Эргенекон
Эргенекон (иногда пишется как Эргенекон , монгольский : Эргүнэ хун , латинизированный : Эргюнэ хун — основополагающий миф тюркских ) и монгольских народов. [ 1 ] [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Существуют противоречивые этимологические теории о происхождении слова Эргенекон. По мнению казахского филолога Немата Келимебова и других сторонников тюркского происхождения, « Эргенекон» - это чемодан, происходящий от древнетюркских корней ergene «переправа, переход, горное ущелье» и kon «лагерь, место проживания» и может быть переведено как «лагерь (лагерь) скотоводы) в горном ущелье». [ 3 ]
По мнению таких ученых, как русский лингвист Зориктуев, который приписывает миф изначально монгольским народам, название произошло от реки Аргунь ( Эргунэ ) и кун, что на старомонгольском языке означало высокое плато с крутыми склонами. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]Тюркская версия
[ редактировать ]В тюркской мифологии миф призван объяснить основание Первого Тюркского каганата . Легенда «Эргенекон» повествует о великом кризисе древних тюрков. После военного поражения турки укрылись в легендарной долине Эргенекон, где они были заперты на четыре столетия. В конце концов они были освобождены, когда кузнец проложил проход, расплавив гору , позволив серому волку Асене вывести их наружу. Люди, выведенные из долины, основали Тюркский каганат, столицей которого была долина. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Новогодняя церемония посвящена легендарному побегу предков из Эргенекона. [ 10 ]
Монгольская версия
[ редактировать ]В монгольской версии Эргенекон был убежищем прародителей монголов , по словам Абулгази Бахадура племянника и сына Иль-Хана соответственно от , Некуза и Кияна ( Рашид-ад-Дина Хамадани ). [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Это распространенный эпос в монгольской мифологии.
Абулгази Бахадур, хан Хивинского ханства монголов Эргенекон (1643–1663), рассказал о мифе о сотворении в своем труде 17 века «Шаджара-и Тюрк» (Генеалогия тюрков). [ 12 ] [ 13 ]
В турецкой литературе
[ редактировать ]Османская эпоха
[ редактировать ]В позднеосманскую эпоху движении) широко использовался эпос «Эргенекон» в турецкой литературе (особенно в турецком националистическом , описывающий мифическое тюркское место происхождения, расположенное в недоступных долинах Горного Алтая . В 1864 году Ахмед Вефик-паша перевел Шаджара-и Тюрк на османский язык под названием Şecere-i Evşâl-i Türkiyye, [ 14 ] опубликовано в газете «Тасвир-и Эфкар» . [ 15 ]
Стихотворение Зии Гёкальпа поставило эпос «Эргенекон» в контекст тюркской истории ( турецкий текст ), опубликованное под названием «Türk An'anesi: Ergenekon» в журнале «Тюрк Дуйгусу» с 8 мая по 5 июня 1913 года. [ 16 ] Золотой подарок [ 17 ] в сентябре 1913 года, [ 18 ] и под названием «Эргенекон» в Кызылельме, 1914 г. [ 19 ] Омера Сейфеттина Стихотворение «Халка Догру» 9 апреля 1914 года. на эту тему было опубликовано в журнале [ 15 ] [ 20 ] Риза Нур перевел Шаджара-и тюрк на современный турецкий язык в 1925 году. [ 21 ] и упомянул Эргенекон в «Огузнаме», изданном в Александрии , 1928 год. [ 22 ]
Основание Турецкой Республики
[ редактировать ]
Первым автором, связавшим мифологию Эргенекона с основанием Турецкой Республики в 1923 году, был Якуп Кадри Караосманоглу . Караосманоглу был автором нескольких эссе о турецкой войне за независимость . Его интерпретация мифа укрепила его место в основополагающей мифологии современного турецкого национального государства. [ 23 ]
Сам миф представлял собой историю о выживании тюркского народа, который, столкнувшись с угрозой исчезновения, смог спастись с помощью своего тотемного бога, бозкурта «волка». [ 24 ] Волк и по сей день остается мощным символом турецкого национализма. Даже известный турецкий поэт-диссидент Назим Хикмет восхвалял Мустафу Кемаля Ататюрка как «белокурого волка» в стихотворении « Кува-йи Миллие» . Хотя первоначальный миф об «Эргенеконе» был посвящен выживанию древнего тюркского народа, в своей республиканской форме он нес в себе символику национального самоопределения Турции . [ 23 ]
В раннюю республиканскую эпоху в Турции (особенно в 1930-е годы, когда этнический национализм в Турции господствовал сказки о Бозкурте , Асене и Эргенеконе. ) пропагандировались [ 25 ] наряду с пантюркизмом и включен в учебники истории как миф о сотворении Гектюрка . [ 26 ] [ 27 ]
В 1933 году Шевкет Сурейя Айдемир , турецкий интеллектуал, основатель и ключевой теоретик движения Кадро , подтвердил эпос «Эргенекон» турецкой революцией. [ 28 ] В новой турецкой версии « Легенды Эгенекон» добавлен мотив волка. [ 29 ] ( текст на турецком языке версия Министерства национального образования Турции , ).
Сравнения
[ редактировать ]По мнению Эргуна Кандана, между мифологиями других культур есть некоторое сходство в их символике. Волчица Асена указала тюркам путь через лабиринт долин и горных перевалов. По мнению Эргуна Кандана, волчицу можно рассматривать как символ «собачьей звезды» Сириуса . [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б [1] Джамих ат-таварих
- ^ Абулгази Бахадур , « Генеалогия тюрка »
- ^ Перейти обратно: а б Зориктуев, БР (01.09.2015). «Тюркская версия происхождения легенды об Эргене-Куне: ошибки и заблуждения» . Археология, этнология и антропология Евразии . 43 (3): 107–115. дои : 10.1016/j.aeae.2015.11.011 . ISSN 1563-0110 .
- ^ Восточный институт культурных и социальных исследований, Том. 1–2, 2001, с. 66
- ^ Мурат Очак, Турки: Ранние времена, 2002, стр. 76.
- ^ Дурсун Йылдырым, «Эпос Эргенекон», Türkler, Vol. 3, Новая Турция, Анкара, 2002 г., ISBN 975-6782-36-6 , стр. 527–43.
- ^ Ибрагим Аксу: История турецких фамилий: ономастическое исследование турецких фамилий, их происхождения и связанных с ними вопросов, Том 1, 2006 г., с. 87
- ^ Х.Б. Паксой, Очерки Центральной Азии, 1999, с. 49
- ^ Эндрю Финкл, Турецкое государство, Турецкое общество, Routledge, 1990, стр. 80
- ^ Майкл Герверс, Уэйн Шлепп: Религия, обычное право и кочевые технологии, Объединенный центр азиатско-тихоокеанских исследований, 2000, стр. 60
- ^ Цзесянь Чен, Гуоли Тайвань дасюэ, Материалы Пятой Восточноазиатской алтаистической конференции , 26 декабря 1979 г. - 2 января 1980 г., Тайбэй, Китай, Национальный тайваньский университет, 1980. Согласно записи Решидеддина, первоначальные монголы исторически были разделены на две части. части. Это: 1. Эти ветви произошли от первоначальных монгольских племен, которые жили в ارکننه قون Эргенекон… Эти племена: Происхождением монголов были потомки этих двух людей, Некуза и Цияна, и их жен, которые бежали в Эргенкон. (по-английски)
- ^ Перейти обратно: а б Бахаеддин Огель, Турецкая мифология, Том. I, Национальная образовательная типография, Стамбул, 1971, Турецкая мифология I: «Эпосы с их источниками и объяснениями» , Историческое общество Тютк, Анкара, 1989, стр. 14–15. (на турецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б Дурсун Йылдырым, «Эргенекон Эпос», Тюрклер , Том. 3, Новая Турция, Анкара, 2002 г., ISBN 9756782366 , стр. 527–43. (на турецком языке)
- ^ Абуль-Гази, Şecere-i Evşâl-i Türkiyye , [публикация Ахмеда Вефик-паши], Dersaadet, 1864.
- ^ Перейти обратно: а б Иса Озкан, «Об эпосе Эргенекон», Türk Yurdu , Том: 29, Выпуск: 265, сентябрь 2009 г., стр. 43–47. (на турецком языке)
- ^ Мехмед Зия, «Эргенекон», Тюрк Дуйгусу , вып. 1, стр. 7–10.
- ^ «Эргенекон», Алтын Армаган , вып. 1 ( «Тюрк Юрду» , приложение № 24, Стамбул, 1328), с. 20.
- ^ Бешир Айвазоглу , "Ziya Gökalp'ın Ergenekon". Архивировано 4 сентября 2009 г., в Wayback Machine , Заман , 6 августа 2009 г., Проверено 24 июля 2010 г. (на турецком языке).
- ^ Зия Гёкальп , Зия Гёкальп Сборник I: Стихи и народные сказки , изд. Февзие Абдулла Тансель, Турецкое историческое общество , Анкара, 1989, с. XLII, 78–83. (на турецком языке)
- ^ Али Дуймаз, Оценка эпосов, написанных Омером Сейфеттином, Журнал Института социальных наук Университета Балыкесир , том: 12, выпуск: 21, июнь 2009 г., стр. 415. Архивировано 24 января 2011 г. в Wayback Machine (на турецком языке).
- ^ Абу'л Гази, Şecere-i Türk , [публикация Ризы Нур], Стамбул, 1925.
- ^ Метин Озарслан, «Исторические, религиозные, человеческие и сверхъестественные элементы в эпосе об Огузе Кагане», проф. Доктор Дурсун Йылдырым Армаганы , Анкара, 1998, с. 426. (на турецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б Гёкнар, Эрдаг (15 февраля 2013 г.). Орхан Памук, Секуляризм и богохульство: политика турецкого романа . Рутледж. п. 6. ISBN 9781136164286 .
- ^ Халман, Тала. Тысячелетие турецкой литературы . стр. 5–6.
- ^ Мурат Арман, «Источники банальности в трансформации турецкого национализма», Журнал политической науки CEU , выпуск: 2 (2007), стр. 136.
- ^ Основные направления турецкой истории , Kaynak Publications, 1999, ISBN 975-343-118-X ; п. 380. (первое издание: 1930 г.) (на турецком языке)
- ^ История II: Уроки истории кемалистского образования (1931–1941) , Kaynak Publications, 2001, ISBN 975-343-319-0 , с. 44. (первое издание: 1931 г.) (на турецком языке)
- ^ Ильхан Текели , Селим Илькин , Понимание кадроистов и Кадро , Турецкий фонд экономической и социальной истории, 2003, ISBN 9789753331708 , с. 219. (на турецком языке)
- ↑ Бешир Айвазоглу , «Эргенекон — это название страны». Архивировано 29 февраля 2012 г., в Wayback Machine , Заман , 31 января 2008 г., Проверено 24 июля 2010 г. (на турецком языке).
- ^ Кандан, Эргун. (2002). Культурное происхождение турок , Публикации о пересечении границ, Стамбул, стр. ?113–14, ISBN 975-8312-11-1
Внешние источники
[ редактировать ]- Шарлипп, Вольфганг Э. (2020). «Эргенекон» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Эргенекон (турецкий) (версия Министерства национального образования Турции в WikiSource )