Бичкрафт AQM-37 Джейхок
AQM-37 Джейхок | |
---|---|
Мишень AQM-37A под крылом A-6E Intrumer . | |
Роль | Беспилотный летательный аппарат дрон |
Производитель | Бичкрафт |
Первый полет | Май 1961 г. |
Основные пользователи | ВМС США Великобритания |
Количество построенных | 5,000+ |
AQM -37 Jayhawk (первоначально обозначенный как Beech KD2B) представляет собой сверхзвуковой дрон-мишень воздушного базирования производства Beechcraft, способный имитировать приближающиеся боеголовки межконтинентальных баллистических ракет для учений по сбитию флота.
Развитие [ править ]
AQM-37 [ править ]
В 1959 году ВМС США и ВВС США опубликовали совместный запрос на новую высокоскоростную одноразовую мишень. Компания Beechcraft выиграла конкурс, и в результате появился небольшой дрон с треугольным крылом, законцовками крыла и жидкостным ракетным двигателем, первоначально обозначенный XKD2B-1, но теперь известный как AQM-37. Этот тип впервые поднялся в воздух в мае 1961 года, поступил на вооружение ВМС США в 1963 году и запустил две последние оставшиеся цели в сентябре 2022 года. [1]
Первоначальной версией была AQM-37A или Beech Model 1019. За AQM-37A следовал запутанный список подвариантов, некоторые из которых были новыми, другие - модификациями существующих AQM-37. Эти варианты были предназначены для имитации различных классов угроз, таких как противокорабельные ракеты морского плавания или высотные морские ударные ракеты, или для обеспечения более высоких характеристик. Один высокопроизводительный вариант с улучшенной тепловой защитой достиг скорости 4,7 Маха и высоты более 112 000 футов (34 километра) на баллистической траектории. Последний вариант ВМС США получил обозначение AQM-37C.
После оценки AQM-37A в конце 1960-х годов армия США закупила небольшую начальную партию моделей 1100/1101 AQM-37A, которые, в отличие от других вариантов, можно было восстановить с помощью парашютной системы. Некоторые из этой партии предназначались для работы на малых высотах и были оснащены радиовысотомером, другие - для работы на больших высотах и имели барометрический высотомер. Позже армия заказала более 400 улучшенных неремонтопригодных вариантов модели 1102 AQM-37A.
ВВС США оценили AQM-37 в начале 1970-х годов, но не спешили с его принятием на вооружение. Сведения о закупках этого типа ВВС США отрывочны, но, судя по всему, в настоящее время он является частью целевого арсенала ВВС. Небольшие количества AQM-37 были также проданы в Италию , Израиль и Францию . [2] в то время как компания Shorts в Великобритании построила по лицензии несколько сотен таких моделей, как Shorts SD.2 Stiletto . [3] Итальянская компания Meteor построила по лицензии несколько самолетов AQM-37.
Все варианты запускаются с воздуха, причем ВМС США традиционно используют F-4 Phantom . для этой цели [4] и британцы, использующие Канберру .
С начала 1960-х годов поставлено более 5000 мишеней AQM-37 всех вариантов. 22 сентября 2022 года ВМС США провели последний пуск по мишени AQM-37. [5]
Двигатель AQM-37 создан компанией Rocketdyne , хотя в некоторых источниках его приписывают Harley Davidson . [ нужна ссылка ] производителя мотоциклов, что, судя по всему, связано с серией выкупов компаний. [ нужна ссылка ] В двигателе используется «хранимое» жидкое топливо, в отличие от криогенного топлива, такого как жидкий кислород и жидкий водород , которые необходимо загружать непосредственно перед запуском, чтобы они не испарились. Проблема в том, что обычно используемые хранимые пороха являются коррозионными, высокотоксичными и «гиперголическими», что означает, что пороха самопроизвольно воспламеняются при смешивании друг с другом. Из-за этого с ними сложно иметь дело.
AQM-81A Firebolt [ править ]
В результате в конце 1960-х годов ВВС исследовали альтернативную схему двигательной установки для AQM-37 по проекту «Кулик». Программа предусматривала оснащение нескольких AQM-37A «гибридными» двигателями, работавшими на твердом топливе с хранимым окислителем азотной кислоты. Испытания были сочтены многообещающими, и поэтому в 1970-х годах ВВС запустили программу «Высотная сверхзвуковая мишень (HAST)». HAST столкнулся с различными трудностями, и только в 1979 году компания Teledyne Ryan получила контракт на поставку модели 305/AQM-81A Firebolt .
Первый самолет Firebolt поднялся в воздух 13 июня 1983 года с авиабазы Эглин , Флорида, на F-4D Phantom II . [6] Новая мишень очень напоминала AQM-37, но имела гибридный ракетный двигатель. Программа летных испытаний была завершена, но затем работы по HAST окончательно застопорились, и AQM-81A так и не пошел в производство.
Варианты [ править ]
- Модель 1019
- Обозначен AQM-37A в вооруженных силах США.
- Модель 1072
- Вариант Соединенного Королевства.
- Короткие стилеты
- Модель Beech Model 1072, модифицированная компанией Shorts для использования в Великобритании.
- Модель 1088
- Итальянский вариант.
- Модель 1094
- Французский вариант.
- Модель 1100
- Оснащен двухступенчатым спасательным парашютом для армии США .
- Модель 1101
- Оснащен двухступенчатым спасательным парашютом для армии США .
- Модель 1102
- (AQM-37A) Установленная неизвлекаемая версия для армии США .
- ХКД2Б-1
- Прототип цели.
- КД2Б-1
- Обозначение ВМС США до введения схемы совместного обозначения.
- АКМ-37А
- Обозначение КД2Б-1 после введения совместной системы обозначений.
- АКМ-37Б
- Официально не использовался после того, как заказ ВМС США был изменен на AQM-37C.
- АКМ-37С
- ВМС США
- АКМ-37Д
- Модернизированные электрические системы и авионика для большей надежности.
- Теледайн Райан AQM-81A Firebolt
- Разработан для ВВС США на базе AQM-37 с использованием твердого ракетного топлива с жидким окислителем ( RFNA ) для повышения безопасности и производительности. Предложения Beechcraft были отклонены как слишком дорогие, поэтому контракты на разработку были заключены с Teledyne-Ryan.
- Теледайн Райан AQM-81B
- Версия ВМС США не рассматривается.
- Вопрос-12
- Обозначение KD2B ВВС США до введения схемы совместного обозначения.
Выжившие самолеты [ править ]
- AQM-37 на выставке в Музее авиационных беспилотных аппаратов в Каддо-Миллс, штат Техас . [7]
- Джейхок AQM-37 был отремонтирован и выставлен в Университете Канзаса.
Технические характеристики (AQM-37C) [ править ]
Общие характеристики
- Экипаж: 0
- Длина: 14 футов 0 дюймов (4,27 м)
- Размах крыльев: 3 фута 4 дюйма (1,00 м)
- Высота: 2 фута 2 дюйма (0,66 м)
- Полная масса: 620 фунтов (280 кг)
- Силовая установка: 1 жидкостная ракета Rocketdyne LR64-NA-4 , тяга 850 фунтов силы (3,8 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 4,0 Маха.
- Диапазон: 113 миль (180 км, 98 миль)
- Выносливость: 5 минут
- Практический потолок: 100 000 футов (30 000 м)
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Конец эпохи: ВМФ проводит последний пуск по мишени AQM-37» . Командование авиационных систем ВМФ . 26 октября 2022 г. Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ http://www.eurosae.com/wp-content/uploads/2017/09/Centres_et_moyens_d_ssais_tome_2.pdf стр.15
- ^ «СТИЛЕТ [Основное название]» .
- ^ «F-4, который отказался умирать» . 5 декабря 2019 г.
- ^ «ВМС США проводят последний пуск по мишени AGM-37», Air Forces Monthly, январь 2023 г., стр. 17
- ^ Вагнер, Уильям, со Слоаном, Уильямом П., «Светлячки и другие БПЛА (беспилотные летательные аппараты)», Aerofax, Сан-Антонио, Техас, 1992, номер карты Библиотеки Конгресса 92-072598, ISBN 0-942548-55-8 , страницы 127, 129.
- ^ «УДАЧНО-МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДПЛА BGM-34B» . АУВМ . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 12 октября 2020 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Справочник ракет и ракет США - AQM-37
- Справочник ракет и ракет США - AQM-81
- Эта статья содержит материал, первоначально взятый из веб-статьи Грега Гебеля «Беспилотные летательные аппараты» , которая находится в открытом доступе.