Стефан I Венгрии
Святой Стефан I | |
---|---|
![]() Изображение Стефана I на венгерской коронационной покрове ( ризе ) 1031 года. | |
Король Венгрии | |
Царствование | 1000 или 1001–1038 |
Коронация | 25 декабря 1000 г. или 1 января 1001 г. |
Преемник | Питер |
Великий князь венгров | |
Царствование | 997–1000 или 1001 |
Предшественник | Геза |
Рожденный | Масло в. 975 Эстергом , Венгерское княжество |
Умер | 15 августа 1038 г. (62–63 года) Эстергом или Секешфехервар , Королевство Венгрия |
Похороны | |
Супруг | Гизела Баварская (м. 996) |
Проблема | Отто Сент-Эмерик |
Династия | Арпад |
Отец | Геза Венгрии |
Мать | Загнанный в угол |
Религия | (до Великого раскола 1054 г. ) Католицизм |
Подпись | ![]() |
Стефан I , также известный как король Святой Стефан ( венгерский : Szent István király [ˌsɛnt ˈiʃtvaːn kiraːj] ; латинский : Sanctus Stephanus ; словацкий : Штефан I. или Штефан Вельки ; ок. 975 – 15 августа 1038), был последним великим князем венгры между 997 и 1000 или 1001 годами и первый король Венгрии с 1000 или 1001 года до своей смерти в 1038 году. Год его рождения неизвестен, но многие детали его жизни позволяют предположить, что он родился в или после 975, в Эстергоме . При рождении ему дали языческое имя Вайк , но дата его крещения неизвестна. Он был единственным сыном великого принца Гезы и его жены Сарольт , которая происходила из известной семьи дьюла . Хотя оба его родителя были крещены, Стивен был первым членом своей семьи, ставшим набожным христианином. Он женился на Гизеле Баварской , отпрыске императорской династии Оттонов .
После того, как Стефан стал преемником своего отца в 997 году, ему пришлось бороться за трон против своего родственника Коппани , которого поддерживало большое количество языческих воинов. Он победил Коппани с помощью иностранных рыцарей, включая Веселина , Хонта и Пазмани , а также местных лордов. Он был коронован 25 декабря 1000 г. или 1 января 1001 г. короной, присланной Папой Сильвестром II . В серии войн против полунезависимых племен и вождей, включая черных венгров и своего дядю Дьюлу Младшего , он объединил Карпатский бассейн . Он защитил независимость своего королевства, вынудив вторгшиеся войска Конрада II, императора Священной Римской империи , уйти из Венгрии в 1030 году.
Стефан основал по крайней мере одно архиепископство, шесть епископств и три бенедиктинских монастыря, что привело к развитию Церкви в Венгрии независимо от архиепископов Священной Римской империи . Он поощрял распространение христианства, применяя суровые наказания за игнорирование христианских обычаев. Его система местного управления была основана на графствах, организованных вокруг крепостей и управляемых королевскими чиновниками . Во время его правления в Венгрии царил длительный мирный период, и она стала предпочтительным маршрутом для паломников и торговцев, путешествующих между Западной Европой , Святой Землей и Константинополем .
Он пережил всех своих детей и умер 15 августа 1038 года в возрасте 62 или 63 лет. Он был похоронен в своей новой базилике , построенной в Секешфехерваре и посвященной Святой Деве . За его смертью последовали гражданские войны, которые длились десятилетия. Он был канонизирован Папой Григорием VII вместе со своим сыном Эмериком и епископом Герардом Чанадским в 1083 году. Стефан — популярный святой в Венгрии и на соседних территориях. В Венгрии его праздник (отмечается 20 августа) также является государственным праздником в честь основания государства, известным как День основания государства .
Ранние годы ( ок. 975–997)
[ редактировать ]Дата рождения Стивена неизвестна, поскольку она не была записана в документах того времени. [1] Венгерские и польские хроники, написанные столетия спустя, указывают три разных года: 967, 969 и 975. [2] конца XI или начала XII веков Единогласное свидетельство его трех житий и других венгерских источников, в которых говорится, что Стефан был «еще подростком» в 997 году: [3] обосновать достоверность последнего года (975). [1] [2] Стефана В «Малой легенде» добавлено, что он родился в Эстергоме , [1] [2] [4] это означает, что он родился после 972 года, потому что его отец, Геза, великий князь венгров , примерно в том же году выбрал Эстергом в качестве королевской резиденции. [1] Геза силой способствовал распространению христианства среди своих подданных, но никогда не переставал поклоняться языческим богам. [5] [6] его сына И «Великая легенда» , и почти современник Титмар Мерзебургский описывали Гезу как жестокого монарха, предполагая, что он был деспотом, безжалостно укрепившим свою власть над мятежными венгерскими лордами. [6] [7]
Венгерские хроники сходятся во мнении, что матерью Стефана была Сарольт , дочь Дьюлы , венгерского вождя , обладавшего юрисдикцией либо в Трансильвании , либо в более широком регионе слияния рек Тиса и Марош . [8] [9] Многие историки, в том числе Пал Энгель и Дьюла Кристо, предполагают, что ее отец был идентичен « Гиласу », который крестился в Константинополе около 952 года и «остался верным христианству». [10] по сообщению византийского летописца Иоанна Скилица . [11] [12] Однако эта идентификация не принята единогласно; историк Дьёрдь Дьёрфи утверждает, что в византийской столице крестился не отец Сарольта, а его младший брат. [8] В отличие от всех венгерских источников, Польско-Венгерские хроники и более поздние польские герцога источники утверждают, что матерью Стефана была Адельхаида, иначе неизвестная сестра польского Мешко I , но достоверность этого сообщения не признается современными историками. [13]

Стивен родился как Вайк , [4] [14] имя, происходящее от тюркского слова бадж , означающего «герой», «господин», «князь» или «богатый». [2] [15] о Стефане «Великая легенда» повествует, что он был крещен святым епископом Праги Адальбертом . [15] который несколько раз останавливался при дворе Гезы между 983 и 994 годами. [16] [17] о Святом Адальберте Однако почти одновременная легенда , написанная Бруно Кверфуртским , не упоминает об этом событии. [15] [16] [17] Соответственно, дата крещения Стефана неизвестна: Дьерфи утверждает, что он был крещен вскоре после рождения, в то время как Кристо предполагает, что он принял крещение только незадолго до смерти своего отца в 997 году. [15] [17]
Стефана Официальная агиография , написанная епископом Хартвиком и санкционированная Папой Иннокентием III , повествует, что он «был полностью обучен знанию грамматического искусства» в детстве. [18] [2] Это подразумевает, что он изучал латынь, хотя некоторый скептицизм оправдан, поскольку лишь немногие короли той эпохи умели писать. В двух других его житиях конца XI века не упоминаются какие-либо грамматические исследования, а говорится лишь, что он «был воспитан, получив образование, подходящее для маленького принца». [2] Кристо говорит, что последнее замечание относится только к физической подготовке Стефана, включая его участие в охоте и военных действиях. [2] Согласно «Иллюминированной хронике» , одним из его наставников был граф Деодат из Италии , основавший впоследствии монастырь в Тате . [19]
Согласно легендам Стефана, великий князь Геза созвал собрание венгерских вождей и воинов, когда Стефан «достиг первой стадии юности». [18] в возрасте 14 или 15 лет. [20] [21] Геза назначил Стефана своим преемником, и все присутствующие принесли клятву верности молодому принцу. [21] Дьерфи пишет, не указывая своего источника, что примерно в то же время Геза назначил своего сына править « дукатом Ньитра ». [15] Словацкие историки, в том числе Ян Штайнхюбель и Ян Лукачка, принимают точку зрения Дьерфи и предполагают, что Стефан управлял Ньитрой (ныне Нитра , Словакия) примерно с 995 года. [22] [23]
Геза устроил брак Стефана с Гизелой , дочерью Генриха II, герцога Баварии , в 995 году или позже. [4] [24] Этот брак установил первую семейную связь между венгерским правителем и правящим домом Западной Европы. [25] поскольку Гизела была тесно связана с династией Оттонов империи императоров Священной Римской . [17] Согласно народной традиции, сохранившейся в аббатстве Шайерн в Баварии , церемония проходила в замке Шайерн и праздновалась святым Адальбертом. [21] В новый дом Гизелу сопровождали баварские рыцари, многие из которых получили земельные гранты от ее мужа и поселились в Венгрии, помогая укрепить военные позиции Штефана. По словам Дьерфи, Стивен и его жена «предположительно» поселились в Ньитре после свадьбы. [26] [27]
Царствование (997–1038)
[ редактировать ]Великий князь (997–1000)
[ редактировать ]Великий принц Геза умер в 997 году. [14] [28] Стефан созвал собрание в Эстергоме, на котором его сторонники провозгласили его великим принцем. [29] Первоначально он контролировал только северо-западные районы Карпатского бассейна ; на остальной территории по-прежнему доминировали племенные вожди. [30] Восхождение Стефана на престол соответствовало принципу первородства , который предписывал, чтобы отцу наследовал его сын. [27] С другой стороны, это противоречило традиционной идее старшинства , согласно которой Гезу должен был сменить самый старший член династии Арпадов , которой был Коппани . в то время [27] [31] Коппани, носивший титул герцога Шомодского , в течение многих лет управлял областями Задунайского края к югу от озера Балатон . [25] [28] [32]

Коппани сделал предложение вдове Гезы, Сарольт, в соответствии с языческим обычаем левирата . [29] [33] [34] Он также заявил о своих претензиях на трон. [29] Хотя не исключено, что Коппани уже крестился в 972 году. [29] большинство его сторонников были язычниками, противниками христианства, представленного Стефаном и его преимущественно немецкой свитой . [35] В хартии 1002 года Паннонхалмского архаббатства говорится о войне между «немцами и венграми», имея в виду вооруженные конфликты между Стефаном и Коппани. [35] [36] Несмотря на это, Дьерфи говорит, что Озлар (« Алан »), Бесеньё (« Печенег »), Кер и другие топонимы, относящиеся к этническим группам или венгерским племенам в Задунайском крае вокруг предполагаемых границ герцогства Коппань, предполагают, что значительные вспомогательные подразделения и группы венгерских воинов, которых поселил здесь великий князь Геза, сражались в армии Стефана. [37]
Кристо утверждает, что весь конфликт между Стефаном и Коппани был всего лишь враждой между двумя членами династии Арпадов , не затронувшей других вождей венгерских племен. [30] Коппани и его войска вторглись в северные районы Задунайского региона, взяли многие форты Стефана и разграбили его земли. [35] Стефана, который, согласно « Иллюминированной хронике» , «впервые был препоясан мечом своим», [38] поставил братьев Хонта и Пазмани во главе своей гвардии и назначил Веселина возглавить королевскую армию. [35] [39] [40] Последним был немецкий рыцарь, приехавший в Венгрию во времена правления Гезы. [41] Хонт и Пазмани были, согласно Симона Кезского «Gesta Hunnorum et Hungarorum» и « Иллюминированной хронике» , «рыцарями швабского происхождения». [42] которые поселились в Венгрии либо при Гезе, либо в первые годы правления Стефана. [30] С другой стороны, Лукачка и другие словацкие историки говорят, что Хонт и Пазмани были «словацкими» дворянами, которые присоединились к Стефану во время его правления в Ньитре. [43]
Коппани осаждал Веспрем , когда ему сообщили о прибытии армии Стефана. [37] В завязавшейся битве Стефан одержал решительную победу над своими врагами. [34] Коппани погиб на поле боя. [25] Его тело было четвертовано, а его части выставлены у ворот фортов Эстергом, Дьёр , Дьюлафехервар (Алба-Юлия, Румыния ) и Веспрем, чтобы угрожать всем, кто готовил заговор против молодого монарха. [34] [44] [45]
Стефан оккупировал герцогство Коппани и подарил своим сторонникам большие поместья. [28] [46] Он также предписал, чтобы бывшие подданные Коппани платили десятину архаббатству Паннонхалма, согласно акту об основании этого монастыря, который сохранился в рукописи, содержащей вставки . [35] [47] В том же документе говорится, что «в Венгрии в то время не было других епископств и монастырей». [48] С другой стороны, почти современный епископ Мерзебурга Титмар заявил, что Стефан «учредил епископства в своем королевстве». [49] прежде чем быть коронованным королем. [48] , если последний отчет верен, то епархии Веспрем и Дьер являются наиболее вероятными кандидатами По мнению историка Габора Торочкая . [50]
Коронация (1000–1001)
[ редактировать ]Приказав выставить часть трупа Коппани, расквартированного в Дьюлафехерваре, резиденции его дяди по материнской линии, Дьюлы Младшего , Стефан заявил о своем праве на управление всеми землями, находящимися под властью венгерских лордов. [51] Он также решил укрепить свой международный статус, приняв титул короля. [52] Однако точные обстоятельства его коронации и ее политические последствия являются предметом научных дискуссий. [53]
Титмар Мерзебургский пишет, что Стефан получил корону «благосклонно и по настоянию». [49] императора Оттона III (годы правления 996–1002), [54] подразумевая, что Стефан принял сюзеренитет Императора до его коронации. [53] С другой стороны, во всех легендах о Стефане подчеркивается, что он получил свою корону от папы Сильвестра II (годы правления 999–1003). [53] Христос [55] и другие историки [56] отметим, что Папа Сильвестр и император Оттон были близкими союзниками, а это означает, что оба сообщения действительны: Стефан «получил корону и посвящение» [49] от Папы, но не без согласия Императора. Примерно через 75 лет после коронации Папа Григорий VII (годы правления 1075–1085), претендовавший на сюзеренитет над Венгрией, заявил, что Стефан «предложил и преданно сдал» Венгрию « Святому Петру » (то есть Святому Престолу ). [54] [56] [57] Стефана» В противоположном отчете « Большая легенда говорится, что король предложил Венгрию Деве Марии . [56] Современные историки, в том числе Пал Энгель и Миклош Мольнар, пишут, что Стефан всегда отстаивал свой суверенитет и никогда не признавал папского или имперского сюзеренитета. [25] [53] Например, ни одна из его грамот не была датирована годами правления современных императоров, что было бы так, если бы он был их вассалом. [58] Более того, Стефан заявил в преамбуле к своей Первой книге законов , что он управляет своим царством «по воле Божией». [58] [59]
Точная дата коронации Стефана неизвестна. [55] Согласно более поздней венгерской традиции, он был коронован в первый день второго тысячелетия, что может относиться либо к 25 декабря 1000 года, либо к 1 января 1001 года. [14] [60] Подробности коронации Стефана, сохранившиеся в его «Великой легенде», позволяют предположить, что церемония проходила в Эстергоме или Секешфехерваре. [61] следовал обряду коронации немецких королей. [62] Соответственно, Стефан был помазан . освященным маслом во время церемонии [62] Портрет Стефана, сохранившийся на его королевском плаще с 1031 года, показывает, что его корона, как и диадема императора Священной Римской империи, представляла собой корону-обруч, украшенную драгоценными камнями . [63]
Помимо короны, Стефан считал копье с флагом важным символом своего суверенитета. [63] Например, на его первых монетах имеется надпись LANCEA REGIS («королевское копье») и изображена рука, держащая копье с флагом. [63] По словам современника Адемара де Шабанна , копье было подарено отцу Стефана императором Отто III в знак права Гезы «пользоваться наибольшей свободой во владении своей страны». [64] В его уставах Стефана называют по-разному: Ungarorum rex («король венгров»), Pannoniorum rex («король паннонцев») или Hungari rex («король Венгрии»). [54]
Объединение ( 1001–1009 гг. )
[ редактировать ]Хотя власть Стефана не зависела от его коронации, [54] церемония предоставила ему международно признанную легитимность христианского монарха, правившего своим королевством « по милости Божией ». [65] Все его легенды свидетельствуют о том, что вскоре после своей коронации он основал архиепископство с кафедрой в Эстергоме . [66] Этот акт гарантировал, что Церковь в Венгрии стала независимой от прелатов Священной Римской империи. [67] [68] Самое раннее упоминание об архиепископе Эстергомском по имени Домокос сохранилось в акте об основании Паннонхалмского архаббатства от 1002 года. [66] По словам историка Габора Торочкая , Стефан также основал Калочскую епархию в 1001 году. [69] Стефан пригласил иностранных священников в Венгрию для евангелизации своего королевства. [68] Сподвижники покойного Адальберта Пражского, в том числе Радла и Астрик , прибыли в Венгрию в первые годы его правления. [70] [71] Присутствие неназванного «архиепископа венгров» на синоде 1007 года Франкфурта и освящение алтаря в Бамберге в 1012 году архиепископом Астриком показывают, что прелаты Стефана поддерживали хорошие отношения с духовенством Священной Римской империи. [7]
Превращение Венгрии в христианское государство было одной из главных забот Стефана на протяжении всего его правления. [72] Хотя обращение венгров началось уже во времена правления его отца, только Стефан систематически заставлял своих подданных отказаться от языческих ритуалов. [73] Его законодательная деятельность была тесно связана с христианством. [74] Например, его Первая Книга Законов первых лет правления включает ряд положений, предписывающих соблюдение праздников и исповедь . предсмертную [75] [76] Другие его законы защищали права собственности. [77] и интересы вдов и сирот, или регулировал статус крепостных крестьян. [76]
Если же кто-нибудь будет иметь такое ожесточенное сердце, — не дай Бог всякому христианину, — что не захочет исповедовать свои проступки по совету священника, то он должен лежать без всякого богослужения и милостыни, как неверный. Если его родственники и соседи не призовут священника, и поэтому он умрет неисповеданным, то следует вознести молитвы и милостыню, но его родственники должны смыть свое нерадивость постом по решению священников. Умирающие внезапной смертью должны быть погребены со всеми церковными почестями; ибо суд Божий сокрыт от нас и неизвестен.
- Законы короля Стефана I [78]

Многие венгерские лорды отказались признать сюзеренитет Стефана даже после его коронации. [44] Новый король сначала восстал против своего дяди Дьюлы Младшего, чье царство «было самым обширным и богатым». [79] по данным «Иллюминированной хроники» . [80] Стефан вторгся в Трансильванию и захватил Дьюлу и его семью около 1002 года. [81] [82] или в 1003. [14] [80] Современные Анналы Хильдесхайма [82] добавляет, что Стефан обратил «страну своего дяди в христианскую веру силой» после ее завоевания. [80] Соответственно, историки относят создание Трансильванской епархии к этому периоду. [82] [69] Если отождествление Дьюлы, предложенное Кристо, Дьерфи и другими венгерскими историками, с неким Прокуем, который, согласно Титмару Мерзебургскому, был дядей Стефана, верно, [83] Позже Дюла бежал из плена и бежал к Болеславу I Храброму , герцогу польскому (годы правления 992–1025). [80]
В состав территории [князя Болеслава Храброго] входил некий острог, расположенный недалеко от границы с венграми. Его опекуном был господин Прокуй, дядя венгерского короля. И в прошлом, и в последнее время Прокуй был изгнан из своих земель царем, а его жена взята в плен. Когда он не смог освободить ее, его племянник организовал ее безоговорочное освобождение, хотя он был врагом Прокуя. Я никогда не слышал ни о ком, кто проявлял бы такую сдержанность по отношению к побежденному врагу. Благодаря этому Бог неоднократно даровал ему победу не только в упомянутом выше городе, но и в других.
- Титмар Мерзебургский , Chronicon [84]
Около ста лет спустя летописец Галл Аноним также упомянул о вооруженных конфликтах между Штефаном и Болеславом, заявив, что последний «победил венгров в бою и сделался хозяином всех их земель до Дуная ». [22] [85] [86] долины реки Моравы — притока Дуная — Дьёрфи говорит, что в сообщении летописца говорится об оккупации поляками в 1010-х годах. [86] С другой стороны, Польско-Венгерская хроника утверждает, что польский герцог в начале XI века оккупировал большие территории к северу от Дуная и к востоку от Моравы вплоть до Эстергома. [86] [87] По мнению Штайнхюбеля, последний источник доказывает, что значительная часть земель, составляющих ныне Словакию, находилась под властью Польши между 1002 и 1030 годами. [87] В отличие от словацкого историка, Дьерфи пишет, что эта поздняя хроника, «в которой одна нелепость следует за другой», противоречит всем фактам, известным из источников XI века. [88]

« Иллюминированная хроника» повествует, что Стефан «повел свою армию против Кина, князя болгар и славян, чьи земли по своему естественному положению наиболее сильно укреплены». [89] после оккупации страны Дьюлы. [90] По мнению ряда историков, в том числе Золтана Ленкея [90] и Габор Торочкай, [69] Кин был главой небольшого государства, расположенного в южных частях Трансильвании, и Стефан оккупировал его страну около 1003 года. Другие историки, в том числе Дьерфи, говорят, что летописный отчет сохранил память о походе Стефана на Болгарию в конце 1010-х годов. [91]
Аналогично идентификация " черных венгров " [92] — которые были упомянуты Бруно Кверфуртским и Адемаром де Шабанном среди противников политики Стефана, обращающейся в свою веру, — неясно. [93] Дьерфи размещает свои земли к востоку от реки Тисы ; [94] а Торочкай говорит, что они живут в южных частях Задунайского края. [69] Отчет Бруно Кверфуртского о насильственном обращении черных венгров предполагает, что Стефан завоевал их земли самое позднее в 1009 году, когда «первая миссия Святого Петра» [95] — папский легат кардинал Азо — прибыл в Венгрию. [96] Последний присутствовал на встрече в Дьере королевская хартия, определяющая границы вновь созданного Печского епископства . , где 23 августа 1009 года была издана [95]
также Эгерская епархия была основана около 1009 года. [95] [97] По мнению Тороцкая, «весьма вероятно», что учреждение епископства было связано с обращением кабаров — этнической группы хазарского происхождения — [98] и их вождь. [99] Глава Кабаров, которым был либо Самуэль Аба , либо его отец, [100] по этому случаю женился на неназванной младшей сестре Стивена. [99] [101] Клан Аба был самым могущественным среди местных семей, которые присоединились к Стефану и поддержали его в его усилиях по установлению христианской монархии. [102] Сообщения Анонимуса , Симона Кезского и других венгерских летописцев Бар-Калана, Чака и других дворянских семей 13-го века, происходящих от венгерских вождей, предполагают, что в этот процесс были вовлечены и другие местные семьи. [102]
Стивен создал территориальную административную систему, [80] создание графств . [103] Каждое графство, возглавляемое королевским чиновником, известным как граф или испан , представляло собой административную единицу, организованную вокруг королевской крепости. [103] Большинство крепостей в этот период представляли собой земляные валы. [104] но замки в Эстергоме, Секешфехерваре и Веспреме были построены из камня. [105] Форты, служившие округами, также стали ядрами церковной организации. [104] Развивавшиеся вокруг них поселения, где каждое воскресенье проводились рынки, были важными местными экономическими центрами. [104]
Войны с Польшей и Болгарией ( ок. 1009–1018).
[ редактировать ]Шурин Стефана, Генрих II , стал королем Германии в 1002 году и императором Священной Римской империи в 1013 году. [58] Их дружеские отношения обеспечили то, что в первые десятилетия XI века на западных границах Венгрии наступил период мира. [58] [106] Даже когда недовольный брат Генриха II, Бруно , искал убежища в Венгрии в 1004 году, Стефан сохранил мир с Германией и договорился об урегулировании конфликта между двумя своими зятьями. [58] [107] Около 1009 года он выдал свою младшую сестру замуж за Отто Орсеоло , дожа Венеции (годы правления 1008–1026), близкого соратника византийского императора Василия II (годы правления 976–1025), что позволяет предположить, что отношения Венгрии с Византийская империя также была мирной. [108] С другой стороны, союз Венгрии и Священной Римской империи привел ее к войне с Польшей, продолжавшейся примерно с 1014 г. [109] до 1018. [110] Поляки заняли венгерские посты по реке Мораве. [111] Дьерфи и Кристо пишут, что в этот период произошло и вторжение печенегов в Трансильванию, память о котором сохранилась в легендах Штефана, поскольку печенеги были близкими союзниками зятя польского князя, великого князя Святополка I Киев (годы правления 1015–1019). [109] [112]
Польша и Священная Римская империя заключили Баутценский мир в январе 1018 года. [112] Позже в том же году 500 венгерских всадников сопровождали Болеслава Польского в Киев , предполагая, что Венгрия была включена в мирный договор. [112] Историк Ференц Макк говорит, что Баутценский мир обязал Болеслава передать Стефану все занимаемые им территории в долине Моравы. [111] По словам Леодвина, первого известного епископа Бихара (ок . 1050 – ок. 1060), Стефан вступил в союз с византийцами и возглавил военную экспедицию, чтобы помочь им против « варваров » на Балканском полуострове . [113] Византийские и венгерские войска совместно взяли «Цезарии», который Дьерфи идентифицирует как современный город Охрид . [114] В отчете Леодвина предполагается, что Стефан присоединился к византийцам в войне, закончившейся завоеванием ими Болгарии в 1018 году. [115] Однако точная дата его экспедиции неизвестна. [114] Дьерфи утверждает, что только в последний год войны Штефан повел свои войска против болгар. [114]
Внутренняя политика (1018–1024 гг.)
[ редактировать ]
Епископ Леодвин писал, что Стефан во время своего похода на Балканы собрал в «кесариях» мощи ряда святых, в том числе святого Георгия и святителя Николая . [115] Он пожертвовал их своей новой трехнефной базилике, посвященной Святой Богородице. [116] в Секешфехерваре, [117] где он также основал капитул собора и свою новую столицу. [118] На его решение повлияло открытие в 1018 или 1019 году нового паломнического маршрута в обход его старой столицы Эстергома. Новый маршрут соединил Западную Европу и Святую Землю через Венгрию. [119] [120] Стефан часто встречался с паломниками, способствуя распространению его славы по всей Европе. [121] Аббат Одило из Клюни , например, писал в письме Стефану, что «те, кто вернулся из святыни нашего Господа », свидетельствуют о страсти короля «к чести нашей божественной религии». [122] Стефан также основал четыре общежития для паломников в Константинополе, Иерусалиме , Равенне и Риме . [123]
[Почти] все из Италии и Галлии, желавшие отправиться к Гробу Господню в Иерусалиме, отказались от обычного пути, который лежал по морю, и пробирались через страну царя Стефана. Он сделал дорогу безопасной для всех, приветствовал как братьев всех, кого видел, и одаривал их огромными дарами. Это действие побудило многих людей, дворян и простолюдинов, отправиться в Иерусалим.
- Родульфус Глабер , Пять книг историй [124]
Помимо паломников, безопасным маршрутом через Венгрию часто пользовались купцы, путешествуя между Константинополем и Западной Европой. [119] В легендах Стефана говорится о 60 богатых печенегах, которые отправились в Венгрию, но подверглись нападению венгерских пограничников. [125] Король приговорил своих солдат к смертной казни, чтобы продемонстрировать свою решимость сохранить внутренний мир. [125] Регулярная чеканка монет началась в Венгрии в 1020-х годах. [126] Его серебряные динары с надписями STEPHANUS REX («Король Стефан») и REGIA CIVITAS («королевский город») были популярны в современной Европе, о чем свидетельствуют поддельные копии, обнаруженные в Швеции . [119] [126]
Стефан убедил некоторых паломников и торговцев поселиться в Венгрии. [119] [122] Жерар , монах -бенедиктинец , прибывший в Венгрию из Венецианской республики между 1020 и 1026 годами, первоначально планировал продолжить свое путешествие в Святую Землю, но решил остаться в стране после встречи с королем. [121] Стефан также основал ряд бенедиктинских монастырей, в том числе аббатства в Печвараде , Залаваре и Баконьбеле. [127] — в этот период. [128]
В «Долгой жизни святого Герарда» упоминается конфликт Стефана с Аджтоном , вождем региона реки Марос . Многие историки относят это столкновение к концу 1020-х годов, хотя Дьёрфи и другие учёные считают, что это произошло как минимум десятилетием раньше. [129] [86] Конфликт возник, когда Аджтоний, «отнявший власть у греков», по преданию святого Герарда, взимал налог с соли, доставляемой Стефану по реке. [130] Король послал большую армию во главе с Чанадом против Айтони, который был убит в бою. [131] Его земли были преобразованы в венгерское графство , и король основал новое епископство в Чанаде (Ченад, Румыния), бывшей столице Айтони, которая была переименована в честь командующего королевской армией. [131] Согласно Annales Posonienses , венецианец Герард был рукоположен в сан первого епископа новой епархии в 1030 году. [132]
Конфликты со Священной Римской империей (1024–1031 гг.)
[ редактировать ]Шурин Стефана, император Генрих, умер 13 июля 1024 года. [133] Ему наследовал дальний родственник [134] Конрад II (годы правления 1024–1039), проводивший наступательную внешнюю политику. [135] Конрад II изгнал дожа Отто Орсеоло — мужа сестры Стефана — из Венеции в 1026 году. [121] [135] Он также убедил баварцев провозгласить своего собственного сына Генриха своим герцогом в 1027 году, хотя сын Стефана Эмерик имел серьезные претензии на герцогство Баварское через свою мать. [134] Император Конрад запланировал брачный союз с Византийской империей и отправил в Константинополь одного из своих советников, епископа Вернера Страсбургского . [116] [136] Осенью 1027 года епископ, казалось, путешествовал как паломник, но Стефан, который был проинформирован о его истинной цели, не позволил ему войти в свою страну. [116] [136] Биограф Конрада II Випо Бургундский рассказал, что баварцы спровоцировали стычки вдоль общих границ Венгрии и Священной Римской империи в 1029 году, что привело к быстрому ухудшению отношений между двумя странами. [137] [138]
Император Конрад лично повел свои войска в Венгрию в июне 1030 года и разграбил земли к западу от реки Раба . [137] [139] Однако, согласно « Анналам Нидеральтейха» , император, страдавший от последствий тактики выжженной земли , использованной венгерской армией, [140] вернулся в Германию «без армии и ничего не добившись, так как армия находилась под угрозой голода и была взята в плен венграми под Веной ». [139] уступил Венгрии земли между реками Лайта и Фиша . Мир был восстановлен после того, как Конрад летом 1031 года [141]
В это же время возникли раздоры между паннонской нацией и баварцами по вине баварцев. И в результате король Венгрии [Стефан] совершил множество набегов и набегов на владения норичей (то есть баварцев). Обеспокоенный этим фактом, император Конрад напал на венгров с большой армией. Но король [Стефан], сил которого было совершенно недостаточно для встречи с императором, полагался исключительно на опеку Господню, которой он добивался молитвами и постами, возвещавшими по всему его царству. Поскольку император не мог войти в королевство, столь укрепленное реками и лесами , он вернулся после того, как достаточно отомстил за свой ущерб грабежами и поджогами на границах королевства; и ему хотелось в более подходящее время завершить начатое. Его сын, король Генрих , однако, еще будучи маленьким мальчиком, которому было поручено попечение Эйгильберта, епископа Фрайзинга , получил от короля [Стефана] дипломатическую миссию с просьбой о мире; и исключительно по совету князей королевства и без ведома своего отца он предоставил благосклонность к примирению.
Последние годы (1031–1038 гг.)
[ редактировать ]
Биограф Стивена Хартвик рассказывает, что король, чьи дети умирали один за другим в младенчестве, «сдержал горе об их смерти утешением из-за любви своего выжившего сына». [143] Эмерик . [144] Однако Эмерик был ранен в результате несчастного случая на охоте и умер в 1031 году. [119] После смерти сына пожилой король так и не смог «полностью вернуть себе былое здоровье». [145] по данным «Иллюминированной хроники» . [144] Кристо пишет, что сохранившийся в легендах о Стефане образ короля, несшего бдения и омывающего ноги нищим, связан с последними годами Стефана, после смерти его сына. [146]
Смерть Эмерика поставила под угрозу достижения его отца в создании христианского государства. [147] потому что двоюродный брат Стефана, Вазул , который имел самые серьезные претензии на его преемство, был заподозрен в склонности к язычеству. [148] Согласно « Анналам Алтайха», Стефан проигнорировал притязания своего двоюродного брата и назначил своим наследником сына своей сестры, венецианца Питера Орсеоло . [149] Тот же источник добавляет, что Вазул был схвачен и ослеплен, а трое его сыновей, Левенте , Андрей и Бела , были изгнаны из Венгрии. [149] Легенды Стефана относятся к неудачному покушению на жизнь пожилого короля со стороны членов его двора. [146] По словам Кристо, легенды относятся к заговору, в котором участвовал Вазул, и его нанесение увечий было наказанием за этот поступок. [146] О том, что уши Вазула были наполнены расплавленным свинцом, зафиксировано лишь в более поздних источниках, в том числе в « Иллюминированной хронике» . [146]
По мнению некоторых историков, положения Второй книги законов Стефана о «заговоре против короля и королевства» подразумевают, что книга была обнародована после неудачного заговора Вазула против Стефана. [76] [150] Однако эта точка зрения не получила всеобщего признания. [76] Дьерфи утверждает, что книга законов была издана не после 1031 года, а около 1009 года. [151] Точно так же оспаривается подлинность указа о десятине: по словам Дьёрфи, он был издан во время правления Стефана, но Беренд, Ласловский и Сакач утверждают, что это «могло быть более поздним дополнением». [47] [151]
Стефан умер 15 августа 1038 года. [152] Он был похоронен в базилике Секешфехервара. [149] За его правлением последовал длительный период гражданских войн, языческих восстаний и иностранных вторжений. [153] [154] Нестабильность закончилась в 1077 году, когда на престол взошел Ладислав , внук Вазула. [155]
Семья
[ редактировать ]
Стефан женился на Гизеле , дочери герцога Генриха Спорщика Баварского, который был племянником Оттона I, императора Священной Римской империи . [156] Матерью Гизелы была Гизела Бургундская , представительница династии Вельфов . [21] [157] Гизела родилась около 985 года и была моложе своего мужа, от которого она пережила. [21] [157] Она покинула Венгрию в 1045 году и умерла как настоятельница Нидернбургского аббатства в Пассау в Баварии около 1060 года. [158]
Хотя в « Иллюминированной хронике» говорится, что Стефан «родил много сыновей», [159] [160] только двое из них, Отто и Эмерик, известны по имени. [65] Отто, названный в честь Отто III, судя по всему, родился до 1002 года. [65] Он умер еще ребенком. [160]
Эмерик , получивший имя своего дяди по материнской линии, императора Генриха II, родился около 1007 года. [65] Его «Легенда» начала XII века описывает его как святого принца, сохранившего целомудрие даже во время брака. [160] По словам Дьерфи, жена Эмерик приходилась родственницей византийскому императору Василию II. [114] Его преждевременная смерть привела к серии конфликтов, приведших к ослеплению Вазула и гражданским войнам. [119] [161]
Будь послушен мне, сын мой. Вы — ребенок, потомок богатых родителей, живущий среди мягких подушек, обласканный и воспитанный во всевозможных удобствах; ты не принимал участия ни в бедах походов, ни в различных нападениях язычников, в которых ушла почти вся моя жизнь.
- Стивена Увещевания своему сыну Эмерику [125]
В следующем генеалогическом древе представлены предки Стивена и его родственники, упомянутые в статье. [157] [162]
Дьюла Старший | Великий принц такса | «половецкая» дама * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Генрих Баварский | Гизела Бургундская | Дьюла Младший | Загнанный в угол | Великий принц Геза | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
две дочери | дочь | Дож Отто Орсеоло | дочь | Самуэль Аба *** | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гизела Баварская | Стефан I | болгарская принцесса** | Михаил Венгерский | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Петр, король Венгрии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
взгляд | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отто | Эмерик | Византийская принцесса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
*Хазарская, печенежская или волжская булгарка.
**Дьерфи пишет, что она, возможно, была членом болгарской династии Кометопули .
***Самуэль Аба мог быть сыном сестры Стивена, а не ее мужа.
Наследие
[ редактировать ]Основатель Венгрии
[ редактировать ]

Штефан всегда считался одним из самых важных государственных деятелей в истории Венгрии. [163] Его главным достижением стало создание христианского государства, обеспечившего выживание венгров в Карпатском бассейне в отличие от гуннов , аваров и других народов, ранее контролировавших эту же территорию. [163] Как подчеркивает Брайан Картледж, Стивен также подарил своему королевству «сорок лет относительного мира и здравого, но не впечатляющего правления». [164]
Его преемники, в том числе потомки Вазула, стремились подчеркнуть свою преданность достижениям Стефана. [165] Хотя сын Вазула, Андрей I Венгерский , захватил трон благодаря языческому восстанию , он запретил языческие обряды и заявил, что его подданные должны «жить во всем согласно закону, которому научил их король Св. Стефан», согласно XIV века Иллюминированная хроника . [165] [166] В средневековой Венгрии общины, претендовавшие на привилегированный статус или пытавшиеся сохранить свои « свободы », часто заявляли, что происхождение их особого статуса приписывают королю Святому Стефану. [167] Примером может служить письмо 1347 года жителей Тапа , в котором королю рассказывалось о своих обидах на Архаббатство Паннонхалма и утверждалось, что налоги, взимаемые с них аббатом, противоречат «свободе, предоставленной им во времена короля Святого Стефана». [168]
Святость
[ редактировать ]Король Святой Стефан | |
---|---|
![]() | |
Король и исповедник | |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 20 августа 1083 г., Секешфехервар , Папа Григорий VII. |
Главный храм | Базилика Святого Стефана Будапешт , Венгрия |
Праздник | 16 августа 20 августа (в Венгрии) 2 сентября (1686–1969) 30 мая (его Святой Декстер в Венгрии) |
Атрибуты | Корона ; Скипетр ; глобус |
Покровительство | Венгрия, короли, каменщики, каменщики, каменщик, каменщики, защитники от детской смерти |
Культ Стефана возник после длительного периода анархии, характерного для правления его непосредственных преемников. [169] [170] Однако нет никаких свидетельств того, что Стефан стал объектом почитания до своей канонизации. [171] Например, первый член королевской семьи, названный в его честь, Стефан II , родился в начале 12 века. [172]
Канонизация Стефана была инициирована внуком Вазула, королем Венгрии Ладиславом I , который укрепил свою власть, захватив и заключив в тюрьму своего двоюродного брата Соломона . [173] [174] По словам епископа Хартвича, канонизация была «провозглашена апостольским письмом по приказу Римского престола». [175] предполагая, что церемония была разрешена Папой Григорием VII. [176] Церемония началась у могилы Стефана, где 15 августа 1083 года массы верующих начали трехдневный пост и молитву. [177] Легенда гласит, что гроб Стефана нельзя было открыть до тех пор, пока король Ладислав не держал Соломона в плену в Вышеграде . [177] Согласно преданию Стефана, за открытием гробницы Стефана последовали чудеса исцеления. [174] Историк Кристо приписывает исцеления либо массовому психозу , либо обману. [174] В легендах о Стефане также говорится, что его «пропахшие бальзамом» останки были подняты из гроба, наполненного «розовой водой», 20 августа. [177] В тот же день были канонизированы сын Стефана Эмерик и епископ Чанадский Герард. [178]
Совершив служение вечерни в третий день, все ожидали милости Божией по заслугам блаженного; внезапно, когда Христос посетил Его мессы, знамения чудес пролились с неба по всему святому дому. Их множество, которого в ту ночь было слишком много, чтобы сосчитать, напоминает ответ из Евангелия , который Спаситель мира доверил Иоанну , который спросил через посланников, тот ли он, кто должен прийти : слепой видит, хромой ходят, глухие слышат, прокаженные очищаются , увечные выпрямляются, парализованные исцеляются...
- Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана [179]
Первая легенда Стефана, так называемая «Великая легенда» , была написана между 1077 и 1083 годами. [180] Это дало идеализированный портрет короля, [181] тот, кто посвятил себя и свое королевство Деве Марии. [180] Стефана, Однако «Малая легенда» написанная около 1100 г., [181] при короле Коломане [180] — подчеркнул суровость Стивена. [181] Третья легенда, также составленная во время правления короля Коломана епископом Хартвиком, была основана на двух существующих легендах. [180] Работа Хартвика, санкционированная в 1201 году Папой Иннокентием III , послужила официальной легендой Стефана. [180] Габор Кланичай писал, что легенды Стефана «открыли новую главу в легендах о святых правителях как жанре», предполагая, что монарх может достичь святости, активно используя свою королевскую власть. [182] Стефан был первым триумфатором Майи Кристи («воина Христа») среди канонизированных монархов. [183] Он также был « королем-исповедником », не принявшим мученической смерти, чей культ был санкционирован, в отличие от более ранних святых монархов. [184]
Культ Стефана распространился за пределы Венгрии. Первоначально его почитали в первую очередь в Шейерне и Бамберге , в Баварии, но его мощи были перенесены также в Аахен , Кёльн , Монтекассино и Намюр . [170] После освобождения Буды от турок-османов Папа Иннокентий XI в 1686 году распространил культ короля Святого Стефана на всю Римско-католическую церковь. [170] и объявил 2 сентября своим праздником . [161] [170] Поскольку в 1969 году праздник святого Иоакима был перенесен с 16 августа, [185] на следующий день после смерти Стефана праздник Стефана был перенесен на эту дату. [186] Стефан почитается как покровитель Венгрии. [170] и считался защитником королей, каменщиков, каменщиков, каменщиков и каменщиков, [187] а также детей, страдающих тяжелыми заболеваниями. [187] Его канонизация была признана Вселенским Патриархом Константинопольским Варфоломеем I в 2000 году. [188] В календаре Венгерской католической церкви праздник Стефана отмечается 20 августа, в день перенесения его мощей . [170] Кроме того, его «Святому Декстеру» посвящен отдельный праздник (30 мая). [170]
Святой Декстер
[ редактировать ]
Неповрежденная правая рука Стивена, или правая рука ( венгерский : Szent Jobb ), стала предметом культа. [178] [189] Священник по имени Меркурий украл его, но он был обнаружен 30 мая 1084 года в округе Бихар . [177] Кража священных реликвий, или фурта сакра , к тому времени стала популярной темой биографий святых. [190] Епископ Хартвик описал обнаружение правой руки Стефана в соответствии с этой традицией, имея в виду приключения и видения. [190] Аббатство, построенное в округе Бихар (ныне Саниоб , Румыния), было названо в честь святого Декстера и посвящено ему. [178]
Почему же, братья, другие члены его, разъединившись, и плоть его превратилась в прах, отделилась совсем, только правая рука, кожа и сухожилия которой приросли к костям, сохранила красоту цельности? Я предполагаю, что непостижимость божественного суда стремилась провозгласить необычайностью этого факта не что иное, как то, что дело любви и милостыни превосходит меру всех других добродетелей. ... Десная рука блаженного была заслуженно освобождена от гниения , потому что всегда процветая от цветка доброты, она никогда не была пуста от раздачи даров для питания нищих.
- Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана [191]
Святой Декстер веками хранился в аббатстве Сентйобб, за исключением периода монгольского нашествия 1241 и 1242 годов, когда он был перенесен в Рагузу (ныне Дубровник , Хорватия). [189] Затем реликвию перевезли в Секешфехервар около 1420 года. [189] После османской оккупации центральных территорий Венгерского королевства в середине 16 века он охранялся во многих местах, включая Боснию , Рагузу и Вену. [192] Он был возвращен Венгрии в 1771 году, когда королева Мария Терезия подарила его монастырю сестер Лорето в Буде. [192] Он хранился в часовне Святого Сигизмунда Будайской крепости примерно между 1900 и 1944 годами, в пещере недалеко от Зальцбурга в 1944 и 1945 годах, а также снова у сестер Лорето в Буде между 1945 и 1950 годами. Наконец, с 1950 года Святая Декстер побывал в базилике Святого Стефана в Будапеште. [192] Ежегодное шествие в честь реликвии было учреждено в 1938 году и продолжалось до 1950 года, когда коммунистическое правительство запретило шествие. Оно было возобновлено в 1988 году. [192]
Увещевания
[ редактировать ]Согласно «Большой легенде» Стефана , король «сам составил для своего сына книгу о нравственном воспитании». [193] Эта работа, ныне известная как «Увещевания» или «De Institutione Morum» , [194] сохранилась в рукописях, написанных в эпоху позднего средневековья . Хотя ученые спорят о том, можно ли приписать его королю или священнослужителю, большинство из них сходятся во мнении, что оно было составлено в первые десятилетия XI века. [54] [195]
В « Наставлениях» утверждается, что королевская власть неразрывно связана с католической верой. [54] [195] Ее автор подчеркнул, что монарх обязан делать пожертвования Церкви и регулярно консультироваться со своими прелатами, но имеет право наказывать провинившихся священнослужителей. [54] Одна из его основных идей заключалась в том, что суверен должен сотрудничать с «столпами своего правления», то есть с прелатами, аристократами, испанцами и воинами. [195]
Дорогой мой сын, если ты желаешь почтить царскую корону, я советую, советую, я призываю тебя, прежде всего, поддерживать католическую и апостольскую веру с таким усердием и заботой, чтобы ты мог быть примером для всех, кто находится под твоим началом. Бога, и чтобы все духовенство по праву называло тебя человеком истинно христианского исповедания. Не сделав этого, вы можете быть уверены, что вас не назовут христианином или сыном Церкви. Действительно, в царском дворце, после самой веры, Церковь занимает второе место, первая составленная и распространенная по всему миру членами Его, апостолами и святыми отцами. И хотя она всегда производила свежее потомство, тем не менее в некоторых местах она считался древним. Однако, возлюбленный сын, даже теперь в нашем царстве Церковь провозглашается молодой и недавно насаждённой; и потому она нуждается в более благоразумных и надежных опекунах, чтобы благо, которое божественная милость даровала нам незаслуженно, не было уничтожено и уничтожено по вашей праздности, лености или небрежению.
- Стивена Увещевания своему сыну Эмерику [196]
В искусстве
[ редактировать ]
Король Святой Стефан был популярной темой в венгерской поэзии с конца 13 века. [197] Самыми ранними стихами были религиозные гимны , в которых святой король изображался как апостол венгров. Светская поэзия, особенно стихи, написанные к его празднику, следовала аналогичному образцу, подчеркивая роль Стефана как первого короля Венгрии. [197] Поэты описали Стефана как символ национальной идентичности и независимости, а также способности венгерской нации пережить исторические катаклизмы во время коммунистического режима между 1949 и 1989 годами. [197]
Популярный гимн, который до сих пор поют в церквях, впервые был записан в конце 18 века . [197] Он провозглашает короля Святого Стефана «сияющей звездой венгров». [197] Людвиг ван Бетховен написал увертюру «Король Стефан» к открытию венгерского театра в Пеште в 1812 году. [198] По словам музыканта Джеймса М. Келлера, «[т] нисходящие унисоны, открывающие увертюру «Король Стефан», кажутся прообразом начала Девятой симфонии ; ... [а] затем более поздняя тема, представленная флейтами и кларнетами, кажется почти вариацией ... знаменитой мелодии оды «К радости» финала Девятой симфонии». [198] Венгерский композитор Ференц Эркель назвал в его честь свою последнюю полную оперу 1885 года « Иштван Кирай» («Король Стефан»). [199] В 1938 году Золтан Кодай написал хоровое произведение под названием Éének Szent István Királyhoz («Гимн королю Стефану»). [200] В 1983 году Левенте Сореньи и Янош Броуди сочинили рок-оперу « Иштван, киралы» («Король Стефан») о первых годах его правления. Семнадцать лет спустя, в 2000 году, Сёреньи написал продолжение под названием «Велед, Урам!». («Вы, сэр»). [201]
См. также
[ редактировать ]- Католическая церковь в Венгрии
- История христианства в Венгрии
- Боже, мы преклоняем колени за нашу страну
- СМС Святой Стефан
- Мавзолей Святого Стефана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Дьерфи 1994 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кристо 2001 , с. 15.
- ^ Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 5), с. 381.
- ^ Перейти обратно: а б с «Стефан I» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 2008 г. Проверено 29 июля 2008 г.
- ^ Контлер 1999 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 331.
- ^ Перейти обратно: а б Бакай 1999 , с. 547.
- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 1994 , с. 44.
- ^ Сэлэгян 2005 , стр. 147.
- ^ Иоанн Скилицес: Краткий обзор византийской истории, 811–1057 (гл. 11.5.), стр. 11.5. 231.
- ^ Энгель 2001 , с. 24.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 28.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с д Энгель 2001 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дьерфи 1994 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 329.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кристо 2001 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 4), с. 381.
- ^ Дьерфи 1983 , с. 132.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 79–80.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кристо 2001 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Штайнхюбель 2011 , с. 19.
- ^ Лукачка 2011 , стр. 31.
- ^ Кристо 2001 , стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Молнар 2001 , с. 20.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристо 2001 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Лукачка 2011 , стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дьерфи 1994 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристо, Дьюла (2001). «Поражение Коппани [поражение Коппани]» . Король Святой Стефан [Король Святой Стефан] . Венгерская электронная библиотека . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Котлер 1999 , с. 52–53.
- ^ Энгель 2001 , с. 30.
- ^ Кристо 2001 , стр. 18–19
- ^ Перейти обратно: а б с Картледж 2011 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кристо 2001 , с. 19.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 83–84.
- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 1994 , с. 84.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 39.64), с. 105.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 63, 83.
- ^ Энгель 2001 , с. 39.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 63.
- ^ Симон Кезский: Деяния венгров (гл. 78), с. 163.
- ^ Лукачка 2011 , стр. 32–33.
- ^ Перейти обратно: а б Графтер 1999 , с. 53.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 85.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 85–86.
- ^ Перейти обратно: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 351.
- ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2001 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с Хроникон . Титмара Мерзебургского (гл. 29), с 193.
- ^ Торочкай 2001 , стр. 52–54.
- ^ Кристо 2001 , с. 20.
- ^ Кристо 2001 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д Энгель 2001 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 343.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо 2001 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с Дьерфи 1994 , с. 96.
- ↑ Письмо Папы Григория VII королю Венгрии Соломону, в котором он заявляет о сюзеренитете над этим королевством , стр. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Желудь 2001 , с. 45.
- ^ Законы короля Стефана I (Стефан I: Предисловие), с. 1.
- ^ Кристо 2001 , стр. 22–23.
- ^ «Королевские коронации и похороны в Секешфехерваре (2013/6)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2016 года . Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 1994 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с Дьерфи 1994 , с. 97.
- ^ Макк 2001 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кристо 2001 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2001 , с. 54.
- ^ Торочкай 2001 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Графтер 1999 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д Торочкай 2001 , с. 58.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 336.
- ^ Торочкай 2001 , стр. 55–57.
- ^ Картледж 2011 , с. 14.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 331, 333.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 333.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 334.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дьерфи 1994 , с. 135.
- ^ Картледж 2011 , с. 15.
- ^ Законы короля Стефана I (Стефан I:12), с. 4.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 40.65), с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кристо 2001 , с. 24.
- ^ Sălăgean 2005 , стр. 150–151.
- ^ Перейти обратно: а б с Короткое 2001 , с. 145.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 146.
- ^ Хроникон ( Титмара Мерзебургского гл. 8.4), стр. 363–364.
- ↑ Деяния польских князей (гл. 6), стр. 31–33.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дьерфи 1994 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б Штайнхюбель 2011 , стр. 19–21.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 107–108, 142.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 41.66), с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Ленкей 2003 , с. 37.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 91.
- ^ Жизнь пяти братьев Бруно Кверфуртского (гл. 10), стр. 10. 245.
- ^ Ленкей 2003 , стр. 38–39.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с Торочкай 2001 , с. 60.
- ^ Ленкей 2003 , с. 39.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 108.
- ^ Энгель 2001 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2001 , с. 61.
- ^ Энгель 2001 , с. 29.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Энгель 2001 , стр. 40, 85.
- ^ Перейти обратно: а б Энгель 2001 , стр. 40–41.
- ^ Перейти обратно: а б с Дьерфи 1994 , с. 119.
- ^ Энгель 2001 , с. 41.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 140.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 133.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо 2003 , с. 71.
- ^ Ленкей 2003 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Макк 1993 , стр. 48–49.
- ^ Перейти обратно: а б с Дьерфи 1994 , с. 143.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 145–146.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дьерфи 1994 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо 2003 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б с Батлер, Камминг и Бернс, 1998 , с. 159.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 146, 151.
- ^ Энгель 2001 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Картледж 2011 , с. 16.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 147, 151.
- ^ Перейти обратно: а б с Дьерфи 1994 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 1994 , с. 147.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 150.
- ^ Родульфус Глабер, Пять книг историй (гл. 3.1.2.), стр. 3. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристо 2001 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 1994 , с. 160.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 352.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 110.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 40.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Короткое 2001 , с. 142.
- ^ Торочкай 2001 , с. 62.
- ^ Вольфрам 2006 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам 2006 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б Ленкей 2003 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам 2006 , стр. 197–198.
- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 1994 , с. 149.
- ^ Кристо 2003 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам 2006 , с. 231.
- ^ Кристо 2003 , стр. 74–75.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 149–150.
- ^ Деяния Конрада II (WIPO) (гл. 26), стр. 85–86.
- ^ Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 19), стр. 19. 390.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо и Макк 1996 , с. 48.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 45.69), с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кристо 2001 , с. 32.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 169.
- ^ Котлер 1999 , с. 58–59.
- ^ Перейти обратно: а б с Дьерфи 1994 , с. 170.
- ^ Законы короля Стефана I (Стефан II:19), с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 1994 , с. 136.
- ^ Гайли 2001 , с. 136.
- ^ Энгель 2001 , стр. 29–32.
- ^ Молнар 2001 , стр. 25–27.
- ^ Молнар 2001 , с. 27.
- ^ Энгель 2001 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с Веспреми 1994 , с. 236.
- ^ Веспреми 1994 , с. 237.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 38.63), с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б с Дьерфи 1994 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б Батлер, Камминг и Бернс, 1998 , с. 160.
- ^ Кристо и Макк 1996 , стр. 17, приложения 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо и Макк 1996 , с. 51.
- ^ Картледж 2011 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Ленкей 2003 , с. 106.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 60.86), с. 113.
- ^ Трингли 2001 , с. 129.
- ^ Трингли 2001 , с. 139.
- ^ Венгерский 1996 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Диос, Иштван. «Король Святой Стефан [Король Святой Стефан]» . Жития святых . Общество Святого Стефана. Архивировано из оригинала 20 июня 2018 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ Кланичай 2002 , с. 127.
- ^ Кланичай 2002 , с. 129.
- ^ Энгель 2001 , стр. 32–33.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристо 2001 , с. 35.
- ^ Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 24), стр. 393.
- ^ Кланичай 2002 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кланичай 2002 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с Энгель 2001 , с. 33.
- ^ Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 24), стр. 393–394.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Беренд 2001 , с. 375.
- ^ Перейти обратно: а б с Дьерфи 1994 , с. 90.
- ^ Кланичай 2002 , с. 136.
- ^ Кланичай 2002 , с. 134.
- ^ Кланичай 2002 , с. 16.
- ^ «Римский календарь» (Libreria Editrice Vaticana 1969), стр. 98 и 135
- ^ «Римский календарь» (Libreria Editrice Vaticana, 1969), стр. 100, 137
- ^ Перейти обратно: а б Гайли 2001 , с. 314.
- ^ Папп, Тамаш (21 августа 2005 г.). «Чтится и Православной Церковью: О связи нашего царя, основавшего наше государство, с восточными традициями» . Новый человек (на венгерском языке). 34–35 (LXI). Будапешт. ISSN 1418-1657 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2014 года . Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чорба 2004 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Кланичай 2002 , с. 146.
- ^ Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 27), стр. 27. 396.
- ^ Перейти обратно: а б с д «История Святого Декстера [История Святого Декстера]» . Базилика Святого Стефана: История [Св. Стефана: История . Базилика Святого Стефана, Будапешт. 1991. Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ Дьерфи 1994 , стр. 166–167.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с Дьерфи 1994 , с. 167.
- ^ О'Мэлли 1995 , стр. 46–47.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Помогац, Бела (2000). «Святой Стефан в венгерской поэзии» . Kisebbségkutatás / Исследования меньшинств . 9 (3). Будапешт. Архивировано из оригинала 3 октября 2014 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Келлер, Джеймс М. (2013). «Бетховен: Увертюра к королю Стефану, опус 117» . Симфонический оркестр Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 21 января 2014 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Бока, Габор (13 августа 2013 г.). «Король Стефан – от нот к опере» . Мир оперы . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Брейер, Янош (1982). Кодай гид . Музыкальное издательство. стр. 293, 318. ISBN. 978-0-328-47359-5 .
- ^ Кристофер Рехтенвальд (18 апреля 2012 г.). «Вы, сэр! Король захватывающей драмы театра Талия? » Вива ля мюзикл.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- «Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана» (перевод Норы Беренд) (2001). В голове, Томас. Средневековая агиография: Антология . Рутледж. стр. 378–398. ISBN 0-415-93753-1 .
- Джон Скилицес: Краткий обзор византийской истории, 811–1057 (перевод Джона Уортли с введением Жан-Клода Шейне и Бернара Флюзена и примечаниями Жан-Клода Шейне) (2010). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-76705-7 .
- «Жизнь пяти братьев Бруно Кверфуртского (перевод Марины Миладинов)» (2013). В «Святых эпохи христианизации Центральной Европы (десятый-одиннадцатый века)» (под редакцией Габора Кланичая, перевод Кристиана Гашпара и Марины Миладинов, со вступительным эссе Яна Вуда) [Центральноевропейские средневековые тексты, том 6.]. Издательство Центральноевропейского университета. стр. 183–314. ISBN 978-615-5225-20-8 .
- Оттонская Германия: Хроника Титмара Мерзебургского (перевод и аннотации Дэвида А. Уорнера) (2001). Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-4926-1 .
- «Родульфус Глабер: Пять книг историй» (2002). В опере Родульфуса Глабера (под редакцией Джона Франса, Нейтарда Балста и Пола Рейнольдса) [Оксфордские средневековые тексты]. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-822241-6 .
- Симон из Кезы: Деяния венгров (отредактировано и переведено Ласло Веспреми и Франком Шаером с исследованием Йено Шуча) (1999). Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 963-9116-31-9 .
- «Письмо Папы Григория VII королю Венгрии Соломону, в котором он заявляет о сюзеренитете над этим королевством». В «Переписке Папы Григория: Избранные письма из реестра» (перевод с введением и примечаниями Эфраима Эмертона). Издательство Колумбийского университета. стр. 48–49. ISBN 978-0-231-09627-0 .
- «Деяния Конрада II (Випо)» (2000). В «Имперских жизнеописаниях и письмах одиннадцатого века» (перевод Теодора Э. Моммзена и Карла Ф. Моррисона, с историческим введением и новыми предлагаемыми чтениями Карла Ф. Моррисона, под редакцией Роберта Л. Бенсона). Издательство Колумбийского университета. стр. 52–100. ISBN 978-0-231-12121-7 .
- Деяния польских князей (перевод и аннотации Пола В. Нолла и Фрэнка Шаера с предисловием Томаса Н. Биссона) (2003). Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 963-9241-40-7 .
- Венгерская иллюминированная хроника: Хроника Gestis Hungarorum (под редакцией Дежсо Дерцени) (1970). Корвина, издательство Taplinger Publishing. ISBN 0-8008-4015-1 .
- «Законы короля Стефана I (1000–1038)». В «Законах средневекового королевства Венгрия, 1000–1301 гг.» (Перевод и редакция Яноша М. Бака, Дьёрдь Бониса, Джеймса Росс Суини с эссе Андора Чизмадиа о предыдущих изданиях, второе исправленное издание, в сотрудничестве с Лесли С. Домонкос) ) (1999). Издательство Чарльза Шлакса-младшего. стр. 1–11. ISBN 1-884445-29-2 . OCLC 495379882 . OCLC 248424393 . LCCN 89-10492 . ОЛ 12153527М . (ISBN может быть опечатан в книге как 88445-29-2).
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бакай, Корнель (1999). "Венгрия". В Reuter, Тимоти (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, Том III: ок. 900–1024 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 536–552. ISBN 978-0-521-36447-8 .
- Беренд, Нора (2001). «Введение в Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана». В голове, Томас (ред.). Средневековая агиография: Антология . Рутледж. стр. 375–377. ISBN 978-0-415-93753-5 .
- Беренд, Нора; Ласловский, Йожеф; Сакач, Жолт Бела (2007). «Королевство Венгрия». В Беренде, Нора (ред.). Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь, ок. 900–1200 . Издательство Кембриджского университета. стр. 319 -368. ISBN 978-0-521-87616-2 .
- Батлер, Албан; Камминг, Джон; Бернс, Пол (1998). Жития святых Батлера (новое полное издание): август . Бернс и Оутс. ISBN 978-0-86012-257-9 .
- Картледж, Брайан (2011). Воля к выживанию: история Венгрии . К. Херста и Ко ISBN 978-1-84904-112-6 .
- Курта, Флорин (2001). «Трансильвания около 1000 года нашей эры». В Урбанчике, Пшемыслав (ред.). Европа около 1000 года . Издательство ДИГ. стр. 141–165. ISBN 978-83-7181-211-8 .
- Чорба, Чаба (2004). Замок ( Сентйобб на венгерском языке). Дирекция музеев округа Хайду-Бихар муниципалитета округа Хайду-Бихар. ISBN 978-963-7194-15-3 .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 978-1-86064-061-2 .
- Гайли, Розмари Эллен (2001). Энциклопедия святых . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-3026-2 .
- Дьёрфи, Дьёрдь (1983). Король Стефан и его работа (на венгерском языке) Издательство «Мысль». ISBN 978-963-9441-87-3 .
- Дьёрфи, Дьёрдь (1994). Король Венгрии Святой Стефан . Атлантические исследования и публикации. ISBN 978-0-88033-300-9 .
- Кланичай, Габор (2002). Святые правители и блаженные князья: династические культы в средневековой Центральной Европе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42018-1 .
- Контлер, Ласло (1999). Тысячелетие в Центральной Европе: История Венгрии . Издательство Атлантида. ISBN 978-963-9165-37-3 .
- Кристо, Дьюла ; Макк, Ференц (1996). Арпада Правители дома (на венгерском языке). Книги МПК. ISBN 978-963-7930-97-3 .
- Кристо, Дьюла (2001). «Житие короля Стефана Святого». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Люцидус Киадо. стр. 15–36. ISBN 978-963-86163-9-5 .
- Кристо, Дьюла (2003). ( Войны и тактика при Арпаде на венгерском языке). Книжное издательство Шукиц. ISBN 978-963-9441-87-3 .
- Ленкей, Золтан (2003). «Сент Иштван [Святой Стефан] ». В Сентпетери, Йожеф (ред.). Святой Стефан и III. Андраш [Святой Стефан и Андрей III] (на венгерском языке). Издательство Кошута. стр. 5–118. ISBN 978-963-09-4461-8 .
- Лукачка, Ян (2011). «Начало дворянства в Словакии». В Тейхе, Микулаш; Ковач, Душан; Браун, Мартин Д. (ред.). Словакия в истории . Издательство Кембриджского университета. стр. 30-37 . ISBN 978-0-521-80253-6 .
- Мадьяр, Золтан (1996). Святой Стефан в истории венгерского искусства (на венгерском языке). Издательство «Геликон». ISBN 978-963-208-401-5 .
- Макк, Ференц (2001). «О внешней политике святого Стефана». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Люцидус Киадо. стр. 37–48. ISBN 978-963-86163-9-5 .
- Макк, Ференц (1993). ) Внешняя политика Венгрии (896–1196 (на венгерском языке). Сегедская средневековая мастерская. ISBN 978-963-04-2913-9 .
- Мольнар, Миклош (2001). Краткая история Венгрии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66736-4 .
- О'Мэлли, Винсент Дж., CM (1995). Святые товарищи: перекрестная ссылка на святые отношения . Дом Альбы. ISBN 978-0-8189-0693-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Сэлэгян, Тюдор (2005). «Румынское общество в раннем средневековье (9–14 вв. н.э.)». В поп-музыке Иоан-Аурел; Болован, Иоанн (ред.). История Румынии: Сборник . Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований). стр. 133–207. ISBN 978-973-7784-12-4 .
- Штайнхюбель, Ян (2011). «Герцогство Нитра». В Тейхе, Микулаш; Ковач, Душан; Браун, Мартин Д. (ред.). Словакия в истории . Издательство Кембриджского университета. стр. 15-29 . ISBN 978-0-521-80253-6 .
- Торочкай, Габор (2001). «Епархии и епископы Святого Стефана». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Люцидус Киадо. стр. 49–68. ISBN 978-963-86163-9-5 .
- Трингли, Иштван (2001). «Свобода Святого Короля: Святой Стефан и Святые Короли в Венгерской Юридической Херитаге». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Люцидус Киадо. стр. 127–179. ISBN 978-963-86163-9-5 .
- Веспреми, Ласло (1994). «Жизелла». В Кристо, Дьюла; Энгель, Пол; Макк, Ференц (ред.). ( Энциклопедия ранней венгерской истории (9–14 вв.) на венгерском языке). Академическое издательство. стр. 236–237. ISBN 978-963-05-6722-0 .
- Вольфрам, Хервиг (2006). Конрад II, 990–1039: Император Трех Королевств . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0-271-02738-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейн, Роберт Нисбет (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 882–883.
- Хамза, Габор (2015). «ЗАКОН (ДЕКРЕА) О ПЕРВОМ КОРОЛЕ В ВЕНГРИИ СВЯТОМ ИШВАНЕ I И IUS GRAECO-ROMANUM [Законы (декреты) первого короля Regnum Hungariae , св. Стефана и Ius Graeco-Romanum ]» . Юс Романум (на болгарском языке). II : 1–12. ISSN 2367-7007 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Репортаж BBC о праздновании Дня Святого Стефана в Венгрии
- Его изображение на банкноте в 10 000 венгерских форинтов.
- Шествие Святой Десницы Святого Стефана на Видеоактиве
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- (на венгерском языке) Кристо, Дьюла (2002). Король Святой Стефан (=Король Святой Стефан). Винс Паблишинг и Нейман Лтд.
- 970-е рождения
- 1038 смертей
- Венгерский народ X века
- Монархи Европы X века
- Христианские святые XI века
- Канонизации Папы Григория VII.
- Венгерский народ XI века
- Монархи 11 века в Европе
- Беатифицированные и канонизированные арпадианцы
- Погребения в базилике Успения Пресвятой Богородицы.
- Христианские монархи
- Переходит в христианство из языческих религий
- Монархи-основатели
- Дом Арпада
- Короли Венгрии
- Средневековые венгерские святые
- Орден Святого Стефана Венгерского
- Люди из Эстергома
- Христианские королевские святые
- Венгерские монархи