Jump to content

Алтан Хан

Алтан Хан
Хан Тюмеда
1-й король Мин Шуньи (Король Шуньи)
Царствование 21 апреля 1571 г. - 26 февраля 1582 г.
Предшественник Первый
Преемник Сенгге Дюренг
Рожденный 1507  ( 1507 )
Умер 1582 г. (74–75 лет)
Супруг Эркетю Катун
Дом Борижин
Отец Барс Болуд Джинонг
Религия Тибетский буддизм
Регион, которым правил Алтан-хан с 1571 года нашей эры.

Алтан-хан Тюмеда (1507–1582; ​​монгольский : ᠠᠯᠲᠠᠨ ᠬᠠᠨ, Золотой хан ; китайский : 阿勒坦汗), чье имя было Анда ( монгольский : Алтан (Анда); [1] Китайский : 俺答), был лидером Тюмед . монголов [2] [3] [4] де-факто правитель правого крыла, или западных племен, монголов и первый король Мин Шуньи (顺义王). Он был внуком Даян-хана (1464–1543), потомка Хубилай-хана (1215–1294), которому удалось объединить племенной союз между халха-монголами на севере и чахарами (цахарами) на юге. означает «Золотой хан Его имя на монгольском языке ».

Консолидация власти

[ редактировать ]

Борджигин Барсболадин Алтан был вторым сыном Барса Болуда Джинонга и внуком Батумонгке Даян-хана , который воссоединил монгольскую знать в попытке вернуть себе славу династии Юань . Алтан-хан правил Тюмедом и принадлежал к правому крылу монголов вместе со своим старшим братом Гюн Билигом , правившим Ордосом . После смерти Гюн Билига в 1542 году Алтан стал фактическим лидером всего правого крыла и получил титул «Тёшетю Сечен-хан».

Когда Боди Алаг-хан , каган монголов из Чахара , умер в 1547 году, Алтан вынудил преемника Боди-Алаха Дарайисунга Кюденг-хана бежать на восток. В 1551 году Дарайсунг пошел на компромисс с Алтаном в обмен на присвоение ему титула «Гегин-хан». [5] Алтан-хан, который контролировал тумен Ордос на реке Хуанхэ или Хуанхэ , имел хорошие возможности для оказания давления на китайцев и ойратских монголов в Тибете, одновременно развивая сельское хозяйство и торговлю. [6]

Алтан-хан также основал город Кёкэ-Хота ( Хох-Хото , что означает «Голубой город»), ныне столицу автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики . [7] На одной из главных площадей города стоит его впечатляющая статуя.

Стать высокопоставленным чиновником Минского Китая.

[ редактировать ]

Алтан-хан возглавлял набеги на династию Мин в 1529, 1530 и 1542 годах, возвращаясь с добычей и домашним скотом. В 1550 году он пересек Великую стену и осадил Пекин , поджег пригороды. [8] В 1552 году Алтан-хан получил контроль над остатками Каракорума , старой монгольской столицы. [9] Император Лунцин , правящий император династии Мин, был вынужден предоставить ханству особые торговые права , что позволило ему обменивать лошадей на шелка, что еще больше укрепило его экономически. В 1570 году (隆慶四年) произошло событие Анда Фэн Гун (китайский:俺答封贡). [ соответствующий? ] В 1571 году Алтан-хан согласился платить дань Мин , даровал ему титул Шуньи Ван («принц, соответствующий праведности») и печать власти и император Лунцин (4 марта 1537 г. - 5 июля 1572 г.). , 12-й император Китая ( династия Мин ). Император также дал новой столице Алтан-хана новое имя — Гуйхуа , что означает «возвращение к цивилизации». [10] [2] [11] [12] Еще более 60 человек, включая брата и племянника Алтан-хана, также были назначены на высокие официальные должности Мин. [13] По просьбе Алтан-хана его сын Сенгге Дюренг также получил официальную должность от Мина. [14]

Союз с гелугами

[ редактировать ]
Алтан-хан как икона буддизма.

Алтан-хана особенно помнят за установление связей между Монголией и религиозными лидерами тибетского ордена Гелуг . Он очень заинтересовался гелугом, и Пекин был рад предоставить ему тибетских лам (учителей), тибетские писания и переводы. [2] Алтан-хан впервые пригласил Сонама Гьяцо в Тюмед в 1569 году, но, по-видимому, отказался ехать и послал вместо него ученика, который доложил ему о великой возможности распространения буддийского учения по всей Монголии . [15] [ нужна проверка ]

В 1573 году Алтан-хан взял в плен нескольких тибетских буддийских монахов. [16] [ соответствующий? ]

Сонам ​​Гьяцо принял приглашение Алтан-хана в Тюмед в 1577 году. [17] Позднее Алтан-хан приказал Тегчен Чонхор , первый монастырь Монголии. построить на месте встречи [18] Также правитель халха-монголов Абтай Саин-хан примчался в Тюмед для встречи с Далай-ламой. Монастырь Эрдэнэ-Зуу был построен им в 1586 году на месте бывшей монгольской столицы Каракорума после принятия им буддизма в качестве государственной религии. [19] Этот монастырь также часто (ошибочно) называют первым монастырем в Монголии, и он превратился в крупное учреждение. В 1792 году здесь было 68 храмов и около 15 000 лам. [20]

Сонам ​​Гьяцо публично заявил, что он является реинкарнацией тибетского Сакья монаха Дрогона Чогьяла Пхагпы (1235–1280), обратившего Хубилай-хана в веру . Он также утверждал, что Алтан-хан был реинкарнацией Хубилай-хана (1215–1294), знаменитого правителя Монгольской империи и императора Китая, и что они снова собрались вместе, чтобы сотрудничать в распространении буддийской религии. [21] [22]

Алтан-хан назвал Сонам ​​Гьяцо «Далай» (перевод на монгольский языка имени Гьяцо, что означает «океан») в 1578 году. [17] а в октябре 1587 года по просьбе семьи Алтан-хана Гьялва Сонам ​​Гьяцо был повышен до Дуу Эр Чжу Чанга (китайский: 朵儿只唱) императором Китая, ему были вручены печать власти и золотые листы. [23] В результате Сонам ​​Гьяцо стал известен как Далай-лама , который с тех пор используется в качестве титула, который часто переводится на английский как «Океан мудрости». Титул также был посмертно присвоен Гендуну Друпу и Гендуну Гьяцо , которые считались предыдущими воплощениями Сонама Гьяцо. [24] Таким образом, Сонам ​​Гьяцо был признан уже Третьим Далай-ламой. [24]

Сонам ​​Гьяцо так и не вернулся в Тибет, но продолжал заниматься прозелитизмом среди монголов. [24] Тюмед-монголы и их союзники были приобщены к традиции гелуг , которая должна была стать основным духовным направлением монголов в последующие века. [24]

Послание Сонама Гьяцо заключалось в том, что пришло время Монголии принять буддизм, что с этого времени больше не должно быть никаких жертвоприношений животных, не должно быть никакого лишения жизни ни животных, ни людей, военные действия должны проводиться только с определенной целью и принесение женщин в жертву на погребальных кострах мужей должно быть отменено. [25] Он также добился указа об отмене монгольского обычая кровавых жертвоприношений. [26] «Эти и многие другие подобные законы были изложены Гьялвой Сонамом Гьяцо и установлены Алтан-ханом». [27]

Масштабная программа перевода с тибетского (и санскрита) [28] был начат перевод текстов на монгольский язык с буквами, написанными серебром и золотом и оплаченными монгольскими преданными Далай-ламы. За 50 лет практически все монголы стали буддистами, причем десятки тысяч монахов были членами ордена Гелуг , верными Далай-ламе. [18]

Когда Сонам ​​Гьяцо умер в 1588 году, его воплощением – и, таким образом, новым Далай-ламой – стал правнук Алтан-хана. [24]

Алтан-хан умер в 1582 году, всего через одиннадцать лет после того, как стал королем Шуньи Минского Китая, и всего через четыре года после встречи с Третьим Далай-ламой. Ему тогда было 74 или 75 лет. [21]

Преемственность

[ редактировать ]

Титул Алтан-хана Шуньи Ван (顺义王) унаследовал его сын Сенгге Дюренг , которого поддержал Мин . китайский двор [29] Правнук Алтан-хана, Йонтен Гьяцо, был избран Четвертым Далай-ламой .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Золотой Хан Mongoltoli.mn
  2. ^ Jump up to: а б с Джон В. Дардесс (2012). Минский Китай, 1368-1644: Краткая история устойчивой империи . Роуман и Литтлфилд. п. 16. ISBN  978-1-4422-0491-1 .
  3. ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация , стр. 81-82. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN   978-0-8047-0806-7 (ткань); ISBN   978-0-8047-0901-9 (бумажный).
  4. ^ Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история. Второе издание, исправленное и дополненное , с. 41. Шамбала, Бостон и Лондон. ISBN   978-0-87773-376-8 (пбк).
  5. ^ Сампилдондов Чулун; Урадын Э. Слепота (28 июня 2013 г.). Тринадцатый Далай-лама в бегах (1904-1906): Архивные документы из Монголии . Блестящий. п. 16. ISBN  978-90-04-25455-8 .
  6. ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание (1977), Vol. 12, с. 373.
  7. ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание (1977), Vol. я, с. 275.
  8. ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 141. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1 .
  9. ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание (1977), Vol. 9, с. 601.
  10. История Мин: Он также собрал мнения древних чиновников и придворных чиновников и подарил королевскую печать, еду и награды, но посланники дани не послушались и вошли в столицу.
  11. ^ Питер С. Пердью (30 июня 2009 г.). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии . Издательство Гарвардского университета. п. 66. ИСБН  978-0-674-04202-5 .
  12. ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 143. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1 .
  13. ^ https://m.sohu.com/a/704380634_121124386 В 1571 году двор Мин даровал Анда-хану титул «короля Шуньи» его младшему брату Бадуэру, племяннику Цзи Нэну (Яоэр Ду Си Бу Цзиньонг). ) и другие были следующими: более 60 человек в Тайцзи получили официальные должности династии Мин, такие как губернатор, командующий, тысяча семей и сто семей, и были вознаграждены в соответствии со своими должностями, Анда Хан и другие отдали дань уважения Мин. Династия каждый год, и правая Монголия наконец установила взаимные торговые отношения с династией Мин. В 1571 году династия Мин даровала Анда-хану титул «короля Шуньи», его младшему брату Бадуэру, племяннику Цзи Нэну (Яоэрду Сибу Цзи Нонг) и другим, более 60 человек были назначены губернатором, командующим, Официальные должности Цяньху и Байфу в династии Мин были предоставлены в соответствии с их должностями. Анда Хан и другие каждый год отдавали дань уважения династии Мин, наконец, установили взаимную дань и торговые отношения с династией Мин.
  14. ^ История Мин: Кун Дули, Синь Ай и т. д. были награждены официальными лицами.
  15. ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 218. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN   978-0-671-20099-2 (hbk); ISBN   978-0-671-20559-1 (пбк).
  16. ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация , с. 81. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN   978-0-8047-0806-7 (ткань); ISBN   978-0-8047-0901-9 (бумажный).
  17. ^ Jump up to: а б Маккей 2003, с. 18
  18. ^ Jump up to: а б Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 144. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1 .
  19. ^ "Монастырь Эрдэнэ Зуу" «Монастырь Эрдэнэ Зуу – мандал» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 года . Проверено 7 декабря 2007 г. по состоянию на 7 декабря 2007 г.
  20. Откройте для себя Монголию . Архивировано 13 декабря 2007 г. на Wayback Machine, по состоянию на 7 декабря 2007 г.
  21. ^ Jump up to: а б Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 146. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1 .
  22. ^ Норбу, Тубтен Джигме ; Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета . Саймон и Шустер. п. 219. ИСБН  9780671205591 .
  23. ^ В «Записях династии Мин» также записано: «В Динмао в октябре 15-го года правления Ваньли (1587 г.) ... Фансэн Далай (Далай-лама) был возведен на трон. Дуоэр только спел титул, но еще давал заказы, книги......"
  24. ^ Jump up to: а б с д и Маккей 2003, с. 19
  25. ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета , с. 219. Touchstone Books, Нью-Йорк. ISBN   978-0-671-20099-2 (hbk); ISBN   978-0-671-20559-1 (пбк).
  26. ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация, с. 82. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN   978-0-8047-0806-7 (ткань); ISBN   978-0-8047-0901-9 (бумажный).
  27. ^ Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации, с. 146. Издательство Clear Light, Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN   978-1-57416-092-5 .
  28. ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание (1977), Vol. 12, с. 374.
  29. ^ Весна А. Уоллес (2015). Буддизм в истории, культуре и обществе Монголии . Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN  978-0-19-995866-5 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9018ac6a004d7b28b3325b1625caeadf__1721940660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/df/9018ac6a004d7b28b3325b1625caeadf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Altan Khan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)