Сонный
Сонный | |
---|---|
Кенде или гюла венгров | |
![]() Алмос изображен в « Иллюминированной хронике». | |
Великий князь венгров | |
Царствование | в. 850 – ок. 895 |
Предшественник | Леведи (?) |
Преемник | Арпад |
Рожденный | в. 820 |
Умер | в. 895 (75 лет) Трансильвания (обсуждается) |
Проблема | Арпад |
Дом | На рынке |
Отец | Случаи или предшественник |
Мать | Эсме |
Религия | Венгерское язычество |
сонный ( Венгерский: [ˈaːlmoʃ] ), также Алмос [ 1 ] или Альмус [ 2 ] (ок. 820 – ок. 895), был — согласно единообразному описанию венгерских хроник — первым главой «свободной федерации». [ 3 ] венгерских племен примерно с 850 г. Был ли он священным правителем ( кенде ) венгров или их военачальником ( гюла ) является предметом научных дискуссий. По словам Константина Багрянородного , он принял сюзеренитет хазарского кагана в первое десятилетие своего правления, но венгры действовали независимо от хазар примерно с 860 года. «Иллюминированная хроника » XIV века повествует, что он был убит в Трансильвании в начале Завоевание Венгрией Карпатского бассейна около 895 г.
Родословная
[ редактировать ]Анонимный нотариус во время правления Белы III , автор Gesta Hungarorum , написавший свой «исторический роман». [ 4 ] около 1200 или 1210 [ 5 ] - заявил, что Алмос произошел «от линии» [ 6 ] Аттилы Гунна . [ 7 ] [ 8 ] Летописец конца XIII века Симон Кезский писал, что Алмос был «из рода Турула ». [ 8 ] [ 9 ] Он также писал, что Аттила-гунн нес знамя, на котором было «изображение птицы, которую венгры называют турул ». [ 10 ] возможно, либо кречет , либо ястреб . [ 7 ] Птица играет важную роль в легенде о рождении Алмоса, которая сохранилась как в Gesta Hungarorum , так и в «Иллюминированной хронике» . [ 11 ] Легенда гласит, что матери Алмоса, уже беременной им, приснилась хищная птица, «имевшая подобие ястреба». [ 12 ] оплодотворив ее. [ 13 ] Эта история имеет близкие аналогии в кочевой, степной среде. Примечательно, что в «Сокровенной истории монголов » сообщается, что » теще Чингисхана приснился сон, что белый сокол («держит в когтях Солнце и Луну [ 14 ] [ 15 ] — Турул часто изображали в виде солнца—) [ 15 ] слетел с неба и зажегся ей на руке, предсказав таким образом рождение ребенка и царской династии. Это связано с тем, что соколы ассоциировались с плодородием. Соколы «населяют многие легенды об основании династий и империй»; [ 15 ] они популярны в традициях и символике степняков и не являются исключительными или исходными от какой-либо конкретной этнической группы, проживающей там.
Историк Кристо Дьюла [ 11 ] и Виктор Спинеи писал, что эта история изначально повествует о происхождении семьи Алмоса от тотемного предка. [ 8 ]
Согласно Gesta Hungarorum , Алмос родился в семье скифа. [ а ] лидера дела [ 15 ] и Эмесе , дочь «принца Евнедубелиана». [ 5 ] Кристо писал, что ее имя, содержащее старое венгерское слово, обозначающее мать (em) , возможно, было изобретено Анонимом. [ 5 ] С другой стороны, Аноним называл жену Алмоса «дочерью некоего благороднейшего князя Скифии ». [ 23 ] Имя отца Алмоса неизвестно, поскольку венгерские хроники сохранили его в двух вариантах. [ 5 ] Аноним утверждает, что Угёк . его звали [ 24 ] XIV века но в «Иллюминированных хрониках» говорится, что Элод — сам сын Угьека — был отцом Алмоса. [ 5 ] Кристо говорит, что оба имени, возможно, были выдумкой летописцев, поскольку имя Угьека происходит от древневенгерского слова ügy («святой, святой»), а имя Элода просто относится к предку. [ 5 ] Аноним пишет, что Угек женился на Эмесе в 819 году. [ 5 ] Если эта дата верна, Алмос родился около 820 года. [ 11 ]
Аноним связывает имя Алмос с венгерским словом «мечта» (álom) , которое, пожалуй, является наиболее цитируемым источником этого имени. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] На современном венгерском языке это имя означает «сонный», «сонливый»; однако имя Алмос, вероятно, происходит от слова álom, как уже упоминалось, «сон», что само по себе является корнем слова álmos, «сонный». [ 27 ] Происхождение от слова, означающего «сон», лучше соответствует легенде о его рождении, повествующей сон его матери. [ 27 ] Слово álom имеет протофинно-угорский корень от *adema («сон, мечта»). Родственные слова включают восточномарийское омо (омо) и мансийское ӯлем (ūlem, «мечта»). Даже Кристо признал, что этимология имени Алмоса «возможна так, как описано анонимным нотариусом, то есть имя Алмос могло быть получено от венгерского слова álom (almu) «мечта». [ 28 ] Более скептически настроенные авторы все же отмечают, что «Этимология, связывающая это имя с венгерским нарицательным существительным álom 'мечта', не может быть отвергнута так же легко [как другие предложенные этимологии]». [ 29 ]
Историк Андраш Рона-Тас, [ 30 ] и Виктор Спинеи [ 1 ] утверждал, что его имя тюркского происхождения. Однако на предположение о тюркском происхождении человека, основанное на тюркской этимологии его имени, сам Спинеи ответил, что этимология имени не всегда отражает этническую принадлежность его носителя. [ 31 ] 10% слов современного венгерского языка имеют тюркское происхождение, внесшее последовательный генетический и культурный вклад в мадьяр. В 19 веке было предложено тюркское, а не уральское происхождение венгерского языка из-за большого и разнообразного слоя заимствований и всех влияний, поглощенных венграми после нескольких столетий совместного проживания . Считается, что сама историческая социальная структура мадьяр имеет тюркское происхождение. [ 32 ] Слова «венгерский» и «гунн» тоже считаются тюркского происхождения. Многие венгерские имена, а также названия животных и растений. [ 33 ] имеют тюркское происхождение, и большинство венгерских племенных названий имели тюркское происхождение. [ 34 ] Однако мадьяры не являются тюркским народом. [ 35 ] По тюркской теории, это имя по-тюркски означало «купленный». [ 36 ]
Лингвист Бела Кальман писала, что: «Однако имя Алмос не тюркского происхождения, а является венгерским вторичным образованием венгерского слова финно-угорского происхождения álom, означающего то, о чем мечтают». [ 37 ]
Алмош родился в семье венгерского принца и Эмезе, «матери всех этнических венгров». [ 38 ] возглавил свой народ на завоевание Карпатского бассейна после нападения на них тюркских печенегов. [ 15 ] [ 39 ] [ 40 ] Он был выбран лидером мадьяр вождем последних, которые первоначально назначили Лебедя своим постоянным лидером. Этнические венгры стали известны после племени Алмоша, которое оказалось самым сильным из семи венгерских племен. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
В 819-м году от воплощения Господа нашего Угьек , который, как мы сказали выше, будучи из рода царя Магога, стал спустя долгое время самым знатным князем Скифии , взял в жены у Дентумогара дочь герцога Евнедубелиана по имени Емесе . от которого у него родился сын по имени Алмос. Но он назван Алмосом по божественному событию, потому что, когда она была беременна, его матери во сне явилось божественное видение в виде сокола, который, как бы прилетев к ней, оплодотворил ее и дал ей знать, что из ее чрева выйдет поток, и из его чресл произойдут славные цари, но они не умножатся на своей земле. называется «álom» Потому что поэтому сон на венгерском языке и его рождение было предсказано во сне, поэтому его назвали Алмошем. Или его так называют Алмос, что значит святой, потому что из его рода родились святые короли и герцоги.
- Аноним: Подвиги венгров [ 44 ]
Царствование
[ редактировать ]Алмош, согласно Gesta Hungarorum , был свободно избран главами семи венгерских племен их «вождем и хозяином». [ 7 ] [ 45 ] [ 6 ] Аноним добавляет, что для подтверждения избрания Алмоса семь вождей «принесли клятву, подтвержденную в языческой манере их собственной кровью, пролитой в одном сосуде». [ 7 ] [ 6 ] Аноним говорит, что они также приняли основные принципы правительства, включая наследственное право потомков Алмоса на его должность и право потомков его избирателей иметь место в совете принца. [ 7 ] По словам автора Пала Энгеля, этот отчет о «кровном договоре» ( венгерский : vérszerződés ), который отражает политическую философию его авторов, а не реальные события, «часто представлялся венгерскими историками как самое первое проявление современного парламентского мышления в Европа» до 1945 года. [ 7 ]
В резко контрастирующем повествовании примерно 950 года византийский император Константин VII Багрянородный утверждает, что вместо Алмоса его сын Арпад был первым верховным главой венгерских племен и что избрание Арпада было инициировано хазарским каганом. [ 1 ] [ 46 ] Император говорит, что каган отправил посла к « воеводам » (главам венгерских племен). [ 47 ] после того, как они были вынуждены печенегами покинуть свои места обитания вблизи Хазарского каганата и поселиться на новой территории, называемой Этелкёз . [ 46 ] Каган планировал назначить одного из воевод по имени Леведи руководителем венгерских племен. [ 1 ] представлять интересы хагана. [ 46 ] Хотя Леведи отказался от предложения хагана, он предложил одного из своих пэров, Алмоса или сына Алмоса Арпада . на предложенную новую должность [ 1 ] [ 48 ] Хаган принял предложение Леведи. По его инициативе венгры избрали своего первого принца, но предпочли Арпада его отцу. [ 1 ] [ 48 ] Работа Константина VII, который называл мадьяр турками, [ 49 ] [ 50 ] [ 35 ] хотя западные ученые считают его по своей сути надежным, он часто сбивает с толку и наполнен легендами. [ нужна ссылка ]
Дьюла Кристо и многие другие историки опровергают сообщение Багрянородного об упущении Алмоса в пользу своего сына, заявляя, что легенда о туруле, связанная с рождением Алмоса, доказывает его роль как праотца своей династии. [ 48 ] [ 28 ] Эти историки говорят, что рассказ императора основан на отчете одного из потомков Арпада по имени Термаксу, который в этом отчете об избрании Арпада подчеркнул, что только те, кто происходит от Арпада, подходят для того, чтобы возглавить венгров; другие дети Алмоса были исключены. [ 48 ] Андраш Рона-Тас говорит, что Константин Багрянородный сохранил память о государственном перевороте, организованном против Леведи- кенде Алмосом Дьюлой , который избрал своего собственного сына Арпада священным правителем вместо своего противника. [ 51 ] Ученый по Центральной Азии конца IX века Абу Абдаллах аль-Джайхани , чьи работы частично сохранились в книгах Ибн Русты и других мусульманских авторов, упоминает о существовании этих двух высоких должностей среди венгров. [ 52 ] [ 53 ] Он описывает кенде как священного правителя венгров, а дьюлу как их военачальника. [ 52 ] Историки до сих пор спорят, какую из двух должностей занимал Алмос. [ 7 ] [ 51 ] [ 52 ]
Каган сказал [Леведи] : «Мы пригласили тебя по этой причине, чтобы, поскольку ты благороден, мудр и доблестен и первый среди [венгров] , мы могли назначить тебя князем твоего народа, и ты можешь быть послушный нашему слову и нашему приказу». Но он в ответ дал ответ кагану: «Ваше уважение и намерение ко мне я высоко ценю и выражаю вам соответствующую благодарность, но так как я недостаточно силен для этого правила, то не могу подчиняться вам; с другой стороны, однако, кроме меня, есть воевода по имени [Алмос] , и у него есть сын по имени [Арпад] , пусть лучше один из них, либо тот [Алмос] , либо его сын [Арпад]; стань князем и будь послушен своему слову». Этот каган был доволен этим словом, и он дал некоторым своим людям пойти с ним и отправил их к [венграм] , и после того, как они обсудили этот вопрос с [венграми] , [венгры] предпочли, чтобы [Арпад ] должен быть принцем, а не [Алмос] его отец, поскольку он обладал превосходными качествами и вызывал большое восхищение за мудрость, советы и доблесть и был способен к этому правлению; и поэтому они сделали его князем согласно обычаю или «заканону» хазар, подняв его на щит.
Кристо говорит, что Алмош стоял во главе венгерской племенной конфедерации примерно с 850 года. [ 36 ] В повествовании Багрянородного говорится, что первоначально он принял сюзеренитет хагана. [ 52 ] Венгры, очевидно, добились независимости около 860 г., поскольку самые ранние сообщения об их грабительских набегах на Центральную Европу были зафиксированы именно после этого. [ 52 ] В « Анналах Сен-Бертена» упоминается их вторжение во владения Людовика Немецкого в 862 году. [ 55 ] Три племени, вышедшие из Хазарского каганата, вместе известные Багрянородным как « Кабарои » , [ 56 ] также присоединился к венграм в 860-х или 870-х годах. [ 57 ] Спинеи говорит, что память об их прибытии сохранил Аноним, который упоминает «семь герцогов половцев » , которые «подчинились князю Алмошу» в Киеве. [ 58 ] [ 59 ]
Аноним пишет о войне между венграми и Киевской Русью , закончившейся победой венгров, которыми командовал Алмош. [ 60 ] В Русской Первой Летописи упоминается «Венгерский холм». [ 61 ] в Киеве в связи с занятием города Олегом Новгородским в 882 году. [ 60 ] В той же летописи упоминается «замок Ольмы» (Олъминъ дворъ), стоявший на том же холме. [ 55 ] Георгий Вернадский говорит, что эта крепость была названа в честь Алмоса, но эта теория не получила широкого признания среди историков. [ 55 ]
Смерть
[ редактировать ]
Венгры, жившие в самых западных частях понтийских степей, время от времени нанимались соседними державами для вмешательства в их войны. [ 59 ] Например, они вторглись в Моравию в союзе с Арнульфом из Восточной Франции в 892 году. [ 59 ] [ 62 ] Их вмешательство в конфликт между Первой Болгарской империей и Византийской империей вызвало совместное контрвторжение булгар и печенегов . [ 63 ] Около 895 года венгры были вынуждены покинуть причерноморские степи и перейти Карпаты в поисках новой родины. [ 64 ] [ 65 ]
Согласно Gesta Hungarorum , венгры вторглись в Карпатский бассейн под предводительством Алмоша, который «назначил своего сына Арпада лидером и хозяином». [ 66 ] Венгерской племенной федерации в Унгваре ( Ужгород , Украина ). [ 67 ] После этого Аноним не упоминает Алмоса. [ 67 ] В противоположном отчете « Иллюминированная хроника» говорится, что Алмос «не мог войти в Паннонию , поскольку он был убит в Эрдельве». [ 68 ] (Трансильвания). [ 7 ] [ 52 ] Кристо говорит, что летопись сохраняет память о жертве Алмоса из-за катастрофического поражения его народа от печенегов. [ 67 ] Если это правда, то его ритуальное убийство доказывает, что Алмош был священным лидером венгерской племенной федерации. [ 7 ] [ 67 ] Рона-Тас опровергает это и говорит, что, если летописное сообщение достоверно, Алмос стал жертвой политического убийства, совершенного или инициированного его собственным сыном. [ 69 ] Предпочитая повествование Gesta Hungarorum сообщению Illuminated Chronicle , Виктор Спинеи утверждает, что Алмос не был убит в Трансильвании, поскольку Аноним пишет, что венгры обошли этот регион при вторжении в Карпатский бассейн. [ 70 ]
Семья
[ редактировать ]Ни в одном источнике не сохранилось имя жены Алмоса. [ 71 ] [ 72 ] Аноним пишет, что она была «дочерью некоего благороднейшего князя». [ 73 ] Единственным ребенком Алмоса, известным по имени, был Арпад, который стал преемником Алмоса после его смерти. [ 72 ] Ниже приводится генеалогическое древо ближайших родственников Алмоса: [ 72 ]
Дела | евнедубелийский | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник или дела | Эсме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сонный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Арпад | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Венгерские монархи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно « Анналам святого Бертена» , мадьяры, вторгшиеся в Восточную Францию в 862 году. [ 16 ] были врагами «доселе неизвестными» [ 17 ] местному населению. [ 18 ] Точно так же Регино Прюмский писал, что о мадьярах «не слышали в предыдущие века, потому что они не были названы по имени». [ 19 ] в источниках. [ 18 ] Оба замечания показывают, что авторы конца IX века не знали о происхождении мадьяр. [ 18 ] [ 20 ] Однако набеги мадьяр напомнили западноевропейским и византийским ученым о более ранних описаниях историков скифов или гуннов, что послужило поводом для их идентификации с этими народами. [ 18 ] [ 20 ] Например, Лев Мудрый причисляет венгров к «скифским народам». [ 21 ] [ 22 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Спинеи 2003 , с. 33.
- ^ Киршбаум 1995 , с. 40.
- ^ Киршбаум 1995 , с. 38.
- ^ Рона-Тас 1999 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кристо и Макк 1996 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Аноним, Нотариус короля Белы: Деяния венгров (гл. 5), с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Энгель 2001 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Спинеи 2003 , стр. 54.
- ^ Симон Кезский: Деяния венгров (гл. 2.27), с. 81.
- ^ Симон Кезский: Деяния венгров (гл. 1.10), с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Кристо и Макк 1996 , с. 10.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 25), с. 98.
- ^ Кристо и Макк 1996 , стр. 10–11.
- ^ Кан, Пол. «Тайная история монголов на основе (адаптация Юань Чао Пи Ши, основанная главным образом на английском переводе Фрэнсиса Вудмана Кливза)» (PDF) . Норт Пойнт Пресс .
- ^ Jump up to: а б с д и Макдональд, Хелен (2016). Сокол . Книги реакции . п. Содержание - Мифические соколы . ISBN 9781780236896 .
- ^ Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии , 895–1526 гг. Издательство ИБ Таурис. п. 10
- ^ Анналы Сен-Бертена (862 год), с. 102
- ^ Jump up to: а б с д Кристо, Дьюла (1996). Венгерская история в девятом веке . Средневековый Мухели Сегеда. п. 78-79
- ^ Хроника ( Регино Прюмского 889 год), с. 202.
- ^ Jump up to: а б Фодор, Иштван (1975). В поисках новой родины: предыстория венгерского народа и завоевания . Корвина Киадо. стр. 37-38
- ^ Тактика Льва VI (18.41), с. 453.
- ^ Кристо, Дьюла (1996). Венгерская история в девятом веке . Средневековый Мухели Сегеда. п. 79
- ^ Анонимный «глава 3». Деяния венгров (PDF) .
- ^ Аноним, Нотариус короля Белы: Деяния венгров (гл. 3), стр. 12–13.
- ^ Брэкетт Уильямс, изд. (2013). Женщины не на своем месте. Гендер влияния и национальность . Тейлор и Фрэнсис . п. Содержание – Часть II . ISBN 9781135234836 .
- ^ Лендвай, Пол (2021). Венгры: тысяча лет победы в поражениях Издательство Принстонского университета . п. 16. ISBN 9780691200279 .
- ^ Jump up to: а б с Шеард, К.М. (2011). Полная книга имен Ллевеллина для язычников, виккан, ведьм, друидов, язычников, магов, шаманов и независимых мыслителей всех мастей, которым интересны имена из любого места и в любое время . Публикации Ллевеллина . п. 49. ИСБН 9780738723686 .
- ^ Jump up to: а б Кристо 1996 , с. 165.
- ^ Шаман Тома 8-9 . Восточное издательство Молнар и Келемен. 2000. с. 101.
- ^ Рона-Тас 1999 , с. 227.
- ^ Spinei 2009 , с. 353.
- ^ Копечи, Бела; Маккай, Ласло; Мочи, Андраш; Кирали, Бела К.; Ковриг, Беннетт; Сас, Золтан; Барта, Габор (2001). Трансильвания в средневековом Венгерском королевстве (896-1526) (Том 1 «Истории Трансильвании» под ред.). Нью-Йорк: Монографии социальных наук, Мичиганский университет, Издательство Колумбийского университета, Восточноевропейские монографии. стр. 415–416. ISBN 0880334797 .
- ^ Дь Ранки, Дьёрдь Ранки, изд. (1984). Венгерская история – всемирная история . Академик К VIII. п. 10. ISBN 9789630539975 .
- ^ Поп, Иоан Аурел; Чорваши, Вероника (1996). Румыны и венгры с IX по XIV век. Генезис Трансильванского средневекового государства . Румынский культурный фонд ; Центр трансильванских исследований . п. 62. ИСБН 9789735770372 .
Большинство названий венгерских племен имели тюркское происхождение и во многих случаях обозначали определенный ранг.
- ^ Jump up to: а б ИМЯ ВЕНГРИЙ-ТУРЕЦКОВ В РАБОТЕ КОНСТАНТИНОСА ДЕ АДМИНИСТРАНДОИМПЕРИО, РОДИЛСЯ В БИБОРЕ - Балинт Золтан Такач, УВЕДОМЛЕНИЕ О МУЗЕЯХ ОКРУГА САВАРИА ВАС 28 СОМБАТЕЛИ, 2004, стр. 317–333 [1]
- ^ Jump up to: а б Кристо 1996 , стр. 166.
- ^ Кальман, Бела; Вирагош, Жолт (1978). Мир имен Исследование венгерской ономатологии . Академическое издательство . п. 36. ISBN 9789630513999 .
- ^ Брэкетт Уильямс, изд. (2013). Женщины не на своем месте. Гендер влияния и национальность . Тейлор и Фрэнсис . п. Содержание – Часть II . ISBN 9781135234836 .
В поисках корней венгерской нации авторы-романтики-националисты девятнадцатого века выбрали фигуру Эмезе, объявив ее матерью всех этнических венгров.
- ^ Арани, Янош (2016). Эпосы Венгерской равнины . Публикация Паблишинг Кфт . п. Содержание - Раздел 3 . ISBN 9789633810286 . [ циклическая ссылка ]
- ^ Ньергес, Антон Н. (1980). Дьюла Юхас «Солнечный бородатый» . Антон Н. Ньергес. п. 73. ИСБН 9780960095407 .
- ^ Северный Магилл, Фрэнк (1998). Словарь мировой биографии, том 2 . Издательство Фицрой Дирборн . п. 86. ИСБН 9781579580414 .
- ^ Кланичай, Габор (2002). Династические культы святых правителей и блаженных принцесс в средневековой Центральной Европе . Книги реакции . п. 435. ИСБН 9780521420181 .
- ^ Кланичай, Габор (2002). Пироска и династическая память Пантократора, исцеление и спасение в Комненском Константинополе . Издательство Центральноевропейского университета . п. 146. ИСБН 9789633862971 .
- ^ Аноним. «Глава 3». Нотариус короля Белы: Деяния венгров (PDF) . Перевод Рэди, Мартин.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Кристо и Макк 1996 , с. 12.
- ^ Константин Багрянородный: Об управлении Империей (гл. 38), с. 171
- ^ Jump up to: а б с д Кристо и Макк 1996 , с. 13.
- ^ Генри Хойл Ховорт (2008). История монголов с IX по XIX век: Так называемые татары России и Средней Азии . Козимо, Inc. с. 3. ISBN 978-1-60520-134-4 . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ Копечи, Бела; Маккай, Ласло; Мочи, Андраш; Кирали, Бела К.; Ковриг, Беннетт; Сас, Золтан; Барта, Габор (2001). Трансильвания в средневековом Венгерском королевстве (896-1526) (Том 1 «Истории Трансильвании» под ред.). Нью-Йорк: Монографии социальных наук, Мичиганский университет, Издательство Колумбийского университета, Восточноевропейские монографии. стр. 415–416. ISBN 0880334797 .
- ^ Jump up to: а б Рона-Тас 1999 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кристо и Макк 1996 , с. 14.
- ^ Кристо 1996 , с. 104-105.
- ^ Константин Багрянородный: Об управлении Империей (гл. 38), с. 173.
- ^ Jump up to: а б с Кристо 1996 , с. 133.
- ^ Константин Багрянородный: Управление Империей (гл. 40), стр. 175.
- ^ Кристо 1996 , с. 148.
- ^ Аноним, Нотариус короля Белы: Деяния венгров (гл. 10), с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Спинеи 2003 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2003 , с. 42.
- ↑ Русская Первичная летопись (880-882 годы), с. 61.
- ^ Киршбаум 1995 , с. 29.
- ^ Spinei 2003 , стр. 51–52.
- ^ Киршбаум 1995 , стр. 39–40.
- ^ Spinei 2003 , стр. 52–55.
- ^ Аноним, Нотариус короля Белы: Деяния венгров (гл. 13), с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Кристо и Макк 1996 , с. 15.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 28), с. 98.
- ^ Рона-Тас 1999 , с. 344.
- ^ Spinei 2009 , с. 72.
- ↑ Аноним, нотариус короля Белы: Деяния венгров , примечание 9 на стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с Кристо и Макк 1996 , с. Приложение 1.
- ^ Аноним, Нотариус короля Белы: Деяния венгров (гл. 4), с. 15.
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Аноним, Нотариус короля Белы: Деяния венгров (отредактировано, переведено и аннотировано Мартином Ради и Ласло Веспреми) (2010). В: Рэди, Мартин; Веспреми, Ласло; Бак, Янош М. (2010); Аноним и Мастер Роджер ; ЦЕУ Пресс; ISBN 978-963-9776-95-1 .
- Константин Багрянородный: De Administando Imperio (греческий текст под редакцией Дьюлы Моравчика, английский перевод Ромилли Дж. Дженкинса) (1967). Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 0-88402-021-5 .
- Симон из Кезы: Деяния венгров (отредактировано и переведено Ласло Веспреми и Франком Шаером с исследованием Йено Шуча) (1999). ЦЭУ Пресс. ISBN 963-9116-31-9 .
- Венгерская иллюминированная хроника: Хроника Gestis Hungarorum (под редакцией Дежсо Дерцени) (1970). Корвина, издательство Taplinger Publishing. ISBN 0-8008-4015-1 .
- Русская первичная летопись: Лаврентьевский текст (перевод и редакция Сэмюэля Хаззарда Кросса и Ольгерда П. Шербовица-Вецора) (1953). Средневековая академия Америки. ISBN 978-0-915651-32-0 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Киршбаум, Станислав Дж. (1995). История Словакии: борьба за выживание . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 963-482-113-8 .
- Кристо, Дьюла (1996). Венгерская история в девятом веке . Сегедская средневековая мастерская. ISBN 1-4039-6929-9 .
- Кристо, Дьюла; Макк, Ференц (1996). Арпада Правители дома (на венгерском языке). Книги МПК. ISBN 963-7930-97-3 .
- Рона-Тас, Андраш (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю . Перевод Бодоцкого, Николая. ЦЭУ Пресс. ISBN 978-963-9116-48-1 .
- Спинеи, Виктор (2003). Великие миграции на Востоке и Юго-Востоке Европы с девятого по тринадцатый век . Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований) и музей издательства Brăila Istros. ISBN 973-85894-5-2 .
- Спинеи, Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники севера дельты Дуная с Х до середины тринадцатого века . Конинклийке Брилл Н.В. ISBN 978-90-04-17536-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Марек, Мирослав. «Арпад» . Генеалогия.ЕС.