Джунгарский народ
ᠵᠡᠭᠦᠨᠭᠠᠷ | |
---|---|
Общая численность населения | |
658,372-668,372 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Китай | 250 000 (оценка 2013 г.) |
Монголия | 205 000 (перепись 2010 г.) |
Россия | 183 372 (Калмыцкие) [1] |
Кыргызстан | 12 000 (Калмыцкие) [2] |
Украина | 325 (Калмыцкий) [3] |
Соединенные Штаты | 1500 (Калмыцкие) [4] |
Языки | |
Ойрат , Чагатай | |
Религия | |
Тибетский буддизм |
Джунгарский народ | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Джунгарский | ||
Упрощенный китайский | Джунгарский | ||
| |||
Монгольское имя | |||
Монгольская кириллица | Левый, Монгольское произношение: [tsuːŋˈɢɑr] | ||
Монгольское письмо | ᠵᠡᠭᠦᠨᠭᠠᠷ | ||
Казахское имя | |||
казахский | Джунгар [ʑwʊɴˈʁɑɾ] Добавлять Гугар |
Джунгарский народ (также пишется как Зунгар или Джунгар ; от монгольского слова züün gar , что означает «левая рука») — это многочисленные монгольские ойратские племена, которые сформировали и поддерживали Джунгарское ханство в 17 и 18 веках. Исторически они были одним из основных племен конфедерации Четырех Ойратов . Они были также известны как элеуты или Ööled , от эвфемизма династии Цин , обозначавшего ненавистное слово «джунгар». [5] и как « калмыки ». В 2010 году 15 520 человек заявили о своем происхождении от «Оэлед» в Монголии . [6] Неизвестное количество также проживает в Китае, России и Казахстане.
Источник
[ редактировать ]Джунгары — конфедерация нескольких ойратских племен, возникшая в начале 17 века для борьбы с Алтан-ханом Халхи (не путать с более известным Алтан-ханом Тюмеда ), Тюменским Засагт-ханом , а позже и маньчжурским за владычество и контроль над монгольским народом и территориями. Эта конфедерация пришла к власти в районе, который стал известен как Джунгарская котловина в Джунгарии между Горным Алтаем и Илийской долиной . Первоначально в состав конфедерации входили Оёлед, Дербет Ойрат (также пишется Дербет) и Хойд . Позднее элементы хошутов и торгутов были насильственно включены в состав джунгарской армии, что завершило воссоединение западно-монгольских племен.
Согласно устной истории, племена оёлед и дорбет являются племенами-преемниками найманов , группы монголов, кочевавших по степям Центральной Азии в эпоху Чингисхана . Оёледы разделяли название клана Хорос с дербетами. Зуун гар «левая рука» и Баруун гар «правая рука» составляли военную и административную организацию ойратов. Правящими родами в 17 веке стали джунгарские олоты и чоросы.
История
[ редактировать ]В 1697 году два родственника Галдана Бошугту-хана , Данджила и Рабдан, сдались императору Цин Канси . Затем их люди были объединены в два знамени улодов и переселены на территорию нынешней провинции Баянхонгор в Монголии . В 1731 году пятьсот дворов бежали обратно на территорию Джунгарии, а оставшиеся олоты были депортированы в Хулунбуир . После 1761 года часть из них была переселена в Архангайскую губернию .
Джунгары, жившие на территории, простиравшейся от западного конца Великой Китайской стены до современного восточного Казахстана и от современного северного Кыргызстана до южной Сибири (большая часть которой расположена в современном Синьцзяне ), были последняя кочевая империя , которая угрожала Китаю, что они и делали с начала 17 века до середины 18 века. [7]
В это время джунгары стали пионерами местного проявления «военной революции» в Центральной Евразии после усовершенствования процесса производства местного порохового оружия. Они создали на своих землях смешанную аграрно-пастбищную экономику, а также дополняющие ее горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. Джунгарам удалось принять общеимперскую систему законов и политики, направленную на расширение использования ойратского языка в регионе. [8]
После серии безрезультатных военных конфликтов, начавшихся в 1680-х годах, ) 1644–1911 . в конце 1750-х годов джунгары были порабощены маньчжурской династией Цин ( Кларк утверждал, что кампания Цин в 1757–1758 годах «привела к полному уничтожению не только Джунгарского государства, но и джунгар как народа». [9] После того, как император Цяньлун привел войска Цин к победе над джунгарскими ойратами (западными) монголами в 1755 году, он первоначально собирался разделить Джунгарское ханство на четыре племени во главе с четырьмя ханами. [10]
Ханом племени койтов должен был стать джунгарский вождь Амурсана. Амурсана отверг соглашение Цин и восстал, так как хотел стать лидером объединенной джунгарской нации. Затем Цяньлун издал приказ о геноциде и уничтожении всей джунгарской нации и имени. Цинские маньчжурские знаменосцы и халха (восточные) монголы порабощали джунгарских женщин и детей, убивая при этом других джунгар. [11]
В 1755 году император Цяньлун приказал устроить геноцид джунгар , переселив оставшийся джунгарский народ на материк и приказав генералам убить всех мужчин в Барколе или Сучжоу , а также разделил их жен и детей на силы Цин, которые были составлены из Маньчжурские знаменосцы и халха-монголы . [12] [13] Ученый Цин Вэй Юань оценил общую численность населения джунгар до падения в 600 000 человек, или 200 000 семей. Ойратский офицер Саарал предал и сражался против ойратов. В широко цитируемом [14] [15] [16] По поводу войны Вэй Юань писал, что около 40% джунгарских домохозяйств погибли от оспы , 20% бежали в Россию или к казахским племенам, а 30% были убиты цинской армией маньчжурских знаменосцев и Халхасов, не оставив юрт в площадь в несколько тысяч ли, за исключением территорий сдавшихся. [17]
В ходе этой войны казахи нападали на рассеянных ойратов и алтайцев . На основании этого отчета Вэнь-Джанг Чу писал, что 80% из 600 000 или более джунгар, особенно Чороса, Олота, Хойда, Баатуда и Захчина , были уничтожены болезнями и нападениями. [18] которое Майкл Кларк описал как «полное уничтожение не только Джунгарского государства, но и гунгар как народа». [19] Историк Питер Пердью объяснил опустошение джунгар явной политикой истребления, начатой Цяньлуном, но он также заметил признаки более мягкой политики после середины 1757 года. [15]
Марк Левен, историк, чьи недавние исследовательские интересы сосредоточены на геноциде, заявил, что истребление джунгар было «возможно, геноцидом восемнадцатого века по преимуществу». [20] Джунгарский геноцид завершился сочетанием эпидемии оспы и прямым убийством джунгар цинскими войсками, состоящими из маньчжурских знаменосцев и (халха)-монголов. [21]
Антиджунгаро- уйгурские повстанцы из оазисов Турфан и Хами подчинились правлению Цин как вассалы и просили Цин помощи для свержения правления Джунгар. Уйгурские лидеры, такие как Эмин Ходжа, получили титулы среди цинской знати, и эти уйгуры помогали снабжать цинские вооруженные силы во время антиджунгарской кампании. [22] Цин нанял Ходжу Эмина в своей кампании против джунгар и использовал его в качестве посредника с мусульманами Таримской котловины, чтобы сообщить им, что Цин намеревается только убить джунгар и что они оставят мусульман в покое, а также убедить их убейте самих джунгар и встаньте на сторону Цин, поскольку Цин отметил недовольство мусульман своим прежним опытом под джунгарским правлением от рук Цеванга Рабтана . [23]
Лишь несколько поколений спустя Джунгария оправилась от разрушения и почти полного уничтожения джунгар после массового убийства почти миллиона джунгар. [24] Историк Питер К. Пердью показал, что уничтожение джунгар было результатом явной политики истребления, начатой Цяньлуном. [25] Пердью объяснил уничтожение джунгар «преднамеренным применением резни» и назвал это «этническим геноцидом». [26]
«Окончательное решение» геноцида Цин для решения проблемы джунгар сделало возможным поселение при поддержке Цин миллионов ханьцев, хуэйцев, жителей Туркестанского оазиса (уйгуров) и маньчжурских знаменосцев в Джунгарии, поскольку теперь эта земля была лишена джунгар. [25] Джунгарию . , которую раньше населяли джунгары, в настоящее время населяют казахи [27] В северном Синьцзяне Цин привел ханьских, хуэйских , уйгурских, сибэских и казахских колонистов после того, как они истребили джунгарских ойратских монголов в регионе, при этом одна треть общего населения Синьцзяна составляла хуэй и хань в северной части, в то время как около двух треть составляли уйгуры, проживающие в Таримской котловине южного Синьцзяна. [28] В Джунгарии Цин основал новые города, такие как Урумчи (бывший Дихуа Цин, 迪化) и Инин . [29] Цин были теми, кто объединил Синьцзян и изменил его демографическую ситуацию. [30]
Депопуляция северного Синьцзяна после резни ойратов-буддистов Ваджраяны привела к тому, что Цин заселил маньчжуров, сибо (сибэ), дауров , солонов , ханьцев, мусульман-хуэйцев и тюркских мусульман- таранчи на севере, а ханьцы-китайцы и хуэй-мигранты стали заселять северную часть Синьцзяна . появилось наибольшее число поселенцев. Поскольку именно разгром буддистов Оёлёдов (джунгар) Цин привел к распространению ислама и расширению прав и возможностей мусульманских бегов в южном Синьцзяне, а также к миграции мусульманских таранчей в северный Синьцзян, Генри Шварц предположил, что « Победа Цин была в определенном смысле победой ислама». [31] Синьцзян как единая определенная географическая идентичность была создана и развита Цин. Именно Цин привел к усилению власти тюркских мусульман в регионе, поскольку власть монголов была подавлена Цин, в то время как Цин терпимо относился к тюркской мусульманской культуре и самобытности или даже поощрял их. [32]
Цяньлун открыто отметил завоевание Цин джунгар как добавление новой территории в Синьцзяне к «Китаю», определив Китай как многоэтническое государство, отвергая идею о том, что Китай имел в виду только ханьские территории в «собственном Китае», а это означает, что, согласно Цин Как ханьские, так и неханьские народы были частью «Китая», в который входил Синьцзян, отвоеванный Цин у джунгар. [33] После того, как Цин завершил завоевание Джунгарии в 1759 году, они провозгласили, что новая земля, которая раньше принадлежала джунгарам, теперь присоединена к «Китаю» (Дулимбай Гурун) в мемориале на маньчжурском языке. [34] [35]
Цин разъяснял свою идеологию, согласно которой они объединяли «внешних» неханьских китайцев, таких как внутренние монголы, восточные монголы, ойратские монголы и тибетцы, вместе с «внутренними» ханьскими китайцами, в «одну семью», объединенную в Цин. В государстве, показывающем, что все различные подданные Цин были частью одной семьи, Цин использовал фразу «Чжун Вай И Цзя» 中外一家 или «Нэй Вай И Цзя» 內外一家 («внутреннее и внешнее как одна семья»), передать эту идею «объединения» разных народов. [36] В маньчжурском чиновника Тулишена отчете маньчжурского о его встрече с лидером торгутов Аюка-ханом упоминалось, что, хотя торгуты отличались от русских, «народ Центрального царства» (дулимба-и гурун中國, Чжунго) был как торгутские монголы, а «народ Центрального царства» назывался маньчжурами. [37]
Хулун Буир Улоды образовали административное знамя вдоль рек Имин и Шинехен. Во времена династии Цин часть из них переселилась в Якэси город . В 1764 году многие улоды мигрировали в провинцию Ховд в Монголии и оказывали барщинные услуги Ховдскому гарнизону Цин. В 1989 году их число достигло 9100. Они требовали создания единой административной единицы. [38]
Джунгары, оставшиеся в Синьцзяне, также были переименованы в улодов. они доминировали в 30 из 148 монгольских сумм В эпоху династии Цин . В 1999 году их было 25 000.
- Простолюдин из Илии и других регионов с женой. Хуан Цин Чжигун Ту, 1769 г.
- Аюси верхом на лошади
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Итоги VPN 2010. Архивировано 5 июня 2016 г. на сайте Wayback Machine Всероссийская перепись населения 2010 г.
- ^ «ПРЕЗИДЕНТ.МН» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2016 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ Государственный комитет статистики Украины - Национальный состав населения, перепись 2001 г. (украинский)
- ^ Гучинова, Эльза-Блэр М. (осень 2002 г.). «Калмыки в США» . Антропология и археология Евразии . 41 (2): 8. doi : 10.2753/AAE1061-195941027 . S2CID 144027029 . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ CP Atwood-Энциклопедия Монголии и Монгольской империи, стр. 425
- ^ «Национальная перепись населения Монголии 2010 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2011 г.
- ^ Главы 3–7 Perdue 2005 описывают взлет и падение Джунгарского ханства и его отношения с другими монгольскими племенами, династией Цин и Российской империей .
- ^ Хейнс, Спенсер (2017). «Военная революция» приходит в центрально-евразийскую степь: уникальный случай Зунгара (1676–1745)». Монголика: Международный журнал монгольских исследований . 51 : 170–185.
- ^ Кларк 2004 , с. 37.
- ^ Миллуорд 2007 , с. 95
- ^ Миллуорд 2007 , с. 95
- ↑ Записи императора Гаоцзунчуня династии Цин, 24-й год правления Цяньлуна.
- ^ Стратегия умиротворения Джунгара
- ^ Латтимор, Оуэн (1950). Ось Азии; Синьцзян и внутренние азиатские границы Китая и России . Маленький, Браун. п. 126 .
- ^ Jump up to: а б Пердью, 2005 , стр. 283–287.
- ^ Старр 2004 , с. 54
- ^ Вэй Юань , Военная история династии Цин , т. 4 «Среди 100 000 домохозяйств четверо из десяти умерли сначала от оспы, двое из десяти, бежавших затем в Россию и Казахстан, и десять из десяти убитых. 3. Помимо щедрых наград для женщин и детей, лишь немногие домохозяйства в Эруте, приехавшие в лагерь, установили помощников и ангжи. Кроме того, на тысячи миль нет ни крыши, ни палатки. "
- ^ Чу, Вэнь-Джанг (1966). Мусульманское восстание в Северо-Западном Китае 1862-1878 гг . Мутон и компания. п. 1.
- ^ «Майкл Эдмунд Кларк, В глазах власти (докторская диссертация), Брисбен, 2004, стр. 37» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 г. Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Левен 2008 , с. 188
- ^ Лорге 2006 , с. 165.
- ^ Ким 2008 , стр. 49, 134, 308
- ^ Ким 2008 , с. 139
- ^ Тайлер 2004 , с. 55
- ^ Jump up to: а б Пердью 2009 , с. 285
- ^ Пердью 2005 , стр. 283–285
- ^ Тайлер 2004 , с. 4
- ^ Старр 2004 , с. 243
- ^ Миллуорд 1998 , с. 102
- ^ Лю и Фор 1996 , с. 71
- ^ Лю и Фор 1996 , с. 72
- ^ Лю и Фор 1996 , с. 76
- ^ Чжао 2006 , стр. 11, 12.
- ^ Даннелл и др. 2004 , стр. 77, 83
- ^ Эллиотт 2001 , с. 503
- ^ Даннелл и др. 2004 , стр. 76–77
- ^ Пердью 2009 , с. 218
- ^ Чулуунбаатар с. 170.
Источники
[ редактировать ]- Чулуунбаатар, Отгонбаяр (2010). «Культурная и этническая самобытность ойратских народов» (PDF) . В Ленер, Э. (ред.). Вдоль Великой стены: архитектура и идентичность в Китае и Монголии . Вена: IVA-ICRA. стр. 165–172. ISBN 978-3-900265-21-2 .
- Кларк, Майкл Эдмунд (2004). В оке силы: Китай и Синьцзян от цинского завоевания до «новой большой игры» для Центральной Азии, 1759–2004 гг. (PDF) (Диссертация). Университет Гриффита, Брисбен: факультет международного бизнеса и азиатских исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2008 г.
- Даннелл, Рут В.; Эллиотт, Марк С.; Форе, Филипп; Миллуорд, Джеймс А. (2004). Новая имперская история Цин: создание Внутреннеазиатской империи в Цин Чэндэ . Рутледж. ISBN 978-1134362226 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Эллиотт, Марк К. (2001). Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднем императорском Китае (иллюстрировано, переиздание). Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804746847 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Хейнс, Р. Спенсер (2015). «Миф, заблуждение и мотив Зунгарской интервенции в Халха-Монголию в 17 веке». Документ, представленный на Третьей открытой конференции по монгольским исследованиям, Канберра, АКТ, Австралия . Австралийский национальный университет.
- Хейнс, Р. Спенсер (2016). «Физические остатки Зунгарского наследия в Центральной Евразии: некоторые заметки с мест». Доклад, представленный на семинаре «Социальные и экологические изменения на Монгольском плато», Канберра, АКТ, Австралия . Австралийский национальный университет.
- Хейнс, Спенсер (2017). «Военная революция» приходит в центрально-евразийскую степь: уникальный случай Зунгара (1676–1745)». Монголика: Международный журнал монгольских исследований . 51 . Международная ассоциация монголистов: 170–185.
- Ким, Кванмин (2008). Святые брокеры: мусульмане-уйгуры, торговля и становление Цин в Центральной Азии, 1696–1814 гг . Калифорнийский университет, Беркли. ISBN 978-1109101263 . Архивировано из оригинала 4 декабря 2016 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- Лю, Тао Тао; Фор, Дэвид (1996). Единство и разнообразие: местные культуры и идентичности в Китае . Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-9622094024 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Левен, Марк (2008). «Империи, коренные народы и геноциды» . У Моисея, А. Дирк (ред.). Империя, колония, геноцид: завоевание, оккупация и сопротивление подчиненных в мировой истории . Оксфорд и Нью-Йорк: Берган. стр. 183–204. ISBN 978-1-84545-452-4 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Миллуорд, Джеймс (1 июня 1998 г.). За перевалом: экономика, этническая принадлежность и империя в Цинской Центральной Азии, 1759–1864 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804729338 .
- Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231139243 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Пердью, Питер С. (2009). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии (переиздание). Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674042025 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Пердью, Питер С. (2005). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии (иллюстрированное издание). Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674016842 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Старр, С. Фредерик, изд. (2004). Синьцзян: мусульманская граница Китая (иллюстрированное издание). Я Шарп. ISBN 978-0765613189 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Теобальд, Ульрих (2013). Военные финансы и логистика в позднем императорском Китае: исследование второй кампании Цзиньчуань (1771–1776) . БРИЛЛ. ISBN 978-9004255678 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Тайлер, Кристиан (2004). Дикий Запад, Китай: Укрощение Синьцзяна (иллюстрировано, переиздание). Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0813535333 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Чжао, Банда (январь 2006 г.). «Переосмысление китайской имперской идеологии Цин и рост современной китайской национальной идентичности в начале двадцатого века» (PDF) . Современный Китай . 32 (1): 3–30. дои : 10.1177/0097700405282349 . JSTOR 20062627 . S2CID 144587815 . Архивировано из оригинала 25 марта 2014 г. Проверено 17 апреля 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Начальные времена» ойратской истории Archived 2012-02-24 at the Wayback Machine (in Russian)
- ДНК нации или Исторический психотип ойратов Archived 2012-02-24 at the Wayback Machine (in Russian)
- Четыре типа ойратской красоты Archived 2012-02-24 at the Wayback Machine (in Russian)
- Последние данные по локализации и численности ойрат (htm републикация) Archived 2010-07-05 at the Wayback Machine (in Russian)