Бериев А-60
Бериев А-60 | |
---|---|
![]() | |
Летающая лаборатория Бериева А-60 1А2 | |
Роль | Авиационная лазерная лаборатория |
Производитель | Бериев |
Первый полет | 19 августа 1981 г. |
Статус | Активный |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России Советские ВВС |
Количество построенных | 2 |
Разработано на основе | Ильюшин Ил-76МД |
Бериев А-60 — российский самолет -лазерная лаборатория, созданный на базе транспортного самолета Ил-76МД. Первоначально он был разработан в бывшем Советском Союзе для воздушно-десантных войск.
В 1970-е годы на Таганрогском машиностроительном заводе был создан специальный авиационный комплекс для разработки авиационных лазерных технологий для советских вооруженных сил.
В 1977 году ОКБ Бериева приступило к проектированию летающей лаборатории, получившей обозначение «1А». Целью было решение сложных научных и инженерных задач по созданию бортового лазера, а также облегчение исследований по распространению лучей в верхних слоях атмосферы. Работы по этой теме происходили при широком сотрудничестве предприятий и научных организаций СССР, но основным партнером ОКБ было ЦКБ «Алмаз» под руководством Б.В. Бункина.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Ил -76МД Базовым самолетом летающей лаборатории был выбран . Для размещения лазера в базовую конструкцию Ил-76 были внесены многочисленные изменения, кардинально изменившие внешний вид самолета.
- В передней части вместо штатного носового обтекателя была установлена управляемая лучевая турель для лидара наведения (двадцать лет спустя компания Boeing применила аналогичную концепцию на испытательной платформе YAL-1 , правда, для основного лазера, а не для наведения).
- Для стрельбы основным лазером была установлена большая выдвижная спинная турель, так как инженеры сочли невозможным разместить оптику основного лазерного прицеливания в носовой части башни. [ 1 ]
- Вдоль нижней кромки фюзеляжа были установлены две большие гондолы. В одном размещались турбогенераторы, питавшие лазер, а другой заменял «подбородочную» кабину, в которой располагался APU лидара наведения .
- Задние грузовые двери убрали, хотя рампу сохранили, так как она являлась конструктивным элементом.
- Позиция хвостового стрелка была убрана.
Таким образом, проблема размещения лазерной пушки была решена и это не испортило аэродинамику базового самолета. Лазерная система мощностью 1 МВт была создана одним из филиалов Института атомной энергии г. Курчатова . Этот углекислотный лазер был разработан для установки на Ил-76.
Летающая лаборатория «1А» совершила первый полет 19 августа 1981 года под командованием Э. А. Лахмостова.
29 августа 1991 года экипаж под руководством летчика-испытателя В.П. Демьяновского совершил полет на второй летающей лаборатории, получившей наименование 1А2 СССР-86879. В результате испытаний на «1А» был установлен новый вариант лазерной системы.
Судя по всему, после более чем 15-летней консервации проект был возобновлен в мае 2009 года, по свидетельствам очевидцев о полете А-60 в Ростовской-на-Дону и Таганрогской областях. [ 2 ] [ 3 ] В настоящее время он припаркован в аэропорту Таганрога по координатам 47°11'53,92"N 38°51'46,05"E.
Россия разработала военный бортовой лазер, установленный на самолете А-60, получивший обозначение 1ЛК222 «Сокол Эшелон» . Вторую лабораторию А-60 можно увидеть по этой ссылке. [ 4 ]
Операторы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Сопутствующие разработки:
Сопоставимые самолеты:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Описание А-60
- ↑ Фотография летящего А-60. Архивировано 9 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Пейдж, Льюис. "Российский авиапарк с лучевыми пушками времен Холодной войны снова в строю - сообщает" . theregister.com . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ «Русский авиационный ресурс Роя» . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 30 августа 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Описание А-60 на русском языке.
- А-60 — «лазерный меч СССР», или «30 лет до лазерного Боинга» по-русски.
- А-60 по русски
- https://web.archive.org/web/20110901023846/http://russianplanes.net/EN/ID43995
- Бериев А-60