Jump to content

Боинг Е-4

Е-4
Белый самолет с синей шпаргалкой летит над землей и летит влево. Самолет имеет характерный выступ над носовой частью обычного 747-го.
E-4B в полете
Роль Воздушно-десантный стратегический управления и контроля пункт
Производитель Боинг
Первый полет 13 июня 1973 г.
Введение 1974 [1]
Статус В эксплуатации
Основной пользователь ВВС США
Количество построенных 4
Разработано на основе Боинг 747-200

Усовершенствованный воздушно-десантный командный пункт Boeing E-4 ( AACP ), нынешний самолет «Ночного дозора», [2] — стратегический управления и контроля, военный самолет эксплуатируемый ВВС США (USAF). Серия E-4 специально модифицирована на основе Boeing 747-200B для программы Национального аварийного воздушно-десантного командного пункта ( NEACP ). [3]

E-4 служит живучим мобильным командным пунктом для Национального командования , а именно президента США, министра обороны и его преемников . Четыре E-4 находятся на вооружении 1-й воздушно-десантной эскадрильи управления 595- й группы управления , расположенной на базе ВВС Оффатт , недалеко от Омахи, штат Небраска . E-4 в действии обозначается как «Национальный центр воздушно-десантных операций» и получил прозвище «Самолет Судного дня». [4]

Разработка

[ редактировать ]

Два из первоначальных планеров 747-200 изначально планировались как коммерческие авиалайнеры. Когда авиакомпания не выполнила заказ, Boeing предложила планеры ВВС США в рамках пакета, ведущего к замене более старого EC-135J Национального аварийного воздушно-десантного командного пункта (NEACP). В рамках программы 481B NEACP подразделение электронных систем ВВС в феврале 1973 года заключило с Boeing контракт на поставку двух необорудованных самолетов, получивших обозначение E-4A, с четырьмя двигателями P&W JT9D , к которым в июле 1973 года был добавлен третий самолет. [5]

В 1973 году на заводе Boeing недалеко от Сиэтла , штат Вашингтон, был построен первый E-4A. Компания E-Systems выиграла контракт на установку временного оборудования на эти три самолета. В июле 1973 года первый законченный Е-4А был доставлен на базу ВВС Эндрюс , штат Мэриленд. Следующие два были доставлены в октябре 1973 и октябре 1974 года. [ нужна ссылка ] Третий E-4A был оснащен двигателем GE F103 , который позже стал стандартным и модернизирован для двух предыдущих самолетов. Модель A фактически имела то же оборудование, что и EC-135, но предлагала больше места и возможность оставаться в воздухе дольше, чем EC-135. [5]

Усовершенствованный воздушный командный пункт (AABNCP) Е-4 на имитаторе ядерного электромагнитного импульса (ЭМИ) для испытаний.

В ноябре 1973 года сообщалось, что стоимость программы оценивается в 548 миллионов долларов, что эквивалентно 3,76 миллиардам долларов в 2023 году для семи Боингов 747, шесть из которых используются в качестве оперативных командных пунктов, а еще один - для исследований и разработок. [6]

В декабре 1973 года был заказан четвертый самолет. Он был оснащен более совершенным оборудованием, в результате чего получил обозначение Е-4В. 21 декабря 1979 года компания Boeing поставила первый E-4B, серийный номер AF 75-0125. [5] который отличался от более ранней версии наличием большого обтекаемого обтекателя на дорсальной поверхности непосредственно за верхней палубой. антенна самолета Здесь находится спутниковая СВЧ- . [7]

К январю 1985 года все три Е-4А были переоборудованы в модели Е-4В. [5] E-4B предлагал значительно улучшенные возможности связи по сравнению с предыдущей моделью и считался «защищенным» от воздействия ядерного электромагнитного импульса (ЭМИ) ядерного взрыва. Укрепление самолета означало, что все оборудование и проводка на борту были защищены от ЭМИ. [1]

В 2005 году ВВС заключили с Boeing пятилетний контракт на сумму 2 миллиарда долларов США, что эквивалентно 3,12 миллиарда долларов США в 2023 году, на дальнейшее обновление парка самолетов E-4B. [8] Помимо затрат на покупку и модернизацию, эксплуатация E-4 для ВВС обходится почти в 160 000 долларов в час, что эквивалентно 203 128 долларам в 2023 году. [9] Ориентировочная стоимость единицы парка E-4B в 2024 году составила примерно 223,2 миллиона долларов США каждый. [1]

Внутренняя конфигурация Национального аварийного воздушно-десантного командного пункта, апрель 1976 г.

E-4B спроектирован так, чтобы выдерживать ЭМИ с неповрежденными системами. [10] и имеет современные средства противодействия прямой наводке. Многие старые самолеты были модернизированы и оснащены стеклянными кабинами . В E-4B по-прежнему используются традиционные аналоговые летные приборы , поскольку они менее подвержены повреждениям от взрыва ЭМИ . [11]

Е-4В способен работать с экипажем до 112 человек, включая летный и миссионерский состав. [1] самый большой экипаж среди всех самолетов в истории ВВС США. При дозаправке в воздухе он способен оставаться в воздухе значительное время, ограниченное лишь расходом смазочных материалов двигателей. В ходе испытательного полета на выносливость самолет оставался в воздухе и находился в полной боевой готовности 35,4 часа. Он спроектирован таким образом, чтобы в случае чрезвычайной ситуации он мог оставаться в воздухе в течение целой недели. [12] требуются два полностью загруженных танкера КС-135 Для полной заправки Е-4В . Е-4Б имеет три эксплуатационные палубы: верхнюю, среднюю и нижнюю. [ нужна ссылка ]

Средняя и верхняя палубы

[ редактировать ]
E-4B приближается к расширителю KC-10 в авиабазы ​​​​Трэвис рамках подготовки к дозаправке в воздухе.

В кабине экипажа имеются посты для пилота, второго пилота и бортинженера, а также специальная навигационная станция, которая обычно не встречается на коммерческих Боингах 747. Зона отдыха и спальные помещения для летного и технического персонала расположены в кормовой части кабины экипажа. Летный экипаж состоит из командира самолета, второго пилота, штурмана и бортинженера. [ нужна ссылка ]

На средней палубе находится конференц-зал, который обеспечивает безопасную зону для проведения конференций и брифингов. В нем имеется конференц-стол на девять человек. В задней части конференц-зала находится проекционная комната, обслуживающая конференц-зал и комнату для брифингов. Проекционная комната имела возможность проецировать компьютерную графику, диапозитивы или 35-миллиметровые слайды в конференц-зал и/или комнату для брифингов и с тех пор была модернизирована дисплеями с плоским экраном. [13]

В боевой состав входят различные диспетчеры, планировщики, офицеры стартовой системы, операторы связи, метеоролог, административный и вспомогательный персонал, а также начальник боевого штаба. Миссиями операции «Зазеркалье» командовал генерал и два штабных офицера. Национальный центр воздушно-десантных операций (NAOC) может встретиться и взять на борт члена Национального командования (NCA) из неизвестного места. На борту любой миссии E-4B находится не менее 48 членов экипажа. [ нужна ссылка ]

За комнатой для брифингов находится зона оперативной группы, в которой находится оборудование для автоматической обработки данных, а также рабочие места и пульты для 29 сотрудников. Консоли предназначены для обеспечения доступа к автоматизированной обработке данных, автоматическому коммутатору, телефонным и радиоканалам прямого доступа, прямым («горячим») линиям, панели мониторинга линий коммутатора, персоналу, переговорному устройству оператора и аудиорегистратору. [ нужна ссылка ]

Кормовой отсек в конце главной палубы представляет собой зону технического контроля (Tech Control). Эта область была нервным центром для всех специалистов связи и связи. Обычно 3 из 6 мест экипажа здесь занимали специализированные специалисты ВВС США, которые отвечали за надлежащий мониторинг и распределение всей мощности связи, охлаждения и надежности.

Технический контролер № 1 (Tech 1, TC1) осуществлял непосредственный интерфейс с бортинженером и летным экипажем самолета. Эта должность также была основным координатором по всем вопросам, связанным с коммуникацией. Технический контролер № 2 (Tech 2, TC2) отвечал за поддержание всей связи в диапазоне УВЧ между самолетом и Ночным дозатором GEP (наземными точками входа). Эти GEP обеспечивали самолету 12 голосовых линий, которые использовались в повседневной работе миссии. Была предоставлена ​​безопасная голосовая связь. Оператор СВЧ (или техник) поддерживал спутниковую связь СВЧ и предоставлял другие услуги связи по всему миру, вероятно, заменив многие возможности УВЧ. [ нужна ссылка ]

Зона отдыха, занимающая оставшуюся часть кормовой части главной палубы, предназначена для отдыха и сна членов экипажа. В зоне отдыха есть место для хранения продуктов. [13] и используется для религиозных церемоний.

В передней зоне входа находится главный камбуз и лестницы в кабину экипажа и в переднюю нижнюю зону оборудования. В этой зоне есть холодильники, морозильники, две конвекционные печи и микроволновая печь, что дает стюардам возможность обеспечить более 100 горячих обедов во время длительных миссий. Четыре места расположены с левой стороны передней зоны входа для секретной службы и стюардов. [ нужна ссылка ]

За передним входом находится зона Национального командования (NCA), которая спроектирована и оборудована как представительский люкс. В нем есть кабинет, гостиная, спальная зона и гардеробная. Телефонные инструменты в этой области обеспечивают NCA безопасную и четкую связь по всему миру. [ нужна ссылка ]

В комнате для брифингов имеется стол для брифингов с тремя сиденьями для руководителей, восемнадцатью дополнительными сиденьями, кафедрой и двумя 80-дюймовыми плоскими светодиодными мониторами, установленными заподлицо с перегородкой. [ нужна ссылка ]

Зона управления связью разделена на голосовую зону и зону данных. В голосовой зоне, расположенной в правом борту отсека, расположены пульт радиста, пульт полуавтоматического коммутатора и пульт офицера связи. Область данных, расположенная в левой части зоны, содержит консоль связи записи, консоль диспетчера записи данных, высокоскоростную консоль DATA/AUTODIN/AFSAT и LF/ VLF головки управления . E-4B может связываться с землей в широком диапазоне частот, охватывающем практически весь спектр радиосвязи от 14 кГц до 8,4 ГГц. Наземные станции могут связать E-4B с основной наземной сетью связи США. [ нужна ссылка ]

В зоне летной авионики расположены силовые панели систем самолета, оборудование летной авионики, преобразователи жидкого кислорода, а также хранилище для багажа и запасных частей. [ нужна ссылка ]

Нижняя доля

[ редактировать ]

В носовой нижней аппаратной расположены баки для водоснабжения самолета, электрические силовые панели мощностью 1200 кВА, понижающие трансформаторы, ОНЧ-передатчик и оборудование SHF SATCOM. Гидравлическая выдвижная трап с приводом от переменного/постоянного тока расположена в передней правой части передней нижней зоны оборудования и установлена ​​для входа и выхода из самолета. В случае возникновения чрезвычайной ситуации трап можно демонтировать. В кормовой нижней части находится консоль технического обслуживания и специальное оборудование. [ нужна ссылка ]

В нижней зоне висячей проводной антенны (TWA) находится катушка TWA самолета длиной 5 миль (8,0 км), которая используется до 13 каналов связи, станция оператора антенны, а также органы управления и индикаторы катушки антенны. Большое внимание было уделено защите этой области от ЭМИ, особенно потому, что TWA, необходимый для связи с класса «Огайо» подводными лодками с баллистическими ракетами , особенно эффективен при улавливании ЭМИ. [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]
E-4 в международном аэропорту Эльдорадо в Боготе , Колумбия.

Флот Е-4 был первоначально развернут в 1974 году. [1] когда его называли Национальным аварийным воздушно-десантным командным пунктом (NEACP), его часто произносили как «коленку». Самолет должен был стать живучей платформой для ведения боевых действий в случае ядерного нападения. В начале эксплуатации Е-4 средства массовой информации окрестили этот самолет «самолетами конца света». [6] E-4 также был способен выполнять задачи «Зазеркалье» Стратегического авиационного командования (SAC). [14]

Первоначально самолеты размещались на базе ВВС Эндрюс в Мэриленде , чтобы президент и министр обороны США могли быстро получить к ним доступ в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Название «Ночной дозор» происходит от богато детализированной Рембрандта картины «Ночной дозор» , на которой изображены местные горожане, защищающие город. Его выбрал первый командир эскадрильи. Позже самолеты были переброшены на базу ВВС Оффутт, где они будут в большей безопасности от атак. До 1994 года один E-4B постоянно находился на базе ВВС Эндрюс, чтобы президент мог легко подняться на борт во время мирового кризиса.

Первоначально самолет NEACP использовал статический позывной «Серебряный доллар». Этот позывной перестал использоваться, когда стали использоваться ежедневные позывные. Когда президент садится на борт E-4, его позывной становится « Air Force One ». E-4B является предпочтительным транспортным средством министра обороны при поездках за пределы США. [15] Просторный салон и современные средства связи, обеспечиваемые самолетом, позволяют старшему персоналу госсекретаря работать на протяжении всей миссии.

С принятием на вооружение двух сильно модифицированных самолетов Boeing 747-200B, получивших обозначение ВВС VC-25A , которые служили в качестве Air Force One в 1989 году, и окончанием холодной войны потребность в NEACP уменьшилась. В 1994 году NEACP стала называться NAOC и взяла на себя новую ответственность: переправлять бригады Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям к местам стихийных бедствий и выполнять функции временного командного пункта на земле до тех пор, пока на месте не будут построены соответствующие объекты. Ни один E-4B не использовался во время урагана Катрина в 2005 году, хотя один E-4B использовался FEMA после урагана Опал в 1995 году. [16]

E-4B и два C-32 на оборонном предприятии Фэйрберн , Канберра , Австралия, во время двусторонних переговоров по обороне, февраль 2008 г.

Один E-4B постоянно находится в боевой готовности. «Вовзведенный» или «находящийся в боевой готовности» E-4B находится под круглосуточным экипажем, на борту которого находится вахтенный расчет, охраняющий все системы связи в ожидании приказа о запуске ( запуске клаксона ). Те члены экипажа, которые не находятся на дежурстве, будут находиться в бараках боевой готовности, спортивном зале или на других объектах базы. [1] Статус круглосуточной тревоги на авиабазе Эндрюс закончился, когда президент Клинтон приказал самолету оставаться в Оффатте, если в этом нет необходимости. Бригады по оказанию помощи продолжают базироваться на базе ВВС Эндрюс и Райт-Паттерсон .

сентябрь 2001 г. по настоящее время

[ редактировать ]
E-4 при заходе на посадку на авиабазе Тинкер .

новостные агентства и гражданские лица заметили и засняли самолет, очень похожий на E-4B, на орбите Вашингтона, округ Колумбия 11 сентября 2001 года после нападения на Пентагон . [17] [18] В своей книге «Черный лед » Дэн Вертон идентифицирует этот самолет как E-4B, принимавший участие в оперативных учениях, и учения были отменены, когда первый самолет врезался во Всемирный торговый центр . [19]

Записи управления воздушным движением и данные радара показывают, что этот позывной E-4B VENUS77 поднялся в воздух незадолго до 9:44 утра, совершил облет к северу от Белого дома во время набора высоты, а затем проследил к югу от Вашингтона, округ Колумбия, где он вошел в зону ожидания. шаблон. [20] [21] [22] В 2008 году Брент Скоукрофт объяснил, что он находился на этом самолете, чтобы совершить инспекционную поездку на один неуказанный объект ядерного оружия в качестве председателя группы Министерства обороны под названием «Комплексная проверка». [23]

В январе 2006 года министр обороны Дональд Рамсфельд объявил о плане вывода из эксплуатации всего парка E-4B, начиная с 2009 года. Этот план был сокращен до вывода из эксплуатации одного из самолетов в феврале 2007 года. [24] Преемник Рамсфелда Роберт Гейтс отменил это решение в мае 2007 года. [25] Это связано с уникальными возможностями E-4B, которые не могут быть дублированы ни одним другим самолетом на вооружении ВВС, а также с отменой в 2007 году E-10 MC2A , который рассматривался как преемник EC-135. и E-8 , а также мог выполнять многие из тех же задач, что и E-4B. [ нужна ссылка ]

По состоянию на 2015 год в федеральном бюджете не было планов вывода из эксплуатации E-4B. Срок службы планера E-4B составляет 115 000 часов и 30 000 циклов, который будет достигнут в 2039 году. Точка ограничения технического обслуживания наступит где-то в 2020-х годах. [26]

Все четыре произведенных самолета эксплуатируются ВВС США и приписаны к 1-й воздушно-десантной эскадрилье управления (1ACCS) 595-й группы управления и управления на базе ВВС Оффутт , штат Небраска . Операции координируются Стратегическим командованием США . [1] [27]

Когда президент выезжает за пределы Северной Америки, используя VC-25A в качестве Air Force One, E-4B будет направляться во второй аэропорт недалеко от пункта назначения президента, чтобы быть наготове в случае мирового кризиса или чрезвычайной ситуации. это делает VC-25A непригодным для использования. [ нужна ссылка ] Когда президент Барак Обама посещал Гонолулу , Гавайи, самолет E-4B часто находился в 200 милях от него в международном аэропорту Хило на острове Гавайи . [28] [29]

В июне 2017 года два самолета были повреждены торнадо, обрушившимся на авиабазу Оффутт, в результате падения обломков после того, как торнадо повредил ангар, в котором находились самолеты. Они не работали в течение одиннадцати недель, пока проходил ремонт. [30] [31] Самолеты E-4B базировались на близлежащей авиабазе Национальной гвардии Линкольн трижды: в 2006 году, затем в 2019 году во время наводнения в штате Миссури и в 2021–2022 годах с последующей заменой взлетно-посадочной полосы. [32]

В 2021 и 2022 годах ВВС США приступили к разработке замены Е-4. Новая платформа в настоящее время известна как Survivable Airborne Operations Center . [33] [34] Этот самолет будет разработан корпорацией Sierra Nevada Corporation в сотрудничестве с Rolls Royce на базе Boeing 747-8I . [35] [36] [37] [38]

Операторы

[ редактировать ]
E-4B во время взлета
 Соединенные Штаты

Варианты

[ редактировать ]
Е-4А
Произведено три самолета (серийные номера 73-1676, 73-1677 и 74-0787), оснащенные турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT9D-7A (первые два самолета) или General Electric CF6-50E2 (третий самолет). Отсутствие выпуклости для размещения оборудования в верхней части фюзеляжа. [40] Позже они были переоборудованы в E-4B. [1]
Е-4Б
Один построен (серийный номер 75-0125) и оснащен двигателями CF6-50E2 мощностью 52 500 фунтов силы (234 кН). Имеет защиту от ядерных электромагнитных импульсов , защиту от ядерного и теплового воздействия, передовую электронику и широкий спектр средств связи. [40] [1] [41]

Технические характеристики (Е-4Б)

[ редактировать ]

Данные из информационного бюллетеня ВВС США, [1] Технические характеристики Боинга 747-200 [42]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4
  • Вместимость: до 108 членов экипажа.
  • Длина: 231 футов 4 дюйма (70,51 м)
  • Размах крыльев: 195 футов 8 дюймов (59,64 м)
  • Рост: 63 фута 5 дюймов (19,33 м)
  • Площадь крыла: 5500 кв. футов (510 м 2 ) 2 )
  • Профиль : корень: от BAC 463 до BAC 468; Совет: от BAC 469 до BAC 474. [43]
  • Пустой вес: 410 000 фунтов (185 973 кг)
  • Полная масса: 800 000 фунтов (362 874 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 833 000 фунтов (377 842 кг)
  • Силовая установка: 4 General Electric F103 с тягой 52 500 фунтов силы (234 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя
(Дженерал Электрик CF6-50E2)

Производительность

  • Максимальная скорость: 523 узла (602 миль в час, 969 км/ч)
  • Крейсерская скорость: 483 узла (556 миль в час, 895 км/ч) / M0,84
  • Дальность: 6200 миль (7100 миль, 11500 км)
  • Автономность: 150+ часов (с дозаправкой) [12]

12 часов (без дозаправки)

  • Практический потолок: 45 000 футов (14 000 м)
  • Нагрузка на крыло: 150 фунтов/кв. футов (730 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,26

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

E-4B играет заметную роль в двух фильмах. В фильме HBO 1990 года «Ранним светом рассвета» после советского ядерного удара самолет служит летающей платформой для предполагаемого президента, бывшего министра внутренних дел , которого играет Даррен МакГэвин . Самолет преследует самолет Boeing EC-135 «Зеркальце», который успешно его перехватывает.

В фильме 2002 года «Сумма всех страхов» президент и его сотрудники путешествуют на E-4B после взрыва ядерного оружия террористами. В романе вице-президент и его семья находятся на борту NEACP после того, как террористы взорвали ядерную бомбу в Денвере, в то время как президент и его советник по национальной безопасности застряли в Кэмп-Дэвиде во время слепящей метели.

National Geographic подготовил телевизионный специальный выпуск о планах США на конец света, в который вошли кадры изнутри E-4B во время учений. [11]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

  • Боинг 747 - американский широкофюзеляжный дальнемагистральный коммерческий реактивный самолет.
  • Boeing VC-25 - президентский транспортный самолет ВВС США.

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Информационный бюллетень E-4B» . ВВС США. Март 2005 года . Проверено 19 апреля 2015 г.
  2. ^ «Раздел 2-1-4. Оперативный приоритет». Управление воздушным движением (PDF) (заказать). ФАУ. 9 февраля 2012 г. JO 7110.65U. .
  3. ^ Тердиман, Дэниел (23 июля 2013 г.). «На борту американского самолета управления и контроля Судного дня» . CNET . Проверено 4 декабря 2023 г.
  4. ^ Тердиман, Дэниел (23 июля 2013 г.). «На борту американского самолета управления и контроля Судного дня» . CNET . Проверено 4 декабря 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Мичелл 1994, с. 265.
  6. ^ Jump up to: а б «Судный день Джетс подорожает» . Спартанбургский Вестник-Журнал . Ассошиэйтед Пресс. 5 ноября 1973 года.
  7. ^ Бауэрс 1989, с. 528.
  8. ^ ЛаРок, Том (21 декабря 2005 г.). «Boeing заключила контракт с интегратором по поддержке продуктов E-4B» . ВебВайр .
  9. ^ Бендер, Джереми; Нудельман, Майк (3 марта 2016 г.). «Эта диаграмма показывает невероятную стоимость эксплуатации самых дорогих самолетов ВВС» . Бизнес-инсайдер .
  10. ^ Денди, Джон Б. IV (май 2000 г.). «Круглосуточно с Е-4Б» . Летчик . ВВС США. Архивировано из оригинала 10 мая 2000 года .
  11. ^ Jump up to: а б Обзор «Американского судного дня». Архивировано 14 января 2014 года на Wayback Machine , видеоклип. Архивировано 15 октября 2013 года на Wayback Machine . Нэшнл Географик.
  12. ^ Jump up to: а б Винчестер, Джим (2006). Энциклопедия современных самолетов . Тандер-Бей Пресс. п. 264. ИСБН  9781592236282 .
  13. ^ Jump up to: а б Экскурсия по самолету Судного дня E-4B NAOC . Блог о горизонтальном дожде. 30 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 г. - на YouTube.
  14. ^ Алвин 1999, с. 608.
  15. Гилмор, Джерри Дж. «Рамсфелд использует «летающий пятиугольник» для общения во время поездок». Архивировано 5 октября 2013 года в Wayback Machine . Министерство обороны США, 1 августа 2005 г.
  16. ^ «Новости Фото» . ФЕМА. 16 сентября 1995 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года .
  17. ^ «11 сентября: Загадочный самолет» . CNN . 12 сентября 2007 г.
  18. ^ «Тайна самолета 11 сентября» . Сырая история . 13 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2010 г. Проверено 3 октября 2009 г.
  19. ^ Вертон 2003, с. 144.
  20. ^ Запись управления воздушным движением загадочного самолета 11 сентября . Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года — на YouTube .
  21. ^ 84 RADES со смесью NEADS . Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года — на YouTube .
  22. ^ «9-11: Таинственный самолет; не такой уж загадочный» . 30 июня 2009 г.
  23. ^ Збигнев Бжезинский, Брент Скоукрофт: Америка и мир. Разговоры о будущем американской внешней политики. Основные книги, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 2008 г., ISBN   978-0-465-01501-6 .
  24. ^ «Программа федерального бюджета 0302015F E-4B Национальный центр воздушно-десантных операций» (PDF) . Федеральный бюджет на 2008 финансовый год . Февраль 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 апреля 2015 г. . Проверено 19 апреля 2015 г.
  25. ^ Франсильон 2008, с. 37.
  26. ^ «Программа федерального бюджета E00400 / E-4B» (PDF) . bga-aeroweb.com. Март 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2015 г. . Проверено 19 апреля 2015 г.
  27. ^ Оукс, Джастин (7 октября 2016 г.). «E-4B переходят в состав 8-й воздушной армии, встает 595-я CACG» . Проверено 4 ноября 2016 г.
  28. ^ «Е-4В в ИТО» . HNL RareBirds. 5 января 2010 года . Проверено 9 февраля 2014 г.
  29. ^ Томпсон, Род (25 октября 2003 г.). «Самолет в Хило, вероятно, является резервной копией Air Force One Буша» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Проверено 31 декабря 2013 г.
  30. ^ Коэн, Закари; Старр, Барбара. «Самолеты «судного дня» ВВС повреждены торнадо» . CNN . Проверено 24 июня 2017 г.
  31. ^ Тревитик, Джозеф. «Торнадо покинул ВВС США только с одним активным E-4B «Самолет Судного дня» на несколько месяцев» . Зона боевых действий . Проверено 8 июля 2019 г.
  32. ^ «Самолеты «судного дня» ВВС перебрались в аэропорт Линкольна во время замены взлетно-посадочной полосы Оффутта» . Ассошиэйтед Пресс / Air Force Times, 14 марта 2021 г.
  33. ^ Тревитик, Джозеф (17 февраля 2021 г.). «Требования к новым самолетам Судного дня ВВС, кажется, исключают что-либо, кроме 747» . Зона боевых действий . Проверено 30 апреля 2022 г.
  34. ^ Брекенс, Брайан (16 января 2022 г.). «ATAC предоставляет рекомендации по замене NAOC» . Центр управления жизненным циклом ВВС по связям с общественностью . Проверено 30 апреля 2022 г.
  35. ^ «Korean Air продает пять самолетов американской аэрокосмической фирме Sierra Nevada» . ЦНА . 8 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
  36. ^ «В новостях: как корпорация Sierra Nevada начинает строить следующий флот Судного дня» . Корпорация Сьерра-Невада . 2024 . Проверено 23 мая 2024 г.
  37. ^ «Rolls Royce выигрывает новый контракт на поставку ядерного самолета «судного дня»» . Евроньюс . 23 мая 2024 г. Проверено 23 мая 2024 г.
  38. ^ «Rolls-Royce сотрудничает с SNC в создании Центра выживания в воздухе ВВС США» . www.rolls-royce.com . Проверено 23 мая 2024 г.
  39. ^ Jump up to: а б «1-я воздушно-десантная эскадрилья управления (ДЦУ)» . afhra.af.mil .
  40. ^ Jump up to: а б ден Даас, Гостар (январь 2014 г.). «Информационные бюллетени по самолетам: Боинг Е-4» . АвиаЖурнал . Проверено 19 апреля 2015 г.
  41. ^ Джошуа Хокинс (4 марта 2022 г.) Защищенный от ядерного оружия «самолет судного дня» замечен пролетающим над Небраской. Обзор возможностей E-4B
  42. ^ Технические характеристики Боинга 747-200 , Боинг
  43. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бауэрс, Питер М. Самолеты Boeing с 1916 года . Лондон: Патнэм, 1989. ISBN   0-85177-804-6 .
  • Франсильон, Рене Дж. «Судный день 747: Национальный центр воздушно-десантных операций». Air International , декабрь 2008 г. Key Publishing, Сьямфорд, Линкс, Великобритания. стр. 32–37.
  • Хаверла, Джефф (2005). «Схема ночного дозора» (PDF) . Всемирный клуб новостей Юте (WUN) . Проверено 8 мая 2024 г.
  • Дженкинс, Деннис Р. Боинг 747-100/200/300/SP (Серия AirlinerTech, Том 6). Специализированная пресса, 2000. ISBN   1-58007-026-4 .
  • Ллойд, Элвин Т., Наследие холодной войны: дань уважения стратегическому авиационному командованию, 1946–1992 гг . Миссула, Монтана, США: Компания Pictorial History Publications, 1999. ISBN   978-1-57510-052-4 .
  • Мичелл, Саймон. Гражданская и военная модернизация Джейн, 1994–95 гг . Колсден, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1994. ISBN   0-7106-1208-7 .
  • Тайлер, Тим (1995). «Кто такие станции Ночного Дозора?» (PDF) . Специальный тематический отчет. Всемирный клуб новостей Юте (WUN) . Проверено 28 декабря 2013 г.
  • Вертон, Дэн (2003). Черный лед: невидимая угроза кибертерроризма . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN  978-0-07-222787-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ab856bab365b4a97d1ea371491592ea__1722110280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/ea/7ab856bab365b4a97d1ea371491592ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boeing E-4 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)