Jump to content

Энергетическая политика Советского Союза

Энергетическая политика Советского Союза страны была важной особенностью плановой экономики со времен Ленина (главы правительства до 1924 года). Советский Союз был практически самодостаточен в энергии ; Основное развитие энергетического сектора началось с сталинской . автаркии политики [1] 1920-х годов. За 70 лет существования страны (1922–1991) она в первую очередь обеспечивала экономический рост , основанный на больших затратах природных ресурсов . Но к 1960-м годам этот метод стал менее эффективным. В отличие от других стран, которые разделяли тот же опыт, технологические инновации не были достаточно сильными, чтобы заменить по значимости энергетический сектор. [ нужна ссылка ]

В последние годы существования Советского Союза, особенно в эпоху брежневского застоя ( около 1975–1985 гг.), Советские власти эксплуатировали топливные ресурсы из негостеприимных регионов, особенно Сибири и Дальнего Востока . Строительство промышленности в этих местах потребовало огромных усилий со стороны советского режима. Энергетические ресурсы оставались основой советской экономики в 1970-х годах, как это видно во время нефтяного кризиса 1973 года , который поставил на первое место советские энергетические ресурсы. Высокие цены на энергоносители после нефтяного кризиса 1973 года побудили советские власти более активно участвовать во внешней торговле со странами первого мира , особенно с Европой (природный газ) и Японией (нефть). В обмен на энергетические ресурсы Советский Союз получил бы технологические разработки первого мира. Таким образом, несмотря на общую стагнацию, Советский Союз при Леониде Брежневе ( Генеральном секретаре с 1964 по 1982 год) превратился из автаркической экономики в страну, пытающуюся интегрироваться в мировой рынок . [ нужна ссылка ]

За время своего существования Советский Союз по сравнению с любой другой страной обладал крупнейшими запасами неиспользованных энергетических ресурсов в пределах своих границ. [2] Общее производство энергии выросло с 10,25 миллиона баррелей нефтяного эквивалента в день (мбн.у.э.) в 1960 году до 27,58 миллиона баррелей в день нефтяного эквивалента (млн.д.н.э.) в 1980 году. [3] Производство и экспорт Советского Союза не росли, как ожидали советские планировщики. [2] В конце 1950-х годов горнодобывающая деятельность переместилась из европейской части России в восточную Россию, чтобы получить больше полезных ископаемых. [4] Увеличение расстояний между шахтами и портами отгрузки угля снизило эффективность экспорта угля . [5] Более того, СССР изо всех сил пытался транспортировать свои восточные ресурсы на запад для последующего потребления и экспорта. [2]

Политика, проводимая советским руководством по управлению энергетическими ресурсами, имела жизненно важное значение для военного и экономического успеха страны. [6] Восточной Европы Стагнация советского производства энергии напрямую повлияла на энергоснабжение . [3] Политика, проводившаяся в СССР, затронула советские страны-сателлиты и - в меньшей степени - весь мир. [3] Политические маневры, использованные СССР в отношении экспорта энергоносителей, будут повторяться правительством Российской Федерации после 1991 года. [7]

Историческая перспектива

[ редактировать ]

При Ленине (1918-1923)

[ редактировать ]

В Госплане , советском бюро экономического планирования, было два отдела, непосредственно занимавшихся этой темой. Один был ориентирован на электрификацию и энергетику, ГОЭЛРО. Другой был ориентирован наТопливо. Внимание Советов к энергетике и особенно электрификации в первые годы часто связывают со знаменитой фразой Ленина о том, что «коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны». [8]

При Сталине перед Второй мировой войной (1924-1940)

[ редактировать ]

Несмотря на то, что многие из целей были невероятно высокими (рост общего промышленного развития на 250% и рост тяжелой промышленности на 330%), были достигнуты замечательные результаты:

  • Уголь: 64,3 миллиона тонн (по сравнению с 35,4 миллиона тонн в 1928 году и установленной целью в 68,0 миллиона тонн)
  • Нефть: 21,4 миллиона тонн (по сравнению с 11,7 миллиона тонн в 1928 году и установленной целью в 19,0 миллиона тонн).
  • Электроэнергия: 13,4 млрд кВтч (по сравнению с 5,0 млрд кВтч в 1928 году и целью в 17,0 млрд кВтч).

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

[ редактировать ]

По энергетическому сектору

[ редактировать ]

Электричество

[ редактировать ]
Карта линий электропередачи в Кавказском регионе, 1951 г.

Электрификация страны была в центре внимания первого экономического плана Советского Союза ( план ГОЭЛРО ).

Нефть/нефть

[ редактировать ]
США Карта ЦРУ трубопроводной инфраструктуры в Советском Союзе (1951 г.)

В составе Госплана СССР существовал Государственный комитет нефтяной промышленности , который курировал эту область экономики.

Природный газ

[ редактировать ]

В 1943 году была создана отдельная советская газовая промышленность. Большие запасы природного газа, обнаруженные в Сибири, Урале и Поволжье в 1970-х и 1980-х годах, позволили Советскому Союзу стать крупным производителем газа. Разведка, разработка и распределение газа были централизованы в Министерстве газовой промышленности, созданном в 1965 году.

См. также Газпром .

гидроэлектростанция

[ редактировать ]

Стагнация энергетики СССР

[ редактировать ]

С начала 1960-х до середины 1970-х годов энергии производство, потребление и чистый экспорт в Советском Союзе увеличились. [6] Рост спроса на энергию достиг стабильных темпов, сравнимых с темпами западных стран того времени. [6] В конце 1970-х годов добыча угля и нефти начала стагнировать. [3] Это продолжалось и в 1980-е годы. [3]

СССР также страдал от отсутствия спроса со стороны капиталистических стран и их предыдущих колониальных владений в развивающихся странах. [7] Эта динамика изменилась после завершения строительства газопровода СССР из Западной Сибири в Германию. [7] Это создало эффективный и действенный маршрут транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). [7] Видя политическое влияние, которое Советский Союз получит в Западной Европе, президент Рейган попытался остановить этот проект, но потерпел неудачу. [7] Тем не менее, после 1975 года общие темпы роста советского производства и потребления энергии неуклонно снижались. [3] Эта трудность возникла со стороны предложения . [3]

Политика, определяющая отрасль

[ редактировать ]

Политбюро , или главная группа по выработке политики в Советском Союзе, предоставило политикам общую схему руководства национальной политикой. Эта группа состояла из высших советских руководителей и возглавлялась Генеральным секретарем. [3] Эту «большую картину» затем взяли на себя министерства и комитеты, занимающиеся экономическим развитием, а также все основные отрасли промышленности СССР. [3] Эти группы работали с предприятиями, которые фактически осуществляли добычу ресурсов, чтобы сформировать для них оперативные цели. [2] Этот переход от концептуальных директив к точным не всегда был эффективным в обеспечении надлежащего решения в случае возникновения проблем. [3]

Многие проблемы стагнации начались с ошибочного планирования. [6] Политика, которая привела к широкомасштабному внедрению таких методов, как заводнение водохранилищ, принесла первоначальные выгоды и была эффективной с административной точки зрения. [6] В краткосрочной перспективе этот подход оказался эффективным и увеличил темпы добычи из резервуаров СССР по сравнению с американскими, но вызвал проблемы на более позднем этапе жизненного цикла объектов. [6] Поскольку в советской коммунистической системе компании не могли обанкротиться, субсидии и убытки покрывало государство. [3] Отсутствие победителей и проигравших среди советских компаний привело к тому, что предприятиям СССР не хватало инноваций в технологиях бурения. [7] Это было эффективно в национальном масштабе, но не по сравнению с эффективностью международных конкурентов. [7]

Политика СССР, руководящая Россией

[ редактировать ]

И СССР, и Россия (при Владимире Путине) отменили экспорт энергоносителей покупателям, которые пошли против национальных целей. [7] В последние годы Путин высказывался по поводу надежности российского природного газа. [7] Тем не менее, мощь России на международной арене коррелирует со спросом на ресурсы, которые она поставляет. [7]

Большая часть российской экономики пережила неопределенность после распада Советского Союза. [7] Это не относится к газовой промышленности. В 1989 году Министерство газовой промышленности было преобразовано в компанию «Газпром», а генеральным директором стал Виктор Черномырдин , бывший министр. [7] Это политическое решение было принято нелегко. [7] Чиновники Министерства природного газа упорно боролись за одобрение этого движения, в то время как Министерство нефти не смогло сохраниться после 1989 года. [7]

Россия обладает крупнейшей добычей природного газа в мире. [9] Добыча нефти в России резко возросла, особенно в начале 2000-х годов. [9] Это привело к продолжающейся зависимости от России в плане энергетических ресурсов бывших стран-сателлитов. [10] Около 80% природного газа, который Россия экспортирует в Западную Европу, проходит через территорию Украины. [10] Это стимулировало Россию продолжать оказывать влияние на политическую повестку дня Украины и других стран бывшего СССР. [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лэрд, Роббин Ф. (1991). «Эволюция советской внешней политики и будущее». Во Флероне, Фредерик Дж.; Хоффманн, Эрик П.; Лэрд, Роббин Ф. (ред.). Советская внешняя политика 1917-1991 годов: классические и современные проблемы . Абингдон: Routledge (опубликовано в 2017 г.). п. 834. ИСБН  9781351488594 . Проверено 11 сентября 2019 г. Сталинская модель экономического и политического развития изменила и советскую внешнюю политику. Новая модель внутреннего развития потребовала подчинения внешней политики этой модели. Автаркия, или закрытие СССР от внешнего влияния, стала повесткой дня.
  2. ^ Jump up to: а б с д Сагер, Мэтью Дж.; Грин, Милфорд Б. (1986). Транспортировка советских энергоресурсов . Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хьюитт, Эдвард А. (1984). Энергетика, экономика и внешняя политика в Советском Союзе . Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса.
  4. ^ Ходжкинс, Джордан Этвуд (1975). Советская власть: энергетические ресурсы, производство и потенциал . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
  5. ^ Международное энергетическое агентство, Секретариат Энергетической Хартии и Организация экономического сотрудничества и развития. Энергетический обзор России 2002 . Париж: ОЭСР. 2002. с. 150.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Динес, Лесли; Шабад, Теодор (1979). Советская энергетическая система: использование ресурсов и политика . Вашингтон, округ Колумбия: В. Х. Уинстон.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Гольдман, Маршалл И. (2010). Нефтегосударство: Путин, власть и новая Россия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  8. ^ «Российская энергетическая революция» . Январь 2013.
  9. ^ Jump up to: а б Ратленд, Питер (26 апреля 2017 г.). «Россия как энергетическая сверхдержава». Новая политическая экономия . 13.2 (2008): 203–10.
  10. ^ Jump up to: а б с Балмаседа, Маргарита М (25 апреля 2017 г.). «Энергетическая зависимость, политика и коррупция в бывшем Советском Союзе: мощь России, прибыли олигархов и недостающая энергетическая политика Украины, 1995-2006 гг.». Постсоветские дела . 27.1 (2011): 93–95.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15c20b8edcbbe7f3341353a7025e730d__1715003640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/0d/15c20b8edcbbe7f3341353a7025e730d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Energy policy of the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)