Jump to content

Расизм в Советском Союзе

Советские руководители и власти официально осудили национализм и провозгласили интернационализм , включая право наций и народов на самоопределение . [1] Советский интернационализм в эпоху СССР и в его границах означал многообразие или мультикультурализм. Это связано с тем, что в СССР термин «нация» использовался для обозначения этнических или национальных сообществ и/или этнических групп. [2] [3] Советский Союз заявлял, что поддерживает самоопределение и права многих меньшинств и колонизированных народов. Однако оно существенно маргинализировало людей определенных этнических групп, обозначенных как « враги народа », подтолкнуло их ассимиляцию и способствовало шовинистической русской националистической и поселенчески-колониальной деятельности на их землях. [4] [5] [6] [7] Принимая во внимание, что Владимир Ленин поддерживал и проводил политику коренизации (интеграции нерусских национальностей в правительства своих конкретных советских республик), [4] Иосиф Сталин отменил большую часть предыдущей политики. [4] подписание приказов о депортации и изгнании нескольких этнолингвистических групп, объявленных «предателями Отечества», в том числе балкарцев , крымских татар , чеченцев , ингушей , карачаевцев , калмыков , корейцев и турок-месхетинцев , с теми, кто пережил коллективную депортацию в Сибирь или Среднюю Азию, по закону назывались « спецпоселенцами », то есть официально они были гражданами второго сорта с ограниченными правами и были заключены в небольшие периметры. [8] [4]

После смерти Сталина Никита Хрущев раскритиковал депортации по национальному признаку в секретном разделе своего доклада XX съезду Коммунистической партии Советского Союза , назвав их «грубыми нарушениями основных ленинских принципов национальной политики СССР». Советское государство». [9] Вскоре после этого, в середине-конце 1950-х годов, некоторые депортированные народы были полностью реабилитированы, получив полное право на возвращение, и их национальные республики были восстановлены — за исключением корейцев, крымских татар и турок-месхетинцев, которым не было предоставлено право на возвращение. право на возвращение и вместо этого были вынуждены остаться в Центральной Азии. Впоследствии правительство приняло ряд мер, чтобы помешать таким депортированным народам вернуться в свои родные деревни, начиная от отказа в виде на жительство людям определенных этнических групп в определенных районах, называя людей неправильными этнонимами, чтобы минимизировать связи с их родиной (например, «Татары, ранее проживавшие в Крыму» вместо «крымских татар»), аресты протестующих за требование права на возвращение и распространение расистской пропаганды, демонизирующей этнические меньшинства. [ нужна ссылка ]

Северная и Восточная Азия

[ редактировать ]

Депортация корейцев в Советский Союз , первоначально задуманная в 1926 году, начатая в 1930 году и осуществленная в 1937 году, была первой массовой передачей целой национальности в Советском Союзе. [10] Почти все советское население этнических корейцев (171 781 человек) было насильственно переселено с Дальнего Востока России в незаселенные районы Казахской ССР и Узбекской ССР в октябре 1937 года. [11] Перед депортацией в государственном органе «Правда» были опубликованы три статьи , в которых утверждалось, что буддисты организовали японский саботаж, и утверждалось, что список профессий, которыми широко занимались китайцы и корейцы в Советском Союзе, были агентами Японии. Есть сведения, что Сталин редактировал эти статьи. [12] Оправданием резолюции 1428-326сс о депортации было то, что она была запланирована с целью «предотвратить проникновение японских шпионов на Дальний Восток». Однако никаких убедительных документов или другой информации по этому вопросу обнаружено не было.

Несмотря на то, что Советский Союз обвинял корейцев в том, что они являются «японскими доверенными лицами», Советский Союз подпишет Конвенцию 1925 года с Императорской Японией, предоставив ей статус «наибольшего благоприятствования», предоставив Империи обширные права на лесоматериалы и рыболовство, а затем предоставив Империи нефтяные и угольные концессии внутри Советского Союза, которые были расширены еще в 1939 году. [12] : 17, 33  и продолжалась до 1943 г. [13] После депортации в Среднюю Азию около двух тысяч советских корейцев (или более) остались на северном Сахалине с явной целью работы на советско-японских концессиях (т.е. совместных предприятиях). Этот акт полностью опровергает причину/обоснование депортации корейцев («чтобы предотвратить проникновение японского шпионажа»), а также аргумент «советской ксенофобии» («идеологический», а не расовый) аргумент таких ученых, как Терри Мартин. [14] [12] По иронии судьбы, советские корейцы оказались вынуждены работать вместе с японскими рабочими и менеджерами из-за экономической политики своего правительства (Сталина) и потребности в твердой валюте (Конвенция 1925 года). Для Чанга эти события на Н. Сакахлине (после приказа о депортации) развенчивают миф о том, что Советы были стойкими и идеологически чистыми социалистами. Число японских рабочих обычно составляло от 700 до 1500, но иногда и больше. Другая ирония заключалась в том, что большое количество «японских» рабочих на самом деле были корейцами из Кореи (северный и южный регионы). Судя по всему, корейцы не смогли вырваться из лап японцев («Азия для азиатов, мы освободим вас от неазиатского колониализма») или Советского Союза. Имейте в виду, это была ответственность Японии (согласно советско-японской конвенции 1925 года). [15] [12] управлять и выплачивать зарплату рабочим и менеджерам. СССР нужно было только поставлять ресурсы. Япония должна была делить доходы, как правило, 50 на 50 с СССР и платить СССР наличными, а иногда и золотыми слитками. [16] [12]

Историк Джон К. Чанг описал основные преемственности царского шовинизма и взглядов на расу. Политика СССР в отношении корейцев продемонстрировала широко распространенную веру в примордиализм — идею о том, что этнические группы являются постоянными, древними и неассимилируемыми, — что способствовало паранойе советской бюрократии в отношении воспринимаемых нелояльных национальностей. Труды Льва Штернберга и Владимира Арсенева , двух ведущих этнографов раннего Советского Союза. продемонстрировали свою веру в «биологическую» национальность, отказ верить в языковую ассимиляцию или религиозное обращение, а также образы « желтой опасности », когда корейцев отождествляли с Японией и воспринимали как участников заговора или имеющих сомнительную лояльность. Руководство советского Дальнего Востока еще в 1923 году приняло резолюцию, предлагающую переселить корейцев подальше от границы, но это первоначальное предложение было отвергнуто Москвой и еще не завершилось последующей массовой депортацией. [12] : 20–25  хотя в том же году произошла депортация 600-800 корейских рабочих в Японию. [17] [12] : 14  В 1928 году в отчете Арсенева для «Далькрайкома» утверждалось, что китайские, японские и корейские рабочие были «хищниками» против русских. [12] : 20–25  Даже когда писатели царской эпохи стали менее заметными в Советском Союзе, вера в примордиализм продолжалась через паспортизацию и сталинистские депортации этнических групп, наиболее открыто выражаясь с 1930-х годов. [12] : 23 

китайский

[ редактировать ]

Советский режим проводил массовые аресты и депортации лиц китайского происхождения. К 1930-м годам около 24 600 китайцев жили на Дальнем Востоке России и стали мишенью советской политики, которая становилась все более репрессивной в отношении национальностей диаспоры, что привело к депортации и изгнанию. [18] Основная китайская община в Советском Союзе находилась в Миллионке во Владивостоке . В 1936 году после того, как НКВД выявил 12 китайцев, которых считали шпионами Японии, 4202 китайских жителя Владивостока были депортированы, а многие другие арестованы. Ответственный сотрудник НКВД заявил, что «на сегодняшний день Большой и Маленькой «Миллионки» больше не существует». [18] 22 декабря 1937 года Николай Ежов приказал НКВД «арестовать всех китайцев, независимо от гражданства, которые занимаются провокационной деятельностью или имеют террористические намерения». В течение следующего года 11 198 китайцев, проживающих на Дальнем Востоке России, были сосланы в другие регионы Советского Союза, например, в Казахстан, или депортированы в Китай. [18]

Кроме того, существует проблема выходцев из Восточной Азии в советской разведке, участвовавших с 1920 по 1945 год в советских операциях под названием «Маки-Мираж», «Мечтатели», «Сёгун» и «Организатор». Депортации Китая и Кореи в 1937-38 и 1937 годах соответственно были проведены с целью остановить «дальнейшее проникновение японского шпионажа». Две восточноазиатские группы были названы «недостаточно советизированными», потенциальными членами «пятой колонны», векторами иностранного влияния и шпионажа, а советская теория ксенофобии утверждала, что «этнические чистки никогда не были расовыми, а всегда идеологическими, что эти депортированные народы обладали или представляли политические идеологии, враждебные советскому социализму». Если некоторые или все эти факты правдивы, то почему с 1937 по 1945 год выходцы из Восточной Азии продолжали использовать сотни из них в советской разведке? [19] [20] Использование «депортированных народов» для защиты страны в советских разведывательных операциях, тех же людей, которых клеймили как предателей, не имеет смысла, если мы не поймем, что СССР был глубоко лицемерен. Его расовая иерархия и расизм были глубоко укоренены, и государство практиковало «социализм» номинально (и только пропагандой). В действительности это было просто тоталитарное государство – авторитарное государство, которое пыталось контролировать все формы мышления, практики (социальные, культурные и политические) и идентичности (классовые, профессиональные, гендерные, расовые/этнические, политические).

Депортации 1943 года под кодовым названием « Операция Улуссы » представляли собой депортацию большинства людей калмыцкой национальности в Советском Союзе и русских женщин, вышедших замуж за калмыков, за исключением калмыцких женщин, вышедших замуж за другую национальность. Калмыцкий народ в целом был обвинен в сотрудничестве с нацистами. Решение было принято в декабре 1943 года, когда агенты НКВД проникали в дома калмыков или регистрировали имена отсутствующих для последующей депортации, упаковывали их в грузовые вагоны и развозили в разные места Сибири: Алтайский край , Красноярский край , Омск. Область и Новосибирская область . Около половины (97 000–98 000) калмыков, депортированных в Сибирь, умерли, не получив разрешения вернуться домой в 1957 году. [21]

Согласно Закону Российской Федерации от 26 апреля 1991 года « О реабилитации репрессированных народов » репрессии против калмыков и других народов квалифицировались как акт геноцида. Статья 4 этого закона предусматривала, что любая пропаганда, препятствующая реабилитации народов, запрещается, а лица, ответственные за такую ​​пропаганду, подлежат привлечению к ответственности.

Восточные европейцы

[ редактировать ]

Крымские татары

[ редактировать ]

Насильственная депортация крымских татар из Крыма была заказана Сталиным в 1944 году и представляла собой форму этнической чистки региона в качестве коллективного наказания за предполагаемое сотрудничество с нацистским оккупационным режимом в Таврическом подрайоне в 1942–1943 годах. Всего было депортировано более 230 тысяч человек, в основном в Узбекскую ССР . Это включало все этническое крымскотатарское население, составлявшее в то время около пятой части всего населения Крымского полуострова, и распространялось на других неславян в Крыму, включая этнических греков и болгар . Большое количество депортированных (более 100 000 по данным опроса крымскотатарских активистов 1960-х годов) умерло от голода или болезней как прямой результат депортации. Это считается случаем незаконной этнической чистки со стороны российского правительства и геноцида со стороны Украины. Во время и после депортации советское правительство направило своих представителей для распространения антитатарской пропаганды в местах депортации и в Крыму, клевещя на них как на бандитов и изображая их как варваров. [22] дошло до того, что провело конференцию, посвященную памяти «борьбы с татарскими буржуазными националистами». Изображение крымскотатарского народа как «монголов», не имеющих исторической связи с Крымом, в официальной государственной пропаганде стало важным аспектом попыток легитимизировать депортацию крымских татар и славянский поселенческий колониализм на полуострове. В то время как большинству депортированных этнических групп было разрешено вернуться на свою родину в 1950-х годах, подавляющее большинство крымских татар были вынуждены оставаться в изгнании в соответствии с системой регистрации домохозяйств до 1989 года. В этот период славянам из Украины и России было предложено вновь заселить территорию. получили славянские названия полуостров и подавляющее большинство топонимов с крымскотатарскими названиями в ходе последующей кампании по детатаризации . [23] [24] [25] [26]

Советский Союз начал кампанию деказачества, чтобы положить конец существованию казачества , социальной и этнической группы в России. Многие авторы характеризуют расказачество как геноцид казачества. [27] [28] [29] [30] [31]

После польско-советской войны (1920–1920) на театре Гражданской войны в России и неудавшегося советского завоевания Польши поляки часто подвергались преследованиям со стороны Советского Союза. В 1937 году приказом НКВД № 00485 было положено начало польским репрессиям. Приказ был направлен на арест «абсолютно всех поляков» и подтверждал, что «поляки должны быть полностью уничтожены». Член Управления НКВД по Московскому округу Арон Постель пояснил, что, хотя в самом Приказе не было дословной цитаты «всех поляков», именно так письмо должно было быть истолковано палачами НКВД. Согласно официальным советским документам, около 139 815 человек были приговорены под эгидой антипольской операции НКВД и осуждены без какого-либо судебного разбирательства, в том числе 111 071 человек были приговорены к смертной казни и казнены в короткие сроки. [32]

Операция стала лишь вершиной преследований поляков, продолжавшихся более десяти лет. Как показывает советская статистика, число этнических поляков в СССР за этот период сократилось на 165 тысяч. «Подсчитано, что потери поляков в Украинской ССР составили около 30%, тогда как в Белорусской ССР... польское меньшинство было почти полностью уничтожено». Историк Майкл Эллман утверждает, что « национальные операции », особенно « польская операция », могут представлять собой геноцид , как это определено конвенцией ООН. [33] Его мнение разделяет Саймон Себаг Монтефиоре , который называет польскую операцию НКВД «мини-геноцидом». [34] Польский писатель и комментатор доктор Томаш Зоммер также называет операцию геноцидом вместе с профессором Мареком Яном Ходакевичем и другими. [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41]

После советского вторжения в Польшу в 1939 году Советский Союз начал репрессировать институты бывшего польского правительства, хотя эти репрессии не были явно расистскими, новое советское правительство допускало расовую ненависть. Советы использовали прошлую этническую напряженность между поляками и другими этническими группами, проживающими в Польше; они подстрекали и поощряли насилие против поляков, предполагая, что меньшинства могут «исправить те ошибки, которые они перенесли за двадцать лет польского правления». [42] Довоенная Польша изображалась как капиталистическое государство, основанное на эксплуатации трудящихся и этнических меньшинств. с неполяками Советские публикации утверждали, что несправедливое обращение Второй Польской Республики оправдывает ее расчленение. [43]

Национальные операции НКВД

[ редактировать ]

Другие массовые депортации этнических групп, проведенные НКВД, включали Греческую операцию , Немецкую операцию , Латвийскую операцию , Корейскую операцию, Эстонскую операцию и другие. [44]

Приказ НКВД № 00439 , известный также как «Немецкая операция НКВД», предписывал арестовывать в 1937–1938 годах граждан Германии , а также бывших граждан Германии, принявших советское гражданство. Граждане Германии, работавшие на железных дорогах и оборонных предприятиях, квалифицировались как «проникшие агенты немецкого генерального штаба и гестапо », готовые к диверсионной деятельности «в период войны» (примечание: война считалась неизбежной). [45]

Российский историк Андрей Савин нашел моменты, во многом подтверждающие теорию «этнификации сталинизма», утверждающую, что политика Сталина сместилась от интернационализма к национал-большевизму . Савин связал преследования немцев в Советском Союзе в 1920-е годы с преследованиями других национальностей, таких как корейцы, поляки, латыши, финны, китайцы, греки и другие. Он заявил, что «задолго до того, как нацизм пришел к власти и возникла проблема военной угрозы, высшие руководители тайной полиции СССР уже сформулировали взгляд на немецкую диаспору как на шпионско-диверсионную базу», начиная еще с 1924 г., и сосредоточив внимание на давнем немецком меньшинстве Поволжья. Места с большой численностью диаспоры различных национальностей находились под более пристальным наблюдением разведки накануне общенациональных операций НКВД, а также периодических преследований 1934–1935 годов. Немецкая операция 1937-1938 годов, как и другие массовые депортации национальностей в СССР, имела аспекты социальной чистки. . Савин утверждал, что трудно распространить это на классификацию этнических чисток , но Большой террор включал в себя как «традиционные» этнические репрессии, так и элементы «классовых догм». [44]

Закавказцы

[ редактировать ]

Двумя этническими группами, которые подвергались особым преследованиям в сталинскую эпоху, были чеченцы и ингуши . [46] Советские СМИ обвиняли две этнические группы в том, что их культура не соответствует советской культуре (например, чеченцев обвиняли в причастности к «бандитизму»), а власти утверждали, что Советскому Союзу пришлось вмешаться, чтобы «переделать» и «переделать» реформировать» эти культуры. [46] На практике это означало проведение тяжеловооруженных карательных операций против чеченских «бандитов», не сумевших добиться принудительной ассимиляции, кульминацией которых стала операция этнической чистки в 1944 году, в ходе которой были арестованы и депортированы более 500 000 чеченцев и ингушей с Кавказа в Среднюю Азию. и Казахской ССР. [47] Депортации чеченцев и ингушей также сопровождались массовыми убийствами тысяч людей и суровыми условиями содержания депортированных – их помещали в незапечатанные вагоны почти без еды на протяжении четырехнедельного путешествия, во время которого многие умерли от голода. и истощение. [48] Как и все другие депортированные народы, по прибытии на них распространялся спецпоселенческий режим , существенно ограничивавший их права и делавший их гражданами второго сорта. Помимо жестких ограничений, связанных со статусом спецпоселенцев, они подверглись погромам в изгнании; хотя они были реабилитированы и получили полное право на возвращение в 1950-х годах, они по-прежнему сталкивались с жесткой дискриминацией из-за того, что их называли «вражеским народом» и раньше они были спецпоселенцами. Известные случаи дискриминации включают попытку Ляли Насухановой (первой чеченской женщины-летчика) присоединиться к программе космонавтов, но ей каждый раз отказывали, потому что она была чеченкой. [49]

турки-месхетинцы

[ редактировать ]

Турки-месхетинцы — тюркский народ, первоначально населявший Грузию до их внутреннего изгнания Советским Союзом. В ходе депортации более 90 тысяч турок-месхетинцев были насильно сосланы в Узбекскую ССР . В ходе операции также были депортированы представители других этнических групп, в том числе курды и хемшилы (армянские мусульмане), в результате чего общее число выселенных составило примерно 150 000 человек. [50] 31 июля 1944 года в постановлении Государственного комитета обороны СССР N 6277сс говорилось: «...в целях защиты государственной границы Грузии и государственной границы СССР мы готовимся к переселению турок, курдов и хемшилов из пограничной полосы». [51] Турки-месхетинцы были одной из шести этнических групп с Кавказа , которые были полностью депортированы в 1943 и 1944 годах советской тайной полицией ; остальные пять были чеченцами , ингушами , балкарцами , карачаевцами и калмыками . [52]

Позже в 1989 году антимесхетинские беспорядки произошли в советском Узбекистане и Кыргызстане . [50] Этническое насилие в конечном итоге привело к тому, что 60 000 турок-месхетинцев бежали из Узбекистана в другие районы бывшего Советского Союза. [53]

Армяне и азербайджанцы

[ редактировать ]

В 1930-х годах армянские беженцы, пережившие Геноцид армян в Османской империи, установили культурную и языковую преемственность (« Эргир ») со своей изгнанной родиной, развивая общины в Советском Союзе. Первоначально этому было позволено развиваться в ходе коренизации или толерантности местных национальностей. По словам Коркмаза, Сталин изменил эту «толерантность к местному национализму нерусских советских наций в конце 1930-х годов». «Русскоцентричный этатизм», совпадающий с чистками в Советской Армении , включая тюремное заключение, казни и внутреннюю ссылку за предполагаемый «буржуазный национализм». По словам историка миграции Коркмаза, в постсталинскую эпоху перемещенные армяне «провели параллели между двумя траекториями страданий армян в двадцатом веке: геноцидом армян и сталинскими чистками». [54]

В 1944–1949 годах Сталин дополнительно депортировал около 157 000 человек с Южного Кавказа, включая армян и азербайджанцев, и инициировал депортацию азербайджанцев из Армении в 1947–1950 годах. [55]

Этническая напряженность между армянами и азербайджанцами восходит к досоветской армяно-азербайджанской войне . Депортация азербайджанцев из Армении стала актом насильственного переселения и этнических чисток на протяжении всего 20 века. [56] [57] [58] [59] [60] В результате армяно-азербайджанского межэтнического конфликта в начале ХХ века, а также скоординированной политики этнических чисток армянских и азербайджанских националистов значительная часть армянского и азербайджанского населения была изгнана с территории как Армении, так и Азербайджана. Азербайджан. По данным российской переписи 1897 года , в городе Эривань проживало 29 006 жителей: из них 12 523 армянина и 12 359 азербайджанцев. [61] Как указано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона , азербайджанцы (татары) составляли 12 тысяч человек (41%) из 29 тысяч жителей города. [61] [62] Однако во время систематических этнических чисток в советскую эпоху и систематической депортации армян из Персии и Османской империи во время геноцида армян столица современной Армении стала во многом однородным городом. По переписи 1959 года армяне составляли 96% населения страны, а в 1989 году - более 96,5%. Азербайджанцы тогда составляли лишь 0,1% населения Еревана. [63] Они изменили население Еревана в пользу армян, оттеснив на второй план местное мусульманское население. [64] В результате нагорно-карабахского конфликта не только были изгнаны азербайджанцы Еревана, но и была снесена азербайджанская мечеть в Ереване. [65]

В конце 1980-х – начале 1990-х годов Первая Нагорно-Карабахская война разразилась между советскими республиками Арменией и Азербайджаном. Во время войны вспыхнуло множество антиармянских погромов. Первым был Сумгаитский погром , во время которого граждане в течение трех дней нападали на граждан Армении. [66] Последовали и другие антиармянские погромы , такие как погром в Кировабаде и погром в Баку .

Октябрьская революция вдохновила большевиков на захват власти путем государственного переворота. Они решительно выступали против иудаизма (как и других религий ) и в результате провели обширную кампанию по подавлению религиозных традиций еврейского населения, наряду с традиционной еврейской культурой . [67] [68] В 1918 году Евсекция была создана для пропаганды марксизма , секуляризма и еврейской ассимиляции в советское общество, а также для предположительного привнесения коммунизма в еврейские массы. [69]

В августе 1919 года еврейская собственность, включая синагоги, была конфискована советским правительством, и многие еврейские общины были распущены. Антирелигиозные законы, запрещающие любое выражение религии и религиозное образование, распространялись на все религиозные группы, включая еврейские общины. Многие раввины и другие религиозные деятели были вынуждены уйти со своих постов под угрозой жестоких преследований. Этот тип преследования продолжался и в 1920-е годы. [70]

Иосиф Сталин стал диктатором Советского Союза после борьбы за власть с Львом Троцким после смерти Ленина. Сталина обвиняли в том, что он прибегал к антисемитизму в некоторых своих аргументах против Троцкого, который был русским еврейского происхождения. Те, кто знал Сталина, такие как Никита Хрущев , предположили, что на протяжении всей своей жизни Сталин питал негативное отношение к евреям, а также предположили, что Сталин проявлял эти настроения до революции 1917 года. [71] Еще в 1907 году Сталин написал письмо, в котором проводил различие между «еврейской фракцией» и «истинно русской фракцией» в большевизме . [71] [72] Секретарь Сталина Борис Бажанов заявил, что Сталин допускал грубые антисемитские высказывания еще до смерти Ленина. [71] [73] Сталин проводил антисемитскую политику , которая была подкреплена его антизападничеством. [74] [примечание 1] Антисемитизм, как выразились историк, востоковед и антрополог Рафаэль Патай и генетик Дженнифер Патай Винг в своей книге «Миф о еврейской расе» , «был выражен на языке оппозиции сионизму ». [75] С 1936 года на показательном процессе над « Троцкистско-зиновьевским террористическим центром » подозреваемые, видные большевистские деятели, обвинялись в сокрытии своего еврейского происхождения под славянскими именами. [76] [ нужен лучший источник ]

После Второй мировой войны антисемитизм был открыто перерос в кампанию против « безродных космополитов ». [77] (эвфемизм слова «еврей»). В своей речи «О некоторых причинах отставания советской драматургии» на пленуме правления Союза советских писателей в декабре 1948 года Александр Фадеев приравнял космополитов к евреям. [74] [примечание 2] В ходе этой антикосмополитической кампании были убиты многие ведущие еврейские писатели и художники. [77] появились такие термины, как «безродные космополиты», « буржуазные космополиты» и «лица, лишенные нации и племени» В газетах . [74] [примечание 3] Советская печать обвиняла космополитов в «пресмыкании перед Западом », в помощи « американскому империализму », «рабском подражании буржуазной культуре» и «буржуазном эстетизме ». [74] [примечание 4] Виктимизация евреев в СССР от рук нацистов была отвергнута, еврейские ученые были отстранены от науки , а евреям было отказано в праве на эмиграцию. [78] Сталинистская антисемитская кампания в конечном итоге завершилась заговором врачей в 1953 году. По словам Патаи и Патаи, заговор врачей был «явно направлен на полную ликвидацию еврейской культурной жизни». [77] Коммунистический антисемитизм при Сталине имел общую черту с нацистским и фашистским антисемитизмом в его вере в « мировой еврейский заговор ». [79]

Антисемитская политика советского правительства осуществлялась также в советской оккупационной зоне Германии . историк Норман Наймарк Как отметил , чиновники Советской военной администрации в Германии (СВАГ) в 1947–48 годах проявляли «растущую одержимость» присутствием евреев в военной администрации. Они были особенно одержимы еврейским присутствием в кадрах. Управление пропаганды Департамента. [80] Евреи в немецких университетах, сопротивлявшиеся советизации, характеризовались как имеющие «неарийское происхождение» и «присоединившиеся к буржуазным партиям». [81]

Такие ученые, как Эрих Гольдхаген, утверждают, что после смерти Сталина политика советского правительства в отношении евреев и еврейского вопроса стала более сдержанной, при этом косвенная антисемитская политика заменила прямые физические нападения. [82] Эрих Гольдхаген предполагает, что, несмотря на свою знаменитую критику Сталина , Никита Хрущев не рассматривал антисемитскую политику Сталина как «чудовищные действия» или «грубые нарушения основных ленинских принципов национальной политики советского государства». [83]

Антисемитизм в Советском Союзе был открыто начат как кампания против « безродного космополита ». [77] (эвфемизм слова «еврей»). В своей речи «О некоторых причинах отставания советской драматургии» на пленуме правления Союза советских писателей в декабре 1948 года Александр Фадеев приравнял космополитов к евреям. В ходе этой кампании против «безродного космополита» были убиты многие ведущие еврейские писатели и художники. [77] Советская печать обвиняла евреев в «пресмыкании перед Западом », помощи « американскому империализму », «рабском подражании буржуазной культуре» и «буржуазном эстетизме ». Виктимизация евреев в СССР от рук нацистов отрицалась, еврейские ученые были отстранены от науки, а евреям было отказано в праве на эмиграцию. [84] [ нужен лучший источник ] «Черная книга советского еврейства» — исторический труд, написанный Василием Гроссманом и Ильей Эренбургом и составленный Еврейским антифашистским комитетом для документирования преступлений нацистов во время Холокоста . Первоначально книгу можно было опубликовать во время войны, но после войны она подверглась цензуре в Советском Союзе. [85] [86] Обычно официальная советская политика в отношении Холокоста заключалась в том, чтобы представить его как зверства, совершенные против советских граждан, без конкретного признания геноцида евреев. [87] [88]

12 августа 1952 года антисемитизм Сталина стал более заметным, когда он приказал казнить наиболее выдающихся идишских авторов в Советском Союзе в ходе мероприятия, известного как Ночь убитых поэтов . В 1953 году Сталин организовал антисемитскую кампанию, известную как « Заговор врачей ». Сталин обвинил преимущественно врачей-евреев в заговоре против государства и планировал показательные процессы, но умер до того, как кампания продолжилась. [89] [ нужен лучший источник ] По словам Патаи и Патаи, заговор врачей был «явно направлен на полную ликвидацию еврейской культурной жизни». [77] Историк Луи Рапопорт писал по этому поводу: [ нечеткий ] подчеркивая растущий параноидальный антисемитизм Сталина перед внезапной смертью Сталина. [90] [91] Коммунистический антисемитизм при Сталине имел общую черту с нацистским и фашистским антисемитизмом в его вере в « мировой еврейский заговор ». [92]

Сразу после Шестидневной войны желание эмигрировать в 1967 году антисемитская обстановка вызвала у многих советских евреев . Советские евреи, стремившиеся эмигрировать, но не получившие разрешения от советского правительства, назывались отказниками . [93] [94]

22 февраля 1981 года в своей речи, которая длилась более 5 часов, Генеральный секретарь Леонид Брежнев осудил антисемитизм в Советском Союзе. [95] Хотя Сталин и Ленин имели примерно одно и то же в различных заявлениях и речах, это был первый случай, когда высокопоставленный советский чиновник сделал это перед всей партией. [95] Брежнев признал существование антисемитизма внутри Восточного блока , а также признал тот факт, что «требования» многих различных этнических групп не удовлетворяются. [95]

африканцы

[ редактировать ]

18 декабря 1963 года ряд студентов из Ганы и других африканских стран организовали акцию протеста на ( Москвы Красной площади РСФСР , СССР ) в ответ на предполагаемое убийство студента-медика Эдмунда Ассаре-Аддо. Число участников оценивалось в 500–700 человек. [96] [97] [98] [99]

Эдмунд Ассаре-Аддо был 29-летним студентом Калининского медицинского института. Его тело было найдено на пустыре вдоль проселочной дороги, ведущей к МКАД . [98] Африканские студенты утверждали, что его зарезали ножом [97] советским мужчиной, потому что Ассаре-Аддо ухаживал за русской женщиной. [99] Африканские студенты основывали свои обвинения на маловероятности того, что студент отправится в это отдаленное место. [99] Советские власти заявили, что Ассаре-Аддо замерз в снегу в нетрезвом виде. По данным вскрытия , проведенного советскими медиками под наблюдением двух студентов-медиков из Ганы, смерть наступила «в результате воздействия холода в состоянии алкогольного оцепенения » . [98] Никаких признаков телесных повреждений обнаружено не было, за исключением, пожалуй, небольшого шрама на шее. [98]

Протестующими были африканские студенты, обучавшиеся в советских университетах и ​​институтах. Собравшись утром 18 декабря 1963 года, они написали меморандум для представления советским властям. Протестующие несли плакаты с лозунгами «Москва – центр дискриминации», «Хватит убивать африканцев!» и «Москва, вторая Алабама », крича на английском, русском и французском языках. [98] Протестующие прошли маршем к Спасским воротам Кремля . , где позировали фотографам и давали интервью западным корреспондентам [98] Советское информационное агентство ТАСС ответило заявлением: «Вызывает сожаление, что митинги ганских студентов, начавшиеся в связи с их претензиями к посольству своей страны, привели к нарушению общественного порядка на улицах Москвы. естественно, что это возмущает русский народ». [97]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Константин Азадовский , член редколлегии культурного журнала « Новое литературное обозрение» , и Борис Егоров , научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета , в статье « От антизападничества к антисемитизму», опубликованной в « Журнале исследований холодной войны», пишут «Политика Сталина, направленная на антизападничество и антисемитизм, усиливала друг друга и объединялась в идее космополитизма». [1]
  2. Константин Азадовский и Борис Егоров в статье « От антизападничества к антисемитизму», опубликованной в « Журнале исследований холодной войны» , пишут: «Однако в 1949 году нападки на космополитов (космополитию) приобрели явно антисемитский характер. Термин «космополит», который стал все чаще появляться в газетных заголовках, все чаще сочетался в лексиконе того времени со словом «безродные». Практика приравнивания космополитов к евреям была ознаменована речью, произнесенной в конце декабря 1948 года Анатолием. Фадеев на пленарном заседании правления Союза советских писателей. За его речью, озаглавленной «О некоторых причинах отставания советской драматургии», через месяц последовала видная редакционная статья в «Правде» «Об антипатриотической группе». «Антипатриотическая группа театральных критиков» состояла из Александра Борщаговского, Абрама Гурвича, Ефима Холодова, Юлия Юзовского и некоторых других, также еврейского происхождения. Во всех последующих статьях и выступлениях антипатриотизм театра и литературоведов (а позднее и литературоведов) было однозначно связано с их еврейской национальностью». [2]
  3. Константин Азадовский и Борис Егоров в статье « От антизападничества к антисемитизму», опубликованной в « Журнале исследований холодной войны», пишут: «В газетных статьях постоянно появлялись такие термины, как «безродные космополиты» , «буржуазные космополиты» и «лица, лишенные нации или племени» . Все это было кодовыми словами для евреев и именно так понималось людьми того времени». [3]
  4. Константин Азадовский и Борис Егоров в статье « От антизападничества к антисемитизму» , опубликованной в « Журнале исследований холодной войны», пишут: «Из многих преступлений, приписываемых евреям/космополитам в советской прессе, самыми злонамеренными были «пресмыкание перед Запад», пособничество «американскому империализму», «рабское подражание буржуазной культуре» и всеобъемлющее злодеяние «буржуазного эстетизма» .
  1. Ленин, В.И. (1914) Право наций на самоопределение , из Собрания сочинений Ленина , Издательство «Прогресс», 1972, Москва, Том 20, стр. 393–454. Доступно онлайн по адресу: http://marxists.org/archive/lenin/works/1914/self-det/index.htm (по состоянию на 30 ноября 2011 г.).
  2. ^ Сталин, Иосиф (2003). Марксизм и национально-колониальный вопрос . Гонолулу: Тихоокеанское университетское издательство. стр. 4–5. ISBN  978-1-4102-0589-6 .
  3. ^ Хардинг, Нил (ред.) Государство в социалистическом обществе , второе издание (1984) Колледж Св. Антония: Оксфорд, стр. 189.
  4. ^ Jump up to: а б с д Чанг, Джон К. (2018). Утомленные солнцем: корейцы Дальнего Востока России (издание в мягкой обложке, 2018 г.). Гонолулу: Издательство Гавайского университета. стр. 174–179, 186–192. ISBN  978-0-8248-7674-6 . OCLC   1017603651 .
  5. ^ Поль, Дж. Отто (2012). «Советский апартеид: сталинские этнические депортации, особые ограничения на поселение и Трудовая армия: случай этнических немцев в СССР» . Обзор прав человека . 13 (2): пассим , см. расизм, советский апартеид. дои : 10.1007/s12142-011-0215-x .
  6. ^ Поль, Дж. Отто (2018). «Культурное, пространственное и правовое перемещение корейской диаспоры в СССР: 1937-1945» . Обзор корееведения . 21 (1): 174.
  7. ^ Поль, Дж. Отто (2008). «Утрата, сохранение и повторное приобретение социального капитала спецпоселенцами в СССР, 1941-1960 годы» . Миграция, Родина и принадлежность к Евразии / Под ред. Дж. Бакли, Блэр А. Рубл и Эрин Т. Хофманн : 203–222.
  8. ^ Наймарк, Норман М. (2010). Сталинские геноциды . Издательство Принстонского университета. п. 135. ИСБН  978-0-691-15238-7 .
  9. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза , Специальный доклад Никиты Хрущева 1956 г.
  10. ^ Отто Поль, Этнические чистки в СССР, 1937–1949 , Greenwood Publishing Group, 1999, стр. 9–20; частично доступно для просмотра в Google Книгах
  11. ^ Первая депортация и «Эффективный менеджер». Архивировано 20 июня 2009 г. в Wayback Machine , Новая газета , Павлом Поляном и Николаем Поболем.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Чанг, Джон К. «Царская преемственность в советской национальной политике: случай корейской территориальной автономии на советском Дальнем Востоке, 1923-1937» . Журнал Общества евразийских исследований Великобритании и Европы . 3 .
  13. ^ «Международные отношения Соединенных Штатов: Дипломатические документы, 1944 год, Европа, Том IV - Офис историка» . History.state.gov . Проверено 12 июня 2022 г.
  14. ^ Мартин, Терри (1998). «Истоки советской этнической чистки» (PDF) . Журнал современной истории . 70 (4): 829, 860. дои : 10.1086/235168 . JSTOR   10.1086/235168 .
  15. ^ Мур, Харриет Л. (1945). Советская дальневосточная политика, 1931-1945 гг . Издательство Принстонского университета. стр. 175–181, 200–210, 257.
  16. ^ Чанг, Джон К. (31 января 2018 г.). Утомленные солнцем: корейцы Дальнего Востока России . Издательство Гавайского университета. стр. 157–158, 170–171, 236. ISBN.  978-0-8248-7674-6 .
  17. ^ Бугай, Николай Федорович (1996). Депортация народов Советского Союза . Издательство Нова. стр. 26–28. ISBN  978-1-56072-371-4 .
  18. ^ Jump up to: а б с «Китайцы в опасности в России: «Миллионка» во Владивостоке, 1930-1936 | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 12 августа 2021 г.
  19. ^ Чанг, Джон К. (январь 2024 г.). «Жители Восточной Азии в советской разведке: «Натуралы» — один из вариантов советского нелегала» . Интеллигент . 29 (1): 64, 64сн53, 65.
  20. ^ Чанг, Джон К. «Азиаты Восточной Азии в советской разведке и китайско-ленинская школа Дальнего Востока России» (PDF) . Обзор границ Евразии . 9 (1): 41.
  21. ^ «Регионы и территории: Калмыкия» . Новости Би-би-си . 29 ноября 2011 года . Проверено 12 марта 2022 г.
  22. ^ Олворт, Эдвард (1998). Татары Крыма: Возвращение на Родину: Исследования и документы . Издательство Университета Дьюка. п. 272. ИСБН  9780822319948 .
  23. ^ Левен, Марк (2013). Аннигиляция: Том II: Европейские Римленды 1939–1953 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 333. ИСБН  9780199683048 .
  24. ^ Наймарк 2002, с. 104
  25. ^ Коль, Филип Л.; Козельский, Мара; Бен-Иегуда, Нахман (2008). Выборочные воспоминания: археология в строительстве, поминовении и освящении национального прошлого . Издательство Чикагского университета. п. 92 . ISBN  9780226450643 .
  26. ^ Уильямс, Брайан Глин (2015). Крымские татары: от советского геноцида к путинскому завоеванию . Издательство Оксфордского университета. стр. 105, 114. ISBN.  9780190494704 .
  27. ^ Орландо Файджес . Народная трагедия: Русская революция: 1891–1924 гг. Книги Пингвина , 1998. ISBN   0-14-024364-X
  28. ^ Дональд Рэйфилд . Сталин и его палачи : Тиран и те, кто убивал за него, Random House, 2004. ISBN   0-375-50632-2
  29. ^ Михаил Хеллер и Александр Некрич . Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года по настоящее время.
  30. ^ Р. Дж. Раммель (1990). Смертельная политика: советский геноцид и массовые убийства с 1917 года . Издатели транзакций . ISBN  1-56000-887-3 . Проверено 1 марта 2014 г.
  31. Обнаружен советский приказ об истреблении казаков. Архивировано 10 декабря 2009 г. в Wayback Machine офисе связи Йоркского университета , 21 января 2003 г.
  32. ^ Роберт Геллатели, Бен Кирнан (2003). Призрак геноцида: массовые убийства в исторической перспективе . Издательство Кембриджского университета . стр. 396 . ISBN  0521527503 . Польская операция (стр. 233 –)
  33. ^ Майкл Эллман, Сталин и советский голод 1932–33 годов, пересмотренный PDF- файл.
  34. ^ Саймон Себаг Монтефиоре. Сталин. Суд Красного царя , стр. 229. Vintage Books, Нью-Йорк, 2003. Винтаж. ISBN   1-4000-7678-1
  35. ^ Проф. Марек Ян Ходакевич (15 января 2011 г.). «Геноцид не оплакивается» . Речь Посполитая . Проверено 28 апреля 2011 г.
  36. ^ Францишек Тышка. «Томаш Зоммер: Геноцид поляков в 1937–38 годах, преступление большее, чем Катынь») . Супер Экспресс . Проверено 28 апреля 2011 г.
  37. ^ «Казнить поляков. Геноцид поляков в Советском Союзе» . Истористон. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 28 апреля 2011 г.
  38. ^ Анджей Макура, Польское агентство печати (24 июня 2010 г.). «Публикация на тему истребления поляков в Советском Союзе в 1930-е годы» . Сайт Wiara.pl . Проверено 28 апреля 2011 г.
  39. ^ Проф. Иво Киприан Погоновский (22 марта 2011 г.). «Приказ НКВД: № 00485 от 11 августа 1937 года и поляки» . Польский клуб онлайн. Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 года . Проверено 28 апреля 2011 г. См. также: Томаш Зоммер: Геноцид поляков в Советском Союзе, статья, опубликованная в The Polish Review LV, No. 4, 2010.
  40. ^ «Зоммер, Томаш. Описание книги (Opis)» . Стреляйте в поляков. Геноцид поляков в Советском Союзе в 1937–1938 годах. Документы Сентралы (Геноцид поляков в Советском Союзе) . Юридический книжный магазин, Люблин . Проверено 28 апреля 2011 г.
  41. ^ «Конференция по вопросу геноцида поляков в Советском Союзе, Варшава» . Институт глобализации и Пресс-клуб Польска в сотрудничестве с Обществом «Мемориал» . Проверено 28 апреля 2011 г.
  42. ^ Ян Томаш Гросс , Революция из-за границы: Советское завоевание польской Западной Украины и Западной Белоруссии , Princeton University Press, 2002, ISBN   0-691-09603-1 , с. 35
  43. ^ Валовой, указ. соч., стр. 36.
  44. ^ Jump up to: а б Савин, Андрей (январь 2017 г.). «Этнификация сталинизма? Национальные операции и приказ НКВД № 00447 в сравнительной перспективе» . Этнические и религиозные меньшинства в сталинском Советском Союзе: новые аспекты исследования. Под редакцией Андрея Котлярчука и Олле Сундстрема. Стокгольм .
  45. ^ «Иностранцы в ГУЛАГе: советские репрессии против иностранных граждан» , Павел Полян (на русском языке)
    • Англоязычная версия (сокращенная): П.Полян. Советские репрессии против иностранцев: Большой террор, ГУЛАГ, Депортации, Анналы. Anno Trentasttesimo, 2001. Feltrinelli Editore Milano, 2003. - С.61-104.
  46. ^ Jump up to: а б Гейер (2009) . п. 159.
  47. ^ Гейер (2009) . стр. 159–160.
  48. ^ Гейер (2009) . п. 160.
  49. ^ Bagalova, Zuleykhan; Dolinova, G.; Samodurov, Yuri (1999). Чечня: право на культуру . Москва: Польинформ. стр. 44–46. ISBN  5935160013 . OCLC   51079021 .
  50. ^ Jump up to: а б Корнелл, Сванте Э. (2001). Малые народы и великие державы: исследование этнополитического конфликта на Кавказе . Ричмонд, Суррей, Англия: Керзон. п. 170. ИСБН  1-135-79669-6 . OCLC   1162441747 .
  51. ^ Бугай, Николай (1996). Депортация народов Советского Союза . Нью-Йорк: Издательство Nova . п. 137 . ISBN  9781560723714 . OCLC   1074118940 .
  52. ^ Гасанлы, Джамиль (18 декабря 2014 г.). Хрущевская оттепель и национальная идентичность в Советском Азербайджане, 1954–1959 гг . Лексингтонские книги. п. 248. ИСБН  978-1-4985-0814-8 .
  53. ^ Шнабель, Альбрехт; Кармент, Дэвид (2004). Предотвращение конфликтов от риторики к реальности . Лексингтонские книги. п. 63. ИСБН  0-7391-0549-3 . OCLC   64449644 .
  54. ^ Коркмаз, Айшенур (17 февраля 2020 г.). «Дома» вдали от «дома»: бывшие османские армянские беженцы и границы принадлежности в Советской Армении» . Журнал истории миграции . 6 (1): 129–150. дои : 10.1163/23519924-00601008 . ISSN   2351-9916 . S2CID   216168824 .
  55. ^ Зубок Владислав Михайлович (2007). Несостоявшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева . Нью-Йорк: Книги UNC Press. п. 58. ИСБН  978-0-8078-3098-7 .
  56. ^ " "Черный сад": Глава 5. Ереван. Тайны Востока" . BBC Russia. 8 July 2005 . Retrieved 1 September 2011 .
  57. ^ де Ваал, Томас (1996). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  0-8147-1945-7 .
  58. ^ Лоуэлл В. Баррингтон (2006). После независимости: создание и защита нации в постколониальных и посткоммунистических государствах . США: Издательство Мичиганского университета. с. В конце 1988 года все население Азербайджана (включая курдов-мусульман) – около 167 тысяч человек – было изгнано из Армянской ССР. При этом десятки людей погибли из-за отдельных нападений армян и неблагоприятных условий. Это перемещение населения было частично ответом на изгнание армян из Азербайджана, но это также было последним этапом постепенной гомогенизации республики под советской властью. Переселение населения было последним и не столь «мягким» эпизодом этнической чистки, которая увеличила гомогенизацию Армении с 90 до 98 процентов. Ответственность за этот исход несут националисты в сотрудничестве с государственными властями Армении. ISBN  0-472-06898-9 .
  59. Второй причиной армянского единства и сплоченности был тот факт, что постепенно на протяжении семидесяти лет советской власти в республике увеличивалось армянское население, пока она не стала самой этнически однородной республикой в ​​СССР. Несколько раз местные мусульмане были изгнаны с ее территории, а армяне из соседних республик селились в Армении. Почти 200 000 азербайджанцев, проживавших в Советской Армении в начале 1980-х годов, либо покинули республику, либо были изгнаны из республики в 1988–89 годах, практически без кровопролития. В результате в Азербайджан хлынула масса беженцев, многие из которых стали наиболее радикальными противниками армян в Азербайджане. Рональд Григор Суни (зима 1999–2000 гг.). Временная стабильность: политика идентичностей в постсоветской Евразии . Международная безопасность. Том 24, № 3. С. 139–178.
  60. ^ Томас Амбросио (2001). Ирредентизм: этнический конфликт и международная политика . США: Издательская группа Greenwood . п. 160. ИСБН  0-275-97260-7 . Проверено 1 сентября 2011 г.
  61. ^ Jump up to: а б "Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г." Retrieved 1 September 2011 .
  62. ^ "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. "Эривань" " . Retrieved 1 September 2011 .
  63. ^ Ленор А. Гренобль (2003). Языковая политика в Советском Союзе . Издательство Мичиганского университета. стр. 134–135. ISBN  1-4020-1298-5 .
  64. ^ Рональд Григор Суни (1993). Взгляд в сторону Арарата: Армения в современной истории . Издательство Университета Индианы. п. 138 . ISBN  0-253-20773-8 . Рональд Григор Суни смотрит в сторону Арарата: Армения в современной истории. Блумингтон и Индианаполис: Университет штата Индиана, 1993.
  65. ^ "Том де Ваал. Черный сад. Между миром и войной. Глава 5. Ереван. Тайны Востока" . BBC News . 8 July 2005 . Retrieved 1 September 2011 .
  66. ^ Семья . Хорошо. 4, 1994, с. 82–90.
  67. Пайпс, стр. 363, цитата из книги Норы Левин « Евреи в Советском Союзе с 1917 года» , Нью-Йорк, 1988, стр. 57: «[Миссией Евсекции было] разрушение традиционной еврейской жизни, сионистского движения, и еврейская культура »
  68. ^ См.: Антирелигиозная кампания СССР (1921–1928) , Антирелигиозная кампания СССР (1928–1941) , Антирелигиозная кампания СССР (1958–1964) , Антирелигиозная кампания СССР (1970–1990).
  69. ^ Пайпс, Ричард (1993). Россия при большевистском режиме . А. А. Кнопф. п. 363 . ISBN  978-0-394-50242-7 .
  70. ^ "Россия". Энциклопедия иудаики . Том. 17. ООО «Издательство «Кетер», стр. 531–553.
  71. ^ Jump up to: а б с Рои, Яаков (1995). Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Абингдон, Англия: Рутледж . стр. 103–6. ISBN  0-7146-4619-9 .
  72. ^ Монтефиоре, Саймон Себаг (2008). Молодой Сталин . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . п. 165. ИСБН  978-1-4000-9613-8 .
  73. ^ Кун, Миклош (2003). Сталин: Неизвестный портрет . Будапешт, Венгрия: Издательство Центральноевропейского университета . п. 287. ИСБН  963-9241-19-9 .
  74. ^ Jump up to: а б с д Азадовский Константин; Егоров, Борис (зима 2002 г.). «От антизападничества к антисемитизму» . Журнал исследований холодной войны . 4 (1). Кембридж, Массачусетс: MIT Press : 66–80. дои : 10.1162/152039702753344834 .
  75. ^ Патай, Рафаэль ; Патай, Дженнифер (1989). Миф о еврейской расе . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 178. ИСБН  0-8143-1948-3 . Проверено 16 октября 2016 г.
  76. ^ «Антисемитизм в России. Российская дезинформация и вдохновение антисемитизма – Fundacja INFO OPS Polska» (на польском языке). 24 июня 2020 г. Проверено 25 июня 2020 г.
  77. ^ Jump up to: а б с д и ж Смерть и Смерть 1989 .
  78. ^ Горовиц, Ирвинг Луи (2007). «Куба, Кастро и антисемитизм» (PDF) . Современная психология . 26 (3–4): 183–190. дои : 10.1007/s12144-007-9016-4 . ISSN   0737-8262 . OCLC   9460062 . S2CID   54911894 . Проверено 16 октября 2016 г.
  79. ^ Лакер, Уолтер (2006). Меняющееся лицо антисемитизма: от древних времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . п. 177. ИСБН  978-0-19-530429-9 .
  80. ^ Наймарк, Норман М. (1995). Русские в Германии: история советской зоны оккупации, 1945–1949 гг . Кембридж, Массачусетс: Белкнап из Гарвардского университета. п. 338. ИСБН  978-0674784062 .
  81. ^ Наймарк (1994), стр.444
  82. ^ Гольдхаген, Эрих (1987). «Коммунизм и антисемитизм». Настойчивый вопрос: социологические перспективы и социальные контексты современного антисемитизма . Вальтер де Грюйтер . п. 389. ИСБН  978-3-11-010170-6 .
  83. ^ Гольдхаген 1987 , с. 390
  84. ^ Луи Горовиц, Ирвинг (3 декабря 2007 г.), «Куба, Кастро и антисемитизм» (PDF) , Current Psychology , 26 (3–4): 183–190, doi : 10.1007/s12144-007-9016-4 , ISSN   0737-8262 , OCLC   9460062 , S2CID   54911894
  85. ^ «Сталин и Черная книга советского еврейства | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 10 июня 2022 г.
  86. ^ Клиер, Джон Д. (1 сентября 2004 г.). «Илья Эренбург и Василий Гроссман, ред., Полная черная книга российского еврейства» . Журнал современной истории . 76 (3): 741–743. дои : 10.1086/425489 . ISSN   0022-2801 .
  87. ^ «Не учитесь у русских о Холокосте | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 25 января 2022 г.
  88. ^ Лебович, Мэтт. « Аушвиц на льду» вполне уместен в России, где Холокост не связан с евреями» . www.timesofisrael.com . Проверено 25 января 2022 г.
  89. ^ «В этот день: 13 евреев убиты Сталиным в Ночь убитых поэтов» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 12 августа 2021 г. Проверено 18 августа 2021 г.
  90. ^ Вальцер, Кеннет (1992). «Война Сталина против евреев: заговор доктора и советское решение (обзор)» . Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 10 (3): 144–146. дои : 10.1353/шо.1992.0010 . ISSN   1534-5165 . S2CID   159848385 .
  91. ^ Кларфилд, Марк (21 декабря 2002 г.). «Советский «дел врачей» — 50 лет спустя» . BMJ: Британский медицинский журнал . 325 (7378): 1487–1489. дои : 10.1136/bmj.325.7378.1487 . ISSN   0959-8138 . ПМК   139050 . ПМИД   12493677 .
  92. ^ Лакер 2006 , с. 177
  93. ^ Герт-З, Рене. «Некогда герои американского еврейства, советские отказники в значительной степени забыты. Ненадолго» . www.timesofisrael.com . Проверено 10 июня 2022 г.
  94. ^ судья Анна-Мария; Светт, Катрина Лантос; Фишер, приятель (6 сентября 2018 г.). Благородное знамя прав человека: Очерки памяти Тома Лантоса . БРИЛЛ. п. 102. ИСБН  978-90-04-37696-0 .
  95. ^ Jump up to: а б с Кори, Уильям. Брежнев и советский антисемитизм . п. 29.
  96. ^ «БУНТ 500 АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» . Чикаго Трибьюн . 19 декабря 1963 года . Проверено 28 декабря 2014 г.
  97. ^ Jump up to: а б с «Россия предупреждает» . Ежедневный Иллини . 21 декабря 1963 года . Проверено 15 июля 2014 г.
  98. ^ Jump up to: а б с д и ж Джули Хесслер. «Смерть африканского студента в Москве» . КЭРН.info. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 г. Проверено 15 июля 2014 г.
  99. ^ Jump up to: а б с Лина Розовская (4 February 2010). Они учились в СССР (на русском языке). Би-би-си . Проверено 15 июля 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a312d0b17195e4864d7d6e0db8f16bbd__1722161940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/bd/a312d0b17195e4864d7d6e0db8f16bbd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Racism in the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)