). [2]
- J85-GE-100
- Тяга 2450 фунтов силы (10,9 кН)
Приложения
[ редактировать ]- Белл X-14 А/Б
- стрелы XB-1 Демонстратор [12]
- Canadair CT-114 Репетитор
- Канадэйр CF-5
- Цессна А-37 Стрекоза
- HESA Ясин (без форсажной камеры)
- HESA Kowsar (с форсажной камерой)
- Поставщик Fairchild C-123
- Фэйрчайлд AC-119 K
- Фиат G.91Y
- Локхид Хейв Блю
- McDonnell ADM-20 Quail Ракета-ловушка
- North American Rockwell OV-10 Bronco - вариант буксира-мишени OV-10B(Z), двигатель в дополнение к турбовинтовому двигателю. [13]
- Североамериканский Т-2 Бакай
- Нортроп F-5
- Нортроп Т-38 Коготь
- Республика АП-100
- Ryan MQM-34D Mod II Дрон-мишень
- Райан XV-5 Вертифан
- Это будет 105…
- Чешуйчатые композиты Белый Рыцарь
Другой
[ редактировать ]- American Challenge Рекордная скорость на воде - два J85-GE-21 [14]
- двигатель Hermeus Экспериментальный парогазовый турбореактивный на базе турбины «Химера» - активная зона ТРД J85-21 [15]
Технические характеристики (J85-GE-21)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Тип: форсажный турбореактивный двигатель
- Длина: 112,5 дюймов (286 см)
- Диаметр: входное отверстие 20,8 дюйма (53 см)
- Сухой вес: 684 фунта (310 кг)
Компоненты
- Компрессор: однозолотниковый, 9 осевых ступеней
- Камеры сгорания : кольцевые
- Турбина : 2 ступени
- Тип топлива: авиакеросин
Производительность
- Максимальная тяга : 3600 фунтов силы (16 кН) на сухом газе / 5000 фунтов силы (22 кН) на форсаже.
- Общий коэффициент давления : 8,3:1 (модель J85-21 A~C)
- Массовый расход воздуха: 53 фунта (24 кг) в секунду
- Температура на входе в турбину: 1790 ° F (980 ° C)
- Удельный расход топлива : 1,24 фунта/(фунт-сила-ч) или 35 г/(кН⋅с) на сухой тяге / 2,13 фунта/(фунт-сила-час) или 60 г/(кН⋅с) тяга на форсаже
- Тяговооруженность : 5,25 на сухом газе/7,3 на форсаже.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 2001-04-17T00:00:00+01:00. «Модернизация двигателя Т-38 продлит срок службы самолета до 2040 года» . Полет Глобал . Проверено 20 мая 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уведомление о части компиляции Центра технической информации Министерства обороны dtic.mil
- ^ «Турбореактивный двигатель General Electric J85-GE-17A в разрезе» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 г. Проверено 28 января 2014 г.
- ^ «Авиационные двигатели, необходимые Ирану, есть ли выход из кризиса?» . 3 апреля 2018 г.
- ^ «Иранские обновления» .
- ^ «Иранские самолеты F-5 американского производства могут летать до 2040-х годов» . 11 февраля 2019 г.
- ^ «Военные знания: истребитель Ковсар + изображения - Новости исламского мира» . 30 июня 2020 г.
- ^ «Ковсар; боец с отличительными чертами» . Иранпресс.com . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Сеть, Frontier India News (11 марта 2023 г.). «Иран начинает производство учебно-тренировочного самолета с реактивным двигателем HESA Yasin Light» . Сводки мировых новостей . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Роскам, Январь (28 ноября 1985 г.). Дизайн самолета . Корпорация ДАР. ISBN 9781884885563 – через Google Книги.
- ^ «Турбореактивный двигатель в разрезе, General Electric J85-GE-17A | Национальный музей авиации и космонавтики» . airandspace.si.edu .
- ^ Гай Норрис (10 июля 2018 г.). «Boom фокусируется на производных двигателях для плана сверхзвукового авиалайнера» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «ОВ10Б» . www.germanwing.de .
- ^ «400 миль в час по воде» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
- ^ «ХИМЕРА» . Гермеус . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ «Справочник по базе данных турбовентиляторных и турбореактивных двигателей» (PDF) . птабданные . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Таблицы данных двигателя Springer
- ^ Роскам, Ян (1985). Дизайн самолета — Ян Роскам — Google Knjige . Корпорация ДАР. ISBN 9781884885563 .
- ^ «Тайвань планирует модернизировать турбореактивные двигатели J85 для ракет большой дальности» . 3 января 2019 г.
- Ганстон, Билл (2006). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей, 5-е издание . Phoenix Mill, Глостершир, Англия, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN 0-7509-4479-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница продукта GE J85
- J85 картинка
- "Маленький турбореактивный двигатель GE", 1959 года. о полете статья