Семья в Советском Союзе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2010 г. ) |
Взгляд на советскую семью как на основную социальную ячейку общества превратился из революционного в консервативный; правительство Советского Союза сначала пыталось ослабить семью , а затем, начиная с 1930-х годов, укрепить ее. [1]
Согласно закону 1968 года «Основы законодательства о браке и семье СССР и союзных республик», родители обязаны «воспитывать своих детей в духе Морального кодекса строителя коммунизма , заботиться об их физическом развитии и их обучение и подготовка к общественно полезной деятельности».
Женщины-большевики в советском доме
[ редактировать ]
До революции 1917 года женщины не имели равных прав с мужчинами и, поскольку большую часть населения составляли крестьяне, они жили в рамках патриархального деревенского уклада; им приходилось заботиться о доме, а также играть важную роль в уходе за фермами. Миллионы крестьян-мужчин выполняли сезонные работы в городах, часто оставляя женщин без мужей на несколько месяцев. [2]
Одной из главных целей ленинского периода было упразднение буржуазной семьи и освобождение мужчин и женщин от тяжелой работы по дому. Были открыты коммунальные столовые, прачечные и детские сады, женщины теперь могли легально получать образование и работать. Большевистское правительство не доверяло нуклеарной семье , полагая, что она учит детей индивидуалистическим, буржуазным ценностям; первоначально они верили, что правительственные учреждения смогут воспитать миллионы детей, осиротевших в результате Гражданской войны в России , и что этим детям можно привить социалистические ценности. [3] Гражданская война оставила в промышленных отраслях рабочую силу, и эта пустота была заполнена сотнями тысяч женщин. Когда Сталин пришел к власти и ввел первый пятилетний план , женский труд стал важным экономическим ресурсом, который позволил массово расширить рабочую силу при низких затратах, поскольку женщинам часто не платили так много, отчасти из-за неопытности. [4] Они также предложили возможности женщинам внутри партии, когда в 1919 году был создан Департамент по работе среди женщин.
Большевики выступали за отмену дифференцированных гендерных ролей . Несмотря на сильное стремление к переменам со стороны Женотдела , чрезвычайно патриархальное общество, существовавшее сотни лет назад, заменит эти усилия. [5]
Феминистское движение рассматривалось большинством крестьянского и рабочего населения как буржуазное и, следовательно, представляло собой нечто противоположное большевистской идее. Акцент на непосредственном домашнем хозяйстве как приоритете был уместен, особенно в эпоху Советской России 1930-х годов. Начиная с эпохи палеолита в России существует увлечение увековечиванием фигуры матери. В статуте «Родина-мать зовёт» говорилось о нереалистичных ожиданиях, которые Советский Союз возлагал на своих матерей-женщин. Они утверждали, что материнство — это не какое-то божественное сознание, а нечто, чему по своей сути научились в результате того, что женщина стала женщиной. Некоторые утверждали, что традиционную роль матери следует бросить вызов, и что она не такая, как в прошлые годы. Во многих случаях домашняя работа возлагалась на женщину-главу дома, несмотря на поощрение равенства между полами. Это привело к неравной нагрузке на женщину, которая также должна была работать вне дома, чтобы помочь обеспечить себя в особенно сложной экономике, где еды и надлежащего жилья часто не хватало. Однако, несмотря на этот аргумент, роль женщины-большевички оставалась статичной. Сам Сталин придерживался одних и тех же стандартов как для мужчин, так и для женщин, с одинаковой жестокостью относясь к обоим полам. В 1960-е годы от русской женщины ожидалось, что она будет соответствовать патриархальному руководству своего мужа. [6]
Еще одной ролью, которую женщины играли в советском доме, была роль бабушки. Во многих случаях она выполняла всю работу по дому и воспитывала детей. Это произошло потому, что родители обычно были слишком заняты работой, чтобы делать что-либо из этого. В конечном итоге это повредило внедрению советских ценностей в умы молодежи, поскольку бабушка обычно учила своих внуков более традиционным ценностям. [7]
Большевистское видение семьи
[ редактировать ]Марксистская теория семьи установила революционный идеал Советского государства и в той или иной степени влияла на государственную политику в отношении семьи на протяжении всей истории страны. Принципы таковы: Нуклеарная семья – это экономическое устройство, структурированное для поддержания идеологических функций капитализма. Семейная ячейка увековечивает классовое неравенство посредством передачи частной собственности по наследству. После отмены частной собственности буржуазная семья перестанет существовать и союз лиц станет «чисто частным делом». Первый советский государственный кодекс о браке и семье был написан в 1918 году и принял ряд преобразующих законов, призванных приблизить советскую семью к марксистской теории. [8] [5]
Кодекс о браке, семье и опеке 1918 года.
[ редактировать ]Через год после прихода к власти большевики ратифицировали Кодекс о браке, семье и опеке 1918 года. Революционные юристы во главе с Александром Гойхбаргом при разработке кодексов придерживались революционных принципов Маркса, Энгельса и Ленина. Гойхбарг считал нуклеарную семью необходимой, но переходной социальной структурой, которая быстро исчезнет из-за растущих общинных ресурсов государства и в конечном итоге «отомрет». Юристы предполагали, что кодекс обеспечит временную правовую основу для сохранения защиты женщин и детей до тех пор, пока не будет создана система тотальной общественной поддержки. [5]
Кодекс 1918 года также служил признанию законных прав личности в ущерб существующей царско-патриархальной системе семьи и брака. «без оснований» Это было достигнуто путем разрешения легко достижимых разводов . Он отменил «незаконность» рождения как правовую концепцию и предоставил всем детям право на родительскую поддержку. Он отменил усыновление сирот (о сиротах будет заботиться государство, чтобы избежать эксплуатации). Супружеская пара могла взять любую фамилию. В случае развода индивидуальное имущество сохраняется. Неограниченный срок алиментов мог быть назначен любому из супругов, но после развода каждая из сторон должна была заботиться о себе сама. Женщины должны были быть признаны равными перед законом; До 1914 года женщинам не разрешалось зарабатывать зарплату, получать образование или обменивать собственность без согласия мужа. [5] [9]
Семейный кодекс 1926 года
[ редактировать ]Кодекс 1918 года достиг многих целей, которые пытались привести в действие юристы, но социальные потрясения, возникшие после Первой мировой войны, выявили недостатки кодекса в решении социальных проблем. Кодекс 1926 года возродил более консервативное определение семьи в юридическом смысле. «Кодекс 1918 года был мотивирован желанием вести общество вперед к новым социальным отношениям в соответствии с социалистической мыслью о браке и семье, Кодекс 1926 года был попыткой решить насущные проблемы, в частности, обеспечить финансовое благополучие». [9] В число горячо обсуждаемых социальных проблем входили: неконтролируемое количество сирот, безработица среди женщин, отсутствие защиты после развода, общее имущество и развод, а также обязательства не состоящих в браке и сожительствующих партнеров.
Только в 1921 году семь миллионов сирот были вынуждены покинуть свои дома, скитаясь по городам и деревням. [10] У государственных учреждений просто не было ресурсов для ухода за детьми. Семья может заботиться об усыновленном ребенке практически без каких-либо затрат со стороны государства. Кодекс 1926 года восстановил усыновление в качестве решения проблемы бездомности детей.
В 1921 году Новая экономическая политика (НЭП) привела к ограниченному восстановлению частного предпринимательства и свободного рынка. Это также положило конец трудовой повинности. Результатом стал всплеск женской безработицы, когда « военный коммунизм » подошел к концу и возникла НЭП . [6] Сотни тысяч безработных женщин не имели зарегистрированного брака и остались без средств поддержки и защиты после развода в соответствии с кодексом 1918 года. Кодекс 1926 года сделал бы незарегистрированные браки законными, чтобы защитить женщин, распространив алименты на незарегистрированных , де-факто жен, с целью обеспечить заботу о большем количестве женщин в периоды массовой безработицы.
По кодексу 1918 года раздел имущества в случае развода не предусматривался. Брак не должен был быть экономическим партнерством, и каждая сторона имела право на индивидуальную собственность. Это означало, что женщины, которые вели домашнее хозяйство и заботились о детях, не имели права на какую-либо материальную долю того, что «кормилец» привнес в брак. Еще одним консервативным шагом было то, что кодекс 1926 года требовал равного раздела имущества, приобретенного во время брака. Все имущество, приобретенное во время брака, станет «общим». [6] Этот новый закон о собственности , преследующий цели, аналогичные юридическому признанию фактического брака, стал ответом на отсутствие защиты, предоставляемой женщинам в случае развода. [11]
Кроме того, кодекс отменяет концепцию «коллективного отцовства» 1918 года, согласно которой алименты могли быть назначены нескольким мужчинам, если невозможно было установить отца ребенка. По кодексу 1926 года отцовство могло быть установлено судьей. Он также расширил семейные обязательства, распространив обязательства по алиментам на детей, родителей, братьев и сестер, а также бабушек и дедушек. Алименты также будут иметь ограничения по времени. [9] Кодекс 1926 года стал сигналом об отказе от многих политических мер, которые ослабляли семью в 1918 году. коммунальная помощь еще не материализовалась. [9]
Семейный кодекс 1936 года
[ редактировать ]В отличие от более ранних кодексов, которые предусматривали временные и переходные законы как шаг к революционному видению семьи; Кодекс 1936 года ознаменовал идеологический отход от марксистских/революционных представлений о нуклеарной семье. [12] Совпадая с ростом сталинизма, закон требовал стабилизации и укрепления семьи. «Доктрина «отмирания», некогда центральная в социалистическом понимании семьи, права и государства, была предана анафеме». [5]
Кодекс 1936 года появился вместе с всплеском пропаганды в защиту семьи. [12] Впервые кодекс наложил ограничения на аборты и наложил штрафы и тюремное заключение на тех, кто получил или оказал эту услугу. Кодекс также принял ряд законов, направленных на поощрение беременности и рождения детей. Страховые выплаты, отпуск по беременности, гарантированное трудоустройство, легкие обязанности, услуги по уходу за детьми и выплаты многодетным семьям. Еще одним радикальным шагом стало то, что кодекс затруднил получение развода. Согласно кодексу, обе стороны должны будут присутствовать при разводе и заплатить штраф. Могут быть суровые наказания для тех, кто не платит алименты и выплаты по алиментам. [5]
«Наши требования растут с каждым днем. Нам нужны бойцы, они строят эту жизнь. Нам нужны люди». [5] Более широкая кампания по поощрению семейной ячейки возвела материнство в форму стахановского труда. В то время материнство праздновалось как патриотическое, а радость детей и семьи превозносилась руководством страны.
Семейный указ 1944 года.
[ редактировать ]Семейный указ 1944 года станет продолжением консервативной тенденции кодекса 1936 года. Ссылаясь на тяжелые людские потери и социальные потрясения после Второй мировой войны, Президиум Верховного Совета принял законы, которые еще больше поощряли браки и деторождение.
Указ 1944 года предлагал матерям более крупные государственные льготы, в том числе: продление отпуска по беременности и родам, увеличение семейных пособий даже для незамужних матерей, обещание растущего количества услуг по уходу за детьми, целевую охрану труда и, что особенно важно, государственное признание и почетное звание « Мать-героиня». для матерей, которые могли бы создать большие семьи. [13]
Указ также был направлен на сохранение семейной ячейки, еще больше затрудняя получение развода. Штрафы были увеличены, и сторонам часто предписывали попытаться примириться. Развод также стал общественным делом. Разведенные были обязаны явиться в суд, и их намерения публиковались в местной газете. [14]
Эволюция советской семьи
[ редактировать ]Раннее советское государство стремилось переделать семью, полагая, что, хотя экономическое освобождение рабочих лишит семьи их экономической функции, оно не разрушит институт, а скорее положит начало семейным отношениям исключительно на взаимной привязанности. Большевики заменили религиозные браки гражданскими, развод стал легко получить, а незамужние матери получили особую защиту. Все дети, как законные, так и незаконнорожденные, имели равные права перед законом, женщины получили половое равенство по брачному праву, наследование имущества было отменено, а аборты были легализованы. [15]
Однако в начале 1920-х годов ослабление семейных связей в сочетании с опустошением и беспорядками, вызванными Гражданской войной в России (1918–21), привело к тому, что почти 7 миллионов детей стали бездомными. Эта ситуация побудила высокопоставленных чиновников большевистской партии прийти к выводу, что государству необходима более стабильная семейная жизнь, чтобы восстановить экономику страны и разрушить социальную структуру. К 1922 году правительство разрешило некоторые формы наследования, а после 1926 года были восстановлены полные права наследования. К концу 1920-х годов на взрослых была возложена большая ответственность за заботу о своих детях, а гражданскому браку был предоставлен равный правовой статус с гражданским браком. [15]

В период правления Иосифа Сталина (конец 1920-х - 1953 гг.) тенденция к укреплению семьи сохранялась. В 1936 году правительство начало выплачивать выплаты многодетным женщинам, запретило аборты и затруднило получение разводов. В 1942 году оно облагало дополнительными налогами одиноких и бездетных женатых лиц. В 1944 году законными были признаны только зарегистрированные браки, а развод стал решаться по решению суда. В том же году правительство начало награждать медалями женщин, родивших пятерых и более детей и взяв на себя содержание внебрачных детей. [15]
После смерти Сталина в 1953 году правительство пошло в более либеральном направлении и отменило некоторые из своих наталистских законов. В 1955 году оно объявило аборты по медицинским показаниям законными, а в 1968 году оно объявило законными все аборты, следуя западноевропейской политике. В середине 1960-х годов государство также либерализовало процедуру развода, но в 1968 году ввело новые ограничения. [15]
В 1974 году правительство начало субсидировать более бедные семьи, среднедушевой доход которых не превышал 50 рублей в месяц (позже в некоторых северных и восточных районах он был повышен до 75 рублей в месяц). Субсидия составила 12 рублей в месяц на каждого ребенка до восьми лет. Было подсчитано [ кем? ] что в 1974 г. эту субсидию получили около 3,5 млн семей (14 млн человек, или около 5% всего населения). Однако с ростом дохода на душу населения количество детей, нуждающихся в такой помощи, уменьшилось. В 1985 году правительство подняло возрастной предел для получения помощи до двенадцати лет и младше. В 1981 году субсидия незамужней матери с ребенком увеличилась до 20 рублей в месяц; в начале 1987 года такую помощь получали примерно 1,5 миллиона незамужних матерей, что в два раза больше, чем в конце 1970-х годов. [15]
Размер семьи
[ редактировать ]Размер и состав семьи зависели главным образом от места проживания — городского или сельского — и этнической принадлежности. На размер и состав таких семей также влияли ограничения на жилье и доходы, пенсии и занятость женщин вне дома. Типичная городская семья состояла из супружеской пары, двоих детей и примерно в 20% случаев одной из бабушек, помощь которой в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства была важна для подавляющего большинства семей, имеющих двух кормильцев. В сельских семьях обычно было больше детей, чем в городских, и они часто содержали три поколения под одной крышей. Семьи в Центральной Азии и на Кавказе, как правило, имели больше детей, чем семьи в других частях Советского Союза, и включали в семейную структуру бабушек и дедушек. В целом средний размер семьи соответствовал размеру семьи в других промышленно развитых странах: в семьях с более высоким доходом было меньше детей и более низкий уровень детской смертности. С начала 1960-х до конца 1980-х годов число семей, имеющих более одного ребенка, сократилось примерно на 50% и в 1988 году составило 1,9 миллиона. Около 75% семей, имеющих более одного ребенка, проживали в южных регионах страны, половина из них – в Средней Азии. В В Российской , Украинской , Белорусской , Молдавской , Эстонской , Латвийской и Литовской республиках семьи с одним и двумя детьми составляли более 90% всех семей, тогда как в Средней Азии доля семей с тремя и более детьми колебалась от 14%, в Кыргызской Республике до 31% в Таджикистане . Опросы показали, что у большинства родителей было бы больше детей, если бы у них было больше жилой площади. [15]
Начиная с середины 1980-х годов правительство поощряло планирование семьи , чтобы замедлить рост коренного населения Центральной Азии. Местное сопротивление этой политике особенно проявилось в Узбекской и Таджикской республиках. Однако в целом правительство продолжало публично чтить многодетных матерей. Женщины получили медаль «Материнство» второй степени за пятое живорождение и медаль «Мать-героиня» за десятое. Большую часть этих наград получили женщины Центральной Азии и Кавказа. [15]
Репродукция и планирование семьи
[ редактировать ]Основной формой контрацепции, практиковавшейся в раннем СССР, был прерванный половой акт . Из-за нехватки резины презервативы и диафрагмы стали недоступны, а политические деятели редко обсуждали вопросы контрацепции. [5]
СССР был первой страной в мире, легализовавшей аборты . В течение многих лет до Октябрьской революции аборты не были редкостью в России, хотя они были незаконными и влекли за собой наказание в виде каторжных работ или ссылки. [16] После революции голод и плохие экономические условия привели к увеличению числа «закулисных» абортов, и под давлением врачей и юристов Комиссариаты здравоохранения и юстиции в 1920 году легализовали аборты. Аборты были бесплатными для всех женщин, хотя их считали неизбежным злом из-за экономических трудностей, а не права женщины контролировать свою собственную репродуктивную систему. [17]
В 1930-е годы рост числа абортов в сочетании с падением рождаемости тревожил советских чиновников: только в 1926 году было зарегистрировано 400 000 абортов. [16] В 1936 году Центральный исполнительный комитет СССР снова объявил аборты незаконными. Это, наряду со стипендиями, выплачиваемыми молодым матерям, и премиями, выплачиваемыми многодетным женщинам, было частью усилий по борьбе с падением рождаемости. [5]
Структура семьи и родства
[ редактировать ]Расширенная семья была более распространена в Центральной Азии и на Кавказе, чем в других частях страны, и, как правило, в сельской местности больше, чем в городах. Уважение к пожеланиям родителей относительно брака было особенно сильным в этих местностях, даже среди проживающих там русских. [15]
Расширенные семьи способствовали сохранению традиционного образа жизни. Патриархальные ценности, сопровождающие этот образ жизни, затрагивали такие вопросы, как контрацепция, распределение семейной власти и роли людей в браке и семье. Например, традиционные узбеки придавали большее значение своим родительским обязанностям, чем собственному счастью как супругов и отдельных лиц. Однако более молодые и более образованные узбекистанки и работающие женщины с большей вероятностью вели себя и думали так же, как их коллеги из европейских регионов Советского Союза, которые были склонны делать упор на индивидуальную карьеру. [15]
Расширенные семьи не были распространены в городах. Пары жили с родителями в первые годы брака только из-за экономики или нехватки жилья. Когда рождались дети, пара обычно приобретала отдельную квартиру. [15]
Функция семьи
[ редактировать ]
Правительство взяло на себя многие функции досоветской семьи. Например, различные государственные учреждения взяли на себя ответственность за поддержку людей во время болезни, нетрудоспособности, старости, материнства и производственных травм. Государственные ясли, дошкольные учреждения, школы, клубы и молодежные организации взяли на себя большую часть роли семьи в социализации детей. Однако их роль в социализации была ограничена, поскольку в дошкольных учреждениях были места только для половины всех советских детей до семи лет. Несмотря на то, что правительство взяло на себя многие обязанности, супруги по-прежнему несли ответственность за материальную поддержку друг друга, несовершеннолетних детей и взрослых детей-инвалидов. [15]
Преобразование патриархальной сельской семьи, состоящей из трех поколений, в современную городскую семью, состоящую из двух взрослых и двух детей, свидетельствует о больших изменениях, которые претерпело советское общество с 1917 года. Эта трансформация не привела к изначально предполагаемому эгалитаризму, но она навсегда изменили природу того, что когда-то было Российской Империей . [15]
Рацион и питание советской семьи
[ редактировать ]История диеты Советского Союза до Второй мировой войны охватывает различные периоды, которые по-разному влияли на производство и доступность продуктов питания. Периоды низкой урожайности и ограничительного распределения продуктов питания в начале 1920-х, а затем в начале 1930-х годов привели к сильному голоду и страданиям в Советском Союзе. [18] Сельское хозяйство было одним из основных направлений производства продуктов питания и находилось в центре развития в поддержку советского коммунизма. Когда урожай был неурожайным или низким, советские крестьяне сильно страдали от недоедания.Традиционные виды продуктов питания, встречавшиеся в Советском Союзе, состояли из различных злаков для хлеба и выпечки, молочных продуктов, таких как сыр и йогурт, и различных видов мяса, таких как свинина, рыба, говядина и курица. [19] К 1940 году некоторые продукты, такие как овощи, мясо и зерновые, были менее распространены, чем другие виды продуктов питания, из-за нехватки ресурсов и плохой урожайности. Хлеб и картофель были очень важными продуктами питания для советских семей, как в городах, так и в деревне. [20] Картофель легко выращивать и собирать в самых разных условиях, и он обычно является надежным источником пищи. Недоедание было важным фактором плохого состояния здоровья и индивидуального роста в этот период в Советском Союзе. [21] Подобно западной традиции трехразового питания, советская трапеза состояла из завтрака ( завтрак ), обеда ( обед ) и ужина ( ужин ). Супы и бульоны из мяса и овощей, если они были доступны, были обычным блюдом советской крестьянской семьи.
См. также
[ редактировать ]- Демография Советского Союза
- Новая экономическая политика
- Новый советский человек
- Орден Материнской Славы
- Сироты в Советском Союзе
- Налог на бездетность
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уорд, Кристофер Эдвард (2016). Сталинская диктатура (9-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. стр. 210–211. ISBN 9781317762256 .
- ^ Фицпатрик, Шейла (2017). Русская революция . Издательство Оксфордского университета. п. 19. ISBN 9780198806707 .
- ^ Хоффман, Дэвид (2003). Сталинские ценности: культурные нормы советской современности 1917-1941 гг . Издательство Корнельского университета. стр. 105–106.
- ^ Лапидус, Гейл Варшофски (2003). «Женщины в советском обществе: равенство, развитие и социальные изменения». В Хоффмане, Дэвиде (ред.). Сталинизм: основные чтения . Блэквелл. стр. 224–225.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я З., Голдман, Венди (1993). Женщины, государство и революция: советская семейная политика и общественная жизнь, 1917-1936 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521458160 . OCLC 27434899 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Женщины в России . Аткинсон, Дороти, 1929–2016 гг., Даллин, Александр, 1924–2000 гг., Лапидус, Гейл Варшофски. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. 1977. ISBN 0804709106 . ОСЛК 3559925 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Сталинское общество, Глава: Семейные ценности, Марк Эделе
- ^ Маркс, Карл (2012). Коммунистический манифест . Энгельс, Фридрих, 1820–1895 гг., Исаак, Джеффри К., 1957 г., Люкс, Стивен. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300163209 . OCLC 794670865 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Куигли, Джон (1 января 1979 г.). «Советский семейный кодекс 1926 года: бегство от свободной любви». Советское и постсоветское обозрение . 6 (1): 166–174. дои : 10.1163/187633279x00103 . ISSN 1876-3324 .
- ^ Гольдман, Венди (1 ноября 1984 г.). «Свобода и ее последствия: дебаты о советском семейном кодексе 1926 года». Русская история . 11 (4): 362–388. дои : 10.1163/18763316-i0000023 . ISSN 1876-3316 .
- ^ Варшофски., Лапидус, Гейл (1978). Женщины в советском обществе: равенство, развитие и социальные перемены . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520028686 . OCLC 4040532 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Культурная революция в России, 1928-1931 гг . Фитцпатрик, Шейла, Американская ассоциация содействия развитию славистики. Комитет по исследованиям и разработкам, Колумбийский университет. Российский институт. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. 1978. ISBN 0253315913 . ОСЛК 3071564 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Указ Президиума Верховного Совета Советского Союза от 8 июля 1944 года» . Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ Филд, Дебора А. (1 октября 1998 г.). «Непримиримые разногласия: развод и представления о частной жизни в хрущевскую эпоху». Русское обозрение . 57 (4): 599–613. дои : 10.1111/0036-0341.00047 . ISSN 1467-9434 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Текст, использованный в этом цитируемом разделе, взят из: «Страновое исследование Советского Союза» из проекта «Страновые исследования Библиотеки Конгресса» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Авдеев, Блюм, Троицкая, Александра, Алена, Ирина (1995). «История статистики абортов в России и СССР с 1900 по 1991 год». Население: английская выборка . 7 : 39–66. JSTOR 2949057 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Киэр, Найман, Кристина, Эрик (2006). Повседневная жизнь в ранней советской России: взгляд на революцию изнутри . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 61–70.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дандо, Уильям (1994). «Гарвардские украинские исследования». Гарвардские украинские исследования . 18 (3–4): 396–397.
- ^ Ромеро, Гвинн (1997). «Питание беженцев из бывшего Советского Союза». Питание сегодня . 32 (4): 2–3.
- ^ Зубкова, Елена (01.03.2004). «Советский режим и советское общество в послевоенные годы: инновации и консерватизм, 1945–1953» . Журнал современной европейской истории . 2 (1): 134–152. дои : 10.17104/1611-8944_2004_1_134 . ISSN 1611-8944 . S2CID 147259857 – через SAGE Publishing .
- ^ Брейнерд, Элизабет (2010). «Переоценка уровня жизни в Советском Союзе» (PDF) . Журнал экономической истории . 70 (1): 83–117. дои : 10.1017/S0022050710000069 . hdl : 2027.42/40198 . S2CID 15082646 .
Примечания
[ редактировать ]В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
Библиография
[ редактировать ]- Клементс Б. и Лэннинг Р. (1999). Большевистские женщины. Наука и общество, 63 (1), 127–129.
- Вечински, Дж. (1998). Большевистские женщины. История: Обзоры новых книг, 26 (4), 191–192.
- Маркс К., Энгельс Ф., Исаак Дж., Люкс С. Коммунистический манифест . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета; 2012.
- Гольдман В. Женщины, государство и революция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 2004.
- Куигли Дж. Советский семейный кодекс 1926 года: бегство от свободной любви. Советское и постсоветское обозрение . 1979;6(1):166–174. дои: 10.1163/187633279x00103.
- Макколи, Мартин. Сталин и сталинизм: переработанное 3-е издание (исследования семинаров) (места Kindle 2475–2479). Тейлор и Фрэнсис. Киндл издание.
- Накачи, Миэ. (2021). Замена мертвых: политика воспроизводства в послевоенном Советском Союзе. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.