Jump to content

Международные отношения в рамках СЭВ

«Совет Экономической Взаимопомощи» ( СЭВ ) — экономическая организация коммунистических государств , созданная в 1949 году и распущенная в 1991 году, с распадом Советского Союза . Международные отношения внутри СЭВ лучше всего обсуждать по трем отдельным категориям, поскольку характер отношений между Советским Союзом и его составными членами не был однородным .

Советский Союз и Восточная Европа

[ редактировать ]

С момента создания СЭВ в 1949 году отношения между Советским Союзом и семью восточноевропейскими странами в целом остались прежними. Семью странами были: Албания , Болгария , Чехословакия , Восточная Германия , Венгрия , Польша и Румыния . Советский Союз поставлял топливо, непродовольственное сырье, конструкции самолетов и вертолетов и полуфабрикаты («товары тяжелого потребления») в Восточную Европу , которая, в свою очередь, поставляла Советскому Союзу готовую технику и промышленные потребительские товары («Товары народного потребления»). мягкие товары»).

Этот тип экономических отношений возник из-за реальной экономической проблемы в коммунистических государствах Востока в 1950-х годах. Восточная Европа имела бедные энергетические и минеральные ресурсы, и эта проблема усугублялась низкой энергоэффективностью восточноевропейской промышленности. По состоянию на середину 1985 года заводы в Восточной Европе все еще использовали на 40% больше топлива, чем заводы на Западе. Советского Союза Страны Восточной Европы всегда сильно зависели от нефти . В 1950-е годы Восточная Европа поставляла Советскому Союзу эти товары, которые иначе были бы недоступны из-за западного эмбарго .

Таким образом, с начала 1950-х до начала 1970-х годов Советский Союз недорого поставлял своим восточноевропейским клиентам товары длительного пользования в обмен на готовые машины и оборудование. Советская экономическая политика также принесла с собой политическую и военную поддержку. В эти годы Советский Союз мог быть уверен в относительном политическом спокойствии внутри блока , подчинении международной стратегии, установленной Советским Союзом, и военной поддержке советских целей. К 1980-м годам обе стороны привыкли к такой схеме, которая по-прежнему была особенно выгодна Советскому Союзу, поскольку позволяла быстро и относительно дешево расширять свой энергетический и сырьевой комплекс.

В 1970-е годы условия торговли Советского Союза улучшились. Цена нефти ОПЕК резко выросла, поставив богатый нефтью Советский Союз в выгодное положение. Взлетевшая цена увеличила стоимость обеспечения Восточной Европы нефтью по ценам ниже установленных ОПЕК. Кроме того, затраты на добычу и транспортировку нефти, большая часть которой добывалась в Сибири росли . В ответ на ситуацию на рынке Советский Союз сократил экспорт своим восточноевропейским партнерам и увеличил закупки мягких товаров из этих стран. Эта политика вынудила страны Восточной Европы обратиться к Западу за твердыми товарами, несмотря на то, что у них было меньше товаров для экспорта в обмен на твердую валюту.

Любые товары повседневного спроса, поставляемые Советским Союзом в Восточную Европу, продавались по существу по сниженной цене, поскольку цены СЭВ отставали и были ниже, чем на мировом рынке. События 1980-х годов еще больше усложнили эту ситуацию. Падение международных цен на нефть в 1983–1984 годах оставило Советский Союз с большими запасами нефти, которые из-за отставания цен в СЭВ все еще росли в цене. «Нерыночные выгоды от преференциальной торговли» стали для Советов весьма дорогими. Прибыль Восточной Европы от скрытого субсидирования в период с 1971 по 1981 год составила почти 102 миллиарда долларов США.

Монголия, Куба и Вьетнам

[ редактировать ]

Инициированная Советским Союзом поддержка трех наименее развитых членов Совета — Кубы , Монголии и Вьетнама — пошла им на пользу, но бремя, лежавшее на семи восточноевропейских членах СЭВ, было крайне нежелательным. СЭВ был структурирован таким образом, что более экономически развитые члены оказывали поддержку менее развитым членам в своих основных секторах экономики. Когда Монголия впервые присоединилась к СЭВ в 1962 году, не было большого дополнительного бремени. Население Монголии было относительно небольшим, а субсидии в страну поступали в основном из Советского Союза. Но присоединение Кубы в 1972 году и Вьетнама в 1978 году быстро увеличило это бремя. По состоянию на начало 1987 года три четверти зарубежной экономической помощи СЭВ направлялось на Кубу, Монголию и Вьетнам: почти 4 миллиарда долларов США пошли на Кубу, 2 миллиарда долларов США - во Вьетнам (половина в виде военной помощи) и 1 миллиард долларов США - в Монголию.

Хотя с 1976 года большую часть бремени несли на себе Советы, восточноевропейцев убедили принять участие в проектах по стимулированию экономики развивающихся стран. Страны Восточной Европы импортировали кубинский никель , а также монгольские молибден и медь . Их также заставляли покупать основные продукты питания, такие как кубинский сахар (80% экспорта Кубы), по завышенным ценам. Восточная Европа также внесла свой вклад в Международный инвестиционный банк, в котором три слаборазвитых страны могли получить кредиты по более низким процентным ставкам, чем сами восточноевропейцы. Советы также продавали свое топливо и сырье Кубе, Вьетнаму и Монголии по ценам ниже, чем семи восточноевропейским членам. Таким образом, первые стали конкурентами за медленно уменьшающиеся советские ресурсы. В конце 1980-х годов единственной выгодой, которую получали жители Восточной Европы, были услуги вьетнамских гастарбайтеров. Однако большинство вьетнамцев работали в основном на трубопроводе «Дружба» между Советским Союзом и Восточной Европой.

СЭВ инвестировал значительные средства в Монголию, Кубу и Вьетнам, и эти три страны получили существенную выгоду от его ресурсов. В 1984 году прирост капиталовложений в рамках СЭВ был самым высоким у Вьетнама и Кубы — 26,9% у Вьетнама и 14% у Кубы по сравнению с 3,3% и менее у остальных, за исключением Польши и Румынии . Увеличение инвестиций в Монголии отставало от Польши и Румынии, но, тем не менее, было значительным - 5,8%. В 1984 году в экономиках трех развивающихся стран был зарегистрирован самый быстрый промышленный рост среди всех членов СЭВ.

Учитывая их местоположение, членство в СЭВ Монголии, Кубы и Вьетнама в основном служило интересам советской внешней политики. Советский Союз внес наибольший вклад в развитие трех беднейших членов СЭВ, а также получил большую часть выгод. Она импортировала большую часть кубинского сахара и никеля, а также всю монгольскую медь и молибден (широко используемые в строительстве самолетов, автомобилей, станков, газовых турбин , в области электроники ). Куба предоставила базы для советского военно-морского флота и военную поддержку советским союзникам в Африке . Вьетнам предоставил Советам свои военно-морские и авиабазы, а также около 100 000 гастарбайтеров. По состоянию на 1989 год в Восточной Германии также насчитывалось около 59 000 вьетнамских гастарбайтеров, которых называли Vertragsarbeiter (работники по контракту).

На экономическом саммите СЭВ в июне 1984 года и на последующих сессиях Совета неоднократно подчеркивалась политика выравнивания уровней экономического развития стран-членов СЭВ. На сессии СЭВ в ноябре 1986 года в Бухаресте восточноевропейские члены «наметили меры по дальнейшему улучшению сотрудничества с Вьетнамом, Кубой и Монголией с целью развития основных отраслей национальной экономики этих стран». Более того, Советы неоднократно подчеркивали свою решимость «нормализовать ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и включить этот регион в общий процесс создания универсальной системы международной безопасности».

Поддержка развивающихся стран

[ редактировать ]

СЭВ оказывал экономическую и техническую поддержку 34 развивающимся странам в 1960 году, 62 странам в 1970 году и более 100 странам в 1985 году. По состоянию на 1987 год СЭВ оказал помощь в строительстве или подготовке более 4000 преимущественно промышленных проектов в Азии , Латинской Америке и Латинской Америке. Африка. Денежную сумму этой помощи было трудно оценить, хотя в июне 1986 года чехословацкий источник оценил обмен между СЭВ и развивающимися странами в 34 миллиарда рублей в год, что эквивалентно 44,2 миллиарда долларов США . Точный характер этой помощи был неясен, и западные наблюдатели считают, что данные завышены.

С 1960-х до середины 1980-х годов СЭВ стремился стимулировать развитие промышленности, энергетики, транспорта, минеральных ресурсов и сельского хозяйства стран третьего мира. Страны СЭВ также обеспечили техническую и экономическую подготовку персонала в Азии , Африке и Латинской Америке . Когда СЭВ изначально оказывал поддержку развивающимся странам, он обычно концентрировался на разработке тех продуктов, которые поддерживали бы внутреннюю экономику стран третьего мира, включая замену импорта. В 1970-х и 1980-х годах помощь СЭВ была направлена ​​на экспортно-ориентированные отрасли. Страны третьего мира заплатили за эту поддержку продукцией, произведенной в рамках проекта, для которого Comecon оказал помощь. Эта политика предоставила СЭВ стабильный источник необходимых поставок в дополнение к политическому влиянию в этих стратегически важных областях.

  • Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . [1]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1de63d9c95afba475234b6fb6e9d294__1709564040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/94/f1de63d9c95afba475234b6fb6e9d294.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
International relations within the Comecon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)