Внешняя торговля Советского Союза
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( февраль 2021 г. ) |
Политика Советского Союза |
---|
![]() |
![]() |
Советская внешняя торговля играла лишь незначительную роль в советской экономике . В 1985 году, например, экспорт и импорт составляли лишь по 4 процента советского валового национального продукта . Советский Союз поддерживал этот низкий уровень потому, что мог опираться на крупную энергетическую и сырьевую базу, а также потому, что исторически проводил политику самодостаточности. Другая внешнеэкономическая деятельность включала программы экономической помощи , которые в первую очередь принесли пользу менее развитым странам Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) – Кубе , Монголии и Вьетнаму . [1]
Большую часть своей внешнеэкономической деятельности Советский Союз вел с коммунистическими странами, особенно со странами Восточной Европы . В 1988 году торговля СССР с социалистическими странами составляла 62 процента всей внешней торговли СССР. В период с 1965 по 1988 год торговля со странами третьего мира стабильно составляла от 10 до 15 процентов внешней торговли Советского Союза. Торговля с промышленно развитым Западом, особенно с Соединенными Штатами , колебалась под влиянием политических отношений между Востоком и Западом, а также краткосрочных потребностей Советского Союза. В 1970-е годы, в период разрядки , торговля с Западом приобрела большее значение за счет торговли с социалистическими странами. Однако в начале и середине 1980-х годов, когда отношения между сверхдержавами были плохими, советская торговля с Западом снизилась в пользу усиления интеграции с Восточной Европой. [1]
Способы ведения торговли Советским Союзом варьировались от одного торгового партнера к другому. Советская торговля с промышленно развитыми странами Запада, за исключением Финляндии , и большинством стран третьего мира велась с использованием твердой валюты , то есть валюты, которая была свободно конвертируемой. Поскольку рубль не был свободно конвертируемым, Советский Союз мог приобретать твердую валюту только путем продажи советских товаров или золота на мировом рынке за твердую валюту. Поэтому объем импорта из стран, использующих конвертируемую валюту, зависел от количества товаров, экспортируемых Советским Союзом за твердую валюту. Предпочтение отдавалось альтернативным методам сотрудничества, таким как бартер, встречная торговля, промышленное сотрудничество или двусторонние клиринговые соглашения. Эти методы использовались в сделках с Финляндией, членами СЭВ, Китайской Народной Республикой , Югославией и рядом стран третьего мира. [1]
Товарный состав советской торговли различался по регионам. Советский Союз импортировал промышленные, сельскохозяйственные и потребительские товары из социалистических стран в обмен на энергию и промышленные товары. Советский Союз зарабатывал твердую валюту, экспортируя топливо и другие сырьевые товары на промышленно развитый Запад, а затем использовал эту валюту для покупки сложной промышленной и сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерна. Торговля со странами третьего мира обычно заключалась в обмене машин и вооружений на тропические продукты питания и сырье. [1]
Советские программы помощи неуклонно расширялись с 1965 по 1985 год. В 1985 году Советский Союз предоставил странам третьего мира около 6,9 миллиардов долларов США в виде прямых денежных средств, кредитных выплат или торговых субсидий. Коммунистические страны третьего мира, в первую очередь Куба, Монголия и Вьетнам, получили 85 процентов этих средств. В конце 1980-х годов Советский Союз пересмотрел свои программы помощи. В свете снижения политической отдачи и внутренних экономических проблем Советский Союз не мог позволить себе неэффективное расходование своих ограниченных ресурсов. Более того, недовольные советской экономической помощью, несколько советских стран-клиентов начали торговые переговоры с западными странами. [1]
В 1980-е годы Советскому Союзу требовались значительные суммы твердой валюты для оплаты импорта продовольствия и капитальных товаров, а также для поддержки государств-клиентов. То, что страна не могла заработать от экспорта или продажи золота, она занимала через свои банки в Лондоне , Франкфурте , Вене , Париже и Люксембурге . Крупный импорт зерна привел к довольно высокому советскому долгу в 1981 году. Более высокие урожаи и более низкие потребности в импорте исправили этот дисбаланс в последующие годы. Однако к концу 1985 года снижение доходов от нефти почти вернуло советский долг к уровню 1981 года. В конце того же года Советский Союз задолжал 31 миллиард долларов США (брутто) западным кредиторам, в основном коммерческим банкам и другим частным источникам. [1]
В конце 1980-х годов Советский Союз попытался сократить свой валютный долг за счет сокращения импорта с Запада и увеличения экспорта нефти и газа на Запад. Он также стремился к более широкому участию в международных рынках и организациях. В 1987 году Советский Союз официально запросил статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле , а в 1988 году подписал соглашение о нормализации отношений с Европейским экономическим сообществом . Структурные изменения во внешнеторговой бюрократии, предоставление права прямой торговли избранным предприятиям и законодательство о создании совместных предприятий с иностранцами открыли экономику для западного технического и управленческого опыта, необходимого для достижения целей, поставленных генеральным секретарем Михаилом Горбачевым в программе экономического развития. реструктуризация ( перестройка ). [1]
Развитие государственной монополии на внешнюю торговлю
[ редактировать ]Правительство Советского Союза всегда обладало монополией на всю внешнеторговую деятельность, но только после смерти Иосифа Сталина в 1953 году правительство стало уделять большое внимание внешнеторговой деятельности. До этого идеологическая оппозиция большевиков внешнеэкономическому контролю, их отказ платить долги России во время Первой мировой войны и хаос Гражданской войны в России (1918–21) удерживали торговлю на минимальном уровне, необходимом для промышленного развития страны. Активные советские торговые операции начались лишь в 1921 году, когда правительство учредило Наркомат внешней торговли . [1]
Монополия комиссариата на внутреннюю и внешнюю внешнюю торговлю была ослаблена, начиная с 1921 года, когда новая экономическая политика (НЭП) децентрализовала контроль над экономикой. Хотя комиссариат оставался контролирующим центром, режим учредил другие организации для прямой работы с иностранными партнерами при покупке и продаже товаров. В число этих организаций входили государственные офисы импорта и экспорта, акционерные общества , специализированные корпорации импорта и экспорта, тресты, синдикаты, кооперативные организации и компании со смешанной собственностью. [1]
Окончание периода НЭПа, начало первой пятилетки (1928–32) и насильственная коллективизация сельского хозяйства, начавшаяся в 1929 году, ознаменовали раннюю сталинскую эпоху. Правительство реструктуризировало внешнеторговые операции в соответствии с декретом № 358, изданным в феврале 1930 г., который ликвидировал децентрализованную, по существу частную торговую практику периода НЭПа и установил систему монопольной специализации. Затем правительство организовало ряд внешнеторговых корпораций при Народном комиссариате внешней торговли, каждая из которых имела монополию на определенную группу товаров. [1] Монополия внешней торговли появилась в статье 14h Конституции СССР 1936 года .
Политика Сталина ограничивала торговлю, поскольку он пытался построить социализм в одной стране. Сталин опасался непредсказуемого движения и разрушительного влияния таких внешних рыночных сил, как колебания спроса и цен. Импорт был ограничен заводским оборудованием, необходимым для индустриализации , начавшейся с первой пятилетки. [1] Это оборудование было оплачено за счет экспорта коллективизированного зерна.
Вторая мировая война практически остановила советскую торговлю и деятельность большинства внешнеторговых корпораций. Торговля велась в основном через советских торговых представителей в Великобритании и Иране, а также через Советскую закупочную комиссию в США. После войны Великобритания и другие страны Западной Европы, а также США ввели жёсткие ограничения на торговлю с Советским Союзом. Таким образом, советские внешнеторговые корпорации ограничили свои усилия Восточной Европой и Китаем, создавая в этих странах советские компании и создавая акционерные общества на очень выгодных условиях. СЭВ, основанный в 1949 году, объединил экономики Восточной Европы и Советского Союза. [1]
Советская торговля значительно изменилась в постсталинскую эпоху. Послевоенная индустриализация и расширение внешней торговли привели к распространению общесоюзных внешнеторговых организаций (ВТО), нового названия внешнеторговых корпораций, также известных как внешнеторговые ассоциации. В 1946 Наркомат внешней торговли был реорганизован в Министерство внешней торговли . Министерство внешней торговли через свои FTO сохранило за собой исключительное право вести переговоры и подписывать контракты с иностранцами, а также разрабатывать планы внешней торговли. Государственный комитет по внешним экономическим связям (ГКЭС), созданный в 1955 году, руководил всеми программами иностранной помощи и экспортом комплектных заводов через подчиненные ему ВТО. Однако некоторые министерства имели право напрямую вести дела с иностранными партнерами через свои собственные FTO. [1]
17 января 1988 года «Известия» сообщили об упразднении Министерства внешней торговли и ГКЭС. Эти две организации были объединены во вновь созданное Министерство внешних экономических связей, которое отвечало за управление внешнеторговой политикой и соглашениями о внешней помощи. Другое законодательство предусматривало создание совместных предприятий. Правительство сохранило свою монополию на внешнюю торговлю посредством упрощенной версии советской внешнеторговой бюрократии, существовавшей до указа от 17 января. [1]
Структура внешнеторговой бюрократии
[ редактировать ]В 1988 году бюрократия внешней торговли отражала систему монопольных спецификаций, созданную Указом № 358 1930 года. В ведении Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и Совета Министров находились шесть центральных органов: Министерство внешних экономических связей. и многочисленные МТО совместно планировали, регулировали, контролировали и осуществляли всю советскую внешнеэкономическую деятельность. [1]
Администрация
[ редактировать ]Хотя КПСС обладает высшей властью над всей внешнеэкономической деятельностью, в конце 1980-х годов административный контроль был централизован в Совете Министров. В частности, Государственная внешнеэкономическая комиссия при совете координировала деятельность министерств и ведомств в области экономического и научного сотрудничества с социалистическими, развивающимися и развитыми капиталистическими государствами. [1]
Шесть центральных органов при Совете Министров играли важную роль во внешнеэкономических связях. Импортом и экспортом товаров, услуг и ресурсов руководили Государственный плановый комитет ( Госплан ) , Государственный комитет по материально-техническому снабжению ( Государственный комитет по материально-техническому снабжению — Госснаб ) и Государственный комитет по материально-техническому снабжению (Госснаб). Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ). Госплан формулировал все планы импорта и экспорта, координировал распределение инвестиций и других ресурсов и имел окончательную власть над всеми решениями, касающимися внешней торговли, включая уровень торговли и товарный состав. Госснаб координировал распределение ресурсов, не находящихся в ведении Госплана, и, будучи центральным органом, ответственным за согласование поставок с потребителями, играл важную роль в выборе и распределении импорта. ГКНТ заключал соглашения о техническом сотрудничестве и контролировал покупку и продажу лицензий и патентов с целью внедрения новых технологий в советскую экономику. [1]
Государственным комитетом по ценам ( Государственный комитет по ценам – Госкомцен ), Министерством финансов и Государственным банком ( Госбанк ) . Финансирование внешней торговли осуществлялось Госкомцен установил цены на весь импорт и часть экспорта. Министерство финансов контролировало платежный баланс и отслеживало влияние внешней торговли на государственный бюджет. Наконец, Госбанк устанавливал обменный курс рубля и управлял валютной системой внутри Советского Союза. Госбанк контролировал Банк внешней торговли СССР ( Внешэкономбанк после 1988 года), который предоставлял международные банковские услуги советским МТО. [1]
Операция
[ редактировать ]До 1988 года двумя оперативными органами, занимавшимися исключительно и непосредственно внешнеэкономическими операциями, были ГКЭС и Министерство внешней торговли. Министерство внешней торговли разработало проекты планов импорта и экспорта и регулировало торговлю товарами. ГКЭС курировал программы иностранной помощи и экспорт комплектных установок. Министерство внешней торговли или ГКЭС имело юрисдикцию над большинством FTO, которые вели переговоры и подписывали коммерческие контракты с иностранцами от имени отдельных предприятий. FTO обычно были организованы по продуктам, как это было во внешнеторговых корпорациях 1930-х годов. [1]
Однако некоторые промышленные министерства и другие ведомства имели свои собственные FTO. Так, на начало 1987 года в ведении Министерства внешней торговли находились 48 ФТО, а в ведении ГКЭС - девять, тогда как в ведении Министерства морского флота, Министерства рыбной промышленности и Министерства торговли у других были свои собственные FTO. Кроме того, некоторые другие агентства имели свои собственные FTO: Торгово-промышленная палата, которая занималась международными торговыми выставками; Государственный комитет по физической культуре и спорту; Центральный союз кооперативов; Государственный комитет по издательствам, полиграфиям и книжной торговле; Государственный комитет кинематографии; и Государственный комитет по науке и технологиям. [1]
Структурные реформы, 1986 г. - середина 1988 г.
[ редактировать ]Громоздкая внешнеторговая бюрократия способствовала появлению ряда проблем, которые препятствовали эффективности и результативности внешней торговли. Отсутствие прямых контактов между советскими предприятиями и их зарубежными заказчиками или поставщиками расстраивало обе стороны из-за неоправданной задержки переговоров по контракту и уточнения технических деталей. В интервью "Известиям" в мае 1986 года генеральный директор Всесоюзного объединения по экспорту и импорту технических средств Министерства внешней торговли Борис Константинович Пушкин сообщил, что после того, как предприятие подало заявку на иностранную продукцию, два потребовалось три года, прежде чем его включили в план импорта и выделили средства на его закупку. За это время потребности предприятия часто менялись. Пушкин подчеркивал необходимость освобождения предприятий от ненужного мелкого надзора и чрезмерной регламентации. [1]
Принимая во внимание эти проблемы, XXII съезд партии в феврале-марте 1986 г. заявил, что партия ожидает «поэтапной реструктуризации внешней торговли [страны] с целью повышения эффективности экспорта и импорта». В том же году ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», в котором намечены радикальные меры по изменению структуры внешнеторгового бюрократического аппарата. [1]
Также в августе 1986 года Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета министров стала постоянным органом в составе совета, что дало больше полномочий и заметности комиссии, внутренняя деятельность которой ранее практически не освещалась. Штат был расширен, а председатель получил ранг, эквивалентный вице-премьеру. В новом уставе говорилось, что роль комиссии заключалась в том, чтобы «сформулировать и реализовать внешнеэкономическую стратегию страны с целью увеличения ее потенциального вклада в ускорение ( ускорение ), укрепление позиций СССР в мировой экономике и содействие структурированному и организованному развитию экономического сотрудничества». со всеми группами стран». [1]
До 1987 года сорок восемь ФТО, подчинявшиеся Министерству внешней торговли, управляли более чем 90 процентами советского внешнеторгового оборота. В 1987 году министерство потеряло контроль над 20 процентами внешнеторгового оборота СССР. Правительство предоставило право прямой внешней торговли 21 министерству и госкомитету, 67 промышленным предприятиям, восьми межотраслевым научно-производственным комплексам. Предприятия-экспортеры получили право оставлять себе часть своей валютной выручки. Каждое министерство или предприятие должно было оплачивать свой инвестиционный импорт собственной валютой, а руководители министерств и предприятий несли персональную ответственность за эффективное использование валютных средств. Эти меры дали предприятиям больше влияния при принятии решений об импорте. [1]
13 января 1987 года Совет Министров принял постановление «О вопросах создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления». », или, проще говоря, закон о совместных предприятиях. Этот закон впервые после большевистской революции открыл предприятия внутри Советского Союза для иностранного участия. Совместные предприятия должны были способствовать приобретению и освоению западных технологий, управленческих ноу-хау и маркетинговых способностей. Оптимистично оценивая экономические последствия своего нового предприятия, советские чиновники заявили, что к 1990 году от 85 до 90 процентов «наиболее важных типов машин» будут соответствовать мировым техническим стандартам. Обширные природные ресурсы Советского Союза и его прибыльный, ранее закрытый внутренний рынок привлекли западные компании. К августу 1988 года в Советском Союзе было зарегистрировано более пятидесяти совместных предприятий и примерно триста находились на стадии переговоров. [1]
Тем не менее, в первые восемнадцать месяцев после принятия правительством закона о совместных предприятиях возникли многочисленные препятствия. Жалобы западных партнеров касались неопределенности в отношении советских торговых правил, проблем с поставками товаров, дилеммы неконвертируемости рубля , трудностей с поиском квалифицированных советских менеджеров, проблем с прогнозированием издержек производства (по состоянию на 1989 г. советские внутренние цены были административно установленных, а не основанных на рыночных силах), и даже сложности с поиском офисных помещений в Москве. Усилия советских торговых чиновников по удовлетворению этих жалоб включали децентрализацию внешнеторговой бюрократии, создание института управления в Москве, реформы цен и различные правовые реформы. [1]
Прежде чем западные бизнесмены смогли оправиться от замешательства и разрухи, вызванных этой серией реформ, в начале 1988 года началась вторая серия. С 1 января 1988 года Банк внешней торговли СССР (Внешторгбанк) был переименован в Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). ). Смена названия не означала серьезных изменений в обязанностях банка, а просто более точно отражала характер его операций. Внешторгбанк перешел от простого управления внешнеторговыми операциями к предоставлению валютных, кредитных и бухгалтерских услуг. В отличие от своих прежних обязанностей Внешэкономбанк должен был ввести новые процедуры в отношении советских фирм, которые недавно приобрели права прямой внешней торговли. [1]
Также 1 января 1988 года вступил в силу Новый Закон о предприятиях, согласно которому предприятия к 1989 году должны были нести экономическую ответственность за свою текущую коммерческую деятельность. Согласно этому закону, правительство имело право расформировать убыточные предприятия, и каждое министерство и его подчиненные предприятия получали ответственность за собственную внешнеторговую деятельность. Кроме того, Госплан, Госснаб и ГКНТ отказались от части своих прав по распределению денег и товаров. Наконец, Министерство внешней торговли потеряло контроль над еще 15 процентами своего внешнеторгового оборота, когда еще четырнадцать предприятий и четыре других министерства получили прямые права внешней торговли. [1]
Но, пожалуй, самое существенное изменение в механизме внешней торговли произошло 17 января 1988 года, когда «Известия» объявили об упразднении Министерства внешней торговли и ГКЭС. Функции обоих ведомств взяло на себя Министерство внешних экономических связей, которое возглавил бывший руководитель ГКЭС Константин Федорович Катушев. "Таким образом, государственная монополия на внешнюю торговлю и ее общегосударственные аспекты остается централизованной, - сообщал советский внешнеторговый ежемесячник " Внешняя торговля", - а оперативные функции постоянно переходят на деловой уровень". В марте 1988 года журнал сообщил, что около 20 процентов внешнеторгового оборота приходится на 81 фирму, получившую право напрямую вести дела с иностранцами. [1]
Другие реформы последовали в апреле 1988 года, когда Центральный комитет и Совет министров согласовали новый устав Торгово-промышленной палаты. В целом палата контролировала внешнюю торговлю, проводимую за пределами нового Министерства внешних экономических связей. Кроме того, палата оказывала помощь советским производственным предприятиям в поиске западных партнеров и изучении внешнеторгового опыта. [1]
Торговля с социалистическими странами
[ редактировать ]В конце 1980-х годов Советский Союз торговал с четырнадцатью социалистическими странами. Политические и экономические отношения между Советским Союзом и этими странами определяют четыре группы, на которые можно разделить эти страны: члены СЭВ; Югославия; Китай; и развивающиеся коммунистические страны Камбоджа, Лаос и Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея). [1]
Бизнес с социалистическими странами велся на двусторонней, межстрановой основе, при котором импорт уравновешивал экспорт. Экспорт советской нефти в эти страны обеспечивал приобретение машин и оборудования и промышленных потребительских товаров, а также политическую поддержку без затрат свободно конвертируемой иностранной валюты. Кроме того, советские программы помощи, которые принимали форму прямых кредитов или торговых субсидий, почти исключительно охватывали социалистические страны. [1]
Совет Экономической Взаимопомощи
[ редактировать ]Советский Союз сформировал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 году, отчасти для того, чтобы отговорить страны Восточной Европы от участия в плане Маршалла и противодействовать торговым бойкотам, введенным после Второй мировой войны Соединенными Штатами, Великобританией и другими странами. Страны Западной Европы. Якобы СЭВ был организован для координации экономического и технического сотрудничества между Советским Союзом и странами-членами. На самом деле доминирование Советского Союза в деятельности СЭВ отражало его экономическую, политическую и военную мощь. В 1989 году в СЭВ входили десять стран: шесть первоначальных членов — Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Советский Союз — плюс Германская Демократическая Республика (Восточная Германия, присоединившаяся в 1950 году), Монголия (1962 год), Куба ( 1972 г.) и Вьетнам (1978 г.). Албания, хотя и присоединилась к СЭВ в феврале 1949 года, не участвовала в деятельности СЭВ с 1961 года. [1]
С 1949 года Советский Союз торговал преимущественно с другими членами СЭВ. В 1960 году Советский Союз отправлял 56 процентов своего экспорта в страны-члены СЭВ и получал 58 процентов импорта от них. С этого времени объем этой торговли неуклонно увеличивался, но доля советской торговли с членами СЭВ уменьшалась, поскольку Советский Союз стремился увеличить торговлю с промышленно развитыми странами Запада. В отличие от 1960 года торговля с членами СЭВ в 1980 году составляла лишь 42 процента советского экспорта и 43 процента советского импорта. [1]
Европейские члены СЭВ обращались к Советскому Союзу за нефтью; в свою очередь они поставляли в Советский Союз машины, оборудование, сельскохозяйственные товары, промышленные товары и товары народного потребления. Из-за особенностей системы ценообразования СЭВ на протяжении 1970-х — начала 1980-х годов цены СЭВ на советскую нефть были ниже мировых цен на нефть. Западные специалисты обсуждают политическую мотивацию этого неявного субсидирования цен членам СЭВ. Сплоченность членов СЭВ казалась поразительной, когда в 1985 году из-за падения мировых цен члены СЭВ стали платить за советскую нефть цены выше рыночных. [1]
Членство Кубы, Монголии и Вьетнама в СЭВ служило советским внешнеполитическим интересам больше, чем экономическому благосостоянию членов СЭВ. В целом, более экономически развитые европейские члены поддерживали трех менее развитых членов, предоставляя им большой рынок для экспорта, часто по ценам выше рыночных. Большая часть кубинского сахара и никеля, а также вся медь и молибден в Монголии были импортированы Советским Союзом. Кроме того, Советский Союз создал военно-морские и авиабазы на Кубе и во Вьетнаме. [1]
С 1985 года Горбачев призывал к увеличению торговли с членами СЭВ. На XXII съезде партии в феврале-марте 1986 года он и премьер-министр Николай Рыжков подчеркнули необходимость улучшения сотрудничества с социалистическими странами на основе Комплексной программы СЭВ по научно-техническому сотрудничеству до 2000 года. Эта программа подчеркнул самодостаточность стран СЭВ в пяти ключевых областях: электроника, автоматизация производства, атомная энергетика, биотехнологии и разработка нового сырья. Он также призвал к улучшению координации планов, совместного планирования, инвестиционной стратегии СЭВ, специализации производства и качества машин и оборудования, экспортируемых в Советский Союз. [1]
Югославия
[ редактировать ]В 1964 году Югославия заключила официальное соглашение о сотрудничестве с СЭВ. Эти отношения позволили Югославии сохранить свою позицию неприсоединения, получив при этом почти все права и привилегии полноправного члена СЭВ. В 1980-е годы торговые отношения Советского Союза с Югославией напоминали отношения с полноправными членами СЭВ. Советский Союз экспортировал в Югославию топливо, черные металлы, пластмассы и удобрения. Станкостроительная, энергетическая, судостроительная и легкая промышленность Югославии поставляли в Советский Союз валютные товары. [1]
В конце 1970-х и начале 1980-х годов Югославия стала более зависимой от советской нефти, поскольку военные действия в Персидском заливе прекратили поставки иракской нефти. Кроме того, с 1970 года и вплоть до 1980-х годов фактическая торговля с Советским Союзом превышала запланированные объемы торговли. Так, в 1983 году югославское правительство проинформировало советского премьер-министра Николая Тихонова о своем желании сократить торговлю с Советским Союзом в середине-конце 1980-х годов. Однако из-за огромного долга в иностранной валюте, накопленного Югославией с 1981 по 1985 год, Советский Союз оставался ее самым важным торговым партнером в конце 1980-х годов. Фактически, для некоторых югославских товаров, таких как обувь, Советский Союз был единственным иностранным покупателем. [1]
Китай
[ редактировать ]В 1950-х годах Советский Союз занимал половину внешней торговли Китая. Политический раскол, возникший между двумя странами в конце 1950-х годов, достиг кульминации в 1960 году с выводом более 1000 советских специалистов из Китая и официальным разрывом торговых отношений в 1964 году. (См. Советско-китайский раскол ). Наблюдатель, Китай прекратил посещать сессии СЭВ в 1961 году. Экономические отношения между Советским Союзом и Китаем возобновились в 1982 году. Прежде всего в результате советских политических уступок и давления на китайцев с целью расширения торговли, объем торговли между двумя странами увеличился в десять раз в период с 1982 по 1987. [1]
В 1980-е годы Советский Союз оказался идеальным торговым партнёром для Китая. Экспорт Китая не был конкурентоспособным на мировом рынке, а его валютные резервы были серьезно истощены из-за рекордного внешнеторгового дефицита в 1984 и 1985 годах. растущий долг в твердой валюте, охотно стремился к китайскому рынку. Каждая страна будет продавать другие товары, которые она не сможет продать где-либо еще, и каждая сможет сохранить дефицитную твердую валюту путем бартера. Советский Союз обладал машинами, оборудованием и техническими ноу-хау, которые могли помочь Китаю развивать топливные и минеральные ресурсы, а также энергетическую, транспортную и металлургическую промышленность. Китай мог бы предложить богатое сырье, текстиль, а также сельскохозяйственные и промышленные потребительские товары. [1]
Активизация экономических отношений отражала советскую гибкость в преодолении различных политических и административных препятствий. К середине 1988 года Горбачев говорил о сокращении советских войск на китайской границе, Вьетнам вывел половину своих войск из Камбоджи, а советские войска начали вывод войск из Афганистана . Реформы советского внешнеторгового комплекса создали зоны свободной торговли на советском Дальнем Востоке и советской Средней Азии, упростив приграничную торговлю между двумя странами. Советские торговые чиновники убедили китайцев расширить деловые связи за пределы приграничной торговли, заключив совместные предприятия, контракты на совместное производство и экспорт излишков китайской рабочей силы в Советский Союз. Ресторан «Пекин» в Москве, специализирующийся на китайской кухне, стал первым совместным предприятием Советского Союза и Китая. В апреле 1988 года министр внешних экономических связей и торговли Китая Чжэн Тубинь заявил, что Китай будет продолжать расширять торговлю с Советским Союзом «быстрыми темпами», тем самым вознаграждая Советский Союз за настойчивость в расширении торговли с Китаем. [1]
Камбоджа, Лаос и Северная Корея
[ редактировать ]Советские экономические отношения с коммунистическими государствами, не входящими в СЭВ, приняли форму помощи и торговли. В 1987 году примерно 85 процентов советской помощи было направлено коммунистическим странам третьего мира. Безусловно, наибольшая доля этих средств была поглощена Кубой, Монголией и Вьетнамом. Остальное осталось Камбодже, Лаосу и Северной Корее. Обязательства по предоставлению советской помощи неуклонно росли с 1985 по 1988 год и были поровну разделены между прямой помощью и торговыми субсидиями. Товарообмен характеризовался поставкой Советским Союзом машин, топлива и транспортного оборудования в обмен на лаосские руды и концентраты металлов, северокорейский прокат черных металлов и рабочую силу, а также камбоджийский каучук. [1]
Торговля с промышленно развитыми странами Запада
[ редактировать ]К промышленно развитым странам Запада относятся США, Канада, Западная Европа, Австралия и Новая Зеландия. Советская торговля с промышленно развитыми странами, за исключением Финляндии, состояла из простых закупок, оплачиваемых наличными или в кредит, прямого обмена одного товара на другой ( например, «Пепси-кола» на водку «Столичная» ) или соглашений о промышленной кооперации с участием иностранных фирм. при строительстве или эксплуатации заводов в Советском Союзе. В последних случаях выплаты осуществлялись в виде продукции новых заводов. Напротив, торговля с Финляндией, которая в то время не имела конвертируемой валюты, велась посредством двусторонних клиринговых соглашений, во многом подобно торговле СССР с ее партнерами по СЭВ. [1]
В 1970-х и 1980-х годах Советский Союз в значительной степени зависел от экспорта различных видов топлива для получения твердой валюты, а западные партнеры считали Советский Союз чрезвычайно надежным поставщиком нефти и природного газа. В 1980-х годах Советский Союз отдал приоритет газу, углю и атомной энергетике внутри страны, чтобы высвободить больше запасов нефти для экспорта. Это было необходимо из-за роста издержек производства и потерь конвертируемой валюты из-за падения мировых цен на нефть . Эти факторы также стимулировали развитие добычи природного газа для внутреннего и экспортного использования. В период с 1970 по 1986 год экспорт природного газа вырос с 1 до 15 процентов от общего объема советского экспорта на Запад. [1]
Из-за низкого качества советских товаров Советскому Союзу не удалось увеличить экспорт промышленных товаров. В 1987 году только 18 процентов советских промышленных товаров соответствовали мировым техническим стандартам. Иллюстрацией этих проблем с качеством является то, что канадские клиенты, приобретавшие советские тракторы «Беларусь», часто обнаруживали, что тракторы необходимо было пройти капитальный ремонт по прибытии, прежде чем их можно было продать на канадском рынке. В 1986 году менее 5 процентов советского экспорта на Запад составляли машины. Другие статьи советского нетопливного экспорта в 1990-е годы включали древесину, экспортируемую в основном в Японию, и химикаты, экспорт которых существенно вырос в 1984 и 1985 годах. [1]
В 1980-е годы советский импорт из промышленно развитых стран Запада в целом превышал экспорт, хотя торговля с Западом в целом снизилась. Половина советского сельскохозяйственного импорта приходилась из развитых стран, и этот импорт составлял значительную часть общего импорта с Запада. Промышленное оборудование составляло четверть советского импорта с Запада, а продукция железа и стали, особенно стальные трубы для строительства трубопроводов, составляла большую часть остального. В течение 1980-х годов значение высокотехнологичных товаров также приобрело важное значение. [1]
В 1970-х и 1980-х годах советская торговля с промышленно развитыми странами Запада была более динамичной, чем советская торговля с другими странами, поскольку структура торговли менялась в зависимости от политических и экономических изменений. В 1970-х годах Советский Союз обменивал свою энергию и сырье на западные средства производства, и рост торговли был значительным. Советский экспорт подскочил на 55 процентов, а импорт — на 207 процентов. На протяжении всего этого периода Советский Союз имел торговый дефицит с Западом. [1]
В 1980 году Советский Союз экспортировал на Запад немного больше, чем импортировал. После временной нехватки твердой валюты в 1981 году Советский Союз стремился улучшить свое торговое положение с промышленно развитыми странами, сохраняя импорт на стабильном уровне и увеличивая экспорт. В результате Советский Союз начал иметь положительное сальдо торгового баланса с большинством своих западных партнеров. Большая часть доходов, полученных от экспорта топлива в Западную Европу, была использована для погашения долгов перед Соединенными Штатами, Канадой и Австралией, из которых Советский Союз импортировал большое количество зерна. [1]
В 1985 и 1986 годах торговля с Западом была подавлена из-за обострения политической напряженности между Востоком и Западом, успешных советских урожаев зерна, высоких затрат на добычу советской нефти, девальвации доллара США и падения цен на нефть. Несмотря на увеличение экспорта нефти и природного газа, основных источников дохода Советского Союза в твердой валюте, страна получала меньшие доходы от экспорта на Запад. Советский Союз продавал большую часть своего экспорта нефти и природного газа за доллары США, но покупал большую часть импорта твердой валюты из Западной Европы. Более низкая стоимость доллара США означала, что покупательная способность барреля советской сырой нефти, например, была намного ниже, чем в 1970-х и начале 1980-х годов. В 1987 году покупательная способность барреля советской сырой нефти в обмен на западногерманские товары упала до одной трети от ее покупательной способности в 1984 году. [1]
За исключением зерна, фосфатов, используемых в производстве удобрений, и высокотехнологичного оборудования, зависимость Советского Союза от западного импорта исторически была минимальной. Растущий долг в твердой валюте в размере 31 миллиарда долларов США в 1986 году привел к сокращению импорта из стран с твердой валютой. В 1988 году Горбачев предостерег от зависимости от западных технологий, поскольку для этого требуется твердая валюта, которой «у нас нет». Он также предупредил, что увеличение заимствований для оплаты импорта с Запада приведет к зависимости от международных кредитных учреждений. [1]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Ранняя торговля
[ редактировать ]Основанная в 1924 году Торговая корпорация «Амторг» со штаб-квартирой в Нью-Йорке была основной организацией, регулирующей торговлю между СССР и США. [2] К 1946 году Амторг организовал многомиллионную торговлю. [3] Амторг осуществлял почти весь экспорт из СССР (в основном лесоматериалы, меха, лен, щетина и икра), а также весь импорт сырья и машин для советской промышленности и сельского хозяйства. Он также предоставлял американским компаниям информацию о торговых возможностях в СССР и снабжал советскую промышленность техническими новостями и информацией об американских компаниях. [4] [5] Амторг также участвовал в советском шпионаже против США. [6] к ней присоединилась Советская государственная закупочная комиссия как в торговой, так и в шпионской роли. С 1942 года [7]
Во время правления Ленина Арманд Хаммер основал карандашную фабрику в Советском Союзе, наняв немецких мастеров и отправив американское зерно в Советский Союз. Хаммер также основал асбестовые рудники и приобрел предприятия по отлову пушнины к востоку от Урала. Ленина Во время новой экономической политики Арманд Хаммер стал посредником 38 международных компаний в их отношениях с СССР. [8] Перед смертью Ленина Хаммер вел переговоры об импорте в СССР тракторов Fordson , которые сыграли важную роль в механизации сельского хозяйства в стране. [9] [8] Позже, после прихода к власти Сталина, с Хаммером в качестве американо-советского переговорщика были заключены дополнительные сделки. [8]
В 1929 году Генри Форд заключил соглашение с Советским Союзом об оказании технической помощи в течение девяти лет в строительстве первого советского автомобильного завода ГАЗ в Горьком (ныне Нижний Новгород). [10] [11] Завод будет производить грузовики Ford Model A и Model AA . [11] Дополнительный контракт на строительство завода был подписан с The Austin Company 23 августа 1929 года. [12] Контракт предусматривал закупку разобранных легковых и грузовых автомобилей Ford на сумму 30 миллионов долларов для сборки в течение первых четырех лет работы завода, после чего завод постепенно перейдет на комплектующие советского производства. Форд направил своих инженеров и техников в Советский Союз для помощи в установке оборудования и обучении рабочей силы, а более сотни советских инженеров и техников были размещены на заводах Форда в Детройте и Дирборне «с целью изучения методов и практики производства и сборка на заводах Компании». [13] [14]
Ленд-лиз времен Второй мировой войны
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны США поставили Советскому Союзу по программе ленд-лиза около 4,4 млн тонн продовольствия, 2,6 млн тонн нефти, 14 000 самолетов, 44 000 джипов, 375 000 грузовиков, 8 000 тракторов, 12 700 танков, 1,5 миллиона одеял, 15 миллионов пар армейских ботинок и 106 тысяч тонн хлопка. [15]
Релаксация
[ редактировать ]Торговля между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1970-х и 1980-х годах составляла в среднем около 1 процента от общего объема торговли обеих стран. Советско-американская торговля достигла пика в 1979 году и составила 4,5 миллиарда долларов США, что составляет ровно 1 процент от общего объема торговли Соединенных Штатов. Советский Союз постоянно имел торговый дефицит с Соединенными Штатами в 1970-х и начале 1980-х годов, но с 1985 по 1987 год Советский Союз сократил импорт из Соединенных Штатов, сохраняя при этом уровень экспорта, чтобы сбалансировать торговлю между двумя странами. [1]
Просоветски настроенный американский бизнес-магнат Арманд Хаммер из Occidental Petroleum часто выступал посредником в торговых отношениях. Во время разрядки в июле 1972 года Арманд Хаммер заключил двадцатилетнее соглашение с Брежневым из Советского Союза , подписанное Хаммером в апреле 1973 года, согласно которому контролируемые Хаммером фирмы Occidental Petroleum и Tower International будут экспортировать в Советский Союз фосфаты , которые Occidental Petroleum и Tower International будут экспортировать в Советский Союз. добывается в северной Флориде в обмен на экспорт Советским Союзом из Одессы и Вентспилса через фирмы Хаммера природного газа , который будет перерабатываться в аммиак , поташ и мочевину . [16] [17] Общая стоимость этой сделки оценивалась в 20 миллиардов долларов. Строительство советских портовых сооружений, спроектированное фирмами Хаммера, частично финансировалось Экспортно-импортным банком по одобрению Никсона . [18] [17] [19]
Автор Дэниел Ергин в своей книге «Премия » пишет, что Хаммер «в конечном итоге стал посредником между пятью советскими генеральными секретарями и семью президентами США». [20] У Хаммера были обширные деловые отношения с Советским Союзом, начиная с 1920-х годов с одобрения Ленина. [21] [22] По данным Christian Science Monitor в 1980 году, «хотя его деловые отношения с Советским Союзом были прерваны, когда Сталин пришел к власти, он более или менее в одиночку заложил основу для состояния западной торговли с Советским Союзом [1980 года]. ." [21] В 1974 году Брежнев «публично признал роль Хаммера в содействии торговле между Востоком и Западом». К 1981 году, по данным газеты «Нью-Йорк Таймс» того же года, Хаммер был «на одном имени с Леонидом Брежневым». [22]
В январе 1980 года, после советской интервенции в Афганистане , среди ответных мер, предпринятых Джимми Картером, было эмбарго на зерно против Советского Союза. [23] и приостановка экспорта высоких технологий в Советский Союз. [23] [24] В 1980 году Картер ограничил импорт аммиака из Советского Союза. [25]
Спустя годы
[ редактировать ]В 1987 году общий объем торговли между Соединенными Штатами и Советским Союзом составил 2 миллиарда долларов США. Советский Союз экспортировал в США химикаты, металлы (в том числе золото) и нефтепродукты, а также меховые шкуры, алкогольные напитки и рыбную продукцию, получая взамен сельскохозяйственную продукцию (в основном зерно) и промышленное оборудование. Стоимость экспорта в Советский Союз в 1987 году составила 1,5 миллиарда долларов США, три четверти которого составляла сельскохозяйственная продукция и четверть - промышленное оборудование. [1]
Конкуренция со стороны других частей мира, улучшение советского производства зерна и политические разногласия между двумя странами отрицательно повлияли на американский сельскохозяйственный экспорт в Советский Союз в 1980-х годах. В 1985 и 1986 годах объем торговли был самым низким с 1973 года. Советский Союз обращался к Канаде и Западной Европе за одной третью своих поставок зерна, а также к Аргентине, Восточной Европе, Австралии и Китаю. Ценовые субсидии правительства США помогли расширить экспорт зерна в 1987 и 1988 годах. [1]
Соединенные Штаты долгое время связывали торговлю с Советским Союзом со своей внешней политикой по отношению к Советскому Союзу и, особенно с начала 1980-х годов, с советской политикой в области прав человека. Например, в 1949 году западными правительствами был создан Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (CoCom) для мониторинга экспорта чувствительных высоких технологий, которые могли бы повысить военную эффективность членов Варшавского договора и некоторых других стран. Поправка Джексона -Вэника , которая была прикреплена к Закону о торговой реформе 1974 года, связала предоставление режима наибольшего благоприятствования с правом советских евреев на эмиграцию. [1]
В 1987 году у Соединённых Штатов были причины пересмотреть свою торговую политику по отношению к Советскому Союзу. Советский Союз реструктурировал и децентрализовал полномочия по торговле в рамках Министерства внешней торговли, улучшил политику в области прав человека, сотрудничал в переговорах по контролю над вооружениями и продемонстрировал готовность экспериментировать с совместными предприятиями. Более того, правительство Соединенных Штатов признало, что ограничительная торговая политика наносит ущерб его собственным экономическим интересам. В апреле 1988 года советские и американские торговые делегации встретились в Москве, чтобы обсудить возможности расширения торговли. Благодаря расширению торговли с Соединенными Штатами Советский Союз надеялся освоить западные навыки управления, маркетинга и производства. Такие навыки увеличили бы способность Советского Союза экспортировать промышленные товары и, таким образом, зарабатывать твердую валюту, а также повысили бы его конкурентоспособность на мировом рынке. Делегации заявили, что советско-американское сотрудничество будет расширяться в области пищевой промышленности, энергетики, строительной техники, изделий медицинского назначения, сферы услуг. [1]
Западная Европа
[ редактировать ]В 1966 году Брежнев поручил итальянской автомобильной фирме Fiat построить завод в Тольятти , строительство которого было завершено в 1970 году. Ежегодно этот завод производил от 600 000 до 700 000 автомобилей. [9] [26] В рамках проекта, стоимость которого к 1972 году оценивалась в 800 миллионов долларов, были произведены модели «Жигулей» . [27] [28] Образовавшийся моногород в Тольятти стал крупнейшим проектным промышленным центром СССР. [29]
В середине 1980-х годов западноевропейский экспорт в Советский Союз был незначительным, менее 0,5 процента совокупного валового национального продукта стран Организации экономического сотрудничества и развития . Страны ОЭСР снабжали Советский Союз высокотехнологичным и промышленным оборудованием, химикатами, металлами и сельскохозяйственной продукцией. Взамен Западная Европа получала нефть и природный газ из Советского Союза. [1]
Хотя нефть и газ были основными статьями советского экспорта в Западную Европу, они составляли лишь небольшой процент существенного импорта топлива в Западную Европу: советская нефть обеспечивала 3 процента, а природный газ - 2 процента энергии, потребляемой в Западной Европе. Завершение проекта экспортного трубопровода Уренгой-Ужгород повысило важность советского природного газа для Западной Европы во второй половине 1980-х годов. В 1984 году Франция, Австрия, ФРГ (Западная Германия) и Италия начали получать природный газ из Западной Сибири по трубопроводу, за который Советский Союз платил твердой валютой, насосным оборудованием и трубами большого диаметра. К 1990 году Советский Союз рассчитывал поставлять 3 процента всего природного газа, импортируемого Западной Европой, включая 30 процентов импорта газа Западной Германией. [1]
В отличие от США, страны Западной Европы не рассматривали торговлю как инструмент влияния на советскую внутреннюю и внешнюю политику. Западная Европа отвергла торговые ограничения, введенные США после советского вторжения в Афганистан в 1979 году и объявления военного положения в Польше в 1980 году. С 1980 по 1982 год США наложили эмбарго на поставку техники по маршруту Уренгой-Помары-Ужгород. трубопровода , но Западная Европа проигнорировала призывы США сделать то же самое. [1]
Несмотря на плохие отношения между сверхдержавами в начале и середине 1980-х годов, Западная Европа пыталась улучшить международные отношения с Советским Союзом. Одним из важных шагов в этом направлении стала нормализация отношений между СЭВ и Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). После пятнадцати лет переговоров ЕЭС одобрило соглашение, которое установило официальные отношения с СЭВ с 25 июня 1988 года. Хотя оно не установило двусторонние торговые отношения, соглашение «подготовило почву» для обмена информацией. Это соглашение ознаменовало официальное признание ЕЭС со стороны СЭВ. [1]
Япония
[ редактировать ]В 1985 году торговля с Советским Союзом составляла 1,6 процента японского экспорта и 1 процент японского импорта; Япония была четвертым по важности западным торговым партнером Советского Союза. Основной экспорт Японии в Советский Союз включал сталь (около 40 процентов экспорта Японии в Советский Союз), химическую продукцию и текстиль. Советский Союз экспортировал в Японию лес, цветные и редкоземельные металлы, топливо. В 1986 году, несмотря на сокращение торговли между двумя странами, у СССР был торговый дефицит с Японией. В 1987 году торговля упала еще на 20 процентов. [1]
Многочисленные разногласия помешали советско-японской торговле. Скандал Тошиба-Конгсберг , в котором Японию обвинили в поставке в Советский Союз оборудования, запрещенного CoCom, привел к снижению японско-советской торговли в 1987 году. Кроме того, японцы постоянно подталкивали Советский Союз вернуть острова из состава Японский остров Хоккайдо , перешедший под советский контроль после Второй мировой войны. Со своей стороны, Советский Союз жаловался на торговый дисбаланс и статическую структуру японо-советской торговли. [1]
В конце 1980-х годов Советский Союз пытался увеличить экспорт в Японию и диверсифицировать отношения между странами. Советские предложения включали создание совместных предприятий по разработке природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, в частности угля в южной Якутии Сибири и нефти на Сахалине; сотрудничество в денежно-кредитной сфере; совместная съемка и изучение морских ресурсов и мирное использование космоса; и налаживание совместной деятельности в других странах. Советский Союз также предлагал создать совместные предприятия в химической промышленности, производстве древесной щепы, электронике, станках и рыбопереработке . Первое советско-японское совместное предприятие — лесоперерабатывающий завод на советском Дальнем Востоке — начало работу в марте 1988 года. Советский Союз предоставил сырье, а Япония — технологии, оборудование и управленческий опыт. [1]
Финляндия
[ редактировать ]В отличие от переменных торговых отношений, которые Советский Союз имел с другими странами Западной Европы, его отношения с Финляндией были несколько стабильными из-за пятилетних соглашений, которые регулировали торговлю между странами. Первый был создан в 1947 году, а 1986 год положил начало восьмому. Порядок бухгалтерского учета и способы оплаты также согласовывались каждые пять лет Банком Финляндии и Внешторгбанком . Устойчивый рост торговли между двумя странами происходил на протяжении 1970-х и 1980-х годов. [1]
В конце 1980-х годов Финляндия была вторым по важности торговым партнером Советского Союза среди западных стран после Западной Германии. Однако торговля с Финляндией основывалась на двусторонних клиринговых соглашениях, а не на обмене твердой валюты, используемой с другими западными торговыми партнерами. В 1986 году Советский Союз отправил 4 процента своего экспорта в Финляндию и получил 3 процента своего импорта из Финляндии. Финляндия предоставила Советскому Союзу корабли, особенно приспособленные для арктических условий; тяжелая техника; и потребительские товары, такие как одежда, текстиль, обработанные пищевые продукты и потребительские товары длительного пользования. Советский Союз экспортировал нефть, природный газ, топливо и технологии для атомной энергетики. [1]
Система двусторонних клиринговых соглашений, на которых основывалась советско-финляндская торговля, требовала, чтобы любое увеличение финского импорта из Советского Союза сопровождалось соответствующим увеличением экспорта в Советский Союз в целях поддержания двустороннего торгового баланса. В начале 1980-х годов Финляндия увеличила импорт советской нефти, что позволило ей увеличить экспорт в Советский Союз. Эта процедура обеспечила устойчивый рост советско-финляндской торговли до конца 1980-х годов. К 1988 году около 90 процентов советского экспорта в Финляндию составляла нефть. Поскольку финны импортировали больше нефти, чем могли потребить внутри страны, они реэкспортировали ее в другие страны Скандинавии и Западной Европы. В конце 1987 — начале 1988 года финны жаловались на сокращение заказов на советские корабли и просрочку платежей. Доля экспорта Финляндии в Советский Союз, которая ранее составляла 25 процентов, упала до 15 процентов в 1988 году. [1]
Торговля со странами третьего мира
[ редактировать ]Третий мир включает в себя те страны, которые Советский Союз называл « развивающимися странами ». В эту категорию вошли те страны социалистической ориентации, которые имели своего рода привилегированную экономическую связь с Советским Союзом, такие как Афганистан , Ангола , Ирак и Никарагуа , но исключались развивающиеся страны, управляемые марксистско-ленинскими партиями, такие как Камбоджа , Лаос , и Вьетнам . Советская торговля с третьим миром отличалась двумя особенностями. Во-первых, хотя Советский Союз в целом играл лишь незначительную роль в торговле стран третьего мира, советский импорт или экспорт составляли значительную часть общего объема торговли некоторых стран. Во-вторых, Советский Союз сосредоточил свою торговлю с третьим миром в руках относительно небольшого числа партнеров. Например, в 1987 году на Индию , Иран , Ирак , Сирию , Аргентину , Египет , Турцию , Афганистан , Нигерию и Малайзию вместе приходилось 75 процентов советского импорта из стран третьего мира и 80 процентов советского экспорта в страны третьего мира. [1]
Хотя объем советской торговли со странами третьего мира увеличился с 1965 по 1985 год, она по-прежнему составляла от 13 до 15 процентов от общего объема советской торговли по экспорту и от 10 до 12 процентов по импорту. Однако торговля стран третьего мира с Советским Союзом сократилась в 1970-е и в 1980-е годы. Эти данные включают Кубу, поскольку единственные доступные данные о торговле стран третьего мира с Советским Союзом включают Кубу. В процентном отношении к общей торговле стран третьего мира доля Советского Союза упала с 3,9 процента в 1970 году до 2,5 процента в 1981 году. Если вычесть советскую торговлю с Кубой, которая была значительной, то это покажет еще меньшую роль, которую Советский Союз играл в странах третьего мира. торговля. В конце 1980-х годов Советский Союз искал меры, которые позволили бы ему поддерживать такой уровень торговли, который минимизировал бы потери твердой валюты. [1]
Торговый баланс
[ редактировать ]В 1980-е годы Советский Союз экспортировал в страны третьего мира больше, чем импортировал из них. Официальная советская статистика показала торговый дефицит за этот период, но продажи оружия и военной техники, о которых не сообщалось и поэтому называются «неидентифицируемым» экспортом, составляли примерно 50 процентов общего экспорта в страны третьего мира на протяжении 1980-х годов. Советского Союза со странами третьего мира в твердой валюте Таким образом, торговый баланс , включая продажу оружия, был положительным с 1980 по 1986 год. промышленно развитыми странами Запада в 1985 и 1986 годах. По этой причине Советский Союз показал в целом положительный торговый баланс твердой валюты за эти годы. [1]
До середины 1970-х годов двусторонние клиринговые соглашения были основным средством расчета Советского Союза со своими партнерами из третьего мира. К началу 1980-х годов платежи в твердой валюте стали предпочтительным средством расчетов. Клиринговые соглашения использовались менее чем в половине всех торговых операций. Иногда Советский Союз обменивал оружие на нефть. [1]
Состав торговли
[ редактировать ]Не считая продаж оружия, на долю машиностроения в 1985 году приходилось 20 процентов общего объема продаж в страны третьего мира. Советский экспорт машин занимал еще более высокую относительную долю в общем объеме продаж в Алжир, Иран, Нигерию, Пакистан, Народно-Демократическую Республику Йемен ( Южный Йемен) и Турции. С 1980 по 1984 год топливо, в основном нефть, составляло примерно 33 процента общего советского экспорта в страны третьего мира, включая 50 процентов его экспорта в Азию и от 60 до 70 процентов его экспорта в Латинскую Америку. С 1985 года усиление конкуренции на мировом рынке в результате падения мировых цен на нефть и роста затрат на ее добычу побудило Советский Союз попытаться заменить экспорт нефти промышленными товарами. [1]
Советский Союз на протяжении ряда лет был крупнейшим экспортером оружия в страны третьего мира. Основные потребители оружия были сосредоточены в поясе стран, простирающемся от Северной Африки до Индии, вблизи южной границы Советского Союза. Около 72 процентов советского экспорта оружия шло в Алжир, Индию, Ирак, Ливию и Сирию. Другими важными клиентами были Афганистан, Ангола, Эфиопия , Южный Йемен и Йеменская Арабская Республика (Северный Йемен). Однако Советский Союз потерял покупателей оружия в 1980-х годах, когда Бразилия и Египет начали расширять продажи оружия в страны третьего мира. Индия, баланс которой в твердой валюте улучшился в 1980-х годах, также начала закупать оружие у других поставщиков. Стремясь сохранить свою долю среди индийских покупателей оружия, Советский Союз продолжал предлагать Индии свое самое современное вооружение по еще более привлекательным ценам. [1]
Советский Союз долгое время был импортером сельскохозяйственной продукции стран третьего мира. Этот импорт резко увеличился после 1980 года из-за плохих урожаев в СССР с 1979 по начало 1980-х годов и зернового эмбарго Соединенных Штатов против Советского Союза в 1980 и 1981 годах. процентов советского импорта из стран третьего мира. За первые девять месяцев 1986 года сокращение закупок зерна составило большую часть 22-процентного падения импорта из стран третьего мира. [1]
Африка и Латинская Америка поставляли большую часть импорта продовольствия, кроме зерна. На протяжении 1980-х годов импорт продовольствия неуклонно рос, но импорт из отдельных стран колебался. Из-за этих колебаний Советский Союз часто считался нестабильным торговым партнером по сравнению с западными покупателями. [1]
Поскольку Советский Союз был крупным производителем и экспортером большинства мировых полезных ископаемых, его потребности в импорте многих других товаров (в частности, цветных металлов) были спорадическими. Тем не менее, Советский Союз был стабильным импортером некоторых полезных ископаемых, особенно бокситов и фосфоритов. Советский Союз импортировал до 50 процентов своих бокситов из Гвинеи , Гайаны , Индии, Индонезии и Ямайки. В Советском Союзе было много фосфоритов, но поскольку затраты на добычу были высокими, большая часть этого минерала импортировалась из Марокко и Сирии. [1]
Снижение советского импорта промышленных товаров в 1970-х годах побудило страны третьего мира оказать давление на Советский Союз с целью увеличения импорта этих товаров в 1980-х годах. В 1982 году советский спрос на продукцию стран третьего мира начал расти. К 1984 году промышленные товары, включая промышленные потребительские товары, составляли 25 процентов советского импорта из стран третьего мира. [1]
Начиная с 1973 года, стремясь заработать твердую валюту, Советский Союз начал импортировать нефть из стран третьего мира для реэкспорта в промышленно развитые страны Запада. Эта активность замедлилась с 1980 по 1982 год, восстановилась в 1983–1985 годах и продолжала расти в 1986 году. В конце того же года Советский Союз подписал соглашение с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которое ограничивало количество нефти, которую он мог покупать. для реэкспорта. Однако к 1988 году это соглашение не сократило общие поступления советской нефти, поскольку нефть выплачивалась Советскому Союзу в качестве компенсации за продажу оружия. [1]
Африка, Азия и Латинская Америка
[ редактировать ]В 1980-е годы географическая структура торговли СССР и стран третьего мира заметно изменилась. Сокращение торговли с Северной Африкой и Ближним Востоком уравновешивало существенный рост торговли с странами Африки к югу от Сахары, Южной Азией и Латинской Америкой. [1]
В 1987 году около 50 процентов общего экспорта Советского Союза в страны третьего мира шло в Азию, а Индия была крупнейшим торговым партнером Советского Союза. В обмен на советскую нефть и нефтепродукты Индия поставляла продовольствие, сельскохозяйственное сырье, одежду, текстиль и технику. Индия также была единственным крупным поставщиком оборудования и передовых технологий Советского Союза в странах третьего мира, например, компьютеров и копировальных аппаратов, большая часть которых производилась индийскими дочерними компаниями западных транснациональных корпораций. Малайзия, еще один важный партнер Советского Союза в Азии, была важным поставщиком каучука, пальмового масла и олова. [1]
С 1980 по 1983 год советский экспорт в Африку немного увеличился и составил 30 процентов от экспорта стран третьего мира, а затем снизился. Импорт из Африки колебался с 1980 по 1985 год, но оставался на уровне около 25 процентов. Нигерия была единственным важным торговым партнером Советского Союза в Африке к югу от Сахары, получая советское оборудование и экспортируя какао. [1]
Экспорт в Латинскую Америку рос в 1980-е годы и достиг 8 процентов в 1985 году. Доля Латинской Америки в советском импорте стран третьего мира была высокой (40 процентов в 1982 году) из-за большого импорта аргентинского зерна. Будучи основным поставщиком зерна в Советский Союз, Аргентина была наиболее важным партнером Советского Союза по импорту в странах третьего мира в 1980, 1981 и 1983 годах. В 1986 году Советский Союз продлил свое зерновое соглашение с Аргентиной еще на пять лет. Однако из-за торгового дефицита с Аргентиной в 11 миллиардов долларов США, который Советский Союз накопил с 1980 по 1985 год, а также из-за успешного советского урожая 1986 года, Советский Союз резко сократил импорт зерна из Аргентины. В 1986 году они были на шестилетнем минимуме. [1]
С 1960 года южноафриканская компания De Beers заключила уникальную договоренность о перепродаже советских алмазов из Сибири , которая закончилась бойкотом в 1964 году. [30] [31] Позже, в 1990 году, Советы договорились о продаже алмазов компании De Beers через швейцарскую дочернюю компанию. К тому времени алмазы были пятым по величине источником экспортных доходов СССР. [32]
Страны социалистической ориентации
[ редактировать ]Страны социалистической ориентации можно разделить на две группы: те, которые имели статус наблюдателя в СЭВ, и те, которые не были наблюдателями, но имели привилегированные связи со странами-членами СЭВ. Торговля Советского Союза с третьим миром всегда была сильно перекошена в сторону стран социалистической ориентации. Советская помощь обеспечила большую часть иностранного капитала для этих стран и существенно повлияла на их внутреннее экономическое развитие. Советский Союз часто получал от этой торговли больше политической, чем экономической выгоды: большая часть советских излишков не выплачивалась, а превращалась в клиринговый кредит, долгосрочный кредит сотрудничества или краткосрочный коммерческий кредит. [1]
В 1986 году странами, имевшими статус наблюдателя в СЭВ, были Афганистан, Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Никарагуа и Южный Йемен. Все эти страны характеризовались политической нестабильностью, низким ВНП и низким экспортным потенциалом. Доля экспорта в эту группу выросла с 14 процентов от общего объема советского экспорта в страны третьего мира в 1980 году до 28 процентов за первые девять месяцев 1986 года. Афганистан, получатель советской техники и военной техники, был самым значительным экспортом Советского Союза. партнер в этой группе. Напротив, торговля с Мозамбиком и Южным Йеменом была незначительной. [1]
Странами, имевшими привилегированное членство со странами СЭВ, были Алжир, Бенин, Бирма, Конго, Гвинея (до 1984 г.), Ирак, Мадагаскар, Никарагуа (1979–85 гг.), Нигерия, Сирия и Танзания, а иногда и Гвинея-Бисау, Мали. , Сейшельские острова и Зимбабве. На протяжении 1980-х годов советский экспорт в эти страны колебался, например, от 27 процентов в 1981 году до 15 процентов в 1983 году. -торговый партнер по нефти в странах третьего мира. [1]
Торговля с Организацией стран-экспортеров нефти
[ редактировать ]Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), особенно Ирак и Алжир, поглотила наибольшую долю «неидентифицированного» экспорта Советского Союза. Хотя советская статистика обычно показывала очень низкий или отрицательный торговый баланс с этими странами, этот баланс, вероятно, был высоким из-за продажи оружия. В 1980-е годы некоторые страны ОПЕК, в частности Иран и Ирак, вместе с Сирией, не входившей в ОПЕК, обменивали нефть на советское вооружение и военную технику. Нефть из этих стран перепродавалась на Запад за твердую валюту. В конце 1980-х годов Советский Союз попытался увеличить экспорт невоенных товаров в эти страны. В мае 1986 года Советский Союз и Ирак договорились увеличить продажи советского невоенного оборудования, а в августе 1986 года была предпринята попытка возобновить продажи иракского газа. [1]
Экономические реформы Горбачева
[ редактировать ]Когда Михаил Горбачев выступал с докладом об экономической политике КПСС 12 июня 1985 года, он отмечал, что рост экспорта, особенно машин и оборудования, идет медленно, поскольку низкое качество советских товаров не позволяет им быть конкурентоспособными на мировом рынке. В последующие три года Горбачев внес множество изменений, которые позволили бы внешнеторговому комплексу лучше поддерживать его экономическую политику ускорения. К маю 1988 года структура советского внешнеторгового комплекса изменилась, а операции были кардинально пересмотрены. [1]
Реформа цен, к которой призвал Двадцать седьмой съезд партии, стала важным шагом в расширении участия СССР в международной экономике. Советские чиновники признали, что цены были «экономически необоснованными» и «нереалистичными». Они понимали, что хотя в течение некоторого времени полностью конвертируемый рубль будет невозможен, цены, которые более точно отражали бы издержки производства, спрос и предложение, а также цены мирового рынка, были необходимы для разработки конвертируемой валюты. Неконвертируемый рубль и советская система ценообразования отпугивали западных бизнесменов, которые не могли точно спрогнозировать производственные затраты и легко конвертировать свою рублевую прибыль. [1]
Новый закон о совместных предприятиях, принятый 13 января 1987 года, открыл советскую экономику для иностранного участия, особенно в обрабатывающей промышленности. Считалось, что опыт, полученный в таких предприятиях, будет способствовать интеграции в мировую экономику. В частности, благодаря модернизации производственных процессов Советский Союз мог бы экспортировать более конкурентоспособные промышленные товары и уменьшить свою зависимость от энергии и сырья для получения твердой валюты. [1]
В августе 1987 года Советский Союз официально запросил статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Советский Союз также выразил желание присоединиться к другим международным экономическим организациям и установить контакты с другими региональными группами. Важный шаг в этом направлении произошел в 1988 году, когда Советский Союз подписал соглашение о нормализации отношений с ЕЭС. Советское правительство, однако, не выражало никакой заинтересованности в присоединении к Всемирному банку или Международному валютному фонду (МВФ). Хотя советские официальные лица утверждали, что международная валютная система «не управлялась должным образом», более вероятно, что препятствиями были правила МВФ и Всемирного банка: оба учреждения требовали, чтобы валюты членов были свободно конвертируемыми и чтобы члены предоставляли точную информацию о продаже золота и экономические показатели. [1]
Горбачев изменил роль внешней торговли в советской экономике. В то время как импорт ранее рассматривался исключительно как средство компенсации трудностей в краткосрочной перспективе, советские экономисты при Горбачеве заявляли, что импорт следует рассматривать как альтернативу внутренним инвестициям и что экспорт должен служить для измерения технического уровня внутреннего производства. Внешнеэкономические связи должны были поддерживать рост производства, превышающий возможности отечественной экономики. Таким образом, Советский Союз мог занять на мировом рынке место, соразмерное его научно-техническому прогрессу и политическому весу. [1]
Банки
[ редактировать ]Советский Союз контролировал ряд банков за рубежом. Банки использовались во внешней торговле, шпионаже , отмывании денег и финансировании коммунистических партий. [33]
Примеры:
- Московский Народный Банк в Лондоне [33]
- Коммерческий банк Северной Европы , также называемый Евробанком, в Париже. [33]
- Гарантийно-кредитный банк Востока в Берлине
- Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте [33]
- Wozchod Handelsbank в Цюрихе [33]
- Банк Донау в Вене [33]
- East-West United Bank в Люксембурге [33]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл Текст, использованный в этом цитируемом разделе, взят из: «Страновое исследование Советского Союза» из проекта «Страновые исследования Библиотеки Конгресса» .
- ^ «Глубокая история КГБ: справочная информация» . www.pbs.org . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Барретт, Джордж А. (16 ноября 1946). «ПРЕЗИДЕНТ АМТОРГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОССИЮ, ЧТОБЫ «ОТПРАВИТЬ» Свой пост; Михаил Гуисов отозван Москвой в результате перетряски огромного советского торгового агентства. НИКАКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ НЕ ДАНО, но отъезд совпал с протестами по поводу «мусора» и купания обнаженными в поместье Морган» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Меткалф, Джеймс Фарол (2009). «Электрическая история» . Джеймс Фарол Меткалф . Проверено 22 января 2017 г.
- ^ Зельченко, Генри Л. (февраль 1952 г.). «Кража ноу-хау Америки: история Амторга». Американский Меркурий . 74 (338): 75–84.
- ^ Бенсон, Роберт Луи; Уорнер, Майкл (1996). Венона Советский шпионаж и американская реакция 1939-1957 гг . Агентство национальной безопасности. п. xxviii . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Бенсон, Роберт Луи; Уорнер, Майкл (1996). Венона Советский шпионаж и американская реакция 1939-1957 гг . Агентство национальной безопасности. п. х, xiv, 180 . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сделщик Арманд Хаммер, капиталистический товарищ Москвы» . Христианский научный монитор . 3 июля 1980 г. ISSN 0882-7729 . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Фланиган, Джеймс (7 декабря 1988 г.). «Советы не усвоили урок Генри Форда» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Мельникова-Райх, Соня (2011). «Советская проблема с двумя «неизвестными»: как американский архитектор и советский переговорщик положили начало индустриализации России, Часть II: Сол Брон». IA, Журнал Общества промышленной археологии . 37 (1/2): 5–28. ISSN 0160-1040 . JSTOR 23757906 .
- ^ Jump up to: а б «31 мая: Генри Форд заключает сделку с СССР и меняет мировую историю в этот день в 1929 году» . autos.yahoo.com . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Остин, Ричард Картрайт (2004). Строим утопию: возводим первый современный город в России, 1930 год . Издательство Кентского государственного университета. ISBN 978-1-61277-321-6 . OCLC 819325601 .
- ^ Соглашение между Ford Motor Company, Высшим советом народного хозяйства и Торговой корпорацией Амторг, 31 мая 1929 г., Amtorg Records 1929–1930, Acc. 199, ящик 1а, Исследовательский центр Бенсона Форда, Генри Форд, Дирборн, Мичиган.
- ^ «ЗАГАДКА АРМАНДА ХАММЕРА» . Нью-Йорк Таймс . 29 ноября 1981 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 30 января 2022 г.
- ^ «Ленд-лиз: Как американские поставки помогли СССР в его самый темный час» . www.rbth.com . 14 марта 2016 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Смит, Хедрик (13 апреля 1973 г.). «Советская и западная нефть в многомиллиардной сделке» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «ЗАГАДКА АРМАНДА ХАММЕРА» . Нью-Йорк Таймс . 29 ноября 1981 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Смит, Хедрик (29 июня 1974 г.). «ЗАПАДНЫЕ ЗНАКИ СДЕЛКИ С СОВЕТСКИМ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Рич, Спенсер (4 октября 1979 г.). «Советы сбрасывают аммиак, говорит ИТЦ» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Ергин, Дэниел (5 апреля 2011 г.). Приз: Эпические поиски нефти, денег и власти . Саймон и Шустер. п. 557. ИСБН 978-1-4391-3483-2 .
- ^ Jump up to: а б «Сделочник Арманд Хаммер, капиталистический товарищ Москвы» . Христианский научный монитор . 3 июля 1980 г. ISSN 0882-7729 . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «ЗАГАДКА АРМАНДА ХАММЕРА» . Нью-Йорк Таймс . 29 ноября 1981 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дж, Джеффри. «Советское зерновое эмбарго» . Фонд наследия . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Браун, Джеймс DJ (1 января 2013 г.). «Подпитывается нефтью? Советское вторжение в Афганистан» . Постсоветские дела . 29 (1): 56–94. дои : 10.1080/1060586X.2013.778543 . ISSN 1060-586X . S2CID 153875812 .
- ^ Times, Клайд Х. Фарнсворт, специально для Нью-Йорка (19 января 1980 г.). «В смену Картер ограничивает советский аммиак; квоты на импорт аммиака» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Шмеманн, Серж; Times, специально для Нью-Йорка (4 февраля 1983 г.). «СУВЕНИР БРЕЖНЕВА: ОГРОМНЫЙ, ХРОМЯЩИЙ АВТОЗАВОД» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ «Советское предприятие Fiat» . Нью-Йорк Таймс . 23 января 1972 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ «Автомобили-подражатели СССР» RadioFreeEurope/RadioLiberty . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ «Чему коммунистический город может научить нас городскому планированию» . jacobinmag.com . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ «De Beers прекращает договор о продаже советских драгоценных камней» . Нью-Йорк Таймс . 17 мая 1964 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ Плаут, Мартин (3 ноября 2018 г.). «Китайцы и Советский Союз сыграли большую роль в поддержке апартеида, чем мы думали раньше» . Кварц . Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ Энрикес, Диана Б. (26 июля 1990 г.). «Советы продадут запасы алмазов через дочернюю компанию De Beers» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пиратизация России: российская реформа идет наперекосяк. Маршалл И. Гольдман.
Ссылки
[ редактировать ]В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .