Отношения Гвинеи и Советского Союза
![]() Гвинея |
![]() Советский Союз |
---|
Отношения Гвинеи и Советского Союза представляли собой двусторонние экономические, военные и политические отношения между Советским Союзом и Гвинеей . Модель развития, созданная по образцу советских финансовых успехов во время холодной войны, была основана на коммунистических и социалистических институтах. В условиях напряженности между Советским Союзом и Соединенными Штатами на мировой арене страны решили использовать свое политическое влияние, продвигая коммунистическую и капиталистическую идеологии соответственно, чтобы получить власть. Провозгласив независимость от французского колониального правления 2 октября 1958 года, Гвинея нуждалась в экономической и структурной поддержке. Советский Союз оказывал финансовую и военную поддержку Гвинее, используя потребности Гвинеи для получения политического преимущества в развивающемся мире. Однако их планы были быстро подорваны, поскольку их модель не увенчалась успехом из-за неучтённых культурных и социальных различий между Советским Союзом и Гвинеей.
Историческая справка
[ редактировать ]После Второй мировой войны советская экономика достигла значительного экономического роста. Это было достигнуто за счет увеличения занятости и увеличения основного капитала, что привело к повышению эффективности и снижению издержек производства. [ 1 ] В результате рост производства и экономической производительности привел к быстрому экономическому росту по всему СССР в 1950-е годы. [ 1 ] В результате этого успеха в СССР была создана стабильная финансовая система. Эти успехи сделали модель достаточно успешной, чтобы экспортировать свои системы по всему миру и распространить свою экономическую модель по всему миру. Получив независимость от французского колониального правления, Гвинея как нация боролась за эффективное внедрение структурных систем. Их медицинская система была неадекватна их населению в 2,8 миллиона человек, и, по оценкам, девяносто процентов детей не посещали школу. [ 2 ] Гвинея нуждалась в структурной помощи, которую хотел оказать СССР. Между 1957 и 1964 годами Советский Союз пытался реализовать свои экономические и социальные структуры в Западной Африке , Гане и Гвинее, предвкушая триумфы, аналогичные своим предыдущим проектам внутреннего развития, действуя под впечатлением, что их система превосходит любую другую. [ 3 ]
СССР
[ редактировать ]Социализм и политика холодной войны
[ редактировать ]С точки зрения СССР, Третий мир был возможностью для распространения советского социализма. Вместо того, чтобы конкурировать с США посредством военной мощи, СССР предпочел конкурировать, используя их экономические и социальные модели, распространяя свои идеи по всему миру, пытаясь подорвать американский эквивалент: капиталистические идеологии. [ 4 ] В условиях быстрого роста СССР и его превращения в мировую сверхдержаву Никита Хрущев , первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза , был уверен в экономической модели и ее способности добиться успеха в других частях мира.
Третий мир был ключевым игроком в политической стратегии Советского Союза. Многие страны искали иностранную поддержку после упорной борьбы за независимость от колониальных держав и были уязвимы для политических программ холодной войны. Гвинея была особенно выгодна в геополитическом отношении, располагая базами для военно-морских и разведывательных сил. [ 2 ] Это расположение было стратегическим преимуществом для Советов, поскольку они могли контролировать передвижения западных военно-морских сил и представлять угрозу для западных держав. [ 2 ] Кроме того, Гвинея также была богата природными ресурсами, что еще больше привлекло Советский Союз обещаниями бокситов и алмазов. [ 5 ]
Гвинея
[ редактировать ]независимость Гвинеи
[ редактировать ]Родившийся в 1958 году Секу Туре , президент Гвинейской Республики, проголосовал «против» на референдуме, проведенном президентом Франции Шарлем Де Голлем по ограниченной автономии в рамках французского колониального правления. [ 6 ] Будучи единственной французской колонией, проголосовавшей против ограниченной автономии, Гвинее пришлось разбираться с последствиями немедленного ухода французов. [ 6 ] Столкнувшись со многими трудностями после обретения независимости от колониального господства, правительство Гвинеи оказалось нуждающимся в поддержке иностранных организаций. [ 7 ] В результате ответных действий Франции Гвинея не только испытывала нехватку административного персонала, но и имела торговый дефицит из-за неэффективных мер по экспорту. [ 6 ]
Цели политики Гвинеи и Советского Союза
[ редактировать ]Будучи новой независимой страной, Гвинея нуждалась в экономической поддержке и признании. Будучи нейтральной страной, не имеющей предубеждений ни к одной из двух сверхдержав , они сначала обратились за помощью к Соединенным Штатам. Учитывая дальнейшую геополитику, страны, включая США и Великобританию, не желали оказывать помощь Гвинее, пытаясь предотвратить конфликт с Францией. Советы использовали эту возможность, чтобы действовать быстро. Советский лидер Валерий Герасимов [ ВОЗ? ] встретился с президентом Туре, чтобы обсудить экономические и культурные связи в дополнение к советской помощи. [ 8 ] Военная зависимость Гвинеи от Советского Союза была одной из движущих сил их создания этого союза.
Вскоре Гвинея получила помощь от коммунистического блока в размере кредита примерно в 127 миллионов долларов США, большая часть которого была предоставлена Советским Союзом. [ 9 ] Гвинея нуждалась в экономической и технической помощи наряду с помощью в развитии человеческого капитала, стипендиях и других программах, предлагаемых Советским Союзом. С помощью Коммунистического блока Гвинея оказалась на «советской орбите». [ 9 ] Благодаря российским, восточноевропейским и китайским дипломатам, работающим в Гвинее, Гвинея начала укреплять свои отношения с Советским Союзом и в культурном отношении отошла от соседних африканских стран. Учитывая их новую связь с одной из великих держав, Туре был заинтересован в легитимации социалистического режима. К концу 1959 года Гвинея подписала торговый договор и соглашение об экономическом сотрудничестве с СССР. [ 7 ]
Советская модель развития
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]Несмотря на многочисленные успехи в реализации политики деколонизации , включая изменения в политической власти и правительственных структурах, Гвинея испытывала трудности в экономическом секторе. [ 10 ] Советы стремились предоставить помощь и поддержку для экономического роста. Эта экономическая помощь предоставлялась без каких-либо правил ее использования, что позволяло использовать помощь для таких экспонатов, как типографии, самолеты, спортивные стадионы и отели, а не для повышения производительности труда в Гвинее. [ 10 ] Москва была крайне недовольна использованием Гвинеей средств на неэффективные проекты, которые мало что сделали для улучшения экономики страны. [ 11 ] Помимо неэффективного использования помощи, российское сельскохозяйственное оборудование также было плохо изготовлено и не подходило для Гвинеи, что еще больше препятствовало повышению производительности. [ 10 ]
СССР не имел достаточных знаний об уникальной географической экономике Гвинеи. Колониальное господство привело к тому, что африканская экономика стала слаборазвитой и сильно зависела от односторонней торговли с экспортом сырья в западные страны. [ 12 ] В результате советская экономическая помощь не смогла создать эффективную денежную систему. Более того, СССР поставлял машины и оборудование низкого качества, что затрудняло производство и торговлю Гвинеи. [ 13 ] Советское экономическое вмешательство в целом оказалось безуспешным и обходилось Советам гораздо дороже, чем ожидалось. В конечном итоге это привело к тому, что Советы покинули Гвинею.
Гвинея, построенная на колониальной зависимости, была полна решимости порвать с европейским экономическим благополучием и способствовать развитию. [ 10 ] Пытаясь развивать свою национальную экономику, Гвинея создала торговые монополии , что привело к огромным издержкам для потребителей, высокому уровню коррупции и чёрному рынку. [ 10 ] Гвинея также столкнулась с относительно низкой стоимостью своей валюты и последующим влиянием на торговлю. Гвинейские чиновники часто переправляли товары через границу и продавали их по более высоким ценам, чтобы компенсировать стоимость валюты. [ 10 ]
Советская военная помощь
[ редактировать ]С 1959 года Гвинея получала военную помощь от Советского Союза и его государств-сателлитов. Вскоре после открытия советского посольства в Конакри Гвинея получила бесплатное оружие из Чехословакии вместе с группой советников. Поставки включали 6000 винтовок, 6000 ручных гранат, 1000 автоматических пистолетов, около 500 базук, 20 крупнокалиберных пулеметов, 6 минометов, 6 небольших пушек, а также 10 больших палаток, 10 колясок, 5 полевых кухонь и 2 бронемашины « Шкоды» . поставлен в гвинейскую армию численностью 3500 солдат. [ 8 ] По данным французской разведки, «стоимость только первой партии [чехословацкого оружия] превышает весь военный бюджет Гвинеи». [ 8 ] Гвинейская армия еще больше усилилась во время португальского вторжения в Конакри . В сообщениях указывается, что дополнительные танки, бронетранспортеры и артиллерия были предоставлены Советским Союзом и коммунистическим блоком. [ 14 ]
Военная помощь продолжалась и после установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Гвинеей. Согласно исследованию, «между 1955 и 1970 годами Советский Союз был единственным поставщиком боевых самолетов, учебных самолетов, вертолетов, танков и бронетранспортеров (БТР) для Гвинеи и поставил более шестидесяти процентов транспортных самолетов Гвинеи». [ 15 ]
В период с 1955 по 1978 год в общей сложности 1290 гвинейских военнослужащих прошли подготовку в коммунистических странах, а в 1978 году в Гвинее присутствовало в общей сложности 330 коммунистических военных техников. [ 16 ] Наряду с материальной помощью Советы также оказывали помощь в строительстве школ и предоставляли стипендии гвинейцам для получения технического образования в СССР.
Отношения СССР и Гвинеи на короткое время ухудшились после высылки советского посла Даниэля Солода из Гвинеи в декабре 1961 года. Напряженность возникла в результате действия нескольких факторов, главным из которых был «Заговор учителя» — попытка свергнуть президента Туре. [ 17 ] Вскоре после этого в январе 1962 года Москва назначила своего первого заместителя премьер-министра Анастаса Микояна в Гвинею. [ нечеткий ] На этот раз, наряду с оружием, Советы объявили о новом советском кредите в размере 10 миллионов долларов США для субсидирования военных расходов. [ 18 ]
Геополитическое значение
[ редактировать ]Помощь военным Гвинеи служила геополитическим интересам СССР, поскольку гвинейские военные контрольно-пропускные пункты можно было использовать во время кризиса. Среди наиболее важных контрольно-пропускных пунктов был аэропорт Конакри , имевший стратегическое значение во время войны за независимость Анголы , кубинского ракетного кризиса и конфликта в Гвинее-Бисау . Во время ангольского конфликта порт Гвинеи использовался для дозаправки самолетов и перевозки оружия по морю. [ 19 ] Во время кубинского ракетного кризиса в 1962 году Советы запросили право на высадку в Конакри для переброски подкреплений по пути на Кубу. Однако просьба СССР была отклонена президентом Туре, подчеркнувшим нейтралитет страны. [ 20 ] В 1969 году Советский Союз создал постоянную военно-морскую базу в Индийском океане, которая обслуживалась сомалийскими объектами до 1977 года. Аналогичным образом, в 1970 году Советский Союз установил постоянный западноафриканский патруль, что позволило им получить доступ к Гвинее-Бисау , а затем и к Анголе. [ 19 ] Стратегическое расположение Гвинеи на западном побережье Африки сделало ее важной логистической базой для советских военно-морских сил для наблюдения за передвижениями западных военно-морских сил и создания угрозы западным морским коммуникациям (SLOC) . До середины 1978 года объекты аэропорта в Конакри также использовались в качестве перевалочного пункта для облегчения перелета самолетов на Кубу из Советского Союза и наоборот, используя стратегическое расположение Гвинеи в полной мере. [ 2 ]
В различных случаях Советский Союз пытался получить разрешение правительства Гвинеи на начало своей военно-морской деятельности в портах Гвинеи. Первое появление советского военно-морского флота произошло в 1969 году, когда группа советских военных кораблей посетила Конакри. К 1971 году советские военные корабли регулярно использовали Конакри в качестве оперативной базы на побережье Западной Африки. [ 21 ] Однако правительство Гвинеи проявило сопротивление советским просьбам о создании и использовании военных баз, доходя до того, что лишило советских военных права использования аэропорта Конакри. [ 22 ] Аналогичным образом, в сообщениях упоминается, что Туре отказался разрешить советским советникам и кубинским войскам собраться в Гвинее по пути в Эфиопию в 1977 году. [ 16 ]
Сдвиг в отношениях
[ редактировать ]Несмотря на постоянное присутствие Советского блока, 1970-е годы стали поворотным моментом в отношениях Гвинеи с соседними странами и с западными странами. Выход из союза с СССР не был результатом одного действия. Однако неспособность восстановить экономику Гвинеи и строгие условия бартера были важным фактором. [ 23 ] Более того, усиление вмешательства Советского Союза в порты Гвинеи, а также его роль во многих восстаниях против президента Туре ослабили отношения между двумя странами. Это, в дополнение к вмешательству Советского Союза во внутренние правительственные дела Гвинеи, ухудшило их союз, что в конечном итоге привело к медленному уходу СССР из Гвинеи. Сегодня Россия и Гвинея сохранили позитивные отношения даже без официального альянса Восточного блока. Гвинея остается ключевым экономическим форпостом для России, она по-прежнему является горнодобывающим ресурсом и спонсируется российскими инвестициями. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ханин, Г.И. (01 декабря 2003 г.). «50-е годы — триумф советской экономики» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1190. дои : 10.1080/0966813032000141088 . ISSN 0966-8136 . S2CID 154716647 .
- ^ Jump up to: а б с д Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 56. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Алессандро, Иандоло (2022). Задержанное развитие . п. 2. ISBN 978-1-5017-6443-1 . OCLC 1241235818 .
- ^ Яндоло, Алессандро (ноябрь 2012 г.). «Взлет и падение «советской модели развития» в Западной Африке, 1957–64» . История холодной войны . 12 (4): 685. дои : 10.1080/14682745.2011.649255 . ISSN 1468-2745 . S2CID 154159207 .
- ^ Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 57. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Хэпгуд, Дэвид (1 декабря 1963 г.). «Первые пять лет Гвинеи» . Текущая история . 45 (268): 355–360. дои : 10.1525/curh.1963.45.268.355 . ISSN 0011-3530 . S2CID 142418280 .
- ^ Jump up to: а б Иандоло, Алессандро (14 мая 2012 г.). «Взлет и падение «советской модели развития» в Западной Африке, 1957–64» . История холодной войны . 12 (4): 691. дои : 10.1080/14682745.2011.649255 . ISSN 1468-2745 . S2CID 154159207 .
- ^ Jump up to: а б с Алессандро, Иандоло (2022). Задержанное развитие . п. 86. ИСБН 978-1-5017-6443-1 . OCLC 1241235818 .
- ^ Jump up to: а б Хэпгуд, Дэвид (1 декабря 1963 г.). «Первые пять лет Гвинеи» . Текущая история . 45 (268): 356. doi : 10.1525/curh.1963.45.268.355 . ISSN 0011-3530 . S2CID 142418280 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хэпгуд, Дэвид (1 декабря 1963 г.). «Первые пять лет Гвинеи» . Текущая история . 45 (268): 357. doi : 10.1525/curh.1963.45.268.355 . ISSN 0011-3530 . S2CID 142418280 .
- ^ Яндоло, Алессандро (ноябрь 2012 г.). «Взлет и падение «советской модели развития» в Западной Африке, 1957–64» . История холодной войны . 12 (4): 699. дои : 10.1080/14682745.2011.649255 . ISSN 1468-2745 . S2CID 154159207 .
- ^ Рубинштейн, Г. (октябрь 1970 г.). «Аспекты советско-африканских экономических отношений» . Журнал современных африканских исследований . 8 (3): 396. дои : 10.1017/S0022278X00019911 . ISSN 0022-278X . S2CID 154821982 .
- ^ Гуан-фу, Гу (январь 1983 г.). «Советская помощь третьему миру, анализ ее стратегии» . Советские исследования . 35 (1): 73. дои : 10.1080/09668138308411459 . ISSN 0038-5859 .
- ^ Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 141. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. стр. 128–9. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 146. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 137. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 138. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Уэббер, Марк (март 1992 г.). «Советская политика в странах Африки к югу от Сахары: заключительный этап» . Журнал современных африканских исследований . 30 (1): 20. дои : 10.1017/s0022278x00007709 . ISSN 0022-278X . S2CID 154968961 .
- ^ Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 139. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 143. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 145. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Митчелл., Хатчесон, Томас (1980). Советская внешняя политика в Гвинее и Сомали, последствия для американской политики в отношении Африки . Военно-морская аспирантура. п. 144. OCLC 1157876720 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Гвинея-Россия: связи Москвы с Думбуей» . Африка Report.com . 22 февраля 2022 г. Проверено 20 марта 2023 г.