Бериев Бе-10
Бе-10 | |
---|---|
![]() | |
Почтовая марка СССР (1965 г.) | |
Роль | Патрульный бомбардировщик |
Производитель | Бериев УН (ООН-49) |
Первый полет | 20 июня 1956 г. [ 1 ] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Советская морская авиация |
Произведено | 1958–1961 [ 1 ] |
Количество построенных | 28 [ 1 ] |
Бе -10 , также известный как «Изделие М» ( название НАТО : Mallow ) — двухмоторный с турбореактивным двигателем, летающей лодкой , патрульный бомбардировщик построенный Советским Союзом в 1955 году. Бе-10 иногда называют М -10 , хотя считается, что это обозначение применимо только к модифицированному Бе-10, установившему 12 мировых рекордов ФАИ в 1961 году, Борт №. 40 Желтый , [ 1 ] до сих пор удерживает рекорды класса по скорости и высоте. [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Бе-10 был разработан в соответствии с директивой Совета Министров Советского Союза № 2622-1105сс, которая предусматривала создание летающей лодки с турбореактивным двигателем для разведки, бомбометания, торпедной атаки и постановки мин в открытом море. Предполагаемые характеристики должны были включать максимальную скорость от 950 до 1000 км/ч (от 590 до 621 миль в час) и способность работать при высоте волн 1,5 м (5 футов) при скорости ветра до 20 м/с (45 миль в час) с представление на государственные приемочные испытания в ноябре 1955 года. [ 1 ]
ОКБ-49 под руководством Г. М. Бериева взяло на себя задачу проектирования и строительства изделия М (собственное обозначение ОКБ Бериева), разрешение на производство опытного образца было получено в середине 1954 года, но ОКБ-49 это сделало. не имел возможности построить прототип, поэтому это было выполнено на соседнем ГАЗ № 89 ( Государственный авиационный завод / завод), также известном как ТМЗД ( Таганрогский машиностроительный завод имени Димитрова – Таганрогский машиностроительный завод имени Георгия Димитрова ). [ 1 ]
Бериев понял, что Бе-10 будет готов к испытаниям зимой 1955 года. [ нужны разъяснения ] но Таганрог , где располагалось ОКБ, зимой скован льдом, поэтому альтернативным местом был выбран Геленджик на побережье Черного моря , который круглый год свободен ото льда. Готовые компоненты первого прототипа были перевезены в Геленджик, где они были собраны, и 20 декабря 1955 года начались испытания. Первоначальная наземная эксплуатация двигателей выявила потенциально катастрофическую вибрацию задней части фюзеляжа, которая вызвала растрескивание обшивки и конструктивных элементов, а также расшатывание. гаек и крепежных деталей, а также разрушение опорных кронштейнов трубопроводов и жгутов электропроводки. Чтобы уменьшить вибрацию, вызываемую выхлопом реактивной струи, водометные трубы были выдвинуты наружу еще на 3–6°. На прототипе также были установлены приподнятые удлиненные воздухозаборники для уменьшения засасывания воды, но они не были приняты на вооружение самолетов из-за ухудшения характеристик. [ 1 ]
После первого полета Бе-10 20 июня 1956 года заводские летные испытания продлились в общей сложности 76 полетов до 20 октября 1958 года, после чего прототип был передан на государственные приемочные испытания вместе с первым серийным самолетом. [ 1 ] Предполагая, что любые недостатки могут быть устранены в ходе производства или путем модификации, с 1958 по 1961 год было разрешено производство 27 экземпляров для службы в советской морской авиации (АВ-МФ). [ 1 ]
Бе-10 представляет собой цельнометаллический высокоплан с расположенными под корнями крыла двигателями и выхлопными патрубками. Чтобы свести к минимуму риск попадания воды, воздухозаборники двигателей расположены в носовой части фюзеляжа, а брызговики по обеим сторонам носовой части защищают двигатели от попадания воды. Корпус обтекаемой формы имел неглубокий одноступенчатый морской руль направления под задней частью фюзеляжа, крылья стреловидности 50° с выраженными анэдральными и уравновешивающими поплавками, прикрепленными короткими пилонами на законцовках крыла.
Обычное хвостовое оперение с напряженной обшивкой и стреловидностью назад представляло собой киль со стреловидностью 35° и хвостовое оперение со стреловидностью 40° чуть выше задней части фюзеляжа. Поверхностями управления служили элероны на каждом крыле, руль направления на киле и рули высоты на хвостовом оперении. Фюзеляж имеет большое соотношение длины к ширине для улучшения управляемости на бурной воде, глиссирующее днище V-образного сечения, две ступени и разделен на девять водонепроницаемых отсеков, причем передний и задний отсеки находятся под давлением. Гондолы двигателей «Люлька АЛ-7Ф» крепились к бортам фюзеляжа под центропланом крыла. [ 1 ]
Первоначальная конструкция имела некоторые недостатки в мореходных качествах, и ее пришлось изменить; после модификации Бе-10 был мореходным до высоты волны 1,2 метра (4 фута) и мог летать при скорости ветра до (57,6 км/ч; 36 миль в час) с воды или с суши. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Оперативное применение Бе-10 началось с того, что 2-я эскадрилья 977-го отдельного морского дальнего разведывательного авиаполка (977-й ОМДРАП) начала замену летающих лодок Бе-6 на самолеты Бе-10. Эта эскадрилья и 1-я эскадрилья 977-го ОМДРАП стали единственными эксплуатантами Бе-10, действовавшими с военно-морской базы на озере Донузлав на Крымском полуострове.
Первое публичное появление Бе-10 произошло, когда четыре самолета пролетели над авиационным показом Дня авиации 1961 года в Тушино , создавая впечатление, что Бе-10 уже находится на вооружении. Однако Бе-10 оказался трудным в управлении и произошло несколько аварий. Бе-10 страдал от усталости металла из-за нагрузок на планер при высокоскоростных взлетах и посадках, а также от коррозии. Бе-10 был снят с вооружения в 1968 году и заменен турбовинтовым Бе - 12 , который был проще в эксплуатации и обладал большей выносливостью. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]Данные из: [ 1 ]
- Советская военно-морская авиация (АВ-МФ)
- 1-я эскадрилья 977-го ОМДРАП
- 2-я эскадрилья 977-го ОМДРАП
Варианты
[ редактировать ]- Izdeliye M
- Прототип Бе-10, борт №. 10 Red построен в 1955 году и вылетел 20 июня 1956 года из Геленджика на Черное море . Один построен. [ 1 ]
- Бе-10
- Стандартная серийная версия, построенная для AV-MF, с 1958 по 1961 год построено 27 экземпляров. [ 1 ]
- Бе-10Н
- В состав воздушно-ударной системы К-12Б предлагается крылатый ракетоносец, несущий на пилонах под крыльями две крылатые ракеты К-12БС. Несмотря на то, что он достиг стадии макета и получил одобрение Государственного комитета по авиационной технике («Государственный комитет по авиационной технике»), никаких дальнейших действий не было разрешено. Научно-технического совета [ 1 ]
- Бе-10С
- Предлагаемый проект противолодочного гидросамолета, вооруженного ядерной глубинной бомбой СК-1 «Скальп » («Скальп»). Никакого оборудования не было построено. [ 1 ]
- Бе-10У
- Предлагаемый проект гидросамолета-целеуказателя, который будет оснащен радиолокационной системой «Успех» для передачи информации о целеуказании корабельным или береговым ракетным или артиллерийским батареям. Производство прекращено к августу 1960 года. [ 1 ]
- Бе-10 Учебно-тренировочный
- Предлагался учебно-тренировочный вариант с дублирующим набором органов управления в кабине в крайней носовой части. Конверсии должны были состояться, но нет никаких свидетельств того, что они были завершены. [ 1 ]
- М-10
- Одиночный Бе-10 (серийный номер 0600505), борт № 40 Желтый , модифицированный для попытки установить рекордные полеты в 1961 году. Хвостовая башня была снята и обтекатель, на киле была установлена дополнительная трубка Пито, сняты пушки. . Было побито двенадцать мировых рекордов, некоторые из которых все еще стоят. [ 1 ]
Мировые рекорды
[ редактировать ]М-10 (модификация Бе-10) установил двенадцать новых мировых рекордов в 1961 году, ратифицированных ФАИ.
Категория | Записывать | Пилот | Дата |
---|---|---|---|
Скорость на трассе длиной от 15 км (9,32 мили) до 25 км (16 миль). | 912 км/ч (566,69 миль в час) | N.I. Andriyevskiy | 7 августа 1961 г. |
Скорость по трассе длиной 1000 км (621 миль) без полезной нагрузки. | 875,86 км/ч (544,23 миль в час) | G.I. Boor'yanov | 3 сентября 1961 г. |
Скорость по трассе длиной 1000 км (621 миль) с полезной нагрузкой 1000 кг (2205 фунтов). | 875,86 км/ч (544,23 миль в час) | G.I. Boor'yanov | 3 сентября 1961 г. |
Скорость по трассе длиной 1000 км (621 миль) с полезной нагрузкой 2000 кг (4409 фунтов). | 875,86 км/ч (544,23 миль в час) | G.I. Boor'yanov | 3 сентября 1961 г. |
Скорость по трассе длиной 1000 км (621 миль) с полезной нагрузкой 5000 кг (11023 фунта). | 875,86 км/ч (544,23 миль в час) | G.I. Boor'yanov | 3 сентября 1961 г. |
Высота с полезной нагрузкой 1000 кг (2205 фунтов). | 14 062 м (46 135,17 футов) | G.I. Boor'yanov | 8 сентября 1961 г. |
Высота с полезной нагрузкой 2000 кг (4409 фунтов). | 14 062 м (46 135,17 футов) | G.I. Boor'yanov | 8 сентября 1961 г. |
Высота с полезной нагрузкой 5000 кг (11023 фунта). | 14 062 м (46 135,17 футов) | G.I. Boor'yanov | 8 сентября 1961 г. |
Высота. | 14 062 м (46 135,17 футов) | G.I. Boor'yanov | 9 сентября 1961 г. |
Высота с полезной нагрузкой 10 000 кг (22 046 фунтов). | 12733 м (41774,93 футов) | G.I. Boor'yanov | 11 сентября 1961 г. |
Высота с полезной нагрузкой 15 000 кг (33 069 фунтов). | 11 997 м (39 360,24 футов) | G.I. Boor'yanov | 12 сентября 1961 г. |
Максимальная полезная нагрузка на высоте 2000 м (6562 фута) | 15 206 кг (33 523,49 фунта) | G.I. Boor'yanov | 12 сентября 1961 г. |
Технические характеристики (Бе-10)
[ редактировать ]Данные реактивных летающих лодок Бериева [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 31,45 м (103 фута 2 дюйма)
- Размах крыла: 28,6 м (93 фута 10 дюймов)
- Высота: 10,7 м (35 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 130 м 2 (1400 кв. футов)
- Вес пустого: 27 356 кг (60 310 фунтов)
- Полная масса: 45 000 кг (99 208 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 48 500 кг (106 924 фунта)
- Запас топлива: 18 750 кг (41 337 фунтов)
- Осадка 1,75 м (5,74 фута)
- Силовая установка: 2 турбореактивных двигателя Люлька АЛ-7ПБ с осевым потоком, тягой 71,2 кН (16 000 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 910 км/ч (570 миль в час, 490 узлов) на высоте 5000 м (16 400 футов).
- Дальность действия: 2895 км (1799 миль, 1563 морских миль)
- Практический потолок: 12 500 м (41 000 футов)
- Скорость набора высоты: 10,288 м/с (2025,2 фута/мин)
- Время набора высоты: 5000 м (16 400 футов) за 8,1 минуты.
Вооружение
- Орудия: 4 × 23-мм (0,90 дюйма) Афанасьева Макарова АМ-23 пушки . 2 для стрельбы вперед и 2 в хвостовой турели с радиолокационным управлением.
- Ракеты: до 3 торпед РАТ-52 .
- Бомбовое вооружение: 12 бомб ФАБ-250 массой 250 кг или 1 бомба ФАБ-3000 массой 3000 кг. Противокорабельные мины.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Gordon, Yefim; Andrey Sal'nikov; Aleksander Zablotskiy (2006). Beriev's Jet Flying Boats . Red Star. Vol. 28. Hinkley: Midland publishing. pp. 21–48. ISBN 1-85780-236-5 .
- ^ Jump up to: а б «ФАИ Рекордс – М-10» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2020 года . Проверено 24 августа 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Александр, Жан (1975). Русская авиация с 1940 года . Нью-Йорк, Нью-Йорк : Патнэм. стр. 61–63. ISBN 0-370-10025-5 .
- Gordon, Yefim; Andrey Sal'nikov; Aleksander Zablotskiy (2006). Beriev's Jet Flying Boats . Red Star. Vol. 28. Hinkley: Midland publishing. pp. 21–48. ISBN 1-85780-236-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бе-10 М-10, Г.М. Бериев "Мальва". Архивировано 1 ноября 2015 года в Wayback Machine в Русском авиационном музее.