АГМ-129 АКМ
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |
Усовершенствованная крылатая ракета AGM-129 | |
---|---|
Тип | Крылатая ракета воздушного базирования |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | Июнь 1990 г. - апрель 2012 г. |
Используется | ВВС США (списаны) |
История производства | |
Производитель | Общая динамика (изначально) Рейтеон |
Произведено | июль 1985 г. |
Технические характеристики | |
Масса | более 3700 фунтов (1680 кг) |
Длина | 20 футов 10 дюймов (6,35 м) |
Диаметр | 2 фута 5 дюймов (705 мм) |
Размах крыльев | 10 футов 2 дюйма (3,1 м) |
Боеголовка | W80-1 Ядерная боеголовка |
Двигатель | ТРДД Williams International F112-WR-100 2,67–3,25 кН (600–730 фунтов силы) |
Оперативный диапазон | 1865–2000 морских миль (3450–3700 км) |
Максимальная скорость | 500 миль в час (800 км/ч) |
Руководство система | Инерциальная система наведения , дополненная лидаром и функцией сопоставления контуров местности (TERCOM) . |
Запуск платформа | Б-52 Стратофортресс |
AGM -129 ACM (Advanced Cruise Missile) — малозаметная дозвуковая с турбовентиляторным двигателем, крылатая ракета воздушного базирования первоначально разработанная и построенная компанией General Dynamics и в конечном итоге приобретенная Raytheon Missile Systems . До вывода из эксплуатации в 2012 году AGM-129A использовался исключительно ВВС США бомбардировщиками B-52H Stratofortress .
Раннее развитие [ править ]
В 1982 году ВВС США начали исследования новой крылатой ракеты с малозаметными характеристиками после того, как стало ясно, что AGM-86B крылатой ракете будет трудно пробить будущие системы ПВО . AGM-86B полагался на полет на малой высоте для преодоления советской системы противовоздушной обороны, сосредоточенной на ракетах класса «земля-воздух» . Развертывание бортовых систем дальнего радиолокационного обнаружения вместе с РЛС «Заслон ПЕСА» на МиГ-31 и РЛС «Меч» на перехватчиках Су-27 , всеми тремя радарами типа « смотри/сбивай », снизило вероятность того, что маловысотный АГМ -86B достигнет своей цели.
Решение заключалось в том, чтобы включить различные «малозаметные» («стелс») технологии в новую систему усовершенствованных крылатых ракет .
Проектирование, испытания первоначальное и производство
В 1983 году подразделение General Dynamics Convair (GD/C) получило контракт на разработку AGM-129A (проигравшей разработкой стала Lockheed корпорации Senior Prom ). AGM-129A имела форму корпуса и крыло стреловидности вперед ракеты для уменьшения радиолокационного сечения . Воздухозаборник двигателя был установлен заподлицо в нижней части ракеты для дальнейшего улучшения радиолокационной эффективности. Выхлоп реактивного двигателя был экранирован хвостовой частью и охлаждался диффузором для уменьшения инфракрасной заметности ракеты. Чтобы уменьшить электронные излучения ракеты, радар, используемый в AGM-86B, был заменен на комбинацию инерциальной навигации и сопоставления контуров местности ( TERCOM ), дополненную высокоточным обновлением скорости, обеспечиваемым лидарным доплеровским велосиметром .
Эти изменения усложнили обнаружение AGM-129A и позволили летать ракете на большей высоте. Новый турбовентиляторный двигатель Williams International F112-WR-100 увеличил дальность полета примерно на 50%. Новая система наведения увеличила точность до заявленного значения от 30 м (100 футов) до 90 м (300 футов).
AGM-129A, как и AGM-86B, вооружен W80-1 ядерной боеголовкой переменной мощности .
Первая испытательная ракета совершила полет в июле 1985 года, а первые серийные ракеты были поставлены ВВС США в 1987 году. В рамках программы разработки возникли некоторые проблемы с «контролем качества» оборудования и неудачные испытания. Программа летных испытаний проходила в период высокой напряженности между профсоюзом машинистов и руководством GDC. 3 + 1 ⁄ -недельная забастовка, произошедшая в 1987 году. Конгрессмен США Лес Аспин назвал ACM катастрофой в сфере закупок с самыми серьезными проблемами среди всех восьми программ стратегического вооружения, рассмотренных его комитетом. Конгресс США обнулил финансирование программы ACM в 1989 году. Проблемы «качества» производства вынудили ВВС США прекратить поставки ракет в 1989 и 1991 годах. Макдоннелл Дуглас был приглашен в качестве второго источника для производства ракет. В начале 1989 года США запросили и получили разрешение на испытания AGM-129A в Канаде.
Планы предусматривали производство достаточного количества ракет для замены примерно 1461 AGM-86B из расчета 200 ракет в год после достижения полной мощности производства в 1993 году. В январе 1992 года окончание холодной войны побудило президента США Джорджа Буша-старшего объявить значительное сокращение общего объема закупок ACM. Президент определил, что необходимо всего 640 ракет. Позже программа ACM была еще сокращена до 460 ракет. В августе 1992 года General Dynamics продала свой ракетный бизнес Hughes Aircraft Corporation. Пять лет спустя, в 1997 году, Hughes Aircraft Corporation продала свой аэрокосмический и оборонный бизнес конечному производственному подрядчику Raytheon .
ВВС США настаивали на производстве варианта AGM-129B для целей, по которым AGM-129A считался неэффективным. ВВС США представили это требование в 1985 году и предложили модифицировать 120 ракет в вариант AGM-129B. В 1991 году Конгресс США отклонил эту просьбу, и ВВС США были вынуждены прекратить программу. США приказало ВВС В 1992 году Министерство обороны США возобновить программу, против чего выступило Главное бухгалтерское управление Конгресса США . Существует путаница относительно того, чем именно это оружие отличается от оригинала. В документе Министерства обороны США 4120.15-L «Обозначение модели военных аэрокосмических аппаратов» говорится, что AGM-129B представлял собой AGM-129A, «модифицированный с изменениями в конструкции и программном обеспечении и альтернативной ядерной боеголовкой для выполнения секретной миссии крылатой ракеты». Однако Озу утверждает, что AGM-129B задумывался как неядерная версия ACM, подобно тому, как ядерный AGM-86B привел к созданию обычного оружия. АГМ-86С . [ нужна ссылка ] Вместо этого эту роль выполнял AGM-158 JASSM .
История эксплуатации [ править ]
Бомбардировщик B-52H может нести до шести ракет AGM-129A на каждой из двух внешних пилонов, всего по 12 на самолет. Первоначально на B-52 можно было разместить еще 8 ACM на общих стратегических роторных пусковых установках, всего по 20 на самолет. Бомбардировщик B-1B также должен был нести AGM-129A, но этот план был отменен после окончания холодной войны. AGM-129A обеспечивает бомбардировщику B-52H возможность атаковать несколько целей, не прорывая систему ПВО .
самолет AGM-129A врезался и повредил два пустых трейлера, входящих в обсерваторию космических лучей Университета Юты и Токийского университета, расположенную в зоне «опасных операций» армии США испытательного полигона 10 декабря 1997 года в Дагуэе. AGM-129A был выпущен над испытательно-тренировочным полигоном штата Юта с бомбардировщика B-52H, приписанного к базе ВВС Майнот , Северная Дакота . Ракета пролетела по запланированному маршруту около 3,5 часов и выполнила все задачи испытаний, предшествовавшие происшествию. Ракета несла инертную испытательную нагрузку. Планировщики миссии не знали о существовании трейлеров.
В 2008 году ВВС имели на вооружении 1140 КРВБ AGM-86 и 460 КРВБ AGM-129. В-52 — единственная платформа для этих ракет. [1] Сокращение также включает все КРВБ с ядерным вооружением, кроме 528, и отчасти является результатом требования СНП/Московского договора (2002 г.) снизить количество развернутых ядерных боеголовок ниже 2200 к 2012 году, при этом КРВБ выбрана потому, что у нее есть проблемы с надежностью и более высокие затраты на техническое обслуживание. . [2] В марте 2007 года, несмотря на программу продления срока службы (SLEP), призванную продлить ее эксплуатационную полезность до 2030 года, ВВС США приняли окончательное решение о выводе из эксплуатации всего своего запаса AGM-129, при этом последняя ракета была уничтожена в апреле 2012 года. [1]
Обработка инцидента [ править ]
30 августа 2007 года двенадцать ACM, загруженные на B-52, были переправлены через США с базы ВВС Майнот в Северной Дакоте на базу ВВС Барксдейл , штат Луизиана , для вывода из эксплуатации. Ядерные боеголовки, которые должны были быть сняты перед полетом, были по ошибке оставлены установленными на шести ACM. В течение 36 часов ядерное оружие пропадало без вести, что привело к официальному расследованию инцидента. [3] [4]
Варианты [ править ]
- AGM-129A – произведено 461 ракета. [5]
- AGM-129B - обозначение было присвоено в 1988 году модифицированной ракете с изменениями конструкции и программного обеспечения и оснащенной другой ядерной боеголовкой.
- AGM-129C - варианты обычных боеголовок
Операторы [ править ]
Бывшие операторы [ править ]
Выжившие [ править ]
- AGM-129A находится в Национальном музее ВВС США , база ВВС Райт-Паттерсон , Дейтон, Огайо.
- AGM-129A находится в Стратегическом музее авиации и космонавтики , Эшленд, Небраска.
- AGM-129A находится на авиабазе Тинкер , Оклахома (N35 26 футов 1,93 дюйма W97 24 фута 10,58 дюйма)
См. также [ править ]
- Ракета того же класса
- Телец КЭПД 350 – ( Швеция, Германия )
- Грозовая Тень – ( Франция, Великобритания )
- Современная крылатая ракета-невидимка, выполняющая ту же роль.
- AGM-181 LRSO – ( США )
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Карьера крылатого ракетчика подходит к концу» . ВВС США. 24 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 г. Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Вопрос о крылатых ракетах» . Архивировано из оригинала 15 марта 2014 года.
- ^ Уоррик, Джоби; Уолтер Пинкус (23 сентября 2007 г.). «Ошибки в бункере» . Вашингтон Пост . Проверено 24 сентября 2007 г.
- ^ «Расследование под руководством командующего» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2012 г. Проверено 10 апреля 2010 г.
- ^ «Галерея вооружения ВВС США», Альманах 2008 г., журнал AIR FORCE , май 2008 г., стр.155.
- Предполагаемые нарушения Закона о борьбе с дефицитом при закупке ВВС современных крылатых ракет. ФАЙЛ B-255831, Управление главного юрисконсульта, Главное бухгалтерское управление США.
- Профсоюз призывает к забастовке машинистов Convair , LA Times, 1987 г. Затронет 4000 рабочих: Профсоюз призывает к забастовке машинистов Convair – Los Angeles Times
- Соглашение машинистов прекращает забастовку Convair , LA Times, 1987 г. Соглашение машинистов прекращает забастовку Convair - Los Angeles Times
- Ядерное оружие Соединенных Штатов , Джеймс Н. Гибсон, Schiffer Publishing Ltd, Атглен, Пенсильвания, 2000 г. ISBN 978-0-7643-0063-9
- Ракета 2000 – Справочное руководство по мировым ракетным системам , Хадзиме Одзу, Синкигенша, Токио, 2000 (японский)
- 2003–2004 гг. Файл оружия , ВВС США, База ВВС Эглин , 2003 г. Wayback Machine
- Инженеры Sandia испытывают крылатую ракету для проверки W80-3 в электромагнитной среде», Sandia Lab News, 14 апреля 2006 г.
- ACC публикует отчет о расследовании происшествия с крылатой ракетой , Служба новостей ВВС, 10 июля 1998 г.
- Доска с описанием AGM-129A», Национальный музей ВВС, 18 августа 2007 г.
- ВВС США и крылатые ракеты , технологии и ВВС. Ретроспективная оценка, Программа истории ВВС и музеев, 1997 г.
- Обозначение модели военных аэрокосмических аппаратов , DoD 4120.15-L, Министерство обороны, 2004 г.
Книги [ править ]
- Гибсон, Джеймс Н. (2000). Ядерное оружие Соединенных Штатов: иллюстрированная история . Издательство Шиффер. ISBN 978-0-7643-0063-9 .