Жерар Чанадский
Жерар Чанадский | |
---|---|
![]() Статуя Святого Герарда в Сан-Рокко, Венеция . | |
Монах, епископ и мученик | |
Рожденный | 977/1000 Венеция , Венецианская республика |
Умер | 24 сентября 1046 г. Буда , Венгерское королевство |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 1083 год, Папа Григорий VII. |
Праздник | 24 сентября |
Покровительство | Венгрия , Будапешт |
Герард или Жерар Сагредо ( венгерский : Gellért ; итальянский : Gerardo di Sagredo ; латинский : Gerardus ; 23 апреля 977/1000 — 24 сентября 1046) был первым епископом Чанада в Венгерском королевстве примерно с 1030 года до своей смерти. Большая часть информации о его жизни сохранилась в его легендах , содержащих наиболее условные элементы средневековых жизнеописаний святых. Он родился в венецианской дворянской семье, связанной с Сагредо или Моросини в источниках, написанных столетия спустя. После тяжелой болезни его отправили в бенедиктинский монастырь Сан-Джорджо в пятилетнем возрасте . Он получил прекрасное монашеское образование, а также изучил грамматику, музыку, философию и право.
Он покинул Венецию для паломничества в Святую Землю около 1020 года, но буря вынудила его прервать путешествие возле Истрии . Он решил посетить Венгерское королевство . Мавр , епископ Печа , и Стефан I Венгерский убедили его не продолжать паломничество, подчеркнув, что проповеди Жерара могут ускорить обращение венгров . Жерар был назначен наставником королевского сына и наследника Эмерика . Вскоре Жерар отправился в Баконь-Хиллз, чтобы жить отшельником недалеко от Баконьбеля . Стефан I сделал его епископом недавно созданной Чанадской епархии (включающей современный Банат в Сербии , Румынии и Венгрии ) около 1030 года. Монахи-бенедиктинцы, говорившие по-венгерски, помогали ему проповедовать среди местных жителей.
Источники
[ редактировать ]Большая часть сведений о Герарде сохранилась не в беспристрастных источниках, а в его житиях . [ 1 ] «Короткая жизнь святого Герарда» , написанная около 1100 года, представляет собой сокращение более ранней биографии. [ 2 ] [ 3 ] Более ранняя биография не сохранилась. [ 4 ] «Короткая жизнь» в первую очередь представляет Джерарда как епископа. [ 1 ] Большинство ученых считают « Короткую жизнь» наиболее надежным источником жизни Джерарда. [ 3 ]
«Долгая жизнь святого Герарда» представляет собой сборник нескольких источников, включая биографию, которую также использовал автор более короткой легенды. [ 5 ] [ 6 ] «Долгая жизнь» была завершена в конце 13 или в 14 веке. [ 5 ] [ 6 ] На протяжении веков его считали источником абсолютной надежности, но в 20 веке это мнение радикально изменилось. [ 3 ] Дьёрдь Дьёрфи даже заявил, что « Долгая жизнь» была подделкой. [ 3 ] Историк Габор Кланичай также подчеркивает, что более длинная легенда содержит явно анахроничные элементы. [ 7 ] С другой стороны, Карлайл Эйлмер Макартни говорит, что « Долгая жизнь» сохранила первоначальную форму самой ранней (ныне утерянной) биографии Джерарда. [ 8 ]
Собственная работа Джерарда, Deliberatio supra hymnum trium puerorum, также содержит ссылки на его жизнь. [ 3 ] Симона Кезского Хроника и « Иллюминированная хроника» Герарда сохранили фрагменты из общего источника двух жизней . [ 9 ] ) легенды о Джерарде XIII века рифмованная версия (или напев Сохранилась также , но она не содержит больше информации, чем « Короткая жизнь» . [ 3 ]
Семья и молодость
[ редактировать ]Джерарда» В книге « Долгая жизнь две главы посвящены его семье и детству. [ 10 ] [ 5 ] В обеих главах изобилуют традиционные элементы средневековых житий, что позволяет предположить, что автор заимствовал многие мотивы из других легенд, особенно из Жития святого Адальберта Пражского . [ 5 ] Жерар родился в Венеции в дворянской семье. [ 10 ] Благородное происхождение святых отшельников часто подчеркивалось в их преданиях. [ 10 ]
Идентификация семьи Джерарда неизвестна. [ 10 ] Расширенная версия « Петруса де Наталибуса » Каталога святых , опубликованная в 1516 году, идентифицировала Жерара как члена семьи Сагредо . [ 11 ] Хотя семье было предоставлено венецианское дворянство только в 14 веке, некоторые ученые (в том числе Фабио Банфи) принимают претензии Сагредо на их родство со Святым Герардом. [ 11 ] Историк Ласло Сегфу говорит, что Джерард на самом деле был Морозини . [ 12 ]
Отец Джерарда, которого тоже звали Джерард, и мать Кэтрин ждали его рождения три года. [ 10 ] Они крестили своего сына Георгия, потому что он родился в праздник Святого Георгия (23 апреля). [ 10 ] [ 13 ] Год его рождения неизвестен, но он родился примерно между 977 и 1000 годами. [ 10 ] [ 13 ] [ 12 ] Он был переименован в память о своем отце, который умер во время паломничества или путешествия (анахронично упомянутого в « Долгой жизни » Джерарда как крестовый поход). [ 14 ]
Церковная карьера
[ редактировать ]Бенедиктинский монах
[ редактировать ]В пятилетнем возрасте Джерард серьезно заболел. [ 15 ] Его выздоровление было приписано молитвам монахов-бенедиктинцев монастыря Сан-Джорджо в Венеции. [ 13 ] Семья вскоре отправила его в монастырь, предложив духовную жизнь. [ 4 ] [ 15 ] Герард принял «религиозное одеяние» и получил образование в монастыре. [ 11 ] Он умел читать и писать и знал основные элементы арифметики. [ 16 ] В его «Долгой жизни» подчеркивается, что Жерар строго соблюдал правила монашеской жизни и носил грубые одежды, чтобы «умерщвлять свое тело». [ 17 ] Он также изучал «слова пророков и речи православных апостолов». [ 17 ] Использование некоторых выражений (в том числе dux verbi , или «лидер Слова » ) позволяет предположить, что Герард читал Псевдо-Дионисия Ареопагита на греческом языке. [ 18 ]
После того, как в 1012 году умер настоятель -основатель монастыря Джон Морозини , Жерар был назначен до тех пор, пока не был избран новый настоятель Гульельмо. руководителем монастыря [ 17 ] Гульельмо отправил Жерара в « Болонью » изучать грамматику, музыку, философию и право. [ 19 ] Жерар упомянул о своем пребывании в Галлии , где он читал Платона , предполагая, что первоначальная версия « Долгой жизни » или ее источник относились к его учебе в Бургундии , а не в Болонье. [ 12 ] [ 20 ] Жерар вернулся в монастырь Сан-Джорджо пять лет спустя. [ 17 ] В его «Долгой жизни» говорится, что Жерар был назначен аббатом, хотя он был против его избрания. [ 17 ] Никаких сведений о его деятельности на посту настоятеля в источниках не сохранилось, а значит, эту должность он фактически никогда не занимал. [ 13 ] [ 4 ] [ 17 ]
Жерар отправился в паломничество в Святую Землю . [ 12 ] [ 21 ] В своем «Долгом житии » он хотел последовать примеру святого Иеронима . [ 12 ] [ 21 ] Современные историки говорят, что внутренние распри (вооруженные конфликты между Орсеолами и их противниками) вынудили его покинуть город около 1018 или 1021 года. [ 12 ] [ 21 ] Буря заставила его искать убежища в бенедиктинском монастыре на острове недалеко от Истрии . [ 21 ] В монастыре он встретил некую Расину. [ 21 ] Историк Дьёрдь Дьерфи связывает Расину с Радлой , близким соратником Адальберта Пражского ; [ 22 ] Ласло Мезей пишет, что Расина был настоятелем монастыря Святого Мартина в Луссино . [ 23 ] Расина уговорил Жерара сопровождать его в Венгрию, сказав, что «нигде больше в мире нельзя найти сегодня более подходящего места для завоевания душ для Господа». [ 24 ] Обращение венгров началось в 970-х годах, но ускорилось лишь около 1000 года. [ 25 ] Систематическая организация Церкви началась во время правления первого Венгрии короля Стефана I Венгерского , который был коронован в первый день нового тысячелетия. [ 26 ]
Королевский наставник и отшельник
[ редактировать ]
Жерар и Расина посетили Зару , Книн и Сень, прежде чем добраться до Печа в Венгрии. [ 27 ] Жерар встретил Мавра , епископа Печского , и Анастасия, аббата Печварада , [ 23 ] в Пече. [ 27 ] Два прелата хотели убедить Жерара остаться в Венгрии, заявив, что «божья воля» привела его в страну. [ 27 ] После того, как Жерар произнес проповеди в их присутствии, Мавр и Анастасий заявили, что он был «мастером слова», заявив, что такой священнослужитель никогда не посещал Венгрию. [ 28 ]
Мавр и Анастасий убедили Жерара, который хотел продолжить свое паломничество в Святую Землю, встретиться с королем Стефаном I в Секешфехерваре . [ 28 ] Во время их встречи король подчеркнул, что его королевство было наиболее подходящим местом для Жерара, чтобы «служить Богу», пообещав, что разрешит Жерару проповедовать где угодно в Венгрии. [ 28 ] Стефан I даже пригрозил Герарду, что не позволит ему продолжить путь в Иерусалим, но также намекнул, что он сделает Герарда епископом. [ 29 ] В конце концов Жерар принял предложение Стивена и решил остаться в Венгрии. [ 30 ] Вскоре, в праздник Успения (15 августа), Жерар произнес проповедь в честь « Женщины, облеченной в Солнце », что стало первым зарегистрированным знаком культа Девы Марии в Венгрии. [ 30 ] По словам Макартни, описание путешествия Герарда в Венгрию и его встреч с двумя прелатами и королем было включено в « Долгую жизнь» , основанное на отчете, написанном почти в то же время, но они содержат явно вымышленные детали, такие как разговоры между Герардом и Стефаном I. . [ 5 ]
Джерард был назначен наставником сына и наследника Стивена Эмерик . [ 31 ] Роль Жерара как наставника наследного принца упоминалась только в « Долгой жизни» , подразумевая, что это было всего лишь изобретение агиографа, который хотел создать прочную связь между тремя самыми важными святыми раннего Венгерского королевства, но эта история не является наверняка изобрели. [ 31 ] [ 5 ] Стивена Сегфу пишет, что Джерард, возможно, повлиял на «Увещевания Эмерику». [ 12 ] Ласло Мезей предполагает, что Жерар отвечал только за духовное образование Эмерик. [ 32 ]
После того, как образование Эмерик было завершено, Жерар поселился в Баконьских холмах , чтобы жить отшельником недалеко от Баконьбеля , в месте, где святой Гюнтер Богемский . жил [ 33 ] [ 34 ] Сегфу говорит, что уход Жерара из королевского двора был следствием прибытия семьи дожа Отто Орсеоло в Венгрию около 1024 года. [ 12 ] В последующие годы Жерар построил часовню у подножия холма. [ 35 ] и писал богословские исследования и проповеди (которые позже были утеряны). [ 12 ] Он сослался на комментарии, которые он написал к Посланию к Евреям и к Прологу Евангелия от Иоанна . [ 32 ] Джерард прожил отшельником семь лет, что позволяет предположить, что он, должно быть, провел несколько лет на холмах Бакони, даже если автор его легенды придумал всего лишь символическое число семь. [ 33 ]
Епископ Чанадский
[ редактировать ]Могущественный вождь Айтони правил регионом у рек Тиса , Дунай и Муреш в начале 11 века. [ 36 ] [ 37 ] Он был крещен по «греческому обряду» и поселил «греческих» (или византийских ) монахов. на своем месте на Муреше [ 37 ] [ 38 ] После того, как Айтони начал облагать налогом соль, перевозимую по Мурешу, Стефан I из Венгрии послал против него королевскую армию под командованием Чанада , который ранее был командиром Айтони. [ 37 ] Чанад победил и убил Айтони, чьи владения были преобразованы в графство . [ 37 ] Место Айтони было переименовано в Чанад. [ 37 ]
После завоевания территории Айтони Стефан I вызвал Жерара из его обители и сделал его епископом недавно созданной Чанадской епархии . [ 39 ] [ 40 ] Ласло Мезей говорит, что король назначил Герарда управлять епархией, потому что знание Герардом греческого языка и византийских богословских идей позволило ему проповедовать на территории, где до того времени обращались в свою веру греческие священники. [ 32 ] В Annales Posonienses записано, что «Жерар был рукоположен в епископа» в 1030 году. [ 39 ] но достоверность этой даты признавалась не всеми историками. [ 41 ] Король назначил двенадцать монахов из бенедиктинских монастырей в Венгрии сопровождать Жерара на его кафедру. [ 42 ] Семерым из двенадцати монахов, говоривших по-венгерски, было поручено переводить Жерара среди бывших подданных Эйтони. [ 43 ] Греческие монахи, прибывшие во время правления Айтони, были переведены из Чанада в недавно основанный монастырь в Оросламоше (современный Банатско-Аранжелово в Сербии), а их бывший монастырь был передан бенедиктинцам. [ 44 ] [ 45 ]
Жерар и монахи-бенедиктинцы жили в одном доме, и он запретил им покидать его без его разрешения. [ 46 ] Монахи должны были присутствовать на утренней службе и носить монашеское облачение. [ 47 ] Джерард продолжал носить одежды отшельника (килисы или козлиные шкуры) и проводил дни в одиночестве в лесах недалеко от своей кафедры. [ 48 ] В его легенде также говорится, что он часто «брал топор», чтобы рубить лес, чтобы «умертвить свою плоть» и помочь «тем, кому приходилось выполнять эту работу». [ 49 ]
Герард был епископом-миссионером, которому было поручено обратить языческих жителей своей епархии. [ 47 ] В " Долгом житии" написано, что к Жерару приходили люди, "дворяне и простолюдины, богатые и бедные", с просьбой крестить их "во имя Святой Троицы". [ 47 ] Они привезли лошадей, крупный рогатый скот, овец, ковры, кольца и ожерелья, чтобы передать их епископу. [ 37 ] В книге « Долгая жизнь » Джерарду приписывают строительство церквей «для каждого города» в его епархии, чтобы служить растущему числу верующих. [ 50 ] Хотя « Долгая жизнь» приписывает ему учреждение архидьяконства епархии Герарда, большинство ученых считают это утверждение явным анахронизмом. [ 32 ] Джерард регулярно навещал Стивена. [ 51 ] Во время путешествия из Чанада к королевскому двору в Секешфехерваре или Эстергоме он и один из его священнослужителей, Вальтер, остановились в поместье, где рабыня пела, перемалывая муку на мясорубке. [ 52 ] Джерард называл эту музыку «symphonia Ungarorum» (или «барабан венгров»), связывая звук кофемолки с барабанной дробью. [ 52 ] Тронутый ее жизнерадостностью во время тяжелого труда, Жерар подарил женщине драгоценные подарки. [ 53 ]
Стефан I умер 15 августа 1038 года. [ 54 ] Его племянник, венецианец Питер Орсеоло, взошел на трон, но был свергнут с престола в 1041 году. [ 54 ] [ 55 ] Преемник Петра, Самуил Аба , казнил многих лордов. [ 56 ] Он посетил Чанада и попросил Жерара возложить ему на голову корону во время мессы в Воскресенье . [ 56 ] Он отказал Абе, но епископы, сопровождавшие короля в Чанад, провели коронацию. [ 56 ] Джерард подошел к кафедре, заявив, что «меч мщения обрушится» на голову Абы через три года, потому что он обманом завоевал царство. [ 56 ] Достоверность отчета о долгой жизни Абы во время визита на престол Джерарда является предметом научных дискуссий. [ 56 ]
Мученичество
[ редактировать ]
Император Священной Римской империи Генрих III вторгся в Венгрию и победил Абу в битве при Менфе в 1044 году. [ 56 ] Питер Орсеоло был восстановлен, но его правление было непопулярным, поскольку он отдавал предпочтение своим немецким и итальянским вассалам. [ 56 ]
Герарда Мученическая кончина произошла 24 сентября 1046 года, во время языческого восстания Ваты . Его сомучениками были Быстрик и Булдус. Существуют разные версии его смерти. По одной из версий, его побили камнями, пронзили копьем, а тело сбросили со скалы Блоксберг в Дунай. [ 57 ] В альтернативном сообщении утверждается, что его посадили на двухколесную телегу, оттащили на вершину холма и скатили с холма Буды , ныне называемого холмом Геллерт , а тогда он был еще жив внизу и был забит до смерти. Другие непроверенные легенды сообщают, что его поместили в бочку с шипами и скатили с холма во время массового восстания язычников.
Канонизированный в 1083 году, наряду со святыми Стефаном и Эмериком, Герард в настоящее время является одним из святых покровителей Венгрии. Его праздник - 24 сентября. [ 57 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Туркуш 2006 , с. 23.
- ^ Маккартни 1953 , стр. 152–153.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мезей 1996 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с Жекели 2004 , с. 304.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маккартни 1953 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Туркуш 2006 , с. 25.
- ^ Туркуш 2006 , стр. 24, 122.
- ^ Макартни 1953 , с. 156.
- ^ Туркуш 2006 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Туркуш 2006 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Туркуш 2006 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гвоздика 1994 , с. 231.
- ^ Перейти обратно: а б с д Томас 1995 , с. 221.
- ^ Туркуш 2006 , стр. 37, 128.
- ^ Перейти обратно: а б Туркуш 2006 , с. 37.
- ^ Туркуш 2006 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Туркуш 2006 , с. 39.
- ^ Мезей 1996 , с. 58.
- ^ Туркуш 2006 , стр. 39, 129.
- ^ Мезей 1996 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Туркуш 2006 , с. 40.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Мезей 1996 , с. 62.
- ^ Туркуш 2006 , с. 41.
- ^ Туркуш 2006 , с. 16.
- ^ Туркуш 2006 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Туркуш 2006 , стр. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с Туркуш 2006 , с. 45.
- ^ Туркуш 2006 , стр. 45–46.
- ^ Перейти обратно: а б Туркуш 2006 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Туркуш 2006 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мезей 1996 , с.61.
- ^ Перейти обратно: а б Туркуш 2006 , с. 51.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 122.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 153.
- ^ Туркуш 2006 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кристо 2001 , стр. 30.
- ^ Туркуш 2006 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2001 , с. 62.
- ^ Туркуш 2006 , с. 59.
- ^ Туркуш 2006 , с. 57.
- ^ Туркуш 2006 , стр. 59–60.
- ^ Туркуш 2006 , с. 61.
- ^ Туркуш 2006 , с. 60.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 154.
- ^ Туркуш 2006 , стр. 61–62.
- ^ Перейти обратно: а б с Туркуш 2006 , с. 62.
- ^ Туркуш 2006 , с. 64.
- ^ Туркуш 2006 , с. 65.
- ^ Туркуш 2006 , стр. 63.
- ^ Туркуш 2006 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Месарош 1996 , с. 103.
- ^ Месарош 1996 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 1994 , с. 170.
- ^ Туркуш 2006 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Туркуш 2006 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б «Святой Жерар Сагредо» . Католический курьер . 21 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Дьёрфи, Дьёрдь (1994). Король Венгрии Святой Стефан . Атлантические исследования и публикации. ISBN 0-88033-300-6 .
- Жекели, Жомбор (2004). «Жерар Чанадский». В Jestice, Филлис Г. (ред.). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия, Том I: Записи от A до G. Азбука Клио. п. 304. ИСБН 1-57607-355-6 .
- Кристо, Дьюла (2001). «Житие короля Стефана Святого». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Издательство Люцидус. стр. 15–36. ISBN 963-86163-9-3 .
- Макартни, Калифорния (1953). Средневековые венгерские историки: критическое и аналитическое руководство . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-08051-4 .
- Месарош, Иштван (1996). «Симфония епископа Герарда [Проблемы, связанные с Джерардом]». В Горанском, Нандор (ред.). Книга памяти Сента Геллерта [Очерки, опубликованные в честь святого Герарда] (на венгерском языке). Приход Святого Геллерта. стр. 103–105. ISBN 963-00-1972-8 .
- Мезей, Ласло (1996). «Проблемы Геллерта [Проблемы, связанные с Джерардом]». В Горанском, Нандор (ред.). Книга памяти Сента Геллерта [Очерки, опубликованные в честь святого Герарда] (на венгерском языке). Приход Святого Геллерта. стр. 55–64. ISBN 963-00-1972-8 .
- Ротенберг, Дэвид Дж. (2011). Райский цветок: Марианская преданность и светская песня в музыке средневековья и эпохи Возрождения . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-539971-4 .
- Сегфу, Ласло (1994). «Геллерт, Святой [Сент-Герард]». В Кристо, Дьюла; Энгель, Пол; Макк, Ференц (ред.). Коари Венгерский исторический лексикон (9–14 века) [= Энциклопедия ранней венгерской истории (9–14 века)] (на венгерском языке). Академическое издательство. п. 231. ИСБН 963-05-6722-9 .
- Томас, Сара Фосетт (1995). Жития святых Батлера: сентябрь, новое полное издание . Бернс и Оутс, Литургическая пресса. ISBN 0-86012-258-1 .
- Торочкай, Габор (2001). «Епархии и епископы Святого Стефана». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Люцидус Киадо. стр. 49–68. ISBN 963-86163-9-3 .
- Туркуш, Щербан (2006). Святой Жерар Сенадский: Судьба венецианца около тысячи лет . Румынский институт культуры, Центр трансильванских исследований. ISBN 978-973-7784-10-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1046 смертей
- Римско-католические епископы XI века в Венгрии
- Венецианцы XI века
- Венгерский народ XI века
- Христианские мученики XI века
- Итальянские бенедиктинцы
- Итальянские римско-католические миссионеры
- Бенедиктинские епископы
- Епископы Чанада
- Бенедиктинские мученики
- Замученные римско-католические епископы
- Христианские святые XI века
- Средневековые венгерские святые
- Венгерские римско-католические святые
- Венгерский народ итальянского происхождения
- Итальянские римско-католические святые
- Бенедиктинские святые
- Канонизации Папы Григория VII.
- Отшельники
- Эмигранты из Венецианской республики
- Духовенство Венецианской республики
- Итальянские эмигранты в Венгрии
- Римско-католические миссионеры в Венгрии