Боинг НК-135
НК-135 / НКЦ-135 | |
---|---|
![]() | |
NKC-135A бортового лазера Лаборатория | |
Роль | Самолет специального испытательного назначения |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Боинг |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС США ВМС США |
Разработано на основе | Боинг C-135 Стратолифтер Стратотанкер Boeing KC-135 |
Boeing NC-135 и NKC-135 представляют собой специальные версии Boeing C-135 Stratolifter и Boeing KC-135 Stratotanker, модифицированные для работы по нескольким различным программам.
Операционная история
[ редактировать ]Программа готовности
[ редактировать ]В поддержку программы готовности США к испытаниям , которая была инициирована в ответ на Договор об ограниченном запрещении испытаний (LTBT) 1963 года, Sandia National Laboratories превратила три самолета NC-135 в летающие лаборатории для поддержки атмосферных испытаний ядерного оружия, если испытания возобновятся. Эти самолеты базировались на базе ВВС Киртланд . Работы были начаты в 1963 году, и самолет оставался в эксплуатации до 1976 года, летая в основном в Сандиа, Лос-Аламосскую национальную лабораторию и Ливерморскую национальную лабораторию имени Лоуренса . [1] Комиссия по атомной энергии (АКЭ) осуществляла контрольный надзор за летно-испытательным самолетом NC-135. После 1976 года самолет летал в Лабораторию вооружения ВВС . [2]
Воздушно-астрономические миссии
[ редактировать ]Во время моделирования полетов в рамках Программы готовности к испытаниям научные группы, прикрепленные к самолету NC-135, поняли, что их летающие лаборатории можно эффективно использовать для изучения солнечных затмений , а также космических лучей, попадающих в атмосферу, и воздействия магнитных полей в ионосфере . Ученые программы обратились в AEC с просьбой разрешить программу в программе использовать самолет для таких научных исследований. Петиция была одобрена, и исследования продолжались до 1975 года. [2] [4]
Первая миссия по исследованию затмения состоялась из международного аэропорта Паго-Паго в 1965 году. Летя вместе с несколькими другими научными самолетами, одному из NC-135 удалось пролететь в пределах полного затмения в течение 160 секунд, предоставив ценные научные данные. Миссии Eclipse также выполнялись в 1970, 1972, 1973, 1979 и 1980 годах. [2]
Большая Ворона
[ редактировать ]Big Crow — это обозначение двух испытательных самолетов NKC-135 (55-3132 и 63-8050), сильно модифицированных для испытаний радиоэлектронной борьбы. Эти самолеты также использовались в качестве имитатора мишени для летных испытаний авиадесантного лазера Boeing YAL-1 . [5] 15 марта 2007 года ЯЛ-1 успешно выстрелил этим лазером в полете, поразив цель. Целью был испытательный самолет NKC-135E Big Crow 1 , специально модифицированный мишенью-вывеской на фюзеляже. Испытание подтвердило способность системы отслеживать воздушную цель, а также измерять и компенсировать атмосферные искажения. [6]
Самолеты Big Crow также используются в качестве средства телеметрии дальнего действия в сочетании с запусками Western Launch и Test Range с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии. [7]
С 2008 года номера 55-3132 и 63-8050 были выведены из эксплуатации и переведены в AMARG (авиабаза Дэвис-Монтан, Тусон, Аризона). [8] [9]
Другие версии
[ редактировать ]Один самолет, серийный номер 61–2666, был модифицирован в NC-135W для испытаний систем и оборудования, используемых на самолетах-разведчиках RC-135V и W Rivet Joint. По состоянию на сентябрь 2023 года номер 61-2666 выведен из эксплуатации и хранится в DMA. [10] [11]
С 1975 по 1984 год США использовали NKC-135 в своей программе Airborne Laser Lab. Модифицированный NKC-135A оснащен углекислотным лазером с длиной волны 10,6 микрометра. Испытания включали успешные перехваты небольших ракет «воздух-воздух» (таких как AIM-9 Sidewinder ) и беспилотных летательных аппаратов . Несмотря на боевой потенциал системы, она оставалась строго экспериментальной. Однако угроза SCUD , с которой пришлось столкнуться во время войны в Персидском заливе, возобновила интерес к бортовой лазерной системе, что привело к созданию Boeing YAL-1 . [12] [13]
Операторы
[ редактировать ]Выжившие
[ редактировать ]- 55-3123 — Первоначально построенный как KC-135A, с 1984 года авиационная лазерная лаборатория NKC-135 экспонируется в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . В августе 2011 года его убрали из экспозиции в авиапарке музея, чтобы освободить место для прибытия музейного самолета C-5A Galaxy . В настоящее время самолет находится на хранении. [14]
Технические характеристики (НКК-135А)
[ редактировать ]Данные из Энциклопедии мировой военной авиации Том 1. [ нужна ссылка ] [15]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека: пилот, второй пилот, оператор стрелы (4-й член экипажа — штурман для самолетов без обновления PACER CRAG)
- Вместимость: члены экипажа миссии
- Длина: 136 футов 3 дюйма (41,53 м)
- Размах крыльев: 130 футов 10 дюймов (39,88 м)
- Высота: 41 фут 8 дюймов (12,70 м)
- Площадь крыла: 2433 кв. футов (226,0 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 7,04
- Профиль : корень: BAC 310/311/312; совет: BAC 313 [16]
- Пустой вес: пустой рабочий вес 123 000 фунтов (55 792 кг).
- Максимальный взлетный вес: 270 000 фунтов (122 470 кг)
- Запас топлива: 189 702 фунта (86 047 кг)
- Силовая установка: 4 турбореактивных двигателя Pratt & Whitney J57-P-43WB с тягой 13 750 фунтов силы (61,2 кН) каждый с впрыском воды на взлете.
Производительность
- Максимальная скорость: 610 миль в час (980 км/ч, 530 узлов) на большой высоте.
- Крейсерская скорость: 532 миль в час (856 км/ч, 462 узла) на высоте 35 000 футов (10 668 м)
- Боевая дальность: 4400 миль (7100 км, 3800 морских миль)
- Перегоночная дальность: 9200 миль (14800 км, 8000 морских миль)
- Практический потолок: 41 000 футов (12 000 м)
- Скорость набора высоты: 1290 футов/мин (6,6 м/с).
- Разбег: 10 700 футов (3261 м) при максимальной взлетной массе.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Боинг 367-80
- Боинг 707
- Боинг C-135 Стратолифтер
- Боинг C-137 Стратолайнер
- Боинг ЕС-135
- Стратотанкер Boeing KC-135
- Боинг OC-135B Открытое небо
- Боинг RC-135
- Боинг WC-135 Констант Феникс
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Программа готовности» (PDF) . Сандианские национальные лаборатории. Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2006 г. Проверено 22 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Малкин, Барб. «В полете: история миссий по затмению в Лос-Аламосе» (PDF) . Аламосская наука Лос-Аламосские национальные лаборатории Проверено 2 марта 2007 г.
- ^ На переднем плане KC-135R заправляет топливные баки.
- ^ Дольчи, Венди (1997). «Вехи воздушной астрономии: с 1920-х годов до наших дней» (PDF) . Американский институт аэронавтики и астронавтики. Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2005 г. Проверено 22 марта 2007 г.
- ^ «RDT&E, DW/04 Разработка передовых компонентов и прототипы» (PDF) . Агентство по противоракетной обороне (MDA) Приложение R-2 Обоснование статьи бюджета НИОКР . Агентство противоракетной обороны. Февраль 2007 г. Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2008 г. . Проверено 22 марта 2007 г.
- ^ Грилл, Эрик М., «Воздушный лазер стреляет лазером слежения и попадает в цель», Aerotech News and Review , 23 марта 2007 г., том 22, выпуск 8
- ^ Рэй, Джастин (12 августа 2008 г.). «Запуск ракеты Delta 2 корабля GeoEye отложен» . Космический полет сейчас.
- ^ «ХНЛ Редкие Птицы» . hnlrarebirds.blogspot.com . 5 марта 2011 года . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ «NKC135B&E 63-8050/55-3132 USAF» . www.flickr.com . 18 сентября 2011 года . Проверено 18 июля 2015 г.
- ^ DoD 4120.15L Обозначения моделей военных аэрокосмических аппаратов
- ^ «DOD 4120.15-L – Приложение» . обозначение-systems.net .
- ^ Джон Пайк. «Авиационная лазерная лаборатория» . globalsecurity.org .
- ^ [1] ЛАЗЕРНОЕ ОРУЖИЕ ВЫСОКОЙ ЭНЕРГИИ
- ^ «BOEING NKC-135A СТРАТОТАНКЕР (ЛАБОРАТОРИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛАЗЕРНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ)» . www.nationalmuseum.af.mil . Архивировано из оригинала 22 июля 2015 года . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ Дональд, Дэвид; Лейк, Джон, ред. (1994). Энциклопедия мировой военной авиации Том 1 (1-е изд.). Аэрокосмическая промышленность. п. 72. ИСБН 1874023522 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]