Энергетическая политика Советского Союза
Энергетическая политика Советского Союза страны была важной особенностью плановой экономики со времен Ленина (главы правительства до 1924 года). Советский Союз был практически самодостаточен в энергии ; Основное развитие энергетического сектора началось с сталинской . автаркии политики [1] 1920-х годов. За 70 лет существования страны (1922–1991) она в первую очередь обеспечивала экономический рост , основанный на больших затратах природных ресурсов . Но к 1960-м годам этот метод стал менее эффективным. В отличие от других стран, которые разделяли тот же опыт, технологические инновации не были достаточно сильными, чтобы заменить по значимости энергетический сектор. [ нужна ссылка ]
В последние годы существования Советского Союза, особенно в эпоху брежневского застоя ( около 1975–1985 гг.), Советские власти эксплуатировали топливные ресурсы из негостеприимных регионов, особенно Сибири и Дальнего Востока . Строительство промышленности в этих местах потребовало огромных усилий со стороны советского режима. Энергетические ресурсы оставались основой советской экономики в 1970-х годах, как это видно во время нефтяного кризиса 1973 года , который поставил на первое место советские энергетические ресурсы. Высокие цены на энергоносители после нефтяного кризиса 1973 года побудили советские власти более активно участвовать во внешней торговле со странами первого мира , особенно с Европой (природный газ) и Японией (нефть). В обмен на энергетические ресурсы Советский Союз получил бы технологические разработки первого мира. Таким образом, несмотря на общую стагнацию, Советский Союз при Леониде Брежневе ( Генеральном секретаре с 1964 по 1982 год) превратился из автаркической экономики в страну, пытающуюся интегрироваться в мировой рынок . [ нужна ссылка ]
За время своего существования Советский Союз по сравнению с любой другой страной обладал крупнейшими запасами неиспользованных энергетических ресурсов в пределах своих границ. [2] Общее производство энергии выросло с 10,25 миллиона баррелей нефтяного эквивалента в день (мбн.у.э.) в 1960 году до 27,58 миллиона баррелей в день нефтяного эквивалента (млн.д.н.э.) в 1980 году. [3] Производство и экспорт Советского Союза не росли, как ожидали советские планировщики. [2] В конце 1950-х годов горнодобывающая деятельность переместилась из европейской части России в восточную Россию, чтобы получить больше полезных ископаемых. [4] Увеличение расстояний между шахтами и портами отгрузки угля снизило эффективность экспорта угля . [5] Более того, СССР изо всех сил пытался транспортировать свои восточные ресурсы на запад для последующего потребления и экспорта. [2]
Политика, проводимая советским руководством по управлению энергетическими ресурсами, имела жизненно важное значение для военного и экономического успеха страны. [6] Восточной Европы Стагнация советского производства энергии напрямую повлияла на энергоснабжение . [3] Политика, проводившаяся в СССР, затронула советские страны-сателлиты и - в меньшей степени - весь мир. [3] Политические маневры, использованные СССР в отношении экспорта энергоносителей, будут повторяться правительством Российской Федерации после 1991 года. [7]
Историческая перспектива
[ редактировать ]При Ленине (1918-1923)
[ редактировать ]- См. также Новую экономическую политику.
В Госплане , советском бюро экономического планирования, было два отдела, непосредственно занимавшихся этой темой. Один был ориентирован на электрификацию и энергетику, ГОЭЛРО. Другой был ориентирован наТопливо. Внимание Советов к энергетике и особенно электрификации в первые годы часто связывают со знаменитой фразой Ленина о том, что «коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны». [8]
При Сталине перед Второй мировой войной (1924-1940)
[ редактировать ]- Сталина 1928 года. Первая пятилетка
Несмотря на то, что многие из целей были невероятно высокими (рост общего промышленного развития на 250% и рост тяжелой промышленности на 330%), были достигнуты замечательные результаты:
- Уголь: 64,3 миллиона тонн (по сравнению с 35,4 миллиона тонн в 1928 году и установленной целью в 68,0 миллиона тонн)
- Нефть: 21,4 миллиона тонн (по сравнению с 11,7 миллиона тонн в 1928 году и установленной целью в 19,0 миллиона тонн).
- Электроэнергия: 13,4 млрд кВтч (по сравнению с 5,0 млрд кВтч в 1928 году и целью в 17,0 млрд кВтч).
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
[ редактировать ]По энергетическому сектору
[ редактировать ]Электричество
[ редактировать ]Электрификация страны была в центре внимания первого экономического плана Советского Союза ( план ГОЭЛРО ).
Нефть/нефть
[ редактировать ]В составе Госплана СССР существовал Государственный комитет нефтяной промышленности , который курировал эту область экономики.
Природный газ
[ редактировать ]В 1943 году была создана отдельная советская газовая промышленность. Большие запасы природного газа, обнаруженные в Сибири, Урале и Поволжье в 1970-х и 1980-х годах, позволили Советскому Союзу стать крупным производителем газа. Разведка, разработка и распределение газа были централизованы в Министерстве газовой промышленности, созданном в 1965 году.
См. также Газпром .
гидроэлектростанция
[ редактировать ]Стагнация энергетики СССР
[ редактировать ]С начала 1960-х до середины 1970-х годов энергии производство, потребление и чистый экспорт в Советском Союзе увеличились. [6] Рост спроса на энергию достиг стабильных темпов, сравнимых с темпами западных стран того времени. [6] В конце 1970-х годов добыча угля и нефти начала стагнировать. [3] Это продолжалось и в 1980-е годы. [3]
СССР также страдал от отсутствия спроса со стороны капиталистических стран и их предыдущих колониальных владений в развивающихся странах. [7] Эта динамика изменилась после завершения строительства газопровода СССР из Западной Сибири в Германию. [7] Это создало эффективный и действенный маршрут транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). [7] Видя политическое влияние, которое Советский Союз получит в Западной Европе, президент Рейган попытался остановить этот проект, но потерпел неудачу. [7] Тем не менее, после 1975 года общие темпы роста советского производства и потребления энергии неуклонно снижались. [3] Эта трудность возникла со стороны предложения . [3]
Политика, определяющая отрасль
[ редактировать ]Политбюро , или главная группа по выработке политики в Советском Союзе, предоставило политикам общую схему руководства национальной политикой. Эта группа состояла из высших советских руководителей и возглавлялась Генеральным секретарем. [3] Эту «большую картину» затем взяли на себя министерства и комитеты, занимающиеся экономическим развитием, а также все основные отрасли промышленности СССР. [3] Эти группы работали с предприятиями, которые фактически осуществляли добычу ресурсов, чтобы сформировать для них оперативные цели. [2] Этот переход от концептуальных директив к точным не всегда был эффективным в обеспечении надлежащего решения в случае возникновения проблем. [3]
Многие проблемы стагнации начались с ошибочного планирования. [6] Политика, которая привела к широкомасштабному внедрению таких методов, как заводнение водохранилищ, принесла первоначальные выгоды и была эффективной с административной точки зрения. [6] В краткосрочной перспективе этот подход оказался эффективным и увеличил темпы добычи из резервуаров СССР по сравнению с американскими, но вызвал проблемы на более позднем этапе жизненного цикла объектов. [6] Поскольку в советской коммунистической системе компании не могли обанкротиться, субсидии и убытки покрывало государство. [3] Отсутствие победителей и проигравших среди советских компаний привело к тому, что предприятиям СССР не хватало инноваций в технологиях бурения. [7] Это было эффективно в национальном масштабе, но не по сравнению с эффективностью международных конкурентов. [7]
Политика СССР, руководящая Россией
[ редактировать ]И СССР, и Россия (при Владимире Путине) отменили экспорт энергоносителей покупателям, которые пошли против национальных целей. [7] В последние годы Путин высказывался по поводу надежности российского природного газа. [7] Тем не менее, мощь России на международной арене коррелирует со спросом на ресурсы, которые она поставляет. [7]
Большая часть российской экономики пережила неопределенность после распада Советского Союза. [7] Это не относится к газовой промышленности. В 1989 году Министерство газовой промышленности было преобразовано в компанию «Газпром», а генеральным директором стал Виктор Черномырдин , бывший министр. [7] Это политическое решение было принято нелегко. [7] Чиновники Министерства природного газа упорно боролись за одобрение этого движения, в то время как Министерство нефти не смогло сохраниться после 1989 года. [7]
Россия обладает крупнейшей добычей природного газа в мире. [9] Добыча нефти в России резко возросла, особенно в начале 2000-х годов. [9] Это привело к продолжающейся зависимости от России в плане энергетических ресурсов бывших стран-сателлитов. [10] Около 80% природного газа, который Россия экспортирует в Западную Европу, проходит через территорию Украины. [10] Это стимулировало Россию продолжать оказывать влияние на политическую повестку дня Украины и других стран бывшего СССР. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лэрд, Роббин Ф. (1991). «Эволюция советской внешней политики и будущее». Во Флероне, Фредерик Дж.; Хоффманн, Эрик П.; Лэрд, Роббин Ф. (ред.). Советская внешняя политика 1917-1991 годов: классические и современные проблемы . Абингдон: Routledge (опубликовано в 2017 г.). п. 834. ИСБН 9781351488594 . Проверено 11 сентября 2019 г.
Сталинская модель экономического и политического развития изменила и советскую внешнюю политику. Новая модель внутреннего развития потребовала подчинения внешней политики этой модели. Автаркия, или закрытие СССР от внешнего влияния, стала повесткой дня.
- ^ Jump up to: а б с д Сагер, Мэтью Дж.; Грин, Милфорд Б. (1986). Транспортировка советских энергоресурсов . Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хьюитт, Эдвард А. (1984). Энергетика, экономика и внешняя политика в Советском Союзе . Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса.
- ^ Ходжкинс, Джордан Этвуд (1975). Советская власть: энергетические ресурсы, производство и потенциал . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
- ^ Международное энергетическое агентство, Секретариат Энергетической Хартии и Организация экономического сотрудничества и развития. Энергетический обзор России 2002 . Париж: ОЭСР. 2002. с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Динес, Лесли; Шабад, Теодор (1979). Советская энергетическая система: использование ресурсов и политика . Вашингтон, округ Колумбия: В. Х. Уинстон.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Гольдман, Маршалл И. (2010). Нефтегосударство: Путин, власть и новая Россия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Российская энергетическая революция» . Январь 2013.
- ^ Jump up to: а б Ратленд, Питер (26 апреля 2017 г.). «Россия как энергетическая сверхдержава». Новая политическая экономия . 13.2 (2008): 203–10.
- ^ Jump up to: а б с Балмаседа, Маргарита М (25 апреля 2017 г.). «Энергетическая зависимость, политика и коррупция в бывшем Советском Союзе: мощь России, прибыли олигархов и недостающая энергетическая политика Украины, 1995-2006 гг.». Постсоветские дела . 27.1 (2011): 93–95.