AGM-45 Шрайк
AGM-45 Шрайк | |
---|---|
Тип | класса «воздух-поверхность» Противорадиационная ракета |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1965–1992 |
Войны | |
История производства | |
Разработанный | 1963 |
Производитель | Texas Instruments и Сперри Рэнд/Univac |
Произведено | 1963-1982 |
№ построено | 18,500 |
Технические характеристики | |
Масса | 390 фунтов (177,06 кг) |
Длина | 10 футов (3,05 м) |
Диаметр | 8 дюймов (203 мм) |
Размах крыльев | 3 фута (914 мм) |
Боеголовка | 67,5 кг (149 фунтов) МК 5 MOD 1 (или МК 86 MOD 1) осколочно-фугасный, или 66,6 кг (147 фунтов) осколочно-фугасного ВАУ-9/Б |
Оперативный диапазон | 16 км АГМ-45А, [3] 40 км АГМ-45Б [4] [3] |
Максимальная скорость | 1,5 Маха |
Руководство система | Пассивное радиолокационное самонаведение |
Точность | 20 футов |
Запуск платформа | A-4 Skyhawk , A-6 Intrumder , LTV A-7 Corsair II , F-100 Super Sabre , F-105 Thunderchief , F-4 Phantom II , Avro Vulcan (нерегулярный), F-16 Fighting Falcon , Kfir , Система Кильшон |
AGM-45 Shrike — американская противорадиационная ракета, предназначенная для поражения зенитных радаров противника . «Шрайк» был разработан Центром военно-морских вооружений в Чайна-Лейк в 1963 году путем соединения головки ГСН с корпусом ракеты AIM-7 Sparrow . Он был прекращен США в 1992 году. [1] и в неизвестное время ВВС Израиля (единственный другой крупный пользователь), и был заменен ракетой AGM-88 HARM . Армия обороны Израиля разработала версию «Шрайка», которую можно было запускать с земли с помощью ракеты-носителя, и установила ее на шасси M4 Sherman под названием «Килшон» (на иврите « Трезубец» ). [1] [5]
История
[ редактировать ]Впервые «Шрайк» был использован во время войны во Вьетнаме ВМФ в 1965 году на самолете «Дуглас А-4 Скайхок» . В следующем году ВВС приняли это оружие на вооружение, используя F-105F и G Thunderchief Wild Weasel самолеты подавления обороны , а позже F-4 Phantom II в той же роли . Номинально дальность действия была меньше, чем у ракет SA-2 Guideline , против которых использовалась эта система, хотя это было большим улучшением по сравнению с ранним методом атаки на объекты ЗРК ракетами и бомбами F-100F Super Sabre . Обычно «Шрайк» поднимался на высоту около 30 градусов над горизонтом на радаре «Фан Сонг» на расстоянии около 15 миль (25 км) и продолжительность полета составляла 50 секунд. Тактика постепенно менялась в ходе кампаний 1966 и 1967 годов, вплоть до появления стандарта AGM-78 ARM . Это новое оружие позволяло запускать снаряды со значительно большей дистанции и с гораздо более легким профилем атаки, поскольку «Стандарт» можно было запускать на расстоянии до 180 градусов от цели и при этом ожидать попадания, а его скорость позволяла ему двигаться быстрее, чем SA-2. Даже после того, как ракета «Стандарт» поступила на вооружение, «Ласки» все еще несли на вооружении «Шрайк», поскольку «Стандарт» стоил около 200 000 долларов, а «Шрайк» - всего 7 000 долларов. Если бы пилоты ВВС США израсходовали стандарт, им пришлось бы заполнять длинную форму во время разбора полетов. В некоторой степени стандартной загрузкой для F-105G был центральный топливный бак емкостью 650 галлонов США (2500 л), два Standard на внутренних пилонах и два Shrike на внешних пилонах. Микс немного менялся для джемовых капсул и случайных AIM-9 Sidewinder, но это была базовая версия. [ нужна ссылка ]
«Шрайк» участвовал в инциденте с дружественным огнем во время авиаудара по Хайфону 15 апреля 1972 года. Две ракеты попали в военный корабль США « Уорден» (CG-18), в результате чего один член экипажа погиб и еще девять были ранены. Американский пилот, очевидно, интерпретировал ПИРАЗ крейсера радар AN/SPG-55 как точку расположения ЗРК Северного Вьетнама. Для ремонта Уордену потребовалось десять дней работы на верфи на военно-морской базе Субик-Бэй . [6]
Хотя ракета «Шрайк» не поступила на регулярную службу в Соединенном Королевстве, она была тайно поставлена Соединенными Штатами ВВС Великобритании для использования в Фолклендской войне 1982 года. Ракеты ВВС Великобритании были установлены на модифицированные бомбардировщики «Вулкан» для атаки аргентинских радиолокационных установок во время войны. Операция Черный Бак . Основной целью был 3D-радар дальнего действия Westinghouse AN/TPS-43 , который ВВС Аргентины развернули в апреле для охраны воздушного пространства Фолклендских островов. Аргентинские операторы знали о противорадиационных ракетах и просто отключали их при подходе «Вулкана». Этот радар оставался нетронутым на протяжении всего конфликта. Однако во время атак средства противовоздушной обороны оставались работоспособными, и «Шрайки» поразили два менее ценных и быстро заменили вторичные радары управления огнем. После того, как один вулканец совершил вынужденную посадку в Рио-де-Жанейро , бразильские власти конфисковали сорокопут, который не был возвращен. [7]
Около 95 AGM-45 использовались в 1991 году во время «Бури в пустыне» против ПВО Ирака, в основном F-4G. [8] [ ненадежный источник? ]
Варианты
[ редактировать ]Существует множество подвариантов, каждый из которых настроен на свой диапазон радаров. Угловое стробирование , используемое для определения приоритета целей, было включено в каждый подвариант AGM-45A и B после A-2 и B-2. Он также был медленным, а отсутствие удара в боеголовке затрудняло оценку ущерба от бомбы , а также нанесение каких-либо повреждений фургонам радара Фан Сонг, за исключением разбитой антенны радара, которую легко заменить или отремонтировать. Небольшая дальность действия в сочетании с недостаточной скоростью (по сравнению с ЗРК SA-2) затрудняла атаку. Ракета должна была находиться в пределах досягаемости радара ЗРК, и в случае запуска ЗРК он первым доберется до самолета. Кроме того, ракета имела малые допуски и должна была быть запущена на расстоянии не более + или - 3 градуса от цели. [ нужна ссылка ] . Многим пилотам во Вьетнаме не нравился «Шрайк» из-за его ограничений и вероятности успеха около 25%.
Различия между AGM-45A и B заключаются в используемом ракетном двигателе и боеголовках, которые можно установить. В AGM-45A использовался двигатель Rocketdyne Mk 39 Mod 0 (или, по-видимому, в некоторых случаях Aerojet Mk 53 Mod 1), а в AGM-45B использовался двигатель Aerojet Mk 78 Mod 0, который значительно увеличивал дальность полета ракеты. Что касается боеголовок, то на AGM-45A могли устанавливаться Mk 5 Mod 0, Mk 86 Mod 0 и WAU-8/B, и все они имели осколочно-фугасный характер. В AGM-45B использовались улучшенные боеголовки Mk 5 Mod 1 и Mk 86 Mod 1, а также WAU-9/B, опять же все осколочно-фугасного типа.
В следующей таблице представлена информация о том, какие радиолокационные диапазоны были связаны с определенными разделами наведения, а также обозначение подварианта.
Обозначение | Раздел руководства | Целевые группы | Основные цели |
---|---|---|---|
АГМ-45А-1 | Мк 23 Мод 0 | Диапазон E/F | СОН-9 «Огненная банка», песня фанатов [9] |
АГМ-45А-2
АГМ-45Б-2 |
Мк 22 Мод 0/1/2 | Группа G | Фан-песня [10] |
АГМ-45А-3
АГМ-45Б-3 |
Мк 24 Мод 01.01.34 | Широкий диапазон E/F | РЛС П-35 «Бар Лок», Фан Сонг [10] |
АГМ-45А-3А
АГМ-45Б-3А |
Мк 24 Мод 2/5 | Узкий диапазон E/F | РЛС П-35 «Бар Лок», Фан Сонг [10] |
АГМ-45А-3Б
АГМ-45Б-3Б |
Мк 24 Мод 3 | Диапазон E/F | РЛС П-35 «Бар Лок», Фан Сонг [10] |
АГМ-45А-4
АГМ-45Б-4 |
Мк 25 Мод 0/1 | Группа G | Фан-песня [11] |
АГМ-45А-6
АГМ-45Б-6 |
Мк 36 Мод 1 | Я группа | СНР-125 «Низкий удар» [11] |
АГМ-45А-7
АГМ-45Б-7 |
Мк 37 Мод 0 | Диапазон E/F | РЛС П-15 «Плоская грань» [11] |
АГМ-45А-9
АГМ-45Б-9 |
Мк 49 Мод 0 | Я группа | СНР-125 «Низкий удар», 1С91 «Прямой флеш» [11] |
АГМ-45А-9А
АГМ-45Б-9А |
Мк 49 Мод 1 | I Band, "Смещение G" | |
АГМ-45А-10
АГМ-45Б-10 |
Мк 50 Мод 0 | От E Band до I Band | Различный [11] |
Оружие -5 (нацелено на Фан Сонг и М-11 Шторм («Головные фонари») и -8 (нацелено на РЛС П-18 «Ложка» и РЛС П-14 («Высокий король») никогда не выходило из разработки. [11]
Операторы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «[9.0] Противорадиолокационные ракеты» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2011 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Спенсер Такер, Энциклопедия арабо-израильского конфликта: политическая, социальная и военная история. A – F, Том 1, 2008 г., ABC-CLIO, с. 685
- ^ Перейти обратно: а б «АГМ-45 Шрайк» . Сайт Weaponsystems.net . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Противорадиационная ракета AGM-45 «Шрайк» . аф.мил . Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Кильшон» . www.israeli-weapons.com . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Ворден (DLG-18) IV» . Командование военно-морской истории и наследия . ВМС США . Проверено 8 сентября 2015 г.
- ^ «RAF – Операция Черный Бак» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2014 года . Проверено 6 января 2013 г.
- ^ «АГМ-45 Шрайк» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Клифф Лоусон. Станция достигает совершеннолетия . Центр военно-морской авиации (США). Отдел вооружения, 2017. ISBN 9780160939709 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Центр военно-морской авиации Музей Чайна-Лейк https://commons.wikimedia.org/wiki/File:AGM-45_Shrike_seeker_display_1_of_2.jpg .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Центр военно-морской авиации Музей Чайна-Лейк https://commons.wikimedia.org/wiki/File:AGM-45_Shrike_seeker_display_2_of_2.jpg .
- ^ «АГМ-45 Шрайк» . Проверено 24 мая 2018 г.