Jump to content

Министерства Советского Союза

Министры СССР в позднесталинскую эпоху (1946–1953).

Министерства Советского Союза ( русский язык : Министерство СССР ) были правительственными министерствами Советского Союза .

После русской революции министров был заменен Народными Комиссариатами Нарком ( 1917 года прежний бюрократический аппарат буржуазных , ) . укомплектованными новыми сотрудниками из числа рабочих и крестьян [1] 15 марта 1946 г. наркоматы были преобразованы в министерства. Смена названия не имела никаких практических последствий, кроме восстановления названия, которое ранее считалось пережитком буржуазной эпохи. [2] Распад системы министерств был одной из главных причин распада Советского Союза . [3]

Государственные комитеты также подчинялись Совету Министров Советского Союза и имели аналогичные полномочия и права. [4]

После окончания Второй мировой войны наркоматы были реорганизованы для нужд реконструкции. Были ликвидированы комиссариаты танковой промышленности и минометного вооружения. Их штабы и объекты вошли в состав большого числа наркоматов, созданных в конце 1945 и 1946 годов. Деятельность новых наркоматов обозначалась названиями: Сельскохозяйственное машиностроение, Автомобильная промышленность, Строительные и дорожно-строительные машины, Строительство предприятий топливного хозяйства, Строительство предприятий тяжелой промышленности, тяжелого машиностроения, машин и приборов, транспортного машиностроения. [5]

Хрущев децентрализовал власть, упразднив десять министерств. Это были министерства, чьи заводы и строительные проекты могли бы лучше управляться ближе к месту происшествия со стороны регионального экономического совета. В их число вошли Министерство автомобильной промышленности, Министерство строительства предприятий нефтяной промышленности и Министерство тяжелого машиностроения. [6]

Кроме того, пятнадцать министерств, ранее переведенных из Москвы в столицы республик в рамках предварительной попытки децентрализации, теперь были расформированы. Функции таких республиканских министерств, как министерства угольной промышленности, рыбной промышленности, нефтяной промышленности и строительства предприятий угольной промышленности, были переданы областным совнархозам. [6]

Все советские министерства, за исключением Министерства обороны и Министерства атомной энергии , были упразднены или переданы Российской Федерации 20 декабря 1991 года. [7] Министерство атомной энергии СССР было упразднено в январе 1992 года и заменено Министерством по атомной энергии Российской Федерации . [8] Министерство обороны СССР было расформировано 16 марта 1992 года. [9]

Система министерства

[ редактировать ]

Министры были главными административными должностными лицами правительства. В то время как большинство министров управляли отраслями экономики, другие управляли государственными делами, такими как внешняя политика, оборона, юстиция и финансы. В отличие от парламентских систем, в которых министры являются членами парламента, советские министры не обязательно были членами Верховного Совета и не должны были избираться. Советские министры обычно поднимались внутри министерства; начав работу в одном министерстве, они могли, однако, быть назначены на аналогичную должность в другом. Таким образом, к моменту назначения партией чиновника на министерскую должность этот человек был полностью знаком с делами министерства и был хорошо обучен избегать конфликтов с партией. До конца 1980-х годов министры находились на своем посту в течение длительного времени, обычно занимая этот пост десятилетиями и часто умирая на своем посту. [10]

Министерства и государственные комитеты не только управляли экономикой, правительством и обществом, но также могли принимать законы. Большинство министерств и государственных комитетов издавали приказы и инструкции, обязательные только для их организаций. Однако некоторые министерства могли издавать приказы в пределах законодательно определенной зоны ответственности, обязательные для общества в целом. Эти приказы имели ту же силу закона, что и акты Верховного Совета. Например, Министерство финансов установило правила для любой формы обмена иностранной валюты. [10]

Министерства общесоюзных и союзных республик

[ редактировать ]

Министерскую систему составляли два типа министерств: общесоюзные и союзно-республиканские. [10]

Общесоюзные министерства курировали определенную деятельность в масштабах всей страны и контролировались общесоюзным партийным аппаратом и правительством в Москве. Правительства республик не имели соответствующего министерства, хотя общесоюзные министерства имели филиалы в республиках. [10]

Министерства союзных республик имели центральное министерство в Москве, которое координировало работу министерств-партнеров в правительствах республик. Республиканские партийные организации также курировали работу министерств союзных республик в своей сфере. [10]

Конституция определила, к какой категории относятся те или иные министерства. Министерство иностранных дел было министерством союзной республики, отражающим конституционное право республик на зарубежное представительство. Хотя в республиках были министерства иностранных дел, центральное министерство иностранных дел в Москве фактически вело всю дипломатию в пользу Советского Союза. [10]

Общесоюзные министерства были более централизованы, что позволяло лучше контролировать жизненно важные функции. Министерства союзных республик, похоже, пользовались ограниченной автономией в не жизненно важных областях. На практике центральное правительство доминировало над министерствами союзных республик, хотя теоретически каждый уровень правительства обладал равными полномочиями в своих делах. [10]

Министерства союзных республик предлагали некоторые практические экономические преимущества. Представители республик в министерствах союзных республик стремились обеспечить учет интересов республик при формировании политики. Кроме того, эта договоренность позволяла центральному министерству устанавливать руководящие принципы, которые республики затем могли адаптировать к своим местным условиям. Центральное министерство в Москве также могло бы делегировать некоторые обязанности республиканскому уровню. [10]

Внутренние структуры как общесоюзных, так и союзно-республиканских министерств были высокоцентрализованы. Центральное министерство имело крупные функциональные отделы и специализированные управления. Главные управления выполняли наиболее важные специализированные функции в более крупных министерствах. Специализированные функции включали зарубежные контракты, планирование, финансы, строительство, персонал и кадровые услуги. Безопасность контролировал первый отдел любого министерства, укомплектованный сотрудниками Комитета государственной безопасности (КГБ). [10]

Государственные комитеты и государственные учреждения аналогично относились к общесоюзным и союзно-республиканским организациям. Государственные комитеты курировали технические вопросы, которые затрагивали многие аспекты государственного управления, такие как стандарты, изобретения и открытия, трудовые и социальные вопросы, спорт, цены и статистика. Другие агентства, такие как информационное агентство ТАСС и Академия наук, курировали дела, находящиеся в их ведении. [10]

Партийный контроль над министерским аппаратом

[ редактировать ]

Министерства и государственные комитеты действовали без видимого партийного контроля. Тем не менее, партия обеспечила свою власть над правительством посредством ряда механизмов, призванных сохранить свою ведущую роль в обществе. [10]

Значительное дублирование членского состава Совета министров и ведущих партийных органов способствовало как координации политики между двумя организациями, так и партийному контролю. Председатель Совета Министров обычно занимал место в Политбюро , что давало ему дополнительные полномочия по обеспечению выполнения своих решений. В 1989 году первый заместитель председателя Совета Министров Юрий Маслюков получил статус полноправного члена ЦК, и он, и заместитель председателя Александра Бирюкова были кандидатами в члены Политбюро. В начале 1989 года Виктор Чебриков членами Политбюро были также глава КГБ Эдуард Шеварднадзе и министр иностранных дел . Кроме того, большинство министров и председателей государственных комитетов были либо действительными, либо кандидатами в члены ЦК. Таким образом, нормы демократического централизма обязывали членов совета придерживаться партийной политики. [10]

В Совете министров и министерствах партия использовала свой номенклатурный авторитет, чтобы поставить своих людей на влиятельные позиции. Номенклатура относится как к должностям, которые имеет право занять аппарат ЦК партии, так и к списку людей, квалифицированных для их заполнения. Примерно треть административных должностей в советской бюрократии, включая наиболее важные, входила в номенклатурный список. Занимавшие эти должности хорошо понимали, что партия может их сместить, если они не будут следовать ее политике. [10]

Наконец, в рамках так называемого двойного подчинения сотрудники каждого министерства должны были подчиняться приказам и указаниям своей первичной партийной организации (ППО), а также иерархии министерств. Члены партии в составе министерства были обязаны по нормам демократического централизма подчиняться приказам секретаря ППО, который представлял иерархию КПСС в министерстве. Секретарь ППО следил за тем, чтобы политика КПСС проводилась в повседневной деятельности министерств. [10]

Промышленные министерства

[ редактировать ]

Оборонно-промышленные министерства

[ редактировать ]

Основные организации советской военной науки и техники подчинялись оборонно-промышленным министерствам. В состав министерств, ответственных за исследования, проектирование и производство военной техники и вооружения или их компонентов, входили Министерство авиационной промышленности , Министерство промышленности средств связи , Министерство оборонной промышленности , Министерство электронной промышленности , Министерство общего машиностроения , Министерство станкостроения и инструментостроительной промышленности , Министерство среднего машиностроения , Министерство радиопромышленности , Министерство судостроительной промышленности . [11]

Эти девять министерств вошли в число восемнадцати министерств машиностроительного и металлообрабатывающего комплекса (ММК), подконтрольных Совету обороны. В состав каждого из девяти министерств входили институты, занимающиеся прикладными исследованиями, и сеть бюро, отвечающих за проектирование и разработку новой военной техники и процессов. В 1989 году эти министерства руководили работой тысяч заводов по производству вооружения и его компонентов, не менее 450 военных научно-исследовательских организаций и примерно пятидесяти крупных конструкторских бюро. [11]

Другие промышленные министерства внесли свой вклад в военные исследования, разработки и производство. Например, часть военной техники производила Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения , а топливо и боевые отравляющие вещества производило Министерство химической промышленности . [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ким, депутат Парламента История СССР: эпоха социализма . п. 78 . Проверено 3 декабря 2017 г.
  2. ^ Экономическая история ИИКА СССР . 1986. с. 294.
  3. ^ Шама, Авраам; Семенцов, Сергей (март 1992 г.). «Крах советских министерств: экономическая и правовая трансформация». Международный исполнительный директор . 34 (2): 131–150. дои : 10.1002/tie.5060340203 .
  4. ^ «Министерства экономики» . Энциклопедия.com . Проверено 3 декабря 2017 г.
  5. ^ Анналы Американской академии политических и социальных наук Советский Союз после Второй мировой войны, том 263 . Американская академия политических и социальных наук. 1949. с. 23 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Левин, Ирвинг Р. (1959). Главная улица СССР . Doubleday & Company, Inc. с. 88 .
  7. ^ Паркс, Майкл (20 декабря 1991 г.). «Ельцин захватывает Кремль, распускает советские министерства : Содружество: Российский лидер смело движется к консолидации своей власти над иностранными делами и безопасностью. Его действия сравнивают с государственным переворотом» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 октября 2018 г.
  8. ^ "Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 г. № 61" . Президент России (in Russian) . Retrieved 10 October 2018 .
  9. ^ "Министерство Обороны СССР" (in Russian). Энциклопедия Всемирная история . Retrieved 10 October 2018 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Зикель, Раймонд Э. (1991). Советский Союз: страновое исследование; исследование завершено в мае 1989 г. (2-е изд., 1-е печатное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Печать правительства США. Выключенный. стр. 343-345 . ISBN  0844407275 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Зикель, Раймонд Э. (1991). Советский Союз: страновое исследование; исследование завершено в мае 1989 г. (2-е изд., 1-е печатное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Печать правительства США. Выключенный. стр. 646 . ISBN  0844407275 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50fb568054e39302956e68e3c6613e1f__1713582900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/1f/50fb568054e39302956e68e3c6613e1f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ministries of the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)