Jump to content

Отношения Святейшего Престола и Советского Союза

Советско-Ватиканские отношения
Карта с указанием местонахождения Святого Престола и Советского Союза

Святой Престол

Советский Союз

Отношения Святого Престола и Советского Союза были отмечены давними идеологическими разногласиями между Католической церковью и Советским Союзом . Святой Престол пытался вступить в прагматический диалог с советскими лидерами во времена папства Иоанна XXIII и Павла VI . В 1990-е годы дипломатическая политика Папы Иоанна Павла II называлась одним из основных факторов, приведших к распаду Советского Союза .

Повышенная напряженность: 1917–1958 гг.

[ редактировать ]

Бенедикт XV

[ редактировать ]

Окончание Первой мировой войны привело к революционному развитию, которое Бенедикт XV предвидел в своей первой энциклике. Во время русской революции Святой Престол столкнулся с новой, до сих пор неизвестной ситуацией: идеологией и правительством, которые отвергли не только католическую церковь, но и религию в целом. «Некоторая надежда возникла среди объединенных православных на Украине и в Армении , но многие из их представителей исчезли или были заключены в тюрьму в последующие годы. Несколько православных епископов из Омска и Симбирска написали открытое письмо Папе Бенедикту XV, как Отцу всего христианства. , описывая убийства священников, разрушение их церквей и другие преследования в их районах». [ 1 ]

Обеспокоенный преследованиями христиан в Советском Союзе , Пий XI поручил берлинскому нунцию Эудженио Пачелли тайно работать над дипломатическими договоренностями между Ватиканом и Советским Союзом. Пачелли вел переговоры о поставках продовольствия и встречался с советскими представителями, в том числе с министром иностранных дел Георгием Чичериным , который отвергал любое религиозное образование и рукоположение священников и епископов, но предлагал соглашения без жизненно важных для Ватикана пунктов. [ 2 ] Несмотря на пессимизм Ватикана и отсутствие видимого прогресса, Пачелли продолжал тайные переговоры до тех пор, пока Пий XI не приказал прекратить их в 1927 году, поскольку они не принесли результатов и были опасны для Церкви, если были обнародованы.

«Жесткие преследования, вплоть до полного уничтожения духовенства, монахов, монахинь и других людей, связанных с Церковью» [ 3 ] продолжалась и в 1930-е годы. Помимо казней и ссылок многих священнослужителей, монахов и мирян, обычным явлением была конфискация церковного инвентаря «для жертв голода» и закрытие церквей. [ 4 ] Однако, согласно официальному отчету, основанному на переписи 1936 года , около 55 процентов советских граждан открыто называли себя религиозными, а другие, возможно, скрывали свою веру. [ 4 ]

Пий XI назвал отсутствие реакции на гонения на христиан в таких странах, как Советский Союз, Мексика, нацистская Германия и Испания, «заговором молчания». В 1937 году он издал энциклику Divini Redemptoris , в которой осудил коммунизм и советский режим. Он поручил французскому иезуиту поехать в Советский Союз и тайно посвятить римско-католических епископов, что было неудачей, поскольку большинство из них оказались в ГУЛАГе или были убиты иным образом социалистическим режимом.

По словам Уинстона Черчилля , премьер-министр Франции Пьер Лаваль спросил Иосифа Сталина : «Не можете ли вы сделать что-нибудь для поощрения религии и католиков в России? Это очень помогло бы мне в отношениях с Папой». Сталин ответил: «Папа? Сколько у него дивизий?» [ 5 ]

Пия XII Понтификат столкнулся с чрезвычайными проблемами. В 1930-е годы публичные протесты и осуждения его предшественников не помешали советским властям преследовать все христианские церкви как враждебные марксизму-ленинизму . Преследование католической церкви было частью общей попытки искоренить религию в Советском Союзе. В 1940 году, после того как Германия оккупировала западную Польшу, Советский Союз аннексировал восточную Польшу вместе со странами Балтии , включая преимущественно католическую Литву .

Через два месяца после своего избрания 12 мая 1939 года в «Синголари Аними» , папском письме Священной Конгрегации Восточной Церкви, Пий XII вновь сообщил о гонениях на католическую веру в Советском Союзе. Через три недели, почтив память святителя Владимира в 950-летие со дня его крещения, он приветствовал русских священников и епископов, членов русской колонии в Риме , молился за пострадавших в своей стране и со слезами ждал час пришествия Господня.

Преследования начались сразу после того, как большая часть Польши и стран Балтии была включена в состав Советского Союза. Почти сразу же атаке подверглись Объединенные католические церкви Армении, Украины и Малороссии. Хотя большинство восточных христиан принадлежат к православной церкви, некоторые, такие как Армянская католическая церковь , Украинская греко-католическая церковь и Русинская греко-католическая церковь , объединены с Римом, что позволило им сохранить свою собственную восточную литургию и церковные законы.

После Второй мировой войны предоставило некоторую свободу Русской Православной Церкви правительство Иосифа Сталина , но не Восточным Католическим Церквям , которые были объединены с Римом. Лидеры этих церквей столкнулись с сильным давлением с требованием порвать с Римом и объединиться с Москвой. Папа Пий обратился конкретно к Русинско-Католической Церкви в Украине. Энциклика Orientales omnes Ecclesias представляет собой краткий обзор отношений между восточными церквями и Римом до гонений 1945 года. [ 6 ]

Некоторые русины, сопротивлявшиеся полонизации , почувствовали себя брошенными Ватиканом и вернулись в Русскую Православную Церковь во время понтификата Пия XI.

Диалог: 1958–1978 гг.

[ редактировать ]

Иоанн XXIII

[ редактировать ]

Кратковременное папство Иоанна XXIII предпринимало попытки примириться с Русской Православной Церковью в надежде снизить напряженность в отношениях с Советским Союзом и способствовать миру во всем мире. Второй Ватиканский Собор не осудил коммунизм и даже не упомянул о нем, что некоторые называют секретным соглашением между Святым Престолом и Советским Союзом. В «Pacem in terris» Иоанн XXIII также стремился предотвратить ядерную войну и пытался улучшить отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Он начал политику диалога с советскими лидерами, чтобы найти условия, в которых восточные католики могли бы найти облегчение от преследований. [ 7 ]

Папа Павел VI продолжил политику диалога Иоанна XXIII с советскими лидерами, направленную на уменьшение гонений на местных христиан. Его политику назвали Ostpolitik , потому что она очень напоминала аналогичную политику, которая проводилась некоторыми странами Западной Европы, такими как Западная Германия . В 1966 и 1967 годах он принимал министра иностранных дел Андрея Громыко Председателя Президиума Верховного и Совета Николая Подгорного в Ватикане .

Иоанн Павел II и распад СССР: 1978–1991 гг.

[ редактировать ]

Иоанну Павлу II уже давно приписывают важную роль в свержении коммунизма в католической Восточной Европе, поскольку он был духовным вдохновителем его падения и катализатором мирной революции в Польше. В феврале 2004 года Папа даже был номинирован на Нобелевскую премию мира в знак признания работы всей его жизни в противостоянии коммунизму и помощи в изменении мира после распада Советского Союза . Однако среди историков было много споров о реалистическом значении оппозиции Иоанна Павла II коммунизму в конечном падении советского режима. Хотя большинство ученых согласны с тем, что его вмешательство сыграло важную роль в прекращении правления Польской коммунистической партии , существуют большие разногласия относительно его роли в распаде Советского Союза. Историки расходятся во мнениях также о значении влияния Иоанна Павла II в отличие от других экономических и политических факторов. Таким образом, необходимо исследовать относительную важность роли Иоанна Павла II в крахе восточноевропейского коммунизма, анализируя исторические события от его избрания на пост папы в 1978 году до распада Советского Союза в 1991 году.

16 октября 1978 года Кароль Войтыла был избран папой. Его избрание стало первым польским Папой и первым неитальянцем, избранным на пост папы за более чем четыре столетия, и стало своего рода неожиданностью для многих католических ученых во всем мире. Войтыла решил взять имя Иоанн Павел II в честь своего предшественника Иоанна Павла I , который был Папой всего месяц до своей смерти 28 сентября 1978 года. Религиозные и политические лидеры одинаково задавались вопросом, что это будет означать для гражданина коммунистической страны. страна, которая станет папой. Поляки, напротив, обрадовались этой новости. [ 8 ]

Прожив и при нацистском, и при советском режимах, новый Папа был непоколебим в своей оппозиции как фашизму , так и коммунизму . В то время как Ватикан всегда официально выступал против коммунизма из-за его атеизма , Папа Иоанн Павел II, не теряя времени, превратил свою теологическую оппозицию в активную политику конфронтации. В своей первой энциклике он назвал свободу вероисповедания важнейшим правом человека и утверждал, что обязанностью Церкви является защита этого права. В то же время он отверг общую дипломатию умиротворения времен холодной войны , устранив или понизив в должности церковных лидеров, которые проводили политику Ostpolitik , или тихих переговоров с коммунистическими лидерами. [ 9 ] Папа Иоанн Павел II публично раскритиковал коммунизм.

Несмотря на предупреждения Леонида Брежнева , Генерального секретаря ЦК КПСС , не вмешиваться в дела Польши, новый Папа посетил свою родину в течение первого года своего папства. 2 июня 1979 года Иоанн Павел II совершил свой первый папский визит в Польшу, и три миллиона человек приехали в столицу Варшаву , чтобы поприветствовать его. [ 10 ] Папа публично провел мессу на площади Победы в Варшаве , которая обычно предназначалась для мероприятий, спонсируемых государством. На верфи имени Ленина Иоанн Павел II провел мессу в память о польских рабочих, погибших во время забастовки 1970 года, и нес большой деревянный крест, который некоторые восприняли как символ бремени коммунизма, лежащего на польском народе. [ 11 ] Историк Джон Льюис Гэддис назвал визит папы 1979 года «спусковым крючком, который привел к краху коммунизма во всем мире» из-за его глубокого воздействия на моральный дух польского народа. [ 12 ]

Профсоюзная организация «Солидарность» возникла в Польше в 1980 году под руководством Леха Валенсы . Возникновение католического антикоммунистического движения многие историки причинно связывают с первым папским визитом Папы Иоанна Павла II в Польшу в 1979 году . Стефан Вышинский , архиепископ Варшавский и Гнезненский . [ 13 ] Большинство предыдущих польских революционных движений были светскими, но «Солидарность» основывалась на религиозных символах христианского креста , четок и Мадонны . [ 14 ]

В январе 1981 года Валенса посетил Рим, впервые встретился с Папой и получил от него официальное признание и поддержку. [ 15 ]

13 мая 1981 года на площади Святого Петра потенциальный убийца Мехмет Али Агджа выстрелил в Иоанна Павла II четыре раза, ранив его в живот и левую руку . Многие ученые утверждали, что покушение было частью заговора Советского Союза, но эта теория так и не была доказана. Если это правда, то покушение продемонстрирует опасения Советского Союза по поводу влияния Папы в Восточном блоке и его помощи польскому движению Солидарность. Однако папа выжил. [ 16 ]

Первоначально польские коммунисты оказали сопротивление повстанцам «Солидарности» и заключили в тюрьму многих лидеров движения в период с 1981 по 1983 год, но на протяжении 1980-х годов движение приобрело большую власть и, следовательно, большую легитимность. В результате в 1989 году были проведены переговоры за круглым столом между лидерами «Солидарности», советских коммунистов и католической церкви. В 1990 году Валенса был избран президентом Польши и начал масштабные капиталистические реформы. К 1992 году советские войска начали покидать Польшу. [ 17 ] Эта тенденция сопровождалась демонстрациями и восстаниями в ряде других государств, контролируемых Советским Союзом.

Историки высказывали много предположений об отношениях между Папой Иоанном Павлом II и президентом США Рональдом Рейганом . [ 18 ] Оба лидера вели регулярную переписку и встречались в Риме в июне 1982 и 1987 годов. Это общение заставило многих историков поверить, что сотрудничество обоих лидеров укрепило антикоммунистическое дело. [ 19 ] Однако другие историки, такие как Джордж Вейгель , утверждали, что оба мужчины смогли добиться политических успехов. Согласно этой точке зрения, Соединенные Штаты под руководством Рейгана бросили экономический вызов Советскому Союзу, который был полностью независим от влияния Ватикана. [ 20 ] Таким образом, роль Рейгана в крахе советской экономики, возможно, была более влиятельной, чем роль Папы Иоанна Павла II.

1 декабря 1989 года Папа встретился с советским лидером Михаилом Горбачёвым . Это была первая встреча Папы-католика с советским лидером. Оба лидера согласились установить дипломатические отношения между Ватиканом и Советским Союзом. Горбачев также пообещал предоставить большую религиозную свободу в Советском Союзе. Многие увидели в этой встрече символическое окончание философского конфликта между Советским Союзом и Ватиканом. [ 21 ] Это, безусловно, продемонстрировало растущую готовность обеих сторон к сотрудничеству.

Хотя Папа был прежде всего религиозным лидером, его руководство также имело серьезные политические последствия. [ 22 ] Иоанн Павел II использовал свою польскую идентичность и связи, чтобы добиться краха социалистического режима страны. [ 23 ] В то время как вмешательство Иоанна Павла II, несомненно, было важным фактором в прекращении коммунистического правления в Польше, то, насколько значительным было лидерство Папы в остальной части Восточной Европы и в самом Советском Союзе, менее ясно. [ 12 ] Усилия антикоммунистических лидеров, таких как Папа Иоанн Павел II и президент США Рональд Рейган, не сделали падение Советского Союза неизбежным. Однако оба лидера ускорили окончание холодной войны и падение коммунизма, особенно в Восточной Европе. [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Шмидлин III, 308
  2. ^ (Хансьякоб Штеле, Восточная политика Ватикана, Пайпер, Мюнхен, 1975, стр.139-141).
  3. ^ Рясановский 617
  4. ^ Перейти обратно: а б Рясановский 634
  5. ^ Черчилль, Уинстон (1948). «От войны к войне - вызов и ответ». Вторая мировая война . Бостон: Компания Houghton Mifflin. п. 135. ИСБН  978-0-395-41055-4 .
  6. ^ Джованнетти, 112
  7. ^ Деннис Дж. Данн, «Восточная политика Ватикана: прошлое и настоящее». Журнал международных отношений (1982) 36 № 2: 247–255. онлайн
  8. ^ Константин Плешаков, Без хлеба нет свободы! 1989 и гражданская война, разрушившая коммунизм (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2009), 82–85.
  9. ^ Плешаков, 85–86.
  10. ^ Плешаков, стр. 86–87.
  11. ^ Аррагон Перроне, «Роль Папы Иоанна Павла II в крахе коммунистического режима Польши: изучение влияния религиозного лидера на международные отношения», Университет Коннектикута (2012), http://digitalcommons.uconn.edu/cgi/viewcontent.cgi ?article=1244&context=srhonors_theses (по состоянию на 10 мая 2014 г.), стр. 34–36.
  12. ^ Перейти обратно: а б Перроне, 13.
  13. ^ Плешаков, 103-07.
  14. ^ Плешаков, 110.
  15. ^ Плешаков, 112.
  16. ^ Перроне, 36–37.
  17. ^ BBC News, « Хронология Польши ». 18 января 2012 г. По состоянию на 10 мая 2014 г.
  18. ^ Перроне, 14–15.
  19. ^ Перроне, 15.
  20. ^ Перроне, стр. 14–16.
  21. ^ Хаберман, Клайд. «КРЕМЛЬ И ВАТИКАН; ГОРБАЧЕВ ВИЗИТ ПАПЫ В ВАТИКАНЕ; СВЯЗИ НАВЯЗАНЫ». Нью-Йорк Таймс, 2 декабря 1989 г.
  22. ^ Перроне, 16.
  23. ^ Перроне, 17.
  24. ^ Перроне, 18.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5647fb065c7e4c2de3f3cacb7754c387__1724235300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/87/5647fb065c7e4c2de3f3cacb7754c387.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Holy See–Soviet Union relations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)