Международные отношения в рамках СЭВ
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( ноябрь 2021 г. ) |
«Совет Экономической Взаимопомощи» ( СЭВ ) — экономическая организация коммунистических государств , созданная в 1949 году и распущенная в 1991 году, с распадом Советского Союза . Международные отношения внутри СЭВ лучше всего обсуждать по трем отдельным категориям, поскольку характер отношений между Советским Союзом и его составными членами не был однородным .
Советский Союз и Восточная Европа
[ редактировать ]С момента создания СЭВ в 1949 году отношения между Советским Союзом и семью восточноевропейскими странами в целом остались прежними. Семью странами были: Албания , Болгария , Чехословакия , Восточная Германия , Венгрия , Польша и Румыния . Советский Союз поставлял топливо, непродовольственное сырье, конструкции самолетов и вертолетов и полуфабрикаты («товары тяжелого потребления») в Восточную Европу , которая, в свою очередь, поставляла Советскому Союзу готовую технику и промышленные потребительские товары («Товары народного потребления»). мягкие товары»).
Этот тип экономических отношений возник из-за реальной экономической проблемы в коммунистических государствах Востока в 1950-х годах. Восточная Европа имела бедные энергетические и минеральные ресурсы, и эта проблема усугублялась низкой энергоэффективностью восточноевропейской промышленности. По состоянию на середину 1985 года заводы в Восточной Европе все еще использовали на 40% больше топлива, чем заводы на Западе. Советского Союза Страны Восточной Европы всегда сильно зависели от нефти . В 1950-е годы Восточная Европа поставляла Советскому Союзу эти товары, которые иначе были бы недоступны из-за западного эмбарго .
Таким образом, с начала 1950-х до начала 1970-х годов Советский Союз недорого поставлял своим восточноевропейским клиентам товары длительного пользования в обмен на готовые машины и оборудование. Советская экономическая политика также принесла с собой политическую и военную поддержку. В эти годы Советский Союз мог быть уверен в относительном политическом спокойствии внутри блока , подчинении международной стратегии, установленной Советским Союзом, и военной поддержке советских целей. К 1980-м годам обе стороны привыкли к такой схеме, которая по-прежнему была особенно выгодна Советскому Союзу, поскольку позволяла быстро и относительно дешево расширять свой энергетический и сырьевой комплекс.
В 1970-е годы условия торговли Советского Союза улучшились. Цена нефти ОПЕК резко выросла, поставив богатый нефтью Советский Союз в выгодное положение. Взлетевшая цена увеличила стоимость обеспечения Восточной Европы нефтью по ценам ниже установленных ОПЕК. Кроме того, затраты на добычу и транспортировку нефти, большая часть которой добывалась в Сибири росли . В ответ на ситуацию на рынке Советский Союз сократил экспорт своим восточноевропейским партнерам и увеличил закупки мягких товаров из этих стран. Эта политика вынудила страны Восточной Европы обратиться к Западу за твердыми товарами, несмотря на то, что у них было меньше товаров для экспорта в обмен на твердую валюту.
Любые товары повседневного спроса, поставляемые Советским Союзом в Восточную Европу, продавались по существу по сниженной цене, поскольку цены СЭВ отставали и были ниже, чем на мировом рынке. События 1980-х годов еще больше усложнили эту ситуацию. Падение международных цен на нефть в 1983–1984 годах оставило Советский Союз с большими запасами нефти, которые из-за отставания цен в СЭВ все еще росли в цене. «Нерыночные выгоды от преференциальной торговли» стали для Советов весьма дорогими. Прибыль Восточной Европы от скрытого субсидирования в период с 1971 по 1981 год составила почти 102 миллиарда долларов США.
Монголия, Куба и Вьетнам
[ редактировать ]Инициированная Советским Союзом поддержка трех наименее развитых членов Совета — Кубы , Монголии и Вьетнама — пошла им на пользу, но бремя, лежавшее на семи восточноевропейских членах СЭВ, было крайне нежелательным. СЭВ был структурирован таким образом, что более экономически развитые члены оказывали поддержку менее развитым членам в своих основных секторах экономики. Когда Монголия впервые присоединилась к СЭВ в 1962 году, не было большого дополнительного бремени. Население Монголии было относительно небольшим, а субсидии в страну поступали в основном из Советского Союза. Но присоединение Кубы в 1972 году и Вьетнама в 1978 году быстро увеличило это бремя. По состоянию на начало 1987 года три четверти зарубежной экономической помощи СЭВ направлялось на Кубу, Монголию и Вьетнам: почти 4 миллиарда долларов США пошли на Кубу, 2 миллиарда долларов США - во Вьетнам (половина в виде военной помощи) и 1 миллиард долларов США - в Монголию.
Хотя с 1976 года большую часть бремени несли на себе Советы, восточноевропейцев убедили принять участие в проектах по стимулированию экономики развивающихся стран. Страны Восточной Европы импортировали кубинский никель , а также монгольские молибден и медь . Их также заставляли покупать основные продукты питания, такие как кубинский сахар (80% экспорта Кубы), по завышенным ценам. Восточная Европа также внесла свой вклад в Международный инвестиционный банк, в котором три слаборазвитых страны могли получить кредиты по более низким процентным ставкам, чем сами восточноевропейцы. Советы также продавали свое топливо и сырье Кубе, Вьетнаму и Монголии по ценам ниже, чем семи восточноевропейским членам. Таким образом, первые стали конкурентами за медленно уменьшающиеся советские ресурсы. В конце 1980-х годов единственной выгодой, которую получали жители Восточной Европы, были услуги вьетнамских гастарбайтеров. Однако большинство вьетнамцев работали в основном на трубопроводе «Дружба» между Советским Союзом и Восточной Европой.
СЭВ инвестировал значительные средства в Монголию, Кубу и Вьетнам, и эти три страны получили существенную выгоду от его ресурсов. В 1984 году прирост капиталовложений в рамках СЭВ был самым высоким у Вьетнама и Кубы — 26,9% у Вьетнама и 14% у Кубы по сравнению с 3,3% и менее у остальных, за исключением Польши и Румынии . Увеличение инвестиций в Монголии отставало от Польши и Румынии, но, тем не менее, было значительным - 5,8%. В 1984 году в экономиках трех развивающихся стран был зарегистрирован самый быстрый промышленный рост среди всех членов СЭВ.
Учитывая их местоположение, членство в СЭВ Монголии, Кубы и Вьетнама в основном служило интересам советской внешней политики. Советский Союз внес наибольший вклад в развитие трех беднейших членов СЭВ, а также получил большую часть выгод. Она импортировала большую часть кубинского сахара и никеля, а также всю монгольскую медь и молибден (широко используемые в строительстве самолетов, автомобилей, станков, газовых турбин , в области электроники ). Куба предоставила базы для советского военно-морского флота и военную поддержку советским союзникам в Африке . Вьетнам предоставил Советам свои военно-морские и авиабазы, а также около 100 000 гастарбайтеров. По состоянию на 1989 год в Восточной Германии также насчитывалось около 59 000 вьетнамских гастарбайтеров, которых называли Vertragsarbeiter (работники по контракту).
На экономическом саммите СЭВ в июне 1984 года и на последующих сессиях Совета неоднократно подчеркивалась политика выравнивания уровней экономического развития стран-членов СЭВ. На сессии СЭВ в ноябре 1986 года в Бухаресте восточноевропейские члены «наметили меры по дальнейшему улучшению сотрудничества с Вьетнамом, Кубой и Монголией с целью развития основных отраслей национальной экономики этих стран». Более того, Советы неоднократно подчеркивали свою решимость «нормализовать ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и включить этот регион в общий процесс создания универсальной системы международной безопасности».
Поддержка развивающихся стран
[ редактировать ]СЭВ оказывал экономическую и техническую поддержку 34 развивающимся странам в 1960 году, 62 странам в 1970 году и более 100 странам в 1985 году. По состоянию на 1987 год СЭВ оказал помощь в строительстве или подготовке более 4000 преимущественно промышленных проектов в Азии , Латинской Америке и Латинской Америке. Африка. Денежную сумму этой помощи было трудно оценить, хотя в июне 1986 года чехословацкий источник оценил обмен между СЭВ и развивающимися странами в 34 миллиарда рублей в год, что эквивалентно 44,2 миллиарда долларов США . Точный характер этой помощи был неясен, и западные наблюдатели считают, что данные завышены.
С 1960-х до середины 1980-х годов СЭВ стремился стимулировать развитие промышленности, энергетики, транспорта, минеральных ресурсов и сельского хозяйства стран третьего мира. Страны СЭВ также обеспечили техническую и экономическую подготовку персонала в Азии , Африке и Латинской Америке . Когда СЭВ изначально оказывал поддержку развивающимся странам, он обычно концентрировался на разработке тех продуктов, которые поддерживали бы внутреннюю экономику стран третьего мира, включая замену импорта. В 1970-х и 1980-х годах помощь СЭВ была направлена на экспортно-ориентированные отрасли. Страны третьего мира заплатили за эту поддержку продукцией, произведенной в рамках проекта, для которого Comecon оказал помощь. Эта политика предоставила СЭВ стабильный источник необходимых поставок в дополнение к политическому влиянию в этих стратегически важных областях.
Ссылки
[ редактировать ]В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . [1]