Выборы в Советском Союзе

Избирательная система Советского Союза со временем менялась и основывалась на главе XIII временного Основного закона 1922 года, статьях 9 и 10 Конституции 1924 года и главе XI Конституции 1936 года , а избирательные законы принимались в соответствии с этими законами. . Конституция и законы распространялись на выборы во все Советы — от Верховного Совета Советского Союза , союзных и автономных республик до областей, районов и городов. Голосование было заявлено как тайное и прямое при всеобщем избирательном праве . [1] Однако на практике в период с 1936 по 1989 год избиратели могли голосовать против кандидатов, предварительно выбранных Коммунистической партией, только испортив свои бюллетени или проголосовав против единственного кандидата, тогда как голоса за партийных кандидатов можно было отдать, просто подав пустой бюллетень. [2] [3] [4] [5] [6] Клерк выдавал человеку бюллетень, и он мог немедленно подойти к урне для голосования, и хотя существовали кабинки, в которых можно было вычеркнуть кандидатов, против которых он голосовал, из бюллетеней, это было легко записать, и обычно это не делалось. избиратели.
Указ 1945 года разрешал военнослужащим Красной Армии , дислоцированным за пределами Советского Союза, голосовать за обе палаты Верховного Совета СССР ( Совет Союза и Совет Национальностей ) в особых 100-тысячных округах. Впервые они были приняты на выборах в законодательные органы 1946 года и продолжались в течение следующих десятилетий, пока Красная Армия продолжала свое присутствие в Восточном блоке . [7]
Избирательная система, определенная Конституцией СССР.
[ редактировать ]Временный Основной закон 1922 года
[ редактировать ]Глава XIII
Статья 64. Право избирать и быть избранными в Советы имеют граждане Российской Советской Федеративной Социалистической Республики обоего пола, независимо от вероисповедания, национальности, места жительства и т.п., достигшие восемнадцатилетнего возраста. ко дню выборов:
а) все, кто приобрел средства к существованию посредством труда, производительного и полезного для общества, а также лица, занимающиеся домашним хозяйством, позволяющие первым выполнять производительный труд, т. е. рабочие и служащие всех классов, занятые в промышленности, торговля, земледелие и т. д., а также крестьяне и казаки-батраки, не пользующиеся никакой помощью с целью получения прибыли.б) Солдаты армии и флота Советов.в) граждане двух предыдущих категорий, в той или иной степени утратившие трудоспособность.
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Местные Советы могут с одобрения центральной власти снизить указанную здесь возрастную норму.
ПРИМЕЧАНИЕ 2: Неграждане, упомянутые в разделе 20 (статья вторая, глава 5), имеют право голоса.
СТАТЬЯ 65. Ни правом голоса, ни правом быть избранным не пользуются следующие лица, даже если они принадлежат к одной из перечисленных выше категорий, а именно:
а) лица, использующие наемный труд с целью получения от него увеличения прибыли;(б) Лица, которые имеют доход без выполнения какой-либо работы, например, проценты с капитала, поступления от собственности и т. д.;с) частные торговцы, торговые и коммерческие брокеры;d) монахи и священнослужители всех конфессий;д) сотрудники и агенты бывшей полиции, жандармского корпуса и охранки (царской секретной службы), также члены бывшей царствующей династии;е) лица, признанные в судебном порядке душевнобольными или психически неполноценными, а также лица, находящиеся под опекой;ж) лицам, лишенным Советом прав гражданства за корыстные или бесчестные проступки, на срок, установленный приговором.
Глава XIV
СТАТЬЯ 66. Выборы проводятся по обычаю в дни, устанавливаемые местными Советами.
СТАТЬЯ 67. Выборы проводятся в присутствии избирательной комиссии и представительства местного Совета.
СТАТЬЯ 68. В случае невозможности присутствия представителя Совета по уважительным причинам его место занимает председатель избирательной комиссии, а в случае отсутствия последнего - председатель избирательного собрания.
СТАТЬЯ 69. Ход выборов и итоги выборов составляются и подписываются членами избирательной комиссии и представителем Совета.
СТАТЬЯ 70. Подробные инструкции о порядке проведения выборов и участии в них профессиональных и других рабочих организаций издаются местными Советами в соответствии с указаниями ВЦИК.
Конституция 1924 года
[ редактировать ]Глава III. Съезд Советов Союза.
Статья 9. Съезд Советов СССР состоит из представителей городских Советов и Советов городского типа из расчета один депутат на 25 000 избирателей, а также из представителей съездов Советов сельских округов на из расчета один депутат на 125 000 жителей.
СТАТЬЯ 10. Делегаты на съезд Советов СССР избираются на съездах Советов сельских и городских управ. В республиках, где нет сельского деления, делегаты избираются непосредственно на съезд Советов соответствующей республики.
Конституция 1936 года
[ редактировать ]Глава XI: Избирательная система
Статья 134. Члены всех Советов депутатов трудящихся - Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных республик, Советов депутатов трудящихся краев и областей, Верховных Советов автономных республик, Советов депутатов трудящихся автономной области, района, района, города и сельской (станицы, села, хутора, кишлака, аула) Советы депутатов трудящихся - избираются избирателями на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. .
СТАТЬЯ 135. Выборы депутатов являются всеобщими: право голоса имеют все граждане СССР, достигшие восемнадцатилетнего возраста, независимо от расы и национальности, вероисповедания, образовательного и жилищного ценза, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. избрание депутатов и быть избранными, за исключением невменяемых лиц и лиц, осужденных судом и приговоры которых предусматривают лишение избирательных прав.
СТАТЬЯ 136. Выборы депутатов равные: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
СТАТЬЯ 137. Женщины имеют право избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
СТАТЬЯ 138. Граждане, служащие в Красной Армии, имеют право избирать и быть избранными наравне со всеми другими гражданами.
СТАТЬЯ 139. Выборы депутатов являются прямыми: все Советы депутатов трудящихся, начиная с сельских и городских Советов депутатов трудящихся в Верховный Совет СССР включительно, избираются гражданами прямым голосованием.
СТАТЬЯ 140. Голосование на выборах депутатов является тайным.
СТАТЬЯ 141. Кандидаты на выборах выдвигаются по избирательным округам.
Право выдвижения кандидатов закреплено за общественными организациями и обществами трудящихся: партийными организациями, профсоюзами, кооперативами, молодежными организациями и культурными обществами.
Статья 142. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями о своей работе и о работе Совета депутатов трудящихся и подлежит отзыву в любое время в порядке, установленном законом, по решению большинство избирателей. [8]
Избирательный процесс
[ редактировать ]До провозглашения Конституции 1936 года выборы в Советы всех уровней, помимо местных городских и сельских (с разным соотношением граждан на представителя в каждом), были непрямыми и проводились советами меньшего масштаба, стоявшими ниже них. Однако теоретически прямые выборы в волостные или промышленные советы допускались на конкурентной основе, при этом кандидатам от различных организаций, кроме Коммунистической партии и даже Православной церкви, разрешалось заполнять документы. [ нужна ссылка ] хотя постоянное лишение избирательных прав их избирателей и преследование любого активизма во время кампании было нормой. [9]
Советские граждане могли голосовать за представителей, которые представляли их в Верховном Совете Советского Союза , который был законодательной властью Советского Союза. Выборы в Советском Союзе проводились каждые 4 года, чтобы граждане могли прийти на избирательный участок и проголосовать за одного кандидата. Эти кандидаты, которых собирались избирать сроком на 4 года, были одобрены самой Коммунистической партией и были единственным вариантом в бюллетенях для голосования. [10]
Причина выбора единого кандидата заключалась в том, чтобы народ Советского Союза видел партию единой, без намека на партийную нестабильность из-за того, что несколько кандидатов претендуют на одну и ту же должность на Съезде Советов. Кандидаты могли быть либо коммунистами, либо независимыми, но они должны были быть одобрены Коммунистической партией. [11]
Причины выборов
[ редактировать ]Чтобы сохранить публичную демонстрацию личного подтверждения, выборы проводились не для того, чтобы угодить гражданам Советского Союза, а для того, чтобы продемонстрировать единство внутри их населения. Если бы Сталину удалось добиться высокой явки избирателей, пусть даже за одного кандидата, его можно было бы рассматривать как легитимного лидера. [12]
Поддержка кандидата своим голосом показывает высокий уровень патриотизма, исходящий от советских граждан, поскольку демонстрирует приверженность и удовлетворение граждан политикой правительства. Анита Пиш утверждает, что одержимость Сталина созданием почти культовой группы последователей «стала изображаться в манере, намекающей на двойственную, подобную Христу природу или божество». [13] Высокий уровень патриотизма при его правлении дал ему возможность выбирать все, что он хотел, без серьезных последствий.
Даже при одном кандидате в избирательном бюллетене представители теоретически могли не быть избранными в Советском Союзе, но этого не происходило выше самых низких уровней. Представитель должен будет поддерживать местные улучшения удовлетворительными, чтобы попытаться получить более 50% голосов. Хотя это и не является определением демократии, у советских людей все равно будет выбор: сохранить или, по сути, «запросить» нового кандидата от Коммунистической партии. Несмотря на то, что каждый представитель был избран Коммунистической партией, каждый представитель должен был в некоторой степени поддерживать свое население в некоторой степени удовлетворенным тем, как он управляет своим народом. [14] При пороге в 50% голосов многие неудовлетворенные Советы объединялись в группы и лоббировали, чтобы их голоса были услышаны. Это позволило бы несогласным получить небольшую информацию о том, как следует управлять некоторыми делами в Советском Союзе. Однако групповое несогласие возникало крайне редко из-за противодействия со стороны властей. [15]
Во время советских выборов среднестатистический советский гражданин обычно проголосовал несколько раз. Такое умноженное количество бюллетеней составит около семи бюллетеней на человека. Как упоминает Гилисон, если на выборах будет подано около двух миллионов отрицательных голосов, «несогласные» будут представлять примерно от 500 000 до 700 000 голосов на этих выборах. Эти люди попытаются повлиять на выборы, чтобы дискредитировать выборы. [15]
Подписание Советской Конституции 1936 года.
[ редактировать ]5 декабря 1936 года была подписана вторая советская Конституция , заменившая первоначальную конституцию 1924 года. Новая конституция была принята бывшим Съездом Советов и подписана бывшим Генеральным секретарем Иосифом Сталиным. В результате Съезд Советов был распущен и заменен новым Верховным Советом . Новая конституция закрепила Коммунистическую партию Советского Союза ( КПСС ) как единственную правящую партию. В соответствии с положениями конституции страна готовилась к первым выборам в законодательные органы будущего Верховного Совета (как федерального, так и республиканского).
Структура Верховного Совета
[ редактировать ]Новая конституция создала двухпалатную систему законодательных органов, состоящую из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей . Совет Союза представлял собой группу депутатов или представителей, в которой на каждые 300 000 советских граждан приходился один депутат. Эти депутаты избирались советским народом прямым голосованием путем всеобщего избирательного права . Каждый депутат избирался сроком на четыре года. С другой стороны, Совет Национальностей был этнически разделен. В его состав входили представители каждой из союзных республик, автономных республик, автономных областей и автономных округов . Союзная республика получила 32 депутата, что дало им более высокую власть над другими регионами/республиками. Однако по мере перехода от союзных республик к автономным округам депутатов назначалось все меньше, независимо от численности населения. Как и в Совете Союза, каждое должностное лицо избиралось сроком на четыре года.
выборы 1937 года
[ редактировать ]Вскоре после подписания новой конституции состоялись первые выборы в Верховный Совет по новой конституции. Как и обещало правительство, были проведены выборы нескольких кандидатов, но вскоре они были испорчены после Великой чистки , времени политического недоверия и угнетения. Многие политические кандидаты и угрозы в адрес КПСС были арестованы в рамках усилий по обеспечению победы Коммунистической партии. В результате в середине избирательного процесса остался только один кандидат, Иосифом Сталиным избранный , Вячеслав Молотов. Молотов выиграл и Совет Союза, и Совет Национальностей благодаря подавляющему перевесу голосов партийных депутатов на выборах премьер-министра. КПСС и Сталин одержали победу на этих выборах, доминируя в Совете Союза (461 депутат против 108) и в Совете Национальностей (409 депутатов против 165).
Михаил Калинин был избран первым председателем президиума. Вячеслав Молотов был переизбран премьер-министром Советского Союза в последний раз, поскольку Сталин заменил его на посту премьер-министра в 1941 году самим Сталиным.
выборы 1946 года
[ редактировать ]В ночь на 9 февраля 1946 года Сталин вышел на сцену и был встречен большой аудиторией избирателей. Он приступил к произнесению речи перед присутствующими и перед теми, кто слушает дома по радио. В своей речи он прославил роль Советского Союза в победе во Второй мировой войне и подчеркнул важность наличия сильной и успешной социальной системы.
«Наша победа означает, прежде всего, что наша советская общественная система победила, что советская общественная система успешно выдержала испытание огнем войны и доказала свою полную жизнеспособность. [...] Война доказала, что советский общественный строй — это подлинно народный строй, выросший из рядов народа и пользующийся его мощной поддержкой; что советская общественная система является вполне жизнеспособной и устойчивой формой организации общества». (Сталин 1945). [16]
На следующий день состоялись выборы в Верховный Совет. Из числа имеющих право голоса населения в 101 718 000 примерно 325 000 человек были лишены права голоса по множеству причин. Также впервые военнослужащим Красной Армии было разрешено голосовать за пределами Советского Союза, в небольших округах по 100 000 человек в каждом. Окончательные результаты показали явную победу коммунистов в обеих палатах Верховного Совета, в которой Николай Шверник выиграл свой первый полный срок на посту председателя Президиума после того, как был назначен исполняющим обязанности председателя после кончины Михаила Калинина.
В результате Иосиф Сталин был переизбран премьер-министром, что стало его первым полным четырехлетним сроком на посту главы правительства. На этот раз Сталин получил 682 депутатских голоса в Совете Союза и 657 депутатов в Совете Национальностей. Это был значительный рост по сравнению с предыдущими выборами и показал положительный темп роста поддержки его избирателями.
выборы 1950 года
[ редактировать ]Выборы 1950 года станут последними выборами, на которых Иосиф Сталин когда-либо участвовал в качестве главы правительства. Как и на предыдущих выборах, он был единственным именем в избирательном бюллетене, когда пришло время выбирать новый Совет министров, и он был переизбран в последний раз на пост премьер-министра.
Из 111 116 378 избирателей, имеющих право голоса, проголосовать пришло 111 090 010 человек. Результаты показали большую пользу КПСС, поскольку она получила 678 голосов от Совета Союза (580 КПСС) и 638 голосов от Совета Национальностей (519 КПСС), а остальные поступили от независимых кандидатов и комсомольских выдвиженцев, представляющих молодость. Председателем Президиума переизбран Николай Шверник.
выборы 1954 года
[ редактировать ]Выборы 1954 года были первыми в постсталинскую эпоху Советского Союза, и впервые в них принял участие Никита Хрущев , на этот раз в качестве партийного лидера.
Общая явка избирателей составила 120 750 816 человек, что дало КПСС явное преимущество: она выиграла со счетом 1 080 против 297 (независимых), обеспечив полный контроль над двумя палатами Верховного Совета. Георгий Маленков был избран на свой первый полный срок на посту Премьер-министра, а Климент Ворошилов был избран на свой первый полный срок на посту Председателя Президиума.
выборы 1958 года
[ редактировать ]состоявшиеся в период хрущевской оттепели Это были первые выборы в федеральные законодательные органы, после знаменательного выступления «О культе личности и его последствиях» , завершившего XX съезд Коммунистической партии Советского Союза в 1956 году. Многие кандидаты от КПСС в Верховный Совет в том же году выразил уверенность, что достижения десталинизации будут в дальнейшем институционализированы в законодательном органе.
Общая явка избирателей в том году составила 133 796 091 человек, и хотя КПСС сохраняла подавляющее большинство в Верховном Совете (563–175 депутатов в Совете Союза, 485–155 сенаторов в Совете национальностей), независимая/комсомольская фракция росла в бывший, с 32 новыми избранными депутатами. На этот раз Никита Хрущев был избран на свой первый полный срок в качестве Премьера Советского Союза, заменив Николая Булганина , а Климент Ворошилов был переизбран на второй срок в качестве Председателя Президиума.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леонард Бертрам Шапиро, Правительство и политика Советского Союза , Тейлор и Фрэнсис, 1977, ISBN 0-09-131721-5
- ^ Нолен, Д. и Стовер, П. (2010) Выборы в Европе: справочник данных , стр. 1642. ISBN 978-3-8329-5609-7
- ^ Карсон, Джордж Барр (1955). Избирательная практика в СССР Ф.А. Прегер.
- ^ КОГАН, Михаил (2012). «ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВОСУДИЯ: Народные отклики на выборы народных судов, 1948-1954 гг.» . Русское Cahiers du Monde . 53 (1): 121–139. дои : 10.4000/monderusse.9370 . ISSN 1252-6576 . JSTOR 23418027 .
- ^ Гетти, Дж. Арч (1991). «Государство и общество при Сталине: конституции и выборы 1930-х годов». Славянское обозрение . 50 (1): 18–35. дои : 10.2307/2500596 . JSTOR 2500596 .
- ^ Джессен, Ральф; Рихтер, Хедвиг, ред. (2011). Голосование за Гитлера и Сталина: выборы при диктатурах ХХ века . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-3-593-39489-3 .
- ^ Отличительные особенности советского права . Фердинанд Джозеф Мария Фельдбрюгге, изд. Издательство Мартинуса Нийхоффа: Дордрехт (1987): 112.
- ^ «Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик» . www.marxists.org . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Брэйлсфорд, Х.Н. (1927). «Глава 3: СОВЕТСКИЕ ВЫБОРЫ» . Как работают Советы .
- ^ Карклинс, Расма (июнь 1986 г.). Возвращение к советским выборам: воздержание избирателей при неконкурентном голосовании (2-е изд.). Обзор американской политической науки. стр. 449–470.
- ^ Гетти, Арч Дж. (весна 1991 г.). «Государство и общество при Сталине: конституции и выборы 1930-х годов». Славянское обозрение . 50 (1). Издательство Кембриджского университета: 31. doi : 10.2307/2500596 . JSTOR 2500596 .
- ^ Пиш, Анита (декабрь 2016 г.). КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА В СОВЕТСКИХ ПЛАКАТАХ 1929–1953 ГГ . АНУ Пресс.
- ^ Пиш, Анита (декабрь 2016 г.). КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА В СОВЕТСКИХ ПЛАКАТАХ 1929–1953 ГГ . АНУ Пресс. п. 17.
- ^ Гилисон, Джером М. (сентябрь 1968 г.). Советские выборы как мера несогласия: недостающий один процент (3-е изд.). Американская ассоциация политических наук. стр. 814–826.
- ^ Jump up to: а б Гилисон, Джером М. (сентябрь 1968 г.). Советские выборы как мера несогласия: недостающий один процент (3-е изд.). Американская ассоциация политических наук. стр. 814–826.
- ^ «Цифровой архив Центра Уилсона» . digitalarchive.wilsoncenter.org . Проверено 18 апреля 2021 г.