Jump to content

Сокровище Святого Николая

Часть сокровищницы Надьсентмиклоша в Музее истории искусств .
Еще одна часть сокровищ.
Всадник азиатского вида и его пленник на кувшине из Надьсентмиклоша.

Сокровища Надьсентмиклоса ( венгерский : Nagyszentmiklósi kincs ; немецкий : Schatz von Nagyszentmiklós ; румынский : Tezaurul de la Sânnicolau Mare ) — важный клад из 23 золотых сосудов раннего средневековья общим весом 9945 кг (около 22 фунтов), найденный в 1799 году недалеко от Святой Николай, [ 1 ] Королевство Венгрия ( нем . Groß-Sankt-Niklaus , сегодня Sânnicolau Mare , Румыния ), что означает «Великий Святой Николай». [ 2 ] [ 3 ] После раскопок клад был перевезен в Вену , династическую столицу Габсбургской монархии. С тех пор он находится в собственности Музея истории искусств , где находится в постоянной экспозиции.

По-прежнему существует широкий спектр мнений относительно датировки и происхождения стилей произведений, а также контекста, в котором они были созданы, который вполне может различаться в зависимости от произведения. Необычно то, что надписи на некоторых предметах скорее увеличили сложность аргументов, чем уменьшили их. сокровищ В 2008 году румынские власти обратились к австрийскому правительству с просьбой о репатриации . [ 4 ] [ 5 ]

считалось, В 19 веке в Венгрии что это сокровище принадлежит предшественникам венгерского народа и сыграло заметную роль как символ венгерского национализма . В частности, золотая чаша с обращенной назад головой быка над чашей была известна как «Чаша Аттилы» — Аттила-гунн умер в 453 году.

Клад, состоящий из 23 золотых сосудов, датированных VI-X веками, был найден 3 июля 1799 года Неру Вуином, сербским крестьянином, в окрестностях Надьсентмиклоша (Санниколау Маре). [ 6 ] Фигура «принца-победителя», тащащего за волосы пленника (см. рисунок справа), и мифологическая сцена на задней стороне золотого кувшина, а также оформление других декоративных предметов обнаруживают близкое сходство с находками в Нови-Пазар , Болгария , и Саркел , Россия . Стилистически среднеазиатские , персидско-сасанидские и византийские влияния. преобладают [ 7 ]

На одном из сосудов клада имеется надпись греческим алфавитом, которая гласит:

ВУЛА

буэла

ЗОАПАН

зоапан

НАПРЯЖЕНИЕ

в диссертации

РАЗВЕДЕНИЕ ОГНЯ

дигетойж

Бутаул

Бутауль

ЖИВОЙ

Зоапан

ТАГРОГИ

в Тароге

ХЕЦИГ

в Эциге

ЕДА

делает

ΒΟΥΗΛΑ ΖΟΑΠΑΝ ΤΕΣΗ ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ ΒΟΥΤΑΟΥΛ ΖΩΑΠΑΝ ΤΑΓΡΟΓΗ ΗΤΖΙΓΗ ΤΑΙΣΗ

bouēla zoapan tesē dygetoigē boutaoul zōapan tagrogē ētzigē taisē

Сегодня почти все ученые разделяют мнение, что текст написан на тюркском языке. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] но он не был расшифрован, и точная классификация языка была предметом споров. [ 10 ] [ 13 ] Его часто сравнивали с тюрко- булгарским языком Первой Болгарской империи . [ 14 ] [ 13 ] [ 15 ] засвидетельствовано несколькими надписями VIII-IX веков, написанными греческими буквами. [ 16 ] Совсем недавно Юджин Хелимский утверждал, что этот язык близок к прото-тунгусскому . [ 17 ] но это предложение было отвергнуто Марселем Эрдалем как надуманное. [ 18 ]

«Надпись на луке номер 8» из сокровищ Надя Сент-Миклоша; руническое письмо

Есть еще одна надпись на греческом языке . Также имеется несколько других очень коротких надписей руническим шрифтом , которые, вероятно, также выполнены на тюркском языке, но они очень кратки и также не расшифрованы. [ 19 ] [ 20 ]

Культурный контекст

[ редактировать ]

Культурная среда или среда, в которой предметы из сокровищ были созданы, собраны и помещены на хранение, остается спорным, причем дебаты часто находятся под влиянием националистических опасений. [ нужна ссылка ]

Иллюстрация к сокровищам Надьсентмиклоша, изображающая сцену, где божественная птица Гаруда поднимает человеческое тело, или отсылка к древнегреческой мифологии, где Зевс превращается в животных, чтобы изнасиловать мужчину или женщину. [ нужна ссылка ] Некоторые утверждают, что они похожи на легенду об Алмоше из венгерской мифологии : Эмезе сон о птице Турул . [ 21 ]
Чаша из головы быка из клада; это произведение известно в Венгрии как « . Кубок Аттилы»

Просторный

[ редактировать ]

Ученые связывают клад с Аварским каганатом . [ 22 ] [ 23 ] Новейшие исследования показывают, что он тесно связан с аварской культурой. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

византийский

[ редактировать ]

Согласно греческому тексту сосуда, клад может иметь византийское происхождение. В исследовании румынского учёного текст сосуда следует читать как ΔEA[=ΔIA] YΔATOC ANAΠΛYΣON A<YT˃ON EIC PHTON[=PEITON] OMAYLON. Значение: «Очистите его [диск] водой в соседнем [священном] ручье». Также он написал, что сокровище принадлежало Ахтуму, воеводе Баната. [ 28 ]

венгерский или болгарский

[ редактировать ]

Как отмечалось выше, было признано близкое сходство между материалом из Надьсентмиклоша и материалом, найденным в Нови-Пазаре и в Хазарии. Археологи в Венгрии и Болгарии считают, что это сходство подтверждает теории древней миграции между регионами. Оба какое-то время были в союзе с хазарами. Клад дает некоторое представление об искусстве Первого Болгарского царства , Венгерского и Хазарского государств. По словам профессора Николы Мавродинова (по мотивам Вильгельма Томсена ), надпись на сосуде номер 21 выполнена на булгарском языке , написана греческими буквами, окружающими крест, и гласит: «Бойла Зоапан сделал этот сосуд. Бутаул Зоапан предназначал его для питья». [ 29 ]

Одна школа венгерских археологов утверждает, что мастера по золоту и серебру, работавшие в Венгрии в десятом веке, были хазарами . [ 30 ] Когда мадьяры мигрировали в Паннонию в 896 году, некоторые хазарские племена, известные как хавары , пришли с ними в свои новые дома. Хавары были искусными мастерами по золоту и серебру.

персидский

[ редактировать ]

Считается, что хазарское искусство создано по образцу персидско-сасанидского искусства . Советский археолог О.Г. Бадер подчеркивал роль хазар в распространении серебряных изделий персидского стиля на север. [ 31 ] Некоторые из этих произведений могли быть реэкспортированы хазарами в качестве посредников; другие представляли собой имитации, изготовленные в хазарских мастерских, руины которых были найдены недалеко от древней хазарской крепости Саркел. Шведский Хазарии археолог Т. Дж. Арне упоминает декоративные пластины, застежки и пряжки сасанидского и византийского происхождения, изготовленные в или на территориях, находящихся под их влиянием, и которые были найдены даже в Швеции. [ 32 ] Таким образом, хазары, мадьяры и булгары могли быть посредниками в распространении персидско-сасанидского искусства в Восточной Европе. [ 33 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Франц Генрих Унгевиттер, Европа, прошлое и настоящее: всеобъемлющее руководство по европейской географии и истории (1850 г.), стр. 528
  2. ^ Хансвильгельм Хаефс (2009). Золотая империя памирских болгар на Дунае и Вардаре: скифское золото . Совет директоров – Книги по запросу. п. 7. ISBN  978-3-8334-2340-6 .
  3. Официальное описание в Музее истории искусств в Вене. Архивировано 24 октября 2007 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Банатцы надеются вернуть Казначейство у Санниколау . Проверено 2 сентября 2008 г.
  5. ^ Сокровища Баната возвращаются домой . Проверено 2 сентября 2008 г.
  6. ^ Ласло Дьюла, Иштван Рач: Сокровище Надьсентмиклоша, Корвина, 1984, стр. 19 [1]
  7. ^ Ды Ласло, И. Рач (1986): Надьсентмиклоша Сокровище . Геликон, Будапешт
  8. ^ Дьюла Моравчик, Byzantinoturcica: Лингвистические остатки тюркских народов в византийских источниках (1983)
  9. ^ Фрэнсис Дворник, «Две греко-болгарские надписи из Филипп», Бюллетень греческой переписки , 1928 Том. 52 нет. 52, с. 125-147 [2] , по состоянию на 10 октября 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б Немецкий 2009 , с. 5.
  11. ^ Гёбл и Рона-Тас 1995 , стр. 18–19
  12. ^ Рона-Тас 1999 , стр. 131–132.
  13. ^ Jump up to: а б Гёбл и Рона-Тас 1995 , с. 19.
  14. ^ Эрдал 1988 , с. 223.
  15. ^ Томсен 1918 , с. 27.
  16. ^ Фидлер 2008 , стр. 189–191.
  17. ^ Хелимский 2000 , стр. 271–277.
  18. ^ Эрдал 2007 , с. 79.
  19. ^ Андраш Рона-Тас, Венгры и Европа в раннем средневековье (Central European University Press, 1999; ISBN   963-9116-48-3 ), стр. 131-132.
  20. ^ Агусти Алемани, «От Центральной Азии до Балкан: название * ču (b)-pān» в книге Кристин Эллисон, Анке Йойстен-Прушке, Антье Вендтланд (ред.), От Даены до Дина: Религия, культура и язык в иранском мире (2009; ISBN   978-3-447-05917-6 ), стр. 3-Надпись выполнена греческими заглавными буквами по периферии богато украшенного ажурным переплетенным узором золотого диска, дополнительно закрепленного на дне неглубокой полусферической формы. золотая чашка в форме овального таза диаметром 12 р. 5
  21. ^ Сабо, Геза (2021). «Изображение женщины на 2-м кувшине Сокровища Надьсентмиклоша - Возможности интерпретации, основанные на археологических и этнографических параллелях на Кавказе, а также результатах последних исследований» [Изображение женщины на 2-м кувшине Сокровищ Надьсентмиклоша - Возможности интерпретации на основе археологических и этнографических параллелей на Кавказе, а также результатов последних исследований] (PDF) . Женское измерение (на венгерском языке). 1 : 33–45. дои : 10.55344/andfh.2101033 .
  22. ^ Работа аварских ювелиров с точки зрения истории культуры. В: К. Энтвистл, Н. Адамс, Византийское ювелирное дело. Лондон: British Museum Press, 2009. с. 62.
  23. ^ Краткий очерк о сокровищах Надьсентмиклоша. в: Золото аваров. Сокровище Святого Николая. Главный редактор: Т. Ковач. Будапешт, 2002 г., стр. 57-80.
  24. ^ Балинт 2010 , стр. 153, 155.
  25. ^ Дайм 2003 , с. 516.
  26. ^ Фидлер 2008 , с. 218.
  27. ^ Рона-Тас 1999 , с. 132.
  28. ^ Василе Мунтян, Вклад в историю Баната, Тимишоара, 1990, стр.6.
  29. ^ Ды Ласло, И. Рач (1986): Сокровище Надьсентмиклоша. Геликон, Будапешт
  30. ^ Данлоп, Д.М., «Хазары», в Прил. Иудаика, издание 1971-2 гг.
  31. ^ Бадер, Огайо, Исследования Камской археологической экспедиции (на русском языке, Харьков, 1953).
  32. ^ Арне, Т.Дж., «Швеция и Восток», Архив востоковедения , 8°. т.8, Упсала, 1914 г.
  33. ^ Балинт Cs. (2004): Сокровище Надьсентмиклоша . (Клад святителя Николая). Varia Archaeologica Hungarica ок. серия, XVIa, Будапешт

Источники

[ редактировать ]
  • Алемани, Агусти (2009). «От Средней Азии до Балкан: титул *чу(б)-пан». В Эллисон, Кристина; Йойстен-Прушке, Анке; Вендтланд, Антье (ред.). От Даены до Дина: религия, культура и язык в иранском мире . стр. 3–12.
  • Балинт, Чанад (2010). «Труд аварских ювелиров с позиций истории культуры». В Адамсе, Ноэль; Энтвистл, Крис (ред.). Понятная красота: недавние исследования византийских украшений . стр. 146–160.
  • Дайм, Фалько (2003). «Авары и аварская археология. Введение». В Гетце, Ганс Вернер; Ярнут, Йорг; Пол, Уолтер (ред.). Регна и роды: взаимоотношения позднеантичных и раннесредневековых народов и королевств в трансформации римского мира . стр. 463–570.
  • Эрдал, Марсель (1988). «Тюркская надпись Надь-Сент-Миклош греческими буквами». Восточный журнал Венгерской академии наук . 42 : 221–234.
  • Эрдал, Марсель (2007). «Хазарский язык». В Голдене, Питер Б.; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш (ред.). Мир Хазарии . стр. 75–108.
  • Фидлер, Уве (2008). «Булгары в Нижнем Подунавье. Обзор археологических данных и состояние современных исследований». В Курте, Флорин; Ковалёв, Роман (ред.). Другая Европа в средние века: авары, булгары, хазары и половцы . стр. 151–236.
  • Гебл, Роберт; Рона-Тас, Андраш (1995). Надписи клада Надь-Сентмиклош: палеографическая документация .
  • Helimski, Eugene A. (2000). "On probable Tungus-Manchurian origin of the Buyla inscription from Nagy-Szentmiklós". Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи . pp. 268–277.
  • Рона-Тас, Андраш (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье .
  • Томсен, Вильгельм (1918). Надпись из золотой находки Надь-Сент-Миклоша (Венгрия) .



[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b426e4e7d24977f8ee31f1f556fb7bab__1724621460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/ab/b426e4e7d24977f8ee31f1f556fb7bab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Treasure of Nagyszentmiklós - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)