Мученики Пратулина
Мученики Пратулина | |
---|---|
![]() Мученики Пратулина, картина Валерия Эльяша Радзиковского , около 1874 года. | |
Миряне и мученики | |
Рожденный | между 1824 - 1855 гг. различный |
Умер | 24–27 января 1874 г. (от 19 до 50 лет) в деревне Пратулин, недалеко от Бялы-Подляски. |
Почитается в | Костел Восточно-католические церкви |
Беатифицированный | 6 октября 1996 г., площадь Святого Петра , Папа Иоанн Павел II. |
Главный храм | Св. Византийско-католическая церковь Никиты, Костомлоты , Польша |
Праздник | 23 января |
Атрибуты | распятие, ладонь мученика, библия, защита церкви |
Покровительство | Мирянин апостольство |
Мученики Пратулина (или Винцентий Левонюк и 12 мучеников Пратулина) — группа из 13 польских греко-католиков, мужчин и мальчиков, убитых солдатами Российской Императорской Армии 24 января 1874 года в деревне Пратулин , недалеко от Бялы. Подляска .
Исторический контекст
[ редактировать ]Во время насильственного обращения Хелмской епархии российские власти насильно обратили всех греко-католиков в Конгрессе Польши и передали их церкви Русской Православной Церкви . В знак протеста против русификации и конфискации церкви греко-католическая община собралась перед церковью, но была обстреляна российскими войсками, в результате чего погибли 13 протестующих. Русинская католическая церковь воздвигла там храм в их память.
Тринадцать мучеников [ 1 ] [ 2 ]
[ редактировать ]Погибли 24 января во время перестрелки:
- Винцентий Левонюк , родился в Вороблине , Янув-Подляский в 1849 году, женат, 25 лет. Благочестивый человек с хорошей репутацией. Он был первым, кто отдал свою жизнь за защиту церкви, и этим заслужил то, чтобы его поставили во главе этого отряда.
- Даниил Кармаш родился в Ленги 22 Тереспольской области декабря 1826 года, женат, 48 лет. Из показаний сына мы знаем, что он был человеком религиозных чувств и богобоязненным. Председатель приходского братства, во время защиты церкви он стоял во главе людей, несущих крест, который и сегодня хранится в Пратулине.
- Лукаш Бойко родился в Зачопках , Рокитно, 29 октября 1852 года, не женат, 22 года. Его брат показал, что он был честным, религиозным человеком и с хорошей репутацией. Во время обороны церкви он звонил в колокола.
- Константин Бойко родился в Дерло , Рокитно, 25 августа 1826 года, женат, 48 лет. Хороший и набожный человек. Тяжело раненный, защищая церковь, он умер дома на следующий день, оставив жену Ирен и семерых детей.
- Анисет Грицюк , родилась в Зачопках , Рокитно, в 1855 году, не замужем, 19 лет. Хороший молодой человек, религиозный и воспитанный в любви к церкви. Выходя из дома с продуктами для защитников церкви в Пратулине, он сказал матери: «Может быть, и я буду достоин отдать жизнь за веру». На самом деле он был убит в церкви 24 января во второй половине дня.
- Филипп Герилюк , родился в Зачопках , Рокитно 26 ноября 1830 года, женат, 44 года. По свидетельству племянника, он оказался хорошим семьянином, благочестивым и честным. В церкви он призывал других проявлять стойкость, а сам отдал свою жизнь за веру.
- Онуфрий Василюк родился в Зачопках , Рокитно, 29 октября 1852 года, 21 год. Добрый католик и справедливый человек, всеми уважаемый.
- Бартломей Осипюк родился в Богукалах 3 Тереспольской области сентября 1843 года, 30 лет. Женат на Наталье, имел двоих детей. Уважался всеми жителями деревни за честность, проницательность и набожность. Тяжело раненого, его отнесли домой, где он умер, молясь за своих преследователей.
- Игнаций Францук родился в Дерло , Рокитно, в 1824 году, 50 лет. Он женился на Елене, от которой у него было семеро детей. От его сына мы знаем, что он воспитывал своих детей в страхе Божием. Верность Богу была для него самой главной его ценностью. Готовясь отправиться к Пратулину защищать церковь, он надел чистый костюм, заявив, что всякое может случиться, даже если он не вернется. После смерти Даниэля Кармаша он взял свой крест и встал в первом ряду вместе с защитниками.
- Ян Анджейюк родился в Дерло , Рокитно , 9 апреля 1848 года, 26 лет. Он женился на Марине, от которой у него было двое детей. Все уважали его как доброго и разумного человека. Отправившись к Пратулину защищать церковь, он попрощался со всеми, полагая, что это может быть последний раз. Тяжело раненого его отнесли домой, где он скончался ночью.
Скончался 26 января от ран после перестрелки:
- Константин Лукашук родился в Зачопках , Рокитно в 1829 году, женился, в возрасте 45 лет. Он был ранен при обороне церкви и это означало его смерть.
Скончался 27 января от ран после перестрелки:
- Максим Гаврилюк , родился в Богукалах 2 Тереспольской области мая 1840 года, 34 года. Женат на Доменике, почитается в народе как хороший и честный человек.
- Михал Ваврищук родился в Дерло , Рокитно, в 1853 году, не женат, 21 год. Работал в поместье Паоло Пикулы в Дерло. Он пользовался хорошей репутацией.
Беатификация
[ редактировать ]
Резня в Пратулине остается наиболее задокументированным из событий, произошедших в регионе Южного Подлясья , и, таким образом, чтобы также представлять других мучеников региона, отдавших свои жизни за независимость Церкви от контроля со стороны государства , Латинская епархия Седльце решила подать заявление о беатификации в 1938 году. 13 мучеников были беатифицированы Папой Иоанном Павлом II 6 октября 1996 года. В 1998 году некоторые из их реликвий были перенесены в церковь Византийско-Славянского обряда в близлежащих Костомлотах . где был установлен Храм мучеников Пратулинских.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Блаженный Винцент Левонюк и 12 сподвижников» . Santiebeati.it . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ «1874 год» . newsaints.faithweb.com . Проверено 15 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жители Бяло-Подляского повята
- Восточно-католические мученики XIX века
- Восточно-католические беатифицированные люди
- Восточные католики из Российской империи
- Польские восточные католики
- Конгресс Польша
- Польский беатифицированный народ
- Белорусский беатифицированный народ
- Беатификации Папы Иоанна Павла II
- Антикатолицизм в восточном православии
- Антикатолицизм в Польше
- История восточного католицизма в Польше
- Восточно-православно-католические конфликты