Алтан Хан
Алтан Хан | |
---|---|
Хан Тюмеда | |
![]() | |
1-й король Мин Шуньи (Король Шуньи) | |
Царствование | 21 апреля 1571 г. - 26 февраля 1582 г. |
Предшественник | Первый |
Преемник | Сенгге Дюренг |
Рожденный | 1507 |
Умер | 1582 г. (74–75 лет) |
Супруг | Эркетю Катун |
Дом | Борижин |
Отец | Барс Болуд Джинонг |
Религия | Тибетский буддизм |

Алтан-хан Тюмеда (1507–1582; монгольский : ᠠᠯᠲᠠᠨ ᠬᠠᠨ, Золотой хан ; китайский : 阿勒坦汗), чье имя было Анда ( монгольский : Алтан (Анда); [1] Китайский : 俺答), был лидером Тюмед . монголов [2] [3] [4] де-факто правитель правого крыла, или западных племен, монголов и первый король Мин Шуньи (顺义王). Он был внуком Даян-хана (1464–1543), потомка Хубилай-хана (1215–1294), которому удалось объединить племенной союз между халха-монголами на севере и чахарами (цахарами) на юге. означает «Золотой хан Его имя на монгольском языке ».
Консолидация власти
[ редактировать ]Борджигин Барсболадин Алтан был вторым сыном Барса Болуда Джинонга и внуком Батумонгке Даян-хана , который воссоединил монгольскую знать в попытке вернуть себе славу династии Юань . Алтан-хан правил Тюмедом и принадлежал к правому крылу монголов вместе со своим старшим братом Гюн Билигом , правившим Ордосом . После смерти Гюн Билига в 1542 году Алтан стал фактическим лидером всего правого крыла и получил титул «Тёшетю Сечен-хан».
Когда Боди Алаг-хан , каган монголов из Чахара , умер в 1547 году, Алтан вынудил преемника Боди-Алаха Дарайисунга Кюденг-хана бежать на восток. В 1551 году Дарайсунг пошел на компромисс с Алтаном в обмен на присвоение ему титула «Гегин-хан». [5] Алтан-хан, который контролировал тумен Ордос на реке Хуанхэ или Хуанхэ , имел хорошие возможности для оказания давления на китайцев и ойратских монголов в Тибете, одновременно развивая сельское хозяйство и торговлю. [6]
Алтан-хан также основал город Кёкэ-Хота ( Хох-Хото , что означает «Голубой город»), ныне столицу автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики . [7] На одной из главных площадей города стоит его впечатляющая статуя.
Стать высокопоставленным чиновником Минского Китая.
[ редактировать ]Алтан-хан возглавлял набеги на династию Мин в 1529, 1530 и 1542 годах, возвращаясь с добычей и домашним скотом. В 1550 году он пересек Великую стену и осадил Пекин , поджег пригороды. [8] В 1552 году Алтан-хан получил контроль над остатками Каракорума , старой монгольской столицы. [9] Император Лунцин , правящий император династии Мин, был вынужден предоставить ханству особые торговые права , что позволило ему обменивать лошадей на шелка, что еще больше укрепило его экономически. В 1570 году (隆慶四年) произошло событие Анда Фэн Гун (китайский:俺答封贡). [ соответствующий? ] В 1571 году Алтан-хан согласился платить дань Мин , даровал ему титул Шуньи Ван («принц, соответствующий праведности») и печать власти и император Лунцин (4 марта 1537 г. - 5 июля 1572 г.). , 12-й император Китая ( династия Мин ). Император также дал новой столице Алтан-хана новое имя — Гуйхуа , что означает «возвращение к цивилизации». [10] [2] [11] [12] Еще более 60 человек, включая брата и племянника Алтан-хана, также были назначены на высокие официальные должности Мин. [13] По просьбе Алтан-хана его сын Сенгге Дюренг также получил официальную должность от Мина. [14]
Союз с гелугами
[ редактировать ]
Алтан-хана особенно помнят за установление связей между Монголией и религиозными лидерами тибетского ордена Гелуг . Он очень заинтересовался гелугом, и Пекин был рад предоставить ему тибетских лам (учителей), тибетские писания и переводы. [2] Алтан-хан впервые пригласил Сонама Гьяцо в Тюмед в 1569 году, но, по-видимому, отказался ехать и послал вместо него ученика, который доложил ему о великой возможности распространения буддийского учения по всей Монголии . [15] [ нужна проверка ]
В 1573 году Алтан-хан взял в плен нескольких тибетских буддийских монахов. [16] [ соответствующий? ]
Сонам Гьяцо принял приглашение Алтан-хана в Тюмед в 1577 году. [17] Позднее Алтан-хан приказал Тегчен Чонхор , первый монастырь Монголии. построить на месте встречи [18] Также правитель халха-монголов Абтай Саин-хан примчался в Тюмед для встречи с Далай-ламой. Монастырь Эрдэнэ-Зуу был построен им в 1586 году на месте бывшей монгольской столицы Каракорума после принятия им буддизма в качестве государственной религии. [19] Этот монастырь также часто (ошибочно) называют первым монастырем в Монголии, и он превратился в крупное учреждение. В 1792 году здесь было 68 храмов и около 15 000 лам. [20]
Сонам Гьяцо публично заявил, что он является реинкарнацией тибетского Сакья монаха Дрогона Чогьяла Пхагпы (1235–1280), обратившего Хубилай-хана в веру . Он также утверждал, что Алтан-хан был реинкарнацией Хубилай-хана (1215–1294), знаменитого правителя Монгольской империи и императора Китая, и что они снова собрались вместе, чтобы сотрудничать в распространении буддийской религии. [21] [22]
Алтан-хан назвал Сонам Гьяцо «Далай» (перевод на монгольский языка имени Гьяцо, что означает «океан») в 1578 году. [17] а в октябре 1587 года по просьбе семьи Алтан-хана Гьялва Сонам Гьяцо был повышен до Дуу Эр Чжу Чанга (китайский: 朵儿只唱) императором Китая, ему были вручены печать власти и золотые листы. [23] В результате Сонам Гьяцо стал известен как Далай-лама , который с тех пор используется в качестве титула, который часто переводится на английский как «Океан мудрости». Титул также был посмертно присвоен Гендуну Друпу и Гендуну Гьяцо , которые считались предыдущими воплощениями Сонама Гьяцо. [24] Таким образом, Сонам Гьяцо был признан уже Третьим Далай-ламой. [24]
Сонам Гьяцо так и не вернулся в Тибет, но продолжал заниматься прозелитизмом среди монголов. [24] Тюмед-монголы и их союзники были приобщены к традиции гелуг , которая должна была стать основным духовным направлением монголов в последующие века. [24]
Послание Сонама Гьяцо заключалось в том, что пришло время Монголии принять буддизм, что с этого времени больше не должно быть никаких жертвоприношений животных, не должно быть никакого лишения жизни ни животных, ни людей, военные действия должны проводиться только с определенной целью и принесение женщин в жертву на погребальных кострах мужей должно быть отменено. [25] Он также добился указа об отмене монгольского обычая кровавых жертвоприношений. [26] «Эти и многие другие подобные законы были изложены Гьялвой Сонамом Гьяцо и установлены Алтан-ханом». [27]
Масштабная программа перевода с тибетского (и санскрита) [28] был начат перевод текстов на монгольский язык с буквами, написанными серебром и золотом и оплаченными монгольскими преданными Далай-ламы. За 50 лет практически все монголы стали буддистами, причем десятки тысяч монахов были членами ордена Гелуг , верными Далай-ламе. [18]
Когда Сонам Гьяцо умер в 1588 году, его воплощением – и, таким образом, новым Далай-ламой – стал правнук Алтан-хана. [24]
Смерть
[ редактировать ]Алтан-хан умер в 1582 году, всего через одиннадцать лет после того, как стал королем Шуньи Минского Китая, и всего через четыре года после встречи с Третьим Далай-ламой. Ему тогда было 74 или 75 лет. [21]
Преемственность
[ редактировать ]Титул Алтан-хана Шуньи Ван (顺义王) унаследовал его сын Сенгге Дюренг , которого поддержал Мин . китайский двор [29] Правнук Алтан-хана, Йонтен Гьяцо, был избран Четвертым Далай-ламой .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Золотой Хан Mongoltoli.mn
- ^ Jump up to: а б с Джон В. Дардесс (2012). Минский Китай, 1368-1644: Краткая история устойчивой империи . Роуман и Литтлфилд. п. 16. ISBN 978-1-4422-0491-1 .
- ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация , стр. 81-82. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 978-0-8047-0806-7 (ткань); ISBN 978-0-8047-0901-9 (бумажный).
- ^ Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история. Второе издание, исправленное и дополненное , с. 41. Шамбала, Бостон и Лондон. ISBN 978-0-87773-376-8 (пбк).
- ^ Сампилдондов Чулун; Урадын Э. Слепота (28 июня 2013 г.). Тринадцатый Далай-лама в бегах (1904-1906): Архивные документы из Монголии . Блестящий. п. 16. ISBN 978-90-04-25455-8 .
- ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание (1977), Vol. 12, с. 373.
- ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание (1977), Vol. я, с. 275.
- ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 141. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание (1977), Vol. 9, с. 601.
- ↑ История Мин: Он также собрал мнения древних чиновников и придворных чиновников и подарил королевскую печать, еду и награды, но посланники дани не послушались и вошли в столицу.
- ^ Питер С. Пердью (30 июня 2009 г.). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии . Издательство Гарвардского университета. п. 66. ИСБН 978-0-674-04202-5 .
- ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 143. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ https://m.sohu.com/a/704380634_121124386 В 1571 году двор Мин даровал Анда-хану титул «короля Шуньи» его младшему брату Бадуэру, племяннику Цзи Нэну (Яоэр Ду Си Бу Цзиньонг). ) и другие были следующими: более 60 человек в Тайцзи получили официальные должности династии Мин, такие как губернатор, командующий, тысяча семей и сто семей, и были вознаграждены в соответствии со своими должностями, Анда Хан и другие отдали дань уважения Мин. Династия каждый год, и правая Монголия наконец установила взаимные торговые отношения с династией Мин. В 1571 году династия Мин даровала Анда-хану титул «короля Шуньи», его младшему брату Бадуэру, племяннику Цзи Нэну (Яоэрду Сибу Цзи Нонг) и другим, более 60 человек были назначены губернатором, командующим, Официальные должности Цяньху и Байфу в династии Мин были предоставлены в соответствии с их должностями. Анда Хан и другие каждый год отдавали дань уважения династии Мин, наконец, установили взаимную дань и торговые отношения с династией Мин.
- ^ История Мин: Кун Дули, Синь Ай и т. д. были награждены официальными лицами.
- ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 218. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN 978-0-671-20099-2 (hbk); ISBN 978-0-671-20559-1 (пбк).
- ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация , с. 81. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 978-0-8047-0806-7 (ткань); ISBN 978-0-8047-0901-9 (бумажный).
- ^ Jump up to: а б Маккей 2003, с. 18
- ^ Jump up to: а б Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 144. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ "Монастырь Эрдэнэ Зуу" «Монастырь Эрдэнэ Зуу – мандал» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 года . Проверено 7 декабря 2007 г. по состоянию на 7 декабря 2007 г.
- ↑ Откройте для себя Монголию . Архивировано 13 декабря 2007 г. на Wayback Machine, по состоянию на 7 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 146. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ Норбу, Тубтен Джигме ; Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета . Саймон и Шустер. п. 219. ИСБН 9780671205591 .
- ^ В «Записях династии Мин» также записано: «В Динмао в октябре 15-го года правления Ваньли (1587 г.) ... Фансэн Далай (Далай-лама) был возведен на трон. Дуоэр только спел титул, но еще давал заказы, книги......"
- ^ Jump up to: а б с д и Маккей 2003, с. 19
- ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 219. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN 978-0-671-20099-2 (hbk); ISBN 978-0-671-20559-1 (пбк).
- ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация, с. 82. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 978-0-8047-0806-7 (ткань); ISBN 978-0-8047-0901-9 (бумажный).
- ^ Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации, с. 146. Издательство Clear Light, Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 978-1-57416-092-5 .
- ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание (1977), Vol. 12, с. 374.
- ^ Весна А. Уоллес (2015). Буддизм в истории, культуре и обществе Монголии . Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN 978-0-19-995866-5 .
Источники
[ редактировать ]
- Маккей, А. (редактор) (2003): История Тибета . Издательство: RoutledgeCurzon. ISBN 978-0-7007-1508-4