Jump to content

Эсме

Эсме
Супруг Случаи или предшественник
Проблема Сонный
Дом Дом стоматолога
Отец Евнедубелианус

Эмезе (ок. 9 век н. э.) была дочерью герцога Евнедубелиана ( венгерского : Őnedbelia ) Дентумогара , супруга благороднейшего скифского (т.е. из Дентумогера , Скифии ) принца Угьека , [ 1 ] и мать Верховного принца Алмоша в венгерской исторической мифологии ; таким образом, она была прародительницей венгерского королевского дома Арпадов , [ 2 ] династия, основавшая Венгерское королевство . Из-за отсутствия достоверного исходного материала трудно отделить легенды об Эмезе от ее реальной роли как исторической личности.

Согласно традиции, она является матерью мадьярской королевской династии, произошедшей от одного из семи первоначальных мадьярских племен. Таким образом, ее называют «матерью всех этнических венгров». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Эмезе в легенде

[ редактировать ]

«Сон Эмезе», легенда о зачатии принца Алмоша , является одной из самых ранних известных историй венгерской истории. Легенду можно ориентировочно датировать примерно 860-870 годами, а с уверенностью - между 820 и 997 годами (рождение Алмоса и принятие христианства).

По легенде, Эмесе, жена вождя Огьека (Угека) , была забеременела от птицы Турул . Во сне ей явился Турул и сказал, что из ее чрева начнется великая река и потечет по чужеземным землям. По мнению снотолкователей, это означало, что она родит сына, который выведет свой народ из их дома в Леведии , и что ее потомки будут славными королями. Сына Эмезе звали Алмос; его имя происходит от венгерского слова álom , что означает сон, поэтому «Алмос» можно интерпретировать как «Тот, кому приснилась мечта».

Легенда имеет несколько вариантов, а именно относительно того, была ли Эмезе оплодотворена птицей Турул или она уже была беременна во время своего сна. [ 6 ] и явилась ли ей птица буквально или во сне, пока она спала. Некоторые варианты легенды, возможно, были представлены в XIX веке, во время возрождения венгерского национализма в то время. [ 7 ]

«В 819-м году от воплощения Господа нашего Угьек , который, как мы сказали выше, будучи из рода царя Магога, стал спустя много времени самым знатнейшим князем Скифии , взял в жены у Дентумогера дочь герцога Евнедубелиана по имени Эмесе, от которого у него родился сын по имени Алмос . Но его зовут Алмос по божественному событию, потому что, когда она была беременна, его матери во сне явилось божественное видение в виде сокола, который как бы приближался. ей, оплодотворил ее и дал ей знать, что из ее чрева выйдет поток и из ее чресл родятся славные цари, но они не умножатся в своей земле. Потому что сон называется в «álom». венгерский язык и его рождение были предсказаны во сне, поэтому его назвали Алмос, или его так называют Алмос, что означает святой, потому что из его рода родились святые короли и герцоги».

«Сын Угьека Элод, родил сына от дочери Энодубилии в скифской земле, которую звали Алмос, потому что птица в форме сокола явилась во сне его матери, когда она была беременна, из ее чрева вырвался стремительный поток, росла, но не на своей земле, и от этого было предсказано, что из ее чресл произойдут славные цари. Потому что сон - это "álom" на нашем языке, и рождение того мальчика было предсказано сном, поэтому он и был. называется Алмос».

Эмезе в письменных источниках

[ редактировать ]

Эмезе упоминается в двух исторических трудах: Gesta Hungarorum и Chronicon Pictum . Ни один из источников не является современником Эмезе, поскольку каждый из них был написан спустя столетия после ее смерти (Геста около 1200 года и Chronicon Pictum в 14 веке). В обоих произведениях реальные исторические события свободно переплетаются с легендами и рыцарскими сказаниями, поэтому невозможно узнать, упоминается ли Эмезе как легенда или как реальный исторический персонаж.

Gesta Hungarorum ) Отрывок из ( 3 глава

Интерпретации

[ редактировать ]
Угьек , муж Эмесе и предок династии Арпадов XIV века. , изображенный в Chronicon Pictum

Сомнительно, какой хронологически был первый текст, поскольку Chronincon Pictum 14-го века сохранил текст нескольких более ранних работ, включая предполагаемый изначальный геста 11-го века ( венгерский : ősgeszta ). Историк Балинт Хоман считал, что последняя работа уже содержала легенду о сне Эмесе, которая позже была принята в нескольких хрониках, включая Аноним. Напротив, Дьердь Дьерфи утверждал, что Gesta Hungarorum представляет собой грамматически более полную и аккуратную историю о сне Эмезе, в то время как историк также подчеркнул искажение текста, касающееся имени Еведубелиана («Эунодбилиа») в Chronicon Pictum . [ 11 ] Дьерфи утверждал, что Аноним создал имя Евнедубелиана от Энеха, Дулы и Белара — персонажей легенды о чудесной лани . [ 12 ] Дьюла Кристо и многие ученые согласились с мнением Дьёрфи. Выступая против этой точки зрения, филолог Янош Хорват-младший утверждал, что изначальный геста повлиял на творчество Анонимуса. Соответственно, «сон Эмесе, хотя и лишенный своего языческого и тотемистического характера, все же мог бы быть включен в древнейший письменный источник, который логически добавляет Аноним, но летопись его путает именно тем, что использует дополнение Анонима». Дезсо Дюммерт утверждал, что в летописях сохранился порядок древнего, более логичного повествования сновидений: Аноним писал более приятным стилем, но перепутал текст, в котором было воспоминание о шаманском гадании. [ 11 ]

Дьёрдь Сабадос подчеркнул, что имя Эмезе встречается только в Gesta Hungarorum , тогда как в вариантах летописи она упоминается просто как «дочь Евнодбилии». Историк литературы Геза Сентмартони Сабо утверждал, что имена, появляющиеся во сне, на самом деле являются символами, формами проявления тотемических животных (Элеуд = Ölyűd, « канюк »; Eunodbilia = Ünődbéli → ünő, « оленья корова » или «лань»). Сабо утверждает, что Anonymus сделал слово « emesu » личным именем из-за недоразумения. По его мнению, слово emes , то есть émés , в форме émést , вероятно, образовалось от глагола émik , который на старовенгерском языке означал полубодрствующее, полувосторженное состояние во время бдения, когда границы между сном и реальностью размыты. XVI века В своей мировой хронике лютеранский пастор Иштван Секели был первым, кто опубликовал «сон Турула» на венгерском языке в этом контексте. Дьердь Сабадос принял теорию Сабо. Он утверждал, что изначальная геста содержала легенду о Туруле, а текст «ex filia Eunodbilia» можно перевести как «женщина из род Eunod или Ünőd». Позже Аноним по ошибке изобрел имя Эмезе и превратил фразу «Eunodbilia» в маскулинизированную форму, чтобы создать имя вождя Дентумогера. [ 11 ] Тибор Сёч утверждал, что венгерское слово ímés или émés, упомянутое в книге Иштвана Секели 1559 года, является примером hapax legomenon . Лингвист Ласло Балог прочитал имя вождя как прилагательное «Юнедубелия» и перевел его как «из племени Джено ». [ 12 ]

Алмош , сын Эмезе и первый великий князь венгров XIV века. , изображенный в Chronicon Pictum

Сон Эмезе является мифом о происхождении династии Арпадов. Помимо «легенды о Туруле», летописная традиция также утверждает, что Алмос происходил «по линии» Аттилы Гунна . Летописец XIII века Симон из Кезы пишет, что на гербе короля Аттилы, который он использовал на своем щите, была изображена птица с короной, которую по-венгерски называют «Турул», а также утверждает, что Алмос был «из рода Турулов». ". Историография разделилась во мнениях относительно того, совместимы ли две истории происхождения друг с другом. По словам французского историка Амеде Тьерри , Турул был символом Аттилы и описывал Алмоса как «реинкарнацию» гуннского правителя. Дезсо Дюммерт также связал легенду о Туруле со священностью Аттилы. [ 13 ] Напротив, Янош Хорват-младший подчеркивал противоречия между мечтой Эмесе и « традицией Аттилидов ». По его мнению, «настоящим чудесным (тотемистическим языческим) элементом легенды было бы оплодотворение от Турула; однако, по повествованию наших гестас, Эмес [Эмесе] только мечтает об этом, да и то в благословенном состоянии. плод (Алмос) получил свое название только от этого чудесного видения во сне, но сам он был зачат мирским отцом Угьеком. Таким образом, чудесный факт этой истории сводится к простому сну, а вместе с ним удаляется и языческая печать». . Хорват утверждал, что содержание легенды о Туруле было намеренно заужено и подчинено «генеалогии Аттилы», поскольку «оплодотворяющая» роль Турула была бы синонимом конца родословной гуннского правителя. Дьёрдь Дьёрфи и Дьюла Кристо разделяли схожие точки зрения. [ 14 ] Дьерфи утверждал, что история Эмезе - это всего лишь литературное заимствование у Анонимуса, заимствовавшее миф о происхождении Кира Великого , отрицая его природу древней венгерской традиции. Этнограф Иштван Пал Демени отверг эту точку зрения и перечислил множество различий между двумя мифами. [ 14 ] Сабадош утверждал, что осознание происхождения династии Арпадов от Аттилы и легенда о сне Эмезе - это не две взаимоисключающие истории происхождения, а два взаимодополняющих элемента единой традиции: собственного подлинного наследия первого венгерского правящего дома. [ 14 ]

История Эмезе имеет близкие аналогии в кочевой, степной среде. Примечательно, что в «Сокровенной истории монголов » сообщается, что » теще Чингисхана приснился сон, что белый сокол («держит в когтях Солнце и Луну [ 15 ] [ 16 ] — Турул часто изображался в виде солнца [ 16 ] ) слетел с неба и зажгся ей на руке, предсказывая таким образом рождение ребенка и царской династии. Это связано с тем, что соколы ассоциировались с плодородием. Соколы «населяют многие легенды об основании династий и империй»; [ 16 ] они популярны в традициях и символике степняков и не являются исключительными или исходными от какой-либо конкретной этнической группы, проживающей там. Историк XIX века Арнольд Иполи привел Шахнаме Симург качестве аналогичного примера в относительно его роли в рождении Ростама . Историки Дьюла Кристо и Виктор Спинеи писали, что история Эмесе изначально повествует о происхождении династии Алмоса от тотемного предка. Соответственно, Аноним намеренно преобразовал эту языческую историю в христианизированную форму. Дьердь Сабадос подчеркнул, что Турул упоминается во сне Эмезе, когда она уже была беременна, в то время как прежняя историография интерпретировала это как «оплодотворение» после того, как Дежсо Паис и Дежсо Дюммерт допустили неверный перевод. Ласло Гереб дал правильное предложение: «Птица в форме стервятника явилась ей [Эмесе] во сне, когда она была беременна». VII века Сабадос процитировал «Хроники Фредегара» , из которых следует, что Меровинги произошли от морского зверя, называемого квинотавр , таким образом, у венгерского летописца не было оснований вводить христианскую линию в легенду степной традиции. Дьердь Сабадос возродил историю Махамайи из Шакья , которому во сне явился белый слон еще до рождения Будды , а Иштван Пал Демени упомянул аналогичные истории из веры коренных американцев . Следовательно, оба историка отвергли кочевой и степной характер легенды о Туруле и предположили гораздо более древнюю фольклорную традицию, восходящую к заре человечества. [ 14 ]

Эмезе — также женское венгерское имя. По словам лингвиста Дежсо Паиса, [ 11 ] его значение — мать или кормящая грудью . Эмезе в переводе с древневенгерского означает «маленькая мать». [ 17 ] Оно происходит от слова «эме», мать, и агглютинирующего «[s]e», что означает «маленький». [ 17 ] Его корень финно-угорский, [ 18 ] ср . финское emä , от протофиннского *emä, от протоуральского *emä, и венгерское Anya , от протоуральского *ańa. Родственные эмя включают эстонскую эма, северосаамскую eapmi («пестик») и нганасанскую немы (ńemy). Однако, как писал лингвист Лоранд Бенко, слово «emse» (=мать) впервые появляется только в 1681 году, так что это также может быть ретроспективной попыткой идентификации с прародительницей династии Арпадов. [ 11 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Лендвай, Пол (2021). Венгры Тысяча лет победы в поражениях . Перевод Энн Мейджор. Издательство Принстонского университета . п. 16. ISBN  978-0-691-20027-9 . Царевне Емесе, супруге скифского царя, приснилось, что турул по разным версиям, ястреб или орел оплодотворил ее по божественному повелению.
  2. ^ Роман, Эрик (2003). Австро-Венгрия и государства-преемники. Справочник от эпохи Возрождения до наших дней . Факты в файле . п. 466. ИСБН  978-0-8160-7469-3 . Эмезе [...] древняя мать венгерского королевского дома Арпадов.
  3. ^ Брэкетт Уильямс, изд. (2013). Женщины не на своем месте. Гендер влияния и национальность . Тейлор и Фрэнсис . п. Содержание – Часть II . ISBN  978-1-135-23483-6 . В поисках корней венгерской нации авторы-романтики-националисты девятнадцатого века выбрали фигуру Эмезе, объявив ее матерью всех этнических венгров.
  4. ^ Геза Заводски; Отто Сабольч [на венгерском языке] (1999). Кто есть кто в тысячелетней Венгрии, кто есть кто в истории?: 800 известных людей из венгерской истории, от Амаде Абы до короля Жигмонда . Издательство Анно. п. 108. ИСБН  978-963-9199-13-2 . Эмезе: человек из венгерского фольклора. В Anonymus она мать принца Алмоса. С его фигурой связана известная легенда, согласно которой во сне на него приземлился турул, как бы оплодотворив его. Имя означает мать[...]
  5. ^ Габриэлла Маццон, Игнацио Путцу, изд. (1999). Языки, литературы, нации. Центры и периферии между Европой и Средиземноморьем . ФранкоАнжели . п. 352. ИСБН  978-88-568-6151-8 . События династического рода мадьяр происходят в районе Леведия (северная часть Этелькеза) венгерской мифологией и описаны во всех средневековых хрониках. По преданию, Эмесе, самая умеренная мадьярская женщина, увидела во сне видение: она была оплодотворена спустившейся с неба легендарной птицей, называемой турул , и, таким образом, стала прародительницей могущественных правителей мадьярской династии. Увидев это видение во сне, он назвал своего сына Алмосом, имя, происходящее от венгерского слова álom — мечта. [События династического рода мадьяр в венгерской мифологии происходят в районе Леведия (северная часть Этелькеза) и описаны во всех средневековых хрониках. По легенде, Эмесе, самая умеренная мадьярская женщина, увидела во сне видение: она была оплодотворена спустившейся с неба легендарной птицей, называемой турул , и, таким образом, стала прародительницей могущественных правителей мадьярской династии. . Увидев это видение во сне, она назвала своего сына Алмошем, имя, происходящее от венгерского слова мечтать .]
  6. ^ Кристо Дьюла, редактор. Ранний венгерский исторический лексикон . (9-14 вв.) (Энциклопедия ранней венгерской истории - 9-14 вв.). Будапешт: Академическое издательство, 1994. с. 39.
  7. ^ «Феминизм, убийца матерей» Евы В. Хусеби-Дарвас, в книге « Женщины неуместны: пол свободы воли и раса национальности» . Брэкетт Ф. Уильямс, (редактор) Нью-Йорк: Routeledge, 1996. стр. 161–185.
  8. ^ Нотариус короля Белы, аноним (2009 г.). Рэди, Мартин (ред.). Gesta Hungarorum Анонимуса, анонимного нотариуса короля Белы (PDF) . В год воплощения Воскресения 838 Вгека, как мы сказали выше, по прошествии долгого времени был некий знатный вождь Скифии из рода царя Магога, который женился на Дентумогере, дочери евнедубелийского вождя по имени Эмесу, от которого у него родился сын по имени Альмус. Но по божественному событию он был назван Альмусом, потому что его беременной матери во сне явилось божественное видение в виде астры, которая, как бы придя, тяготила ее и сообщала, что из ее чрева выйдет поток и что из ее чресл произойдут славные цари, но они не будут умножаться на своей земле. Поэтому, поскольку сон на венгерском языке называется альму, и его рождение было предсказано сном, поэтому его и назвали Альмусом. Или по этой причине его называли Альмусом, то есть святым, потому что от его потомства должны были родиться святые цари и вожди.
  9. ^ Калти, Марк (1993). Гереб, Ласло (ред.). хроника Иллюминированная . (на венгерском языке) Magyar Hírlap и Maecenas Publishing. ISBN  963-8164-07-7 .
  10. ^ Сабо, Геза (2021). «Изображение женщины на 2-м кувшине Сокровища Надьсентмиклоша - Возможности интерпретации, основанные на археологических и этнографических параллелях на Кавказе, а также результатах последних исследований» [Изображение женщины на 2-м кувшине Сокровищ Надьсентмиклоша - Возможности интерпретации на основе археологических и этнографических параллелей на Кавказе, а также результатов последних исследований] (PDF) . Женское измерение (на венгерском языке). 1 : 33–45. дои : 10.55344/andfh.2101033 . S2CID   246985982 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Сабадос, Дьёрдь: Женщина из Унодбели - два контр-теста новой интерпретации Турулмонды. (далее: Сабадос 2010.) http://www.arpad.btk.mta.hu/images/e-konyvtar/Szabados_Gyrgy_ndbeli_asszony._A_turulmonda_jrartelmezsnek_kt_ellenprbja.pdf
  12. ^ Перейти обратно: а б Сёч, Тибор. «Текстовые связи сказки о туруле в нашей средневековой письменной традиции. В: Исследования средневековья 6. Ред.: Петер Г. Тот, Пал Сабо. Сегед, 2010. 249-259» .
  13. ^ Дюммерт, Дезё (1996). Арпада ( По следам на венгерском языке) (5-е изд.). Младший. ISBN  963-388-154-4 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Сабадос, Дьёрдь. «Древний Аттила, птица в форме сокола и белый слон» (PDF) (на венгерском языке). Венгерская академия наук, исторический факультет.
  15. ^ Кан, Пол. «На основе Тайной истории монголов (Адаптация Юань Чао Пи Ши, основанная главным образом на английском переводе Фрэнсиса Вудмана Кливза)» (PDF) . Норт Пойнт Пресс .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Макдональд, Хелен (2016). Сокол . Книги реакции . п. Содержание - Мифические соколы . ISBN  978-1-78023-689-6 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Брэкетт Уильямс, изд. (2013). Женщины не на своем месте. Гендер влияния и национальность . Тейлор и Фрэнсис . п. Содержание – Часть II . ISBN  978-1-135-23483-6 .
  18. ^ Шеард, К.М. (2011). Полная книга имен Ллевеллина для язычников, виккан, ведьм, друидов, язычников, магов, шаманов и независимых мыслителей всех мастей, которым интересны имена из любого места и в любое время . Публикации Ллевеллина . п. 202. ИСБН  978-0-7387-2368-6 . Эмезе: мать венгерского народного героя Алмоша. Считается, что оно происходит от финно-угорского корня, означающего «мать».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b41470164452ce418f0f881b245ea604__1723095540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/04/b41470164452ce418f0f881b245ea604.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emese - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)