Jump to content

Эргенекон

Эргенекон (иногда пишется как Эргенекон , монгольский : Эргүнэ хун , латинизированный : Эргюнэ хун основополагающий миф тюркских ) и монгольских народов. [ 1 ] [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Существуют противоречивые этимологические теории о происхождении слова Эргенекон. По мнению казахского филолога Немата Келимебова и других сторонников тюркского происхождения, « Эргенекон» - это чемодан, происходящий от древнетюркских корней ergene «переправа, переход, горное ущелье» и kon «лагерь, место проживания» и может быть переведено как «лагерь (лагерь) скотоводы) в горном ущелье». [ 3 ]

По мнению таких ученых, как русский лингвист Зориктуев, который приписывает миф изначально монгольским народам, название произошло от реки Аргунь ( Эргунэ ) и кун, что на старомонгольском языке означало высокое плато с крутыми склонами. [ 3 ]

Варианты

[ редактировать ]

Тюркская версия

[ редактировать ]
Размеры Первого Тюркского каганата в 600 г. н. э.

В тюркской мифологии миф призван объяснить основание Первого Тюркского каганата . Легенда «Эргенекон» повествует о великом кризисе древних тюрков. После военного поражения турки укрылись в легендарной долине Эргенекон, где они были заперты на четыре столетия. В конце концов они были освобождены, когда кузнец проложил проход, расплавив гору , позволив серому волку Асене вывести их наружу. Люди, выведенные из долины, основали Тюркский каганат, столицей которого была долина. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Новогодняя церемония посвящена легендарному побегу предков из Эргенекона. [ 10 ]

Монгольская версия

[ редактировать ]

В монгольской версии Эргенекон был убежищем прародителей монголов , по словам Абулгази Бахадура племянника и сына Иль-Хана соответственно от , Некуза и Кияна ( Рашид-ад-Дина Хамадани ). [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Это распространенный эпос в монгольской мифологии.

Абулгази Бахадур, хан Хивинского ханства монголов Эргенекон (1643–1663), рассказал о мифе о сотворении в своем труде 17 века «Шаджара-и Тюрк» (Генеалогия тюрков). [ 12 ] [ 13 ]

В турецкой литературе

[ редактировать ]

Османская эпоха

[ редактировать ]

В позднеосманскую эпоху движении) широко использовался эпос «Эргенекон» в турецкой литературе (особенно в турецком националистическом , описывающий мифическое тюркское место происхождения, расположенное в недоступных долинах Горного Алтая . В 1864 году Ахмед Вефик-паша перевел Шаджара-и Тюрк на османский язык под названием Şecere-i Evşâl-i Türkiyye, [ 14 ] опубликовано в газете «Тасвир-и Эфкар» . [ 15 ]

Стихотворение Зии Гёкальпа поставило эпос «Эргенекон» в контекст тюркской истории ( турецкий текст ), опубликованное под названием «Türk An'anesi: Ergenekon» в журнале «Тюрк Дуйгусу» с 8 мая по 5 июня 1913 года. [ 16 ] Золотой подарок [ 17 ] в сентябре 1913 года, [ 18 ] и под названием «Эргенекон» в Кызылельме, 1914 г. [ 19 ] Омера Сейфеттина Стихотворение «Халка Догру» 9 апреля 1914 года. на эту тему было опубликовано в журнале [ 15 ] [ 20 ] Риза Нур перевел Шаджара-и тюрк на современный турецкий язык в 1925 году. [ 21 ] и упомянул Эргенекон в «Огузнаме», изданном в Александрии , 1928 год. [ 22 ]

Основание Турецкой Республики

[ редактировать ]
Первый номер журнала «Эргенекон» , 1938 год.

Первым автором, связавшим мифологию Эргенекона с основанием Турецкой Республики в 1923 году, был Якуп Кадри Караосманоглу . Караосманоглу был автором нескольких эссе о турецкой войне за независимость . Его интерпретация мифа укрепила его место в основополагающей мифологии современного турецкого национального государства. [ 23 ]

Сам миф представлял собой историю о выживании тюркского народа, который, столкнувшись с угрозой исчезновения, смог спастись с помощью своего тотемного бога, бозкурта «волка». [ 24 ] Волк и по сей день остается мощным символом турецкого национализма. Даже известный турецкий поэт-диссидент Назим Хикмет восхвалял Мустафу Кемаля Ататюрка как «белокурого волка» в стихотворении « Кува-йи Миллие» . Хотя первоначальный миф об «Эргенеконе» был посвящен выживанию древнего тюркского народа, в своей республиканской форме он нес в себе символику национального самоопределения Турции . [ 23 ]

В раннюю республиканскую эпоху в Турции (особенно в 1930-е годы, когда этнический национализм в Турции господствовал сказки о Бозкурте , Асене и Эргенеконе. ) пропагандировались [ 25 ] наряду с пантюркизмом и включен в учебники истории как миф о сотворении Гектюрка . [ 26 ] [ 27 ]

В 1933 году Шевкет Сурейя Айдемир , турецкий интеллектуал, основатель и ключевой теоретик движения Кадро , подтвердил эпос «Эргенекон» турецкой революцией. [ 28 ] В новой турецкой версии « Легенды Эгенекон» добавлен мотив волка. [ 29 ] ( текст на турецком языке версия Министерства национального образования Турции , ).

Сравнения

[ редактировать ]

По мнению Эргуна Кандана, между мифологиями других культур есть некоторое сходство в их символике. Волчица Асена указала тюркам путь через лабиринт долин и горных перевалов. По мнению Эргуна Кандана, волчицу можно рассматривать как символ «собачьей звезды» Сириуса . [ 30 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б [1] Джамих ат-таварих
  2. ^ Абулгази Бахадур , « Генеалогия тюрка »
  3. ^ Перейти обратно: а б Зориктуев, БР (01.09.2015). «Тюркская версия происхождения легенды об Эргене-Куне: ошибки и заблуждения» . Археология, этнология и антропология Евразии . 43 (3): 107–115. дои : 10.1016/j.aeae.2015.11.011 . ISSN   1563-0110 .
  4. ^ Восточный институт культурных и социальных исследований, Том. 1–2, 2001, с. 66
  5. ^ Мурат Очак, Турки: Ранние времена, 2002, стр. 76.
  6. ^ Дурсун Йылдырым, «Эпос Эргенекон», Türkler, Vol. 3, Новая Турция, Анкара, 2002 г., ISBN   975-6782-36-6 , стр. 527–43.
  7. ^ Ибрагим Аксу: История турецких фамилий: ономастическое исследование турецких фамилий, их происхождения и связанных с ними вопросов, Том 1, 2006 г., с. 87
  8. ^ Х.Б. Паксой, Очерки Центральной Азии, 1999, с. 49
  9. ^ Эндрю Финкл, Турецкое государство, Турецкое общество, Routledge, 1990, стр. 80
  10. ^ Майкл Герверс, Уэйн Шлепп: Религия, обычное право и кочевые технологии, Объединенный центр азиатско-тихоокеанских исследований, 2000, стр. 60
  11. ^ Цзесянь Чен, Гуоли Тайвань дасюэ, Материалы Пятой Восточноазиатской алтаистической конференции , 26 декабря 1979 г. - 2 января 1980 г., Тайбэй, Китай, Национальный тайваньский университет, 1980. Согласно записи Решидеддина, первоначальные монголы исторически были разделены на две части. части. Это: 1. Эти ветви произошли от первоначальных монгольских племен, которые жили в ارکننه قون Эргенекон… Эти племена: Происхождением монголов были потомки этих двух людей, Некуза и Цияна, и их жен, которые бежали в Эргенкон. (по-английски)
  12. ^ Перейти обратно: а б Бахаеддин Огель, Турецкая мифология, Том. I, Национальная образовательная типография, Стамбул, 1971, Турецкая мифология I: «Эпосы с их источниками и объяснениями» , Историческое общество Тютк, Анкара, 1989, стр. 14–15. (на турецком языке)
  13. ^ Перейти обратно: а б Дурсун Йылдырым, «Эргенекон Эпос», Тюрклер , Том. 3, Новая Турция, Анкара, 2002 г., ISBN   9756782366 , стр. 527–43. (на турецком языке)
  14. ^ Абуль-Гази, Şecere-i Evşâl-i Türkiyye , [публикация Ахмеда Вефик-паши], Dersaadet, 1864.
  15. ^ Перейти обратно: а б Иса Озкан, «Об эпосе Эргенекон», Türk Yurdu , Том: 29, Выпуск: 265, сентябрь 2009 г., стр. 43–47. (на турецком языке)
  16. ^ Мехмед Зия, «Эргенекон», Тюрк Дуйгусу , вып. 1, стр. 7–10.
  17. ^ «Эргенекон», Алтын Армаган , вып. 1 ( «Тюрк Юрду» , приложение № 24, Стамбул, 1328), с. 20.
  18. ^ Бешир Айвазоглу , "Ziya Gökalp'ın Ergenekon". Архивировано 4 сентября 2009 г., в Wayback Machine , Заман , 6 августа 2009 г., Проверено 24 июля 2010 г. (на турецком языке).
  19. ^ Зия Гёкальп , Зия Гёкальп Сборник I: Стихи и народные сказки , изд. Февзие Абдулла Тансель, Турецкое историческое общество , Анкара, 1989, с. XLII, 78–83. (на турецком языке)
  20. ^ Али Дуймаз, Оценка эпосов, написанных Омером Сейфеттином, Журнал Института социальных наук Университета Балыкесир , том: 12, выпуск: 21, июнь 2009 г., стр. 415. Архивировано 24 января 2011 г. в Wayback Machine (на турецком языке).
  21. ^ Абу'л Гази, Şecere-i Türk , [публикация Ризы Нур], Стамбул, 1925.
  22. ^ Метин Озарслан, «Исторические, религиозные, человеческие и сверхъестественные элементы в эпосе об Огузе Кагане», проф. Доктор Дурсун Йылдырым Армаганы , Анкара, 1998, с. 426. (на турецком языке)
  23. ^ Перейти обратно: а б Гёкнар, Эрдаг (15 февраля 2013 г.). Орхан Памук, Секуляризм и богохульство: политика турецкого романа . Рутледж. п. 6. ISBN  9781136164286 .
  24. ^ Халман, Тала. Тысячелетие турецкой литературы . стр. 5–6.
  25. ^ Мурат Арман, «Источники банальности в трансформации турецкого национализма», Журнал политической науки CEU , выпуск: 2 (2007), стр. 136.
  26. ^ Основные направления турецкой истории , Kaynak Publications, 1999, ISBN   975-343-118-X ; п. 380. (первое издание: 1930 г.) (на турецком языке)
  27. ^ История II: Уроки истории кемалистского образования (1931–1941) , Kaynak Publications, 2001, ISBN   975-343-319-0 , с. 44. (первое издание: 1931 г.) (на турецком языке)
  28. ^ Ильхан Текели , Селим Илькин , Понимание кадроистов и Кадро , Турецкий фонд экономической и социальной истории, 2003, ISBN   9789753331708 , с. 219. (на турецком языке)
  29. Бешир Айвазоглу , «Эргенекон — это название страны». Архивировано 29 февраля 2012 г., в Wayback Machine , Заман , 31 января 2008 г., Проверено 24 июля 2010 г. (на турецком языке).
  30. ^ Кандан, Эргун. (2002). Культурное происхождение турок , Публикации о пересечении границ, Стамбул, стр. ?113–14, ISBN   975-8312-11-1

Внешние источники

[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84878762ef1961a41f9b55a692c2069e__1710247500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/9e/84878762ef1961a41f9b55a692c2069e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ergenekon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)