Совет Министров Советского Союза
Обзор агентства | |
---|---|
Сформированный | 15 марта 1946 г. |
Предыдущее агентство | |
Растворенный | 14 января 1991 г. |
Заменяющее агентство | |
Юрисдикция | Союз Советских Социалистических Республик |
Штаб-квартира | Кремль Сенат , Москва |
Совет Министров Союза Советских Социалистических Республик (русский: Совет министров СССР , латинизированный : Совет Министров СССР , IPA: [sɐˈvʲet mʲɪˈnʲistrəf ɛsɛsɛˈsɛr] ; иногда сокращенно Совмин или называемый Советом Министров ) — де-юре правительство Союза Советских Социалистических Республик (СССР), входившее в состав главного исполнительного и распорядительного органа СССР с 1946 по 1991 год.
В 1946 году Совет Народных Комиссаров был реорганизован в Совет Министров. Соответственно, наркоматы были переименованы в министерства . Совет издавал декларации и инструкции на основании и в соответствии с действующими законами, имевшими обязательную юрисдикцию во всех республиках Союза. Однако наиболее важные решения были приняты совместными заявлениями с Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), который был де-факто более влиятельным, чем Совет Министров. В 1991 году Совет Министров был распущен и заменен вновь созданным « Кабинетом Министров », который сам исчез всего несколько месяцев спустя, когда СССР был распущен .
В период с 1946 по начало 1991 года было семь председателей Совета Министров, которые фактически были Премьер-министром СССР . После увольнения Никиты Хрущева с постов Первого секретаря Коммунистической партии и Премьер-министра, которого заменили Леонид Брежнев и Алексей Косыгин соответственно, пленум ЦК запретил любому лицу занимать должности Первого секретаря и Премьер-министра одновременно. Президиум Совета Министров был коллегиальным органом власти, принимающим решения. входили Председатель Совета Министров, его первый заместитель председателя , заместители председателя , министры, председатели Госкомитетов , Советской Республики председатели Советов Министров В состав Президиума и другой неуказанный персонал .
История
[ редактировать ]Председатели | Срок |
---|---|
Иосиф Сталин | 1946–1953 |
Георгий Маленков | 1953–1955 |
Николай Булганин | 1955–1958 |
Nikita Khrushchev | 1958–1964 |
Алексей Косыгин | 1964–1980 |
Николай Тихонов | 1980–1985 |
Николай Рыжков | 1985–1991 |
Совет Народных Комиссаров , Советское Правительство , в марте 1946 года было преобразовано в Совет Министров. [1] В то же время народные комиссариаты были преобразованы в министерства . [2] Смерть Иосифа Сталина положила начало борьбе за власть внутри советского правительства между правительственным аппаратом, которым руководил Георгий Маленков в качестве премьер-министра, и партийным аппаратом, которым руководил Никита Хрущев в качестве генерального секретаря (должность, которая с 1953 по 1966 год называлась первым секретарем). [3] Маленков проиграл борьбу за власть и в 1955 году был смещен с поста председателя Совета министров. На этом посту его сменил Николай Булганин . [4] который был уволен и заменен Хрущевым из-за его помощи Антипартийной группе , которая пыталась свергнуть Хрущева в 1957 году. [5]
После отстранения Хрущева от власти коллективное руководство , организованное Леонидом Брежневым и Алексеем Косыгиным, провело пленум ЦК, который запретил любому человеку занимать две самые влиятельные должности в стране: первого секретаря (переименованного в генерального секретаря в 1966 году) и премьер -министра Совет Министров. [6] Косыгин, премьер-министр Совета министров, отвечал за экономическое управление, а Брежнев, генеральный секретарь, занимался другими внутренними делами. [7] В конце брежневской эпохи должность Премьера Совета Министров утратила свой статус второй по значимости в СССР Председателя Президиума после Верховного Совета . [8] Отставка Николая Подгорного с поста главы государства в 1977 году привела к снижению роли Косыгина в повседневном управлении деятельностью правительства, поскольку Брежнев усилил свой контроль над правительственным аппаратом. [9]
Косыгин ушел в отставку в 1980 году, и его сменил его первый заместитель председателя Николай Тихонов . [10] После пятилетней службы по правилам, установленным Леонидом Брежневым , Юрием Андроповым и Константином Черненко , Тихонов был вынужден уйти в отставку Михаилом Горбачевым 27 сентября 1985 года. На смену Тихонову пришел Николай Рыжков . [11] Рыжков был половинчатым реформатором и скептически относился к денационализации и денежной реформе 1989 года; однако он поддержал создание «регулируемой рыночной» экономики. В 1991 году Рыжкова на посту премьер-министра сменил Валентин Павлов . Совет Министров был распущен и заменен вновь созданным Кабинетом Министров . [12]
Обязанности, функции и ответственность
[ редактировать ]Политика Советского Союза |
---|
Портал Советского Союза |
Совет министров руководил исполнительной частью правительства. [13] Образованный на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей , он состоял из Премьера , ряда первых заместителей , депутатов , министров , председателей государственных комитетов и председателей Советов Министров советских республик . Премьер Совета Министров мог также рекомендовать Верховному Совету людей, которых он считал подходящими для членства в Совете Министров . Совет Министров прекращал свои функции на каждом первом созыве вновь избранного Верховного Совета. [14]
Совет Министров был подотчетен и подотчетен Верховному Совету и в период между созывами Верховного Совета был подотчетен Президиуму Верховного Совета и регулярно отчитывался перед Верховным Советом о своей работе, [15] а также ему было поручено решать все государственные административные обязанности, находящиеся в ведении СССР, которые не входили в компетенцию Верховного Совета или Президиума. В своих пределах Совет Министров отвечал за: [16]
- Управление народным хозяйством и социально-культурным строительством и развитием.
- Разработка и представление в Верховный Совет пятилетних планов «экономического и социального развития» вместе с государственным бюджетом.
- Защита интересов государства, социалистической собственности, общественного порядка и защита прав советских граждан.
- Обеспечение государственной безопасности.
- Общая политика советских вооруженных сил и определение количества граждан, подлежащих призыву на военную службу.
- Общая политика в области внешних сношений СССР и торгово -экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами, а также полномочий по подтверждению или денонсации международных договоров, подписанных СССР.
- Создание необходимых организаций в рамках Совета Министров по вопросам экономики, социально-культурного развития и обороны.
Совет министров также мог издавать указы и постановления, а затем проверять их исполнение. Все организации были обязаны подчиняться постановлениям и постановлениям Всесоюзного Совета Министров. [17] Всесоюзный Совет также имел право приостанавливать действие всех мандатов и постановлений, изданных им самим или подчиненными ему организациями. [18] Совет координировал и направлял работу союзных республик и союзных министерств, государственных комитетов и других подчиненных ему органов. [19] Компетенция Совета Министров и его Президиума в отношении их порядка и деятельности, а также взаимоотношения Совета с подчиненными органами определялись в Советской конституции Законом о Совете Министров СССР . [20]
Структура и организация
[ редактировать ]Министерства
[ редактировать ]В 1946 году Всесоюзный Совет Народных Комиссаров стал Советом Министров ( русский : Совет Министров , тр.: Совет Министров СССР ), а народные комиссары и народные комиссариаты стали министрами и министерствами. [21] Министры имели важное значение для принятия обычных решений: 73 процента из них были избраны полноправными членами ЦК на 25-м съезде партии . [22]
Попытка Никиты Хрущева в конце 1950-х годов децентрализовать принятие решений путем реформирования цепочки подчинения, которая использовалась с первых времен Совета Народных Комиссаров для управления местной промышленностью и предприятиями, привела к серьезной реорганизации министерств СССР. Большое количество министерств было ликвидировано и заменено сетью областных и местных совнархозов, подчинявшихся Верховному Совету Народного Хозяйства . [23] Экономическая реформа Хрущева оказалась катастрофической, поскольку она разорвала региональные экономические связи и была прекращена советским правительством после свержения Хрущева в 1964 году. Год спустя были восстановлены двадцать восемь промышленных министерств, одиннадцать всесоюзных и семнадцать союзных министерств. Вторая попытка децентрализации советской экономики была предпринята в 1965 году, когда премьер-министр Алексей Косыгин инициировал новую экономическую реформу, направленную на предоставление предприятиям большей экономической свободы и стимулов для получения прибыли. [24]
Некоторые крупные министерства имели большее влияние на национальную и международную политику СССР, а их министры были полноправными членами Политбюро. Среди них были такие известные личности, как Лев Троцкий , Вячеслав Молотов и Андрей Громыко , главы Министерства иностранных дел , а также Андрей Гречко и Дмитрий Устинов , министры обороны . [25]
Государственный комитет
[ редактировать ]Государственные комитеты СССР отличались от министерств тем, что государственный комитет в первую очередь отвечал за несколько частей правительства, а не за одну конкретную тему, за которую единолично отвечало министерство. [26] Таким образом, многие государственные комитеты обладали юрисдикцией в отношении определенных общих видов деятельности, выполняемых министерствами, таких как исследования и разработки, стандартизация, планирование, строительство зданий, государственная безопасность, издательское дело, архивирование и так далее. Различие между министерством и государственным комитетом может быть неясным, как в случае с Комитетом государственной безопасности (КГБ). [27]
Государственные комитеты сыграли важную роль в поддержании согласованности и интеграции обширной советской экономической системы.
Президиум
[ редактировать ]Президиум Совета Министров был создан в марте 1953 года в результате реорганизации специального бюро, созданного в 1944 году для контроля и координации обширной сети правительственных комитетов, комиссий и других учреждений, подчинявшихся непосредственно Совету Министров. Народных Комиссаров .
На протяжении всего своего существования Президиум Совета Министров был загадочным учреждением. Наблюдатели стран Первого мира мало знали о деятельности и функциях Президиума и даже о частоте его заседаний. В советских учебниках и официальных лицах он описывался как внутренний орган правительства. Черчворд в своей книге 1975 года отметил, что невозможно определить важность Президиума по сравнению с другими органами Совета Министров. [28] Британский историк Леонард Шапиро пишет в своей книге «Правительство и политика Советского Союза» , что Президиум работал в некотором роде как «Внутренний кабинет» для выработки политики. Историки Хаф и Фейнсод считали, что существует «большое совпадение» между обязанностями и функциями Центрального комитета , Секретариата и Президиума Совета министров. [29] Однако Шапиро не был уверен ни в составе Президиума, ни в том, проводятся ли у Президиума какие-либо заседания. [30]
Неизвестно, имел ли Президиум какое-либо значение для принятия обычной политики в 1950-е и 1960-е годы. В советских произведениях того периода о Президиуме Совета Министров не упоминается. Профессор Т.Х. Ригби считает, что обязанности и ответственность Президиума в то время в основном брала на себя Комиссия по текущим делам Совета Министров , а с 1956 года, возможно, Государственная экономическая комиссия Совета Министров , причем обеими комиссиями руководил Михаил Первухин . [31] Во время своего визита в СССР политолог Роберт Такер спросил Мансура Мирзу-Ахмедова , премьер -министра Совета министров Узбекской ССР , продолжает ли Президиум функционировать как внутренний орган, определяющий политику. Он получил ответ: да, и что в состав Президиума входят премьер-министр , два первых заместителя председателя , четыре заместителя председателя , министр финансов и министр сельского хозяйства . [32]
В 1970-е годы советские власти официально определили обязанности и состав Президиума. В советской Конституции 1977 года Президиум назывался «постоянным» органом Совета Министров, который был создан для обеспечения хорошего экономического руководства и выполнения других административных обязанностей. Несколько опубликованных документов свидетельствуют о том, что Президиум уделял меньше внимания экономическому планированию и принятию решений, а также принимал меньшие важные решения, чем решения Политбюро Коммунистической партии . [33] Статья 132 Конституции СССР 1977 года и статья 17 Закона СССР 1978 года, регламентировавшего деятельность Советского правительства, гласят, что членами Президиума являются Премьер-министр, первый заместитель, заместители Председателя и другие члены Совета Министров СССР. Тем не менее, настоящие имена его членов (кроме премьер-министра) никогда не разглашались общественности.
См. также
[ редактировать ]- Заместитель Председателя Совета Министров
- Первый заместитель Председателя Совета Министров
- Исполнительный директор Совета Министров
- Совет Народных Комиссаров
- Кабинет Министров (Советский Союз)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хаски, Юджин (1992). Исполнительная власть и советская политика: взлет и упадок советского государства . Я Шарп. п. 281. ИСБН 978-1-56324-060-7 .
- ^ "О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров Союзных и Автономных республик в Советы Министров Союзных и Автономных республик" 15 марта 1946 года [О преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров, а Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик, 15 марта 1946 года]. Законодательство СССР 1946-1952 гг. (на русском языке). Мировая и рыночная экономика - Сборник статей по экономике, Игорь Аверин . Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ Браун, Арчи (2009). Взлет и падение коммунизма . Бодли Хед . стр. 231–233. ISBN 978-0-06-113882-9 .
- ^ Таубман, Уильям (2003). Хрущев: Человек и его эпоха . WW Norton & Co. p. 266. ИСБН 978-0-393-08172-5 .
- ^ Томпсон, Уильям Дж. (1995). Хрущев: Политическая жизнь . Пресса Святого Мартина. п. 189 . ISBN 978-0-312-16360-0 .
- ^ Сервис, Роберт (2009). История современной России: от царизма до XXI века . Пингвин Букс Лтд . ISBN 978-0-14-103797-4 .
- ^ Браун, Арчи (2009). Взлет и падение коммунизма . Бодли Хед . п. 403. ИСБН 978-0-06-113882-9 .
- ^ Дэниелс, Роберт Винсент (1998). Трансформация России: снимки разваливающейся системы . Роуман и Литтлфилд . п. 36. ISBN 978-0-8476-8709-1 .
- ^ «Советский Союз: И был он один» . Время . 3 ноября 1980 года. Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ Плосс, Сидни (2010). Корни перестройки: распад Советского Союза в историческом контексте . МакФарланд и компания . п. 132. ИСБН 978-0-7864-4486-1 .
- ^ Сервис, Роберт (2009). История современной России: от царизма до XXI века . Пингвин Букс Лтд . п. 439. ИСБН 978-0-14-103797-4 .
- ^ Сервис, Роберт (2009). История современной России: от царизма до XXI века . Пингвин Букс Лтд . стр. 432–433. ISBN 978-0-14-103797-4 .
- ^ Статья № 128 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 128 . .
- ^ Статья № 129 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 129 . .
- ^ Статья № 130 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 130 . .
- ^ Статья № 131 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 131 . .
- ^ Статья № 133 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 133 . .
- ^ Статья № 134 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 134 . .
- ↑ Статья № 135 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 135 . .
- ↑ Статья № 136 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 136 . .
- ^ "О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров Союзных и Автономных республик в Советы Министров Союзных и Автономных республик" 15 марта 1946 года [О преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР, а Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик, 15 марта 1946 года]. Законодательство СССР 1946–1952 гг. (на русском языке). Мировая и рыночная экономика — Сборник статей по экономике, Игорь Аверин . Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ Хаф и Фейнсод 1979 , стр. 440.
- ^ Черчворд 1975 , с. 166.
- ^ Черчворд 1975 , с. 167.
- ^ Черчворд 1975 , с. 242.
- ^ Шапиро 1977 , с. 127.
- ^ Хаски, Юджин (1992). Исполнительная власть и советская политика: взлет и упадок советского государства . Я Шарп. п. 112. ИСБН 978-1-56324-060-7 .
- ^ Черчворд 1975 , с. 143.
- ^ Hough & Fainsod 1979 , стр. 382–383.
- ^ Шапиро 1977 , с. 117.
- ^ Черчворд 1975 , с. 142.
- ^ Черчворд 1975 , стр. 142–143.
- ^ Хаф и Фейнсод 1979 , стр. 383.
Библиография
[ редактировать ]- Черчворд, LG (1975). Современное советское правительство . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-0-7100-8202-2 .
- Хаф, Джерри ; Фейнсод, Мерл (1979). Как управляется Советский Союз . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-41030-5 .
- Шапиро, Леонард (1977). Правительство и политика Советского Союза . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-0-09-131721-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Штаб-квартира Совета Министров — спутниковое фото