Киргизский Енисей
𐰶𐰃𐰺𐰴𐰕 Кыргызстан | |
---|---|
![]() | |
Языки | |
Древнетюркский | |
Религия | |
Тенгризм , Буддизм , Манихейство | |
Родственные этнические группы | |
Гектюрки , киргизы , хакасы , фую кыргызы , сибирские татары , алтайцы , казахи |
История Кыргызстана |
---|
![]() |
Хронология |
Енисейские кыргызы ( древнетюркский : 𐰶𐰃𐰺𐰴𐰕:𐰉𐰆𐰑𐰣 , латинизированный: Qyrqyz bodun ) — древний тюркоязычный народ, живший в верховьях реки Енисей в южной части Минусинской впадины с III века до нашей эры по XIII век нашей эры. Сердцем их родины был лесной массив Танну-Ола (известный в древности как Лаосские или Когменские горы) в современной Туве , к северу от Монголии. . Саяны В состав их территории в разное время входили и Енисейский Кыргызский каганат существовал с 538 по 1219 год н. э.; в 840 году он принял руководство Тюркским каганатом от уйгуров , расширив государство от приенисейских территорий до Средней Азии и Таримской котловины .
История
[ редактировать ]Енисейские кыргызы коррелировали с культурой Чаатас и, возможно, могут быть соотнесены с таштыкской культурой . [1] [2] [3] Их эндоним по-разному транскрибировался в китайских исторических текстах как Цзегу (Кость , Хэгу ) Хэцзяси (祥 Кость), Хэгуси (祥扢斯), ( 祥祢斯), Хугу (Защита костей), Цигу (Защита костей), Цзюу. ( Джуу ) и Сяцзясы (绠佳斯), [4] но впервые появился как Гекун (или Ко-кун ; китайский : 鬲昆 ) или Цзянькунь (или Цзянь-кун ; китайский : 堅昆 ) в «Записях великого историка» и «Книге Хань» соответственно. [5] Питер Голден реконструирует лежащее в основе * Qïrğïz < * Qïrqïz < * Qïrqïŕ и предполагает происхождение от древнетюркского qïr 'серый' (цвет лошади) плюс суффикс -q(X)ŕ/ğ(X)ŕ ~ k(X)z/g( Х)з . [6] [7]
Около 202 г. до н. э. сюнну чаньюй Модун завоевал кыргызов, тогда известных китайцам как Гекун (鬲昆), вместе с хунью (渾庾), цюше (屈射), динглинами (丁零) и синьли (薪犁). [8] Дуань Чэнши писал в «Разных кусочках из Юяна» , что мифологические предки кыргызского племени ( Jiankūn bùluò 堅昆部落) были «богом и коровой» (神與牸牛) (в отличие от Гёктюркс , чьей мифологической прародительницей была волчица; или Гаоче , чьими мифологическими предками были волк и дочь хунну шаньюй ), и что местом происхождения кыргызов была пещера к северу от Куманских гор (曲漫山), [9] [10] [11] который отождествлялся либо с Саянами , либо с Танну-Олой ; Кроме того, Синь Таншу упомянул, что кыргызская армия располагалась рядом с Циншаном 青山 «Голубыми горами», названными от тюркского Кёгман (> Ch. Quman ) и рекой Кемь (> 劍 Jiàn ). [12] К тому времени, когда в восьмом веке нашей эры империя Гоктюрков пала, енисейские кыргызы создали свое собственное процветающее государство, основанное на модели Гоктюрков . Они переняли орхонскую письменность гектюрков в и установили торговые связи с Китаем и халифатом Аббасидов Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
Кыргызские каганы Енисейского Кыргызского каганата заявляли о своем происхождении от китайского генерала Ли Лина , внука знаменитого династии Хань генерала Ли Гуана . [13] [14] [15] Ли Лин был захвачен хунну и дезертировал в первом веке до нашей эры, и поскольку танская императорская семья Ли также заявляла о своем происхождении от Ли Гуана, поэтому киргизский хаган был признан членом танской императорской семьи. [16] [17] : 394–395 Император Тан Чжунцзун сказал им: «Ваша и наша нация принадлежат к одному и тому же родовому клану (Цзун). Вы не похожи на других иностранцев». [18] : 126
История тюркских народов до XIV века. |
---|
![]() |
В 758 году уйгуры убили киргизского хана и кыргызы перешли под власть Уйгурского каганата . Однако енисейские киргизы большую часть времени проводили в состоянии мятежа. В 840 году им удалось разграбить уйгурскую столицу Орду-Балык в монгольской долине Орхон и полностью изгнать уйгуров из Монголии. [19] [20] 13 февраля 843 года у горы «Убить иностранцев» танские китайцы нанесли сокрушительное поражение войскам уйгурского кагана. [18] : 114– Но вместо того, чтобы заменить уйгуров в качестве правителей Монголии, енисейские кыргызы продолжали жить на своей традиционной родине и существовать так, как они существовали на протяжении веков. Поражение и распад Уйгурского каганата спровоцировали массовую миграцию уйгуров из Монголии в Турфан , Кумул и Ганьсу , где они основали королевство Кочо и уйгурское королевство Ганьсу .
Когда в начале 13 века к власти пришел Чингисхан , енисейские кыргызы мирно подчинились ему и были поглощены его Монгольской империей , положив конец их независимому государству. Во времена Монгольской империи территория енисейских киргизов в северной Монголии была превращена в земледельческую колонию под названием Кем-Кемчик. Хубилай-хан , основавший династию Юань , также посылал монгольских и ханьских чиновников (вместе с колонистами) служить судьями в Киргизскую и Тувинскую области.
Часть енисейских кыргызов была переселена Джунгарское ханство в джунгарами . В 1761 году, после разгрома джунгар династией Цин , некоторые Оэлеты, племя ойратоязычных джунгар, были депортированы в бассейн Нонни на северо-востоке Китая ( Маньчжурия ), а вместе с Оэлетами была депортирована и группа енисейских кыргызов. [21] [22] Киргизы, переселившиеся в северо-восточный Китай, стали известны как кыргызы Фую , но сейчас они по большей части слились с монгольским и китайским населением. [23] [24] [25]
Потомками енисейских кыргызов сегодня являются кыргызы , хакасы , фуюйские кыргызы и алтайские народы .
Этническая принадлежность и язык
[ редактировать ]



В культурном и языковом отношении енисейские кыргызы были тюрками.
Тан Хуйяо (961 г. н. э.), цитируя генерального защитника Аньси Гэ Цзяюня, утверждает, что все кыргызы, известные китайцам как Цзянькунь, имели рыжие волосы и зеленые глаза. Считалось, что те, у кого были темные глаза и черные волосы, произошли от Ли Лина , генерала династии Хань , который, как утверждали кыргызы, женился на кыргызке и был отправлен для помощи в их управлении после того, как он сдался хунну. Вполне возможно, что это была выдуманная традиция, используемая для утверждения о кровном родстве с императорским домом Тан, который утверждал, что происходит от деда Ли Лина, Ли Гуана . Имя Цзянькунь позже было изменено на Сяцзяси ; по словам переводчика, Сяцзяси означало «желтая голова и красное лицо», и именно так их называли уйгуры; Пуллибланк (1990) предполагает, что «желтая голова и красное лицо» были народной этимологией, основанной на тюркском qizqil ~ qïzïl «красный». [26] [27] [28] [29]
Из Сяцзяси 黠戛斯 советские учёные реконструировали экзоним Хакас . [30] [31] Эдвин Г. Пуллибланк предполагает, что значение «красное лицо и желтая голова», возможно, было народной этимологией, предоставленной переводчиком, который объяснил этноним, основанный на тюркском qïzïl ~ qizqil , что означает «красный». [26] Описание кыргызов как «крупных, с рыжими волосами, белыми лицами и зелеными или голубыми глазами» в танских китайских источниках, а также в тибетских и исламских источниках побудило ряд исследователей предположить, что кыргызы, возможно, изначально не были тюрками. или, по крайней мере, этнически смешанный народ с большим нетюркским элементом. того, что они считали нетюркскими словами (особенно палео-сибирскими ), сохранившимися в китайских записях. Многие ученые поддержали эту идею после выявления среди кыргызов [32] Лигети цитировал мнения различных ученых, которые предлагали рассматривать их как ассимилированные германские , славянские или кетские слова , тогда как сам он, вслед за Кастреном и Шоттом, отдавал предпочтение ассимилированному самоедскому происхождению на основе этимологии предполагаемого кыргызского слова qaša или qaš. за «железо». Однако Пуллибланк утверждал: [33] [ нужна страница ]
Насколько я вижу, единственным основанием для предположения о том, что киргизы изначально не были тюрками по языку, является тот факт, что их описывают как блондинов, что вряд ли является приемлемым аргументом в свете современных представлений о независимости языка и расы. Как признал сам Лигети, другие сведения о киргизском языке в танских источниках ясно показывают, что в то время они были тюркоязычными и более ранних свидетельств об их языке вообще нет. Даже слово qaša или qaš, я думаю, может быть тюркским. В Тонгдиане говорится: «Всякий раз, когда с неба проливается железо, они собирают его и используют. Они называют его цзяша (LMC kiaa-şaa). Из него делают ножи и мечи, которые очень острые». Тан Хуйяо то же самое, за исключением того, что в нем отсутствует иностранное слово цзяша. «Железный дождь» наверняка относится к метеоритам . Редактор, скопировавший этот отрывок в « Синь Таншу», к сожалению, неправильно его понял и изменил на «Всякий раз, когда идет дождь, их обычай всегда брать железо», что довольно бессмысленно. К сожалению, Лигети использовал только отрывок Синь Таншу, не ссылаясь на Тундянь. Его восстановление каши или каша кажется вполне приемлемым, но я сомневаюсь, что это слово означало просто «железо». Кажется, это скорее относится конкретно к «метеориту» или « метеоритное железо ».
Американский тюрколог Майкл Дромпп отмечает, что связь между языком и расой крайне неубедительна, а внешний вид кыргызов является не более надежным индикатором нетюркского происхождения, чем несколько, возможно, нетюркских слов в их лексиконе, присутствие которых можно объяснить. посредством языковых заимствований. Надписи енисейских кыргызов в восьмом веке и позже написаны полностью на тюркском языке, а китайские источники Тан ясно утверждают, что кыргызы писали и говорили на языке, идентичном уйгурам. Дромпп утверждает, что нет никаких оснований предполагать, что кыргызы были нетюркскими по происхождению, хотя такую возможность нельзя сбрасывать со счетов. [32]
По мнению Ли и Куанга, которые цитируют китайские исторические описания, а также генетические данные, тюркоязычный «киргиз», возможно, имел нетюркское происхождение и позже был тюркизирован посредством межплеменных браков. Кыргызы были описаны в « Ю ян дза зу» Дуань Чэнши в 9 веке нашей эры как люди с желтыми волосами, зелеными глазами и рыжими бородами. По мнению Дуана, кыргызы не имели волчьего происхождения, в отличие от тюрков, и родились в пещере к северу от горы Куман как потомки бога и коровы. Новая книга Тан (11 век) не считает кыргызов такими же, как племена Тиле, но утверждает, что у них тот же язык и письменность, что и уйгуров. В « Новой книге» говорится, что кыргызы «все были высокими и большими, с рыжими волосами, белыми лицами и зелеными глазами». Они были похожи на соседнее «племя бома» ( басмыл ), которое не говорило на одном языке, а это означает, что кыргызы, возможно, изначально были нетюркским народом. Ли и Куанг считают, что кыргызы физически отличались от «кёк-тюрков», поскольку до сих пор не существует подобного описания их внешности. Ашина Симо было поставлено под сомнение из-за его согдийской внешности «Ху». Происхождение [34] Гардизи считал, что рыжие волосы и белая кожа кыргызов объясняются смешением с «саклабами» (славянами), тогда как в Новой книге утверждается, что кыргызы смешались с динглингами . [35]
Образ жизни
[ редактировать ]Енисейские кыргызы имели смешанную экономику, основанную на традиционном кочевом животноводстве (в основном лошадей и крупного рогатого скота) и земледелии. Согласно китайским записям, они выращивали гималайскую рожь , ячмень , просо и пшеницу . [17] : 400–401 Они также были квалифицированными мастерами по железу, ювелирами, гончарами и ткачами. Их домами были традиционные кочевые палатки, а в сельскохозяйственных районах – хижины из дерева и коры. Их фермерские поселения были защищены бревенчатыми частоколами. Ресурсы их лесной родины (в основном меха) позволили енисейским киргизам стать и зажиточными купцами. Они поддерживали торговые связи с Китаем , Тибетом , Аббасидским халифатом Ближнего Востока и многими местными племенами. [17] : 402 Киргизские лошади также славились своими крупными размерами и скоростью. В персидском тексте X века Худуд аль-Алам описываются киргизы как люди, «почитающие огонь и сжигающие мертвых», и что они были кочевниками, которые охотились. [36]
Этимология и имена
[ редактировать ]Трехсложные формы с китайским -sz для тюркского финала -z появляются только с конца 8 века. До этого времени у нас есть серия китайских транскрипций, относящихся к одним и тем же людям и относящихся ко II веку до нашей эры, которые заканчиваются либо на -n, либо на -t:
- Гекун (EMC kέrjk kwən), II век до н.э. Шиджи 110, Ханшу 94а.
- Цзянькунь (EMC khέn kwən), I век до нашей эры. Ханьшу 70.
- Цигу (EMC kέt kwət), VI век. Чжоушу 50.
- Хэгу (EMC γət kwət), VI век. Суйшу 84.
- Цзегу (EMC kέt kwət), VI–VIII века. Тундянь 200, Старая книга Тан 194b и Тан Хуйяо 100.
Ни -n, ни -t не являются хорошим эквивалентом -z. Самая серьезная попытка объяснить эти формы, по-видимому, предпринята Полем Пеллио в 1920 году. Пеллио предположил, что среднекитайский -t означает тюркский -z, что было бы довольно необычно и потребовало бы подтверждающих доказательств, но тогда его ссылки на монгольские множественные числа в -т позволяют предположить, что он думает, что имя киргизов, как и имя тюрков, впервые стало известно китайцам через монголоязычных посредников. Еще менее правдоподобно предположение, что киргизы, которые сначала стали известны как народ, завоеванный хунну , а затем вновь возникший в составе других тюркских народов в VI веке, должны были иметь суффиксы монгольского стиля, прикрепленные ко всем различным формам. их имени, которые транскрибировались на китайский язык вплоть до IX века.
Изменение r на z в тюркском языке, которое подразумевается в китайских формах имени киргизы, не должно приносить никакого утешения тем, кто хочет объяснить монгольские и тунгусские родственные слова r как тюркские заимствованные слова . Народами, упомянутыми в источниках ханьского периода, которые можно идентифицировать как тюркские, были динглины (позже тиеле , от которых произошли уйгуры ), цзянькунь (позже киргизы), синьли (позже сэр/ сюэ ) и, возможно, также хуцзе. или Уцзе, все они в тот период находились к северу и западу от хунну в общей области, где мы находим киргизов в начале Тан.
История Монголии |
---|
![]() |
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шаванн, Эдуард. «Документы о Западном Туджуэ» (1904 г.)
- Мамбеталиев Аскар. «Несторианство среди древних киргизских племен»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Xipoliya Yanke Suo Jian Xiajiesi Monijiao" ("Сибирские наскальные рисунки и манихейство Сяцзеси") 1998 Ганьсу Минцзу Яньцзю
- ^ Эй Джей Хейвуд, Сибирь: история культуры , Oxford University Press, 2010, стр.203.
- ^ Кристоф Баумер, История Центральной Азии: эпоха степных воинов , IBTauris, 2012, стр.171.
- ^ Теобальд, Ульрих (2012). «Сяцзяси黠戛斯, Циркиз» для ChinaKnowledge.de - Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства
- ^ Пуллибланк, Эдвин Г. «Имя киргизов» в Central Asiatic Journal , Vol. 34, № 1/2 (1990). Харрасовиц Верлаг. стр. 98-99 из 98-108
- ^ Голден, Питер Б. (2017). «Тюркский мир в Махмуде аль-Кашгари» (PDF) . Тюркология 4:16 .
- ^ Голден, Питер Б. (август 2018 г.). «Этногонические сказания тюрков». Журнал средневековой истории , 21 (2): 302.
- ↑ Сыма Цянь Записи великого историка , том 110 «Хубэй завоевали страны Хуньюй, Цюше, Динлин, Кунькунь и Синьли. ... Это было время, когда династия Хань впервые основала Китай ...» перевод: «Позже на Севере [Модун] подчинил народы Хуньюй, Кушэ, Динлин, Гекунь и Синьли. Это было тогда, когда Хань только что стабилизировали Центральный регион , [...]. [т.е. 202 г. до н.э.]»
- ^ Юзанг Зазу об. 4
- ^ Ли и Куанг (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов», Внутренняя Азия, 19. стр. 204-205 из 197-239
- ^ Голден, Питер Б. (август 2018 г.). «Этногонические сказания тюрков». Журнал средневековой истории , 21(2): 297-304.
- ^ Кенжеахмет, Нурлан (2014). «Этнонимы и топонимы» древнетюркских надписей в китайских источниках». Studia et Documenta Turcologica . II . С. 299 из 287–316.
- ^ Вероника Вейт, изд. (2007). Роль женщин в алтайском мире: Постоянная международная алтаистическая конференция, 44-е заседание, Вальберберг, 26-31 августа 2001 г. Том. 152 Asiatische Forschungen (иллюстрированное изд.). Отто Харрасовиц Верлаг. п. 61. ИСБН 978-3447055376 . Проверено 8 февраля 2012 г.
- ^ Майкл Роберт Дромпп (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Том. 13 библиотеки Внутренней Азии Брилла (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 126. ИСБН 9004141294 . Проверено 8 февраля 2012 г.
- ^ Кызласов, Леонид Р. (2010). Городская цивилизация Северной и Внутренней Азии, историко-археологические исследования (PDF) . Кураторы серии VICTOR SPINEI et IONEL CANDE VII. Том. Городская цивилизация Северной и Внутренней Азии. Историко-археологические исследования. РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ Ясс Editura Academiei Romane - Editura Istros. п. 245. ИСБН 978-973-27-1962-6 . Сборник мастеров истории и археологии Античности и Средневековья.
- ^ Вероника Вейт, изд. (2007). Роль женщин в алтайском мире: Постоянная международная алтаистическая конференция, 44-е заседание, Вальберберг, 26-31 августа 2001 г. Том. 152 Asiatische Forschungen (иллюстрированное изд.). Отто Харрасовиц Верлаг. п. 61. ИСБН 978-3447055376 . Проверено 8 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Майкл Р. Дромпп (1999). «Нарушение орхонской традиции: присоединение киргизов к Енисею после 840 г. н.э.». Журнал Американского восточного общества . 119 (3): 390–403. дои : 10.2307/605932 . JSTOR 605932 .
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Роберт Дромпп (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Библиотека Внутренней Азии Брилла. Том. 13. Брилл. ISBN 9004141294 .
- ^ Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. стр. 610–. ISBN 978-0-08-087775-4 .
- ^ Пал Ньири; Джоана Брайденбах (2005). Китай наизнанку: современный китайский национализм и транснационализм . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 275–. ISBN 978-963-7326-14-1 .
- ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: Этническая история . Финно-угорское общество. п.п. 111–112. ISBN 978-951-9403-84-7 .
- ^ Стивен А. Вурм; Петер Мюльхойслер; Даррелл Т. Трайон, ред. (11 февраля 2011 г.). Атлас языков межкультурного общения в Тихоокеанском регионе, Азии и Америке . де Грюйтер. п. 831. ИСБН 9783110819724 .
- ^ Чороев (Чоротегин) 2003 , с. 110.
- ^ Поцци, Янхунен и Вейерс, 2006, стр. 113.
- ^ Джованни Старый; Алессандра Поцци; Юха Антеро Янхунен; Майкл Вейерс (2006). Йесен Аку: Маньчжурские исследования в честь Джованни Старого Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 112–. ISBN 978-3-447-05378-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Пуллибланк, Эдвин Г. «Имя киргизов» в Central Asiatic Journal , Vol. 34, № 1/2 (1990). Харрасовиц Верлаг. страница 105 из 98-108
- ^ Лунг, Рэйчел (2011). Переводчики в раннем императорском Китае . Издательство Джона Бенджамина. п. 108. ИСБН 978-9027224446 . Проверено 8 февраля 2012 г.
- ^ Вероника Вейт, изд. (2007). Роль женщин в алтайском мире: Постоянная международная алтаистическая конференция, 44-е заседание, Вальберберг, 26-31 августа 2001 г. Том. 152 Asiatische Forschungen (иллюстрированное изд.). Отто Харрасовиц Верлаг. п. 61. ИСБН 978-3447055376 . Проверено 8 февраля 2012 г.
- ^ Майкл Роберт Дромпп (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Том. 13 библиотеки Внутренней Азии Брилла (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 126. ИСБН 9004141294 . Проверено 8 февраля 2012 г.
- ^ Ли и Куанг (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов», Внутренняя Азия , 19. стр. 216 из 197–239
- ^ Кара, Давид Сомфаи (2018). «Формирование современных тюркских «этнических» групп в Центральной и Внутренней Азии» . Венгерский исторический обзор . 7 (1): 98–110. ISSN 2063-8647 . JSTOR 26571579 .
Остальные тюркские роды (енисейские кыргызы) русские называли минусинскими татарами, и вскоре это стало их автонимом (тадарлар). В советское время их официальное название (экзоним) изменилось. Они стали хакасами по китайскому названию «сяцясы», или кыргызы.
- ^ Перейти обратно: а б Дромпп, Майкл (2002). «Енисейские киргизы от древнейших времен до монгольского завоевания» . Академия . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Пуллибланк, Эдвин Дж. (2002). Средняя Азия и некитайские народы Древнего Китая . Издательство Эшгейт. ISBN 0-86078-859-8 .
- ^ Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 2210-5018 .
Согласно «Ю ян за цзу», написанному Дуань Чэнши в девятом веке нашей эры, киргизы считали себя потомками бога и коровы: 24 Племя Цзянькунь (堅昆) [киргизов], [в отличие от тюрков], не волчьего происхождения. Их предки родились в пещере, расположенной к северу от горы Куман. Сами они говорят, что в древности в той пещере жил бог, который спаривался с коровой. Волосы у людей желтые, глаза зеленые, а бороды рыжие. Киргизы отличаются от уйгуров и других племен Тиле в китайской истории. Синь Таншу, дающая подробные сведения о киргизах и племенах Тиле, не включает первых в число вторых (Синь Таншу 217б.6139–6145). Кроме того, хотя Синь Таншу утверждает, что «их язык и письменность были идентичны языку и письменности уйгуров (其文字言語,與回鶻正同)» (Синь Таншу 217b.6148), в ней также отмечается своеобразный физический фенотип киргизов. . В «Синь Таншу» сообщается: «Люди все высокие и большие, с рыжими волосами, белыми лицами и зелеными глазами (人皆長大,赤髮、皙面、綠瞳)» (Синь Таншу, 217b.6147)25. для Синь Таншу их соседнее племя по имени Бома (駁馬) или Била (弊剌) напоминало киргизов, хотя их язык был другим (Синь Таншу 217б.6146). Это может означать, что киргизы изначально не были тюркским народом26, который тюркизировался в период Кёк-Тюрк, по крайней мере частично, в результате межплеменных браков.
- ^ Ли и Куанг 2017 , с. 204-205.
- ^ Скотт Кэмерон Леви, Рон Села (2010). «Глава 4. Рассуждения о стране Киргизов» . Исламская Центральная Азия: Антология исторических источников . Издательство Университета Индианы. п. 30. ISBN 978-0-253-35385-6 .