N747PA
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
N747PA | |
---|---|
![]() | |
N747PA в международном аэропорту Джона Ф. Кеннеди в 1990 году.
| |
Другое имя (а) | Реактивный клипер Америка (1970–1973) Монт Флойо (1973–1975) Клипер морской жаворонок (1975–1980) Клипер Хуан Т. Триппе (1980–2010) |
Тип | Боинг 747-121 [ Примечание 1 ] |
Производитель | Авиационная компания Боинг |
Строительный номер | 19639/2 |
Регистрация | N747PA |
Первый полет | 28 февраля 1969 г. |
Владельцы и операторы | Пан Американ (1970–1973, 1975–1991) Эйр Заир (1973–1975) Из Аэро (1992–1993) Кабо Эйр (1993) |
Статус | Списано |
N747PA , был регистрацией Боинга 747-121 . Также известный как «Клипер Хуан Т. Триппе», это был второй когда-либо построенный Боинг 747. Он был куплен Pan Am 3 октября 1970 года. После аварии в 1971 году самолет продолжал эксплуатироваться в Pan Am до краха авиакомпании в 1991 году. Он служил грузовым судном до 1997 года, когда использовался в качестве источника запасных частей. В 2000 году его купила южнокорейская пара и переоборудовала в ресторан. После крушения ресторана в 2005 году самолет простоял заброшенным в течение многих лет, а в 2010 году его наконец сдали на слом.
История самолетов
[ редактировать ]Производство N747PA было завершено 28 февраля 1969 года. Первоначально он был зарегистрирован как N732PA, но вскоре был изменен на N747PA. Самолет использовался компанией Boeing для летных испытаний, а затем был доставлен в Pan Am, которая немедленно отправила его в обширный рекламный тур по Соединенным Штатам и остальному миру, чтобы продемонстрировать 747 публике. 14 января 1970 года тогдашняя первая леди Пэт Никсон окрестила самолет «Jet Clipper America» на церемонии в международном аэропорту Даллеса . Позднее в том же году самолет присоединился к флоту Pan Am. Благодаря легко узнаваемой регистрации, N747PA стал одним из наиболее легко узнаваемых и знаковых самолетов в парке Pan Am, а некоторые даже называют его де-факто флагманским самолетом авиакомпании. [ 1 ] [ 2 ]
Рейс 845 компании Pan Am
[ редактировать ]
30 июля 1971 года, выполняя рейс 845 авиакомпании Pan Am , N747PA при взлете задел систему освещения приближения. Экипаж спланировал и рассчитал взлет для взлетно-посадочной полосы 28L, но только после отталкивания обнаружил , что взлетно-посадочная полоса была закрыта несколькими часами ранее на техническое обслуживание и что первые 1000 футов (300 м) взлетно-посадочной полосы 01R, предпочтительной в то время взлетно-посадочной полосы, также были закрыто. Посоветовавшись с диспетчерами Pan Am и диспетчерской вышкой, экипаж принял решение взлетать с взлетно-посадочной полосы 01R, более короткой по сравнению с 28L, с менее благоприятными ветровыми условиями.
Взлетно-посадочная полоса 01R имела длину около 8500 футов (2600 м) от смещенного порога (с которого должен был начаться взлет) до конца, который был доступной длиной взлета для рейса 845. Из-за различных недоразумений летный экипаж был ошибочно проинформирован доступная длина взлета от смещенного порога была на 9500 футов (2900 м) или на 1000 футов (300 м) больше, чем на самом деле. существовал. Несмотря на меньшую длину, позже было установлено, что самолет мог бы безопасно взлететь, если бы были соблюдены надлежащие процедуры.
Когда экипаж готовился к взлету на более короткой взлетно-посадочной полосе, они выбрали закрылки на 20 градусов вместо первоначально запланированных 10 градусов, но не пересчитали свои контрольные скорости взлета ( V 1 , V r и V 2 ), которые были рассчитаны для положение нижних закрылков и, таким образом, были слишком высокими для их фактической взлетной конфигурации.
Следовательно, эти критические скорости были вызваны поздно, и разбег самолета был аномально затянут. Фактически, первый офицер вызвал V r на скорости 160 узлов (300 км/ч; 180 миль в час) вместо запланированных 164 узлов (304 км/ч; 189 миль в час), потому что конец взлетно-посадочной полосы «подходил с очень быстрой скоростью». скорость."
Один из лучей света проник в салон и ранил двух пассажиров, одному едва не ампутировали ногу. Правое основное шасси под фюзеляжем вдавилось в фюзеляж, а левое шасси оторвалось и осталось болтаться. Были демонтированы три из четырех гидросистем, а также несколько крыльев и рулей, противоюзовая система и три эвакуационных трапа. Самолет приземлился обратно в Сан-Франциско после сброса топлива. Из-за отсутствия шасси и смещения центра тяжести из-за сброса топлива N747PA расположился на хвосте носом вверх. Всего было 29 травм, 8 из них потребовали госпитализации. [ 3 ] [ 4 ]
Национальный совет по безопасности на транспорте пришел к выводу, что причиной катастрофы стала ошибка пилота , сославшись на неправильный ввод экипажем контрольной скорости взлета и необычный характер событий, которые привели к столкновению.
Более поздняя история
[ редактировать ]
После аварии самолет был отремонтирован и вскоре вернулся в строй Pan Am. [ 5 ] В 1973 году он был перерегистрирован на N747QC и сдан в аренду компании Air Zaïre , которая переименовала его в Mont Floyo. [ 6 ] Он вернулся в Pan Am в 1975 году и был переименован в «Clipper Sea Lark» в 1980 году, а затем в «Clipper Juan T. Trippe» в 1981 году в честь основателя Pan Am Хуана Т. Триппе после его смерти в том же году. . В 1988 году самолет получил боковую грузовую дверь и усиленный пол в рамках Министерства обороны США требований по воздушным перевозкам в рамках Гражданского резервного воздушного флота . [ 7 ] [ 8 ]
Когда Pan Am прекратила свою деятельность 4 декабря 1991 года, General Electric Credit Corporation стала владельцем N747PA. Это был последний Боинг 747 Pan Am, вылетевший из международного аэропорта Джона Ф. Кеннеди 12 мая 1992 года. [ 9 ] Он был сдан в аренду аргентинской авиакомпании Aeroposta, а затем и Kabo Air в 1993 году. [ 10 ] [ 11 ] Самолет будет остановлен в 1997 году и будет использоваться в качестве источника запасных частей, поскольку его планер приближается к необходимости проведения серьезной D-проверки и больше не соответствует новым критериям шума. В конце концов, он был разбит в декабре 1999 года в международном аэропорту Сан-Бернардино .
«Джамбо 747»
[ редактировать ]
В начале 2000 года остатки самолета были куплены южнокорейской парой и переоборудованы в ресторан под названием «Джамбо 747». Расположенный в Хопёне, Намянджу , Южная Корея , самолет был окрашен под Boeing VC-25A ( Air Force One ). Ресторан обанкротился в 2005 году, и самолет несколько лет простоял заброшенным. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] После закрытия ресторана многочисленные энтузиасты авиации обращались к музеям и местным органам власти с петициями и кампаниями по сохранению исторического самолета. В декабре 2010 года остатки N747PA были окончательно сданы на слом. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
В 2017 году автор Коди Даймонд опубликовал в Airways статью, в которой утверждалось, что N747PA был списан лишь частично, а три основные части фюзеляжа были сохранены и перенесены недалеко в пригород Вольмунчхон-ро. Сообщалось, что бывший самолет использовался в качестве церкви в ливрее Korean Air . (Местоположение: 1052-7 Вольмун-ри, Вабу-ып, Намянджу-си, Кёнгидо, Южная Корея). [ 20 ] Однако это утверждение оказалось неверным, поскольку Боинг 747, названный N747PA, находился там задолго до того, как самолет был списан. По состоянию на 2020 год неизвестная церковь № 747 также была снесена и заменена новым зданием. [ 21 ] [ 7 ] [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Цифра 1 в суффиксе означает, что это был вариант Боинга 747 серии -100; 21 — это код клиента Boeing для Pan Am.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Читайте N747PA: Самая выдающаяся регистрация в Sky Online» . Скрибд . Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Boeing 747 PanAm TailStrike@@ , 9 сентября 2009 г. , данные получены 3 августа 2021 г.
- ^ Авария Pan Am B747 в Сан-Франциско, 1971 г. , 17 мая 2013 г. , данные получены 3 августа 2021 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 747-121 N747PA в международном аэропорту Сан-Франциско, Калифорния (SFO)» . Aviation-safety.net . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ «AIRLINERCAFE.COM – СНОВА стал свидетелем крупной авиакатастрофы!» . www.airlinercafe.com . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ М.Оертл (1 марта 1974 г.), Air Zaire Boeing 747-121 N747QC "Mont Floyo" , получено 3 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б N747PA - История постройки второго Боинга 747 (Видеопроизводство). Разговор с самим собой. Производство. 20 июля 2021 г. . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ «Воздушные перевозки: ПАА и CRAF» . www.panam.org . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Клипер Хуан Т. Триппе, отлет из аэропорта Джона Кеннеди , 9 июня 2012 г. , получено 3 августа 2021 г.
- ^ «N747PA Аэропоста Боинг 747-121» . Planespotters.net . 6 мая 2017 г. Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ EX/ZX (16 апреля 2019 г.), Kabo Air Boeing 747 N747PA , получено 3 августа 2021 г.
- ^ «Темная обжаренная смесь: заброшенный ресторан Боинга 747 (и другие переоборудованные самолеты)» . Смесь темной обжарки . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ «Разрушенный Сеульский Jumbo Jet, Хуан Т. Триппе | Майкл Джон Грист / Майк Грист» . www.michaeljohnrist.com . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ «Огромный кусок мусора Сеула» . www.vice.com (на шведском языке). Октябрь 2009 года . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ «Карта Какао» . Карта Какао (на корейском языке) . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ «Исторический Боинг 747 достигает мрачного конца в Южной Корее» . Лос-Анджелес Таймс . 13 декабря 2010 года . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ линамария (13 декабря 2010 г.), вид спереди , получено 3 августа 2021 г.
- ^ Глионна, Джон М. (13 декабря 2010 г.). «Исторический авиалайнер Хуана Т. Триппе 747 снесен» . СФГЕЙТ . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ линамария (13 декабря 2010 г.), вид спереди , получено 8 декабря 2021 г.
- ^ Даймонд, Коди (3 декабря 2017 г.). «В поисках клипера Хуана Т. Триппе - в 2017 году» . Журнал «Авиатрассы» . Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «[Городские пейзажи] В поисках потерянных авиалайнеров в Корее» . корейские времена . 10 июля 2018 г. . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ «Карта Какао» . Карта Какао (на корейском языке) . Проверено 3 августа 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Запись в список происшествий Pan Am 1932–1988 гг.
- Отчет о происшествии
- Авария Pan Am B747 в Сан-Франциско, 1971 год на YouTube - видео и анализ аварии
- Фотография катастрофы самолета N747PA на сайте airliners.net
- Фотографии поврежденного N747PA и воспоминания сотрудника ангара. Архивировано 5 декабря 2019 года в Wayback Machine.
- Видео по истории N747PA