Отношения Святейшего Престола и Советского Союза
![]() | |
![]() Святой Престол |
![]() Советский Союз |
---|
![]() |
Часть серии о |
Преследования католической церкви |
---|
![]() |
![]() |
Отношения Святого Престола и Советского Союза были отмечены давними идеологическими разногласиями между Католической церковью и Советским Союзом . Святой Престол пытался вступить в прагматический диалог с советскими лидерами во времена папства Иоанна XXIII и Павла VI . В 1990-е годы дипломатическая политика Папы Иоанна Павла II называлась одним из основных факторов, приведших к распаду Советского Союза .
Повышенная напряженность: 1917–1958 гг.
[ редактировать ]Бенедикт XV
[ редактировать ]Окончание Первой мировой войны привело к революционному развитию, которое Бенедикт XV предвидел в своей первой энциклике. Во время русской революции Святой Престол столкнулся с новой, до сих пор неизвестной ситуацией: идеологией и правительством, которые отвергли не только католическую церковь, но и религию в целом. «Некоторая надежда возникла среди объединенных православных на Украине и в Армении , но многие из их представителей исчезли или были заключены в тюрьму в последующие годы. Несколько православных епископов из Омска и Симбирска написали открытое письмо Папе Бенедикту XV, как Отцу всего христианства. , описывая убийства священников, разрушение их церквей и другие преследования в их районах». [ 1 ]
Пий XI
[ редактировать ]Обеспокоенный преследованиями христиан в Советском Союзе , Пий XI поручил берлинскому нунцию Эудженио Пачелли тайно работать над дипломатическими договоренностями между Ватиканом и Советским Союзом. Пачелли вел переговоры о поставках продовольствия и встречался с советскими представителями, в том числе с министром иностранных дел Георгием Чичериным , который отвергал любое религиозное образование и рукоположение священников и епископов, но предлагал соглашения без жизненно важных для Ватикана пунктов. [ 2 ] Несмотря на пессимизм Ватикана и отсутствие видимого прогресса, Пачелли продолжал тайные переговоры до тех пор, пока Пий XI не приказал прекратить их в 1927 году, поскольку они не принесли результатов и были опасны для Церкви, если были обнародованы.
«Жесткие преследования, вплоть до полного уничтожения духовенства, монахов, монахинь и других людей, связанных с Церковью» [ 3 ] продолжалась и в 1930-е годы. Помимо казней и ссылок многих священнослужителей, монахов и мирян, обычным явлением была конфискация церковного инвентаря «для жертв голода» и закрытие церквей. [ 4 ] Однако, согласно официальному отчету, основанному на переписи 1936 года , около 55 процентов советских граждан открыто называли себя религиозными, а другие, возможно, скрывали свою веру. [ 4 ]
Пий XI назвал отсутствие реакции на гонения на христиан в таких странах, как Советский Союз, Мексика, нацистская Германия и Испания, «заговором молчания». В 1937 году он издал энциклику Divini Redemptoris , в которой осудил коммунизм и советский режим. Он поручил французскому иезуиту поехать в Советский Союз и тайно посвятить римско-католических епископов, что было неудачей, поскольку большинство из них оказались в ГУЛАГе или были убиты иным образом социалистическим режимом.
Пий XII
[ редактировать ]По словам Уинстона Черчилля , премьер-министр Франции Пьер Лаваль спросил Иосифа Сталина : «Не можете ли вы сделать что-нибудь для поощрения религии и католиков в России? Это очень помогло бы мне в отношениях с Папой». Сталин ответил: «Папа? Сколько у него дивизий?» [ 5 ]
Пия XII Понтификат столкнулся с чрезвычайными проблемами. В 1930-е годы публичные протесты и осуждения его предшественников не помешали советским властям преследовать все христианские церкви как враждебные марксизму-ленинизму . Преследование католической церкви было частью общей попытки искоренить религию в Советском Союзе. В 1940 году, после того как Германия оккупировала западную Польшу, Советский Союз аннексировал восточную Польшу вместе со странами Балтии , включая преимущественно католическую Литву .
Через два месяца после своего избрания 12 мая 1939 года в «Синголари Аними» , папском письме Священной Конгрегации Восточной Церкви, Пий XII вновь сообщил о гонениях на католическую веру в Советском Союзе. Через три недели, почтив память святителя Владимира в 950-летие со дня его крещения, он приветствовал русских священников и епископов, членов русской колонии в Риме , молился за пострадавших в своей стране и со слезами ждал час пришествия Господня.
Преследования начались сразу после того, как большая часть Польши и стран Балтии была включена в состав Советского Союза. Почти сразу же атаке подверглись Объединенные католические церкви Армении, Украины и Малороссии. Хотя большинство восточных христиан принадлежат к православной церкви, некоторые, такие как Армянская католическая церковь , Украинская греко-католическая церковь и Русинская греко-католическая церковь , объединены с Римом, что позволило им сохранить свою собственную восточную литургию и церковные законы.
После Второй мировой войны предоставило некоторую свободу Русской Православной Церкви правительство Иосифа Сталина , но не Восточным Католическим Церквям , которые были объединены с Римом. Лидеры этих церквей столкнулись с сильным давлением с требованием порвать с Римом и объединиться с Москвой. Папа Пий обратился конкретно к Русинско-Католической Церкви в Украине. Энциклика Orientales omnes Ecclesias представляет собой краткий обзор отношений между восточными церквями и Римом до гонений 1945 года. [ 6 ]
Некоторые русины, сопротивлявшиеся полонизации , почувствовали себя брошенными Ватиканом и вернулись в Русскую Православную Церковь во время понтификата Пия XI.
Диалог: 1958–1978 гг.
[ редактировать ]Иоанн XXIII
[ редактировать ]Кратковременное папство Иоанна XXIII предпринимало попытки примириться с Русской Православной Церковью в надежде снизить напряженность в отношениях с Советским Союзом и способствовать миру во всем мире. Второй Ватиканский Собор не осудил коммунизм и даже не упомянул о нем, что некоторые называют секретным соглашением между Святым Престолом и Советским Союзом. В «Pacem in terris» Иоанн XXIII также стремился предотвратить ядерную войну и пытался улучшить отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Он начал политику диалога с советскими лидерами, чтобы найти условия, в которых восточные католики могли бы найти облегчение от преследований. [ 7 ]
Павел VI
[ редактировать ]Папа Павел VI продолжил политику диалога Иоанна XXIII с советскими лидерами, направленную на уменьшение гонений на местных христиан. Его политику назвали Ostpolitik , потому что она очень напоминала аналогичную политику, которая проводилась некоторыми странами Западной Европы, такими как Западная Германия . В 1966 и 1967 годах он принимал министра иностранных дел Андрея Громыко Председателя Президиума Верховного и Совета Николая Подгорного в Ватикане .
Иоанн Павел II и распад СССР: 1978–1991 гг.
[ редактировать ]Иоанну Павлу II уже давно приписывают важную роль в свержении коммунизма в католической Восточной Европе, поскольку он был духовным вдохновителем его падения и катализатором мирной революции в Польше. В феврале 2004 года Папа даже был номинирован на Нобелевскую премию мира в знак признания работы всей его жизни в противостоянии коммунизму и помощи в изменении мира после распада Советского Союза . Однако среди историков было много споров о реалистическом значении оппозиции Иоанна Павла II коммунизму в конечном падении советского режима. Хотя большинство ученых согласны с тем, что его вмешательство сыграло важную роль в прекращении правления Польской коммунистической партии , существуют большие разногласия относительно его роли в распаде Советского Союза. Историки расходятся во мнениях также о значении влияния Иоанна Павла II в отличие от других экономических и политических факторов. Таким образом, необходимо исследовать относительную важность роли Иоанна Павла II в крахе восточноевропейского коммунизма, анализируя исторические события от его избрания на пост папы в 1978 году до распада Советского Союза в 1991 году.
16 октября 1978 года Кароль Войтыла был избран папой. Его избрание стало первым польским Папой и первым неитальянцем, избранным на пост папы за более чем четыре столетия, и стало своего рода неожиданностью для многих католических ученых во всем мире. Войтыла решил взять имя Иоанн Павел II в честь своего предшественника Иоанна Павла I , который был Папой всего месяц до своей смерти 28 сентября 1978 года. Религиозные и политические лидеры одинаково задавались вопросом, что это будет означать для гражданина коммунистической страны. страна, которая станет папой. Поляки, напротив, обрадовались этой новости. [ 8 ]
Прожив и при нацистском, и при советском режимах, новый Папа был непоколебим в своей оппозиции как фашизму , так и коммунизму . В то время как Ватикан всегда официально выступал против коммунизма из-за его атеизма , Папа Иоанн Павел II, не теряя времени, превратил свою теологическую оппозицию в активную политику конфронтации. В своей первой энциклике он назвал свободу вероисповедания важнейшим правом человека и утверждал, что обязанностью Церкви является защита этого права. В то же время он отверг общую дипломатию умиротворения времен холодной войны , устранив или понизив в должности церковных лидеров, которые проводили политику Ostpolitik , или тихих переговоров с коммунистическими лидерами. [ 9 ] Папа Иоанн Павел II публично раскритиковал коммунизм.
Несмотря на предупреждения Леонида Брежнева , Генерального секретаря ЦК КПСС , не вмешиваться в дела Польши, новый Папа посетил свою родину в течение первого года своего папства. 2 июня 1979 года Иоанн Павел II совершил свой первый папский визит в Польшу, и три миллиона человек приехали в столицу Варшаву , чтобы поприветствовать его. [ 10 ] Папа публично провел мессу на площади Победы в Варшаве , которая обычно предназначалась для мероприятий, спонсируемых государством. На верфи имени Ленина Иоанн Павел II провел мессу в память о польских рабочих, погибших во время забастовки 1970 года, и нес большой деревянный крест, который некоторые восприняли как символ бремени коммунизма, лежащего на польском народе. [ 11 ] Историк Джон Льюис Гэддис назвал визит папы 1979 года «спусковым крючком, который привел к краху коммунизма во всем мире» из-за его глубокого воздействия на моральный дух польского народа. [ 12 ]
Профсоюзная организация «Солидарность» возникла в Польше в 1980 году под руководством Леха Валенсы . Возникновение католического антикоммунистического движения многие историки причинно связывают с первым папским визитом Папы Иоанна Павла II в Польшу в 1979 году . Стефан Вышинский , архиепископ Варшавский и Гнезненский . [ 13 ] Большинство предыдущих польских революционных движений были светскими, но «Солидарность» основывалась на религиозных символах христианского креста , четок и Мадонны . [ 14 ]
В январе 1981 года Валенса посетил Рим, впервые встретился с Папой и получил от него официальное признание и поддержку. [ 15 ]
13 мая 1981 года на площади Святого Петра потенциальный убийца Мехмет Али Агджа выстрелил в Иоанна Павла II четыре раза, ранив его в живот и левую руку . Многие ученые утверждали, что покушение было частью заговора Советского Союза, но эта теория так и не была доказана. Если это правда, то покушение продемонстрирует опасения Советского Союза по поводу влияния Папы в Восточном блоке и его помощи польскому движению Солидарность. Однако папа выжил. [ 16 ]
Первоначально польские коммунисты оказали сопротивление повстанцам «Солидарности» и заключили в тюрьму многих лидеров движения в период с 1981 по 1983 год, но на протяжении 1980-х годов движение приобрело большую власть и, следовательно, большую легитимность. В результате в 1989 году были проведены переговоры за круглым столом между лидерами «Солидарности», советских коммунистов и католической церкви. В 1990 году Валенса был избран президентом Польши и начал масштабные капиталистические реформы. К 1992 году советские войска начали покидать Польшу. [ 17 ] Эта тенденция сопровождалась демонстрациями и восстаниями в ряде других государств, контролируемых Советским Союзом.
Историки высказывали много предположений об отношениях между Папой Иоанном Павлом II и президентом США Рональдом Рейганом . [ 18 ] Оба лидера вели регулярную переписку и встречались в Риме в июне 1982 и 1987 годов. Это общение заставило многих историков поверить, что сотрудничество обоих лидеров укрепило антикоммунистическое дело. [ 19 ] Однако другие историки, такие как Джордж Вейгель , утверждали, что оба мужчины смогли добиться политических успехов. Согласно этой точке зрения, Соединенные Штаты под руководством Рейгана бросили экономический вызов Советскому Союзу, который был полностью независим от влияния Ватикана. [ 20 ] Таким образом, роль Рейгана в крахе советской экономики, возможно, была более влиятельной, чем роль Папы Иоанна Павла II.
1 декабря 1989 года Папа встретился с советским лидером Михаилом Горбачёвым . Это была первая встреча Папы-католика с советским лидером. Оба лидера согласились установить дипломатические отношения между Ватиканом и Советским Союзом. Горбачев также пообещал предоставить большую религиозную свободу в Советском Союзе. Многие увидели в этой встрече символическое окончание философского конфликта между Советским Союзом и Ватиканом. [ 21 ] Это, безусловно, продемонстрировало растущую готовность обеих сторон к сотрудничеству.
Хотя Папа был прежде всего религиозным лидером, его руководство также имело серьезные политические последствия. [ 22 ] Иоанн Павел II использовал свою польскую идентичность и связи, чтобы добиться краха социалистического режима страны. [ 23 ] В то время как вмешательство Иоанна Павла II, несомненно, было важным фактором в прекращении коммунистического правления в Польше, то, насколько значительным было лидерство Папы в остальной части Восточной Европы и в самом Советском Союзе, менее ясно. [ 12 ] Усилия антикоммунистических лидеров, таких как Папа Иоанн Павел II и президент США Рональд Рейган, не сделали падение Советского Союза неизбежным. Однако оба лидера ускорили окончание холодной войны и падение коммунизма, особенно в Восточной Европе. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Мишель д'Эрбиньи SJ
- Отношения Святого Престола и России
- Религия в Советском Союзе
- Преследования христиан в Советском Союзе
- Преследования христиан в странах Варшавского договора
- Украинская греко-католическая церковь в Советском Союзе
- Хроника католической церкви в Литве
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Шмидлин III, 308
- ^ (Хансьякоб Штеле, Восточная политика Ватикана, Пайпер, Мюнхен, 1975, стр.139-141).
- ^ Рясановский 617
- ^ Перейти обратно: а б Рясановский 634
- ^ Черчилль, Уинстон (1948). «От войны к войне - вызов и ответ». Вторая мировая война . Бостон: Компания Houghton Mifflin. п. 135. ИСБН 978-0-395-41055-4 .
- ^ Джованнетти, 112
- ^ Деннис Дж. Данн, «Восточная политика Ватикана: прошлое и настоящее». Журнал международных отношений (1982) 36 № 2: 247–255. онлайн
- ^ Константин Плешаков, Без хлеба нет свободы! 1989 и гражданская война, разрушившая коммунизм (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2009), 82–85.
- ^ Плешаков, 85–86.
- ^ Плешаков, стр. 86–87.
- ^ Аррагон Перроне, «Роль Папы Иоанна Павла II в крахе коммунистического режима Польши: изучение влияния религиозного лидера на международные отношения», Университет Коннектикута (2012), http://digitalcommons.uconn.edu/cgi/viewcontent.cgi ?article=1244&context=srhonors_theses (по состоянию на 10 мая 2014 г.), стр. 34–36.
- ^ Перейти обратно: а б Перроне, 13.
- ^ Плешаков, 103-07.
- ^ Плешаков, 110.
- ^ Плешаков, 112.
- ^ Перроне, 36–37.
- ^ BBC News, « Хронология Польши ». 18 января 2012 г. По состоянию на 10 мая 2014 г.
- ^ Перроне, 14–15.
- ^ Перроне, 15.
- ^ Перроне, стр. 14–16.
- ^ Хаберман, Клайд. «КРЕМЛЬ И ВАТИКАН; ГОРБАЧЕВ ВИЗИТ ПАПЫ В ВАТИКАНЕ; СВЯЗИ НАВЯЗАНЫ». Нью-Йорк Таймс, 2 декабря 1989 г.
- ^ Перроне, 16.
- ^ Перроне, 17.
- ^ Перроне, 18.