Райан Файрби
Огненная пчела | |
---|---|
![]() | |
Райан Модель 124 / BQM-34A Firebee | |
Роль | Беспилотный летательный аппарат / Воздушная мишень |
Производитель | Райан Аэронаутикал |
Первый полет | 1951 |
Введение | 1952 |
Основные пользователи | ВВС США ВМС США Армия США Канадские вооруженные силы |
Развитый в | Райан Модель 147 |
Ryan Firebee — это серия дронов-мишеней, разработанная Ryan Aeronautical Company начиная с 1951 года. Это был один из первых дронов с реактивным двигателем , и он остается одним из наиболее широко используемых дронов-мишеней, когда-либо созданных.
Разработка
[ редактировать ]Райан Файрби I
[ редактировать ]Q-2/KDA-1 Огненная пчела
[ редактировать ]
Firebee I стал результатом запроса ВВС США в 1948 году и контракта с Райаном на артиллерийскую мишень с реактивным двигателем. Первый полет прототипа XQ-2 Firebee состоялся в начале 1951 года. Дрон имел стреловидную поверхность полета и круглый носовой воздухозаборник. Первоначальные модели имели характерные концевые пластины в форме наконечника стрелы на хвостовом оперении. Firebee мог запускаться с воздуха со специально модифицированного самолета-носителя ( Douglas A-26 Invader первым для этой цели был использован RATO ) или с земли с помощью одного ускорителя . [1]
После успешной оценки цель была заказана в производство для ВВС США как Q-2A , оснащенная турбореактивным двигателем Continental J69-T-19B с 1060 фунтов силы (4,7 кН тягой ). Затем ВВС получили небольшое количество Q-2B с более мощным двигателем для работы на больших высотах.
ВМС США купили Firebee под названием KDA-1 , который был во многом похож на Q-2A, отличаясь главным образом силовой установкой: турбореактивным двигателем Fairchild J44-R-20B с тягой 1000 фунтов силы (4,4 кН). KDA-1 и Q-2A можно было отличить по выступающему центральному воздухозаборнику KDA-1 и более широкому впускному отверстию с крутыми граблями. Армия США также получила версию KDA-1, получившую обозначение XM21 , которая отличалась лишь незначительными деталями.
ВМФ получил несколько улучшенных вариантов KDA-1, в том числе XKDA -2 и XKDA-3 , которые не производились серийно, а также KDA-4 , который был основной серийной версией серии. Эти варианты было трудно отличить от KDA-1, отличавшихся в основном последовательно форсированными двигателями J44 и другими незначительными изменениями.
Королевских ВВС Канады Использование
[ редактировать ]ВВС США закупили 30 самолетов KDA-4 Firebee. [2] которые летали с двух специально переоборудованных Avro Lancaster Mk.10DC. дронов [3] с 1956 по 1961 год. [4] Они использовались для испытаний системы вооружения Avro Canada CF-100 и Avro Canada CF-105 Arrow . [2] Отмена последнего положила конец программе беспилотников, поскольку она больше не была нужна для ракеты Sparrow II , которая должна была вооружить Arrow. [5]
Модель 124/БКМ-34А
[ редактировать ]В конце 1950-х годов ВВС США заключили с Райаном контракт на существенно улучшенный Firebee «второго поколения», модель 124 , первоначально имевшую обозначение Q-2C . Первоначальный прототип совершил свой первый полет в конце 1958 года и пошел в производство в 1960 году. В 1963 году он получил новое обозначение BQM-34A . Старые мишени первого поколения KDA-1 и KDA-4, которые тогда еще находились на вооружении ВМФ, получили (несколько сбивчиво) соответствующие переименования AQM-34B и AQM-34C .
BQM-34A возник как Firebee, как его называют сегодня, с более крупным планером, более длинными крыльями и особым воздухозаборником типа «подбородок» под заостренным носом (в отличие от круглого воздухозаборника Firebees первого поколения). Он был оснащен турбореактивным двигателем Continental J69-T-29A, копией улучшенной версии Turbomeca Gourdon от Marbore, с 1700 фунтов силы тягой (7,6 кН). ВМС США также приняли на вооружение BQM-34A, а армия получила наземную версию, получившую обозначение MQM-34D, с более длинными крыльями и более тяжелым ускорителем JATO.
Особенностью Firebee второго поколения является то, что на некоторых фотографиях он изображен с треугольными концевыми пластинами на хвостовом оперении , в то время как на других концевые пластины отсутствуют, но имеется брюшной плавник под хвостом, а на третьих нет ни концевых пластин, ни брюшного плавника. Поскольку на большинстве современных фотографий Firebees изображен брюшной плавник, это могло быть связано с производственными изменениями или более поздними переоборудованиями (справочные источники по этому поводу неясны). [ нужна ссылка ]
первую программу разработки малозаметных технологий В 1960 году ВВС США инициировали , направленную на уменьшение радиолокационной эффективности дрона Q-2C. Этого удалось добиться за счет специально разработанных экранов над воздухозаборником, радиационно-поглощающего материала на фюзеляже и специальной радиопоглощающей краски. [6]
В 1970-х годах армия США обновила некоторые из своих MQM-34D для использования в качестве целей для FIM-92 Stinger переносных ЗРК , переоборудовав эти дроны турбореактивным двигателем General Electric J85-GE-7 с тягой 10,9 кН (2500 фунтов силы ), который были собраны из старых манков АДМ-20 «Перепел» . Модифицированные MQM-34D имели переработанную носовую часть фюзеляжа с круглым носовым воздухозаборником, что придавало им внешний вид, похожий на «вытянутую» мишень Q-2A первого поколения, и получили обозначение MQM-34D Mod II.
Тем временем ВМС США модернизировали авионику своих BQM-34A, которые тогда получили обозначение BQM-34S . В начале 1980-х годов ВМС также начали переоборудовать их модернизированным двигателем J69-T-41A с тягой 1920 фунтов силы (8,5 кН). ВВС приступили к обновлению своих BQM-34A улучшенной авионикой, а также двигателем J85-GE-7, который был установлен без серьезных изменений в планере дрона; улучшенные варианты ВВС США сохранили существующее обозначение BQM-34A.

Производство BQM-34A закончилось в 1982 году, но производственная линия была вновь открыта в 1986 году для производства большего количества мишеней BQM-34S. С тех пор Firebees ВВС и ВМФ подвергались дальнейшим модернизациям, большая часть которых была переоборудована, начиная с 1989 года, с использованием улучшенного двигателя J85-GE-100 (также с тягой 2450 фунтов силы (10,9 кН)), а также модернизированной авионики. В конце 1990-х некоторые Firebee также были оснащены приемниками GPS -навигации.

Основной воздушной стартовой платформой Firebee является самолет-контроллер дронов Lockheed DC-130 , который может нести четыре дрона на подкрыльевых пилонах. Firebee обычно подхватывается из воздуха спасательным самолетом, который поднимает парашют дрона, упрощая подъем и уменьшая урон цели от удара о землю. Во время первых испытательных полетов Fairchild C-119 для этой цели использовался Sikorsky SH-3 Sea King . , а в эксплуатационных полетах основной спасательной платформой была [7] Дрон может плавать в течение длительного периода времени, если он упадет в воду.
Целевой дрон может быть оснащен различными системами управления, некоторые из которых придают ему истребительной маневренность, подобную . Он также оснащен системами прицеливания и противодействия, устройствами улучшения радиолокации, позволяющими ему имитировать широкий спектр боевых самолетов, и тепловыми ракетами на законцовках крыла, которые заставляют ракеты с тепловым наведением нацеливаться на законцовки крыла, а не на выхлоп двигателя, щадя цель. Он также может буксировать целевую гильзу или другие типы буксируемых целей.
Райан Файрби II
[ редактировать ]
Teledyne Ryan Firebee II третьего поколения также разработала модель 166 со сверхзвуковыми характеристиками, при этом ВМС США заключили с компанией контракт на разработку в 1965 году. Первый полет состоялся в 1968 году. Хотя ее внешний вид существенно отличался от внешнего вида оригинального Firebee, Firebee II использовал тот же двигатель и системы управления и по ошибке сохранил обозначение BQM-34. Версия ВМФ называлась BQM-34E , а версия ВВС — BQM-34F .
BQM-34F ВВС был немного тяжелее и имел дополнительный парашют для подъема в воздухе с помощью вертолета. ВМС BQM-34E был обновлен с улучшенной авионикой в середине 1970-х годов, при этом модернизация была переименована в BQM-34T .
Firebee II представлял собой изящный самолет со стреловидным хвостовым оперением и стреловидным средним крылом. Он был оснащен турбореактивным двигателем Teledyne CAE J69-T-6 с тягой 1840 фунтов силы (8,2 кН), с воздухозаборником на брюхе перед крыльями и выхлопом под хвостовым плавником. Внутренний запас топлива был небольшим, но цель могла быть оснащена конформным внешним баком, который сбрасывался перед разгоном до сверхзвуковой скорости. Летные операции выполнялись аналогично Firebee I, с запуском с DC-130 . Он также был запущен с земли с использованием RATO в качестве мишени. Он имел максимальную скорость 1,5 Маха, 4 минуты полета на высоте 60 000 футов (18 000 м) и дозвуковую продолжительность полета 75 минут, что давало ему дальность полета примерно 570 миль (920 км). [8]
Всего было построено 286 самолетов Firebee II — ничтожное количество по сравнению с количеством выпущенных Firebee Is. Firebee II сейчас выведен из эксплуатации, а Firebee I продолжает эксплуатироваться и находится на вооружении уже более 50 лет, что делает его одним из самых долгоживущих самолетов на вооружении армии США.
Огненная муха и молния
[ редактировать ]
Успех целевой машины Firebee привел к тому, что Райану было предложено разработать разведывательную версию, которая стала весьма успешной серией Model 147 Fire Fly и Lightning Bug ; они широко использовались во время войны во Вьетнаме .
Современное использование
[ редактировать ]Дрон-мишень Firebee доказал свою эффективность и продолжает эксплуатироваться в ВМС и ВВС США. Firebees также служили в вооруженных силах Канады и Силах самообороны Японии , а японские Firebees были построены Fuji Heavy Industries . Небольшое количество было также поставлено для программ НАТО. Всего было построено более 7000 самолетов Firebee, из них 1280 — варианты первого поколения.
В конце 1990-х годов Teledyne Ryan , используя средства компании, оснастила два Firebee камерами и коммуникационной электроникой для обеспечения разведки в реальном времени для обнаружения целей на поле боя и оценки повреждений . Эти два БПЛА, получившие название Argus, использовались в учениях ВВС США «Зеленый флаг» для передачи изображений в реальном времени с испытательного полигона в Неваде на станции во Флориде.
Пять BQM-34-53 Firebee увеличенной дальности также использовались для прокладки из соломы коридоров во время вторжения в Ирак в 2003 году . Ранее в том же году дроны были модернизированы компанией Northrop Grumman в рамках программы быстрого реагирования, они были оснащены дозаторами соломы и другими усовершенствованиями, включая программируемые системы наведения по путевым точкам на основе GPS (которые могли быть добавлены или не добавлены в рамках программы модернизации). Эти Firebee поставлялись для эксплуатации в угольно-черной окраске. оставался только один DC-130 беспилотный самолет-пусковая установка американских вооруженных сил В то время на вооружении , который не был сразу введен в эксплуатацию из-за неисправности. Два Firebee были запущены с земли в первую ночь операции; остальные три были запущены с воздуха DC-130 во вторую ночь операции. Дроны летали до тех пор, пока у них не кончилось топливо и они не разбились. Иракское телевидение транслировало кадры затонувших кораблей, описывая их как пилотируемые самолеты.
Последний Firebee был поставлен в 2002 году, но Northrop Grumman надеется на новые заказы, и компания осуществляет модернизацию существующих машин, например, системы программируемой навигации по путевым точкам GPS и спутниковую связь.
Технические характеристики (БКМ-34А)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982–83 гг. [9]
Общие характеристики
- Экипаж: Нет
- Длина: 21 фут 11 дюймов (6,68 м)
- Размах крыльев: 12 футов 11 дюймов (3,93 м)
- Высота: 6 футов 8 дюймов (2,04 м)
- Площадь крыла: 36,0 кв. футов (3,34 м ). 2 )
- Пустой вес: 1500 фунтов (680 кг)
- Полная масса: 2060 фунтов (934 кг)
- Максимальный взлетный вес: 2500 фунтов (1134 кг)
- Силовая установка: 1 Continental J69 -T-29A турбореактивный двигатель , тяга 1700 фунтов силы (7,6 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 690 миль в час (1110 км/ч, 600 узлов) на высоте 6500 футов (2000 м)
- Крейсерская скорость: 630 миль в час (1010 км/ч, 550 узлов) на высоте 50 000 футов (15 000 м).
- Скорость сваливания: 116 миль в час (187 км/ч, 101 узел)
- Никогда не превышайте скорость : 731 миль в час (1176 км/ч, 635 узлов) на высоте 50 000 футов (15 000 м).
- Диапазон: 796 миль (1281 км, 692 миль)
- Выносливость: 75 мин 30 с
- Практический потолок: 60 000 футов (18 000 м) +
- Скорость набора высоты: 16000 футов/мин (81 м/с).
Популярная культура
[ редактировать ]Раннее использование Firebee в качестве дрона-мишени показано в 34-й серии 1-го сезона «Операции Firebee» сериала «Стив-Каньон» (1958). В этом эпизоде описывается вымышленная история о «Маленьком Луи», файрби, который пережил более 24 попыток быть сбитым. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Журналы Hearst (август 1954 г.). «Яркая цветная рыба летает высоко над песками Нью-Мексико» . Популярная механика . Журналы Херста. п. 105.
- ^ Jump up to: а б Леверседж , с. 11
- ^ Леверседж , с. 18
- ^ Леверседж , с. 12
- ^ Леверседж , стр. 12–13.
- ^ "AQM-34 Райан Файерби (США) 1960-х годов" . пбс . Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года . Проверено 14 января 2015 г.
- ^ Келли, Джон В. «Возврат тяжелых космических систем, возвращающихся на Землю, в воздухе» (PDF) . НАСА . Проверено 26 сентября 2018 г.
- ^ «БКМ-34Ф «Файрби II» » . Музей авиации . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Тейлор 1982 , стр. 694–695.
- ^ Стив Каньон (сериал 1958–1959) — список серий — IMDb , дата обращения 18 января 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Леверседж, TFJ Самолет Музея авиации и космонавтики Канады Ryan KDA-4 Firebee Дрон RCAF, серийный номер KD-4788 (PDF) . Оттава, Онтарио: Канадский музей авиации и космонавтики.
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1982). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон, Англия: Ежегодники Джейн. ISBN 0-7106-0748-2 .
- Эта статья содержит материал, первоначально взятый из веб-статьи Грега Гебеля «Беспилотные летательные аппараты» , которая находится в открытом доступе.
Внешние ссылки
[ редактировать ]