Рэйтеон Сентинел
Страж R1 | |
---|---|
ZJ692 приземлился на авиасалоне в Уоддингтоне, 2006 г. | |
Роль | Самолеты воздушного боя и наземной разведки |
Производитель | Рэйтеон (модификации) Бомбардир (планер) |
Первый полет | 26 мая 2004 г. |
Введение | 2008 |
Ушедший на пенсию | март 2021 г. |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Количество построенных | 5 |
Разработано на основе | Бомбардье Глобал Экспресс |
Raytheon Sentinel — это списанный самолет боевого и наземного наблюдения, ранее принадлежавший Королевским ВВС (RAF). Хотя Sentinel базировался на Bombardier Global Express сверхдальнем бизнес-джете , генеральным подрядчиком Sentinel была американская оборонная фирма Raytheon , которая поставила большую часть систем миссии и выполнила работы по интеграции. [1]
Первоначально известная как программа ASTOR (бортовой радиолокационный радар), закупки этого типа начались в 1999 году. После его поставки в 2007 году парк Sentinel эксплуатировался эскадрильей британских ВВС, укомплектованной как военно-воздушными силами, так и армейским персоналом. Sentinel был совместим с другими союзными системами, такими как JSTARS и системой наземного наблюдения Альянса НАТО (AGS). Стражи неоднократно направлялись за границу, например, для поддержки британской армии в Афганистане , коалиционных сил в Ливии и для оказания помощи французским войскам, дислоцированным в Мали . [2] [3] Этот тип также использовался в небольших масштабах в Гане и даже внутри страны для оказания помощи в операциях по оказанию помощи при стихийных бедствиях .
(SDSR) британского правительства В 2010 году Стратегический обзор обороны и безопасности объявил о своем намерении «отозвать самолет наземного наблюдения Sentinel, как только он больше не потребуется для поддержки операций в Афганистане». [4] Решение 2010 года было отменено в 2014 году премьер-министром Дэвидом Кэмероном а в SDSR , 2015 года британское правительство объявило, что вывод этого типа из эксплуатации будет отложен и что он останется в эксплуатации «до следующего десятилетия». [5] Из-за неоднократных двусмысленностей по поводу его будущего, Sentinel не получал обновлений в течение всего срока службы. Этот тип был выведен из эксплуатации в марте 2021 года. [6]
Развитие [ править ]
ASTOR можно проследить до программы радиолокационных радаров британской армии (CASTOR), инициативы времен холодной войны , целью которой было улучшение возможностей наблюдения для мониторинга вражеских наземных сил, с особым акцентом на Варшавского договора силы в Восточная Германия . [7] В 1984 году одиночный самолет Бриттен-Норман Айлендер (G-DLRA/ZG989) был модифицирован большим носовым обтекателем для наблюдения за полем боя, чтобы изучить эту концепцию. Опыт, полученный во время войны в Персидском заливе 1991 года , подтвердил потребность в таком самолете, но окончание холодной войны несколько подорвало традиционное обоснование процесса, а также ряд быстрых сокращений оборонного бюджета , которые сделали финансирование любых новых приобретений особенно затруднительным во время войны. в тот раз. [7]
Несмотря на это, в декабре 1999 года с американской оборонной фирмой Raytheon был подписан производственный контракт на поставку того, что впоследствии стало Sentinel. [7] В программе участвовало пять самолетов и восемь мобильных наземных станций (шесть на колесных вездеходах и две в авиатранспортируемых контейнерах), а также учебная база на авиабазе ВВС Уоддингтон. Четыре из пяти Sentinels были интегрированы на предприятии Raytheon в Бротоне, Флинтшир ; В Бротоне также проводились различные виды поддержки, предоставляемые компанией в течение срока службы этого типа, включая работы по глубокому техническому обслуживанию и модернизации. [8] [1] [7]
Программа Sentinel обошлась в 850 миллионов фунтов стерлингов, как и было запланировано в бюджете. [8] Контракт на поддержку Sentinel охватывал 3200 летных часов в год. [9] а в период с 2015 по 2018 год средняя стоимость эксплуатации парка самолетов из пяти самолетов оценивалась в 54,4 млн фунтов стерлингов в год. [10] В эту цифру не включены стандартные обновления среднего срока службы, которых не было, что привело бы к значительному увеличению затрат. [1]
Дизайн [ править ]
Sentinel R1 представлял собой модифицированный самолет Bombardier Global Express, оснащенный двумя двигателями Rolls-Royce BR700 турбовентиляторными . В кабине располагался выпадающий экран, расположенный по центру, на котором отображалась движущаяся карта, а также информация по каналу передачи данных Link 16 и данные подсистемы средств защиты (DASS). DASS включала в себя буксируемую радиолокационную ловушку , систему предупреждения о приближении ракет , а также дозаторы соломы и осветительных ракет , которые могли работать в автоматическом, полуавтоматическом или ручном режиме. В типичных операциях Sentinel будет летать на высоте более 40 000 футов (12 000 м), чтобы обеспечить обзор большой площади поля боя с высоким разрешением. Его экипаж состоял из пилота, второго пилота, командира воздушно-десантной миссии (AMC) и двух фотоаналитиков. Продолжительность миссии составила около девяти часов. [11] В главной каюте располагались 3 рабочих станции, на которых аналитики могли анализировать изображения на борту; однако, в отличие от JSTARS, большая часть фактического управления боем происходила на земле. [ нужна ссылка ]
Sentinel Основным радаром был двухрежимный радар Raytheon с синтезированной апертурой и радар индикации движущихся целей (SAR/MTI), известный как Sentinel Dual Mode Radar Sensor (DMRS). В нем использовалась технология активной матрицы с электронным сканированием (AESA). [12] и был связан с радаром ASARS-2, используемым самолетом -разведчиком Lockheed U-2 . [7] Компания Raytheon заявила, что радар может быть модифицирован, чтобы соответствовать возможностям морского наблюдения отмененного Nimrod MRA4 , а наземные станции могут быть адаптированы для приема данных от различных типов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), включая Watchkeeper , MQ-9 Reaper и будущая программа Мусорщика. [8] Изображения, полученные в режиме синтезированной апертуры радара, были несовместимы с правилами ведения боевых действий Великобритании , что требовало возможности визуальной точной идентификации; Хотя было предложено добавить электрооптический / инфракрасный датчик к обтекателю каноэ Sentinel для обеспечения дополнительных изображений, этот вариант так и не был реализован. [13]
История эксплуатации [ править ]
3 августа 2001 года состоялся первый полет аэродинамически модифицированного прототипа Global Express, который подтвердил изменения, необходимые для системы ASTOR. [7] 26 мая 2004 года первый серийный Sentinel R1 совершил свой первый полет , продлившийся 4,4 часа. [14] В течение 2007 года были проведены эксплуатационные испытания Sentinel. [7] Первый боевой вылет над Афганистаном в поддержку британской армии начался 15 ноября 2008 года. [15] К январю 2009 года этот тип поступил на регулярную службу в 5-ю эскадрилью Королевских ВВС (RAF), базирующуюся на авиабазе RAF Waddington. [16]
Помимо присутствия на афганском театре военных действий, Sentinel регулярно выполнял наблюдательные полеты над Балтийским морем , наблюдая за вооруженными силами, дислоцированными в Калининградской области и Белоруссии ; во время таких миссий этот тип часто перехватывался российскими Су-27 . [7]
правительства Великобритании В 2010 году в Стратегическом обзоре обороны и безопасности было объявлено о намерении «отозвать самолет наземного наблюдения Sentinel, как только он больше не потребуется для поддержки операций в Афганистане». [4] В феврале 2012 года было объявлено, что Sentinel будет предлагаться в качестве вклада Великобритании в сотрудничество Альянса по наземному наблюдению (AGS) в дополнение к НАТО RQ-4 Global Hawk и французским Heron TP . [17]
Роль Sentinel в Ливии в 2011 году глава ВВС назвал «ключевой». [18] был совершен самый длинный полет Sentinel продолжительностью 12 часов 30 минут 30 марта 2011 года во время операции «Эллами» над Ливией . [19] Во время работы вдоль ливийского побережья было замечено, что двухрежимный радар Sentinel способен отслеживать движение судов вокруг ливийских гаваней, обеспечивая эффективную боевую разведку. [13]
25 января 2013 года британское правительство объявило, что ВВС Великобритании развернут один самолет Sentinel с базы ВВС Уоддингтон для поддержки операции «Ньюкомб» в Мали . [20] В феврале 2014 года сообщалось, что Sentinel использовался для составления карты масштабов наводнения в Южной Англии. [21] 18 мая 2014 года министерство обороны объявило, что Sentinel отправился в Гану в рамках операции «Турус», чтобы помочь в поиске 223 школьниц, похищенных группировкой исламских боевиков «Боко Харам» в Нигерии 14 апреля 2014 года. [22]
В 2014 году премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил о сохранении самолетов даже после завершения операций в Афганистане осенью 2018 года. [23] Эта отсрочка породила слухи о том, что Sentinel не только будет сохранен, но и может произойти модернизация флота, особенно для использования в качестве морского наблюдения. [13] Из-за отсутствия поддержки правительства Великобритании компания Raytheon в течение более пяти лет самостоятельно финансировала работы по разработке средней модернизации систем миссии Sentinel, получившей название Overseer , но это не было применено. [1] [13]
Планировалось провести модернизацию Sentinel; В 2014 году правительство Великобритании объявило, что контракт на обновление программного обеспечения для использования в морских целях должен быть заключен весной 2015 года; [24] [25] Однако из-за сочетания оперативных обязательств и ограниченного бюджета ни Sentinel, ни его боевые системы не получали никаких обновлений в течение длительного периода, что привело к тому, что к концу десятилетия некоторые из его бортовых систем стали все более устаревать. [7]
26 марта 2015 года министерство обороны объявило о развертывании двух самолетов Sentinel для поддержки операции «Шейдер» для обеспечения наблюдения за коалиционными силами, сражающимися в рамках военной интервенции против ИГИЛ . [26] В дополнение к Sentinel, примерно в это же время Королевские ВВС также развернули другие средства наблюдения, в том числе Boeing Rivet Joint , General Atomics Reaper , Beechcraft Shadow и Boeing Sentry , для миссий по наблюдению за Ираком и Сирией. [27] [28] [29]
Несмотря на то, что Королевские ВВС, как сообщается, надеются сохранить весь флот из пяти человек, [26] Было объявлено, что, хотя срок службы этого типа будет продлен до 2021 года, с 1 апреля 2017 года количество действующих Sentinel будет сокращено до четырех самолетов. [30] Соответственно, в июле 2017 года один из пяти самолетов был окончательно выведен из эксплуатации. [7]
Долгосрочное сохранение платформы потребовало бы значительных затрат на модернизацию устаревших систем, что укрепило решение о выводе всего парка Sentinel в марте 2021 года. Планировщики определили, что новые самолеты, такие как морской патрульный самолет Poseidon MRA1 и предстоящий Protector БПЛА будет выполнять функции наблюдения, которые ранее выполнялись этим типом. [7] Таким образом, 25 февраля 2021 года самолет Sentinel ZJ694 совершил последний боевой полет этого типа, вернувшись в ВВС Великобритании в Уоддингтоне после выполнения миссии вблизи Калининградской области и Беларуси. [31] В течение следующего месяца этот тип был официально выведен из эксплуатации ВВС Великобритании. [6] За срок службы 12,5 (в твиттере RAF указано 14) [32] лет пять самолетов налетали около 32 300 часов, примерно распределенных по 4870 самолето-вылетам. [7] После вывода из эксплуатации ВВС Великобритании самолеты были проданы американскому консорциуму Springfield Air, Raytheon US и Bombardier в непригодном для полетов состоянии. [33]
По данным UK Defense Journal , 16 ноября 2021 года министерство обороны приняло предложение от Raytheon/Bombardier о покупке и ремонте планеров для дальнейшего использования армией США ». [34] [32]
Бывшие операторы [ править ]
- Королевские ВВС
- Королевские ВВС Уоддингтон , Линкольншир , Англия
- № V (AC) эскадрилья [35]
- 54-я эскадрилья (отряд оперативного переоборудования) [35]
- 56-я эскадрилья (испытания и оценка) [35]
- Королевские ВВС Уоддингтон , Линкольншир , Англия
Технические характеристики [ править ]
Данные Королевских ВВС [36]
Общие характеристики
- Экипаж: 5
- Длина: 99 футов 5 дюймов (30,30 м)
- Размах крыльев: 93 фута 6 дюймов (28,50 м)
- Высота: 27 футов 0 дюймов (8,23 м)
- Площадь крыла: 1022 кв. футов (94,9 м ). 2 )
- Пустой вес: 54 000 фунтов (24 494 кг)
- Полная масса: 93 500 фунтов (42 411 кг)
- Силовая установка: 2 Rolls-Royce BR710 с тягой 14 750 фунтов силы (65,6 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 0,89 Маха.
- Диапазон: 4994 миль (5747 миль, 9249 км)
- Выносливость: 9 часов
- Практический потолок: 49 000 футов (15 000 м)
См. также [ править ]
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- E-8 Объединенные STARS
- Эмбраер Р-99 Б
- Dassault Falcon 8X АРХАНДИЯ
- ДРДО ДРЛО и CS
- Gulfstream G550 CAEW Эйтам
Связанные списки
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «DSEI 2019: Stop/Start SENTINEL по-прежнему набирает силу» . monch.com . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Мали: развернут самолет наблюдения Королевских ВВС Sentinel» . Би-би-си. 25 января 2013 года . Проверено 30 мая 2014 г.
- ^ «Малийские боевики меняют тактику по мере роста военной коалиции Франции» . Wired.com . 26 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Безопасность Британии в эпоху неопределенности: обзор стратегической обороны и безопасности» (PDF) . Правительство Ее Величества. 19 октября 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2010 г. . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ «Стратегия национальной безопасности и обзор стратегической обороны и безопасности на 2015 год» (PDF) . Правительство Ее Величества. Ноябрь 2015 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ченчиотти, Дэвид (25 февраля 2021 г.). «RAF Sentinel совершает последний полет» . Би-би-си . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Лейк, Джон (1 марта 2021 г.). «Флот RAF Sentinel завершил последний наблюдательный полет» . ainonline.com.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Операции HC 950 в Ливии» . Парламент Великобритании. 14 октября 2011 г.
- ^ «Письменные ответы Хансарда Палаты общин от 13 июля 2011 г.» . Парламент Великобритании.
- ^ «Daily Hansard – Письменные ответы» . Парламент Великобритании. 1 сентября 2014 г.
- ^ Джексон, Питер (11 февраля 2009 г.). «Самолеты-шпионы стоимостью 1 миллиард фунтов стерлингов присоединились к эскадрилье Королевских ВВС» . Новости Би-би-си.
- ^ «Воздушно-десантная разведка (АСТОР)» . raytheon.com . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дональд, Дэвид (17 июля 2014 г.). «Raytheon Sentinel может выйти на море» . ainonline.com.
- ^ «Первый самолет Raytheon ASTOR для Великобритании завершил свой первый полет» . инвестор.raytheon.com . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ Хойл, Крейг (2 декабря 2008 г.). «UK Sentinel R1 наконец-то приступает к операциям на передовой» . Рейс Интернешнл .
- ^ «АСТОР вводится в эксплуатацию» . Эйр Интернэшнл , Vol. 76. № 1, январь 2009. с. 5.
- ^ «НАТО – Тема: Наземное наблюдение Альянса (AGS)» . НАТО. 3 февраля 2012 г.
- ^ «Отсрочка для сбитого самолета-шпиона Sentinel R1» . Новости британских вооруженных сил. 23 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 29 января 2012 г.
- ^ «RAF Sentinel R1: все, что вам нужно знать о самолете» . Forces.net . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Алекс Спиллиус; Майк Пфланц (25 января 2013 г.). «Британия отправляет самолет-разведчик в Мали, опасаясь «расползания миссии» » . «Дейли телеграф» .
- ^ «Самолет-разведчик британских ВВС Sentinel составил карту наводнений на юге Англии» . Новости Би-би-си. 14 февраля 2014 года . Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ «BBC News – Нигерия похитила школьниц: взлетает самолет Королевских ВВС» . Би-би-си. 18 мая 2014 года . Проверено 30 мая 2014 г.
- ^ «Премьер-министр объявил о расходах на оборону в размере 1,1 миллиарда фунтов стерлингов» . Би-би-си. 14 июля 2014 года . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ «Письменный вопрос 210889: г-н Киван Джонс, 16 октября 2014 г.» . Парламент Великобритании. 24 октября 2014 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (27 октября 2014 г.). «Великобритания модернизирует Sentinel R.1 для морских операций» . Обзор международной обороны IHS Jane's .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эллисон, Джордж (30 сентября 2016 г.). «Королевские ВВС надеются сохранить все самолеты Sentinel» . Британский оборонный журнал . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «Британские войска будут обучать умеренную сирийскую оппозицию» . Министерство обороны. 26 марта 2015 года . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ «Королевские ВВС усиливают шпионские миссии в Ираке и Сирии в «новой битве за Британию» » . Хранитель. 19 июля 2015 года . Проверено 19 июля 2015 г.
- ^ «Великобритания подробно описывает масштабы боевых действий в Ираке» . Флайтглобал. 2 марта 2015 года . Проверено 2 марта 2015 г.
- ^ Эллисон, Джордж (12 июля 2017 г.). «Флот Sentinel сокращен на один самолет, но получил отсрочку до 2021 года» . UKDefenceJournal.org.uk . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ «Королевские ВВС снимают с вооружения самолет для сбора разведывательной информации Sentinel R1 с последней миссией по наблюдению за Калининградом и Беларусью» . theaviationist.com . 25 февраля 2021 г. Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Нежелательные британские самолеты с радарами Sentinel будут подобраны армией США: отчет» . Зона боевых действий . 17 ноября 2021 г. Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ «Великобритания подтверждает продажу Sentinel в США» . Джейнс. 2 декабря 2021 г. Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ «Списанные самолеты British Sentinel будут проданы США» UK Defense Journal . 17 ноября 2021 г. Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Страж Р1» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «Сентинел Р1/АСТОР» . РАФ. 12 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 30 мая 2014 г.
Библиография [ править ]
- Винчестер, Джим. «Самолет ВВС Великобритании, часть 5 – Raytheon Sentinel R1». Air International , Том 75, № 3, сентябрь 2008 г., стр. 54–57.