Татарская конфедерация
татарский Девять татар | |
---|---|
8 век – 1202 г. | |
![]() Татары и их соседи в 13 веке | |
Статус | Кочевая конфедерация |
Общие языки | монгольский , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] тюркский [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ а ] |
Религия | Тенгрианство |
Правительство | Выборная монархия |
главный | |
Законодательная власть | Курултай |
Историческая эпоха | Высокое Средневековье |
• Учредил | 8 век |
• Упразднено | 1202 |
Сегодня часть | Монголия Китай |
Татарская конфедерация ( китайский : татарский ; [ б ] Древнетюркский : 𐱃𐱃𐰺 , латинизированный: татарский ; Средний Монгол : ᠲᠠᠲᠠᠷ ) — одна из пяти крупнейших племенных конфедераций ( ханлиг ) на Монгольском нагорье в XII веке.
Имя и происхождение
[ редактировать ]Имя «Татар», возможно, впервые было транслитерировано в Книге Песней как 大檀 Датан ( MC : * da ЧАС -и ) и 檀檀 Tántán (MC: * и-и ) [ 8 ] составители книги назвали их другими именами жужжан ; [ 7 ] Книга Песни и Книга Лян связали жужань с более ранними сюнну. [ 7 ] [ 9 ] в то время как Книга Вэй прослеживает происхождение Жужань до Дунху , [ 10 ] которые имели протомонгольское происхождение. [ 8 ] [ 11 ] : 20
Сюй предположил, что «основная часть жужаньцев имела хуннское происхождение», а потомки жужаньцев, а именно Да Шивэй (также известные как татары), в значительной степени содержали тюркоязычные сюннуские элементы. [ 12 ] Несмотря на это, язык хунну до сих пор неизвестен. [ 13 ] : 116 и китайские историки обычно приписывали происхождение хунну различным кочевым группам, однако такие приписывания не обязательно указывают на точное происхождение субъектов: например, происхождение хунну приписывалось тюркоязычным гектюркам и тиле , а также парамонголоязычным Кумо Си и Кидани . [ 13 ] : 105
Первая точная транскрипция татарского этнонима была записана на тюркском языке на орхонских надписях , в частности, на памятниках Куль-Тигин (732 г. н. э.) и Бильге-кагане (735 г. н. э.) как 𐰆𐱃𐰔⁚𐱃𐱃𐰺⁚𐰉𐰆𐰑𐰣 , Отуз татарский Бодун , «Тридцать татарский род». [ 14 ] и 𐱃𐰸𐰔⁚𐱃𐱃𐰺 , Тукуз татарин , 'Девять татар' [ 15 ] имея в виду татарскую конфедерацию.
В историографии протомонгольские племена Шивэй связаны с дадаизмом. [ 16 ] или отождествлялись конкретно с Тридцатью татарами. [ 1 ] [ 8 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Что касается девяти татар, Очир (2016) считает их монгольскими и предполагает, что это племя, по-видимому, сформировалось в Монголии в VI–VIII веках, что в их этногенезе участвовали монгольские народы, а также правившие ими монголизированные тюрки; в дальнейшем Девять Татар участвовали в этнокультурном развитии монголов. Рашид ад-Дин Хамадани назвал девять племен: Тутуклюд (Тутагуд), Алчи, Куйн, Биркуй, Терат, Тамаши, Ниучи, Буйрагуд и Айрагуд, живших в восточной степи и бассейне Халхин-Гола во второй половине XII века. [ 20 ] Голден (1992) предполагает, что Отуз «тридцать» обозначал тридцать родов, а Токуз «девять», возможно, обозначал девять племен татарской конфедерации. [ 21 ] : 145
Татарам предлагалось поселиться в Северо-Восточной Монголии и вокруг озера Байкал. [ 4 ] или между Маньчжурией и озером Байкал. [ 1 ]
Этническая и языковая принадлежность
[ редактировать ]Токуз-татары и отуз-татары из орхонских надписей предполагаются носителями монгольского языка (например, китаеведы Поль Пеллиот , [ 22 ] и Ульрих Теобальд, [ 3 ] тюрколог Питер Бенджамин Голден , [ 21 ] : 145 Альтаист Фолькер Рыбацкий, [ 2 ] и т. д.). С другой стороны, предполагалось, что они говорят на тюркском языке (например, Британская энциклопедия [ 4 ] или Кызласов апуд Садур [ 5 ] ). Кроме того, Британская энциклопедия предполагает, что татары, возможно, были родственниками половцев и кипчаков . [ 4 ]
Очир (2016) предполагает, что монгольские и монголизированные тюркские народы участвовали в этногенезе Девяти татар, которых Очир считает монгольскими. [ 20 ]
Советский и российский востоковед Леонид Кызласов утверждает, что татары токуз и татары отуз были тюркоязычными, поскольку в написанном персом географическом трактате X века « Худуд аль-Алам» говорится, что татары были частью тогузгузов. [ 5 ] [ 23 ] : 94 которое Минорский отождествлял с королевством Кочо в восточном Тянь-Шане , основанным уйгурскими беженцами после распада Уйгурского каганата , [ 23 ] : 263–65 основатели которого принадлежали к конфедерации токуз-огузов . [ 23 ] : 94 [ 21 ] : 155–57 [ с ] В то же время Кызласов выступает против отождествления орхонских татарских надписей с дадаизмом из китайских источников. [ 5 ] Однако Очир считает, что Датан ~ Дадан ~ Дада в китайских источниках начиная с IX века действительно обозначали татар, которых Гёктюрки упоминали в орхонских надписях как Отуз-Татар и Токуз-Татар и которых китайцы называли Журанами. [ 20 ]
В XI веке караханидский ученый Махмуд аль-Кашгари включил татар в число тюркских народов . [ д ] Он расположил татар западнее кыргызов . [ 25 ]
Тюрки по происхождению состоят из двадцати племен. Все они восходят к Турку, сыну Иафета, сыну Ноя, да благословит их Господь – они соответствуют детям Рума, сыну Исава , сыну Исаака , сыну Авраама , да благословит их Бог. [ 25 ]
[В следующем списке] я обрисовываю географическое положение каждого из их племен в восточном мире. Они перечислены в порядке [с запада] на восток, как языческие, так и мусульманские, начиная с тех, кто ближе всего к Руму . Сначала это: Баджанак , затем: Кифджак , затем: Угуз , затем: Ямк , затем: Башгирт , затем: Ясмил , затем: Кай , затем: Яба'кув , затем: Татар , затем: Киркиз . Последний ближе всего к Сину . Все эти племена находятся напротив Рума, простираясь к Востоку... [ 26 ]
При перечислении 20 тюркских племен Кашгари также включал нетюрков, таких как Кумо Си , кидани, тангуты и китайцы (последний переводится как арабский : Тавджай < Караханид * Тавач ). [ 21 ] : 229 [ 27 ] В дошедшем до нас тексте рукописи татары располагаются западнее кыргызов ; однако карта мира рукописи показывает, что татары располагались к западу от реки Или и к западу от башкир, которых Кашагари уже располагал к западу от татар. Клаус Шёниг объяснил такие противоречия ошибками, допущенными при копировании текста и карты. [ 28 ] Кашгари также отметил, что татары двуязычны и говорят на тюркском языке наряду со своим собственным языком; то же самое касается ябакусов, басмилов и чомюлей. [ 25 ] Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что все ябакусы, басмилы и чомюли говорили на тюркском языке; поэтому Мехмет Фуат Кёпрюлю заключает, что в 11 веке ябакусы, басмилы, чёмюли, каи и татары – двое последних из которых Кёпрюлю считает тюркифицированными монголами – могли говорить на кашгарском караханидском диалекте, а также на своих собственных тюркских диалектах, однако эти собственные диалекты народов настолько существенно отличались от караханидских, что кашгарцы считали их другими языками. [ 6 ] [ и ]
По мнению Кляшторного, название «татар» было тюркским обозначением монголов. [ 30 ] Как пишет Ушницкий, этноним «татар» использовался тюрками лишь для обозначения «пришельцев», то есть народов, не говоривших на тюркских языках. Тюркские племена, жившие среди своих монголоязычных соседей, также назывались «тат» или «тат-ар». [ 31 ] По мнению Бартольда, народы монгольского происхождения, говорившие на монгольском языке, всегда называли себя татарами. Впоследствии это слово было полностью вытеснено словом «монгол». [ 32 ] : 560
История
[ редактировать ]
Жужане, предполагаемые предки татар, летом бродили по территории современной Монголии, а зимой пересекали пустыню Гоби на юг в поисках пастбищ. [ 33 ] Журанцы основали свой каганат в V веке, около 402 года нашей эры. Среди подданных жужан было племя Ашина , которое свергло своих повелителей жужан в 552 году и уничтожило жужан в 555 году. [ 34 ] Одна ветвь рассеянных журанцев мигрировала в горный хребет Большой Хинган , где они переименовали себя в честь Тантана , исторического кагана, и постепенно включились в племенной комплекс Шивэй и возникли как 大室韋 Да (Великий) Шивэй . [ 12 ]
Область Отукен , постоянно упоминаемая в орхонских надписях как место проживания тюрков, по мнению Махмуда Кашгара, когда-то находилась в стране татар. [ 32 ] : 559 По мнению Василия Бартольда , это сообщение говорит о том, что монголы уже тогда достигли запада, в район, где их соседями с разных сторон были тюркские племена. [ 32 ] : 86
Персидский историк Гардизи назвал татар одним из семи племен-основателей Тюркской конфедерации кимеков . [ 35 ] В надписи Шайн Усу упоминается, что токузские татары в союзе с секиз-огузами [ ж ] безуспешно восстал против уйгурского кагана Баянчура , консолидировавшего власть между 744 и 750 годами нашей эры. [ 37 ] [ 38 ] После трехкратного поражения половина огуз-татарских повстанцев вновь присоединилась к уйгурам, а другая половина бежала к неизвестному народу, который был идентифицирован как кидани. [ 39 ] или Карлуки . [ 40 ] По мнению Сенги и Кляшторного, часть токуз-татарских повстанцев бежала на запад от уйгуров в бассейн реки Иртыш , где позже организовала кипчаков и другие племенные группировки (как уже там, так и вновь прибывшие) в племенной союз Кимек. [ 41 ] [ 42 ] По мнению российского востоковеда Василия Ушницкого, сообщения средневековых мусульманских источников о татарском происхождении династического рода кимаков являются аргументом сторонников монгольского происхождения кимаков и кипчаков. [ 43 ] Известие о татарах, от которых отделились кимаки, по мнению Йозефа Маркварта , подтверждает факт движения на запад тюркизированных монгольских элементов. [ 32 ] : 400
Что касается разделения татар, оставшихся на востоке, то к X веку они стали подданными киданей, возглавляемых династией Ляо . После падения Ляо татары испытали давление со стороны чжурчжэнями , возглавляемой династии Цзинь , и были вынуждены сражаться против других монгольских племен. Татары жили на плодородных пастбищах вокруг Хулун-Нура и Буир-Нура заняли торговый путь в собственно Китай и в XII веке . В X-XIII веках тюрки-шатуо присоединились к татарской конфедерации на территории современной Монголии и стали известны как Онгуд или Белаятатарская ветвь татар. [ 44 ] [ 45 ] Южной Сун Посол Чжао Хун писал в 1221 году, что в Чингисхана монгольской империи существовало три подразделения в зависимости от их удаленности от Китая, управляемого чжурчжэнями Цзинь : белые татары (白韃靼 Бай Дада ), черные татары (黑韃靼 Хэй Дада ) и «Дикие татары» (生韃靼 Шэн Дада ), [ 3 ] которые были отождествлены Кызласовым с тюркоязычными, в том числе с онгюдами (тюркского происхождения шатуо ), [ 46 ] [ 45 ] Говорящие на монгольском языке, к которым принадлежали Чингисхан и его сподвижники, и говорящие на тунгусском языке , [ г ] соответственно. [ 5 ]
В «Сокровенной истории монголов» утверждалось, что татары были смертельными врагами монголов: они предали монгольского хана Амбагая на казнь чжурчжэньской династии Цзинь , а также вероломно отравили вождя Есухэя , отца Чингисхана ; [ ч ] следовательно, в 1202 году Чингисхан заключил союз с Онг-ханом , завоевал татар и казнил татарских мужчин ростом выше стержня , пощадив только женщин. [ я ] и дети. [ 49 ] Уцелевшие татары были поглощены племенем Чингисхана, и татарская конфедерация прекратила свое существование. Поскольку татары были многотысячным племенем, их поглощение значительно увеличило племя Чингисхана. [ 50 ]
татары и монголы
[ редактировать ]Монгольский историк Ургунге Онон предполагает, что монголы изначально были известны европейцам как татары, потому что татары были вынуждены сражаться в качестве авангарда, прежде чем основная часть монгольской конницы и этноним татары затем были переданы всем монголам. [ 51 ]
Однако Бартольд, Ушницкий, Кляшторный, Теобальд и Пау отмечают, что даже этнических монголов часто называли татарами, [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] : 560 особенно в неофициальных источниках [ 3 ] [ Дж ] либо написаны иностранцами (например, турками, китайцами, вьетнамцами, чжурчжэнями, яванцами), либо самими этническими монголами (например, генералом Мукали или даже ханом Угедей ). [ 52 ] : 549–551, 560–561, 563 Поу предполагает, что монголоязычные племена использовали эндоним татар в течение первых 30–40 лет расширения Монгольской империи , прежде чем они стали идентифицировать себя как монголы, первоначально это был ярлык династического государства, взятый в честь Великого Монгольского государства XII века (大蒙古國); между тем старый эндоним татарский вышел из моды и стал использоваться как уничижительный термин для мятежных монголоязычных племен; [ к ] Пау далее предполагает, что изменение имени было мотивировано отсутствием уверенности: либо потому, что враги презирали имя «Татар», либо потому, что подданные использовали эндоним «Татар» для обозначения монголоязычной элиты, либо потому, что соперничество между потомками Чингисхана потребовало определения «татарского» имени. группы «вход» и «выход». [ 52 ] : 545, 549–551, 560–563
Наследие
[ редактировать ]Тюркоязычные народы Кумании в знак политической преданности приняли эндоним своих монгольских завоевателей, прежде чем в конечном итоге поглотить последних в культурном и языковом отношении. [ 52 ] : 563
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кёпрюлю предполагает, что татары, которых Кашгари расположил к западу от кыргызов и к востоку от Ябаку, были тюркоязычными тюркифицированными монголами. Эти татары не были такими же, как татарская конфедерация в Монголии, и могли быть составным татарским племенем Кимек -Кипчакской конфедерации .
- ^ Альтернативно известный в китайских источниках как 达达, 达靼, 达达, 达怛, 达丹, татан, татан, тартар, [ 3 ] Большой сандал, сандал. [ 7 ]
- ^ в Садуре (2012:250) токуз-огузы/кочо-уйгуры были ошибочно отождествлены с тюрками-огузами , которые основали в конце 8-го века кочевое государство , простирающееся от Каспийского нижнего течения Сырдарьи до моря ; даже несмотря на то, что местоположение страны Тогузгуза, указанное Худудом, можно отождествить с местоположением королевства Кочо: например , Чинанджикат с Гаочангом , Тафкан с Восточным Тянь-Шанем, Панджикат с Беш Баликом и т. д. [ 23 ] : 271–72
- ^ Голден (2015) отмечает, что Кашгари «похоже, колеблется в своем использовании, часто используя тюрк для обозначения своих единственных Караханидов, то есть тюрков, а в других случаях для обозначения тюркоязычных людей в целом» [ 24 ] : 506
- ^ Голден (2006:42) предполагает, что басмилы были огурами , которые остались на востоке после миграции своих двоюродных братьев на запад, а в 11 веке басмилы все еще говорили на огурском тюркском языке. [ 29 ]
- ^ «Восемь огузов», этноним, обозначающий восемь племен, восставших против ведущего уйгурского племени, по словам Чегледи. [ 36 ]
- ↑ Синь Удайши также упомянул тунгусского Мохэ. [ 47 ] происхождение татар в горах Инь . [ 48 ]
- ^ Имя при рождении Темучин, как сообщается, было основано на имени пленного татарского вождя Темучин-уге.
- ↑ татарских сестер Есуи и Есуген . Сам Чингис взял в жены
- ↑ Пау перечисляет четыре официальных источника: «Тайная история монголов» , Рашид ад-Дина » « Сборник хроник , «История Юаня » и «Шэнву циньчжэн лу» , все они созданы историками, нанятыми или находящимися под влиянием Толуидских дворов Юаньского Китая и Ильханат ; с другой стороны, Поу определяет неофициальные источники как источники, «не контролируемые и не сформированные монгольскими толуидскими судами». [ 52 ] : 546–547
- ^ Например, водные монголы (зумоалы, Су-Могол, Усу Ирген), которые также называли себя татарами и были известны как водные татары (水達達).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Note 144 on "The Kultegin inscription" Archived 2022-06-30 at the Wayback Machine in Türik Bitig . Russian original: " Otuz Tatar – кочевые племена монгольского типа. В китайских источниках их называли «татань, дадань». Проживали на Байкале и маньчжурии." rough translation: "Nomadic tribes of the Mongolic sort. In Chinese sources they were called 'Tatan, Dadan'. They lived between Baikal and Manchuria."
- ^ Jump up to: а б Рыбацкий, Волкер (2011). «Классификация древнетюркских заимствований в монгольском языке» . В Ольмезе Мехмет; Айдын, Эрхан; Зиеме, Питер; Качалин, Мустафа (ред.). От Отюкена до Стамбула: 1290 лет Турции (720 – 2010) . п. 186. Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 3 сентября 2020 г.
Общемонгольский язык этого времени мог быть связан с двумя этническими группами, называемыми отуз-татарами или токуз-татарами в древнетюркских надписях.
- ^ Jump up to: а б с д и Теобальд, Ульрих (2012) «Дада 韃靼, татары». Архивировано 3 марта 2021 г. в Wayback Machine на ChinaKnowledge.de.
- ^ Jump up to: а б с д «Татар | народ | Британика» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 5 мая 2020 г. Проверено 22 апреля 2023 г.
Название татар впервые появилось среди кочевых племен, живших на северо-востоке Монголии и в окрестностях озера Байкал, в V веке нашей эры. В отличие от монголов, эти народы говорили на тюркском языке и, возможно, были родственниками половцев или кыпчаков.
- ^ Jump up to: а б с д и Sadur Valiahmet: Тюрки, татары, мусульмане , 2012, page 250
- ^ Jump up to: а б Кёпрюлю, Мехмет Фуат (автор), Лейзер, Гэри и Данкофф, Роберт (переводчики), (2006), Ранний мистик в турецкой литературе , стр. 147-148
- ^ Jump up to: а б с Сонгшу, том 95. Архивировано 6 июня 2020 г. в Wayback Machine . «Руйруи, одно наименование - Датан, также называемое Тантан; они также были отдельной группой сюнну».
- ^ Jump up to: а б с Голден, Питер Б. «Некоторые заметки об аварах и жужанах», в книге «Степные земли и мир за их пределами» . Эд. Курта, Малеон. Яссы (2013). стр. 54–56. цитирует: «Датан может относиться к татарам». Кляшторный (Кляшторный и Савинов, Степные империи, стр. 57) реконструирует Датан как перевод * дадар /* татар , людей, которые, заключает он, помогали Датану в 420-х годах в его внутренней борьбе и которые позже отмечены как отуз-татар ( «Тридцать татар»), которые были среди провожающих на похоронах Бумин Кагана (см. надписи Кюль Тегина, Е4 и Бильге Кагана, Е5)».
- ↑ Liangshu vol. 54. Архивировано 22 ноября 2018 г. в Wayback Machine . Цитата: «Нация Руйруи, возможно, отдельная группа сюнну».
- ^ Вэйшу том. 103. Архивировано 11 июня 2020 г. в Wayback Machine "蠕蠕,東胡之苗裔也,姓郁久閭氏。" tr. «Руру, потомки Дунху по прозвищу Юджиулу». Этот раздел оригинальной Книги Вэй был утерян в течение столетий после ее написания, и нынешнее содержание представляет собой сокращение аналогичного материала, вставленного из « Истории северных династий » , составленной около через сто лет после оригинальных слоев Книги Вэй . См. «Книгу Вэй» , т. 103 , примечание 1.
- ^ Пуллибланк, Эдвин Г. (2000). «Цзи姬 и Цзян姜: роль экзогамных кланов в организации государства Чжоу» (PDF) . Ранний Китай . 25 . Издательство Кембриджского университета: 1–27. дои : 10.1017/S0362502800004259 . JSTOR 23354272 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Сюй, Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей. Архивировано 6 июня 2020 г. в Wayback Machine , Хельсинкский университет, 2005. стр. 179–180.
- ^ Jump up to: а б Ли, Джу-Юп (2016). «Историческое значение термина тюрк и природа тюркской идентичности чингизидских и тимуридских элит в постмонгольской Центральной Азии». Центральноазиатский журнал . 59 (1–2). Харрасовиц Верлаг: 101–132. дои : 10.13173/centasiaj.59.1-2.0101 .
Неизвестно, на каком языке говорили хунну.
- ^ «Полный текст памятника Кул Тигину с турецкой транскрипцией» . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ «Бильге Каган Языты Там Метни (Полный текст памятника Бильге Кагану с турецкой транскрипцией)» . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 5 апреля 2014 г. «Мемориальный комплекс Культегина» . Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 5 апреля 2014 г. Росс, Э. Денисон; Вильгельм Томсен (1930). «Орхонские надписи: перевод окончательного датского перевода профессора Вильгельма Томсена». Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета . 5 (4, 1930): 861–876. дои : 10.1017/S0041977X00090558 . JSTOR 607024 . S2CID 140199091 . Томсен, Вильгельм Людвиг Петер (1896). Расшифрованы орхонские надписи . Гельсингфорс, Печать. Финского литературного общества. п. 140 .
- ^ Цзыжи Тунцзянь 266, пятый месяц 907 года: , том « До времени Абаоджи, который был более доблестным, все пять племен Си, семь племен Шивэя и татар были покорены…» переведено Сюй (2005:72); альтернативный перевод: «Когда Абаоджи стал королем, [он был] еще более доблестным; все пять племен Си и все семь [ связанных с ними] племен Дада были покорены…»
- ^ Сюй (2005), стр. 181–182: «Тюркская Орхонская надпись, написанная в 732 году, объявила, что тридцать кланов татар, которые считались другим названием некоторых племен Шивэй, были их врагами».
- ^ Раднаев В. Э. (2012). Монгольское языкознание в России в 1 половине XIX в.: проблемы наследия (т. 1, ч. 1) . Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. p. 228. ISBN 978-5-7925-0357-1 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Авляев Г. Ой. (2002). Происхождение калмыцкого народа (2-е изд., переработанное и дополненное). Элиста: Спокойно. книга. ред. п. 10. ISBN 5-7539-0464-5 .
- ^ Jump up to: а б с Очир А. (2016). Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов . Элиза: КИГИ РАН. стр. 159–161. ISBN 978-5-903833-93-1 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Серия: Тюркологика , IX . Висбаден: Отто-Харрасовиц.
- ^ Крамаровский М. Г. (2001). Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды Санкт-Петербург: Славия. p. 11."
- ^ Jump up to: а б с д Худуд аль-Алам [ Регионы мира ]. Перевод В. Ф. Минорского. Лондон: Лузак и компания . 1937. цитата (с. 94): «Татары тоже являются расой ( джинси ) тогузгузов»
- ^ Голден, ПБ «Тюркский мир в Махмуде аль-Кашгари» , Боннский вклад в азиатскую археологию , 7 , стр. 505 - 555
- ^ Jump up to: а б с Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат ат-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы . Часть I. (1982). стр. 82–83
- ^ Леви, Скотт Кэмерон; Села, Рон (2010). Исламская Центральная Азия: Антология исторических источников . Издательство Университета Индианы. п. 71. ИСБН 978-0-253-35385-6 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Биран, Михал (2005), Империя Кара-Китай в евразийской истории: между Китаем и исламским миром , Cambridge University Press. п. 98
- ^ Шёниг, Клаус, «О некоторых неясных, сомнительных и противоречивых отрывках в книге Махмуда аль-Кашьари «Диван Луят ат-Тюрк». Архивировано 18 января 2022 г. в Wayback Machine , Türk Dilteri Araştrımaları 14 (2004): стр. 38–42. 35–56
- ^ Голден, Питер Б. (2006). «Куманика V: Басмилы и кыпчаки». Средневековья 15 Архив Евразийского п. 42
- ^ Jump up to: а б Кляшторный, С. Г.; Савинов, Д. Г. (2005). Степные империи древней Евразии . СПб: Филологический факультет СПбГУ. стр. 145–148. ISBN 5-8465-0246-6 .
- ^ Jump up to: а б Ушницкий В. В. (2019). "Центральноазиатские татары: вопросы этнической истории и этногенеза" . Тюркологические исследования [ Turcological Research ]. 2 (1): 5–12. ISSN 2619-1229 . Archived from the original on 2020-11-12 . Retrieved 2021-04-14 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бартольд В. В. (1968). Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов . Москва: Наука.
- ↑ Weishu vol. 103. Архивировано 11 июня 2020 г. в Wayback Machine. «Зимой [они] двинулись на юг через пустыню; летом [они] вернулись, чтобы жить к северу от пустыни».
- ^ Крадин, Н.Н. «От племенной конфедерации к империи: эволюция жужаньского общества» в Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hung. Том 58 (2), (2005). стр. 149–151, 158, 160 из 149–169.
- ^ Мартинес А.П. 1982 «Две главы Гардизи о турках». Архив Евразии Медии Аеви , том. II: 120-121 цитируется по Тишину В.В. (2018). «Кимак и Чу-му-кун (处木昆): Заметки об идентификации», стр. 107-108.
- ^ Чегледи, Кароли (1972) «О численном составе древних турецких судебных конфедераций» в Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae Akadémiai Kiadó
- ^ "Надпись Могона Шайн Усу". Текст Архивировано 26 апреля 2021 г. в Wayback Machine в Тюрик Битиг.
- ^ Камалов, А. (2003) «Надпись Могон Шайн Усу как самые ранние уйгурские исторические летописи», Центрально-Азиатский журнал . 47 (1). стр. 77-90
- ^ Рамстедт, Г.И. (1913) «Две уйгурские рунические надписи», с. 52. Цитируется по Камалову (2003), с. 86
- ^ Чегледи, К. (1973) «Гардизи по истории Центральной Азии», с. 265. Цитируется по Камалову (2003), с. 86
- ^ Сенга цитируется в Golden (2002) «Заметки о кыпчакских племенах: кимеках и емеках», в The Turks , I , p. 662
- ^ Кляшторный, С.Г. (1997) «Огузы Центральной Азии и гузы Приаралья». Архивировано 6 февраля 2022 г. в Wayback Machine в Международном журнале евразийских исследований 2.
- ^ Ушницкий В. В. (2017). "Историческая судьба татар Центральной Азии" . Zolotoordynskai︠a︡ T︠s︡ivilizat︠s︡ii︠a︡ (10) (Золотоордынская Цивилизация ed.): 92–95. ISSN 2308-1856 . Archived from the original on 2021-04-14 . Retrieved 2021-04-14 .
- ^ Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и связи с китайской цивилизацией» Тюрки , Анкара, 2002, с. 98, ISBN 975-6782-56-0
- ^ Jump up to: а б Паулилло, Маурисио. «Белые татары: проблема обращения онгутов в Цзинцзяо и уйгурская связь» в книге « От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии» (orientalia - patristica - oecumenica) под ред. Тан, Винклер. (2013) стр. 237–252.
- ↑ История Юаня , «Том 118». Архивировано 17 октября 2020 г. в Wayback Machine. «Ала Кус Тигин-кори, член племени Вангу, вышел из Шатуо Янмен, человек». племя Онгуд, происходящее от перевале Дикого Гуся. Шатуо на
- ^ Сюй (2005), с. 176, цитата: «Мохэ были потомками сушэней и предками чжурчжэней и идентифицировались как тунгусоязычные».
- ^ Xin Wudaishi, vol. 74 Archived 2021-09-21 at the Или они принадлежат Бохайскому морю, а другие племена разбросаны по горам Иньшань, и называют себя татарами" тр: "Татары, остаток Мохэ . Первоначально они жили [с] . Си , к северо-востоку от киданей. Позже на них напали кидани, и племя рассеялось. Некоторые подчинились киданям, некоторые Балхае ; же подчинились
- ^ Тайная история монголов: перевод, аннотации и введение Ургунге Онона (2001). стр. 53-54, 57, 61, 111-135, 205.
- ^ Уэтерфорд, Джек (2004). Чингисхан и создание современного мира . Случайный дом . п. 51.
- ^ Онон (2001). п. 16
- ^ Jump up to: а б с д Пау, Стивен (2019). " 'Nationes que se Tartaros appellant': Исследование исторической проблемы использования этнонимов татар и монголов в средневековых источниках" " . Обзор Золотой Орды . 7 (3): 545–567. doi : 10.22378/2313-6197.2019 -7-3.545-567 Архивировано из оригинала 20 июля 2021 г. цитата (стр. 563): «Что касается сегодняшних волжских татар, то, похоже, они взяли эндоним своих монгольских завоевателей, когда захватили Дашт-и-Кипчак. Он сохранился как преобладающий этноним в последующем синтезе монголов. и их более многочисленные тюркские подданные, которые в конечном счете культурно и лингвистически подчинили себе своих завоевателей, как отмечал аль-Умари в четырнадцатом веке [32, с. 141]. Я утверждаю, что название «татар» было принято тюркскими народами региона как признак присоединения к татарским завоевателям – практика, о которой монах Юлиан сообщил в 1230-х годах по мере развития завоевания. Это название является свидетельством живучести и приспособляемости как народов, так и этнонимов. гордое татарское имя».