Ганьчжоу Уйгурское королевство
Ганьчжоу Уйгурское королевство Ганьчжоу Уйгурский | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
894–1036 | |||||||||
Статус | Королевство | ||||||||
Капитал | Ганьчжоу ( Чжанъе ) | ||||||||
Общие языки | Старый уйгурский язык Среднекитайский | ||||||||
Религия | Манихейство (официальное; 894 – ок. 980), позже буддизм | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Оно падал | |||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 894 | ||||||||
• Упразднено | 1036 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Китай |
История тюркских народов до XIV века. |
---|
( Уйгурское королевство Ганьчжоу традиционный китайский : Ганьчжоу Уйгур ; упрощенный китайский : Ганьчжоу Уйгур ; пиньинь : Ганьчжоу Хуэйху ), также называемое Хэси Уйгуры , было основано в 894 году вокруг Ганьчжоу в современном Чжанъе . [ 1 ] [ 2 ] Царство просуществовало с 894 по 1036 год; за это время многие жители Ганьчжоу обратились в буддизм . [ 3 ]
Коридор Хэси , расположенный на территории современного Ганьсу , традиционно был китайским вторжением в Среднюю Азию . С 9 по 11 века эта территория была разделена между уйгурами Ганьчжоу и округом Гуйи . К началу 11 века и уйгуры, и округ Гуйи были завоеваны тангутами из династии Западная Ся . [ 4 ]
Уйгурские правители Ганьчжоу происходили из Дома Яглакара . [ 5 ]
История
[ редактировать ]Самое позднее в 840 году в Ганьчжоу уже существовала община уйгуров. [ 6 ]
В 874 году остатки Тибетской империи, известные как Вэньмо, ханьские китайские рабы-солдаты Тибетской империи, в Ганьчжоу изгнали уйгуров. [ 7 ] [ 8 ]
Примерно в 881 и 882 годах Ганьчжоу вырвался из-под контроля округа Гуйи. [ 9 ]
Остатки распавшегося Уйгурского каганата поселились в Циньчжоу 秦州, Лянчжоу, Ганьчжоу, Сучжоу 肅州, Гуачжоу 瓜州 и Шачжоу 沙州. В 894 году уйгуры под предводительством Пантекина (Хуайцзянь-кагана) основали Ганьчжоу-Уйгурское королевство в Ганьчжоу. [ 5 ]
В 902 году уйгуры Ганьчжоу направили военную помощь императору Тан Чжаоцзуну . [ 7 ]
В 910 году уйгуры Ганьчжоу напали на королевство Цзиньшань (Гуйи).
В 911 году уйгуры Ганьчжоу напали на Королевство Цзиньшань и вынудили их вступить в союз в качестве меньшего партнера. [ 7 ]
В 916 году уйгурская принцесса из Ганьчжоу вышла замуж за Цао Ицзиня, губернатора округа Гуйи. Режим округа Гуйи в Дуньхуане установил брачные союзы, дипломатические, торговые и культурные связи с уйгурами Ганьчжоу. [ 10 ]
В 920 году каган Хуайцзянь заболел и умер в 924 году; его сыновья Дийин и Ренмей боролись за трон, и Дийин оказался на вершине. Они получили королевское назначение от династии Поздняя Тан . [ 11 ] Кидани но династии Ляо предлагали позволить уйгурам Ганьчжоу вернуться на свою прежнюю родину на Орхоне, они отказались от этого предложения. [ 7 ]
В 925 году Цао Ицзин возглавил нападение на уйгуров Ганьчжоу и разгромил их.
В 926 году Дийин умер, и Адуою сменил его на посту Шуньхуа-кагана. Шуньхуа-каган женился на дочери Цао Ицзиня.
В 930 году Цао Ицзин посетил уйгурский двор Ганьчжоу в Ганьчжоу.
В 933 году Шуньхуа-каган умер, и его преемником стал Цзинцюн.
В 961 году уйгуры Ганьчжоу признали династию Сун своими сюзеренами. [ 5 ] Из-за более свободного статуса женщин в тюркском обществе Королевство Ганьчжоу часто использовало как буддийских монахов, так и монахинь в качестве посланников в Сунский Китай, где буддийские монахини также пользовались большим покровительством со стороны элиты. Песня признавала уйгуров Ганьчжоу, а также Караханидов и уйгуров Кочо коллективными потомками бывшего Уйгурского каганата. [ 12 ] Арабские источники, например отчет арабского путешественника Абу Дулафа (который, возможно, был основан на других источниках того периода), похоже, называли Уйгурское королевство Ганьчжоу «Китаем». [ 13 ]
В 975 году Цзинцюн умер, и его сменил Елуохэ Милье.
В 983 году Цзинцюн умер, и его сменил Лушэн.
В 1003 году Лушэн умер, и его преемником стал каган Чжуншунь Баодэ. Тангуты . напали на уйгуров Ганьчжоу, но потерпели поражение [ 5 ]
В 1008 году уйгуры и тангуты Ганьчжоу вступили в бой, и уйгуры вышли победителями. Династия Ляо напала на уйгуров Ганьчжоу и разгромила их. [ 5 ]
В 1009 году ганьчжоуские уйгуры захватили Лянчжоу . [ 5 ]
В 1010 году династия Ляо напала на уйгуров Ганьчжоу и разгромила их. [ 5 ]
В 1016 году Чжуншунь Баодэ-каган умер, и его преемником стал Хуайнин Шуньхуа-каган.
В 1023 году Хуайнин Шуньхуа-каган умер, и его преемником стал Гуйчжун Баошун-каган.
В 1026 году уйгуры Ганьчжоу потерпели поражение в битве от династии Ляо, и это поражение ослабило контроль уйгуров над коридором Хэси настолько, что тангутский Ли Юаньхао смог захватить контроль и провозгласить Западную Ся . [ 5 ] В 1028 году ганьчжоуские уйгуры потерпели поражение от тангутов, а Гуйчжун Баошунь-каган умер, и его преемником стал каган Баого.
В 1036 году Ганьчжоу-Уйгурское царство было присоединено к тангутам. После разрушения своего государства уйгуры Ганьчжоу мигрировали и поселились в Дуньхуане (Шачжоу) и Гуачжоу . Уйгуры Гуачжоу сдались тангутам в 1030 году, а Шачжоу сдался в 1036 году. Записи о правлении хана Хуоласан в Шачжоу в 1127 году показывают, что тамошние уйгуры сохранили некоторую степень автономии в Западной Ся . Другая группа, поселившаяся между Дуньхуаном и бассейном Кайдама, стала известна как желтоголовые уйгуры. Они практиковали буддизм и жили как кочевники-скотоводы. В 13 веке их называли сали-уйгурами. Их потомки сегодня известны как югуры . [ 5 ]
Несмотря на то, что они были завоеваны тангутами, уйгуры Ганьчжоу сохранили практику отправки торговых миссий ко двору Сун. [ 14 ]
Религия
[ редактировать ]Уйгуры Ганьчжоу первоначально исповедовали манихейство в качестве своей государственной религии, но отказались от него в пользу буддизма в конце 10 века из-за давления со стороны тангутов . Как и тангуты, они отправляли буддийских паломников на гору Утай , но настоящей целью экспедиций, возможно, был шпионаж за династией Ляо . [ 15 ] По словам Хун Хао, дипломата династии Сун , направлявшегося к династии чжурчжэней Цзинь , все Хэси уйгуры коридора еще практиковали буддизм :
Уйгуры верят в основном в буддизм. Они размещают (буддийские) скульптуры в зале. При каждом жертвоприношении они должны зарезать ягненка. Некоторые весело пьют алкоголь. Затем они окунают палец в кровь ягненка и красят кровью рот Будды. Некоторые держат ногу Будды и кричат, что должно было показать близость и уважение к Будде. Во время повторения Священного Писания они носили Касайю (одеяние монаха) и говорили на индийском языке. [ 16 ]
— Хун Хао
Современная эпоха
[ редактировать ]Современные потомки уйгуров Ганьчжоу известны как югуры . [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Золотой 2011 , с. 47.
- ^ Миллуорд 2007 , с. 46.
- ^ Босворт 2000 , с. 70.
- ^ Белл, Коннор Джозеф. Уйгурская трансформация в средневековой Внутренней Азии: от кочевых тюркских традиций к культурным монгольским администраторам . стр. 65–69. ISBN 9780549807957 . Проверено 21 декабря 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Теобальд, Ульрих (15 декабря 2012 г.) -уйгур, Вейвур-уйгур, уйгуры» . ChinaKnowledge.de «Хуэйхэ Хуэйхэ, Хуэйху
- ^ Ли 2005 , стр. 35.
- ^ Jump up to: а б с д Баумер 2012 , с. 312.
- ^ «Границы империй Тан и Сун» . 31 октября 2021 г.
- ^ Рассел-Смит 2005 , с. 57.
- ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Блестящий. п. 103. ИСБН 978-90-04-51033-3 .
- ^ Дромпп 2005 , с. 198.
- ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Блестящий. стр. 100-1 13, 75–7 ISBN 978-90-04-51033-3 .
- ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Блестящий. п. 47. ИСБН 978-90-04-51033-3 .
- ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Блестящий. п. 33. ISBN 978-90-04-51033-3 .
- ^ Баумер 2012 , с. 313.
- ^ Ли 2005 , с. 36-37.
- ^ Климкейт, HJ «Манихейство и несторианское христианство». История цивилизаций Центральной Азии . Том. 4, ч. 2. с. 70.
- Ян, Фу-Сюэ (1994). «О Ша-чжоу-Уйгурском царстве » Центральноазиатский журнал . 38 (1). Издательство Харрасовиц: 80–107. JSTOR 41929460 .
Библиография
[ редактировать ]- Азимов, М.С. (1998), История цивилизаций Центральной Азии, Том IV. Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века. Часть первая. Историческая, социальная и экономическая обстановка , Издательство ЮНЕСКО.
- Барфилд, Томас (1989), Опасный рубеж: кочевые империи и Китай , Бэзил Блэквелл
- Баумер, Кристоф (2012), История Центральной Азии: эпоха степных воинов
- Бенсон, Линда (1998), Последние кочевники Китая: история и культура китайских казахов , М. Е. Шарп
- Брегель, Юрий (2003), Исторический атлас Центральной Азии , Брилл
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (2000), Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века - Том. 4, Часть II: Достижения (История цивилизаций Центральной Азии) , Издательство ЮНЕСКО
- Бугра, Имин (1983), История Восточного Туркестана , Стамбул: Стамбульские публикации.
- Дромпп, Майкл Роберт (2005), Танский Китай и крах Уйгурской империи: документальная история , Брилл
- Голден, Питер Б. (2011), Центральная Азия в мировой истории , Oxford University Press
- Хейвуд, Джон (1998), Исторический атлас средневекового мира, 600–1492 гг. Нашей эры , Barnes & Noble
- Латуретт, Кеннет Скотт (1964), Китайцы, их история и культура , том. 1–2, Макмиллан
- Ли, Тан (2005), История религиозных обращений уйгуров (5-16 века) , Азиатский исследовательский институт
- Маккеррас, Колин (1972). Уйгурская империя: согласно династическим историям Тан, Исследование китайско-уйгурских отношений, 744–840 . Издательство Австралийского национального университета. ISBN 0-7081-0457-6 .
- Маккеррас, Колин (1990). «Глава 12 - Уйгуры». В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. стр. 317–342. ISBN 0-521-24304-1 .
- Миллуорд, Джеймс А. (2007), Евразийский перекресток: история Синьцзяна , издательство Колумбийского университета
- Жун, Синьцзян (2013), Восемнадцать лекций о Дуньхуане , Брилл
- Рассел-Смит, Лилла (2005), Уйгурский патронаж в Дуньхуане
- Синор, Денис (1990), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-24304-9
- Соучек, Сват (2000), История Внутренней Азии , издательство Кембриджского университета
- Сюн, Виктор (2008), Исторический словарь средневекового Китая , Scarecrow Press, ISBN 978-0810860537
- Сюэ, Цзунчжэн (1992), Тюркские народы , China Social Sciences Press