Jump to content

Совет Министров Советского Союза

Совет Министров СССР
Совет Министров СССР
Штаб-квартира Совета Министров в 1989 году.
Обзор агентства
Сформированный 15 марта 1946 г.
Предыдущее агентство
Растворенный 14 января 1991 г.
Заменяющее агентство
Юрисдикция Союз Советских Социалистических Республик
Штаб-квартира Кремль Сенат , Москва

Совет Министров Союза Советских Социалистических Республик (русский: Совет министров СССР , латинизированный : Совет Министров СССР , IPA: [sɐˈvʲet mʲɪˈnʲistrəf ɛsɛsɛˈsɛr] ; иногда сокращенно Совмин или называемый Советом Министров ) — де-юре правительство Союза Советских Социалистических Республик (СССР), входившее в состав главного исполнительного и распорядительного органа СССР с 1946 по 1991 год.

В 1946 году Совет Народных Комиссаров был реорганизован в Совет Министров. Соответственно, наркоматы были переименованы в министерства . Совет издавал декларации и инструкции на основании и в соответствии с действующими законами, имевшими обязательную юрисдикцию во всех республиках Союза. Однако наиболее важные решения были приняты совместными заявлениями с Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), который был де-факто более влиятельным, чем Совет Министров. В 1991 году Совет Министров был распущен и заменен вновь созданным « Кабинетом Министров », который сам исчез всего несколько месяцев спустя, когда СССР был распущен .

В период с 1946 по начало 1991 года было семь председателей Совета Министров, которые фактически были Премьер-министром СССР . После увольнения Никиты Хрущева с постов Первого секретаря Коммунистической партии и Премьер-министра, которого заменили Леонид Брежнев и Алексей Косыгин соответственно, пленум ЦК запретил любому лицу занимать должности Первого секретаря и Премьер-министра одновременно. Президиум Совета Министров был коллегиальным органом власти, принимающим решения. входили Председатель Совета Министров, его первый заместитель председателя , заместители председателя , министры, председатели Госкомитетов , Советской Республики председатели Советов Министров В состав Президиума и другой неуказанный персонал .

Председатели Срок
Иосиф Сталин 1946–1953
Георгий Маленков 1953–1955
Николай Булганин 1955–1958
Nikita Khrushchev 1958–1964
Алексей Косыгин 1964–1980
Николай Тихонов 1980–1985
Николай Рыжков 1985–1991

Совет Народных Комиссаров , Советское Правительство , в марте 1946 года было преобразовано в Совет Министров. [1] В то же время народные комиссариаты были преобразованы в министерства . [2] Смерть Иосифа Сталина положила начало борьбе за власть внутри советского правительства между правительственным аппаратом, которым руководил Георгий Маленков в качестве премьер-министра, и партийным аппаратом, которым руководил Никита Хрущев в качестве генерального секретаря (должность, которая с 1953 по 1966 год называлась первым секретарем). [3] Маленков проиграл борьбу за власть и в 1955 году был смещен с поста председателя Совета министров. На этом посту его сменил Николай Булганин . [4] который был уволен и заменен Хрущевым из-за его помощи Антипартийной группе , которая пыталась свергнуть Хрущева в 1957 году. [5]

После отстранения Хрущева от власти коллективное руководство , организованное Леонидом Брежневым и Алексеем Косыгиным, провело пленум ЦК, который запретил любому человеку занимать две самые влиятельные должности в стране: первого секретаря (переименованного в генерального секретаря в 1966 году) и премьер -министра Совет Министров. [6] Косыгин, премьер-министр Совета министров, отвечал за экономическое управление, а Брежнев, генеральный секретарь, занимался другими внутренними делами. [7] В конце брежневской эпохи должность Премьера Совета Министров утратила свой статус второй по значимости в СССР Председателя Президиума после Верховного Совета . [8] Отставка Николая Подгорного с поста главы государства в 1977 году привела к снижению роли Косыгина в повседневном управлении деятельностью правительства, поскольку Брежнев усилил свой контроль над правительственным аппаратом. [9]

Косыгин ушел в отставку в 1980 году, и его сменил его первый заместитель председателя Николай Тихонов . [10] После пятилетней службы по правилам, установленным Леонидом Брежневым , Юрием Андроповым и Константином Черненко , Тихонов был вынужден уйти в отставку Михаилом Горбачевым 27 сентября 1985 года. На смену Тихонову пришел Николай Рыжков . [11] Рыжков был половинчатым реформатором и скептически относился к денационализации и денежной реформе 1989 года; однако он поддержал создание «регулируемой рыночной» экономики. В 1991 году Рыжкова на посту премьер-министра сменил Валентин Павлов . Совет Министров был распущен и заменен вновь созданным Кабинетом Министров . [12]

Обязанности, функции и ответственность

[ редактировать ]

Совет министров руководил исполнительной частью правительства. [13] Образованный на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей , он состоял из Премьера , ряда первых заместителей , депутатов , министров , председателей государственных комитетов и председателей Советов Министров советских республик . Премьер Совета Министров мог также рекомендовать Верховному Совету людей, которых он считал подходящими для членства в Совете Министров . Совет Министров прекращал свои функции на каждом первом созыве вновь избранного Верховного Совета. [14]

Совет Министров был подотчетен и подотчетен Верховному Совету и в период между созывами Верховного Совета был подотчетен Президиуму Верховного Совета и регулярно отчитывался перед Верховным Советом о своей работе, [15] а также ему было поручено решать все государственные административные обязанности, находящиеся в ведении СССР, которые не входили в компетенцию Верховного Совета или Президиума. В своих пределах Совет Министров отвечал за: [16]

  • Управление народным хозяйством и социально-культурным строительством и развитием.
  • Разработка и представление в Верховный Совет пятилетних планов «экономического и социального развития» вместе с государственным бюджетом.
  • Защита интересов государства, социалистической собственности, общественного порядка и защита прав советских граждан.
  • Обеспечение государственной безопасности.
  • Общая политика советских вооруженных сил и определение количества граждан, подлежащих призыву на военную службу.
  • Общая политика в области внешних сношений СССР и торгово -экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами, а также полномочий по подтверждению или денонсации международных договоров, подписанных СССР.
  • Создание необходимых организаций в рамках Совета Министров по вопросам экономики, социально-культурного развития и обороны.

Совет министров также мог издавать указы и постановления, а затем проверять их исполнение. Все организации были обязаны подчиняться постановлениям и постановлениям Всесоюзного Совета Министров. [17] Всесоюзный Совет также имел право приостанавливать действие всех мандатов и постановлений, изданных им самим или подчиненными ему организациями. [18] Совет координировал и направлял работу союзных республик и союзных министерств, государственных комитетов и других подчиненных ему органов. [19] Компетенция Совета Министров и его Президиума в отношении их порядка и деятельности, а также взаимоотношения Совета с подчиненными органами определялись в Советской конституции Законом о Совете Министров СССР . [20]

Структура и организация

[ редактировать ]
Состав Совета Министров в 1950 году с Иосифом Сталиным в качестве премьер-министра.

Министерства

[ редактировать ]

В 1946 году Всесоюзный Совет Народных Комиссаров стал Советом Министров ( русский : Совет Министров , тр.: Совет Министров СССР ), а народные комиссары и народные комиссариаты стали министрами и министерствами. [21] Министры имели важное значение для принятия обычных решений: 73 процента из них были избраны полноправными членами ЦК на 25-м съезде партии . [22]

Попытка Никиты Хрущева в конце 1950-х годов децентрализовать принятие решений путем реформирования цепочки подчинения, которая использовалась с первых времен Совета Народных Комиссаров для управления местной промышленностью и предприятиями, привела к серьезной реорганизации министерств СССР. Большое количество министерств было ликвидировано и заменено сетью областных и местных совнархозов, подчинявшихся Верховному Совету Народного Хозяйства . [23] Экономическая реформа Хрущева оказалась катастрофической, поскольку она разорвала региональные экономические связи и была прекращена советским правительством после свержения Хрущева в 1964 году. Год спустя были восстановлены двадцать восемь промышленных министерств, одиннадцать всесоюзных и семнадцать союзных министерств. Вторая попытка децентрализации советской экономики была предпринята в 1965 году, когда премьер-министр Алексей Косыгин инициировал новую экономическую реформу, направленную на предоставление предприятиям большей экономической свободы и стимулов для получения прибыли. [24]

Некоторые крупные министерства имели большее влияние на национальную и международную политику СССР, а их министры были полноправными членами Политбюро. Среди них были такие известные личности, как Лев Троцкий , Вячеслав Молотов и Андрей Громыко , главы Министерства иностранных дел , а также Андрей Гречко и Дмитрий Устинов , министры обороны . [25]

Государственный комитет

[ редактировать ]
Удостоверение личности работника аппарата Совета Министров 50-х годов.

Государственные комитеты СССР отличались от министерств тем, что государственный комитет в первую очередь отвечал за несколько частей правительства, а не за одну конкретную тему, за которую единолично отвечало министерство. [26] Таким образом, многие государственные комитеты обладали юрисдикцией в отношении определенных общих видов деятельности, выполняемых министерствами, таких как исследования и разработки, стандартизация, планирование, строительство зданий, государственная безопасность, издательское дело, архивирование и так далее. Различие между министерством и государственным комитетом может быть неясным, как в случае с Комитетом государственной безопасности (КГБ). [27]

Государственные комитеты сыграли важную роль в поддержании согласованности и интеграции обширной советской экономической системы.

Президиум

[ редактировать ]

Президиум Совета Министров был создан в марте 1953 года в результате реорганизации специального бюро, созданного в 1944 году для контроля и координации обширной сети правительственных комитетов, комиссий и других учреждений, подчинявшихся непосредственно Совету Министров. Народных Комиссаров .

На протяжении всего своего существования Президиум Совета Министров был загадочным учреждением. Наблюдатели стран Первого мира мало знали о деятельности и функциях Президиума и даже о частоте его заседаний. В советских учебниках и официальных лицах он описывался как внутренний орган правительства. Черчворд в своей книге 1975 года отметил, что невозможно определить важность Президиума по сравнению с другими органами Совета Министров. [28] Британский историк Леонард Шапиро пишет в своей книге «Правительство и политика Советского Союза» , что Президиум работал в некотором роде как «Внутренний кабинет» для выработки политики. Историки Хаф и Фейнсод считали, что существует «большое совпадение» между обязанностями и функциями Центрального комитета , Секретариата и Президиума Совета министров. [29] Однако Шапиро не был уверен ни в составе Президиума, ни в том, проводятся ли у Президиума какие-либо заседания. [30]

Неизвестно, имел ли Президиум какое-либо значение для принятия обычной политики в 1950-е и 1960-е годы. В советских произведениях того периода о Президиуме Совета Министров не упоминается. Профессор Т.Х. Ригби считает, что обязанности и ответственность Президиума в то время в основном брала на себя Комиссия по текущим делам Совета Министров , а с 1956 года, возможно, Государственная экономическая комиссия Совета Министров , причем обеими комиссиями руководил Михаил Первухин . [31] Во время своего визита в СССР политолог Роберт Такер спросил Мансура Мирзу-Ахмедова , премьер -министра Совета министров Узбекской ССР , продолжает ли Президиум функционировать как внутренний орган, определяющий политику. Он получил ответ: да, и что в состав Президиума входят премьер-министр , два первых заместителя председателя , четыре заместителя председателя , министр финансов и министр сельского хозяйства . [32]

В 1970-е годы советские власти официально определили обязанности и состав Президиума. В советской Конституции 1977 года Президиум назывался «постоянным» органом Совета Министров, который был создан для обеспечения хорошего экономического руководства и выполнения других административных обязанностей. Несколько опубликованных документов свидетельствуют о том, что Президиум уделял меньше внимания экономическому планированию и принятию решений, а также принимал меньшие важные решения, чем решения Политбюро Коммунистической партии . [33] Статья 132 Конституции СССР 1977 года и статья 17 Закона СССР 1978 года, регламентировавшего деятельность Советского правительства, гласят, что членами Президиума являются Премьер-министр, первый заместитель, заместители Председателя и другие члены Совета Министров СССР. Тем не менее, настоящие имена его членов (кроме премьер-министра) никогда не разглашались общественности.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хаски, Юджин (1992). Исполнительная власть и советская политика: взлет и упадок советского государства . Я Шарп. п. 281. ИСБН  978-1-56324-060-7 .
  2. ^ "О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров Союзных и Автономных республик в Советы Министров Союзных и Автономных республик" 15 марта 1946 года [О преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров, а Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик, 15 марта 1946 года]. Законодательство СССР 1946-1952 гг. (на русском языке). Мировая и рыночная экономика - Сборник статей по экономике, Игорь Аверин . Проверено 3 октября 2010 г.
  3. ^ Браун, Арчи (2009). Взлет и падение коммунизма . Бодли Хед . стр. 231–233. ISBN  978-0-06-113882-9 .
  4. ^ Таубман, Уильям (2003). Хрущев: Человек и его эпоха . WW Norton & Co. p. 266. ИСБН  978-0-393-08172-5 .
  5. ^ Томпсон, Уильям Дж. (1995). Хрущев: Политическая жизнь . Пресса Святого Мартина. п. 189 . ISBN  978-0-312-16360-0 .
  6. ^ Сервис, Роберт (2009). История современной России: от царизма до XXI века . Пингвин Букс Лтд . ISBN  978-0-14-103797-4 .
  7. ^ Браун, Арчи (2009). Взлет и падение коммунизма . Бодли Хед . п. 403. ИСБН  978-0-06-113882-9 .
  8. ^ Дэниелс, Роберт Винсент (1998). Трансформация России: снимки разваливающейся системы . Роуман и Литтлфилд . п. 36. ISBN  978-0-8476-8709-1 .
  9. ^ «Советский Союз: И был он один» . Время . 3 ноября 1980 года. Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
  10. ^ Плосс, Сидни (2010). Корни перестройки: распад Советского Союза в историческом контексте . МакФарланд и компания . п. 132. ИСБН  978-0-7864-4486-1 .
  11. ^ Сервис, Роберт (2009). История современной России: от царизма до XXI века . Пингвин Букс Лтд . п. 439. ИСБН  978-0-14-103797-4 .
  12. ^ Сервис, Роберт (2009). История современной России: от царизма до XXI века . Пингвин Букс Лтд . стр. 432–433. ISBN  978-0-14-103797-4 .
  13. ^ Статья № 128 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 128 . .
  14. ^ Статья № 129 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 129 . .
  15. ^ Статья № 130 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 130 . .
  16. ^ Статья № 131 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 131 . .
  17. ^ Статья № 133 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 133 . .
  18. ^ Статья № 134 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 134 . .
  19. Статья № 135 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 135 . .
  20. Статья № 136 Конституции 1977 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) от 7 октября 1977 г. Статья 136 . .
  21. ^ "О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров Союзных и Автономных республик в Советы Министров Союзных и Автономных республик" 15 марта 1946 года [О преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР, а Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик, 15 марта 1946 года]. Законодательство СССР 1946–1952 гг. (на русском языке). Мировая и рыночная экономика — Сборник статей по экономике, Игорь Аверин . Проверено 3 октября 2010 г.
  22. ^ Хаф и Фейнсод 1979 , стр. 440.
  23. ^ Черчворд 1975 , с. 166.
  24. ^ Черчворд 1975 , с. 167.
  25. ^ Черчворд 1975 , с. 242.
  26. ^ Шапиро 1977 , с. 127.
  27. ^ Хаски, Юджин (1992). Исполнительная власть и советская политика: взлет и упадок советского государства . Я Шарп. п. 112. ИСБН  978-1-56324-060-7 .
  28. ^ Черчворд 1975 , с. 143.
  29. ^ Hough & Fainsod 1979 , стр. 382–383.
  30. ^ Шапиро 1977 , с. 117.
  31. ^ Черчворд 1975 , с. 142.
  32. ^ Черчворд 1975 , стр. 142–143.
  33. ^ Хаф и Фейнсод 1979 , стр. 383.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2642883c353b2cf76c3258c924d78f2c__1721118120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/2c/2642883c353b2cf76c3258c924d78f2c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Council of Ministers of the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)